Росреестр разъяснил правила строительства домов на берегу водоемов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Росреестр разъяснил правила строительства домов на берегу водоемов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отношении водных объектов могут быть установлены водоохранная зона и прибрежная защитная полоса (п. 13-14 ст. 105 Земельного кодекса), следует из материалов Росреестра. В обеих действуют особые условия использования территорий.
Водоохранная зона примыкает к береговой линии водоема. Для защиты водного объекта на этой территории действует специальный режим хозяйственной и другой деятельности. Такая деятельность не должна приводить к загрязнению, засорению, заилению водного объекта, истощению его вод, но должна способствовать сохранению среды обитания объектов животного и растительного мира, подчеркнули в ведомстве.
Ширина водоохранной зоны у моря — 500 м, а у рек или ручьев она зависит от протяженности. Так, у ручья длиной меньше 10 км водоохранная зона составляет 5 м, от 10 до 50 км — 100 м, а у реки протяженностью от 50 км и больше — 200 м. У озера с акваторией менее 0,5 кв. км ширина водоохранной зоны 50 м.
Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.
Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.
Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
В зонах водоохраны запрещено:
- распахивать земли;
- производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
- устраивать животноводческие фермы;
- размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
- организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:
- Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
- Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
- Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Земли водного фонда за исключением береговой полосы, предназначенной для общего пользования, физические и юридические лица могут использовать для своих потребностей, но в зависимости от целей водопользования может потребоваться заключение договора.
Не требуется заключать договор или получать специальное разрешение органа власти на водопользование в следующих случаях:
-
Деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств (может потребоваться наличие лицензии):
- плавание маломерных судов, таких как гидроциклы, лодки, катера, байдарки, катамараны, парусные суда длиной менее 20 метров;
- речное и морское судоходство;
- разовый взлет и посадка воздушных судов (например, гидросамолетов, амфибий);
- забор воды судами для технических нужд.
-
Традиционное природопользование и охрана природных ресурсов:
- охота, рыболовство;
- рыбоводство и аквакультура (если при этом не происходит забор воды из водоема или сброс сточных вод).
-
Научно-исследовательские и учебные цели:
- геологическое изучение;
- гидрографическая и топографическая деятельность;
- геофизические, геодезические и водолазные работы.
-
Иные, предусмотренные законом, случаи:
- полив садовых, дачных или огородных участков;
- водопой скота (вне пределов зон санитарной охраны);
- купание, занятия спортом, отдых, бытовые и лечебные нужды граждан (если санитарно-эпидемиологическая экспертиза признала водоем безопасным).
Статус водного объекта, определение статуса водного объекта, обоснование статуса водного объекта
Установление статуса водного объекта, его определение и обоснование чаще всего необходимо в судебной практике в рамках судебно-гидрологической экспертизы, так как от этого зависит, какие нормативно-правовые акты применяются к данному водному объекту. Зачастую такая экспертиза входит в состав землеустроительной экспертизы, когда требуется определить местоположение земельного участка относительно границы водного объекта, его береговой полосы общего пользования, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.
Также требуется для межевых и других кадастровых работ, проектирования и строительства.
Ведь в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Кадастровый учет земельного участка не свидетельствует о невозможности применения норм указанной статьи при установлении факта наличия на земельном участке водного объекта, находящегося в федеральной собственности. В этом случае крайне важно всесторонне подойти к определению и установлению факта, является ли водный объект естественного происхождения и является объектом федеральной собственности или искусственного и может быть объектом также и субъектовой, муниципальной или частной собственности.
Другой пример связан с запрещением приватизации земельных участков в пределах береговой полосы общего пользования, которая может составлять от 5 м, если длина водотока не более 10 км, до 20 м в остальных случаях. При этом в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
Проблематика состоит в том, что очень часто ни органы власти, ни кадастровые инженеры не уделяют должного внимания указанным требованиям водного и земельного законодательства, что приводит к казусам формирования земельных участков на водных объектах, предоставлению земельных участков в собственность в пределах береговой полосы общего пользования.
Те же нюансы касаются и определения ширины водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта.
Это лишь малая часть проблематики, связанной с достоверным определением статуса водного объекта, определением его гидрометрических и гидроморфологических параметров, требующих однозначного определения в тех или иных случаях.
С точки зрения специалиста-гидролога задача формулируется как «установление статуса водного объекта, исходя из его гидрологических и гидроморфологических особенностей», с точки зрения юриста формулируется как «установление статуса водного объекта, исходя из фактов, способствующих определению статуса водного объекта, подкрепленных законодательными актами».
Только понимание гидрологических и юридических особенностей, знание нормативной документации в области гидрологии и водного законодательства позволяют качественно и достоверно подойти к решению задачи по определению и обоснованию статуса водного объекта.
Экспертиза экологического состояния водных объектов (гидроэкологическая экспертиза) – это исследования в области гидрологии, экологии и смежных естественных наук, целью которого является получение ответов на вопросы, связанные с водными объектами.
Водоем на своем участке. Насколько он законен?
В наше время стало модным устройство собственного водоема на придомовом участке. А иногда – за пределами участка. Копают их и в городе, и на селе. Цели при этом преследуются разные: для зарыбления, полива, пожарной безопасности, отдыха, просто для красоты, а иногда – все в одном флаконе.
Соответственно, обустраивают хозяева свои водоемы кто во что горазд.
При этом не учитывается, как сложатся «взаимоотношения» у новоявленного пруда с грунтовыми водами, как на это отреагирует прилегающая земля (не нарушатся ли ее структура, уровень), насколько эстетично будет смотреться водоем со стороны улицы или соседнего участка, да и как сам сосед на это посмотрит…
Кстати, сосед иногда смотрит косо и даже гневно – знаю об этом из своей журналистской практики. И, главное, у него есть причины для гнева. Еще больше таких примеров могут привести в землеустроительной службе райисполкома.
Потому что именно в адрес местной власти поступают жалобы от граждан насчет того, что на их собственных участках из-за соседского пруда-копани (так этот объект называется официально) начались изменения: пропала в колодце вода, осел фундамент хозпостройки… И нередко первое, что выявляется в ходе проверки, – рукотворный водоем сооружен незаконно.
Об этом недавно у нас состоялась беседа с начальником землеустроительной службы райисполкома Геннадием СЛАБОДЧИКОВЫМ.
– Геннадий Прохорович, насколько вообще сегодня распространены самовольные водоемы-копани?
– Сегодня многие граждане без согласований делают на своих приусадебных участках искусственные водоемы. В нашем районе это стало массовым явлением. Мы сделали инвентаризацию копаней и проанализировали полученные данные. В целом по району было выявлено около 150 копаней – и на приусадебных участках, и за их пределами.
Анализ показал, что не всегда искусственные водоемы так уж безобидны. Для себя хозяева, выкопав пруд, создают определенные удобства. Для соседей же нередко – неудобства и проблемы.
Может, хозяин копани и не хотел этих проблем, но он же не специалист по гидросооружениям и всех нюансов предусмотреть не может.
Поэтому (тем более что это порождает проблемы и жалобы) позиция райисполкома по данному вопросу однозначна: искусственные водоемы на участках граждан не могут быть введены в эксплуатацию, если на них нет согласованной разрешительной градостроительной документации, разрешения на производство работ.
– Но копани уже существуют, и их хозяева пользуются ими. Местная власть закроет на это глаза или искусственные водоемы придется все же задним числом узаконить? И возможно ли это?
– Я уже говорил: без соответствующей документации землепользователи не имеют права создавать на своем участке искусственный водоем. В противном случае он будет считаться незаконно созданным.
Поэтому пожелания райисполкома таковы: кто самовольно, без разрешительной документации создал на приусадебном участке искусственный водоем, должен внести изменения в земельно-кадастровый план участка и использовать его по целевому назначению.
Местная власть заинтересована принять его в эксплуатацию по фактическому использованию.
Но сделать это можно будет только после согласования с соседями и соответствующими службами (землеустроительной, архитектурной, природоохранной, санитарной, МЧС) и с исполнительной властью на местах (районным исполнительным комитетом, Березовским горисполкомом, сельисполкомом). Если водоем сооружен с нарушениями, их нужно будет устранить.
– А если хозяин участка еще не выкопал искусственный водоем, а только намеревается это сделать, с чего ему начинать?
– В любом случае сначала надо обратиться в исполнительный комитет по месту расположения участка.
Но в целом вопрос на перспективу ставится так: с целью недопущения спорных вопросов с соседями и нарушения баланса грунтовых вод – впредь запретить создание копаней в сельских населенных пунктах района, в Березовке и Лиде.
Создание искусственных водоемов будет разрешаться только в исключительных случаях – на земельных участках, которые расположены в удалении от населенных пунктов и уплотненной застройки (на хуторах). Но вначале необходимость этого будет определять комиссия по выбору земельных участков с выездом на место.
Если комиссия предварительно даст положительное заключение, вопрос необходимо будет согласовать с соответствующими (вышеперечисленными) службами. И только после этого комиссией будет рекомендовано (или не рекомендовано) райисполкому (сельисполкому) – разрешать (или не разрешать) создание копани.
Но и в том случае, если разрешение будет дано, прежде чем начинать копать, сначала надо изготовить градостроительную документацию.
Когда документация будет готова, гражданину с целью воплощения проекта в жизнь рекомендуется обратиться в специализированную организацию (ПМС или иную организацию, имеющую лицензию на производство данного вида работ).
По окончании работ комиссия райисполкома (Березовского ГИК, сельисполкома) примет в эксплуатацию данный объект. В завершение в землеустроительной службе будут внесены изменения в земельно-кадастровую документацию данного участка.
- – А если кто-то проигнорирует данные требования?
- – Это будет нарушением земельного, водного, градостроительного, архитектурного законодательств со всеми вытекающими из этого последствиями.
- – Какие требования предъявляются к самой копани?
- – Вот некоторые из них: площадь копани на приусадебном участке не может быть больше 1 сотки, глубина не должна превышать 2 метра, расстояние до границ соседнего (смежного) участка должно составлять не менее 3 метров.
- – А за пределами приусадебного участка?
- – За пределами своего участка гражданин вообще не имеет права создавать искусственные водоемы.
Можно ли выкопать пруд на своем участке
Специалисты нашей компании помогут получить разрешение на строительство пруда на земле сельхозназначения, а также оформить уже имеющийся пруд без нарушения законодательства.
Опытные юристы соберут необходимые бумаги, составят проектную документацию, пройдут согласования и подадут заявку в местную администрацию. Процедура очень трудоемкая, требует наличия специальных навыков и знаний.
При этом важно понимать, что на запланированный Вами вид пруда действительно надо оформлять разрешение.
Если будущий водоем сопряжен с такими водными объектами, как море, реки или озера, болота, заливы и прочие, значит, он требует возведения специальных гидротехнических конструкций. А это влечет риск нанесения вреда, как строителям, так и окружающим людям и экологии.
На подобные сооружения нужно в обязательном порядке получать разрешение. А для выкопанных «по сухому» ям, которые наполняются за счет осадков, паводка или водопровода, такие допуски не потребуются.
Хотя перед началом работ необходимо обязательно проконсультироваться у опытного эксперта.
Как понять какие правила и нормативы должен соблюдать собственник в отношении конкретного земельного участка?
Самый простой способ узнать эту информацию из градостроительного плана земельного участка.
Сокращенно – ГПЗУ.
Градостроительный план земельного участка содержит требования градостроительных регламентов, применяемых к участку.
Он может содержать сведения о зонах с особыми условиями, которые содержат требования экологических, санитарно-гигиенических и других правил и нормативов.
ГПЗУ не дает исчерпывающей информации обо всех правилах и нормативах, подлежащих соблюдению земельным собственником.
Однако градостроительный план участка существенно облегчает понимание обязанностей и ограничений, возложенных на собственника земельного участка.
ГПЗУ выдает местная администрация бесплатно по письменному запросу собственника земельного участка или арендатора.
7-ая обязанность.
Какие должны иметься документы у владельца?
Собственник земельного участка имеет право реализовать разные возможности в отношении территории только при наличии определенной документации, которая подтверждает его статус и наличие прав. К таким документам относится:
- св-во о собственности, которое выдается Росреестром, причем оно содержит основные сведения о самом участке, дату регистрации права и иные важные сведения;
- первичные бумаги, на основании которых земля была передана новому собственнику, причем сюда может относиться договор купли-продажи или дарения, св-во о наследстве или приватизации, судебные решения или другие аналогичные документы;
- технические бумаги на участок, представленные техпланом, выпиской из ЕГРН и планом межевания;
- если имеется строение на территории, то дополнительно должны иметься документы на него, подтверждающие, что оно выступает объектом незавершенного строительства или полноценным жилым домом, хозяйственной постройкой или другим сооружением.
Вышеуказанные документы не имеют какой-либо срок действия и годности, поэтому могут храниться в семейном архиве на протяжении длительного времени, хотя при совершении разных сделок с недвижимостью желательно обновить документацию.
Право на строительство
Собственник земельного участка имеет право возводить на нем разные объекты. Сюда относится не только жилая недвижимость, но и даже производственные, бытовые или культурные строения. Для этого учитываются разные моменты:
- строения должны соответствовать целевому назначению земли и ее категории;
- во время процесса строительства должны учитываться многочисленные нормы и правила, являющиеся не только строительными, архитектурными или планировочными, но и экологическими, гигиеническими, противопожарными, санитарными или иными;
- если строятся подземные сооружения, то не допускается осуществлять данный процесс на глубину, превышающую 5 метров;
- все строения должны правильно регистрироваться в Росреестре;
- собственник земельного участка имеет право возводить строения не только для жизни, но и для каких-либо бытовых целей, но при этом должны учитываться нормы в отношении расстояния между разными объектами и территориями, принадлежащими иным лицам.
Огораживание территории
Собственник земельного участка имеет право огораживать свою землю для ее оптимальной защиты. Для этого устанавливаются разные заборы или иные аналогичные ограждения.
Все элементы такой конструкции должны располагаться исключительно на земле, принадлежащей этому человеку, поэтому не допускается заходить за пределы участка. Для строительства могут использоваться разные материалы, а также сам процесс может реализоваться самостоятельно или с помощью строителей.
Также собственник земельного участка имеет право снести строение, не принадлежащее ему. Например, некоторые соседи незаконным способом желают увеличить свою территорию, поэтому во время строительства разных объектов заходят за границы своего участка. Владелец земли может сносить все такие строения, а при этом к нему не могут применяться какие-либо меры наказания.
Специфика защиты прав
Собственники земельных участков имеют право осуществлять строительство на территории, огораживать ее, продавать, обменивать или совершать любые другие операции и сделки, если они не противоречат категории и назначении земли, а также не нарушают законодательство.
Значимым правом любого владельца является возможность защиты своих прав. Нередкими являются ситуации, когда третьи лица пытаются нарушить права граждан. Поэтому люди могут пользоваться несколькими способами защиты своих территорий:
- через суд разные акты, выпускаемые государственными органами, могут признаваться недействительными, если они нарушают права собственника участка;
- если на участке начинается строительство объектов третьими лицами без разрешения владельца, то оно по суду может быть приостановлено, после чего владелец имеет право снести эти постройки;
- если разные акты, выпущенные местной администрацией, нарушают нормы законодательства в отношении владельцев земли, то они могут приостанавливаться или признаваться недействительными.
Нюансы ограничения прав
Имеются в ЗК определенные основания, позволяющие ограничивать владельца земли в правах по отношению к участку. Обычно это связано с серьезными причинами:
- использование территории не по назначению, например, земля под ИЖС применяется для огородничества или садоводства;
- возведение самовольных построек, которые не регистрируются должным образом;
- во время использования участков нарушаются основные нормы и требования по охране окружающей среды;
- местные власти принимают специальный проект, на основании которого на данной территории требуется осуществить строительство или проложить дорогу, но в этом случае необходимо выкупать недвижимость, для чего назначается выкупная цена, устраивающая как властей, так и владельца земли.
Все ограничения накладываются обычно через суд, причем для этого должны иметься действительно веские основания. Обычно при выявлении незаконных построек дается возможность собственнику должным образом зарегистрировать их в Росреестре.
Таким образом, граждане, обладающие правом собственности на разные участки земли, могут пользоваться ими по назначению, а также обладают правом на совершение других действий. Они могут распоряжаться объектом или высаживать разные культуры, а также проводить межевание, добывать ископаемые, пользоваться водными объектами или другими благами. Если нарушаются права граждан, то они могут восстановить их через суд или с привлечением администрации. Ограничения прав допускаются только при наличии на это веских оснований.
Если порекомендуют не работать
Второй из неблагоприятных сценариев — рекомендательные меры. В Москве Роспотребнадзор уже приказал сотрудникам кафе и ресторанов дезинфицировать дверные ручки каждый час и носить маски. Если вирус продолжит распространяться, власти могут ограничить количество посетителей общепита, работу в определённые часы или просто порекомендовать не ходить туда, где многолюдно.
Об уменьшении арендной платы в п. 4 ст. 614 ГК РФ
В этом случае эпидемия коронавируса вряд ли станет форс-мажором, поскольку нет важного признака — чрезвычайности. Но и при таких обстоятельствах можно просить арендодателя о скидке. Закон разрешает арендатору просить скидку, если в договоре были указаны условия, которые стали заметно хуже.
Если к вам раньше приходили триста человек в день, а из-за рекомендации избегать общественные места стали приходить пятьдесят, выручка упадёт в разы. Но в договоре аренды не сказано, сколько человек в день должно к вам заходить, то есть ухудшилось условие, которого нет в договоре. В этом случае всё равно можно сослаться на п. 4 ст. 614 ГК РФ и просить снижения арендной платы.
Если хотите скидку, направьте владельцу помещения уведомление о снижении арендной платы сразу после того, как появятся рекомендации, которые повлияют на ваш бизнес. Помните, что закон не обязывает собственника снижать цену. Это всегда вопрос договорённостей. Если договориться не удалось, можно попробовать сбить цену через суд.
Сергей Коваль, адвокат:
Лучше подать уведомление, чем ничего не делать. П. 4 ст. 614 Гражданского кодекса — это единственная норма, которая позволяет начать переговоры с арендодателем о снижении цены, хотя строго формально речь там действительно о другом. Но ни на какие другие нормы сослаться, к сожалению, нельзя.
При наличии такого уведомления вам будет легче в суде. У вас хотя бы будет последовательная правовая позиция, и уведомление будет являться доказательством по делу. Естественно, судебная практика по такому вопросу отсутствует. Вместе с тем, есть разумные основания полагать, что суд при споре может учесть экстраординарность ситуации и её массовый характер и применит расширительное толкование нормы.
Посоветуйте как оформить водоем (пруд)
«. После вступления в силу нового Водного кодекса с 1 января 2021 года произошел ряд существенных изменений. Главные из них заключаются в отмене запретов на строительство в водоохранной зоне и введении частной собственности на пруды и обводненные карьеры.
От родственников достался участок земли в деревне. Участок прекрасный: 0,5 га (примерно), деревянный дом (хоть и старый, но добротный), соседей нет (рядом), лес в 50 метрах, рядом рукотворный прудик. Правда проблема с газо-, водо- (известняки) снабжением и отсутствием нормальной дороги, да и земля не фонтан , но это мелочи. Соответственно земля была практически без каких либо документов. После полуторагодовалых мытарств по различным инстанциям, землю и дом наконец-то оформили. Но сразу не подумал, а сейчас каюсь, что оформили только землю. Сейчас вот думаю каким образом оформить пруд. Водоем площадью где-то 0,2-0,3 га по весне и вполовину меньше по осени (мелеет), создан был моим дедом лет 30-40 назад (поставили плотину). Не проточный, вода для питья не годится, сильно захламленный упавшими деревьями, листвой, заилен к тому же еще (запрудили старое болотце). И вот его я хочу каким либо образом оформить. Либо в собственность, либо в длительную аренду. Поскольку хочу его облагородить. И не хочецца облагораживать его для дяди.