Что нужно знать о разбирательстве в третейских судах?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать о разбирательстве в третейских судах?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы получить возможность прибегнуть к услугам третейских судей, стороны должны при подписании договора сделать в нем арбитражную оговорку (ранее – третейская оговорка). Тем самым стороны соглашаются, что при возникновении разногласий по вопросам, связанным с этим договором, разрешаться эти разногласия будут в рамках третейского разбирательства.
Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции
Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.
Но есть и другие отличия:
— В возможности обратиться в суд:
-
в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;
-
для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.
— В части назначения судей:
-
в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;
-
в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.
— В части оплаты работы судов:
-
в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;
-
арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.
— В части полномочий судов:
-
третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;
-
полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.
Возможно ли перенести разбирательство в арбитражный суд, если в договоре указан третейский?
По общему правилу, при наличии в договоре пункта об арбитражной оговорке рассмотрение дела должно быть передано в третейский суд.
Но есть несколько исключений:
- Можно попытаться подать иск в государственный суд. В этом случае все – на усмотрение такого суда. Он должен будет рассмотреть иск, если признает арбитражное соглашение недействительным, утратившим силу или невозможным для исполнения. Он должен оставить иск без рассмотрения, если любая из сторон заявит об этом не позднее представления своего первого заявления по существу спора. Отсутствие заявлений влечет рассмотрение дела по существу.
- Если арбитражная оговорка не включает в себя основания, по которым сторона обратилась в третейский суд (например, она установлена только для какой-то определенной категории споров), то сторона договора вправе, ссылаясь на это, возражать против третейского разбирательства и требовать передачи дела в арбитражный суд.
- Стороны могут передумать. Наличие арбитражной оговорки не мешает сторонам пересмотреть способ разбирательства. Если они хотят, чтобы дело рассматривал государственный суд, он его рассмотрит.
Разница в порядке работы третейского и арбитражного суда
Процесс разрешения дела в АС и ТС имеет существенные различия и выражается в следующем:
- Сроки разрешения конфликта:
- в АС строгие временные рамки разбирательства, за нарушение которых к судье могут быть применены санкции;
- длительность рассмотрения дела ТС ничем не ограничивается, однако, как правило, спор разрешается в пределах 1 месяца.
- Место проведения слушаний:
- в АС слушания осуществляются в зале суда;
- ТС может быть проведен по любому адресу, удобному для контрагентов.
- Публичность заседаний:
- за исключением отдельных категорий дел, процесс в АС носит открытый характер;
- по общему правилу процесс в ТС не предается публичной огласке, на заседание могут прийти только участники спора.
- Правила формирования протокола:
- в АС всегда ведется протокол слушаний;
- в ТС стороны вправе отойти от общих требований по формированию протокола.
- Выплаты арбитрам:
- в АС судьи получают зарплату из государственного бюджета;
- в ТС выплаты арбитрам включаются в сумму издержек сторон.
- Полномочия судей по истребованию доказательств:
- судья АС уполномочен направлять запросы в компетентные органы и организации о представлении доказательств;
- арбитр ТС должен обратиться в государственный суд для формирования соответствующего запроса.
Какие дела рассматривает третейский суд
Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.
Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:
- договорами (подряда, поставки, контрактации, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами), в целом с финансовыми отношениями между компаниями;
- корпоративные споры, то есть споры о «внутренних делах» компании: о принадлежности акций, долей в уставном капитале, об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.;
- деятельностью публично-правовых компаний;
- защитой деловой репутации.
Этот вид судопроизводства используют во многих странах, так как оно позволяет существенно уменьшить количество дел, которые рассматриваются традиционно через государственные суды. Напомним, что до 2017 года в нашей стране работало около 1,5 тысяч третейских судов. Точной статистики нет, так как до этого периода они были саморегулируемыми, но обязательно уведомляли государство о своем существовании. Это значит, что такие организации имели право появляться, а также закрываться по личной инициативе.
В 2015 году в Российской Федерации стартовала реформа рассматриваемого вида судопроизводства, которая завершилась в 2017. Цель реформы – корректно организовать работу третейских судов, четко прописать полномочия представителей судебной власти, так как они остаются важным институтом в законодательстве России. Напомним, что решение коллегии третейского суда сложно отменить, а также пересмотреть.
Главное преимущество реформы 2015-2017 годов – введение процедуры лицензирования представительством Министерства юстиции России. После того как получение лицензии стало обязательным, численность третейских судов существенно сократилась. Сейчас в Российской Федерации функционирует меньше десяти организаций, при этом каждый год подается больше ста заявок на получение лицензии.
Порядок судопроизводства. Особенности решений третейского суда. Полномочия судьи
Напомним, что судопроизводство в этом суде осуществляется в рамках регламента, который был разработан и принят ПДАУ. Кроме того, могут использоваться правила, которые были определены сторонами спора, если он рассматривается третейским судом, специально сформированным для него.
В регламенте ПДАУ представлены ключевые разделы, которые регламентируют:
- общие положения;
- принципы возбуждения производства;
- особенности подготовки дела к третейскому разбирательству;
- рассмотрение спора, принципы взыскания имущества;
- завершение разбирательства;
- принципы исполнения, оспаривания судебного решения.
Документ обязательно содержит сведения о третейском суде, а также его компетенциях. Регламент включает информацию о том, на каком языке рассматривается дело, как определяются арбитражные расходы и другие общие сведения.
В разделе о принципах возбуждения производства указываются данные о том, как:
- сторона спора предъявляет исковое заявление;
- арбитр принимает иск, возбуждает дело;
- выбирается мера пресечения;
- происходит начальная стадия рассмотрения дела в суде.
Во время подготовки материалов к рассмотрению в суде осуществляется избрание арбитров, формируется состав суда. Кроме того, обязательно сторонам отправляется уведомление о дате и месте проведения судебного слушания.
Раздел о рассмотрении спора подробно описывает действия истца и ответчика во время судебного процесса:
- порядок выступления сторон;
- особенности предъявления доказательной базы;
- нюансы оценки доказательств коллегией судей;
- порядок вызова свидетелей;
- правила назначения экспертиз;
- определение относимости и допустимости доказательной базы;
- основания для переноса заседания;
- граничные сроки судебного рассмотрения спора.
В положениях об окончании судебного разбирательства предоставляются сведения об особенностях принятия решения судьей по делу. Арбитры выносят решение по спору только в рамках закрытого заседания после завершения устного разбирательства. Палата судей принимает решение единогласно, а также допускается подведение итогов по принципу большего количества голосов.
При желании арбитр, который не согласен с вынесенным решением, может письменно представить собственное видение ситуации. Этот документ обязательно приобщается к материалам дела. При этом стороны спора, подписавшие третейское соглашение, добровольно соглашаются на принятие и исполнение вынесенного решения.
Порядок судопроизводства. Полномочия третейского судьи. Особенности решений третейского суда
Судопроизводство в третейском суде осуществляется на основании регламента, разработанного ПДАУ, или правил, определяемых сторонами спора в случае, если они создают третейский суд для рассмотрения конкретного спора.
Регламент, как правило, включает в себя разделы: Общие положения; Возбуждение третейского производства; Подготовка дела к разбирательству; Рассмотрение дела; Окончание третейского разбирательства; Исполнение и оспаривание решений.
В разделе Общие положения указывается информация о суде, его компетенции, порядке предоставления документов, языке третейского разбирательства, порядке определения арбитражных расходов.
Раздел Возбуждение третейского производства посвящен началу рассмотрения спора — предъявлению иска, принятию иска и возбуждению дела, сопутствующим вопросам (например мерам обеспечения).
Подготовка дела к разбирательству состоит из избрания судей (арбитров) и формирования состава суда, направления ответчиком отзыва на иск, извещения сторон о дате и месте рассмотрения спора.
Рассмотрение спора в третейском суде описывает действия сторон и суда в судебном процессе: порядок выступлений, порядок предъявления доказательств и их оценки судом, относимость и допустимость доказательств, порядок вызова свидетелей и назначения экспертиз, случаи отложения заседания и сроки рассмотрения дела.
Наконец Окончание третейского разбирательства описывает собственно принятие решения по спору. Решение по спору принимается после окончания устного разбирательства на закрытом (без присутствия сторон спора и третьих лиц) заседании третейского суда после того, как его состав сочтет, что все обстоятельства и отношения сторон выяснены в полном объеме. Решение принимается третейскими судьями единогласно или большинством голосов. Третейский судья, не согласный с решением большинства, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу.
Решение должно содержать обязательные реквизиты, установленные регламентом, быть обоснованным и соответствовать применяемому при рассмотрении спора законодательству.
Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять арбитражное решение. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы арбитражное решение было юридически исполнимо.
Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа
Виды арбитражей (третейских судов)
Институт третейского разбирательства можно классифицировать на категории в зависимости от критериев его изучения:
- институциональный третейский суд и третейский суд ad hoc (в зависимости от времени его существования);
- коммерческий или специализированный третейский суд (например, спортивный) (в зависимости от сферы деятельности);
- внутренний или международный третейский суд (в зависимости от места арбитража);
- частный или государственный третейский суд (в зависимости от субъекта собственности). Так, последний имел место в СССР и являлся системой государственных квазисудебных органов (органов государственного арбитража) по разрешению хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями советского социалистического хозяйства.
Что такое арбитражное (третейское) соглашение?
Третейское соглашение заключается в виде третейской оговорки и может быть оформлено как в разделе «Порядок разрешения споров» договора, так и в дополнительном соглашении к уже действующему договору. Кроме того третейское соглашение может быть составлено как отдельное письменное соглашение на любой стадии спора, даже если дело уже отправлено в государственный суд. Третейская оговорка может быть:
- безальтернативной: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в конкретный третейской суд”;
- альтернативной: «Все споры по настоящему договору по выбору истца передаются на разрешение в государственный суд или в третейский суд”;
- конкретизирующей: «Споры, связанные с конкретным нарушением передаются на разрешение в третейский суд. Все остальные споры будет разрешать государственный суд”.
Защита в арбитражном суде
Внимание
Третейский суд: арбитраж цивилизованной страны В развитых государствах помимо основной государственной судебной системы разрешения споров законом предусмотрены и альтернативные способы, к которым относится третейское разбирательство. Причём если в России арбитраж – это государственный орган, а третейский суд – коммерческий, то в западных правовых системах третейский суд арбитраж представляет как одно из основных звеньев судебной системы. Чем отличается арбитражный суд от суда общей юрисдикции? Арбитражный суд – это государственный орган, который осуществляет правосудие в области экономической деятельности, прежде всего, это – разрешение экономических споров между юридическими лицами при различных правонарушениях.
Его компетенцию регулирует Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Понятие арбитражного разбирательства и виды третейских судов
1. В условиях интернационализации хозяйственного оборота организации и фирмы различных государств в случаях возникновения споров стали часто обращаться к международным коммерческим арбитражным судам, а не к государственным судам страны ответчика. В подавляющем большинстве контрактов, заключаемых российскими юридическими лицами с фирмами других стран, предусматривается, что споры будут рассматриваться в порядке арбитража (в третейских судах). Под арбитражным разбирательством в международном частном праве понимается рассмотрение споров в третейских судах, избираемых или специально создаваемых сторонами внешнеэкономических контрактов для рассмотрения возникающих между ними споров. Из этого следует, что международный коммерческий арбитражный суд — это орган, предназначенный для разрешения споров с участием иностранных фирм и организаций. По своей юридической природе — это третейский суд, т.е. суд, избираемый или создаваемый самими сторонами и исключительно по их усмотрению. Применение в названии этих третейских судов термина «арбитраж» требует разъяснения.
Во-первых, и это особенно важно подчеркнуть, речь идет не о государственных арбитражных судах, образующих в соответствии с Конституцией РФ вместе с судами общей юрисдикции судебную систему РФ и призванных рассматривать споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (экономические споры). В России и в некоторых других государствах СНГ термином «арбитраж» обозначается суд как государственный орган. Именно поэтому во избежание смешения с другими арбитражными судами в отношении третейских (арбитражных) судов, специально предназначенных для рассмотрения споров с иностранными фирмами, обычно применяется понятие «международный коммерческий арбитраж» (или аналогичное понятие «международный торговый арбитраж»). Термин «международный коммерческий арбитраж» используется как для обозначения в целом этого специфического механизма рассмотрения споров, так и для обозначения конкретного органа, созданного для рассмотрения таких споров (например, такой орган при Торгово-промышленной палате РФ именуется «Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ»). Он может означать состав арбитров или единоличного арбитра, рассматривающих конкретный спор.
Признание и исполнение арбитражных решений
1. Для истца независимо от того, идет ли речь об отечественном или иностранном юридическом лице, обращение не к государственному, а к третейскому суду имеет смысл только в том случае, если есть возможность как в стране местонахождения арбитража, так и в любой иной стране осуществить принудительное исполнение такого решения. Конечно, решение может быть исполнено ответчиком добровольно, точно так же как и мировое соглашение, заключенное сторонами в ходе рассмотрения спора. Но не всегда это имеет место, поэтому вопрос о признании и исполнении арбитражного решения так важен. Этот вопрос регулируется как международными соглашениями, так и национальным российским законодательством.
В отношении иностранных арбитражных решений действует Нью-Йоркская конвенция 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
В соответствии с п. 1 ст. I Конвенции она применяется к арбитражным решениям, вынесенным «на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица». Она применяется также к арбитражным решениям, «которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение». Под арбитражными решениями понимаются решения как изолированных, так и постоянных арбитражных органов (институционных арбитражей). Следует еще раз обратить внимание на то, что действие Конвенции не распространяется на признание и исполнение государственных арбитражных судов и иных судов, входящих в судебную систему государств (хозяйственных, экономических, торговых).
Каждое государство — участник Конвенции признает арбитражные решения как обязательные и исполняет их в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение арбитражных решений. К признанию и исполнению арбитражных решений, к которым применяется Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений (ст. III).
Нью-Йоркская конвенция устанавливает ограниченный перечень оснований для отказа в признании и исполнении иностранных арбитражных решений. Он является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Перечень включает две группы оснований для отказа: 1) применяемые судом только по просьбе стороны в споре, против которой вынесено решение; 2) применяемые судом ex officio, т.е. по собственной инициативе.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” такие суды бывают двух видов:
- временные – для рассмотрения конкретного спора;
- постоянные – при биржах, торгово-промышленных палатах и др. организациях.
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях – юридических лицах.
Законодательством Российской Федерации запрещается создавать постоянно действующие третейские суды при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Допускаются только третейские суды, имеющие статус НКО.
По состоянию на 05.06.2014 в Российской Федерации создано 385 третейских судов в 73 субъектах федерации. Наиболее крупными третейскими судами в России являются арбитражи, созданные при Торгово-промышленной палате. При ТПП РФ действуют ведущие в России и известные в мире третейские суды (арбитражные институты):
- Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС);
- Морская арбитражная комиссия (МАК);
- Третейский суд для разрешения экономических споров;
- Спортивный арбитраж;
- Коллегия посредников по проведению примирительных процедур.
Действующий Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” определяет «третейский суд» как постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.
Новый закон, опубликованный Минюстом РФ дает иное определение третейским судам. Третейский суд – это единоличный арбитр или коллегия арбитров (третейских судей». С другой стороны, то, что в действующей редакции понимается под третейскими судами, в законопроекте именуется «постоянными арбитражными учреждениями», которые определяются как действующие в соответствии с настоящим Федеральным законом юридическое лицо, на постоянной основе оказывающие услуги по администрированию арбитражного разбирательства.
В свою очередь «администрованием арбитражным разбирательством» выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, делопроизводству, администрированию вопросов сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций по разрешению спора.
Таким образом, отличие между «постоянными третейскими судами» и «арбитражными учреждениями» имеет чисто терминологический характер в связи с изменением законодательства.
Значение введения нового понятия обуславливается необходимостью более точного законодательного регулирования и проставлении акцента на статусе третейских судов (арбитражей) как некоммерческих негосударственных организаций.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным ФКЗ, и создание судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
Вследствие этого возникает правовая коллизия, что делает недопустимым дальнейшее употребление термина «третейские суды». Так, представилось целесообразным ввести новый термин «постоянные арбитражные учреждения», в определении которого давались бы комплексные характеристики, где ключевым является статус юридического лица.
О тождественном значение «третейских судов» и «постоянных арбитражных учреждений» говорится в Пояснительной записке к тексту проекта, где использование «арбитражные учреждения» связано исключительно с принятием законопроекта.