Нормы комплектования автомобилей огнетушителями
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы комплектования автомобилей огнетушителями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Довольно частая ситуация – необходимо укомплектовать огнетушителями один этаж здания. Как уже было сказано ранее в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей.
Пожароопасные работы и первичные средства пожаротушения
Смягчаются требования к порядку проведения пожароопасных работ.
За местом проведения огневых работ после их окончания необходимо будет наблюдать в течение 2 часов (вместо 4), при этом для наблюдения допускается использовать систему видеонаблюдения.
Утрачивает силу пункт 411 о правилах, применяемых к бочкам для хранения воды и ящикам для песка. Также отменяется требование проверять покрывала для изоляции очага пожара один раз в год и вносить соответствующую информацию в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Коснулись изменения и норм обеспечения огнетушителями, обновленные пункты содержат более мягкие требования, а значит на действующих объектах переоснащение не потребуется.
Например, размеры этажа в плане – 48 х 16 м. В общий коридор в общественном здании, заканчивающийся площадками лестничных клеток, предназначенных для эвакуации, выходят двери десяти помещений, занимаемых как службами собственника здания, так и арендаторами.
Пожарная загрузка – мебель, внутренняя сгораемая отделка офисов, служебных кабинетов, отчетная документация на бумажных носителях, в том числе в помещении архива организации площадью 20 м2, т.е. твердые горючие материалы (класс пожара А); вычислительная, оргтехника, электропроводка, распределительный щиток, установочное оборудование – выключатели, розетки, плафоны освещения (класс Е).
Все помещения, включая архив, оборудованы АПС, система АУПТ отсутствует. Конечно всегда следует учитывать, что расчёт в каждом случае индивидуален и многое будет зависеть от планировки внутри помещения. Примерная схема с расчетом (очаг пожара красный флажок, нажмите для увеличения).
Требования к огнетушителю при техосмотре
Для автомобильного огнетушителя существует срок годности, который проверяется при техосмотре. Ведь со временем в баллоне снижается давление, а огнетушащие вещества теряют свои свойства.
Номинальный срок годности – это предусмотренный заводом-изготовителем период, когда ОУ или ОП является рабочим при правильной эксплуатации.
Реальный срок формируется с учетом фактических условий использования и обслуживания.
Во время ТО проверяется номинальный показатель, который указан на этикетке или в паспорте огнетушителя.
По нормам безопасности ОП разрешается эксплуатировать не более 10 лет. Углекислотный прибор ОУ имеет номинальный срок 10–15 лет.
Сегодня в магазинах представлен широкий ассортимент огнетушителей предназначенных для тушения возгораний в разных условиях. Гасящий состав представлен водным наполнением, пенной средой, специальными порошками, аэрозолями, а также комбинированным составом.
Общепринята классификация огнегасящих устройств по двум параметрам. Первый относят к вышеперечисленному составу гасящего соединения, второй основывается на принципе создания давления внутри баллона:
- Огнетушители, где для создания давления применяют способ физической закачки воздуха, от других отличает наличие прибора для его измерения. Подача гасящего состава начинается сразу после открытия крана.
- С установленной внутренней ёмкостью повышенного давления воздуха. При нажатии на рычаг открывания игла пробивает отверстие ёмкости и состав, смешавшись течением нескольких секунд, может выполнять свою задачу.
- Газогенерирующие огнетушители. Давление создаётся путём взаимодействия химических сред после пробития капсулы. Применять можно только по истечении пяти секунд после активации процесса.
Опыт показывает, что для тушения возгораний автомобилей зарекомендовали себя с положительно следующие виды огнетушителей:
- Углекислотный с активным веществом, включающим диоксид углерода. При распылении на пламя гасит его, охлаждает место возгорания. Характеризуется как хороший диэлектрик, гасящий состав быстро приникает к труднодоступным местам. Техническое хранение по сроку составляет десять лет. Недостатком представлено ожидание приведения в рабочее состояние не менее трёх секунд.
- Порошковый огнетушитель работает путём распыления под высоким давлением гасящего порошка. Серьёзными преимуществами являются: тушение любых возгораний диапазоном температур внешней среды минус 60.0 до 50.0°C, предупреждение вторичного воспламенения, а также возможностью по показаниям манометра определить его состояние. Применение сразу после открытия крана.
- Воздушно – пенные. Тушение возгорания осуществляется пенным составом. К положительным сторонам относят небольшие размеры пламегасящего устройства, позволяющие его разместить под водительским сидением, достаточность нейтрализации огня в салоне, но значительные возгорания прекратить им вряд ли удастся.
Выбор вида огнетушителя зависит от предпочтений водителя и требований, предъявляемых к комплектации конкретного типа автомобиля. Но следует помнить о том, что это не только аксессуар техосмотра, но порой единственное средство спасения.
Помимо порошковых и углекислотных, огнетушители бывают следующих видов:
- водные;
- пенные.
Оба вида оборудования не подходят для эксплуатации на транспортных средствах. Пенные средства не способны справиться с большими объемами возгорания. Средства на водной основе гасят пламя, возникшее из-за электропроводки. Пожар, случившийся из-за возгорания масла или топлива, такой вид оборудования устранить не может.
Типы, виды, стандарты огнетушителей.
Чаще всего автолюбители, приобретая устройство для тушения возгорания, не вникают в его специфику. Огнетушитель он и есть огнетушитель. И значительная доля правды в таком рассуждении присутствует. Уж лучше, чтобы в ответственный момент под рукой был хоть какой-нибудь пламегаситель, чем никакого. Тем не менее стоит иметь ввиду, что эти красные баллоны различаются по нескольким критериям:
- способ срабатывания. Понятно, что использование какого-то иного варианта, кроме ручного, в обычном автомобиле пока не придумали;
- принцип воздействия на очаг огня. Вот здесь самое сложное, ибо знания химии у большинства владельцев транспортных средств таковы, что разумнее поверить на слово продавцам магазина, которые утверждают – в автомобиле лучше иметь углекислотный или порошковый огнетушитель;
- объем корпуса. Понятно, что чем габаритнее автомобиль или он имеет какую-то специфику (например, бензовоз), то и объем должен быть больше. Для комплектации легкового автомобиля обычно используют переносные, с массой вещества для огнетушения до 4 килограмм;
- вид пускового устройства. Самый удобный и распространенный вариант – рычажного типа;
- сроки службы и возможность заправки. Углекислотные сохраняют свои свойства до 5 лет (потом возможна дозаправка). Временные рамки годности порошкового – 10 лет, с дополнительной заправкой не реже, чем раз в 5 лет. Но как показывает практика, разумнее купить через 5 лет новый, чем заправлять старый.
Нормы комплектования пассажирских автомобилей огнетушителями: количество и типы устройств
Автомобиль — потенциально опасное средство передвижения. Его проводка работает на значительных токах, по разнообразным распределительным сетям перемещается горючее, смазочные вещества.
Пожар легкового автомобиля — страшное зрелище. Машина может полностью сгореть за пару минут.
Но пассажиры такого транспортного средства с высокой вероятностью успеют его покинуть. Совсем иначе обстоит дело с автобусами.
Люди просто не способны быстро его покинуть. Поэтому нормы, сколько огнетушителей должно быть в автобусе для перевозки пассажиров — четко регламентированы и должны соблюдаться неукоснительно.
Как выбрать огнетушитель для автомобиля?
Цена, конечно, имеет значение, однако это не главный критерий выбора противопожарного устройства.
Важно не только руководствоваться требованиями сотрудников ГИБДД, но и помнить, что огнетушитель может спасти жизнь и имущество. Качество и исправность здесь должны быть на первом месте.
Советы по выбору огнетушителя для автомобиля:
Не забывайте проверять срок годности устройства по мере пользования. Просроченный огнетушитель в экстренной ситуации не сработает, что может привести к неутешительным последствиям.
Штраф за просроченный огнетушитель в автомобиле составляет 500 рублей, аналогичную сумму вы заплатите за отсутствие устройства противопожарной безопасности (ст. 12.5 КОАП).
1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 43 и 60 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию и перезарядке переносных и передвижных огнетушителей, источникам давления в огнетушителях, зарядам к воздушно-пенным и воздушно-эмульсионным огнетушителям.
1.2 Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.
1.3 Свод правил не распространяется на неперезаряжаемые (одноразовые) огнетушители.
2 Нормативные ссылки
В настоящем Своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50595-93 Вещества поверхностно-активные. Методы определения биоразлагаемости в водной среде
ГОСТ Р 51057-2001 Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51017-2009 Техника пожарная. Огнетушители передвижные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.018-93 ССБТ. Пожарная безопасность. Электростатическая искробезопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.037-78 ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности
ГОСТ 12.4.009-83 ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание
ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности
ГОСТ 8050-85 Двуокись углерода газообразная и жидкая. Технические условия
ГОСТ 9293-74 (ИСО 2435-73) Азот газообразный и жидкий. Технические условия
ГОСТ 10157-79 Аргон газообразный и жидкий. Технические условия
ГОСТ 15899-93 Хладон 114В2. Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 27331-87 Пожарная техника. Классификация пожаров
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Сколько огнетушителей должно быть в автобусе: требования безопасности
Срок годности порошкового огнетушителя для автомобиля, и не только порошкового, можно проверить на этикетке, приклеенной к корпусу агрегата. На ней по боковому краю нанесены римские и арабские цифры. Первые обозначают месяц, вторые год выпуска в реализацию. К примеру, на фото ниже показано, что этот автомобильный огнетушитель эксплуатируется с июня 2013 года. То есть его придется перезаряжать через 5 лет, в 2018 году в июне месяце, а выбрасывать в утиль в 2023 году в том же месяце.
Итак, с вопросом, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, разобрались. Теперь необходимо понять, что срок годности и работоспособность между собой иногда не связаны. Поэтому показатель годности может быть номинальным (по нормативам) или реальным.
Номинальный срок – это промежуток времени, в течение которого автомобильный огнетушитель находится в технически исправном состоянии. С учетом, что все условия его хранения полностью соблюдены.
На практике же номинальный срок годности не соответствует реальному (фактическому). Как показывает практика, не все владельцы автомашин строго соблюдают правила хранения огнетушащих приборов. Ведь по правилам он должен располагаться внутри салона авто. Но многие хранят его в багажнике. А это определяет сроки перезарядки и освидетельствования, которые сокращаются до одного года.
Как надо хранить автомобильные огнетушители:
- нельзя допускать повреждений корпуса и его коррозии;
- допускать попадания солнечных лучей;
- располагать вблизи источников тепла.
Внимание! Чтобы максимально приблизить номинальный срок работоспособности к реальному, необходимо исключить нарушения хранения, точно по нормативам проводить техосмотр, ремонт, перезарядку и освидетельствование.
И еще один момент. Использовать автомобильный огнетушитель с истекшим сроком годности нельзя. Все дело в состоянии огнетушащего вещества. Особенно это касается порошковых моделей. Неизвестно, в каком состоянии будет находиться порошок, и что при использовании из баллона вылетит. Так что не стоит рисковать, тем более собственной жизнью и автомобилем.
Требования к огнетушителям для автомобилей 2021
К кабине (салону) АТС предъявляются следующие требования: боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами; на сиденьи и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах; отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны; применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя; пол кабины, салона и кузова АТС должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений.
- Маркировка. На огнетушитель должно быть нанесено всё, начиная от инструкции по использованию и заканчивая описанием действия тушащей смеси.
- Тип тушащего вещества. В 2018 году используются, как и прежде, 2 основных типа огнетушителей — порошковые и углекислотные.
- Самое главное, чтобы огнетушитель был исправен и пригоден к работе.Ежегодная проверка во время техосмотра подразумевает подробный осмотр этого устройства со вскрытием и проверкой фильтров. Проверяется всё:
- состояние защитного покрытия;
- гибкий шланг;
- распылитель;
- пломба на предохранительном устройстве;
- исправность манометра и показателя давления;
- наличие клейма;
- давление внутри баллона;
- замеряется масса оборудования.
В конце процедуры в паспорт огнетушителя ставятся отметки, а само устройство вписывается в учётный журнал.
При этом размещение огнетушителей на АТС должно исключать возможность их нагрева свыше плюс 50 °С.8.5 В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ.8.6 АТС, работающие на сжиженном газе, должны быть оснащены огнетушителями, предназначенными для ликвидации пожаров класса С.8.7 В автобусах и грузовых автомобилях один огнетушитель должен располагаться в кабине, другой в салоне или кузове.8.8 Передвижные лаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования.8.9 На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него месте.
› Советы по выбору огнетушителя для автомобиля:
- На устройстве не должно быть царапин, вмятин, коррозии или повреждений.
- Тщательно проштудируйте инструкцию по эксплуатации после покупки.
- Приобретайте устройство только в специализированных магазинах, требуйте у продавца все необходимые документы и сертификаты на товар.
- Проконсультируйтесь со специалистами в торговой точке. Они вам помогут сделать правильный выбор и разобраться с нюансами.
- Проверьте работоспособность индикатора давления.
- Перед покупкой уточните параметры для огнетушителя, который соответствует вашему транспортному средству.
- Проверьте срок годности устройства и наличие пломбы.
Не забывайте проверять срок годности устройства по мере пользования.
Требования к огнетушителю при техосмотре в 2022 году
Довольно частая ситуация – необходимо укомплектовать огнетушителями один этаж здания. Как уже было сказано ранее в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей.
Например, размеры этажа в плане – 48 х 16 м. В общий коридор в общественном здании, заканчивающийся площадками лестничных клеток, предназначенных для эвакуации, выходят двери десяти помещений, занимаемых как службами собственника здания, так и арендаторами.
Пожарная загрузка – мебель, внутренняя сгораемая отделка офисов, служебных кабинетов, отчетная документация на бумажных носителях, в том числе в помещении архива организации площадью 20 м2, т.е. твердые горючие материалы (класс пожара А); вычислительная, оргтехника, электропроводка, распределительный щиток, установочное оборудование – выключатели, розетки, плафоны освещения (класс Е).
Все помещения, включая архив, оборудованы АПС, система АУПТ отсутствует. Конечно всегда следует учитывать, что расчёт в каждом случае индивидуален и многое будет зависеть от планировки внутри помещения. Примерная схема с расчетом (очаг пожара красный флажок, нажмите для увеличения).
Довольно часто, говоря об укомплектовании объектов защиты первичными средствами борьбы с огнем, подразумевают под этим только здания, пожарные отсеки/помещения в них; забывая об автотранспортных средствах, для владельцев, водителей которых наличие правильно подобранного огнетушителя – это нередко вопрос жизни или смерти в прямом смысле этих слов.
Поэтому стоит подробнее рассмотреть этот вопрос. Итак, при выборе, расчете требуемого количества, комплектовании огнетушителями автотранспортных средств необходимо руководствоваться указаниями прил. В к СП 9.13130:
- Легковой/грузовой автомобиль весом до 3,5 т комплектуется одним порошковым, углекислотным, хладоновым или водным (воздушно-пенным) огнетушителем с зарядом ОТВ не меньше 2 кг/л; а автобус, грузовая автомашина 3, 5–7, 5 т – двумя переносными устройствами.
- Для грузового автомобиля весом больше 7,5 т необходимо два таких огнетушителя, при этом один находится в кабине, а второй – на кузове/цистерне.
- ОП, используемые для защиты АТС должны иметь многоцелевой заряд ОТВ типа АВСЕ.
- Для комплектования автотехники, использующей в качестве топлива сжиженный газ, необходимы изделия для тушения пожаров класса С.
- Хранение огнетушителя в багажнике легкового автомобиля, как это обычно принято на практике, противоречит требованиям норм ПБ. Он должен находится в кабине АТС.
В перечень неполадок и нарушений, ведущих к запрету эксплуатации ТС (п. 7.7 Гл. 7 ПДД), включено отсутствие автомобильного огнетушителя. При наличии веских оснований инспектор ГИБДД досматривает машину.
Штраф за просроченный огнетушитель или его отсутствие предусмотрен ст. 12.5 КоАП – 500 руб. Размер фиксированный. Инспектор вправе ограничиться предупреждением.
Незакрепленный корпус превратится в снаряд при срыве. Крепление в автомобиле должно быть надежным и исключить выпадение ёмкости во время движения, столкновения, при ударе.
Специальный кронштейн продается в спецмагазинах. Стандартно огнетушитель фиксируется в автомобиле двумя или одним металлическими хомутами с болтами. Крепление имеет защелки для быстрого извлечения.
Дополнительно устанавливают держатель из трубки, пластин или раму, повторяющую округлость огнетушителя и фиксирующую его.
Легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л), предназначенным для использования на АТС и обеспечивающим тушение модельных очагов пожара не менее 0,7А и 21В, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей или с допустимой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т, — двумя аналогичными огнетушителями. (полностью текст требования приведен ниже)
Для себя я сделал вывод об необходимости перехода на огнетушитель ОП-4, с более приятными характеристиками : Масса заряда: 4 кг, время подачи огнетушащего вещества: не менее 8 с. Длина выброса струи: 3,0 м. Макс. масса: 7,5 кг. Площадь тушения: 1,75 м2. ГОСТ Р 51057–2001; НПБ 155–2002. При этом разница в цене не критичная: ОП-4 550р, ОП-2 350р.
Огнетушители различаются по принципу действия на несколько категорий. Каждая категория имеет свои особенности по принципу действия, виду огнетушащего вещества и способу приведения огнетушителя в действие.
Подробнее вы можете узнать об этом из видео
Даже самый хороший огнетушитель окажется бесполезным, если вы не сможете его достать. Огнетушитель должен находиться в доступной близости от водителя, а не лежать в багажнике. На самом деле это требование указывается в СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители требования к эксплуатации» в приложении В:
(в рекомендациях приведены минимальный ранг огнетушителей и их минимально необходимое количество)
8.
1 Легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л), предназначенным для использования на АТС и обеспечивающим тушение модельных очагов пожара не менее 0,7А и 21В, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей или с допустимой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т, — двумя аналогичными огнетушителями. 8.2 АТС для перевозки опасных грузов или с допустимой максимальной массой более 7,5 т оснащаются двумя порошковыми, газовыми или с зарядом на водной основе огнетушителями, каждый из которых должен обеспечивать тушение модельных очагов пожара не менее 2А и 70В. При этом один должен находиться на шасси, а другой — на цистерне или в кузове с грузом. 8.3 Для использования на АТС допускается только огнетушители, прошедшие сертификацию в установленном порядке, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность и транспортную тряску по ГОСТ Р 51057. Огнетушители должны сохранять работоспособность в диапазоне температур от минус 30 °С до плюс 50 °С и быть рекомендованы изготовителем для применения на АТС. 8.4 Допускается применять на АТС углекислотные (газовые) огнетушители, если они имеют огнетушащую способность по классу пожара В не ниже, чем указанные в 1 и 2. При этом размещение огнетушителей на АТС должно исключать возможность их нагрева свыше плюс 50 °С. 8.5 В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ. 8.6 АТС, работающие на сжиженном газе, должны быть оснащены огнетушителями, предназначенными для ликвидации пожаров класса С. 8.7 В автобусах и грузовых автомобилях один огнетушитель должен располагаться в кабине, другой в салоне или кузове. 8.8 Передвижные лаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования.
8.9 На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него месте. Запрещается хранение огнетушителей в местах, доступ к которым затруднен (багажнике, кузове и др.).
8.10 Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи. 8.11 Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключить вероятность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, столкновении или ударе его о препятствие.
8.
12 Порошковые огнетушители, установленные на транспортных средствах вне кабины или салона и подвергающиеся воздействию неблагоприятных климатических и физических факторов, должны перезаряжаться не реже одного раза в 12 месяцев, остальные огнетушители — не реже одного раза в 24 месяца.
01.074.00.000 ПС
1.
Назначение Огнетушитель предназначен для защиты помещений, применения на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте в качестве первичных средств тушения пожаров твёрдых (пожар класса А), жидких (пожар класса B), и газообразных горючих веществ (пожар класса C), а также электрооборудования, находящегося под напряжением до 1000В (пожар класса Е). Класс зависит от марки огнетушащего порошка (указывается штампом в паспорте).
Огнетушитель не предназначен для тушения возгорания материалов, горение которых может происходить без доступа воздуха.
2. Технические характеристики 2.1 Масса порошка – 2кг (+- 0.1); 2.2 Рабочее давление в корпусе – 1,6-0,6 Мпа (~16-6 атм.) 2.3 Продолжительность приведения огнетушителя в действие, не более 6 сек. 2.
4 Продолжительность подачи ОТВ (огнетушащего вещества), не менее 6 сек. 2.5 Длинна струи ОТВ, не менее 2м. 2.6 Габаритные размеры: высота-295 мм , диаметр 142мм. 2.7 Масса огнетушителя, не более 3,7 кг; 2.
8 Назначенный срок службы огнетушителя, 10 лет.
2.9 Диапазон температуры эксплуатации от -40 до +50С
3 Комплект поставки. — заряженный огнетушитель, — руководство по эксплуатации с паспортом. 4 Устройство и принцип работы Индикатор давления контролирует давление сжатого воздуха в корпусе огнетушителя. Стрелка индикатора должна находиться в зеленом секторе шкалы. Расположение стрелки индикатора в красном секторе указывает на недостаточное давление.
Принцип работы заключается в следующем: при нажатии на рычаг открывается клапан и огнетушащий порошок под давлением воздуха через сифонную трубку и распылитель выбрасывается на очаг возгорания.
Рисунок . Устройство огнетушителя ОП–5(з). 1 — корпус 2 — трубка 3 — рычаг клапан 4 — ручка для переноски 5 — чека 6 — ручка запуска 7 — индикатор давления 5 Указания по эксплуатации и безопасности 5.1 Правила приведения огнетушителя в действие указаны на этикетке огнетушителя. 5.2 Огнетушители должны размещаться в легкодоступных и заметных местах.
Не допускается попадание на огнетушитель прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, хранение огнетушителей вблизи нагревательных приборов. 5.
3 Техническое обслуживание огнетушителей заключается в проверке давления воздуха- один раз в три месяца (стрелка индикатора должна быть в зеленом секторе), в перезарядке огнетушителя – один раз в пять лет, в переосвидетельствовании корпуса – через пять лет.
Перезарядка и ремонт огнетушителей должны производиться в специализированных организациях.
- Проверить наличие рабочего давления в корпусе по индикатору (должен быть в зеленом секторе). Можно несколько раз энергично встряхнуть огнетушитель (для взрыхления порошка) осторожно, чтоб не уронить огнетушитель.
- За ручку поднести огнетушитель к месту пожара с наветренной стороны на расстояние не менее 3–4 м.
- Выдернуть чеку и направить сопло на очаг пожара.
- Нажать на ручку запуска и начать тушить возгорание.
- Тушить лучше начинать от себя, направляя струю в корень пламени, как бы, отрезая его от источника горения.
- Будьте осторожны возможно повторное возгорание.
- После окончания тушения необходимо нажать на ручку запуска и выбросить остаток порошка в безопасное место.
Количество огнетушителей и необходимая масса огнетушащего вещества определяется следующим образом:
легковые автомобили, автомобили марки «Газель» оборудуются порошковыми или углекислотными массой не менее 2 кг.
(ОП-2 или ОУ-2);
грузовые автомобили оборудуются порошковыми или углекислотными массой не менее 2 кг (ОП-2 или ОУ-2)., размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи.
автобусы малого класса типа «ПАЗ» оснащаются 2 огнетушителями массой не менее 2 кг (ОП-2);
автобусы марки «ЛАЗ» и «ЛИАЗ» – двумя огнетушителями: один в кабине водителя (ОП-4), второй в салоне (ОП-2);
автотранспорт, предназначенный для перевозки нефтепродуктов и опасных грузов должен оснащаться, как минимум, двумя огнетушителями типа ОП-4: один должен находиться на шасси, а второй — на цистерне или в кузове.
должны располагаться в легкодоступном месте.
Проверка огнетушителей, эксплуатируемых на транспортных средствах, должна производится не реже 1 раза в год.
Сегодня в магазинах представлен широкий ассортимент огнетушителей предназначенных для тушения возгораний в разных условиях. Гасящий состав представлен водным наполнением, пенной средой, специальными порошками, аэрозолями, а также комбинированным составом.
Общепринята классификация огнегасящих устройств по двум параметрам. Первый относят к вышеперечисленному составу гасящего соединения, второй основывается на принципе создания давления внутри баллона:
- Огнетушители, где для создания давления применяют способ физической закачки воздуха, от других отличает наличие прибора для его измерения. Подача гасящего состава начинается сразу после открытия крана.
- С установленной внутренней ёмкостью повышенного давления воздуха. При нажатии на рычаг открывания игла пробивает отверстие ёмкости и состав, смешавшись течением нескольких секунд, может выполнять свою задачу.
- Газогенерирующие огнетушители. Давление создаётся путём взаимодействия химических сред после пробития капсулы. Применять можно только по истечении пяти секунд после активации процесса.
Опыт показывает, что для тушения возгораний автомобилей зарекомендовали себя с положительно следующие виды огнетушителей:
- Углекислотный с активным веществом, включающим диоксид углерода. При распылении на пламя гасит его, охлаждает место возгорания. Характеризуется как хороший диэлектрик, гасящий состав быстро приникает к труднодоступным местам. Техническое хранение по сроку составляет десять лет. Недостатком представлено ожидание приведения в рабочее состояние не менее трёх секунд.
- Порошковый огнетушитель работает путём распыления под высоким давлением гасящего порошка. Серьёзными преимуществами являются: тушение любых возгораний диапазоном температур внешней среды минус 60.0 до 50.0°C, предупреждение вторичного воспламенения, а также возможностью по показаниям манометра определить его состояние. Применение сразу после открытия крана.
- Воздушно – пенные. Тушение возгорания осуществляется пенным составом. К положительным сторонам относят небольшие размеры пламегасящего устройства, позволяющие его разместить под водительским сидением, достаточность нейтрализации огня в салоне, но значительные возгорания прекратить им вряд ли удастся.
Выбор вида огнетушителя зависит от предпочтений водителя и требований, предъявляемых к комплектации конкретного типа автомобиля. Но следует помнить о том, что это не только аксессуар техосмотра, но порой единственное средство спасения.
Проведение не сложных мероприятий после приобретения огнетушителя, придаст уверенность в том, что в чрезвычайной ситуации он выполнит своё назначение. Они включают в себя:
- В магазине следует проверить комплектацию, наличие сопутствующей документации, отметки о заправке и времени последующей проверки.
- Внешним осмотром определить целостность узлов изделия.
- Определить место для размещения огнегасящего устройства, с удобным доступом и лёгким приведением в рабочее состояние.
- Нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, уяснив оптимальные условия использования (порядок запуска, необходимое расстояние для гашения пламени и иное).
Своевременный контроль состояния, проведение обслуживания позволят своевременно выявить и устранить недостатки пожарного оборудования.
Проверка огнетушителей представлена визуальным контролем и метрологическими действиями:
- выявление вмятостей, царапин корпуса, управляющих устройствах;
- нарушение покрасочного и защищающего слоя поверхности;
- образование коррозии, препятствующей выходу огнегасящей смеси;
- пломбы опечатывающей предохранитель от произвольного пуска;
- срок действия в атомобиле огнетушителя;
- исправное состояние информирующих устройств (манометр и подобное), при наличии;
- клеймение об ограничении давления;
- определяют фактическую массу изделия, в нём – долю гасящего состава;
- при наличии удлинительного шланга – его состояние.
Использование огнетушителей, которые по своим техническим показателям не соответствуют предусмотренным нормам, на них отсутствует маркировка о проверке, срок годности огнетушителя минул, обнаружены явные механические повреждения, не допускается.
Для начала разберемся, из каких типов огнетушителей можно выбирать. Сразу стоит оговориться, что пенные (малого объема не хватает для подавления сильного возгорания) и водные (не могут потушить топливный бак и двигатель) модели для автомобиля не подходят. Требования для техосмотра к автомобильному огнетушителю в 2018 году предусматривают использование углекислотных или порошковых устройств. Первый тип куда эффективней, но цена и габариты баллонов больше, чем у порошковых устройств. Однако огнетушитель, заправленный порошком, нуждается в более трепетном отношении и обладает рядом недостатков:
- при использовании отсутствует охлаждающий эффект, предупреждающий повторное возгорание;
- снижается видимость;
- спустя некоторое время порошок сбивается в комки, засоряющие выход. Важно своевременное обслуживание устройства, иначе оно может подвести в самый ответственный момент;
- порошок может навредить электрическому оборудованию машины и движущим элементам системы.
Углекислотные огнетушители, в свою очередь, накапливают на поверхности статический ток. Используемое в них вещество иногда вызывает головокружение или обморок. Неправильное положение баллона в руках провоцирует травмы (сжиженный газ опасен из-за низкой температуры).
О том, что нужно для прохождения техосмотра в 2018 году, вы можете узнать из общей статьи на нашем сайте. И порошковый, и углекислотный огнетушители должны соответствовать нормам, учрежденным Роспожнадзором совместно с МЧС. На данный момент актуальны такие требования:
- Соответствовать ГОСТам НПБ 155-2002, а также Р51057-2001. Если придерживаться предписанных в этих документах норм, 90% условий прохождения ТО будут выполнены.
- Объем огнетушителя для техосмотра должен быть равен 5 литрам для грузовиков и 2 л – для легковых автомобилей.
- Также стоит учитывать требования к массе. Она говорит о том, заполнено ли устройство полностью. Инспектор обязательно проведет замер веса огнетушителя. На легковых автомобилях он должен быть не менее 2 кг, на грузовых, соответственно, не менее 5 кг.
- Важный параметр для техосмотра – срок годности автомобильного огнетушителя. Когда период годности истекает, снижается давление в баллоне, ухудшаются активные свойства внутренних веществ. Есть понятия реального и номинального срока эксплуатации. Инспектора ГИБДД будет интересовать именно второй, установленный нормативно: сам баллон используется не дольше 10 лет (дату покупки можно уточнить в паспорте устройства), перезарядка же проводится каждые 1,5–5 лет.
- Обратите внимание на маркировку. Она должна содержать пользовательскую инструкцию и адрес предприятия, в которое можно обратиться за обслуживанием, а также дату дозаправки/полной заправки.
Может ли инспектор ГИБДД проверить наличие аптечки и огнетушителя?
Инспектор ГИБДД имеет широкий спектр прав в отношении водителей, особенно, если заметил нарушение ПДД. В части требований сотрудника ДПС о предъявлении ему для проверки наличия аптечки и огнетушителя каждый автомобилист должен помнить, что такие запросы в 2020 году будут незаконными. В п. 2.1.
1 ПДД четко установлено, что по указанию инспектора ГИБДД водителю необходимо предъявить только страховой полис ОСАГО и документы на машину, а именно: свидетельство о регистрации ТС, водительское удостоверение.
При наличии на автотранспортном средстве знака «инвалид» – документально подтвердить свою принадлежность к данной категории граждан.
Аптечка и огнетушитель в перечень предъявляемых по требованию инспектора документов не входит.
Сколько аптечек должно быть в автобусах
Опубликовано: 06 января 2019 Просмотров: 3219
Собираясь заняться пассажирскими перевозками, новоиспеченные владельцы автобуса часто задаются вопросом, сколько аптечек должно быть в автобусах. Ведь обойти эту норму законодательства не получится (во всяком случае, для легальной работы), а наказание за нарушение весьма существенно.
На сегодняшний день при проверке службами контроля на дороге достаточно иметь 1 укомплектованную и собранную аптечку. Однако чтобы получить лицензию на извоз и пройти сертификацию их может понадобиться до 3-х штук. Окончательное количество и состав медицинских наборов будет зависеть от класса автобуса:
- Городские микроавтобусы. От 3 до 18 пассажиров – 1 аптечка.
- Среднеразмерные микроавтобусы на 19 и более пассажиров – 2 медицинских комплекта.
- Большие рейсовые автобусы – 3 аптеки.
Причем 1 из наборов медикаментов обязательно должен быть у водителя. Согласно нормативам остальные наборы должны располагаться в салоне по всей его протяженности или в разных концах. Кстати, аналогичные правила комплектации и размещения касаются и других экстренных инструментов – огнетушителей и запасных выходов.
Обобщая, можно провести параллель между количеством перевозимых пассажиров и числом аптечек – чем больше людей, тем больше экстренных средств для спасения. На грузовые или переоборудованные под перевозку грузов автобусы требования по числу аптечек могут не распространяться.
Какой огнетушитель нужен для техосмотра в 2021 году
Проведение не сложных мероприятий после приобретения огнетушителя, придаст уверенность в том, что в чрезвычайной ситуации он выполнит своё назначение. Они включают в себя:
- В магазине следует проверить комплектацию, наличие сопутствующей документации, отметки о заправке и времени последующей проверки.
- Внешним осмотром определить целостность узлов изделия.
- Определить место для размещения огнегасящего устройства, с удобным доступом и лёгким приведением в рабочее состояние.
- Нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, уяснив оптимальные условия использования (порядок запуска, необходимое расстояние для гашения пламени и иное).
Своевременный контроль состояния, проведение обслуживания позволят своевременно выявить и устранить недостатки пожарного оборудования.
Проверка огнетушителей представлена визуальным контролем и метрологическими действиями:
- выявление вмятостей, царапин корпуса, управляющих устройствах;
- нарушение покрасочного и защищающего слоя поверхности;
- образование коррозии, препятствующей выходу огнегасящей смеси;
- пломбы опечатывающей предохранитель от произвольного пуска;
- срок действия в атомобиле огнетушителя;
- исправное состояние информирующих устройств (манометр и подобное), при наличии;
- клеймение об ограничении давления;
- определяют фактическую массу изделия, в нём – долю гасящего состава;
- при наличии удлинительного шланга – его состояние.
Использование огнетушителей, которые по своим техническим показателям не соответствуют предусмотренным нормам, на них отсутствует маркировка о проверке, срок годности огнетушителя минул, обнаружены явные механические повреждения, не допускается.
Легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л), предназначенным для использования на АТС и обеспечивающим тушение модельных очагов пожара не менее 0,7А и 21В, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей или с допустимой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т, — двумя аналогичными огнетушителями. (полностью текст требования приведен ниже)
Для себя я сделал вывод об необходимости перехода на огнетушитель ОП-4, с более приятными характеристиками : Масса заряда: 4 кг, время подачи огнетушащего вещества: не менее 8 с. Длина выброса струи: 3,0 м. Макс. масса: 7,5 кг. Площадь тушения: 1,75 м2. ГОСТ Р 51057–2001; НПБ 155–2002. При этом разница в цене не критичная: ОП-4 550р, ОП-2 350р.
Огнетушители различаются по принципу действия на несколько категорий. Каждая категория имеет свои особенности по принципу действия, виду огнетушащего вещества и способу приведения огнетушителя в действие.
Подробнее вы можете узнать об этом из видео
Даже самый хороший огнетушитель окажется бесполезным, если вы не сможете его достать. Огнетушитель должен находиться в доступной близости от водителя, а не лежать в багажнике. На самом деле это требование указывается в СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители требования к эксплуатации» в приложении В:
01.074.00.000 ПС
1.
Назначение Огнетушитель предназначен для защиты помещений, применения на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте в качестве первичных средств тушения пожаров твёрдых (пожар класса А), жидких (пожар класса B), и газообразных горючих веществ (пожар класса C), а также электрооборудования, находящегося под напряжением до 1000В (пожар класса Е). Класс зависит от марки огнетушащего порошка (указывается штампом в паспорте).
Огнетушитель не предназначен для тушения возгорания материалов, горение которых может происходить без доступа воздуха.
2. Технические характеристики 2.1 Масса порошка – 2кг (+- 0.1); 2.2 Рабочее давление в корпусе – 1,6-0,6 Мпа (~16-6 атм.) 2.3 Продолжительность приведения огнетушителя в действие, не более 6 сек. 2.
4 Продолжительность подачи ОТВ (огнетушащего вещества), не менее 6 сек. 2.5 Длинна струи ОТВ, не менее 2м. 2.6 Габаритные размеры: высота-295 мм , диаметр 142мм. 2.7 Масса огнетушителя, не более 3,7 кг; 2.
8 Назначенный срок службы огнетушителя, 10 лет.
2.9 Диапазон температуры эксплуатации от -40 до +50С
3 Комплект поставки. — заряженный огнетушитель, — руководство по эксплуатации с паспортом. 4 Устройство и принцип работы Индикатор давления контролирует давление сжатого воздуха в корпусе огнетушителя. Стрелка индикатора должна находиться в зеленом секторе шкалы. Расположение стрелки индикатора в красном секторе указывает на недостаточное давление.
Принцип работы заключается в следующем: при нажатии на рычаг открывается клапан и огнетушащий порошок под давлением воздуха через сифонную трубку и распылитель выбрасывается на очаг возгорания.
Рисунок . Устройство огнетушителя ОП–5(з). 1 — корпус 2 — трубка 3 — рычаг клапан 4 — ручка для переноски 5 — чека 6 — ручка запуска 7 — индикатор давления 5 Указания по эксплуатации и безопасности 5.1 Правила приведения огнетушителя в действие указаны на этикетке огнетушителя. 5.2 Огнетушители должны размещаться в легкодоступных и заметных местах.
Не допускается попадание на огнетушитель прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, хранение огнетушителей вблизи нагревательных приборов. 5.
3 Техническое обслуживание огнетушителей заключается в проверке давления воздуха- один раз в три месяца (стрелка индикатора должна быть в зеленом секторе), в перезарядке огнетушителя – один раз в пять лет, в переосвидетельствовании корпуса – через пять лет.
Перезарядка и ремонт огнетушителей должны производиться в специализированных организациях.
- Проверить наличие рабочего давления в корпусе по индикатору (должен быть в зеленом секторе). Можно несколько раз энергично встряхнуть огнетушитель (для взрыхления порошка) осторожно, чтоб не уронить огнетушитель.
- За ручку поднести огнетушитель к месту пожара с наветренной стороны на расстояние не менее 3–4 м.
- Выдернуть чеку и направить сопло на очаг пожара.
- Нажать на ручку запуска и начать тушить возгорание.
- Тушить лучше начинать от себя, направляя струю в корень пламени, как бы, отрезая его от источника горения.
- Будьте осторожны возможно повторное возгорание.
- После окончания тушения необходимо нажать на ручку запуска и выбросить остаток порошка в безопасное место.
(в рекомендациях приведены минимальный ранг огнетушителей и их минимально необходимое количество) 8.
2 АТС для перевозки опасных грузов или с допустимой максимальной массой более 7,5 т оснащаются двумя порошковыми, газовыми или с зарядом на водной основе, каждый из которых должен обеспечивать тушение модельных очагов пожара не менее 2А и 70В. При этом один должен находиться на шасси, а другой — на цистерне или в кузове с грузом.
Огнетушитель требования автобус 2021
Инфо АТС для перевозки опасных грузов должны быть оснащены ul085 не менее чем двумя порошковыми или хладоновыми огнетушителями емкостью не менее 5 л.Также ГОСТ 51709 — 2004 запрещает и спользование огнетушителей без пломб и (или) с истекшими сроками годности. Внимание И вполне допускает использование в изолированных от салона двигательных и багажных отсеках генераторов огнетушащего аэрозоля.Руководствуясь ГОСТами можно сделать выводы, что для легкового автомобиля выбирать огнетушитель нужно емкостью не менее 2х литров, с наличием пломб и не истекшим сроком годности.Кроме того, ГОСТ 51709-2004 ссылается на нормы государственного противопожарного надзора.Мы нашли постановление правительства Республики Казахстан от 16 января 2009 года№ 16 — Об утверждении Технического регламента «Требования к безопасности пожарной техники для защиты объектов «.
Но откуда взяться решительности, если многие даже не знают, как пользоваться огнетушителем и где точно он лежит.
Основные требования к огнетушителям в автобусе:
- В автобусе должно быть два огнетушителя.
При этом один должен находиться на шасси, а другой — на цистерне или в кузове с грузом.8.3 Для использования на АТС допускается только огнетушители, прошедшие сертификацию в установленном порядке, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность и транспортную тряску по ГОСТ Р 51057.
При этом размещение огнетушителей на АТС должно исключать возможность их нагрева свыше плюс 50 °С.8.5 В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ.8.6 АТС, работающие на сжиженном газе, должны быть оснащены огнетушителями, предназначенными для ликвидации пожаров класса С.8.7 В автобусах и грузовых автомобилях один огнетушитель должен располагаться в кабине, другой в салоне или кузове.8.8 Передвижные лаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования.8.9 На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него месте.
› Советы по выбору огнетушителя для автомобиля:
- На устройстве не должно быть царапин, вмятин, коррозии или повреждений.
- Тщательно проштудируйте инструкцию по эксплуатации после покупки.
- Приобретайте устройство только в специализированных магазинах, требуйте у продавца все необходимые документы и сертификаты на товар.
- Проконсультируйтесь со специалистами в торговой точке. Они вам помогут сделать правильный выбор и разобраться с нюансами.
- Проверьте работоспособность индикатора давления.
- Перед покупкой уточните параметры для огнетушителя, который соответствует вашему транспортному средству.
- Проверьте срок годности устройства и наличие пломбы.
Не забывайте проверять срок годности устройства по мере пользования.
Просроченный огнетушитель в экстренной ситуации не сработает, что может привести к неутешительным последствиям.
Изобретенные более века назад такие средства оперативного пожаротушения, пройдя значительную модификацию/модернизацию с учетом развития науки, технологий, появления новых принципов борьбы с огнем, видов/типов устройств, эффективных огнетушащих веществ не только не потеряли свою актуальность; но и стали самодостаточным средством, позволяющим в считанные секунды как минимум локализовать, а при умелых действиях ликвидировать очаг возгорания в помещениях или на территории в самом начале развития.
Поэтому во всех общественных зданиях:
Довольно частая ситуация – необходимо укомплектовать огнетушителями один этаж здания. Как уже было сказано ранее в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей.
Например, размеры этажа в плане – 48 х 16 м. В общий коридор в общественном здании, заканчивающийся площадками лестничных клеток, предназначенных для эвакуации, выходят двери десяти помещений, занимаемых как службами собственника здания, так и арендаторами.
Пожарная загрузка – мебель, внутренняя сгораемая отделка офисов, служебных кабинетов, отчетная документация на бумажных носителях, в том числе в помещении архива организации площадью 20 м2, т.е. твердые горючие материалы (класс пожара А); вычислительная, оргтехника, электропроводка, распределительный щиток, установочное оборудование – выключатели, розетки, плафоны освещения (класс Е).
Все помещения, включая архив, оборудованы АПС, система АУПТ отсутствует. Конечно всегда следует учитывать, что расчёт в каждом случае индивидуален и многое будет зависеть от планировки внутри помещения. Примерная схема с расчетом (очаг пожара красный флажок, нажмите для увеличения).
Довольно часто, говоря об укомплектовании объектов защиты первичными средствами борьбы с огнем, подразумевают под этим только здания, пожарные отсеки/помещения в них; забывая об автотранспортных средствах, для владельцев, водителей которых наличие правильно подобранного огнетушителя – это нередко вопрос жизни или смерти в прямом смысле этих слов.
Поэтому стоит подробнее рассмотреть этот вопрос. Итак, при выборе, расчете требуемого количества, комплектовании огнетушителями автотранспортных средств необходимо руководствоваться указаниями прил. В к СП 9.13130:
- Легковой/грузовой автомобиль весом до 3,5 т комплектуется одним порошковым, углекислотным, хладоновым или водным (воздушно-пенным) огнетушителем с зарядом ОТВ не меньше 2 кг/л; а автобус, грузовая автомашина 3, 5–7, 5 т – двумя переносными устройствами.
- Для грузового автомобиля весом больше 7,5 т необходимо два таких огнетушителя, при этом один находится в кабине, а второй – на кузове/цистерне.
- ОП, используемые для защиты АТС должны иметь многоцелевой заряд ОТВ типа АВСЕ.
- Для комплектования автотехники, использующей в качестве топлива сжиженный газ, необходимы изделия для тушения пожаров класса С.
- Хранение огнетушителя в багажнике легкового автомобиля, как это обычно принято на практике, противоречит требованиям норм ПБ. Он должен находится в кабине АТС.
Об этом часто забывают как сами водители, так и инспекторы.
Огнетушитель в автобусе требования
Цена, конечно, имеет значение, однако это не главный критерий выбора противопожарного устройства.
Важно не только руководствоваться требованиями сотрудников ГИБДД, но и помнить, что огнетушитель может спасти жизнь и имущество. Качество и исправность здесь должны быть на первом месте.
Советы по выбору огнетушителя для автомобиля:
Зачастую огнетушитель лежит у водителя в багажнике, но это в корне неправильно и даже считается нарушением (СП 9.13130.2009).
В Своде Правил чётко прописано, что огнетушители должны располагаться в кабине, недалеко от водителя, в легкодоступном месте. Кроме того, необходимо, чтобы устройство было надёжно закреплено на одном месте специальными кронштейнами (продаются в магазинах).
Правила выбора огнетушителей не изменились. Таким образом, вы можете ориентироваться на те же критерии, которые были и ранее. Разберем их более подробно.
- Масса. Устройство должно весить более 2 кг. Причина тому – уверенность в том, что меньшие огнетушители попросту не имеют достаточного количества вещества, позволяющего устранить возгорание.
- Тип вещества. На сегодняшний день разрешенными являются углекислотные, порошковые и аэрозольные устройства.
- Объем. Минимально допустимый объем огнетушителя для легкового автотранспорта должно составлять 2 л.
- Необходимая информация. На этикетке должны содержаться сведения о том, как правильно пользоваться устройством, кем оно было выпущено, а также срок годности.
Главным отличием различных типов огнетушителей является химическое вещество, которое используется для устранения возгораний.
Первый тип огнетушителей – порошковые. Устранение возгорания производится с помощью специальной порошковой смеси. Принцип действия заключается в создании особо плотного слоя, который не позволит кислороду проникать в очаг возгорания. Маркировка устройств – ОП, что расшифровывается буквально. Кроме того, могут быть и дополнительные обозначения, в частности:
- «З» – закачной;
- «Г» – оборудован газогенерирующим патроном;
- «Б» – баллон с газом, который находится под давлением.
Дополнительная маркировка указывает на способ формирования давления. Важно знать, что два последних типа огнетушителей срабатывают с задержкой, длительность которой составляет около 5 секунд.
Незакрепленный корпус превратится в снаряд при срыве. Крепление в автомобиле должно быть надежным и исключить выпадение ёмкости во время движения, столкновения, при ударе.
Специальный кронштейн продается в спецмагазинах. Стандартно огнетушитель фиксируется в автомобиле двумя или одним металлическими хомутами с болтами. Крепление имеет защелки для быстрого извлечения.
Дополнительно устанавливают держатель из трубки, пластин или раму, повторяющую округлость огнетушителя и фиксирующую его.
Чтобы понять, какой тип подходит для автомобиля, разделим огнетушители по веществам внутри баллона на 4 вида:
- Порошковый (ОП). Внутри емкости находится порошкообразная смесь, изготовленная на основе минеральных солей.
- Воздушно-пенный (ОВП). В баллоне раздельно находятся пенообразователь и рабочий газ, которые на выходе образуют пену.
- Газовый (ОУ, ВВПА). Тушащее вещество в данном случае – углекислота или аэрозоль.
- Жидкостный или водный (ОВ). В баллон закачана вода или другая жидкость.
Для автомобильного огнетушителя существует срок годности, который проверяется при техосмотре. Ведь со временем в баллоне снижается давление, а огнетушащие вещества теряют свои свойства.
Номинальный срок годности – это предусмотренный заводом-изготовителем период, когда ОУ или ОП является рабочим при правильной эксплуатации.
Реальный срок формируется с учетом фактических условий использования и обслуживания.