Изменение формы декларации по плате за НВОС в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение формы декларации по плате за НВОС в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.

Ставка платы в отношении пыли каменного угля

Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.

Год Размер
2022 67,12 руб./тонна
2021 61 руб./тонна
2020 61 руб./тонна

Что меняется в форме декларации с 1 марта 2023 года

Минприроды Приказом № 624 утвердило новый бланк в связи с поправками в 7-ФЗ, которые также начнут действовать с 1 марта 2023 года. Закон об охране окружающей среды дополнен статьей 51.1 «Требования при обращении с побочными продуктами производства».

Что это значит для природопользователей. Побочные продукты производства (ППП) — вещества или предметы, образующиеся при производстве основной продукции и пригодные как сырье или потребительские товары. Например, на швейных производствах образуются обрезки ткани, которые потом можно пустить на переработку или использовать при изготовлении разных текстильных изделий.

Юридические лица и ИП по новым правилам должны будут вести обособленный учет побочных продуктов производства и включать их в программу производственного экологического контроля (ПЭК). ППП не относятся к отходам, кроме двух случаев:

  • собственник сам отправил их на свалку;
  • они не были использованы как сырье или переданы третьим лицам в течение трех лет.

Как рассчитать платежи за НВОС

Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.

По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.

Как отразить плату за НВОС в учёте

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

  1. Дт 20 — в основном производстве;
  2. Дт 23 — во вспомогательном производстве;
  3. Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  4. Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

ЖДАТЬ ЛИ ПРОВЕРОК В 2023 ГОДУ?

В 2023 году большая часть предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет освобождена от плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».

Данное решение обусловлено отчасти необходимостью административной и экономической поддержки отечественного бизнеса, а также реформирования контрольно-надзорной системы РФ, основным принципом которой является риск-ориентированный подход.

Для кого плановые проверки отменяются?

  • Предприятия и организации, деятельность которых не отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска
  • Предприятия и организации, бъекты которых не являются опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса
  • Тем не менее надзорные органы наносят профилактические визиты в организации, которые попадают под мораторий на плановые проверки. Поэтому наладить документооборот и сдать экологическую отчетность необходимо всем предприятиям и организациям без исключения.

Срок подачи Декларации о плате за НВОС

Сроки подачи Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду определен пунктом 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Декларацию с расчетом платы необходимо подать не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, то есть отчетным годом.

Читайте также:  27.12.2022 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

Датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее отправки через веб-портал приема отчетности.

Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о получении декларации о плате с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

Какие формы отчетов нужно готовить плательщикам экологического сбора

Плательщики экологического сбора обязаны готовить и предоставлять в Росприроднадзор следующие виды отчетных документов:

  1. До 1 апреля:
    • декларацию о товарах (выпущенных на территории России или импортированных), которые подлежат утилизации — в соответствии с Положением о декларировании по постановлению Правительства России от 24.12.2015 № 1417;
    • отчет об исполнении нормативов утилизации — в соответствии с Правилами, введенными постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.
  2. До 15 апреля года, следующего за отчетным, — форму расчета сбора по приказу Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488, к которой прилагаются:
    • квитанции о перечислении сбора в бюджет;
    • если форма расчета предоставляется представителем — доверенность на него.

Изучим, для каких хозяйствующих субъектов установлена обязанность отчитываться по указанным формам.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.

Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.

Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.

Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.

Поясним — регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).

Ужесточение нормативов

Рассмотрим ситуацию, когда для организации в связи с ухудшением общей экологической ситуации в регионе были утверждены более жесткие нормативы предельно допустимых (разрешенных) выбросов по всем загрязняющим веществам. Допустим, что дата утверждения этих нормативов пришлась на середину квартала. Как следует в этом случае применять новые нормативы при расчете платы за загрязнение: ко всему объему выбросов в течение этого квартала или только к тому объему, который произведен после вступления в силу новых нормативов?

На практике фактические размеры платы за загрязнение окружающей среды (т.е. за фактический уровень загрязнения) определяются и согласовываются природопользователями с территориальными органами Ростехнадзора по истечении отчетного квартала. Если уточненные нормативы по выбросам загрязняющих веществ вступили в действие в том квартале, за который еще не была внесена фактическая плата за загрязнение окружающей среды, то сумма плановых платежей подлежит корректировке с учетом применения новых нормативов ко всему объему выбросов в этом квартале.

Однако следует иметь в виду, что новые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов вводятся в действие природоохранным органом, как правило, с начала следующего отчетного периода (квартала, года). И если в соответствующем правовом акте об утверждении этих нормативов не указан срок их введения в действие, данный вопрос следует выяснить в территориальном органе Ростехнадзора.

Порядок и сроки внесения платы

Сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 такие:

  • 28 февраля – плата за 2019 год;
  • 20 апреля – авансовый платеж за I кв. 2020 г.;
  • 20 июля – авансовый платеж за II кв. 2020 г.;
  • 20 октября – авансовый платеж за III кв. 2020 г.;
  • 1 марта 2021 года – плата за 2020 год.
Читайте также:  Усыновление ребенка в Краснодаре в 2022 году

Отметим, что малые и средние предприятия авансовые платежи не делают (п. 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды).

КБК платы за НВОС в 2020 году:

За размещение отходов производства 048 1 12 01041 01 6000 120
За размещение твердых коммунальных отходов 048 1 12 01042 01 6000 120
За выбросы в атмосферный воздух 048 1 12 01010 01 6000 120
За сбросы в водные объекты 048 1 12 01030 01 6000 120

Контроль за правильностью исчисления платы, проверку деклараций о ней осуществляет Росприроднадзор и его территориальные органы.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», плату необходимо исчислять и перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение – организации, ведущие деятельность только на объектах, оказывающих негативное воздействие IV категории.

Категорию объекта, оказывающего негативное воздействие, подтверждает свидетельство о его постановке на государственный учет.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются:

  • юрлица и ИП, от хозяйственной и/или иной деятельности которых образовались отходы (кроме твердых коммунальных отходов);
  • региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Ответственность за неуплату НВОС и неподачу отчета

За несвоевременное внесение (или не внесение) платы за НВОС налагается штраф. Размер его зависит от категории плательщика, которого привлекают к ответственности. Он составляет (Примечание к ст. 2.4, ст. 8.41 КоАП РФ):

  • для юрлица — от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц и ИП — от 3 000 руб. до 6 000 руб.

Помимо штрафа на суммы недополученной платы и авансов начисляются пени.

За сдачу декларации с опозданием тоже предусмотрены штрафные санкции (примечание к ст. 2.4, ст. 8.5 КоАП РФ):

  • для юрлица — от 20 000 руб. до 80 000 руб.;
  • для должностных лиц и ИП — от 3 000 до 6 000 руб.

Штрафуется и юрлицо, и ответственное должностное лицо одновременно. Штраф, назначенный предприятию, не освобождает от ответственности виновного сотрудника и наоборот.

Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН

Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.

Документ Наказание Регулирующие документы
Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
Расчёт и оплата экологического сбора
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
Внесение платы за НВОС Штраф:
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.41
Отчёт по программе ПЭК
Штраф:
  • для граждан — от 500 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.5
Декларация о количестве выпущенных товаров
Отчёт о выполнении нормативов утилизации

Определён перечень разрешений, особый режим для которых устанавливают органы контроля

Правительство определило 173 вида разрешений, особый режим выдачи которых в 2022, 2023 годах и на срок до конца 2024 года делегирован надзорным органам. Мы выбрали ключевые виды и систематизировали их для удобства по направлениям нашей работы:

В области промышленной безопасности:

  • Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
  • Аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.
  • Аттестация работников в области промышленной безопасности.
  • Аттестация экспертов в области промышленной безопасности.
  • Регистрация опасных производственных объектов.
  • Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
  • Согласование планов и схем развития горных работ.
  • Согласование технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
  • Лицензирование пользования недрами.
  • Согласование правил эксплуатации гидротехнических сооружений.
  • Внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
  • Выдача разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
  • Согласование специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.
  • Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
  • Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
  • Государственная регистрация и учёт гидротехнических сооружений.
  • Выдача разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.
  • Согласование планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
  • Внесение в реестр деклараций промышленной безопасности.
Читайте также:  Сделки с долями: ответы на популярные вопросы

В области охраны окружающей среды:

  • Государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
  • Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
  • Экспертиза проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых.
  • Аттестация на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
  • Выдача разрешения на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения.
  • Государственная экологическая экспертиза.
  • Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
  • Выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
  • Выдача разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.
  • Утверждение нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
  • Согласование нормативов допустимых сбросов.
  • Выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для объектов I категории по уровню воздействия на окружающую среду на период до получения для таких объектов комплексных экологических разрешений.
  • Выдача разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ.
  • Согласование планов снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
  • Выдача разрешения на временные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных) для объектов II и III категорий.
  • Выдача разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты для действующих стационарных источников и (или) совокупности стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду и относящимся к объектам II категории (за исключением случаев получения такими объектами комплексного экологического разрешения) и III категории.
  • Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности.

В области санэпидбезопасности:

  • Выдача санитарно-эпидемиологического заключения.
  • Государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования.
  • Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

В области охраны труда:

  • Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
  • Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

В области пожарной безопасности:

  • Аттестация должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска.
  • Регистрация деклараций пожарной безопасности.
  • Аттестация лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.

Присвоение категории объектам, оказывающим негативное воздействие

Присвоение категории объектам, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установлено Минприроды РФ на законодательном уровне. Основной целью данной процедуры является контроль над деятельностью организаций и минимизация их вредного воздействия на природу. Категория может быть присвоена предприятию только после того, как оно станет на государственный учёт. Это возможно в случае подачи соответствующей заявки. Для того чтобы была присвоена правильная категория, необходимо подать пакет документов, перечень данных о специфике деятельности организации, необходимые расчёты и статистику. Решение всех этих задач следует доверить специалисту. У нас есть богатый опыт и глубокие познания в данной области, что позволит грамотно и быстро оформить всю необходимую документацию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *