Статья 65. Водного кодекса РФ. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 65. Водного кодекса РФ. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Размеры прибрежных защитных полос

Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

  • Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
  • Если уклон до 3 градусов – 40 м;
  • Если уклон 3 и более – 50 м.

Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:

  • Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
  • Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
  • Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:

  • Для морей – от линии максимального прилива.
  • Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
  • Если нет набережной и ливневой канализации — от границы водоёма.

Запреты в границах ВОЗ и ПЗП

На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:

  • полив огородов и садов сточными водами;
  • захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
  • хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
  • строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.

Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:

  • к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
  • у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
  • а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.

В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.

Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.

Размеры прибрежных защитных полос

Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

  • Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
  • Если уклон до 3 градусов – 40 м;
  • Если уклон 3 и более – 50 м.

Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:

  • Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
  • Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
  • Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:

  • Для морей – от линии максимального прилива.
  • Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
  • Если нет набережной и ливневой канализации — от границы водоёма.
Читайте также:  «Прирезка» земельного участка в 2023 году к основному, особенности оформления

Ответственность наступает в тот момент, когда факт нарушения был зафиксирован. Например, мытье автомобиля на запрещенном расстоянии от реки.

Если нарушитель загрязняет водные ресурсы, то может наступить уголовная ответственность. В данном случае будет грозить мера пресечения в виде лишения свободы сроком до 2 лет.

Гражданину сначала требуется выяснить является ли территория охраняемой или нет. Для этого он может обратиться в органы исполнительной власти и уточнить эту информацию либо осмотреть место на наличие знаков.

Размер штрафов (статья 8.42 КоАП РФ):

Лицо, совершившее правонарушение Размер санкций, руб.
Физическое 3 000 — 4 500
Должностное 8 000 — 12 000
Юридическое 200 000 — 400 000

Помимо выплаты штрафа, виновное лицо обязуют устранить после себя все нарушения.

Например, постройка, установленная без соблюдения норм охраняемой территории, должна быть снесена самим гражданином.

Можно ли строить вблизи водоемов

Береговые полосы — это земли общего пользования вдоль береговой линии (границы водного объекта). Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров (их ширина составляет 5 метров). На береговой полосе можно устроить пляж или место для рыбалки, но строить там нельзя. Также нельзя и выкупить у государства эти участки в собственность.

А вот за пределами береговой полосы можно приобрести, сдать в аренду или построить недвижимость при условии соблюдения всех санитарных и водоохранных требований и норм. Это значит, что на участке, расположенном в водоохраной зоне, можно возвести индивидуальный жилой или садовый дом. Но при этом нужно будет оборудовать его сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления, истощения вод. К таким устройствам относятся канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды.

В границах водоохранных зон также запрещается:

  • сбрасывать сточные и дренажные воды, использовать сточные воды для удобрения почв;
  • размещать кладбища, свалки, заправки;
  • сбрасывать из самолета химикаты на насекомых;
  • мыть транспортные средства;
  • движение допускается только на дорогах, а стоянки — на дорогах и в оборудованных местах с твердым покрытием;
  • не допускается распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных.

Запрет на строительство в водоохранной зоне, прибрежной защитной и береговой полосе водоемов

Строительство и эксплуатация хозяйственных и иных объектов возможны при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов. Под такими сооружениями понимаются в том числе централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения и другие локальные очистные сооружения для очистки сточных вод.

В границах водоохранных зон запрещаются помимо прочего сброс сточных, в том числе дренажных вод.

Если водоем является источником питьевой воды для населения или местом нереста и разведения ценных пород рыбы – любое строительство на полосе шириною 200 м от берега законодательством запрещается, она является санитарной охранной зоной. Земельные участки 1 и 2 пояса санитарной зоны не подлежат продаже и не сдаются в аренду.

Водоохранная зона. Петиция об отмене данной статьи или приостановки ее действия

Тема водоохранной зоны практически для всех рыболовов оказалась очень важной, многие авторы на данной платформе осветили ее по полной программе, даже с использованием всевозможных интервью заинтересованных сторон. Я же, если честно, как-то не особо на ней внимание акцентирую, но по одной простой причине, так как не имею личного автотранспорта. А все те знакомые, с кем неоднократно ездил на рыбалку, еще не получали по этому поводу волшебных квитков.

Но на самом деле, прочитав данную статью Водного кодекса Российской Федерации тоже был «слегка возмущен» данным моментом. Так как по факту очень сложно подъехать к воде не нарушив эту зону, а уж припарковать машину рядом с водоемом оказалось еще сложнее.

Понятное дело, что сейчас построено огромное количество всевозможный рыболовных баз, которые оборудованы стоянками для автотранспорта, хорошими слипами для спуска лодок и так далее. Но, во первых, все это нынче не самое дешевое удовольствие, а во вторых, слава Богу, не до всех водоемов еще добралась цивилизация. Да и как правило, такие базы есть только на берегах крупных и достаточно популярных среди рыбаков водоемов. А что же делать с глухоманью, исключительно надеяться на русский «авось» и, что инспекторов по близости не окажется, а вдруг не повезет.

Ведь везет у нас только тем, кто может себе позволить строить дома на берегах рек, огораживать подходы к водоемам и нагло заниматься попранием всех законов, в том числе и закона о водоохранной зоне!

Если читать внимательно саму статью, комментарии компетентных органов или ее обсуждения среди пользователей интернета, то становится понятно, насколько она абсурдна и противоречит здравому смыслу. Но все наши возмущения остаются лишь возмущениями, из серии бумага (интернет) все стерпит. Правда есть среди таких комментаторов и очень адекватные, здравомыслящие люди, которые не хотят сидеть сложа руки и пытаются что-то сделать, одним из таких людей стал Сергей Викторович (за что ему отдельное спасибо). Который создал петицию «За отмену запрета стоянки транспорта в водоохранной зоне. Приостановка действия статьи 65.» Поэтому друзья, давайте не будем равнодушными к данной проблеме и примем посильное участие в решении столь глобальной проблемы и подпишем петицию.

Читайте также:  Пример пояснения о низкой налоговой нагрузке

Перейти на нее можно по этой ссылке — ПЕТИЦИЯ.

Делитесь заметкой в соц. сетях, так МЫ соберем больше подписей!

Признаки прибрежных территорий, запрещенных для подъезда на транспорте

Чтобы не стать нарушителем и не получить штраф, необходимо руководствоваться следующими фактами:

  1. На основании Постановления Правительства РФ №17 «Об установлении границ водоохранных зон и защитных полос» в любой местности должны быть установлены соответствующие таблички.
  2. Водоохранная зона зависит от вида водного объекта и составляет: от 50 метров для ручьев и рек и заканчивая 500 метрами для морей.
  3. Части 15 ст. 65 ВК РФ указывает все возможные варианты действий, которые запрещены в обозначенной зоне. Если это имеет отношение к транспортному средству, то запрещено: устройство кемпингов, мойка и обслуживание автотракторного парка.

Кто должен ставить на кадастровый учет водоохранную зону?

Физическое лицо не может зарегистрировать водоохранную зону в Государственном кадастре. Учет водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляют органы государственной власти. Установку границ этих территориальных объектов могут заказать Федеральное агентство водных ресурсов и представитель исполнительной власти в регионах, относящийся к водному хозяйству РФ.

После регистрации территории, в базе единого реестра сведения об ограничениях отразяться на публичной кадастровой карте России. Эту информацию можно посмотреть во вкладке “Зоны с особыми условиями использования территорий”.

Регистрация водоохранной зоны осуществляется на основании документа “Текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории”. Этот бланк составляет кадастровый инженер и согласовывает с представителями Росводресурсов.

Порядок установления и обозначения прибрежной защитной полосы

Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Установлением прибрежной защитной полосы занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:

  • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
  • Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

Для установления границ прибрежной защитной полосы, органы осуществляют следующие действия:

1) определяют ее ширину;

2) описывают границы полосы, её координаты и опорные точки;

3) фиксируют границы на картах;

4) устанавливают границы на местности (размещают информационные знаки);

5) представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ПЗП, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.

Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН, границы прибрежной защитной полосы считаются установленными.

Поскольку прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, то их установление происходит одномоментно.

Органы, занимающиеся установлением границ прибрежной защитной полосы, в обязательном порядке размещают на всем протяжении этих границ специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

  • в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
  • в местах пересечения водных объектов дорогами;
  • в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Требования к информационным знакам ПЗП установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Водный кодекс прямо разрешает строительство, реконструкцию и использование хозяйственных объектов в границах водоохранных зон. Но они должны быть оборудованы сооружениями, которые обеспечивают охрану речки и озера от вышеперечисленных бед. К таким сооружениям относятся:

  • централизованные системы канализации и ливневые системы водоотведения, а также инфраструктура, по которой в эти системы будет отводиться ваша сточная вода. Если к вашему участку подходит такая система и к ней можно подключиться — это сразу решит множество проблем;
  • локальные очистные сооружения для очистки всех видов сточных вод, которые смогут обеспечить выполнение нормативов для чистой воды;
  • сооружения, которые собирают сточные воды в специальные приемники из водонепроницаемых материалов.
Читайте также:  Налоговый вычет за лечение пенсионерам

Есть лазейка в законе о рыбалке: без указания границ водоохранной зоны штрафовать не имеют права

Я всё, друзья мои, не угомонюсь — ищу правду — не даёт мне покоя рыбацкий закон. Даже про снасти забыл, про рыбалку весеннюю, про жор щучий (скоро расскажу)…

Некоторые части нового закона о рыбалке уже вступили в свои законные права. Скоро нерестовый сезон.

водоохранные зоны — где границы

  • Активизируются не только рыболовы-любители и браки, но и государственные чиновники — Рыбнадзор.
  • У них сейчас есть все полномочия штрафовать за всё, что «плохо лежит» и не так «двигается».
  • Эти возможности были и раньше, но только с этого года стимул «побегать» по берегам водоёмов у рыбинспекторов возрос — штрафы за незаконную рыбалку увеличились в разы.
  • Новый закон о рыбалке ещё пока сыроват — много в нём недочётов и расплывчатых фраз, которых толком-то и сразу даже юристы не определят.
  • Как и положено, в каждом новоиспеченном законопроекте, пока он «не обтёрся» об краеугольные камни жития, имеются дыры, бреши и лазейки.

Сколько метров граница водоохранной зоны, порядок оформления

  • Водоохранная зона — это особая территория, примыкающая в береговой линии (границе водного объекта), на которой устанавливается специальный режим использования земельных участков, объектов недвижимости и осуществления хозяйственной деятельности человека.
  • К водным объектам, на которые распространяется действие Водного кодекса Российской Федерации, относятся: водохранилища, озера, реки, ручьи, каналы, моря и даже океаны.
  • Целью установления водоохранных зон и особо режима использования недвижимости является сохранение экологического благополучия водного объекта: предотвращение его загрязнения, засорения и истощения вод, сохранение водных биологических ресурсов, растительного и животного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы — это территории с дополнительными ограничениями. Режим использования недвижимости в границах таких защитных полос еще более строгий по сравнению с водоохранными зонами.

С точки зрения градостроительства и кадастра недвижимости водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов — это зоны с особыми условиями использования территорий.

Нормы и задачи береговой линии

Территории, прилегающие к границам отдельного водного объекта с особым режимом хозяйственной деятельности, подлежащие охране государства, называются водоохранными. На этих территориях решаются задачи:

  • предупреждение засорения, загрязнения, недопущение заиления, истощения вод;
  • сбережение биологической среды обитания.

Нормы расположения береговой линии устанавливаются Правительством РФ (№ 244-ФЗ). Статья 65 ВК РФ выделяет водные объекты, оборудованные специальной зоной. К водным объектам относятся:

  • ручьи;
  • реки;
  • озёра;
  • морские акватории;
  • каналы;
  • водохранилища.

Водоохранные зоны включают воду, её биологический фактор и прибрежные защитные полосы (ПЗП) по берегам. На размеры водоохранной области влияет местоположение, а для морей и линии прилива.

Задачи ПЗП:

  • защита мест нереста промысловых рыб;
  • сохранение благоприятной экологической обстановки на определённом расстоянии от берега.

Кодексом устанавливается нормы береговой линии в метрах.

Что нового про водоохранную зону (200 метров) в сезоне 2020?

Давненько я не брал в руки шашек, т.е. не пододвигал к себе клавиатуру и не писал про старую добрую проблему «200 метров до воды». Уж сколько воды утекло, как я в последний раз говорил о статье 65 Водного Кодекса РФ и ее тонкостях и нюансах. И кажется писал не зря, т.к. много людей прониклись правильным пониманием этой статьи закона, а дураки.

Ну, на то они и дураки, чтобы придумывать всякие сказки про взаимосвязь ВК и Земельного Кадастра и видеть только слово «запрещено» вместо довольно примитивных правил нахождения в Водоохранной Зоне (ВОЗ), как раз и прописанных в статье 65 пункт 15.4. Слова «за исключением» видеть никто не хочет. Ведь это так удобно для хайпа. Правда же?

Но из этого и родилась легенда, что наш родной российский закон прямо запрещает въезжать в пределы ВОЗ. Причем, если следовать букве закона (с которым любой может ознакомиться здесь ), то якобы запрещен въезд даже на велосипедах. И на лошади и на ослике тоже.

Не запрещен — въезжайте хоть на танке, но. по дороге! Единственное определение которой существует только в Правилах Дорожного Движения РФ в статье 1.2 . Цитирую:

То бишь любой накатанный тракторами проселок — дорога. И не зависимо обозначен он на карте или нет, в пределах ВОЗ он проходит или нет — ехать нужно по нему и не портить надпочвенный покров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *