Правила купли-продажи б/у автомобиля в 2023 году. Как лучше оформить договор?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила купли-продажи б/у автомобиля в 2023 году. Как лучше оформить договор?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем совершать сделку, нужно подготовить не только договор, но и собрать другие бумаги. На руках у продавца должны быть ОСАГО, СТС, ПТС. При необходимости можно подготовить доверенность от владельца транспорта.
Составляйте 3 экземпляра договора
Итак, вы подыскали себе машину с безупречным пакетом документов и отсутствием юридических ограничений. Пришло время заключать сделку. Для этого придётся составить договор купли-продажи или заполнить шаблонный бланк. В нём необходимо обязательно прописать следующее:
- Дата и место покупки автомобиля.
- Марка, модель, тип кузова и год выпуска.
- Пробег ТС на момент передачи авто покупателю.
- Техническое состояние авто (рабочее или нерабочее).
- Идентификационные данные (номера кузова, агрегатов и документов).
- Полная стоимость автомобиля (цифрами и прописью).
- Персональные данные продавца и покупателя.
Договор купли-продажи составляется в 3-х экземплярах:
- продавцу;
- покупателю;
- в МРЭО ГИБДД.
Проверяем документы на автомобиль
Потеря ПТС может стать существенным препятствием, когда речь о продажеавтомобиля. В обязательном порядке нужно делать дубликат, но и он не дает гарантию, что сделку оформят должным образом.
Иногда ПТС есть, но в нем недостаточно места для новой записи. В таком случае документ следует обновить, пока не был заключен договоркупли-продажи. Рассматриваемая услуга платная, но если заказать её через Госуслуги, сможете сэкономить не только время, но и 30% от фактической стоимости.
Для наглядности рассмотрим полный список документов, что обязательно понадобятся, когда происходит продажа ТС.
Как заполнить бланк договора купли-продажи авто с пробегом:
Договор составляется в трех экземплярах — по одному для каждой из сторон сделки и для ГИБДД. В договоре купли-продажи указываются:
-
сведения об участниках сделки с указанием их паспортных данных (при этом паспорта предоставляются в оригинале);
-
точное название ТС как указано в ПТС;
-
VIN номер;
-
год производства автомобиля;
-
пробег;
-
мощность и объем двигателя;
-
номер ПТС;
-
номер СТС;
-
госномер;
-
номер двигателя / шасси / кузова / рамы;
-
цвет.
Зачем нужна публичная причина продажи
Покупатели нередко интересуются поводом сбыта владельцем своего б/у автомобиля. На подобные вопросы можно отвечать честно, но это не всегда разумно с коммерческой стороны т. к. чревато снижением цены или срывом сделки из-за необоснованных предвзятостей.
Поэтому сформируйте публичную причину, которая совпадает с реальной лишь частично или не совпадает с ней вовсе. Благовидный предлог реализации способен:
- Существенно сократить сроки продажи.
- Минимизировать диапазон торга.
Но продавцу следует различать обычную коммерческую смекалку и откровенный обман покупателя, нередко осложняющийся нехорошими последствиями.
Вот список некоторых подходящих причин продажи:
- Пересаживаюсь на более дорогой (или более дешевый) класс ТС. Это самая «благопристойная» причина, редко вызывающая вопросы – такие продавцы обычно хорошо следят за состоянием авто.
- Надоела, хочу другую. В этом случае вас могут посчитать капризным и проверять более тщательно, но особых подозрений не предъявят.
- Нужны деньги. Подозрений по техническому состоянию вызывает мало, но провоцирует усиленный торг и выступает как приманка для перекупщиков.
- За ненадобностью, но отрываю как ребенка от сердца. Сработает если вы хороший актер, но если плохой – испортите впечатление.
Можно поработать с воображением и найти свой «эксклюзивный» вариант.
Если в истории авто есть ДТП с печальным исходом, то продать такую машину сложнее.
Способы продажи старой машины
Новое транспортное средство из автосалона доступно не всем, поэтому вполне возможно найти того, кто купит старый автомобиль, успевший вам поднадоесть. В качестве потенциальных покупателей можно рассматривать:
- Недавних выпускников автошкол. Начинающие водители из-за отсутствия практического опыта самостоятельного вождения имеют высокий риск попасть в ДТП. По этой причине многие из них выбирают старые машины, которые не так жалко поцарапать или помять. По мере улучшения навыков управления они уже задумываются о приобретении машины поновее.
- Молодых людей в возрасте 18-23 лет. У этой категории граждан ещё нет достаточных финансовых возможностей для покупки новой машины, а в оформлении кредита наличными или под поручительство банки им отказывают. Вот и покупает молодежь старые автомобили по доступной цене для поездок загород с друзьями или подработки курьером на личном транспорте в свободное от учёбы время.
- Коллекционеров – если у вас раритетное или ретроавто в хорошем состоянии (например, ГАЗ-М-20 «Победа»).
- Людей с низким уровнем дохода. В малых городах и сельской местности средняя зарплата составляет около 20 — 30 тысяч рублей в месяц. Когда в семье несколько детей, с такими доходами о новом автомобиле можно только мечтать, а на старый в хорошем состоянии вполне можно накопить.
Чтобы найти подходящего покупателя для своего старого авто, можно воспользоваться следующими способами:
- размещение объявлений о продаже на специализированных веб-сайтах;
- поиск покупателей на авторынках;
- продажа по Trade-in;
- разбор и реализация в качестве дешёвых запасных частей;
- участие в госпрограмме по утилизации старых автомобилей.
Предпродажная подготовка
Грамотно составленное объявление поможет быстрее найти покупателя вашего ТС, но более важную роль играет внешний вид автомобиля. Никому не понравятся вмятины, царапины на кузове, шумы в двигателе, стук подвески, следи подтёков жидкости, неприятные запахи в салоне, рваные чехлы на сиденьях и прочие недостатки, об устранении которых не позаботился продавец. Даже если автомобиль старый, он всё же является товаром, поэтому должен иметь привлекательный и презентабельный внешний вид. Надо постараться устранить все дефекты, которые могут отбить желание купить машину или снизить ее цену.
У транспортного средства, выставленного на продажу, должны исправно работать все узлы и агрегаты.
Покупатель обязательно захочет проехать на авто, прежде чем отдавать за него свои деньги. Любой посторонний звук или лишний предмет может насторожить. Например, наличие в багажнике канистры с моторным маслом может натолкнуть на мысль о его повышенном расходе.
Советы по продаже автомобиля в 2023 году
- Чтобы продать автомобиль в относительно короткие сроки по достойной цене, нужно обратиться на специализированные сайты и проверить цены на схожие автомобили той же марки и года выпуска и сравнить. После оценки стоимости нужно выставить адекватную цену, которая не будет сильно отличаться от среднего значения.
- На сайтах и в газетах объявлений нужно указывать слегка завышенную цену, чтобы можно было в случае чего сбавить несколько тысяч рублей.
- В случае возникновения каких-либо подозрений в намерениях потенциальных покупателей во время звонка нужно назначать встречу в крайне неудобное для собеседника время, например, в выходные рано утром.
- Если потенциальный покупатель специально выискивает какие-либо недостатки, можно ему просто вежливо сообщить о том, что все недостатки известны и выставлена соответствующая цена.
- Если вы хотите оставить у себя номер автомобиля, то перед оформлением покупателем машины в собственность, нужно снять ее с учета.
- Если агрегаты автомобиля находятся в нормальном состоянии и нет утечки технических жидкостей, то мыть их необязательно, это может вызвать подозрение у потенциального покупателя.
- Нужно быть готовым к тому, что потенциальными покупателями окажутся перекупщики. Особенно их много в первые дни после размещения объявления. Они стараются чрезмерно занизить цену, не стоит идти у них на поводу, если же конечно не нужны срочно деньги.
- Во время просмотра автомобиля нужно как можно вежливо разговаривать с потенциальным клиентом, много улыбаться и ненавязчиво шутить, если это не выбивается из общего фона разговора.
- Знание большого количества информации о модели которой владеет покупатель должно дать ему преимущество при продаже транспортного средства. Апеллирование интересными и нужными фактами всегда приближает клиентов к покупке автомобиля.
- Не лишним будет сбор товарных или товарно-кассовых чеков с авторемонтных мастерских с указанием работ, которые производились за последнее время. Их можно использовать в качестве доказательства своих слов.
- Во время осмотра автомобиля не стоит мешать клиенту делать это, так как это может его отпугнуть. Лучше спокойно стоять в сторонке и отвечать на все интересующие его вопросы.
Продажа автомобиля без купли-продажи
Случаются ситуации, когда машина была отдана новому владельцу без договора купли-продажи. Иногда это происходит из-за спешки, иногда из-за невнимательности. В любом случае это может привести к не самым приятным последствиям как для продавца, так и для покупателя.
Продавец может столкнуться со следующими неприятностями:
- все штрафы, налоги и издержки будут по-прежнему приходить на его имя;
- в случае если машина окажется на штрафстоянке, именно с вас будут взыскиваться задолженность.
У покупателя могут возникнуть следующие проблемы:
- он не сможет поставить автомобиль на учет;
- продавец в любой момент может заявить об угоне авто и покупатель останется и без денег, и без автомобиля, так как никаких подтверждений о собственности у него нет.
Факторы, влияющие на стоимость машины
Перед тем, как продавать автомобиль, нужно установить его стоимость. Чтобы определиться с ней, необходимо учесть несколько критериев, влияющих на цену:
- Год выпуска, который иногда продавцы умышленно путают с годом эксплуатации. Машина могла быть выпущена, к примеру, в 2015 году, а эксплуатируется с 2016, вот второй показатель и выставляют в объявлении. Это делается для того, чтобы повысить стоимость.
- Марка и модель. Стоит узнать на авторынке или по другим онлайн-объявлениям, во сколько оценивают определенную марку авто, чтобы не удешевить ее.
- Комплектация. Один из важных критериев, потому как не все машины одной марки могут иметь одинаковую «начинку» под капотом. Авто бу может быть усовершенствовано и проходить апгрейд, но покупатель не зная этого, удивится высокой цене, нужно обязательно указать о модернизации транспорта.
- Пробег. Автомобиль с высоким показателем пробега, будет считаться сильно изношенным. Привычно рассчитывать, что обычное авто за год может накатать до 15 тыс. километров. Исходя из чего, если продается машина, бывшая в эксплуатации 10 лет, ее пробег в 100 тыс. километров будет нормальным. Если показатель выше нормы, но машина в хорошем состоянии, то этот критерий и не повлияет на цену.
- Коробка передач. Принято, что робот или автомат идут по более высокой стоимости, чем механика. Но если авто приобретается для постоянной езды за город, то лучше выбрать последний вариант, он будет надежней вести себя на пересеченной местности.
- Производитель. Европейская сборка всегда ценилась выше, чем отечественного производителя, на любом авто, так что страна-производитель может существенно изменить выгоду от продажи.
- Расположение руля. Продать машину с праворульным управлением сложнее. Но она бывает намного надежнее леворульной, да и если у обеих одинаковая комплектация, то последние стоят дешевле. Немногие водители могут перестроиться к езде на таком авто, отсюда и цена.
- Объем двигателя. С одной стороны, чем он больше, тем дороже автомобиль, а с другой – сильно изношенная машина с большим двигателем имеет высокий расход топлива.
- Условия хранения. Во многих объявлениях можно встретить уточнение, что машина гаражного хранения. Этим продавец как бы утверждает, что после каждой поездки ставил авто в отапливаемое и проветриваемое помещение. На сам же деле, это может оказаться совсем не так, или же гараж был в таком состоянии, что транспорту было бы лучше просто стоять под навесом.
- Привод. О его месторасположении особенно не стоит говорить, но вот если в машине стоит полный привод, то она стоит гораздо дороже.
- Владельцы. При большой количестве собственников, покупатель может смутиться, ведь куда более надежнее, если авто было у одного владельца и он за ним нормально ухаживал.
- Салон. Принимается во внимание не только состояние обивки, но и чистота. Естественно, никто не говорит, что этот факт прибавит существенно цену, но отразится на общем впечатлении от машины.
- Покрытие. От состояния кузова стоимость зависит в первую очередь, если на нем имеются вмятины, царапины, видна ржавчина – это бросается в глаза и значительно снижает цену.
- Шины, диски. Штампованные диски красивые, но вот литые более практичные и дорогие. Некоторые продавцы отдают комплект сменных шин в придачу, но это не очень влияет на конечную стоимость.
Какие требования к автомобилю при сдаче в трейд-ин
Требования к автомобилю зависят от каждого конкретного дилера. Так, некоторые принимают и кредитные автомобили, и находящиеся в залоге, и автомобиле в лизинге. А другие дилеры, наоборот, избегают любых ограничений. Ряд салонов не принимают на обмен разбитые или неисправные автомобили.
Условия, при которых дилеры точно примут автомобиль в трейд-ин:
- автомобиль находится в исправном состоянии и полном комплекте, без серьезных внешних повреждений;
- автомобиль приобретен легально;
- идентификационные номера кузова, рамы и двигателя читаемы и соответствуют данным, указанным в регистрационных документах, которые были выданы российскими уполномоченными органами;
- автомобиль не находится в аресте, залоге и не имеет других подобных ограничений;
- клиент предоставил дилеру все необходимые документы.
Как оценивается автомобиль при сдаче авто по Trade-in в 2023 году?
Как уже было указано выше, рассчитывать на то, что дилер выплатит за автомобиль его реальную рыночную стоимость, смысла нет, однако знать ее было бы очень полезно для последующего сравнения.
Сама же оценка проводится комплексно, поэтому в формуле расчета неизбежно появится масса переменных. И это не только размер издержек на восстановительные или ремонтные работы, которые понадобятся для устранения выявленных неисправностей и дефектов. Дилер будет учитывать многое:
- Марка и модель авто. Если автосалон является мультибрендовым, он явно предпочтет брать на реализацию машины ликвидных или, другими словами, популярных, востребованных марок. То же касается и модели – если она достаточно редкая или не «массовая», то далеко не факт, что при оценке ей будет дана цена, приближенная к рыночной. Дилер обязательно учтет свои риски, связанные с тем, что такое авто будет продаваться долго и станет занимать место в салоне. Как вариант, такой неликвидный экземпляр просто не будет принят в трейд-ин.
- Тип двигателя. Считается, что при покупке автомобилей с пробегом гораздо легче и быстрее удается реализовать машины, оснащенные наиболее надежными и утилитарными двигателями из имеющихся в моторной гамме модели. Если сдаваемое в трейд-ин авто будет иметь агрегат, имеющий плохую репутацию, цена приема машины дилером может быть снижена.
- Год выпуска и пробег. Важнейшие показатели, на которые обращают внимание абсолютно все. И внешне, и по «технике» автомобиль может не иметь нареканий, но относительно большой возраст и пробег всегда будут восприниматься не просто подозрительно, а как объективная причина снизить цену. И наоборот, если авто эксплуатировалось редко, что подтверждается пробегом, это может стать довольно весомым козырем. При этом, разумеется, никаких «скруток» километров не должно быть в принципе, поскольку в современных условиях истинный пробег выявляется довольно легко.
- Доработки и тюнинг. Любые «улучшения», включая чипирование двигателей, усиление элементов подвески, установку неоригинальных деталей ходовой части для увеличения клиренса, нестандартных колес, а также установку любых тюнинг-деталей дилерские компании не приветствуют. Кроме того, если прежний владелец установил в авто более продвинутую «музыку», не штатные парктроники, камеры и т. п., это вряд ли будет учтено в цене выкупа.
Можно ли продать полученный по наследству автомобиль?
Да, можно.
Для продажи полученного по наследству авто у вас должно быть на руках свидетельство о праве на наследство – оно подтверждает переход права собственности от умершего владельца ТС к вам, как к наследнику. Далее останется найти покупателя, показать ему машину, договориться о стоимости, заключить ДКП и подписать акт приёма-передачи. Еще лучше съездить вместе в МРЭО ГИБДД – новый собственник переоформит ТС на себя, а вы убедитесь, что он это сделал, чтобы не переживать по поводу приходящих потом штрафов на проданную машину.
Но бывает, что наследников автомобиля несколько. Как продать машину в долевой собственности? Главная тонкость в том, что оба продавца должны дать согласие на сделку. Обычно на практике заключается двухсторонний или трёхсторонний ДКП машины – в зависимости от числа наследников. Каждый из них отчуждает свою долю, в результате чего покупатель приобретает автомобиль целиком.
Скачать актуальный на 2023 год бланк договора купли-продажи автомобиля вы можете в нашей статье.
Но можно поступить иначе. Вначале первый наследник заключает с покупателем ДКП на свою долю, а затем то же самое проделывает и второй наследник. Смысл тот же! Но при перерегистрации в ГИБДД новому собственнику придётся показывать оба договора купли-продажи – а принимающий документы инспектор может посмотреть на такую сделку с удивлением, и даже отказать в регистрации. Но это незаконно!
Преимущества, недостатки и финансовая сторона вопроса
Распил и карпил, как варианты автомобиля-конструктора, начали набирать популярность после нововведений со стороны таможенной службы в 2008 году. Именно тогда была введена новая пошлина. Она подразумевала необходимость оплачивать сбор в размере около 5000 евро всего лишь за один ввозимый кузов.
Тем самым новые законодательные нормы привели к тому, что ввоз по частям оказался финансово более выгодным в сравнении с ввозом собранного автомобиля. При распиле таможенная пошлина может быть меньше примерно в 10 раз.
Но есть один нюанс. Ввозить такие машины по частям по факту можно лишь из Японии. Причину вы уже знаете. Это отсутствует номеров на кузове.
Если сравнивать по цене распил и карпил, то тут именно у второго варианта расценки значительно выше. Те, кто заинтересован в приобретении нового автомобиля, а не только деталей к имеющейся машине, должны выбирать вариант с оформлением распила.
Главным преимуществом использования конструкторов является финансовый аспект. Фактически это единственный плюс и основной повод, почему эта схема пользуется популярностью. При этом не лишним будет понять, во сколько именно может обойтись подобная манипуляция.
Здесь есть несколько основных моментов, касающихся ваших расходов:
- Начальная стоимость автомобиля. Зависит от множества факторов, потому тут какие-то конкретные цифры приводить бессмысленно.
- Услуги в Японии. Это аукционные сборы, перевозка машины в порт, оформление всех необходимых документов для экспорта. Это не менее 95 тысяч иен.
- Утилизационный сбор. Его размер обычно указывается для каждого конкретного автомобиля в Японии, который продаётся на специальных аукционах. Это в среднем от 9 до 14 тысяч иен.
- Распил, перевозка из Японии в Россию. Примерно 750 долларов просят за работу с легковыми автомобилями. Если это автобусы, рамные внедорожники и минивэны, тогда цены повышаются до 850-1000 долларов.
- Таможенные пошлины. В зависимости от того, какой конкретно автомобиль ввозится в качестве конструктора, могут потребовать от 500 до 1500 долларов.
- Сборка автомобиля. Помимо распила и разборки, потребуется всё заново собрать. Сюда же включены услуги вывоза авто из порта, проведение сварочных, покрасочных работ, заливка всех расходных жидкостей, установки фильтров и пр. Суммарно не менее 25-50 тысяч рублей.
- Транспортировка машины из порта на тот же железнодорожный вокзал обойдётся в несколько тысяч рублей. Ещё сама доставка к клиенту.
Всё это говорит о том, что к начальной стоимости японского автомобиля, который покупатель может приобрести на аукционе, нужно добавить не менее 3-4 тысяч долларов на все сопутствующие расходы.
Если вы решите ввезти целый кузов, то ко всем рассмотренным расходам придётся добавить ещё не менее 3 тысяч евро.
По сути, речь идёт только об одном объективном преимуществе. Это огромная экономия на таможенных платежах.
- Но не стоит забывать о существующих недостатках. В 2011 году была введена новая таможенная пошлина на ввоз отдельного автомобильного кузова. Её размер составил внушительные 5 тысяч евро. Тем самым таможенная служба поспособствовала тому, чтобы сделать ввоз конструкторов ещё менее выгодным мероприятием. Подобное решение связано с тем, что российское правительство не хочет допустить серьёзную конкуренцию со стороны иностранного автопрома на местном рынке. Это вроде и хорошо. Но только при условии, что качество и уровень исполнения российских машин будет соответствовать уровню ведущих мировых производителей. А это далеко не так.
- Есть ещё один значимый минус. Он касается последующей сборки и разборки автомобиля. Если сделать это быстро и без соблюдения правил, технологии, качество, надёжность и безопасность транспортного средства существенно снизится. У многих конструкторов оказываются нерабочими всевозможные датчики, системы, контроллеры, компоненты приборной панели.
- Следующий недостаток связан с необходимостью собирать и искать документы, которые будут соответствовать вашему автомобилю. Хотя такой минус решить можно, если запросить ввоз конструктора под заказ, всё равно это проблема во многих ситуациях.
- Серьёзная опасность распила. В отличие от карпила или просто обычного конструктора, который разбирается по частям, распил именно режут на части, после чего сваривают обратно. Но качество сварки бывает крайне низким. Да, пошлины на распил заметно ниже классического конструктора, но и опасность таких автомобилей существенно выше.
- Сложности с оформлением в ГИБДД.
Этот вопрос требует отдельного рассмотрения.
Что такое машина-конструктор
Автомобиль-конструктор – это результат много ходовой операции по получению в собственность нового автомобиля, чаще всего японского производства, под документы старого. Цель этого довольно сложного мероприятия – уйти от уплаты таможенных пошлин на иностранные авто, ввозимые на территорию нашей страны. Разберем эту схему более подробно.
Предприниматели, потерявшие прибыльный бизнес по ввозу и продаже иностранных автомобилей в России из-за резко поднявшихся таможенных пошлин, задались вопросом, можно ли как-то использовать тот факт, что пошлина привязывается к объему двигателя авто. Действительно, при растаможке большинства грузов, проходящих границу РФ, пошлина берется от стоимости товара, и лишь для небольшого перечня грузов введены комплексные пошлины. На этом фоне ввоз целого автомобиля по запчастям обходится значительно дешевле, нежели автомобиля целиком как транспортного средства. Исходя из этих предпосылок родилась схема ввоза автомобиля конструктором.
Последовательность действий такая: за границей покупается автомобиль, и на стоянке, а иногда даже на судне в процессе доставки происходит его разборка: снимается двигатель с выхлопной системой и, если это рамная машина, снимается рама. Определить, что именно нужно снять, несложно – необходимо, чтобы были разукомплектованы номерные агрегаты, то есть отдельно ДВС, рама, кузов.
При пересечении границы РФ эти 2 (кузов и двигатель) или 3 (кузов, двигатель, рама) объекта заявляются на разных получателей и оформляются по разным товарно-транспортным документам.
Общие расходы по разборке, растаможке, хранению, использованию нескольких участников внешнеэкономической деятельности для ввоза составляют от 10 до 30% от пошлины, которую владелец заплатил бы за целый автомобиль.
После благополучного ввоза иностранных деталей в России находится старый, отбегавший свое или просто побывавший в аварии и не подлежащий восстановлению автомобиль, и под его документы оформляется уже собранный, только что ввезенный. Оформляется так, как если бы на старом автомобиле были заменены номерные агрегаты.
Естественно, изменения в конструкции транспортного средства необходимо зарегистрировать в ГИБДД, что возможно сделать при наличии документов на эти узлы.
Более подробно о замене и регистрации изменений в конструкции ТС можно узнать, перейдя к статье «Изменения в конструкции транспортного средства, подлежащие регистрации».
По документам у вас будет все тот же старый или разбитый автомобиль с замененными агрегатами, на деле же вы будете ездить на новой машине. Даже при учете затрат на покупку старого или разбитого авто с документами чистая экономия редко когда бывает ниже 50%.
Как изменятся цены на автомобили с пробегом
Директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова рассказала, что в 2023 году очень многое зависит от геополитической ситуации. Никто в конце 2021 года не предполагал, что в начале марта цены на машины с пробегом вырастут до 50%. Если ситуация останется стабильной без каких-либо изменений, то возможно естественное небольшое удорожание в пределах 10% от стоимости. Это связано с тем, что количество предложений на рынке автомобилей с пробегом сокращается, так как срок владения автомобилем увеличился.
В пресс-службе ГК АВТОДОМ отметили, что стоимость автомобилей с пробегом в 2023 году будет зависеть от внешних факторов. Среди них — колебания курсов валют. Дело в том, что многие люди сохраняют свои сбережения в иностранной валюте. Как только курс начинает расти — потребители стремятся вывести накопления и приобрести дорогостоящие товары (например, автомобили). Кроме того, важное значение для стоимости машин с пробегом имеет отложенный спрос, который формировался на протяжении всего 2022 года. Именно от уровня спроса, его увеличения или снижения, будет зависеть конечная цена автомобилей на вторичном рынке.
В свою очередь, генеральный директор Larte Design, резидент технопарка «Сколково» Дмитрий Полунин рассказал, что за последние 5 лет цены на подержанные автомобили увеличились в среднем на 30% и в 2023 году они будут держаться на достаточно высоком уровне. Отмечалась определенная корректировка вниз в четвертом квартале прошлого года. После пиковых скачков весной 2022 года цены немного просели, потому что в целом на рынке утихла паника среди продавцов. Скорее всего, именно бурного роста цен на автомобили с пробегом в дальнейшем не будет. Будет либо стагнация, либо легкая корректировка вниз на 5–10%, опять же где-то в середине или в конце лета.