Прожиточный минимум в Московской области в 2023 году: как изменились пособия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прожиточный минимум в Московской области в 2023 году: как изменились пособия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2023 года в России водится универсальное пособие для беременных женщин и граждан, имеющих детей до 17 лет. Новое пособие будет носить официальное название – ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ).
МРОТ в Московской области с 1 июня 2022 года
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – это законодательно установленный минимум оплаты труда в месяц. В субъекте РФ региональным Соглашением может быть установлена своя величина минимальной зарплаты, но не ниже федерального размера.
В Подмосковье с июня 2022 года действует новое Соглашение о минимальной заработной плате (от 31 мая 2022 года № 28). Документ устанавливает с 1 июня 2022 года на территории Московской области минимальную заработную плату в размере 17 930 рублей. Смотрите подробнее о минимальной зарплате в Подмосковье в этом году.
Эта величина распространяется на работодателей на территории Московской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. Для них минимальная зарплата с 1 июня 2022 года была равна 15 279 рублей, а с 1 января 2023 года она увеличивается вместе с федеральным МРОТ до 16 242 рублей.
В рамках индексации на 11,9% с 1 февраля 2023 года увеличится денежный эквивалент набора социальных услуг. Стоимость НСУ теперь будет составлять 1469,74 руб.
Если человек пользуется гарантированным ему соцпакетом, стоимость НСУ вычтут из суммы ЕДВ. Такой же порядок применяется и при частичном отказе от соцуслуг, когда какие-то из предусмотренных льгот предоставляются в натуральной форме, а взамен остальных перечисляется денежная компенсация. В этом случае из полной суммы ЕДВ вычтут только денежный эквивалент фактически предоставляемых услуг:
- 1132,03 руб. — за лекарственные средства;
- 175,12 руб. — за путевки на санаторно-курортное лечение;
- 162,59 руб. — за бесплатный проезд на ж/д транспорте.
Изменение № 2. Новые лимиты для расчета пособий в 2023 году
В расчете пособий БиР и по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2023 году будут учитывать новые лимиты. Это предельная база по страховым взносам в части нетрудоспособности и материнства, установленная в двух предшествующих годах:
- В 2021 году лимит ВНиМ составлял 966,0 тысяч рублей.
- В 2022 году предельная база ВНиМ равнялась 1 032,0 тысяч рублей.
Максимальный средний дневной заработок для расчета детских пособий работающей маме составит 2 736,99 рублей в 2023 году. Это значение предельное, и не подлежит увеличению на районный (территориальный) коэффициент.
Таким образом, максимальные декретные в 2023 году составляют:
- 383 178,6 руб. – за 140 дней,
- 426 970,44 руб. – за 156 дней,
- 530 976,06 руб. – за 194 дня.
Максимальное пособие по уходу за ребенком составит 33 281,80 руб. в месяц (2 736,99 руб. × 30,4 дн. × 40%).
Пособия по уходу за детьми
Данный вид государственной помощи также не зависит от того, сколько детей уже есть в семье и каким по очередности родился ребенок, на которого оформляется выплата. Повысить финансовый статус семьи, воспитывающей третьего малыша можно, оформив пособие на старших малышей.
Обратите внимание, что помощь на детей от 3-х лет предоставляется только малообеспеченным семьям, при условии соответствия критериям уровня дохода родителей и имеющейся собственности.
Государственная помощь | Сумма (руб.) |
По уходу за ребенком до 1,5 лет | 40% от среднего заработка |
По уходу за ребенком до 3 лет | ПМ ребенка (региональный) |
По уходу за ребенком 3-7 лет | 50-75% ПМ ребенка в зависимости от уровня дохода |
Прожиточный минимум для неработающего пенсионера
Сегодня в Московской области для неработающего пенсионера прожиточный минимум составляет 13 951 рубль.
Если начисленная пенсия ниже прожиточного минимума, государство компенсирует разницу в виде социальной доплаты. В этом случае никуда обращаться дополнительно не нужно, ее пересчитают автоматически на основании данных из ПФР.
При расчете суммы доплаты учитывается размер начисленной пенсии, установленные надбавки, ежемесячные денежные выплаты, при наличии – сумма компенсации расходов на проезд, ЖКХ или покупку медикаментов.
Прожиточный минимум – это сумма минимального дохода, при котором человек может обеспечивать свои потребности.
Сейчас в прожиточный минимум включены некоторые продукты, расходы на оплату ЖКХ, обуви, приобретение одежды, средств личной гигиены, некоторые услуги. Размер прожиточного минимума в Московской области в 2022 на человека непосредственно влияет на размер доплат к пенсиям, пособиям по уходу за детьми и сопоставим с минимальным размером оплаты труда (МРОТ).
При доходах ниже прожиточного минимума, гражданин или семья являются малоимущими. После подтверждения статуса малоимущего, государство оказывает отдельному человеку или семье социальную помощь.
Федеральные пособия и льготы малообеспеченным семьям в Московской области в 2023 году
Большинство преференций, полагающихся малоимущим семьям, утверждаются на региональном уровне – средства на реализацию программ помощи при этом выделяются из местных бюджетов. Однако, поскольку борьба с бедностью актуальна для всего российского народа, и заниматься данным вопросом должно в первую очередь Правительство, существует ряд мер поддержки, которые установлены федеральными властями – на них может претендовать любая российская семья с финансовыми проблемами.
На следующую помощь вправе рассчитывать каждая семья, в которой среднедушевой доход составляет менее 1 размера прожиточного минимума:
№ п/п. | Вид помощи | Перечень мер поддержки |
1 | Единовременные выплаты | Местные власти каждого региона обязаны оказывать посильную единовременную материальную помощь семьям, оказавшимся за чертой бедности в силу непредвиденных обстоятельств (стихийного бедствия, грабежа, потери работы и др.). |
2 | Натуральная помощь | В зависимости от региона, малоимущие семьи могут рассчитывать на получение от местных органов соцзащиты топлива (угля, дров), продуктов питания или готовых обедов, лекарств, одежды, обуви, предметов гигиены, строительных материалов и т.д. |
3 | Помощь по оплате ЖКУ | Это может быть скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг или субсидия. |
4 | Льготы для детей | Речь может идти о бесплатном питании в дошкольных учреждениях или в общеобразовательных школах, а также о школьной форме, билетах на культурные мероприятия и путевках в детский лагерь. |
5 | Помощь пожилым людям | Социальная доплата к пенсии, набор социальных услуг (или денежная компенсация за отказ от такового), включающий бесплатные путевки в санатории, оплату проезда к месту лечения и бесплатные медикаменты. |
6 | Денежная помощь на ребенка для семей со среднедушевым доходом не более 1,5 прожиточных минимумов | Семьи, в которых ребенок (дети) родился после 1 января 2018 года, при условии, что ему еще не исполнилось 1,5 лет, вправе претендовать на “путинские” выплаты в размере 1 детского прожиточного минимума. |
Распространенные ошибки при оформлении льгот малообеспеченными семьями в Московской области
Ошибка: Семья обратилась за материальной поддержкой, положенной малоимущим семьям. При этом при расчете среднедушевого дохода были учтены двое детей, находящихся в настоящее время на полном государственном обеспечении из-за лишения матери и отца родительских прав.
При обращении за материальной помощью семья не должна была учитывать детей, находящихся на государственном обеспечении. Вероятно, из-за большого количества членов семьи показатель среднедушевого дохода получился заниженным. Однако, если при исключении этих детей из расчета значение среднедушевого дохода по-прежнему окажется меньше прожиточного минимума, семья сохранит право на выплаты для малообеспеченных.
Ошибка: Семья, рассчитывая на получения материальной помощи, вычислила среднедушевой доход. При этом были учтены зарплаты матери и отца детей, а также пенсия проживающей с ними бабушки. Льготы на оплату ЖКУ и детские пособия не были приняты в расчет.
Пособия на ребенка и прочие социальные выплаты регулярного характера, а также льготы в денежном выражении также должны учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина в целях назначения материальной поддержки.
Вопрос 1. Могу ли я оформить льготы на ребенка, если доход на каждого члена семьи меньше прожиточного минимума по региону? Куда обращаться с заявлением?
У вас есть возможность получить льготы и выплаты на ребенка, как на члена малоимущей семьи. Вам нужно обратиться в органы социальной защиты по месту проживания.
Вопрос 2. Если я воспитываю троих детей и мой доход ниже прожиточного минимума, какие я могу оформить выплаты на несовершеннолетних?
Для получения разъяснений по порядку получения выплаты на несовершеннолетних лиц, воспитываемых матерью-одиночной, вам нужно обратиться в местное отделение социальной защиты населения. Перечень льгот достаточно широкий и зависит от регионального законодательства.
Как получить статус малоимущей семьи в Московской области?
Для получения помощи в связи с бедственным финансовым положением нужно собрать документацию и обратиться с личным заявлением в орган соцзащиты населения.
Одним из необходимых актов является справка о заработке, полученная по месту работы. Власти Московской области назначают преференции при соблюдении ряда условий.
К последним относятся:
- проживание в области (подтверждается пропиской);
- заработок на одного члена семьи не должен достигать уровня ПМ (прожиточный минимум), установленного в области;
- совместное проживание представителей семейства, чей заработок учитывается при определении среднедушевого дохода. Исключение составляют военнослужащие-срочники и лица, находящиеся на гособеспечении.
- обязательное трудоустройство работоспособных граждан или их постановка на учете в ЦЗН в качестве безработных (с оформлением соответствующего пособия).
еличина прожиточного минимума по региону устанавливается правительством региона на основании данных о потребительских ценах в периоде, который был двумя кварталами ранее. Естественно, в каждом регионе стоимость потребительской корзине разная, поэтому и размер ПМ различен. Таким образом, на основании данных о ценах за 3 квартал 2021 года сейчас установлены величины прожиточного минимума в Московской области за 1 квартал 2021 года (см. таблицу)
Трудоспособные | Пенсионеры | Дети | На душу населения | |
Квартал | 2021 год | |||
4 кв. | ||||
3 кв. | ||||
2 кв. | ||||
1 кв. | 13876 | 9411 | 12248 | 12536 |
2021 год | ||||
4 кв. | 13598 | 9240 | 11887 | 12272 |
3 кв. | 14300 | 9660 | 12540 | 12897 |
2 кв. | 14547 | 9848 | 12688 | 13115 |
1 кв. | 13844 | 9396 | 12118 | 12493 |
2021 год | ||||
4 кв. | 13038 | 8862 | 11378 | 11764 |
3 кв. | 13496 | 9100 | 11925 | 12181 |
2 кв. | 13528 | 9137 | 12057 | 12229 |
1 кв. | 12841 | 8701 | 11396 | 11608 |
О прожиточном минимуме в регионе
Прожиточный минимум (ПМ) — установленная Правительством минимальная стоимость жизни человека на месяц. Главная его функция — показать уровень жизни населения в регионе и в общем по России.
ПМ, по сути, — это очень конкретные данные о народном потреблении, о его объёме, об уровне цен на товары и услуги и об изменении цен за недавний период времени (например, за квартал). Всё вышеперечисленное представляет из себя потребительскую корзину (ПК). Кроме того в ПМ входят обязательные платежи. Под обязательными платежами понимается налог на доходы физических лиц и, как следствие, обязательные платежи входят в ПМ только для работающего населения, поскольку только оно платит НДФЛ.
ПМ устанавливается и на федеральном уровне, и в регионах. В регионах его величина может отличается от общероссийской либо в большую, либо в меньшую сторону. Зависит это в первую очередь от стоимости продуктовой корзины. Также опосредованно на стоимость ПК влияет изменение цен на непродовольственные товары и услуги.
С 2013 года стоимость ПК рассчитывается иначе. Теперь непродовольственные товары и услуги включаются не по своей собственной стоимости, а в зависимости от стоимости продуктов: их цена приравнивается к половине суммы продуктовой составляющей. От реальных цен на товары и услуги остался лишь коэффициент изменения цен, который хоть каким-то образом влияет на повышение или понижение их доли в общей массе ПМ.
ПМ рассчитывается для нескольких категорий граждан: для работающего населения, для детей и пенсионеров. Для работников ПМ важен также как и основа для МРОТа. Согласно ст.133 ТК МРОТ не может быть ниже ПМ.
В Московской области величина ПМ выше, чем по России. Сказывается дороговизна жизни из-за близости к столице. Однако близость к Москве не означает московских зарплат. Так, к примеру, средняя зарплата:
- врача-стоматолога в поликлинике ближайшего подмосковного города – 25-30 т.р.;
- медсестры в московской поликлинике – 35-40 т.р.
Однако, прожиточный минимум в Москве — еще выше, для столицы России предусмотрены индивидуальные значения.
Регулирующее ПМ законодательство в МО таково:
- Постановление областного Правительства от 10 июля 2013 года n 518/29, утверждающее Правила расчёта ПМ;
- Постановление Правительства РФ от 29.01.2013 г. за № 56 «Об утверждении правил исчисления величины ПМ на человека и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ»;
- ФЗ № 134-ФЗ от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в РФ».
Для чего нужен прожиточный минимум?
Прожиточный минимум в целом по РФ нужен для:
- формирования федерального бюджета;
- оценки уровня жизни населения России при разработке и реализации федеральных социальных программ и социальной политики;
- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ) и минимального размера пенсии по старости, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
ПМ в регионах Российской Федерации предназначен для:
- центров занятости населения для определения «подходящей» работы официально зарегистрированных безработных;
- формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;
- оценки уровня жизни населения соответствующего региона РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;
- оказания малоимущим гражданам необходимой государственной социальной помощи.