Оплата труда водителей грузовых и обычных автомобилей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата труда водителей грузовых и обычных автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первым делом следует понять, что денежная надбавка к заработной плате водителя за уровень его квалификации никоим образом не регламентируется на уровне федерального законодательства. То есть наличие описываемой доплаты в конкретной организации – это исключительно решение ее исполнительных органов управления.
Водитель автомобиля: квалификационные характеристики
Итак, Квалификационный справочник, который принят еще в советские времена и носит рекомендательный характер, предполагает установление следующих классов квалификации водителям.
3-й класс присваивается водителям, управляющим одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств «В» или «С», или управляющим только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D».
2-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управляющим автобусами, отнесенными к категориям транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
Отметим, что 2-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии.
1-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «D» и «Е».
Заметим, что 1-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.
Для справки! В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения следующих категорий и входящих в них подкатегорий (п. 25 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097):
а) категорий «A» «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE»;
б) подкатегорий «A1», «B1», «C1», «D1», «C1E», «D1E».
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «B», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «B1», удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «C», – также право на управление ТС подкатегории «C1» и т. д. (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения 2-го и 1-го классов квалификации водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе:
-
систематически выполнять планы, графики перевозок и соблюдать расписание движения;
-
не иметь перерасхода топлива против установленных норм;
-
соблюдать трудовую и производственную дисциплину (не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших ДТП или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).
Денежная надбавка к заработной плате за наличие квалификации у водителя
В Российской Федерации на уровне федерального законодательства надбавка к заработной плате водителя положена только гражданам, трудящимся:
- в Фельдъегерской службе;
- в МЧС;
- в Федеральной службе исполнения наказаний.
Также доплаты могут быть регламентированы региональными распоряжениями и, соответственно, действовать только в пределах территории того субъекта, в котором был издан документ. Помимо этого, доплата может быть введены на местном уровне администрацией населенного пункта.
Например, описываемые надбавки существуют в Московской области. Они положены водителям, которые трудоустроены в:
- государственных ветеринарных клиниках;
- в казенных учреждениях города Звенигород Московской области;
- государственных автономных учреждения СМИ.
Так как надбавка за квалификацию, имеющуюся у водителя, представляет собой стимулирующую выплату, то на законодательном уровне не предъявляется каких-либо ограничений касательно ее размера. На практике, обычно применяются следующие коэффициенты:
- 3 класс – доплата отсутствует;
- 2 класс – доплата начисляется в размере 10% от основного оклада;
- 1 класс – доплата начисляется в размере 25% от основного оклада.
Какие размеры доплат полагаются?
Доплата к официальной заработной плате за классность начисляется водителям, имеющим 1 или 2 уровень мастерства.
Водители пассажирского транспорта | Водители транспорта МЧС | Водители легкового транспорта | Водители тракторов лесной промышленности | |
1 класс | 25% | 25% | 25% | 50% |
2 класс | 10% | 10% | 10% | 25% |
Нюансы присвоения классности водителям
Для того, чтобы оценить умения работника ТС и, как следствие, присвоить ему определенный разряд за вождение, на предприятии созывается особая комиссия во главе с руководителем. Помимо него в комиссию входят:
- Главный инженер на предприятии и его зам.
Они являются председательствующим составом; - Член профсоюзного комитета выступает заместителем председателей комиссии;
- Руководитель отдела или инженер по устройству и подготовке штата на производстве;
- Управляющий отдела организации труда и заработного оклада;
- Инженер, отвечающий за охрану труда и технику безопасности;
- Начальник цеха (отдела), участка, где работает тестируемый сотрудник;
- Председатель общества бригадиров или представитель совета бригадиров.
Состав, а также деятельность комиссии определяется руководителем на основе составленного приказа.
Как узнать классность водителя по ОСАГО в Росгосстрахе
Порядок определения коэффициента аварийности КБМ подробно описан на сайте страховой компании Росгосстрах. Здесь приводится пример расчёта КБМ для следующих случаев:
- полис с ограниченным списком водителей. В этом пункте рассматривается ситуация, когда при оформлении полиса владелец или страхователь допускает к управлению авто других лиц. Если общий стаж у кого-то из этих лиц меньше, а на счету имеются ДТП, соответственно, размер страховой премии будет рассчитываться по самым худшим показателям;
- ОСАГО без ограничений. Если страхователь меняет условия при оформлении договора в следующем периоде страхования: например, на протяжении трёх лет он оформлял договор с ограниченным кол-вом допущенных к управлению лиц и его КБМ составляет 0,85, а затем решил оформить полис без ограничений, его класс будет равен «3», а КБМ = 1;
- если договорные отношения со страховщиком были прекращены досрочно. В этом случае класс водителя и КБМ остаются равными тем показателям, которые применялись при заключении предыдущего договора. Однако это правило действует, если страхователь оформляет новый договор в течение года после расторжения предыдущего;
- если произошло ДТП. В этом случае показатель классности снизится у того водителя, кто является виновником происшествия. Если в полис вписано несколько автомобилистов, то КБМ возрастёт только у зачинщика аварии.
- перерыв в автостраховании. Когда водитель не перезаключает договор более одного года, его КБМ автоматически приравнивается к 1.
Класс водителя — как он определяется?
Официальная квалификация водителей определяется постановлением Госкомтруда СССР № 58/3-102 от 20 февраля 1984 года, которым введен «справочник квалификаций» (только положения этого документа актуальны и соответствуют правилам и стандартам, которые в настоящее время регулируются российским трудовым законодательством).
ВАЖНО: В сегодняшних реалиях Российской Федерации «Справочник квалификаций», действовавший в СССР, является просто отчетом.
Справочник предусматривает квалификационные требования к трем категориям водителей
- Категория 3. Если гражданин устраивается на работу водителем, то он относится к категории В, С или D при наличии водительского удостоверения.
- Категория 2. Присваивается водителям, имеющим водительское удостоверение категории B, C, D или E при исполнении обязанностей водителя. Основанием для получения новой квалификации является не менее трех календарных лет непрерывной работы на текущем рабочем месте.
- Водители 1 класса должны иметь действующие права класса B, C, D или E. Для получения нового водительского удостоверения водители должны иметь действующее водительское удостоверение не менее двух календарных лет.
Примечание: В Российской Федерации существуют следующие подкатегории водительских прав: B1, C1 и т.д. Если водитель попадает в одну из этих трех категорий, то эти категории считаются обычными.
Помимо правил присвоения классов, руководство по получению прав устанавливает дополнительные условия, которые необходимо выполнить для повышения статуса водителя.
- Систематический и хорошо разработанный план работы, а также
- строгое соблюдение расписания движения транспорта; и
- отсутствие официальных штрафов (РФ — ДПС), зафиксированных дорожной службой
- строгое соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие
- отсутствие дорожно-транспортных происшествий как на рабочем месте, так и на гражданском транспорте, состоящем на водительском учете.
Квалификация водителя может быть повышена в процессе его работы. При этом могут соблюдаться следующие условия
- новая категория водительского удостоверения (если требуется следующая категория); — новая категория водительского удостоверения (если требуется следующая категория); — новая категория водительского удостоверения (если требуется следующая категория); — новая категория водительского удостоверения (если требуется следующая категория); и
- Накопление необходимого количества лет непрерывной работы в текущей организации, и
- Отсутствие законных претензий со стороны работодателя в отношении выполнения работником своих обязанностей; и
Уровень водителя определяется в соответствии с несколькими критериями
- Общий водительский стаж. В течение первого года за рулем все равны перед страховщиком, независимо от возраста. Автомобилистам присваивается уровень 3. Чем дольше стаж вождения, тем выше уровень. Это предполагает, что страховой компании не придется выплачивать компенсацию под свою ответственность.
- Стаж вождения без аварий по неосторожности. Разные водители, которые водят машину одинаковое количество лет, могут иметь разный рейтинг по этому критерию.
- Количество аварий, в которых застрахованный был признан виновным в течение периода страхования. Если аварий не было и не было выплат из бюджета страховщика, то в следующем периоде класс повышается на единицу. После ДТП он дешевеет на 10-60% (в зависимости от начального значения показателя в период действия предыдущего полиса ОСАГО). После двух аварий класс снижается с 4 до 10, после трех и более аварий — с 5 до 12.
Как узнать класс водителя онлайн
Практика показывает, что страховщики иногда допускают ошибки при расчёте КБМ для страхователей. Возможно, это делается не нарочно, но вероятность того, что такое происходит преднамеренно, тоже есть. Именно поэтому нужно уметь самостоятельно определять свой класс автомобилиста.
Каждый автолюбитель может не только самостоятельно рассчитать свой КБМ, но и проверить его через специальные сервисы. Не стоит забывать, что есть единая база РСА (Российского союза автостраховщиков), которая постоянно совершенствуется и пополняется свежей информацией. Проверять свой класс и показатель КБМ можно через АИС РСА.
Перед пользователем открывается форма для заполнения, в которой необходимо указать следующие параметры:
- кто является собственником ТС – юридическое или физическое лицо;
- тип договора – с ограничением или без ограничения числа допущенных к управлению лиц;
- ФИО и дату рождения страхователя;
- серию и номер водительских прав;
- дату начала действия страховки.
После подтверждения кода безопасности и нажатия на кнопку поиск, произойдёт отправка запроса. Через несколько секунд под формой появится сообщение, в котором будет указан показатель КБМ на следующий страховой период. По величине этого коэффициента можно легко определить класс водителя по таблице.
Нужно ли начислять надбавку за классность за периоды выплаты среднего заработка?
В определенных трудовым законодательством случаях вознаграждение за труд выплачивается работнику в виде среднего заработка, например:
– за время нахождения в служебной командировке (ст. 167 ТК РФ); – при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу (ст. 182 ТК РФ).
Нужно ли за эти периоды выплачивать водителям надбавку за классность? По нашему мнению, нет. Поясним почему. Как уже было отмечено, при расчете средней заработной платы надбавка за классность водителям уже учтена. Следовательно, выплата такой надбавки за период сохранения за работниками среднего заработка приведет к удвоению суммы доплаты. Отсюда делаем вывод: дополнительно к среднему заработку выплачивать надбавку за классность за время сохранения за работником среднего заработка не нужно.
Классность водителей по категориям
В 2018 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.
Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте.
При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:
В процессе дальнейшей работы в компании повышение категорий зависит от того, как долго трудится в ней человек.
Надбавка за классность водителям
Автор: Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Водителям многих учреждений выплачивается денежная надбавка за классность. Но не все знают, кому и в каких случаях положена эта надбавка. Результат – частые споры между работниками и работодателями. Прочитав данный материал, бухгалтер сможет в доступной форме разъяснить работнику его права.
Начнем с того, что доплата за классность водителям не установлена трудовым законодательством. Не предусматривают деление на классы для водителей и Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287.
При этом в ст. 9 ТК РФ закреплено, что трудовые отношения могут регулироваться путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров.
Напомним, что коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК РФ). В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по разным вопросам, которые определяют стороны, в том числе (ст. 41 ТК РФ):
формы, системы и размеры оплаты труда;
порядок выплаты пособий, компенсаций;
механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, и др.
Таким образом, доплата за классность осуществляется только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором организации (системой оплаты труда госучреждения).
Документом, в котором установлены классы водителей в зависимости от их квалификации, является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102 (далее – Квалификационный справочник), который действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу (ст. 423 ТК РФ). Указанный документ делит водителей автомобилей на три класса в зависимости от их квалификации. Присвоение классов квалификации водителям, как правило, реализуется для того, чтобы устанавливать стимулирующие выплаты к заработной плате.
Как получить и что для этого нужно
Получение 5-го водительского класса для рядового страхователя зависит от того, с какого значения этой переменной он начинает свой путь к скидкам по ОСАГО. Возможны 6 вариантов подъема на 5-й класс с более низких классов:
- Если изначальный класс водителя «М», то ему потребуется 6 лет безаварийной езды, чтобы достигнуть этого рассматриваемого значения переменной.
- Если водитель начинает с класса «0», то ему нужно будет 5 лет ездить без аварий, чтобы получить класс «5».
- Если водитель начинает с классов «1», «2», «3», «4», то ему необходимо ездить 4, 3, 2 и 1 год соответственно без дорожных аварий по его вине. Альтернативных способов повысить свой водительский класс по «автогражданке» нет.
Как выяснить собственный класс
Информация о классе водителя общедоступна. Она может понадобиться как представителю страховщика, выписывающему замену полиса, так и автолюбителю для уточнения своего статуса. Архив информационной базы доступен всем страховым компаниям, а также физическим лицам. Сведения туда заносятся таким образом:
- При первом оформлении документа все персональные сведения о водителе вносятся в общую базу.
- Каждый визит в страховую за расчетом возмещения фиксируется в архиве. Уточняются особенности дефектов транспортного средства и размер выплаченной компенсации.
- Если водитель обращается в другую страховую компанию, старые данные остаются в базе. Другой страховщик легко проверит всю историю страхования гражданина по номеру удостоверения водителя.
Класс водительского удостоверения – это значение, которое присваивается водителям, имеющим определенную водительскую категорию и стаж работы, заключающийся в управлении транспортным средством.
Впервые данное значение было введено в 1976. В советское время активно применялись классы для служащих многих профессий, в том числе водителей.
Квалификация использовалась для назначения заработной платы. Водителям, имеющим высокий класс, полагалась надбавка за достижения в профессиональной деятельности.
Позже документ утратил силу, но был создан справочник квалификация рабочих в 1984 году. Его используют до сих пор для определения водительского класса.
Сейчас квалификация рабочих практически не используется. Но водители, прошедшие советское время и работающие по профессии на протяжении долгих лет, могут рассчитывать на определенные компенсационные выплаты. Поэтому стоит изучить данный момент более детально, чтобы знать о своих правах.
Какие бывают и их характеристики
Всего существует три класса: 1,2 и 3. Каждый показатель присваивается при соблюдении определенных условий и получения навыков по управлению и обслуживанию транспортных средств.
Самый низкий, 3 класс, присваивается водителям при условии:
- водитель управляет транспортным средством категории «B», «C» или только автобусом, который относится к категории «Д»;
- водитель управляет крановой установкой, самосвалом и другой спецтехникой, соблюдая правила безопасности и действуя по должностной инструкции;
- водитель управляет транспортом, оборудованным специальными звуковыми и световыми сигналами;
- водитель занимается буксированием грузов с весом не более 750 кг.