Как вернуть деньги за ОСАГО при продаже автомобиля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вернуть деньги за ОСАГО при продаже автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В письме Банка России от 14 октября 2021 отмечено, что необоснованный отказ страховой организации от заключения договора ОСАГО является основанием для применения административных мер, предусмотренных статьей 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Почему страховая не может отказать в продаже полиса ОСАГО на машину?
Потому что страхование автогражданской ответственности – это обязанность любого водителя, а страховые не вправе чинить препятствия.
Однако в 2023 году вы можете столкнуться с ситуацией, когда страховщик отказывает в оформлении договора ОСАГО. Во многом это связано с политикой страховых компаний. Их цель – извлечь прибыль от коммерческой деятельности. И если за покупкой ОСАГО обращается «нежелательный» клиент, за плечами которого не одна авария или малый стаж вождения – ему могут просто отказать в оформлении. Страховая не будет работать себе в убыток и обязательно найдет повод чтобы уклониться от заключения договора ОСАГО с таким автовладельцем.
Как получить ОСАГО, если страхователь и владелец авто разные люди
Не всегда транспортным средством пользуется только его владелец. В некоторых случаях сам хозяин имеет возможность оформить полис ОСАГО. Решить проблему можно, если назначить доверенное лицо. Для совершения сделки не требуется обращение собственника ТС. Всё что нужно – просто оформить доверенность. При её отсутствии реальный пользователь может заключить договор со страховщиком.
Страховым компаниям хорошо известен такой порядок. В их бланках даже имеются различные графы для собственника машины и страхователя. Заключить соглашения может любой водитель, который допущен к управлению автомобилем. Однако имя хозяина должно быть вписано в соглашение. В подобной ситуации нужен один из следующих вариантов:
- Оформленная раньше страховка.
- Доверенность, составленная в свободной форме (не требует нотариального заверения).
По сути, не имеет никакого значения, кто является собственником авто. Всё что требуется – просто заплатить. Для этого нужно просто ввести информацию в поле «Водитель». Другие корректировки в страховку собственник автотранспорта не сможет внести, потому что он не является страхователем.
Особенности оформления страховки через интернет
С 2015 года у автомобилистов появилась возможным страховать автотранспорт через интернет. Многие российские водители по достоинству оценили этот способ. Сегодня на законодательном уровне введено обязательство всех страховщиков предоставлять онлайн услугу.
С позиции закона юридическая сила электронного договора такая же, как и заключённого на оригинальном бумажном бланке. Е-ОСАГО является разновидностью классического страхового соглашения в цифровом виде. Сведения о соглашении вносятся в базу данных. По внешнему виду и форме электронный экземпляр во многом напоминает классический вариант.
Страховку можно оформить из любого региона Российской Федерации и даже из-за границы, при этом привязка к прописке отсутствует. Процедура является стандартной, в большинстве страховых организаций она подобная. Автомобилисту необходимо выбрать страховщика, зарегистрировать и отправить свою заявку. Все сведения будут проверены, после чего будет выполнена калькуляция цены. Пользователю останется только произвести оплату.
Будет проблематично оформить цифровой полис, если в предшествующему году автотранспорт не был застрахован, был изменён адрес прописки либо паспортные сведения страхователя.
Почему не страхуют старые автомобили ОСАГО и что делать
Наличие у страхователя ТС старше 2012 г. выпуска, по мнению ряда страховщиков, предполагает дополнительные риски, поскольку вероятность возникновения неисправности в ходе эксплуатации у таких авто гораздо выше. Это означает, что и страховые риски здесь возрастают, ведь всегда есть шанс, что машина ввиду внезапной поломки попадет в аварию. Однако отказ СК заключать договор страхования по такой причине является неправомерным.
То есть российские компании не страхуют старые автомобили по ОСАГО незаконно. Однако такой отказ далеко не редкость. Застраховать автомобиль старше 30 лет для некоторых автовладельцев становится невозможным.
Что касается КАСКО, то приобрести такую страховку для старых автомобилей тоже сложно. И даже если это удастся сделать, то стоить она будет в разы дороже. Маркетплейсы не производят предварительные расчеты для машин старше 7 лет. У многих страховщиков онлайн-калькуляторы тоже не позволяют это сделать. Например, в некоторых СК невозможно рассчитать цену КАСКО для ТС Хонда Аккорд старше 2012 г. выпуска.
В других СК после ввода данных сообщили о невозможности подобрать подходящий тариф по указанным параметрам. Что фактически говорит о невозможности застраховать автомобиль 2010 г. выпуска и в рамках добровольного страхования.
В третьих СК напрямую отклоняют заявку, указывая в качестве причины именно возраст авто — старше 10 лет.
Таким образом, старые машины сейчас практически не страхуют ни в рамках обязательного, ни в ходе добровольного автострахования, даже если это неправомерно
Почему компании отказывают в оформлении ОСАГО
Вы пришли в привычную для вас страховую компанию и готовы заплатить ежегодную обязательную сумму, для того, чтобы ездить на любимой машине. Да, сумма небольшая, тем не менее, мы выбираем комфортную и удобную для нас страховую компанию. Но в этом году новый менеджер вдруг ни с того ни с сего вам отказала. Можно ли адекватно объяснить необоснованный отказ страховщика?
Давайте взглянем на сложившуюся ситуацию с точки зрения владельца страховой компании. Естественно, цель деятельности любой коммерческой фирмы – получение прибыли. Как только деятельность начинает приносить убытки, встаёт актуальный вопрос о сокращении собственных расходов.
Одна из убыточных статей страховой фирмы – продажа полисов ОСАГО. Страховая пытается выкрутиться и остаться наплаву, повышая цену на полис. Но эта мера не всегда приносит ожидаемый результат. Руководитель прибегает к крайним мерам, и сотрудники начинают отказывать клиентам. Многим наверняка знакома фраза: «У нас нет бланков для печати полиса», или же ссылают на недостаточное количество документов, иногда требуют ещё раз проверить автомобиль на наличие неисправностей. Оправданий и причин можно услышать миллион.
Алгоритм действий, если страховая отказала в оформлении полиса ОСАГО?
Действуйте по данной инструкции:
- пробуете оформить полис осаго на сайте страховщика или обращаетесь в офис страховой компании;
- в случае, если вам отказывают по незаконным причинам — предупредите об ответственности по ст. 1534 коап рф и возможности судебного обращения, требуйте официальный письменный отказ, а происходящее снимайте на видео, озвучив дату, время, название страховой компании и т.д.;
- если компания предоставила письменный отказ, где указана незаконная причина — направляйте жалобу в центробанк, рса и роспотребнадзор, приложив копию отказа и видеоматериалы;
- если сотрудник компании отказался предоставить письменный;
- отказ, то напишите заявление на заключение договора ОСАГО самостоятельно образец можно скачать на сайте РСА — его нужно попросить зарегистрировать, присвоив дату и регистрационный номер (альтернативный вариант — направить заявление страховщику заказным письмом, с уведомлением о вручении);
- в течение 30 дней страховая компания обязана будет либо оформить договор осаго, либо предоставить официальный письменный отказ (чаще всего, если причина отказа была вымышленной, на этой стадии страховщик оформляет договор ОСАГО);
- если это не помогло — обращайтесь в суд с требованием о понуждении к оформлению договора осаго в случае неправомерного отказа страховщика судебные издержки будут за его счёт.
Диагностическая карта при оформлении ОСАГО
В настоящее время страховые компании следят за обязанностью водителей проходить технический осмотр автомобилей. Для этого при оформлении страхового полиса ОСАГО агент в обязательном порядке потребует предъявить ему действующую диагностическую карту. Без этого продажа страхового договора невозможна.
При этом не имеет значения дата очередного технического осмотра, карта должна действовать в день оформления полиса. Даже если ее срок истекает на следующий день, страховая компания не может отказать в заключении договора.
Некоторые водители не следят за сроком окончания техосмотра и продлевают карту только перед покупкой полиса. Это неправильно и чревато серьезными последствиями. Отсутствие у виновника на момент аварии действующей диагностической карты является поводом для регресса. Это значит, что страховая компания оплатит ремонт машины пострадавшего, но впоследствии взыщет сумму выплаты с нарушителя. Чтобы избежать таких неприятных последствий, необходимо продлевать техосмотр вовремя, независимо от даты окончания ОСАГО.
Незаконные причины для отказа в продаже полиса ОСАГО
Одно из наиболее частых оснований для отказа в заключении договора на ОСАГО – нежелание страхователя приобретать дополнительные продукты. Например, страхование жизни и здоровья. Законом о защите прав потребителей запрещено устанавливать условие, при котором получение одной услуги напрямую связано с получением другой.
Данная ситуация имеет место гораздо реже предыдущей и выглядит достаточно комичной, однако страховая компания в качестве причины отказа может сослаться на отсутствие бланков Гознака, на которых печатаются полисы ОСАГО. О достаточном количестве необходимых материалов СК должна заботиться самостоятельно.
Тарифы на страховые услуги периодически растут, чем пользуются недобросовестные агенты. Так, автовладельцу могут отказать в продаже полиса, так как в ближайшее время ожидается повышение стоимости страховых продуктов, чем хочет воспользоваться компания.
Что такое техосмотр и сколько он стоит в 2023 году
Техосмотр — проверка технического состояния транспорта согласно строгим регламентам. Проводится уполномоченными операторами (автосервисы аккредитует РСА) и находится под контролем государства.
В ходе ТО проверяются:
- двигатель;
- тормозная система;
- функционирование стеклоочистителей;
- руль;
- наличие аптечки в необходимой комплектации и светоотражающего знака аварийной остановки;
- диски и обода колес (недопустимы трещины и признаки устранения дефектов сваркой);
- световые приборы;
- отсутствие трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителя с водительской стороны.
После успешного прохождения ТО на руки выдают диагностическую карту, составленную в виде таблицы. В нее заносится информация о главных технических параметрах транспортного средства, которое подвергалось осмотру, данные о собственнике и автомобиле (государственный номерной знак, марка и модель, VIN двигателя).
Порядок действий, если страховая не выплатила возмещение
Если страховой случай не подпадает под пункты, которые являются основанием для отказа, то страховая обязана рассмотреть заявление и выплатить определённую сумму. Если отказали в выплате по ОСАГО, но причины нет в правилах обязательного страхования гражданской ответственности, то владелец транспортного средства может смело составлять претензию, а при отказе компании решать дело мирным путем подавать исковое заявление на организацию.
В правилах содержится множество пунктов и они довольно исчерпывающие, поэтому любое отклонение от них и отказ в выплате страхового возмещения по другим причинам является незаконным.
При поддержке грамотного адвоката можно составить письмо-претензию к компании. По ОСАГО претензию можно подать в течение 3-х месяцев после образования спорной ситуации. Если страховая компания прислала отказ в выплате денежных средств, то владелец машины может составить досудебную претензию, которая рассматривается в течение 30 дней.
Образец досудебной претензии в страховую компанию оформляется в соответствии с нормами ст. 16.1 Закона об ОСАГО от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.
В конце сентября 2014 года РСА опубликовал «Порядок уведомления страховыми организациями об отказе в заключении договора ОСАГО владельцев ТС РСА». В его основе – п.7 ст. 15 закона об ОСАГО, который гласит об обязательстве страховщика оформить письменный отказ и уведомить вышестоящие органы – ЦБ и РСА. Из всего документа нам интересен перечень допустимых оснований для отказа в оформлении автогражданки. Среди них:
- отсутствие связи с АИС РСА;
- непредставление ТС на осмотр (можно проводить как по месту нахождения страховщика, так и по месту жительства страхователя);
- непредставление полного комплекта документов, предусмотренных законом;
- отсутствие доверенности на заключение договора страхования от имени ИП или юрлица.
Однако отсутствие связи с базой еще нужно будет доказать, а после ее восстановления пригласить клиента (в письменном виде!) для заключения договора. Вопрос непредставления автомобиля на осмотр тоже спорный, так как есть диагностическая карта, служащая основанием для продажи полиса. В целом, можно дискутировать, не противоречат ли Закону РФ основания для отказа, приведенные РСА. А то, что суды при рассмотрении дел будут апеллировать только официально утвержденными нормами, не вызывает никаких сомнений.