Ответственность за кадровые нарушения: процессуальные вопросы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за кадровые нарушения: процессуальные вопросы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.

Комментарий к ст. 5.27 КоАП

1. Объектом данного правонарушения являются трудовые, а также связанные с ними общественные отношения. Трудовое законодательство призвано регулировать, прежде всего, те общественные отношения, которые складываются в процессе трудовой деятельности, т.е. трудовые отношения. Однако особенностью трудового права является то, что помимо отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности, т.е. собственно трудовых отношений, в предмет его правового регулирования входят отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких общественных отношений приводится в ст. 1 Трудового кодекса РФ.

Прежде всего, к ним необходимо отнести организационно-управленческие отношения, которые возникают в связи с необходимостью организации трудового процесса и управления трудом. Управление трудовой деятельностью осуществляет преимущественно работодатель (например, путем установления обязательных для работников данной организации правил внутреннего трудового распорядка). Вместе с тем трудовое законодательство предусматривает участие работников либо их представителей в управлении организацией (например, те же правила внутреннего трудового распорядка принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа). Такое участие работников в процессе организации труда и управления трудом реализуется в рамках социального партнерства.

Социально-партнерские отношения складываются по поводу ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, участия в управлении организацией и т.п. Их спецификой является равенство участников (представителей работников и работодателей), а также преимущественно договорный характер регулирования таких отношений.

Традиционно в сферу правового регулирования трудового права включаются отношения, связанные с трудоустройством и занятостью. Эти отношения возникают в связи с обращением гражданина в службу занятости, регистрацией его в качестве безработного, деятельностью органов занятости по его трудоустройству, оказанием ему различных мер социальной поддержки и т.п.

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников возникают между учеником работника и работодателем по поводу непосредственного обучения на производстве, повышения квалификации с отрывом или без отрыва от производства, а также по поводу руководства обучением. В этих случаях работодатель может заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации — ученический договор на переобучение без отрыва от работы (ст. 198 ТК РФ). При этом ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством, а ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством.

Определенной спецификой обладают отношения, возникающие в связи с материальной ответственностью работников и работодателей. Материальная ответственность сторон трудового договора выражается в необходимости возместить ущерб, причиненный виновным и противоправным поведением (действием или бездействием). Несмотря на некоторое сходство с гражданско-правовой ответственностью, которая также выражается в возмещении причиненного ущерба, материальная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности.

К отношениям, связанным с трудовыми, также относятся отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства — контрольно-надзорные отношения. Эти отношения возникают при реализации своей компетенции по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, а также законодательства об охране труда как специально уполномоченными государственными органами, так и выборными профсоюзными органами работников.

К отношениям, тесно связанным с трудовыми, закон относит и отношения, возникающие в связи с разрешением трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются Комиссией по трудовым спорам (КТС) и судами. Коллективные споры разрешаются путем проведения примирительных процедур, в которых помимо сторон спора могут участвовать посредники и трудовые арбитры.

Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в самых различных действиях или бездействии, которые нарушают трудовое законодательство. В этой связи чрезвычайно важным является четкое определение круга нормативных актов, которые включаются в понятие «трудовое законодательство».

Понятие «законодательство» может трактоваться в широком и узком смысле этого слова. Формально юридически, т.е. в узком понимании, оно охватывает только федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Однако существует и расширительное понимание данного термина. Так, А.Б. Агапов высказывал точку зрения, что в смысле комментируемой нормы «к трудовому законодательству относятся только акты, принимаемые федеральными государственными органами, а также указы Президента РФ» . Нужно сказать, что ранее Трудовой кодекс РФ не содержал разъяснения данного правового термина. Однако новая редакция ТК РФ (с изменениями от 30.06.2006) прямо закрепляет в ст. 5, что трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Таким образом, исходя из буквального толкования этой нормы, объективную сторону этого правонарушения образуют только деяния, нарушающие предписания, установленные федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, но не подзаконным актом. В этой связи можно отметить две проблемы, связанные с применением данной нормы.

———————————

Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики (в двух книгах). М.: Статут, 2004.

Во-первых, если закон содержит отсылочную норму к подзаконному акту. Например, согласно ст. 66 ТК РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации. Если работодатель или соответствующее должностное лицо нарушает порядок ведения трудовой книжки, установленный постановлением Правительства РФ, могут ли его действия квалифицироваться как нарушение трудового законодательства? Как нам представляется, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Однако правоприменительная практика идет по иному пути.

Во-вторых, определенные сложности в ряде случаев может вызвать формулировка «закон, содержащий нормы трудового права». Например, профессиональная деятельность государственных гражданских служащих регулируется на сегодняшний день ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года (с последующими изменениями) N 79-ФЗ. Данный Закон содержит очень большое количество норм, регулирующих поступление на службу, ее прохождение, увольнение с гражданской службы. Следует ли относить данные нормы к трудовым? В этой связи в специальной литературе сформировались две полярные позиции по вопросу регулирования государственно-служебных отношений.

Первая точка зрения основана на признании трудоправового характера отношений между гражданским служащим и соответствующим государственным органом. Соответственно, те ученые, которые придерживаются подобного подхода, полагают, что «внутренние», т.е. служебные, отношения в основе своей должны регулироваться нормами трудового права, разумеется с учетом специфики данного вида профессиональной деятельности, установленной специальным законодательством о государственной службе. Как правило, этой позиции придерживаются специалисты в области трудового права .

———————————

Иванов С.А. Трудовое право переходного периода // Государство и право. 1994. N 4; Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Современные проблемы российского трудового права // Правоведение. 1997. N 2; Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4.

Гражданско-правовая ответственность — это ответственность лица, за нарушение Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Эта мера ответственности может возлагаться на правонарушителя вместе с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. Характерной особенностью этой ответственности является возмещение нанесенного вреда пострадавшей стороне.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований охраны труда установлена в главе 59 ГК РФ.

Гражданско-правовая ответственность наступает для должностных лиц в случае причинения вреда или нарушения прав других субъектов. В этом случае должностные лица обязаны возместить имущественный или моральный вред пострадавшей стороне, в зависимости от вида правонарушения.

В зависимости от основания применения мер ответственности, существует:

— договорная ответственность;
— внедоговорная ответственность.

В зависимости от характера, выделяют:

— долевую ответственность;
— солидарную ответственность;
— субсидиарную ответственность.

Защита нарушенных прав осуществляется судами общей компетенции, арбитражными и третейскими судами в особом процессуальном порядке с использованием норм Гражданского кодекса РФ.

Охрана труда: что входит в систему

Система состоит из спектра мероприятий, среди которых можно выделить основные группы: правовую, организационно-техническую, социально-экономическую и другие. Огромную роль играют меры по лечению, реабилитации после полученных на производстве травм — всё это должно быть организовано в полном соответствии с законодательной базой.

Читайте также:  Компенсация отпуска при увольнении совместителя

В каждой из групп собраны все необходимые мероприятия и действия, нацеленные на создание и поддержание безопасных условий труда, а также и на ликвидацию последствий нарушений (травм, болезней и так далее).

Помимо сохранения здоровья и жизни, само понятие охраны труда включает разного рода компенсации, выплаты, гарантии и многое другое.

Дисциплинарная и материальная ответственность

Меры дисциплинарной и материальной ответственности характеризуются одной важной особенностью: при необходимости они могут быть применены как в отношении сотрудников, так и в отношении работодателей.

Дисциплинарная ответственность в большинстве случаев применяется в отношении сотрудников, которые нарушили установленные правила внутреннего распорядка. Решение о назначении той или иной меры принимается руководителем организации либо иными уполномоченными лицами. Законодательные нормы устанавливают только три санкции дисциплинарной ответственности, а именно – замечание, выговор и увольнение. Последний вид наказания, как правило, применяется работодателем только в исключительных ситуациях.

Что же касается должностных лиц, в их отношении разнообразие мер дисциплинарной ответственности может быть расширено. Например, при совершении тех или иных нарушений должностное лицо может быть принудительно отстранено от исполнения своих профессиональных обязанностей на конкретный временной период.

Если говорить о материальной ответственности, следует отметить, что, в случае ее наступления, в отношении сотрудника будут установлены обязательства по компенсации причиненного работодателю ущерба. Размер этой компенсации должен быть равен размеру зафиксированного вреда.

Сама процедура установления материальной ответственности требует от работодателя соблюдения всех действующих норм. Кроме того, особое внимание ему необходимо будет обратить на следующие нюансы:

  1. Сотрудник может быть привлечен к материальной ответственности только в случае выполнения работодателем условий, которые были зафиксированы в официальном порядке. Перечень таких условий представлен в положениях трудового законодательства, а именно – в статье 233 ТК РФ.
  2. Что касается установления непосредственной суммы компенсации, здесь необходимо помнить, что действующими нормами были разработаны максимальные, а также минимальные значения для сохранения интересов не только работодателя, но и самого сотрудника.
  3. И, наконец, отдельно следует упомянуть о документальном оформлении материальной ответственности. Для установления официальных обязательств по предоставлению компенсации у директора на руках должны иметься все необходимые доказательства факта вины конкретного служащего. В случае отсутствия таких доказательств, сотрудник сможет легко оспорить примененные к нему санкции.

Уголовная ответственность в отношении работников

Применение уголовной ответственности к физическим лицам можно встретить и в современных трудовых отношениях. Рассмотрение подобных дел всегда осуществляется в судебном порядке, по предварительному исковому заявлению заинтересованного лица.

Если говорить о наиболее распространенных трудовых нарушениях, за которые может быть установлена уголовная ответственность, к таковым можно отнести следующие:

  1. Нарушение установленных требований в сфере охраны труда. Данное нарушение может заключаться в самых различных неправомерных действиях со стороны работодателя. Например, руководитель организации проигнорировал собственные обязательства относительно регулярного предоставления работникам средств индивидуальной защиты и т.д.
  2. Выдача руководителем организации необоснованного отказа в приеме соискателя на свободную вакансию. В соответствии с установленными правилами отказ в трудоустройстве со стороны работодателя всегда должен быть обусловлен важными обстоятельствами, например, отсутствием у соискателя необходимого образования, опыта работы и т.д. В противном случае отрицательное решение руководителя организации можно будет легко оспорить.
  3. Нарушения со стороны работодателя в сфере денежных отношений. Одним из наиболее распространенных вариантов подобных нарушений, безусловно, можно назвать задержку заработной платы. Следует отметить, что даже несколько дней такой задержки будет являться серьезным нарушением со стороны руководства компании. Это, в свою очередь, станет полноценным основанием для последующего предъявления сотрудниками официальных претензий.
  4. Иные преступления работодателя, которые нарушают законные права служащих, гарантированные им действующими законодательными нормами.

Таблица штрафов и наказаний

Таблица штрафов за нарушение трудового законодательства 2019 года содержит основную информацию о допускаемых работодателями правонарушениях и размерах административной ответственности за нее, в том числе штраф за уклонение от оформления трудового договора.

Статья КоАП РФ

Нарушение

Штраф при первичном совершении, руб.

Штраф при повторном совершении, руб.

Ч. 3 ст. 5 27,
ч. 5 ст. 5. 27 — при повторном совершении

Фактическое допущение к работе сотрудника работодателем, который не уполномочен принимать решение о допуске. Ответственность наступает, если работодатель отказывается заключить договор с привлеченным сотрудником

От 10 000 до 20 000 — на должностное лицо

Только на должностное лицо — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Ч. 4 ст. 5 27,
ч. 5 ст. 5. 27 — при повторном совершении

Уклонение от подписания договора при найме сотрудника или подписание вместо него договора ГПХ

  • должностное лицо — от 10 000 до 20 000;
  • ИП — от 5000 до 10 000;
  • организация — от 50 000 до 100 000.
  • должностное лицо — дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000;
  • организация — от 100 000 до 200 000.

Ч. 6 ст. 5 27,
ч. 7 ст. 5. 27 — при повторном совершении

Невыплата или неполная выплата зарплаты, других выплат либо установление зарплаты в размере менее МРОТ

  • должностное лицо — предупреждение, штраф от 10 000 до 20 000;
  • ИП — предупреждение, штраф от 1000 до 5000;
  • организация — предупреждение, штраф от 30 000 до 50 000.
  • должностное лицо — от 20 000 до 30 000, дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 10 000 до 30 000;
  • организация — от 50 000 до 100 000.

Ч. 2 ст. 5 27.1,
ч. 5 ст. 5. 27.1 — при повторном совершении

Нарушение порядка проверки условий труда

  • должностное лицо — предупреждение, штраф от 5000 до 10 000;
  • ИП — предупреждение, штраф от 5000 до 10 000;
  • организация — предупреждение, штраф от 60 000 до 80 000.
  • должностное лицо — от 30 000 до 40 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • организация — от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Ч. 3 ст. 5 27.1,
ч. 5 ст. 5. 27.1 — при повторном совершении

Допуск работника к работе без проведения инструктажа по охране труда или без проведения необходимых медицинских осмотров

  • должностное лицо — от 15 000 до 25 000;
  • ИП — от 15 000 до 25 000;
  • организация — от 110 000 до 130 000.
  • должностное лицо — от 30 000 до 40 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • организация — от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Ч. 4 ст. 5 27.1,
ч. 5 ст. 5. 27.1 — при повторном совершении

Непредоставление сотрудникам средств индивидуальной защиты

  • должностное лицо — от 20 000 до 30 000;
  • ИП — от 20 000 до 30 000;
  • организация — от 130 000 до 150 000.
  • должностное лицо — от 30 000 до 40 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • организация — от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Ч. 1 ст. 5 27.1,
ч. 5 ст. 5. 27.1 — при повторном совершении

Остальные нарушения в области охраны труда

  • должностное лицо — предупреждение, штраф от 2000 до 5000;
  • ИП — предупреждение, штраф от 2000 до 5000;
  • организация — предупреждение, штраф от 50 000 до 80 000.
  • должностное лицо — от 30 000 до 40 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • организация — от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Ст. 5.28

Нежелание участвовать в обсуждении коллективного договора или изменений к нему

Только на организацию — от 1000 до 3000

Ст. 5.30

Отказ от заключения коллективного договора

Только на организацию — от 3000 до 5000

Ст. 5.33

Несоблюдение коллективного договора

Только на организацию — от 2000 до 4000

Ч. 1 ст. 5 27,
ч. 2 ст. 5. 27 — при повторном совершении

Все прочие нарушения законодательства о труде

  • должностное лицо — предупреждение, штраф от 1000 до 5000;
  • ИП — предупреждение, штраф от 1000 до 5000;
  • организация — предупреждение, штраф от 30 000 до 50 000.
  • должностное лицо — от 10 000 до 20 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 10 000 до 20 000;
  • организация — от 50 000 до 70 000.

Штрафы за нарушения законодательства о труде

Граждане

Должностные лица

Индивидуальные предприниматели

Юридические лица

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

1 000 – 5 000 1 000 – 5 000

30 000 – 50 000

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор),

3 000 – 5 000 10 000 – 20 000

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

10 000 – 20 000 5 000 – 10 000

50 000 – 100 000

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

10 000 – 20 000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3-х лет 10 000 – 20 000

50 000 – 70 000

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

5 000 дисквалификация на срок от 1 года до 3-х лет 30 000 – 40 000 100 000 – 200 000
Читайте также:  ЕДВ на третьего ребенка с 2023 года точная сумма в Ростовской области

Работодатель обязан выдавать расчётный листок каждому работнику по итогам месяца или при увольнении (ст. 136 ТК РФ). Проверяющие анализируют их с двоякой целью.

Во-первых, сверяют даты начислений и выплат в расчётных листках и в платёжных поручениях. Обнаружив расхождения, привлекают компанию к ответственности за несвоевременную выплату (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ; решение Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019).

Во-вторых, контролёры проверяют, правильно ли составлены сами расчётные листки. Если в них нет исчерпывающих данных о составных частях зарплаты, компанию штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Например, такой штраф можно получить, если не обозначить в листке надбавку в виде «северного» коэффициента (решение Свердловского областного суда от 18.06.2019 по делу № 72-700/2019).

Подведомственность споров об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение трудового законодательства

Ряд проблем в правоприменительной деятельности вызывают вопросы подведомственности дел об оспаривании постановлений о наложении административных наказаний на юридических лиц за нарушения законодательства о труде и охране труда.

Здесь также можно привести примеры из судебно-арбитражной практики, отличающиеся по трактовке одних и тех же норм законодательства.

Предприниматель Пронькин В.А. обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Государственной инспекции труда в Рязанской области от 25.11.2002 N 03-04-20/10-02 о привлечении его к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда первой инстанции от 27.12.2002 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.02.2003 определение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа Постановлением от 15.04.2003 названные судебные акты оставил без изменения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрел данное дело в порядке надзора и указал следующее.

Государственной инспекцией труда в Рязанской области проведена проверка выполнения требований трудового законодательства предпринимателем Пронькиным В.А. и выявлено несоблюдение им срока расчета при увольнении двух работников, в связи с чем составлен протокол от 19.11.2002 N 03-04-20/10-02 о нарушении законодательства о труде и принято Постановление от 25.11.2002 о привлечении предпринимателя к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 4500 руб. на основании ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу п. 3 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Как следует из совокупности приведенных норм, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда. Субъектом ответственности выступает должностное лицо, допустившее правонарушение в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не являются для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относятся к вопросам ее внутренней организации.

Выступая работодателем, предприниматель Пронькин В.А. выполнял в отношении нанятых им работников функции и обязанности, присущие должностному лицу и предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, он привлечен к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о труде.

В связи с изложенным все судебные акты, состоявшиеся по данному делу, были оставлены без изменения .

Постановление Президиума ВАС РФ от 04.11.2003 N 8908/03 // Вестник ВАС РФ. 2004. N 3. С. 22.

Казалось бы, данное Постановление Президиума ВАС РФ полностью решает вопросы подведомственности, указывая на то, что жалобы юридических лиц на постановления о привлечении к ответственности по ст. 5.27 подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции и не могут приниматься арбитражными судами к рассмотрению.

Вместе с тем в некоторых случаях арбитражные суды рассматривают данные дела и выносят по ним решения.

Так, в частности, индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Лебедева Галина Александровна (далее — предприниматель Лебедева Г.А.) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной инспекции труда в Омской области (далее — инспекция труда) о признании незаконным и отмене Постановления N от 04.04.2007 24/8 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 4000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Определением от 04.05.2007 Арбитражного суда Омской области производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В кассационной жалобе предприниматель Лебедева Г.А., ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, просит определение от 04.05.2007 отменить и направить дело в Арбитражный суд Омской области для рассмотрения по существу.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция труда не соглашается с доводами кассационной жалобы предпринимателя, считает их несостоятельными, а определение арбитражного суда о прекращении производства по делу — законным и обоснованным. Просит вынесенный по делу судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Считает, что данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, поскольку предприниматель Лебедева Г.А. привлечена к административной ответственности за нарушение норм трудового законодательства, не касающихся ее экономической деятельности.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, считает, что определение о прекращении производства по делу подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, 04.04.2007 государственным инспектором труда Т.Ф. Люшкиной в отношении предпринимателя Лебедевой Г.А. составлен протокол N 24/6 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что в нарушение ст. 67 Трудового кодекса РФ предпринимателем не были заключены трудовые договоры с работниками в письменном виде.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором труда Т.Ф. Люшкиной вынесено Постановление от 04.04.2007 N 24/8, согласно которому предприниматель Лебедева Г.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.

Не согласившись с указанным Постановлением, предприниматель Лебедева Г.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Прекращая производство по делу, арбитражный суд исходил из того, что данный спор возник из трудовых правоотношений и подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, поскольку основанием для привлечения предпринимателя к ответственности послужило нарушение ею норм трудового законодательства.

Читайте также:  Наложение ареста на имущество судом в рамках рассмотрения гражданского дела

Часть 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Порядок привлечения работодателя к ответственности

К дисциплинарной ответственности обязаны привлечь в течение 1 месяца с момента выявления проступка.

В указанный период не входит:

  • Отрезок, когда работник находился на больничном или в отпуске.
  • Периода, в течение которого выносится мнение Профсоюза или представительного органа.

Применить же наказание должны не позднее полугода с момента установления факта нарушения.

Срок растёт до 2 лет, если решение принято в результате проведения:

  • Ревизии.
  • Проверки деятельности компании и её финансового состояния.
  • Аудиторской проверки.

Виды составов административных правонарушений трудового законодательства

С научных позиций общей теории правонарушения непосредственным предметом юридического анализа правонарушения является его состав, то есть эмпирически выделяемая структура правонарушения, фиксируемая посредством правовых определений в различных отраслях права и в понятийной системе наук, исследующих эти отрасли1. Вопросы, касающиеся состава административного правонарушения, рассматривались в работах многих ученых-административистов2.

Состав проступка — это логическая конструкция, правовое понятие о проступке. Оно отражает существенные признаки реальных явлений, то есть определенных противоправных действий. Их перечень является необходимым и достаточным основанием для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается административным деликтом, когда оно содержит все его признаки, указанные в законе, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

Состав административного проступка устанавливается законодателем и выражает правовую и социально-политическую сущность деяния, достигшего высокой степени общественной вредности. Состав проступка — это правовая форма бытия деликта, вне которой он существовать не может. Только с помощью анализа элементов состава административного правонарушения совершенное противоправное деяние можно определить как проступок, то есть явление реальной действительности, вызывающее изменения в общественных отношениях и выступающее во всем многообразии своих объективных и субъективных признаков, существенных и несущественных для различных вопросов административной ответственности1.

Под составом административного правонарушения трудового законодательства следует понимать совокупность объективных и субъективных признаков, образующих и характеризующих, в соответствии с действующим законодательством, общественно вредное деяние в качестве определенного вида административного проступка, посягающего на трудовое законодательство.

Составы административных правонарушений трудового законодательства могут быть классифицированы по различным основаниям.

По субъекту ответственности они делятся на составы, устанавливающие ответственность работодателя (например, ст. ст. 5.28 — 5.33, ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ), а также иных лиц (например, ст. ст. 5.27, 5.40, 5.44 КоАП РФ).

В свою очередь, в составах административных правонарушений, совершаемых работодателем, выделяются моно- и полиобъектные правонарушения.

Монообъектными можно назвать правонарушения, предусмотренные в главе 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», а именно: ст. 5.27 — 5.34, ст. 5.40, ст. 5.42, ст. 5.44 КоАП РФ, непосредственным объектом которых выступают права граждан в сфере трудовых правоотношений.

Статью 5.27 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, некоторые авторы называют «общим составом» административного проступка в сфере охраны труда1. По сути, такой подход является верным.

Диспозиция чЛ ст. 5.27 КоАП РФ: «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» практически полностью охватывает любое нарушение трудового законодательства, так как видовой и непосредственный объекты противоправного посягательства совпадают, а способа совершения этого правонарушения законодатель не предусматривает.

Нарушения трудового законодательства могут заключаться, например, в задержке выплаты заработной платы (ст. 22, 136 ТК РФ), нарушении сроков расчета при увольнении (ст. 140 ТК РФ), ненадлежащем оформлении трудовых отношений (ст. 67, 68 ТК РФ), незаконном увольнении (ст. 77, 81 ТК РФ) и других формах.

Таким образом, ст. 5.27 КоАП РФ является общей нормой, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Общие нормы регулируют все или несколько видов общественных отношений, имеющих характер родовых общественных отношений2. Законодатель особо акцентировал на этом внимание, формулируя статью 5.27 КоАП РФ. «Характерной чертой специальных норм является то, что область их применения значительно сужена по сравнению с общими нормами, они регулируют лишь определенный вид отношений данного рода либо имеют особое, специальное назначение»3.

Специальными нормами в случае конкретных нарушений законодательства о труде являются статьи 5.28 — 5.34, ст. 5.40, ст. 5.42, ст. 5.44 КоАП РФ.

Схема. Трудовой кодекс. Ответственность за нарушение трудового законодательства

Схема. Трудовой кодекс. Ответственность за нарушение трудового законодательства

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Таблица штрафов и других взысканий

Опубликованная таблица штрафов за нарушение трудового законодательства 2019 по КоАП дана в сокращении. В приложении к статье можно скачать полную версию таблицы — со ссылками на нарушенные статьи Трудового кодекса и статьи КоАП, которыми установлены штрафы.

Нарушение Штраф, тыс. руб.
ИП Должностное лицо Юридическое лицо
Не подписан трудовой договор 5-10 10-20 50-100
Неправомерное заключение договора гражданско-правового характера 5-10 10-20 50-100
Неправильное оформление трудового договора (кроме условий оплаты труда) 5-10 10-20 50-100
Неверное ведение трудовых книжек 1-5 1-5 30-50
Неправильное оформление увольнения при ликвидации или сокращении штата 1-5 1-5 30-50
Увольнение с нарушениями 1-5 1-5 30-50
Нарушение привлечения водителей к сверхурочной работе 1-5 1-5 30-50
Ошибочно оформлена сверхурочная работа членов экипажей воздушных судов 1-5 1-5 30-50
Нарушение времени отдыха водителя 3-4 3-4 30-40
Неверный порядок привлечения к сверхурочной работе лиц в возрасте до восемнадцати лет 1-5 1-5 30-50
Превышение нормы рабочего времени 1-5 1-5 30-50
Нет междусменного отдыха у работника, кроме водителей 1-5 1-5 30-50
Привлечение к работе женщин с детьми в выходные и праздничные дни 1-5 1-5 30-50
Неверный порядок привлечения к сверхурочной работе 1-5 1-5 30-50
Неправомерное привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время 1-5 1-5 30-50
Утверждена превышающая норма ежедневной работы 1-5 1-5 30-50
Ошибка в ведении учета рабочего времени 1-5 1-5 30-50
Не ведется табель 1-5 1-5 30-50
Не оформляется дополнительный отпуск 1-5 1-5 30-50
Водителю не дают выходные дни 3-4 3-4 30-40
Работнику не дают выходные дни 1-5 1-5 30-50
Нет времени для отдыха и обогрева 1-5 1-5 30-50
Нарушение предоставления отпуска 1-5 1-5 30-50
Нет времени для отдыха и питания 1-5 1-5 30-50
Ошибка в утверждении графика отпусков 1-5 1-5 30-50
Невыплата заработной платы 1-5 10-20 30-50
Оклад ниже МРОТ 1-5 10-20 30-50
Неправильная оплата за работу в выходные и праздничные дни 1-5 10-20 30-50
Не полностью выплачивают заработную плату 1-5 10-20 30-50
Не оплачивают сверхурочную работу 1-5 10-20 30-50
Несвоевременный расчет при увольнении 1-5 1-5 30-50
Перечисление отпускных с задержкой 1-5 1-5 30-50
Не полностью оплачивают работу в ночные часы 1-5 10-20 30-50
Нет точной даты выплаты зарплаты 1-5 1-5 30-50
Зарплату выплачивают позже установленной даты 1-5 1-5 30-50
Не выдают расчетные листки 1-5 1-5 30-50
Нет оплаты выходного пособия по ст. 178 ТК РФ 1-5 10-20 30-50
Не производят оплату за время прохождения обязательного медосмотра 1-5 10-20 30-50
Неправильное оформление дисциплинарных взысканий 1-5 1-5 30-50
Работник приступил к работе без проверки знаний по охране труда 15-25 15-25 110-130
Работник трудится без обязательных медосмотров 15-25 15-25 110-130
Нет СИЗ 20-30 20-30 130-150
Нет СИЗ, не отнесенных ко 2 классу 20-30 20-30 130-150
Не соблюдаются требований охраны труда 2-5 или предупреждение 2-5 или предупреждение 50-80
Сотрудник работает при наличии медицинских противопоказаний 15-25 15-25 110-130
Не соблюдаются требования к организации труда инвалидов 2-5 2-5 60-80
Нет предварительных и(или) периодических медицинских осмотров 15-25 15-25 110-130
Неправильно оформлены документы по охране труда 2-5 2-5 60-80
Запрет заемного труда 1-5 1-5 30-50
Несоблюдение коллективного договора 2-4
Нежелание заключать коллективный договор 1-3
Неправомерный отказ от подписания коллективного соглашения 3-5


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *