ПАМЯТКА «ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПАМЯТКА «ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо — представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительное или административно-хозяйственные функции. Представитель власти — это государственный или муниципальный чиновник любого ранга — сотрудник краевой (областной) или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.
Другой комментарий к Ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления — взятка. Взятка имеет имущественную природу. Она может быть выражена в деньгах (рублях и иностранной валюте), ценных бумагах, ином имуществе (любые вещи), имущественных правах или услугах имущественного характера, т.е. оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате услугах (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.) и оплачиваемых третьим лицом нелегальных услугах (например, в сфере сексуальных отношений). Услугой имущественного характера является также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами).
2. С объективной стороны преступление выражается в одном из следующих действий: а) принятие взятки самим лицом, отвечающим признакам субъекта преступления; б) принятие взятки его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»); в) фактическое принятие взятки посредником (действия которого квалифицируются по ст. 291.1 УК РФ) с последующей передачей ее лицам, указанным ранее.
3. Взятка получается за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено в следующем:
а) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально — в отрыве от факта получения за них взятки — являются правомерными;
б) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого лица. В данном случае виновный, используя служебное положение в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, авторитет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены третьим лицом. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения в широком смысле слова;
в) общее покровительство — это действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий;
г) попустительство по службе — это непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).
4. Действия (бездействие) лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот — что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.
5. Получение взятки является оконченным преступлением в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.
6. Квалифицированным получением взятки (ч. 2) является ее получение в значительном размере (примечание 1 к ст. 290 УК РФ).
7. Особо квалифицированный состав наличествует в случае, если действия (бездействие), за которые она получается, являются незаконными (ч. 3). Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 3 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за это преступление.
8. В ч. 4 ст. 290 УК РФ особо квалифицирующим признаком является ответственное служебное положение виновного — занятие им государственной должности РФ или субъекта федерации либо главы органа местного самоуправления. Соучастники такого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 4 ст. 290 УК РФ.
9. В ч. 5 ст. 290 УК РФ предусмотрены также иные особо квалифицирующие признаки. Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору, если в ее получении принимали участие несколько лиц, отвечающих признакам субъекта преступления, достигших об этом предварительного соглашения (п. «а» ч. 5). Для наличия рассматриваемого квалифицирующего признака требуется, чтобы на момент получения взятки предполагалось, что каждое такое лицо совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц какое-либо действие (бездействие) с использованием своего служебного положения.
По смыслу закона организованная группа создается для многократного совершения должностных злоупотреблений. В организованную группу взяткополучателей помимо лиц, отвечающих признакам субъекта преступления, могут входить лица, не являющиеся таковыми; последние несут ответственность за получение взятки организованной группой со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
10. Вымогательство взятки (п. «б» ч. 5) — это требование лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина. Кроме того, вымогательство может быть выражено в завуалированной форме, когда виновный прямо не требует дать взятку, но умышленно ставит гражданина в условия, когда тот вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
11. Крупный размер взятки (п. «в» ч. 5) определяется в примечании 1 к ст. 290 УК РФ.
12. В ч. 6 ст. 290 УК РФ речь идет о получении взятки в особо крупном размере (примечание 1 к ст. 290 УК РФ).
13. Следует отметить, что в случае, если фактически полученная взяткополучателем сумма не составляет значительного, крупного или особо крупного размера, однако установлено, что умыслом взяткополучателя охватывалось получение взятки именно в таком размере, то содеянное им следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК, а по ч. 2, п. «в» ч. 5 или ч. 6 ст. 290 УК РФ соответственно (без ссылки на ст. 30 УК РФ).
14. Кроме российских должностных лиц ответственности за получение взятки подлежат также иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации (примечание 2 к ст. 290 УК РФ).
КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ?
Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции — это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.
НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ И КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП
Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.
Получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса РФ):
ч.1. Если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица:
— лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;
— штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;
ч.2. Если взятка получена за незаконные действия (бездействие) должностного лица:
— лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;
ч.3. Если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления:
— лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;
ч.4. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.):
— лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей или в размере дохода осужденного за период до 5 лет.
Дача взятки (статья 291 Уголовного кодекса РФ):
ч.1. Если взятка давалась лично или через посредника:
— лишение свободы на срок до 3 лет;
— арест на срок от 3 до 6 месяцев;
— испытательные работы на срок от 1 года до 2 лет;
— штраф в размере от 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;
ч.2. Если взятка давалась за совершение заведомо незаконных действий (бездействие):
— лишение свободы на срок до 8 лет;
— штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет.
Коммерческий подкуп (статья 204 Уголовного кодекса РФ):
Незаконная передача денег, ценных бумаг, иного имущества и оказание услуг имущественного характера (части 1 и 2):
ч.1. Если преступление совершено одним лицом:
— лишение свободы на срок до 3 лет;
— ограничение свободы до 2 лет;
— штраф в размере от 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;
— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет;
ч.2. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой:
— лишение свободы на срок до 4 лет;
-арест на срок 3 до 6 месяцев;
-ограничение свободы на срок до 3 лет;
-штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет.
Незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера (части 3 и 4):
ч.3. Если преступление совершено одним лицом:
— лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до 3 лет;
ч.4. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо сопряжено с вымогательством предмета подкупа:
— лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Штраф или ограничение свободы за взяточничество
Степень наказания полностью основана на сумме, переданной чиновнику.
Форма и размер наказаний классифицируются так:
- При взятке до 10 000 рублей может быть вынесено наказание в виде лишения свободы или частичной изоляции на срок от 1 года до двух лет, или может быть выписан штраф. Размер штрафа может быть до 200 000 рублей, он определяется судом индивидуально и может составить сумму в размере трехмесячной зарплаты обвиняемого.
- При взятке, превышающей сумму 25 000 рублей может быть применен штраф от 200 000 рублей до 1 500 000 рублей или наказание в виде полного лишения свободы на срок до шести лет. А также, судом может быть вынесено дополнительное наказание в виде запрета на работу в качестве государственного служащего на срок до трех лет.
- При даче взятки в крупном размере, наказания тоже являются «крупными». Штраф может быть выписан в размере от двух до четырех миллионов рублей или обвиняемый может быть лишен свободы на срок от 7 до 12 лет. В качестве дополнительного наказания может быть вынесено решение о запрете на работу на любых должностях на срок до 10 лет.
- При взятке более 1 000 000 рублей штраф составит размер от 3 до 5 миллионов рублей или полное лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, суд может запретить взяточнику работать где-либо на определенных должностях на срок до пятнадцати лет.
Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество
Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.
Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.
Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:
- В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
- В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
- В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
- В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
- В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.
Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.
Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.
Дача взятки также является преступным деянием
Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.
В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.
В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.
Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.
Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.
Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:
Проверки по сообщениям о фактах получения взяток и их расследование относятся к компетенции следователей Следственного комитета РФ.
По общим правилам территориальной подследственности они проводятся по месту совершения преступного деяния, то есть тем отделом СК, на территории обслуживания которого получена взятка.
Сбор, оценка и оформление доказательств совершения преступления происходят по правилам, установленным УПК РФ только уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов. Доказательствами могут выступать любые сведения, анализ которых позволит прийти к заключению о том было ли преступление. Их перечень указан в ст. 74 УПК РФ.
Специфическим доказательством именно для уголовных дел о фактах получения взяток и др. являются результаты оперативно-розыскной деятельности, реализуемой по требованиям законодательства, оформленные соответствующим образом. Это одно из важнейших доказательств совершения этих преступлений. Обусловлено это сложностью доказывания факта передачи, получения ценностей, обстоятельств, в которых это происходило.
Предоставление определенной суммы средств за какое-либо действие, является правонарушением. Такое преступление регулируется положениями ст. 290 и 291 УК.
Это экономическое правонарушение считается достаточно серьезным, так как является причиной высокого уровня коррупции в стране. За счет таких действия чиновники и должностные лица разных организаций злоупотребляют своими полномочиями.
Обычно взятки предлагаются людям, занимающим высокие посты в какой-либо фирме или государственном учреждении.
Все люди должны знать, что считается взяткой, так как при ее выявлении должен обнаруживаться корыстный умысел. Взяткой считается процедура передачи денежных средств или каких-либо ценных предметов другому лицу. За эти ценности взяткополучатель совершает определенные действия, приносящие выгоду взяткодателю.
Чтобы такие действия были признаны преступлением, денежные средства должны передаваться только должностным лицам, которые работают в государственных или муниципальных организациях.
Уголовные дела о даче взяток по ст. 291 УК РФ подследственны следователям Следственного комитета РФ. Ими проводятся по этим фактам проверки и имеют полномочия возбуждать по ним уголовные дела.
Часто первоначально о факте дачи взятки или похожих деяний становится известно сотрудникам полиции. Они проводят первоначальные проверочные и иные мероприятия по установлению и закреплению обстоятельств происшедшего, свидетелей, очевидцев. А затем, в случае, если усматриваются признаки состава рассматриваемого деяния, принимают решение о передаче сообщения и собранного материала проверки в территориальное подразделение СК РФ.
Следователи СК анализируют полученные данные, проводят дополнительные мероприятия, после чего принимают процессуальное решение по итогам проверки:
- Возбуждают и расследуют дело при наличии состава преступления.
- Отказывают в возбуждении при его отсутствии.
Вам помогла статья?
Комментарий к статье 291 УК РФ
Объективную сторону преступления составляет акт передачи (самолично или с привлечением помощника) предметов, представляющих материальную ценность, за совершение должностным лицом каких-либо действий или за то, что оно воздержится от их совершения.
Они могут выражаться:
- В активной форме.
- В пассивной форме (бездействии).
- В нарушении действующего законодательства.
Поступки, за осуществление которых передаётся оплата, должны входить в круг должностных обязанностей взяточника и выполняться в интересах взяткодателя или лиц (физических и юридических), от имени которых он действует. Если такие действия не являются непосредственной частью его полномочий, то лицо должно обладать реальной возможностью поспособствовать их совершению (например, в силу занимаемой должности).
Кроме этого, целью может стать внеочередное повышение по службе, получение определённых незаслуженных льгот от начальства или помощь в сокрытии должностных проступков.
Криминальная составляющая отсутствует, когда лицо, передающее взятку, считает её законной оплатой оказанных услуг.
Если лицо, получив ценности, вместо того чтобы отдать их получателю, присваивает их себе, то судить его будут за мошенничество. Лицо, планировавшее совершить подкуп и воспользовавшееся для этого услугами посредника, обвинят в покушении на ст. 291 УК.
Признаками, влияющими на квалификацию, будут:
- противоправная цель. Если целью подкупа было подстрекательство служащего совершить акт, являющийся отдельным криминальным проступком (служебный подлог, превышение полномочий), то данное деяние будет квалифицировано по совокупности составов ст. 291 УК и совместной реализации преступного замысла;
- групповой способ совершения. То есть исполнение группой лиц, сговорившихся нарушить закон,или устойчивой криминальной группировкой. К групповому способу относится ситуация, когда начальник побуждает своего подчинённого совершить подкуп.В таком случае оба лица будут рассматриваться законом как соучастники;
- размер. Предусматривается значительный размер (от 25 000 р.), крупный (от 150 000 р.) и особо крупный (1 млн р.). Стоимость взятки оценивается в рублях не только тогда, когда её предметом являются платёжные средства, но и при передаче взяткополучателю любого дорогостоящего предмета или оказании услуг.
Мелкое взяточничество: ответственность согласно УК РФ
С 2020 года Уголовный кодекс пополнился еще одной статьей № 291.2 «Мелкое взяточничество».
Согласно этой норме закона за дачу, получение взятки в размере до 10 тысяч рублей напрямую или через посредника, лицам, совершившим такое преступление, может грозить наказание в виде:
- штрафа до 200 тыс. руб.;
- штрафа в размере зарплаты за период до 90 дней;
- исправительных работ сроком до 12 месяцев;
- ограничения свободы сроком до 24 месяцев;
- лишения свободы сроком до 12 месяцев.
Если мелкую взятку дало лицо, которое раньше уже было судимо за совершение преступления по статьям 290 и 291 УК, тогда ему будет грозить:
- штраф до 1 млн. руб.;
- зарплата за период до 12 месяцев;
- исправительные работы сроком до 3 лет;
- ограничение свободы сроком до 4 лет;
- тюремное заключение сроком до 3 лет.
Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации, под “взяткой” принято понимать передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (взяткодателем) взамен совершения каких-то действий с принимающей стороны (взяткополучателя).
Взяткополучатель при этом должен быть работником государственной или муниципальной структуры, а взяткодатель – гражданским лицом.
В качестве “ответа” на дачу взятки со стороны взяткополучателя могут последовать следующие действия:
- Покровительство в рабочем процессе (помощь в решении трудовых задач, взятие части задач на собственные плечи и т. д.);
- Попустительство (сокрытие неточностей по части выполнения должностных обязанностей, освобождение от части трудовых обязанностей или переложение их на чужие плечи);
- Помощь в шествии по карьерной лестнице;
За дачу взятки виновное лицо привлекается к административной и уголовной ответственности (об мерах наказания читайте в последующих разделах).
Определившись с характером действий перейдем к классификации взяток по Уголовному Кодексу Российской Федерации.
Мелкое взяточничество
Законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ УК РФ дополнен ст. 291.2, предусматривающей ответственность за получение или дачу взятки в размере или стоимостью до 10 000 руб. До вступления нормы в силу, то есть до 15.07.2016, такие действия при отсутствии других квалифицирующих признаков подпадали под первые части ст. 290 и 291 соответственно.
Обратите внимание! Анализ всех 3 норм показывает, что выделение мелкого взяточничества в отдельный состав есть не что иное, как гуманизация уголовного закона. В частности, в отличие от ст. 290 и 291, санкция ст. 291.2 УК РФ не предусматривает в качестве дополнительного наказания штраф, кратный сумме взятки.
Кроме того, существенно отличаются в этих статьях и размеры штрафов, установленных в качестве основного наказания:
- ч. 1 ст. 290 УК РФ — до 1 000 000 руб.;
- ч. 1 ст. 291 УК РФ — до 500 000 руб.;
- ч. 1 ст. 291.2 УК РФ — до 200 000 руб.
Учитывая, что санкции основных составов ст. 290 и 291 УК РФ в связи с введением самостоятельной ответственности за мелкую взятку не корректировались, очевидно, что с июля 2021 года положение лиц, совершающих это преступление, значительно улучшено.
Отягчающие обстоятельства
Деяния, наказание за которые установлены в 1, 3 и 4 частях ст. 290 УК РФ, могут быть совершены:
- предварительно сговорившимися гражданами или лицами в составе организованной группы;
- с вымогательством;
- в крупном размере.
В этих случаях вменяется:
- Штраф, в 70-90 раз превышающий незаконное вознаграждение, с запретами, указанными в других частях нормы.
- Тюремное заключение на 7-12 лет. Также назначается штраф, величина которого составляет 60-кратную сумму взятки, а также запрещается осуществлять деятельность некоторых видов и пребывать на постах, указанных судьей, до 3 лет.
Указанные виды наказания устанавливает п. 5 ст. 290 УК РФ. Когда преступления, санкции за которые устанавливают ч. 1, 3, 4, а также пункты а) и б) части пятой, совершены в размере, который будет считаться особо крупным, виновным грозит:
- Штраф, превышающий сумму вознаграждения в 80-100 раз. Дополнительно вменяется запрет на ведение определенной деятельности или пребывание в должностях, указанных судом, в течение 3 лет.
- Лишение свободы на 8-15 лет. Также назначается штраф в сумме, в 70 раз превышающей взятку.
Эти наказания устанавливает ч. 6 ст. 290 УК РФ.
Осужденные по ст. 290 УК РФ всегда действуют с прямым умыслом. Он включает в себя понимание того, что предмет преступления передается за исполнение либо неисполнение действий, связанных с применением должностного положения, в пользу дающего субъекта или в интересах представляемых им лиц. Соответственно, принятие материальных ценностей якобы за осуществление процедур, которые не входят в его полномочия, или из-за невозможности использовать свой служебный статус, квалифицируется как мошенничество. При этом должен быть умысел на приобретение этого имущества. Владелец ценностей привлекается в этом случае по статьям 291 и 30 за покушение на дачу незаконного вознаграждения, если при передаче он преследовал цель совершения действия, желаемого им.
Комментарий к ст. 290 УК РФ
1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).
Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Пост. Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
При этом под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (напр., предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).
Имущественные же права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, напр. исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.
Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.
Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (напр., предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).
2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); в) за общее покровительство или попустительство по службе; г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие). Совершение самих действий (бездействие) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.
Объективная сторона получения взятки будет иметь место и в том случае, когда предмет взятки передается иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица.
Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (напр., сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).
Следует отметить, что получение должностным лицом вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей или хотя и связанную с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящуюся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям, не образует состава получения взятки.»
Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности и наличие иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.
Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.
Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются как вероятные, возможные в будущем.
Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.
Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).
Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), при отсутствии предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.
Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречное обязательство со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.