Запрос следователя о предоставлении информации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрос следователя о предоставлении информации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В последнее время кризисные явления в экономике привели к тому, что вероятность уголовно-правовых рисков увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.
В какие сроки исполняется запрос полиции о предоставлении информации
Сроки исполнения запроса, поступившего от полиции, регламентированы частью 4 ст. 13 упомянутого ФЗ «О полиции», согласно которой требования (запросы, представления, предписания) полиции подлежат исполнению в сроки, указанные в самом требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее месяца со дня вручения.
Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредоставление или несвоевременное представление сведений влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере
-
от 100 до 300 рублей на граждан;
-
от 300 руб. до 500 руб. на должностных лиц;
-
от 3 000 руб. до 5 000 руб. на юридических лиц.
Если запрос поступил от следователя или дознавателя, то в случае его неисполнения виновное лицо можете быть привлечено к ответственности за невыполнение законных требований по ст. 17.7 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа:
-
на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
-
на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
-
на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Юридическая природа запроса о представлении документации
Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:
- МВД РФ наделено обозначенным полномочием п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
- ФСБ РФ предоставлено право запрашивать информацию в соответствии с п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федерально службе безопасности». Сотрудники ФСБ РФ вправе получать на безвозмездной основе от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей;
- Следственный комитет РФ наделен полномочием на истребование документации и информации в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете», согласно которому следователь вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
- Прокуратура РФ вправе истребовать документацию и информацию, основываясь на ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре», исходя из которого сотрудники прокуратуры при осуществлении своих полномочий могут требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
На основании этих норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации.
Но надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законность и обоснованность:
- законность — предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
- обоснованность — заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.
Эти два компонента вместе делают требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса.
Прокурорская проверка
Как таковая, цель прокурорской проверки, проводимой в отношении коммерческой организации, не сводится к привлечению предпринимателей к уголовной ответственности.
Сотрудники прокуратуры проверяют деятельность компании на предмет соблюдения тех или иных требований действующего законодательства.
Однако, если в ходе проверки будут выявлены факты, свидетельствующие о совершении преступления, то материалы данной проверки направляются уже в правоохранительные органы (полиция, СК РФ) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, проверка прокуратуры также несет в себе уголовно-правовые риски для бизнеса.
Сотрудники прокуратуры более тщательно относятся к вопросу мотивировки своих требований. Большинство прокурорских запросов обладает правовым обоснованием, в них также указывается информация о том, по каким фактам проводится проверка.
Но, как и во всех отмеченных ранее случаях, в запросах, как правило, не объясняется, как истребуемая информация может быть связаны с предметом проверки.
В такой ситуации запрос нельзя признать мотивированным и ответ на него надо давать с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования.
Подводя итог описанию наиболее типичных ситуаций, в которых коммерческие организации сталкиваются с получением запроса, необходимо сделать общий для всех вывод о том, что, к сожалению, на практике надлежащее обоснование силовиками своих требований не является повсеместным.
Безусловно, предоставление документов в таких случаях не является обязательным, однако следует также помнить и о том, что законодательством установлена административная ответственность за неисполнение требований правоохранителей.
Если вы установили, что запрос действительно поступил из ОЭБиПК, в этом случае необходимо:
-
Нужно грамотно ответить на запрос. Игнорировать его не стоит, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 13 закона «О полиции» требования, которые содержатся в таком документы, нужно обязательно удовлетворить. Причём ориентироваться следует на указанные в запросе сроки. Но отвечать в любом случае стоит никак не позднее одного месяца с момента поступления документа. Одним словом, реагировать нужно, другое дело – как. Разобраться в том, какие конкретно документы необходимо предоставлять, а какие – необязательно и даже нежелательно, способны адвокаты, прекрасно умеющие взаимодействовать с МВД РФ.
-
Можно предъявить ОЭБиПК собственный запрос, в котором вы имеете право попросить разъяснить мотив проявленного к компании интереса. Такой вариант подходит для случаев, когда характер запроса – откровенно сомнителен. Сослаться при этом можно на часть 2 статьи 24 Конституции РФ, дающей каждому гражданину право на ознакомление с материалами, которые касаются его свобод и прав.
Комментарии к ст. 454 УПК РФ
1. Под наименованием органа понимается указание на наименование ведомства, наименование административно-территориального образования, где находится орган, а при наличии такового и специального наименования, к примеру, «Природоохранительная прокуратура по Омской области», «Линейный отдел внутренних дел на транспорте на станции Тула» и т.п.
2. Для того чтобы не возникало вопроса, куда должен прийти ответ на запрос, рекомендуется в запросе указывать и адрес органа, от которого он исходит. Для того чтобы облегчить обратную связь между исполнителем запроса и запрашивающей стороной, в запросе рекомендуется указывать номер телефона, факса, электронной почты и т.п., должность, звание, фамилию, имя и отчество лица, готовившего запрос.
3. Под понятием «адрес» понимается: страна, индекс, субъект Российской Федерации, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.п.), номер дома, номер корпуса, номер квартиры.
4. Наименование уголовного дела включает номер уголовного дела, если есть обвиняемые, то фамилию и инициалы обвиняемых, пункт, часть, статью вмененного каждому из них преступления, а также краткую фабулу.
5. Характер запроса — это круг действий, которые необходимо выполнить в другом государстве, а также основания и условия их проведения.
6. Дата рождения включает день, месяц и год рождения, а не один лишь год рождения. Место рождения указывается то, которое указано в паспорте или иных документах, по которым была установлена личность лица, в отношении которого направляется ходатайство.
7. Если следователю, прокурору или суду неизвестно место жительства или пребывания лица, в отношении которого направляется ходатайство, но известно, что последний находится на территории конкретного иностранного государства, следователь, прокурор или суд в запросе просит установить необходимый адрес (когда это требуется для осуществления прав лица, в отношении которого направляется запрос). Запрашивающая сторона при этом сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в запросе (ст. 16 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
8. В запросе о производстве вручения документа, помимо сведений, о которых идет речь в коммент. ст., должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа (ст. 7 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
9. См. также комментарий к ст. ст. 232, 453 УПК.
Уголовные и административные риски компании
Отправляя конфиденциальные сведения и документы государственным структурам, вы увеличиваете риск возбуждения уголовного дела и привлечения организации к ответственности.
Поэтому очень важным шагом является именно проверка правомерности запроса и анализ последствий предоставления указанной информации.
Если у руководства компании не получилось добиться признания незаконности требований правоохранителей, есть еще один вариант — отказаться, ссылаясь на режим коммерческой тайны, если таковой есть.
Внимательно изучите требования, указанные в письме, — если обозначены конкретные сделки и договоры вашей компании с контрагентами, то нужные им данные органы смогут получить и из сторонних источников:
- изъять документы у ваших контрагентов, в ИФНС,
- прийти к вам в офис с проверкой.
Обезопасьте себя и займитесь уголовно-правовым аудитом сделок с контрагентами на предмет наличия уголовных рисков.
Комментарий к статье 454 УПК РФ
1. Помимо указанных в данной статье сведений, в запросе об оказании правовой помощи целесообразно сообщать: о его цели, характере расследования или судебного разбирательства, наименовании и компетенции органа, осуществляющего производство по делу (особенно это важно для точного выполнения запросов по делам, расследуемым следователями военной прокуратуры, ФСБ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); необходимости использования конкретной процедуры или условий, соблюдение которых желательно для запрашивающей стороны; сроки, в течение которых ожидается исполнение запроса.
2. Если в запросе ставится вопрос о применении мер принуждения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т.п.), которые в соответствии с порядком, действующим у запрашиваемой стороны, требуют получения в этом государстве ордера компетентного учреждения юстиции, к запросу следует прилагать документы, подтверждающие обоснованность предположения или утверждения, что соответствующие предметы находятся на территории запрашиваемого государства в определенном месте или у определенного лица.
3. К запросу обычно прилагаются заверенные и в установленных случаях санкционированные надлежащим органом юстиции постановления о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Постановления о производстве обыска, выемки, наложения ареста на имущество, почтово-телеграфную корреспонденцию направляются в подлинниках. Прочие материалы могут предоставляться в копиях, заверенных подписью следователя с указанием его должности и гербовой печатью органа расследования.
Комментарий к ст. 454 УПК РФ
1. Помимо указанных в данной статье сведений в запросе об оказании правовой помощи целесообразно сообщать о его цели, характере расследования или судебного разбирательства, наименовании и компетенции органа, осуществляющего производство по делу (особенно это важно для точного выполнения запросов по делам, расследуемым следователями военной прокуратуры, ФСБ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); о необходимости использования конкретной процедуры или условий, соблюдение которых желательно для запрашивающей стороны; о сроках, в течение которых ожидается исполнение запроса.
2. Если в запросе ставится вопрос о применении мер принуждения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т.п.), которые в соответствии с порядком, действующим у запрашиваемой стороны, требуют получения в этом государстве ордера компетентного учреждения юстиции, к запросу следует прилагать документы, подтверждающие обоснованность предположения или утверждения, что соответствующие предметы находятся на территории запрашиваемого государства в определенном месте или у определенного лица.
3. К запросу обычно прилагаются заверенные и в установленных случаях санкционированные надлежащим органом юстиции постановления о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Постановления о производстве обыска, выемки, о наложении ареста на имущество, почтово-телеграфную корреспонденцию направляются в подлинниках. Прочие материалы могут представляться в копиях, заверенных подписью следователя с указанием его должности и гербовой печатью органа расследования.
Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).
Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.
Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.
Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.
Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).
Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.
В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.
У меня угнали машину, а потом я увидела ее на улице
Написать комментарий
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 N 32
«О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 N 17
«О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
Комментарий к ст. 454 УПК РФ
1. Помимо указанных в данной статье сведений в запросе об оказании правовой помощи целесообразно сообщать о его цели, характере расследования или судебного разбирательства, наименовании и компетенции органа, осуществляющего производство по делу (особенно это важно для точного выполнения запросов по делам, расследуемым следователями военной прокуратуры, ФСБ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); о необходимости использования конкретной процедуры или условий, соблюдение которых желательно для запрашивающей стороны; о сроках, в течение которых ожидается исполнение запроса.
2. Если в запросе ставится вопрос о применении мер принуждения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т.п.), которые в соответствии с порядком, действующим у запрашиваемой стороны, требуют получения в этом государстве ордера компетентного учреждения юстиции, к запросу следует прилагать документы, подтверждающие обоснованность предположения или утверждения, что соответствующие предметы находятся на территории запрашиваемого государства в определенном месте или у определенного лица.
3. К запросу обычно прилагаются заверенные и в установленных случаях санкционированные надлежащим органом юстиции постановления о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Постановления о производстве обыска, выемки, о наложении ареста на имущество, почтово-телеграфную корреспонденцию направляются в подлинниках. Прочие материалы могут представляться в копиях, заверенных подписью следователя с указанием его должности и гербовой печатью органа расследования.
В ситуации, когда уголовное дело уже возбуждено, запросы в организации направляются не столь часто.
Производство по уголовному делу проводят уже не оперативные подразделения, а следственные, у которых достаточно иных, более эффективных инструментов получения информации (проведение обысков или выемок, например).
Однако зачастую под прикрытием расследования уголовного дела могут быть запрошены документы и информация, которая никак не относится к тем фактам, в связи с которыми осуществляется расследование.
Такие ситуации не всегда вызваны правомерными причинами, а потому при получении запроса необходимо тщательно проверить его на соответствие критериям законности и обоснованности.
Как и в случае с доследственной проверкой, силовикам необходимо указать на правовые нормы, закрепляющие полномочия на направление запросов.
Однако на практике в качестве правового обоснования указывают лишь ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в которой указано, что требования и запросы следователя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Это обоснование некорректно и должно быть дополнено правовой нормой, которая и предоставляет такие полномочия.
Касательно фактической аргументации запроса документов и информации, она аналогична с этапом доследственной проверки и должна содержать информацию о номере и дате возбуждения уголовного дела, о фактах, по которым осуществляется расследование, а также сведения о том, как запрашиваемая информация связана с предметом уголовного дела.
Составление запроса о ходе расследования уголовного дела
Если вам нужно узнать о ходе расследования уголовного дела или получить информацию о состоянии дела, то необходимо написать официальный запрос в соответствующий орган. При этом необходимо соблюдать определенные требования для правильного составления запроса.
Сначала необходимо указать конкретную информацию о деле: номер, дату возбуждения, предмет, стороны и т.д. Затем следует просить органы дать полную информацию о ходе расследования, выдавшихся постановлениях и решениях, а также приложить копии этих документов.
Нужно также указать свои контакты, чтобы орган, который получит запрос, мог связаться с вами. Проверьте запрос на наличие ошибок и дополнительно приложите любые доказательства, которые могут помочь при рассмотрении дела.
Важно помнить, что запрос должен быть официальный и сформулирован в соответствии с правилами. Такой запрос необходимо подавать лично или через своего представителя, указав его полномочия.
Как понять, опасен ли Вам этот запрос?
На пристальный интерес МВД лично к Вам может указывать излишний перечень запрашиваемых документов (выходящий за рамки операций с конкретным контрагентом).
К возможным дальнейшим действиям сотрудников стоит подготовиться заранее, нельзя недооценивать сотрудников подразделений ЭБ и ПК.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ «О полиции», требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции,обязательны для исполнения организациями, должностными лицами и иными лицами.
Однако, обязательными для исполнения являются лишь законные требования сотрудников полиции, то есть требования, основанные на норме закона.
Таким образом, сотрудники ОБЭП (ЭБ и ПК), направляя в Ваш адрес запрос о предоставлении информации и копий документов, должны обосновать свои требования с точки зрения закона, причем должны указывать конкретную норму закона, предоставляющую такие права сотрудникам отделов по борьбе с экономическими преступлениями в данном конкретном случае. Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции», деятельность сотрудников ОБЭП (ЭБ и ПК) регламентирована ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Чаще всего сотрудники подразделений ЭБ и ПК ссылаются на п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».
Привожу данный пункт с некоторыми сокращениями, важные места выделены:
«в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица…»
Запрос документов (полиция): какими актами он регулируется?
Поступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы.
Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ.
Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст. 14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.
Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки. Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный.
В литературе нередко высказывается мнение, согласно которому запрос о предоставлении документов должен быть не только законным, но и обоснованным. То есть, в запросе должно быть указано, как связана запрашиваемая информация с находящимся в производстве органа полиции конкретным делом. Конечно, было бы не плохо в целях защиты прав граждан закрепить такое положение в законе. Однако на сегодняшний день такой нормы не существует, в связи с чем отсутствие в запросе обоснования никаких правовых последствий не влечёт.
Предоставление результатов ОРД
Предоставление результатов ОРД производится в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» утвержденного совместным приказом от 27.09.2013 года МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФТС России, СВР России, ФСИН России и СК России №776/703/509/507/1820/ 42/535/398/68.
Во многих случаях результаты ОРД являются поводом для возбуждения уголовного дела. Традиционно такой повод возникает при получении информации о совершенном или готовящемся преступлении из заявления, сообщения или иных источников, когда необходимо подтвердить ее соответствующими фактическими данными, по которым проводится проверка.
С принятием указанной Инструкции изменился перечень участников уголовного судопроизводства, которым могут быть представлены результаты ОРД. Из числа таких участников был исключен прокурор, поскольку из его компетенции было исключено право давать поручения о проведении ОРМ. Вопросы связанные с предоставлением прокурору оперативно-служебных документов регулируются иными нормативными документами.
Изменения в УПК и Закон « Об ОРД» фактически уравняли дознавателя со следователем в полномочиях по даче поручений о проведении ОРМ. Однако, несмотря на это дознаватель в перечне лиц которым могут быть представлены результаты ОРД не указан.
Относительно предоставления результатов ОРД, полученных дознавателем, следует сказать, что они в рассматриваемой ситуации c учетом новой Инструкции, по нашему мнению, должны будут представляться в тот государственный орган, который является органом дознания и в котором соответствующий дознаватель проходит службу.
Правовой режим предоставления результатов ОРД стал распространяться на случаи выполнения поручения о проведении ОРМ, а также по материалам проверки сообщений о преступлениях, а не только по уголовным делам. (п.п. 1, 9 Инструкции).
Можно отметить, что сотрудники оперативных подразделений зачастую не обращают внимание на указанные требования, выполняя поручения о проведении ОРМ по уголовным делам. Ответ на поручение нередко готовится в произвольной форме, хотя Инструкция предусматривает его соответствующее оформление в форме постановления, когда представляются результаты ОРМ. Нарушение процедурных требований может повлечь признание судом результатов ОРД, представленных в нарушение установленного порядка, недопустимыми доказательствами.
Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документов
Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).
Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.
Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.
Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.
Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).
Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.
В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.
Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:
— МВД РФ наделено обозначенным полномочием п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
— ФСБ РФ предоставлено право запрашивать информацию в соответствии с п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федерально службе безопасности». Сотрудники ФСБ РФ вправе получать на безвозмездной основе от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей;
— Следственный комитет РФ наделен полномочием на истребование документации и информации в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете», согласно которому следователь вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
— Прокуратура РФ вправе истребовать документацию и информацию, основываясь на ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре», исходя из которого сотрудники прокуратуры при осуществлении своих полномочий могут требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.