Категория В1 в правах — квадрициклы и трициклы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категория В1 в правах — квадрициклы и трициклы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответ на этот вопрос следует из определения, что такое электро трицикл. Это транспортное средство относится к категории персонального электротранспорта, как и электросамокат, велосипед, скутер или мопед на электротяге. Требования к управлению такими транспортными средствами зависят от мощности мотора и развиваемой скорости.
Нужны ли права на электрический трицикл?
Поскольку электротрициклы укомплектовываются моторами на 350–1000 Вт, для езды по дорогам общего пользования владельцу такого транспорта в России нужно иметь водительское удостоверение с открытой категорией «М» или выше. Данная категория подходит для управления любым электротранспортом с мощностью мотора выше 250 и до 4000 Вт и скоростью движения до 50 км/ч. Данное требование действует еще с 2013 года.
Подойдут для управления электротрициклом и права другой категории – например, если у вас открыта категория «А» или «В», дополнительно получать категорию «М» не нужно. Регистрировать электрический трицикл в ГАИ не требуется.
Нужны ли права на скутер и мопед
Краткий ответ – обязательно.
Более полный. История вопроса имеет свои корни в правилах дорожного движения, действовавших ещё в Советском Союзе. В те времена разрешалось водить мопеды, мокики и другие транспортные средства с объёмом мотора до 50 кубиков и максимальной скоростью до 50 км/час без водительских прав. При этом не требовалось защитного шлема. О наколенниках, налокотниках и защитных панцирях – «черепахах» – никто даже не слышал.
Времена изменились, вместе с ними поменялись и правила движения. Вопрос «до скольки кубов можно ездить без прав» потерял актуальность.
Внимание! Теперь для вождения любых механических ТС нужны водительские права соответствующей категории. Былая дорожная вольница канула в Лету и объявлена вне закона.
Разрешено ли ездить на спортивном инвентаре по дороге
Судя по недавним постановлениям Верховного суда, спортивный мотоцикл или аналогичный спортинвентарь может использоваться в качестве транспорта. Тем более, когда соответствует определению закона и техническим параметрам. Поэтому передвигаться на кроссовом мотоцикле разрешено и по общим дорогам. Но это только теоретически, и это не означает, что нет нарушения.
Вопрос в том, что Федеральный закон 196-ФЗ в статье 15 пункте 3 допускает транспорт для движения по дороге только при постановке их на учет и оформлении документов в отделении ГИБДД. Однако, зарегистрировать их нельзя, так как нет ПТС. Но питбайки и спортивные мотоциклы изготавливаются на заводе в качестве инвентаря для спорта и отдыха, и ПТС для них не предусмотрено.
Поэтому Госавтоинспекция не будет регистрировать мотоцикл, относящийся к спортинвентарю. В связи с этим, на нем нельзя ездить на общих дорогах. Перевозить питбайк можно только, погрузив на специальный прицеп.
Виды электрических трициклов
- С дифференциалом и без него. В моделях с дифференциалом электротяга реализована на 2 задних колеса. Такие модели отличаются высокой мощностью, хорошей маневренностью и сохранением устойчивости при вхождении в повороты. Модели без дифференциала имеют переднее (иногда – заднее) мотор-колесо. Их главное достоинство – более доступная цена.
- Разной мощности – обычно она составляет от 350 до 1000 Вт.
- С различными тягово-скоростными характеристиками. Как правило, максимальная скорость электрических трициклов составляет 30–40 км/ч.
- С разной дальностью хода – в зависимости от емкости установленной на трицикл аккумуляторной батареи, расстояние пробега на одном заряде может составлять до 30–40 км или выше.
- Разных размеров и веса. Сколько весит самый легкий электротрицикл – зависит от материала его изготовления, размеров и особенностей конструкции. В нашем каталоге представлены модели весом от 37 кг.
- С колесами различного диаметра – в целом на электротрициклы устанавливаются колеса диаметром не менее 10” с хорошим протектором, но мы используем полноценные велосипедные колеса диаметром порядка 26”.
- С разнообразными комплектующими и аксессуарами. Например, с регулируемым по высоте сиденьем, фарой, габаритными огнями, стоп-сигналом, светоотражателями, крыльями, приборной панелью, багажником, корзиной и другими полезными дополнениями.
Можно ли ездить на электрическом мотоцикле без прав?
Нет, нельзя. Единственный транспорт, который позволяет не иметь специального права управления – это велосипеды (и иже с ними самокаты неэлектрические, роликовые коньки и подобные).
Поэтому, если ваш электромотоцикл не приводится в движения в основном мышцами ног или рук, имеет двигатель не менее 250 Ватт мощности, то вам потребуются водительские права. А какие именно, рассмотрим немного ниже.
Все об электротрицикле
Электротрицикл – 3-колесный велосипед или скутер на электротяге, имеющий устойчивую конструкцию и вместительный багажник. Это отличный выбор для людей, которым сложно управлять 2-колесным транспортом. Он отлично подходит для пенсионеров, дачников, садоводов и других людей, для которых важна устойчивость транспортного средства в любых условиях и возможность перевозить небольшие грузы.
Грузовые модели трициклов успешно используются на предприятиях, сельскохозяйственных фермах, в личных хозяйствах и для выполнения различных работ на загородных участках. Благодаря высокой грузоподъемности, бесшумной работе и отсутствию вредных выхлопов, этот транспорт имеет обширную область применения. Его можно использовать для различных целей: поездок по городу и за его пределами, шопинга, обслуживания парковых и выставочных зон, курьерской доставки, выезда на пикники, организации выездных мероприятий и пр.
К разным, в зависимости от их технических характеристик. ПДД не выделяют их в отдельную категорию.
Скажем, мопед – это двух- или трёхколёсное механическое ТС. Его максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, рабочий объём двигателя внутреннего сгорания – не выше 50 куб. см. Либо на мопеде может стоять электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки в пределах 0,25–4 кВт.
«К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики, – пояснил Рябушенко. – И следовательно, электроскутеры, электромопеды, электромотоциклы, электросамокаты, гироскутеры и сегвеи, в зависимости от номинальной максимальной мощности двигателя в указанном режиме длительной нагрузки, необходимо приравнивать к мопедам».
Мотоциклы, мотороллеры, трициклы, квадрициклы, в том числе:
Категория L3 — Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L4 — Трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L5 — Трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L6 — Четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L7 — Четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
НОВОСТИ
С июля 2016 года прекращают действие ОТТС, выданные в рамках технического регламента РФ «О безопасности колесных транспортных средств». Производителям ТС необходимо заранее побеспокоиться о продлении одобрений типа.
Мы готовы продлить (распространить) ОТТС и ОТШ на ранее сертифицированные типы транспортных средств экологического класса ЕВРО 4 в рамках технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
В ноябре 2015 г. органы по сертификации продукции и систем менеджмента качества «Центра сертификации машин» успешно прошли подтверждение компетентности, проводимое Росаккредитацией (инспекционный контроль).
Что необходимо знать новичкам и водителям со стажем после нововведений в базу российского законодательства в 2021 году:
- ездить на скутере с правами категории В можно, только если техника соответствует требованиям по мощности и техническим данным (мотоцикл, квадрицикл и мощное ТС водить нельзя);
- при управлении мопедом может быть открыта категория М, В, С, D, А, А1;
- если объем двигателя превышает 50 кубов, то транспорт признается мотоциклом и вождение разрешается только по классу А;
- скутера с двигателем от 50 до 125 кубов можно эксплуатировать по дороге без риска получить штраф при наличии одной из категорий – А1, А;
- штраф за езду без прав для всех идентичен и составляет от 5 до 15 тыс. руб.
Если ваша ситуация нестандартна, вы уверены в собственной правоте и желаете восстановить справедливость, то можно получить бесплатную консультацию наших юристов. Опытные адвокаты объяснят правомерность действий всех участников дорожно-транспортного движения, расскажут о правах каждого и помогут решить конфликт с минимальными рисками для вас.
ВНИМАНИЕ!
В чем разница между скутером, мопедом и мотоциклом?
Определение транспортных средств на 2-х, 3-х и 4-х колесах дано в ПДД, с уточнением по категории прав на каждое из них. Мотоциклом признается ТС (п. 1.2 ПДД), которое соответствует следующим показателям:
- 2 колеса;
- наличие или отсутствие бокового прицепа;
- объем двигателя более 50 кубов или до 15 кВт;
- максимально допустимая скорость ТС более 50 км/ч.
Определение относительно мопеда:
- наличие у техники 2-х, 3-х или 4-х колес;
- максимальная скорость не более 50 км/ч;
- двигатель до 50 кубов – для ДВС на топливе;
- мощность ТС до 4 кВт – двигатель электрического типа.
Понятие скутер в законодательстве не установлено, что позволяет уравнивать по характеристикам такую технику с мопедами. Также под это определение попадают мини-квадроциклы с небольшим объемом двигателя.
Питбайк – нужно ли ВУ
Законодательство дает водителю право ездить на транспорте по дороге общего пользования. Также разрешено передвигаться по прилегающей к ней территории и другим местам, движение по которым устанавливается ПДД. Поэтому обязательным условием является возможность ездить по данным местам.
Если внимательно почитать паспорт спортивного мотоцикла, являющегося инвентарем, и руководство к нему, то можно узнать следующее: он должен применяться для активного отдыха и спортивных соревнований. ПТС для него не оформляется, но есть обычный паспорт.
Отсюда можно сделать вывод, что мотоцикл-спортинвентарь не используется на общих дорогах. Поэтому и права на него не требуются, независимо от характеристик установленного на нем мотора. Значит данный мотоцикл нельзя считать транспортным средством. Этот факт подтвердил Верховный суд России в своем постановлении от 13 февраля 2015 года за номером 13-АД 15-1. Получается, что на спортивных мероприятиях можно ездить на мотоцикле без прав?
Если внимательно изучить постановления Верховного суда, то в них можно найти противоречивую информацию. Например, что по документам завода-изготовителя кроссовый мотоцикл или питбайк используется чаще всего для отдыха и спорта. Но там не сказано, что нельзя ездить по общим дорогам. К тому же, если его параметры подходят к транспортному средству, которое может относиться к категориям М или А.
Данное заключение Верховного суда дает право утверждать, что ВУ на мотоцикл-спортинвентарь требуется, но только для езды по дорогам общего пользования и другим местам, на которых действуют Правила дорожного движения. Если ездить на кроссовом мотоцикле по полям, горам или лесам, а также спортивным трассам, то водительские права не нужны.
Но и в этом случае можно посмотреть на термин «дорога» с точки зрения Правил. По логике она является «приспособленная и используемая полоса земли для движения». Другими словами, дорога в лесу по ПДД тоже соответствует данному названию. Но можно ли перемещаться на кроссовом мотоцикле, который считается просто инвентарем, по городским магистралям?
Ответственность и наказание за езду по дорогам общего пользования на спортинвентаре
Если ездить по ДОП на питбайках и кроссовых байках запрещено, то какое наказание ждет несчастного владельца, если он будет остановлен испекторами ДПС? На самом деле нет конкретного наказания за езду на спортивной технике по дорогам общего пользования, нет такой статьи в правилах, в которой использованы данные формулировки. Но катаясь по городу на питбайке или любом другом мотоцикле без ПТС вы идете вразрез основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Ваш мотоцикл не имеет права находится на дорогах общего пользования, вы нарушаете целый ряд пунктов. Поэтому выбор наказания целиком и полностью зависит от инспектора.
Если у вас нет прав, то наказание будет максимально суровым, штраф от 5 до 15 тысяч рублей за езду без прав и штрафстоянка для мотоцила.
Если права имеются, то на усмотрение инспектора. Самые неприятные последствия — это штрафстоянка, которая в любом случае ударит по карману.
Ездить по ДОП на спортинвентаре (питбайке, кроссовом мотоцикле или эндуро без ПТС) запрещено!
Если вы этим занимаетесь, вы берете ответственность на себя и должны быть готовы ответить по всей строгости. Если езда по ДОП — это вынужденная необходимость, минимизируйте риски и расстояние, которое вам необходимо проехать по дорогам общего пользования.
Если вы родитель и пытаетесь узнать, можно ли ездить вашему ребенку на питбайке по городу, то ответ тут однозначный, ни в коем случае нельзя. Постарайтесь вместо этого направить энергию своего чада в нужное русло. Запрещать неэффективно, гораздо полезнее кататься на мотоцикле на природе или специально отведенных кроссовых, эндуро площадках, чем носиться по городу.
Виды категорий водительских прав
Категория водительских прав — это обозначение групп транспортных средств, за рулем которых могут ездить водители при получении удостоверения. В 2021 году выделяют пять основных видов категорий прав:
- А. Согласно российскому законодательству, права категории A дают возможность ездить россиянам на мотоциклах, мотоколясках. Также в эту группу можно отнести трехколесный транспорт с габаритами не более 400 кг.
- В. В эту группу входят автомобили, масса которых не превышает 3.500 кг с количеством сидячих мест не более 8 штук. Также в группу относят средства передвижения с прицепом, масса которого не выходит за пределы 750 кг. Получая права категории В, водитель имеет возможность водить легковой автотранспорт, небольшие газели, минивены, внедорожники.
- С. В эту группу входит автотранспорт, габариты которого держатся на уровне от 3500 кг до 7500 кг. Права позволяют управлять грузовым транспортом, тяжеловозами с прицепом. Категория С не дает возможности ездить на легковых автомобилях небольших габаритов.
- D. Права категории D позволяют управлять межгородским транспортом с более чем с 8 местами для пассажиров. В эту группу относят автобусы, маршрутное такси.
- М. К этой категории можно отнести небольшие мотоциклы, мопеды, квадрициклы. Водить транспорт, относящийся к этой категории, могут автомобилисты, имеющие ВУ любой другой категории.
Также существуют подкатегории водительских удостоверений. Например, А1 (легкие мотоциклы), С1 (средние грузовые автомобили), D1 (мини-автобусы).
Различия между квадроциклом и квадрициклом
- Права на квадрицикл выдаются ГИБДД, на квадроцикл — Гостехнадзором
- Квадрицикл оснащен салоном, у квадроцикла – кабины нет
- Различные стандарты – квадроцикл имеет ГОСТ Р 51815-200; квадрицикл – ГОСТ Р 52008-2003
- Разные категории – В1 для квадрициклов и А1 для квадроциклов
- В квадрицикле руль автомобильный, у квадроцикла – мотоциклетный
- Посадка за штурвал квадрицикла осуществляется внутрь кабины в кресло, а у квадроцикла – верхом
- В квадроцикле все функции воспроизводятся как у мотоцикла, а в квадрицикле акселератор, сцепление и тормозная система управляются с помощью педалей, которые находятся в нижней части салона
Как видим, что при ответе на вопрос, есть ли различие между квадрициклом и квадроциклом, в первую очередь стоит отметить, что разница между ними весьма значительная. В том числе и в особенностях получения прав.