Что делать, если задержали рейс?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если задержали рейс?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если в планах пассажира, международный рейс которого отменили, сделать так, чтобы была получена компенсация за задержкурейса самолета, важно убедиться, что причина подобной проблемы входит в список компенсируемых. Обычно все причины, по которым самолет не смог покинуть аэропорт можно разделить на две большие группы. В первую входят причины, которые возникли по вине авиаперевозчика, а вторые являются следствием независимых причин. Чтобы определить, какая из них действует, важно разобраться в каждой категории подробнее.
Страховка от задержания авиарейса
Чтобы обезопасить себя от опозданий во время полета, пассажир может использовать авиастраховку. Если компания не сможет вовремя предоставить самолет на ваш рейс, можно получить компенсацию.
Если вы застрахованы, вы сможете рассчитывать на выплату компенсации вне зависимости от причины опоздания и времени. Страховка распространяется также на случаи овербукинга и отмены рейса. Если у вас есть страховка, и вылет не состоялся из-за вашего опоздания на регистрацию, вы все равно вправе получить выплату.
Страховка покрывает такие расходы как:
- Питание.
- Проживание в отеле на время задержки.
- Расходы на покупку гигиенических средств.
- Трансфер от аэропорта до отеля, а также обратно.
- Покупка нового билета на вылет.
При опозданиях на стыковочный рейс по вине авиакомпаний пассажиры могут столкнуться с некоторыми неудобствами. Авиакомпании которые задерживают рейс, чтобы загладить вину, предлагают им компенсацию и полезные услуги. В большинстве случаев все выплаты клиенты могут получить, не обращаясь в суд.
Требовать компенсацию за задержку рейса, которая произошла по вине неопределимых обстоятельств нельзя, также как подать иск или жалобу на авиакомпанию. И перевозчики часто пытаются избежать своей ответственности, ссылаясь на причины, которые находятся вне их компетенции, хотя на самом деле это не так. Нечто подобное случилось в 2017 году и ещё раньше. Потому если считаете, что вина перевозчика действительно есть, необходимо действовать.
Авиакомпания может не удовлетворить жалобу, если задержка была по причине распоряжения органов власти, серьезного погодного или природного катаклизма. Важно, чтобы компания не могла повлиять на происходящее. Если ничего подобного не происходило, а авиакомпания не выполнила свои обязанности, можно смело обращаться за помощью к судебным инстанциям. Но такая мера будет уместной, если на претензию никто не прореагировал.
Также могут быть представлены другие выплаты, которые могут компенсировать сопутствующие расходы, если произошла задержка. Например, если человек из-за задержки самолета не смог попасть на концерт, то есть, потерял деньги ещё и за билет на рассматриваемое выступление. Кроме того, можно получить компенсацию за билеты на просроченные автобусные билеты и на ЖД-транспорт. Главный критерий – доказать, что проблема возникала именно из-за того, что задержали международныйрейс, и причины задержки возникли по вине авиакомпании.
Также в тексте претензии можно потребовать предоставить на безвозмездной основе услуги детской комнаты для детей, камеры хранения для багажа, перевозку в гостиницу и обратно. Но какие именно услуги будут предоставлены, зависит от длительности задержки.
Одной из самых спорных сторон дела является компенсация морального ущерба, причиной которого стала задержка. Его можно потребовать, если пассажир пережил сильный стресс, особенно в случае, когда требуется попасть на похороны к близкому человеку. Если пассажир опаздывает на такое важное событие. Размер материальной выплаты измеряется индивидуально, но учтите, что если сумма будет чрезмерной, суд может её и не удовлетворить. Потому важно устанавливать её в рамках разумного.
Правильное составление претензии является одним из главных шагов в случае судебного разбирательства. Это досудебная процедура, которая позволяет повысить свои шансы на урегулирование конфликта в суде. Составление претензии не регулируется никакой строгой формой, потому можно использовать стандартные шаблоны, немного видоизменяя текст, зависимо от обстоятельств.
Важно указать ФИО заявителя и его контакты, наименование и юр. адрес юридического лица. В основной части следует указать, обстоятельства дела, с подробностями, учитывающими фактическое время вылета и то, когда именно вылет должен был произойти. Компенсация за задержкумеждународного рейса высчитывается по европейской формуле, а если перелет совершался в пределах России, то по формуле, используемой в РФ.
Обращение в суд является крайней мерой, если никакие другие действия не возымели должного эффекта. Если вы подали жалобу, но авиакомпания её проигнорировала, пострадавшие лица могут обратиться в суд. В таком случае ответчик уже не сможет проигнорировать ситуацию, и будет вынужден доказывать свою невиновность. Если у него это не получится, придется заплатить все требуемые компенсации, к тому же оплатить судебные издержки заявителя.
А учитывая, насколько часто авиакомпании нарушают свои обязательства, судебные разбирательства с ними не являются большой редкостью. Но при этом нужно принимать во внимание, действительно ли есть основания для обращения. Ими могут быть:
- длительное откладывание вылета;
- внеплановое изменение маршрута или отказ в перелете по незаконным причинам;
- компания отказалась предоставить комфортные условия при дальнем перелете;
- если сотрудники авиакомпании превысили свои полномочия;
- изменение времени вылета без предупреждения пассажиров.
Как составить претензию туроператору?
Претензия за задержку рейса составляется в свободной форме, однако существуют несколько правил оформления, которых необходимо придерживаться. Так, структура претензии имеет следующий вид:
- Шапка документа. В ней указываются данные об отправителе (ФИО, адрес или электронная почта, номер телефона) и получателе (ФИО руководителя, наименование организации туроператора) претензии.
- Основная часть претензии. Пишется ее название (например, «Претензия о возмещении убытков»), после чего описываются обстоятельства, вынудившие Вас обратиться в компанию. При написании используется деловой стиль письма, события излагаются в хронологическом порядке, по возможности кратко и лаконично. Следует указывать дату, номер рейса, предполагаемое и фактическое время вылета, реквизиты договора оказания туристических услуг, реквизиты платежных документов и т.д.
- Мотивировочная часть. В ней описывается, с чем именно не согласен заявитель и почему. Обязательны ссылки на нормативные акты и пункты договора с туроператором, которые сделают претензию более весомой и обоснованной.
- Заключительная часть. В ней перечисляются требования к компании: расторгнуть договор оказания туристических услуг, возместить убытки и т.д. Также следует указать, что в случае невыполнения названных требований заявитель обратится с жалобой в Ростуризм, Роспотребнадзор или другую инстанцию.
- Завершается претензия перечислением приложений, датой и подписью.
Как появился овербукинг? Случалось, что люди, купившие билеты на самолет, не добирались до самолета вовремя или передумали лететь. Доля таких пассажиров доходит до 10%. Получалось, что самолет летел не до конца заполненным, а деньги за билеты некоторые пассажиры получают обратно. Чтобы компенсировать такие убытки, авиакомпании решили продавать на рейс чуть больше билетов, чем нужно. Минус такой стратегии в том, что когда на рейс регистрируются все пассажиры, кому-то не хватает места.
Трудно представить желающих стать пассажиром «без места». Но если произошла ситуация, что вас не пускают в салон (а ссылаться могут даже на неисправность самолета), можно рассчитывать на вылет другим рейсом и, возможно, компенсацию, или на возврат стоимости билета (тогда компенсация не выплачивается). Рекомендации прежние — незамедлительно обратитесь к представителю авиакомпании в аэропорту, возьмите подтверждение, что вас не взяли на рейс. Сохраните все документы, включая чеки, билеты, найдите свидетелей, возьмите их номера телефонов, сфотографируйте табло с информацией по рейсу. Напишите претензию в адрес руководства авиакомпании, в претензии опишите ситуацию и ваши требования. Один из экземпляров, с печатью и подписью принявшего лица, оставьте себе. Если авиакомпания в добровольном порядке не удовлетворит ваши требования – это повод готовить обращение в суд. Также можно обратиться в Роспотребнадзор.
Перед законом все равны
Первое, что нужно запомнить: все вылеты из российских аэропортов регламентируются законодательством РФ — вне зависимости от того, рейс какой компании вы выбрали. Как правило, крупные перевозчики ответственно подходят к удобству пассажиров и заботятся о них во время форс-мажорных ситуаций. У небольших фирм с соблюдением правил часто возникают проблемы — они стараются всеми силами избежать лишних расходов, поэтому клиентам приходится бороться за свои права.
Если время вылета или прилета переносится, перевозчик обязан выплатить штраф — это гарантирует Воздушный кодекс РФ. Вам положена четвертая часть МРОТ за час задержки, но при этом компенсация не может превышать половины стоимости авиабилета.
На международных линиях действуют другие правила. Согласно Монреальской конвенции, к которой присоединилась и Россия, компенсация за ожидание выплачивается в искусственной валюте — SDR. Ее курс составляет около 80-84 рублей. Максимальный размер выплаты — 4694 SDR, но получить ее можно только через суд.
Исключения составляют обстоятельства, неподвластные перевозчику, например, ураган или стихийная забастовка. В этом случае авиакомпания не выплачивает штрафы, но заботится о комфорте пассажиров.
Могут ли уволить работника, не явившегося на работу из-за задержки рейса?
Работник, не пришедший на работу в связи с задержкой рейса, не может быть уволен, если предоставит соответствующие доказательства – справку от авиакомпании или из аэропорта. Такой позиции придерживается Роструд (консультация б/н от 24.08.2018).
Обоснование указанной позиции следующее:
- увольнение за прогул возможно, если он имел место по неуважительным причинам (п. 6 ч. 1 ст. 81, ч. 3 ст. 192 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ);
- согласно ст. 193 ТК РФ до привлечения к ответственности администрация предприятия должна запросить у сотрудника объяснения. Если к своей объяснительной об отсутствии на работе по причине задержки рейса он предоставит документальное подтверждение указанному обстоятельству, то причина отсутствия на работе признается уважительной и увольнение невозможно.
Нужно ли оплатить суточные, если командировка затянулась из-за задержки рейса?
Если сотрудник был направлен в командировку и из-за задержки вылета она заняла большее количество времени, чем изначально планировалось, то в вопросе об оплате суточных необходимо учитывать следующее:
- в соответствии с п. 19 Положения об особенностях…, утв. постановлением Правительства РФ «Об особенностях направления…» от 13.10.2008 № 749, суточные в таком случае подлежат выплате по решению руководителя, если предоставлены документы, подтверждающие факт вынужденной задержки;
- согласно позиции Минфина РФ, изложенной в письме от 16.11.2006 № 03-03-04/2/244, подтверждающими документами в данном случае могут явиться справка аэропорта о задержке рейса по причине нелетной погоды, справка от железной дороги и пр. подобные документы.
Как составить претензию и что требовать
Воздушный кодекс предусматривает обязательный претензионный порядок до обращения в суд за компенсацией понесенных убытков. Закон не предусматривает строгого следования какому-то образцу при оформлении жалобы. Если есть возможность, при составлении претензии за задержку рейса можно позаимствовать пример в интернете, если возможности скачать образец нет – достаточно не пропустить самые важные пункты, составляя заявление в свободной форме. В любом случае следует придерживаться официального стиля изложения, воздержаться от лишних эмоциональных выпадов. Итак, вводная часть бланка претензии должна содержать:
- наименование и адрес авиаперевозчика, которому адресуется претензия;
- контактные данные пассажира – автора претензии – адрес, телефон, электронная почта.
В основной части претензии указывают:
- сведения о состоявшемся договоре воздушной перевозки – номер рейса, дата и время вылета;
- данные о времени фактического отправления авиарейса, подтвержденные авиабилетом с отметкой авиакомпании либо снимком табло аэропорта.
Как составить претензию авиакомпании за задержку рейса?
При подготовке претензии авиакомпании за задержку рейса укажите в ней следующую информацию:
- наименование авиакомпании, которой адресуется претензия, и адрес
- сведения о заявителе, т.е. ФИО, адрес, телефон, эл. почта
- название документа – претензия
- в тексте претензии укажите обстоятельства, в связи с которыми подается претензия, ссылки на нормы права, в том числе, на Закон о защите прав потребителей, поскольку авиакомпанией ненадлежащим образом исполнены услуги в части срока их оказания. Помимо этого, если у лица возникли убытки, то он обязан их обосновать в своей претензии, чтобы размер убытков не был голословным
- в просительной части претензии заявитель указывает свои конкретные требования к авиакомпании, например, об уплате штрафа, убытков, компенсации морального вреда
- при наличии документов, которые подтверждают доводы заявителя, они прилагаются к претензии и перечисляются в приложении
- после указания всей вышеперечисленной информации заявителем ставится подпись, указывается расшифровка подписи и проставляется дата подготовки претензии
Образец искового заявления к авиакомпании о компенсации за задержку багажа
Мировому судье судебного участка № 5
Чкаловского района г. Екатеринбурга
ИСТЕЦ:
Д.
ОТВЕТЧИК:
Авиакомпания ВИМ-АВИЯ
г. Москва, ул. Новохохловская, 23, стр. 1.
Госпошлина:
Истец освобождается от уплаты в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 333,36 НК РФ:
истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
к авиакомпании о компенсации за задержку багажа
11 сентября 2010 года я совершала авиаперелет по маршруту Москва – Малага (Испания). Улетала я на неделю для проведения отпуска. В аэропорту города Малаги выяснилось, что моего чемодана нет. Кроме чемодана у меня с собой была только женская сумка, все вещи, необходимые мне были в чемодане. В результате сложилась ситуация, что в отпуск я прилетела абсолютно без необходимых для меня вещей, которые пришлось приобретать на месте. Чемодан с вещами вернули мне, после того как я вернулась в Екатеринбург, а именно 20.09.2010 года.
В результате, из-за того, что у меня отсутствовали необходимые вещи для проживания, мной была потрачена сумма в размере 1 139, 97 евро для их приобретения. Таким образом, вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по перевозке, я понесла убытки, в размере 1 139, 97 евро. Мной была выслана претензия в Авиакомпании ВИМ-АВИЯ о возмещении убытков, однако, до настоящего времени я не получила, как возмещение убытков, так и мотивированный отказ в удовлетворении претензии.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом. Ст. 786 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа, — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Статьей 120 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
При прилете в город Малага (Испания) чемодана мне не вернули, чемодан был выслан мне в г. Екатеринбург из г. Москвы 20 сентября 2010 года, то есть уже после моего возвращения. Я понесла убытки в размере 1 139, 97 евро.
Международные перевозки пассажиров подчиняются правилам, согласованным в международно-правовых актах. Применительно к воздушному транспорту действует Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, подписанную в Варшаве 12 октября 1929 г. и ратифицированную СССР в 1934 г. (Варшавская конвенция).
В соответствии со ст. 19 Варшавской конвенции, перевозчик несет ответственность за вред, произошедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажира.
В результате просрочки возвращения моего багажа мне пришлось приобретать необходимые для проживания вещи на сумму 1 139, 97 евро.
Кроме того, в соответствии со статьёй 120 Воздушного кодекса РФ, штраф за просрочку доставки багажа в пункт назначения составил 5 400 рублей (25% от 100 рублей х 216 часов опоздания).
В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Таким образом, руководствуясь принципами разумности и справедливости, я считаю необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, причинённого мне, в размере 15 000 рублей в результате некачественно оказанной услугой авиаперевозки.
При определении размера компенсации морального вреда необходимо учесть степень причиненных данными обстоятельствами нравственных страданий, выразившихся в переживаниях по поводу отсутствия на весь период отпуска необходимых мне вещей, незапланированных трат на их приобретение.
Согласно ст. 98 ГПК РФ: «стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы». За составление искового заявления мною потрачено — 3 000 рублей, оплаченные в кассу Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры».
Советы для пассажиров, кто летит с пересадкой
- Старайтесь подбирать авиарейс с пересадкой одним билетом. Так вам не придется волноваться из-за отмены рейса или задержки в аэропорту. А ответственность за нее будет нести авиакомпания.
- Узнайте, нужно ли обязательно открывать транзитную визу, чтобы совершить пересадку. Она может понадобиться даже в случае перехода из одного терминала в другой.
- Изучите план своего маршрута. Часто авиаперевозчики предлагают варианты со сменой аэропорта.
- Тщательно рассчитывайте время: не менее 2-х часов для пересадки в одном аэропорту и не менее 4-х часов, если пересаживаться придется в разных местах.
- Регистрируйте весь свой багаж до конечного пункта. Так вам не придется тратить время на его переоформление.
Покупая билеты с пересадкой, необходимо заранее уточнить, сколько времени будет между двумя самолетами. Если менее трех часов, то стоит задуматься, стоит ли их приобретать с такой небольшой разницей между ними, так как могут случиться непредвиденные ситуации.
Кроме того, стоит брать билеты единым документом, так клиент обезопасит себя от нескольких проблем: аннулирование обратных билетов и отказ в претензии.
При переговорах с сотрудниками авиакомпании стоит проявлять доброжелательность, так как именно дружелюбие помогает избежать потери больших средств. Адекватно настроенному человеку они всегда стараются помочь.
Прежде чем приобретать билеты, стоит сразу уточнить план аэропорта, в котором будет осуществляться пересадка, чтобы не плутать и не терять драгоценное время.
Права пассажиров и обязанности авиакомпании, в случае задержки рейса в России
Совсем не важно какой у вас рейс: чартерный или регулярный, выполняется крупным перевозчиком или лоукостером — права у пассажиров одинаковые.
Задержка на час-два обычно не так критична (за исключением случаев, если это стыковочный рейс, но об этом позже). А вот длительное многочасовое ожидание уже сказывается негативно. На что нам, простым гражданам, делать в таком случае? Уж точно не записывать оскорбительные видео и наезжать на представителей авиакомпании в социальных сетях. Это потом может плохо аукнуться.
В любом случае, ответственность лежит на могучих плечах авиакомпании, и дёргать работников аэропорта не нужно — они не при чём.
Сумма зависит от того, на сколько часов задержали рейс и дальности перелета.
- 250 евро, если дальность перелёта – менее 1500 км (например, рейс Париж – Лондон), а задержка на 3 часа и более;
- 400 евро, если дальность перелёта –1500 – 3500 км (например, рейс Париж – Москва), задержка на 3 часа и более;
- 300 евро, если дальность перелёта – более 3500 км (например, рейс Нью-Йорк – Париж), задержка на 3-4 часа;
- 600 евро, если дальность перелёта – более 3500 км (например, рейс Нью-Йорк – Париж), задержка на 4 часа и более.
Европейские компенсации
Если пассажиры совершают перелет из стран Евросоюза европейскими авиакомпаниями, то компенсация может составить до 600 евро.
В данном случае, на сумму компенсации влияет время, в течение которого длилась задержка вылета, и расстояние перелета. Если задержка рейса длилась от двух до трех часов, то денежной компенсации не будет.
Другое дело, когда ожидание превысило 3 часа. Пассажирам тогда, будет выплачена компенсация в размере 250 евро, если расстояние не превышает 1500 километров. Дальность перелета до 3500 км, значит, сумма возрастает до 400 евро. Выплачивается такая же сумма и в случае, если расстояние более 1500 км на территории Евросоюза, и 300 евро, если между отправной точкой и пунктом назначения расстояние больше 3500 километров. 600 евро пассажиры могут получить, если время отставания от графика больше 4 часов.
По правилам Евросоюза, если о задержке рейса пассажиров уведомили за две недели до предполагаемого полета, то никаких компенсационных выплат не предвидится.
Порядок составления претензии авиаперевозчику за задержку рейса
Подача претензии и иска авиаперевозчику за задержку или отмену рейса невозможна, если она возникла по причинам непреодолимой силы. Как показывает практика 2017 года и более ранних лет, перевозчики нередко пытаются избежать ответственности перед пассажирами, ссылаясь на такие причины.
Авиакомпания вправе не удовлетворять претензию по отмене рейса, если вылет не состоялся по распоряжению органов власти, из-за стихийного бедствия, погодных условий, угрожающих безопасности полёта, акций протеста, забастовки сотрудников.
Поэтому в некоторых случаях всё же имеет смысл обращаться в суд, где ответчик обязан доказать, что на самом деле не мог организовать вылет вовремя из-за форс-мажорной ситуации, возникшей не по его вине.