Порядок действий после ДТП если не виновен
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок действий после ДТП если не виновен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы оформили Европротокол, вы направляете его в свою страховую службу в течение пяти рабочих дней. Потерпевший направляет агенту список документов, который мы указали выше. Со всех документов необходимо снять копии, чтобы в случае разногласий с агентами, направить данные бумаги вместе с претензией их управляющему.
Что делать сразу после ДТП?
ПДД различны для аварий без жертв и с ними. Для первого варианта возможна простая процедура оформления без вызова инспекторов — оформление европротокола. Документ оформляется в трех экземплярах: два — для участников ДТП и один — сотрудникам полиции. Участники происшествия могут не уведомлять полицию об аварии (п.2.6.1 ПДД РФ). Для этого им необходимо написать расписки об отсутствии претензий к другой стороне. Во втором случае вызываются сотрудники ГИБДД. Общие правила для аварии:
- немедленно остановиться, не учиняя препятствий для других автомобилей;
- узнать есть ли травмы у других;
- осмотреть транспорт;
- включить аварийку и выставить специальный предупреждающий знак;
- зарегистрировать подробности и последствия автомобильного столкновения.
Вызов аварийного комиссара без вызова ДПС
Аварком исследует участок ДТП, фиксирует дефекты машин, детали аварии, снимает копии водительских документов, опрашивает очевидцев, собирает их контакты, оценивает стоимость ущерба и составляет отчет специалиста о ДТП — документ, подтверждающий повреждения транспорта и причины их получения. Помогает автомобилистам оформить расписку, объяснительную и заявление начальнику ГИБДД округа, в котором произошла авария.
Чтобы вызвать независимого аваркома, можно обратиться в любую специализированную компанию. Позаботьтесь об этом заранее и всегда держите при себе контактный номер аваркома. Оплату услуг независимого специалиста вы совершаете самостоятельно. Однако, перечень его услуг шире, чем у комиссара вашей страховой службы — от оформления аварии до доставки вас домой и психологической помощи. При этом комиссар отстаивает ваши интересы. Вызов комиссара оправдан, если вы теряетесь в стрессовых ситуациях. Специалист оформит происшествие вместо вас. Полезными услуги аваркома будут также, если вы подозреваете второго участника ДТП в мошенничестве. Обычно специалист легко может вычислить подобные аферы.
Неоплачиваемый вызов комиссара возможен, если вы приобрели расширенную версию ОСАГО или КАСКО. Внимательно изучите свое страховое соглашение: указано ли там, что аварком оказывает услугу бесплатно в рамках полиса или его работа оплачивается отдельно. Некоторые страховки содержат пункт о том, что компенсация за аварию возможна, только если на место происшествия был вызван комиссар. Другие агенты при поступлении заявки самостоятельно решают, необходим ли вам вызов аваркома. Комиссар от страховой организации защищает ее интересы и способствует уменьшению предполагаемой суммы выплаты.
Внимательно изучите заявление специалиста об аварии. Уточняйте подробности дела, спорные формулировки, дополнительные комментарии специалиста. Страховые агенты при определении компенсации будут опираться на отчет комиссара, сверять его с информацией ДПС и медработников.
Что не относится к страховому случаю
Это важный вопрос, ведь не все ситуации попадают под страховое покрытие по ОСАГО. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона об ОСАГО № 40-ФЗ от 25.04.2002 г., определены случаи, которые не признаются страховыми и не подлежат возмещению ущерба. Давай разберемся в них.
Во-первых, если ущерб и телесные повреждения, возникшие в результате ДТП, были вызваны определенными событиями, то такой случай не признается страховым. К таким событиям относятся:
- Действия непреодолимой силы, когда авария стала следствием непредвиденных обстоятельств, которые не могли быть предотвращены или учтены страховой компанией.
- Военные действия, гражданская война, ядерный взрыв и радиация, так как такие ситуации выходят за рамки обычных ДТП и требуют специального регулирования.
Во-вторых, случаи, связанные с народными волнениями, забастовками и массовыми беспорядками и иных обстоятельств, снимающих со страховщика ответственность по выплате страхового возмещения по договору ОСАГО на основании Федерального закона об ОСАГО или Правил страхования.
Чего точно не стоит делать на месте происшествия?
Часто люди совершают распространенные ошибки, которые потом приводят к проблемам со страховой компанией или в зале суда. Поэтому:
- Не влезайте в конфликт и, тем более, в драку с другим участником ДТП. Агрессивным поведением вы только усугубите ситуацию. Никто не хотел аварии. Лучше держать эмоции при себе.
- Не стоит «ударять по газам» и скрываться с места происшествия. Даже если вы не виновны. За подобные «фортели» могут даже лишить водительских прав. Мы живем в век цифровизации, поэтому вас быстро вычислят благодаря неравнодушным гражданам, регистраторам и видеокамерам.
- Когда ДТП случается на оживленной трассе, люди стараются переехать на обочину, чтобы не причинять никому неудобств. Но это неправильно, потому что отъезд противоречит ПДД. Пункт 2.5 устанавливает, что участники должны включить «аварийку», выставить знаки и зафиксировать произошедшее.
И все же, долго в таком положении автомобили оставлять нельзя, иначе вскоре случится вторая авария. На трассах люди обычно ездят со скоростью за 100 км/час, и они просто не будут успевать затормозить. Постарайтесь как можно быстрее зафиксировать аварию и отъехать на обочину для дальнейших разбирательств.
ДТП: Вы не виноваты, у Вас полис каско, у виновника ОСАГО
Вы попали в аварию и уверены, что она произошла не по Вашей вине. У Вас есть полис каско, а у виновника — полис ОСАГО.
1. Сохраняйте спокойствие. Остановите машину, включите аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки.
2. Если есть пострадавшие, окажите им доврачебную помощь.
3. Определите свое местоположение / адрес (например, посмотрите на номерную табличку ближайшего дома или вспомните, на каком километре какого шоссе Вы находитесь). Это понадобится Вам для вызова полиции и оформления документов.
4. При необходимости медицинской помощи пострадавшим вызовите «Скорую помощь» и дорожную полицию с мобильного телефона по номеру 112. Кратко и четко опишите ситуацию, сообщите место происшествия. В экстренном случае примите меры для доставки пострадавшего на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение.
5. Если размер причиненного Вам ущерба не превышает 25 тысяч рублей, участников ДТП двое, вред их жизни и здоровью не причинен, и они не имеют разногласий, можно не вызывать дорожную полицию, а самостоятельно составить схему ДТП, после чего Вы сможете обратиться в страховую компанию. Однако помните: этой возможностью можно пользоваться только в случае полной уверенности в том, что Ваш ущерб не превышает указанную сумму (оценить размер ущерба на месте крайне сложно).
6. Не трогайте предметы, имеющие отношение к происшествию. Обеспечьте их сохранность и неизменность положения до окончания оформления аварии.
7. По возможности путем фото- или видеосъемки в присутствии другого участника ДТП и свидетелей зафиксируйте повреждения машины другого участника ДТП и Вашего автомобиля, положение машин относительно друг друга и окружающих объектов, а также все предметы и следы, имеющие отношение к аварии.
8. Запишите полное имя другого участника ДТП, его паспортные и контактные данные. Если другой участник ДТП не является собственником попавшей в аварию машины, перепишите данные о собственнике со свидетельства о регистрации транспортного средства, по возможности узнайте контактные данные собственника.
9. При наличии свидетелей запишите их полные имена, паспортные и контактные данные.
10. Перепишите данные с полиса ОСАГО другого участника ДТП (номер полиса, наименование, адрес и телефон страховой компании). Впоследствии попросите его предоставить Вам копии полиса ОСАГО и квитанции о его оплате.
11. Сообщите прибывшим сотрудникам дорожной полиции обстоятельства аварии. Примите участие в составлении схемы ДТП и в фиксации повреждений, причиненных машинам участников ДТП. Проследите, чтобы сотрудники дорожной полиции отразили все обстоятельства: место ДТП, расположение транспортных средств после ДТП, светофоры и дорожные знаки, разметку и состояние дороги, видимость и освещение, следы торможения, предметы, имеющие отношение к ДТП, состояние и повреждения автомобилей. Проследите за тем, чтобы описание повреждений соответствовало действительности и чтобы в соответствующих случаях имелось указание на возможность скрытых повреждений.
13. Заполните совместно с другим участником аварии Извещение о ДТП (документ, прилагаемый к полису ОСАГО). При заполнении извещения строго соблюдайте инструкцию на его обороте. Проследите, чтобы каждый участник ДТП подписался в извещении. Один экземпляр извещения оставьте себе, второй предоставьте другому участнику ДТП.
14. Узнайте у сотрудников дорожной полиции дату рассмотрения дела о ДТП (оно может быть рассмотрено и на месте происшествия). Участвуйте в рассмотрении дела об административном правонарушении до его окончательного завершения. Если Вы не согласны с изложенным в документах, то под своей подписью напишите: «Не согласен» и изложите свою версию событий. Если Вам вменяют в вину те нарушения или последствия, которые Вы не признаете, либо если не учтены важные обстоятельства ДТП), оспорьте результаты разбирательства в течение 10 календарных дней.
15. Получите от сотрудников дорожной полиции:
— справку по форме 154. Проверьте наличие на ней подписи и углового штампа органа внутренних дел, правильность указания номера полиса ОСАГО и названия страховой компании другого участника ДТП;
— копию протокола об административном правонарушении;
— копию постановления по делу об административном правонарушении.
Все эти документы необходимы Вам для получения страховой выплаты.
16. Решите, в какую страховую компанию Вы будете обращаться за выплатой — к своему страховщику каско, к страховщику ОСАГО виновника ДТП или к своему страховщику ОСАГО. При этом руководствуйтесь следующими важными правилами:
1) если полис и правила страхования каско Вашей компании предусматривают восстановление автомобиля на станции техобслуживания (СТОА) или выплату без учета износа автомобиля, – обращайтесь к своему страховщику каско. Если Ваша машина на гарантии, проследите за тем, чтобы ремонт производился только на СТОА дилера.
2) если возмещение ущерба по каско предусмотрено только деньгами и с учетом износа, – можете обращаться либо в свою страховую компанию, либо к страховщику виновника ДТП. Сумму, соответствующую износу, требуйте от виновника ДТП в претензионном или судебном порядке.
3) если возмещение ущерба по каско предусмотрено только деньгами и с учетом износа, а причиненный Вам ущерб незначителен (например, не превышает 15 000 рублей), то в рамках системы прямого возмещения убытков обращайтесь к своему страховщику ОСАГО, а не к страховой компании виновника аварии. Помните, что при значительном ущербе это обращение, скорее всего, приведет к проблемам с выплатой.
Нет свидетелей — как доказывать
Иногда вместо свидетелей выступают видеозаписи аварии. Но даже если нет свидетелей и видео, отчаиваться не надо. Если вы действительно невиновны, доказать это практически всегда можно.
Понадобится схема аварии, правильное объяснение своих действий, твёрдое знание законов и ПДД. При разборе и в суде необходимо будет подготовить вопросы к оппоненту, которые поставят его в неловкое положение и выявят неправду с его стороны, так как при ответе на них он или будет вынужден признать свою неправоту, или пытаться выдумывать что-то, что сразу заметит сотрудники ГИБДД (судья).
Дело это не простое, нужно действовать по ситуации, необходим опыт и глубокое знание нормативных актов, поэтому, на мой взгляд, полезным будет нанять адвоката, или, по крайней мере, получить консультацию.
Оформить ДТП: самостоятельное оформление
Страховая виновника дтп выдает компенсацию пострадавшему, но чтобы это произошло, нужно правильно зафиксировать обстоятельства. Это можно сделать самостоятельно. Правда, после составления документа его нужно зарегистрировать в ДПС.
Запаситесь фото/видео ДТП. Возьмите их контакты очевидцев, ФИО. Когда все записано, можно заполнять извещение о ДТП. Его нужно взять у страховщиков, когда оформили полис. Причем заполняется этот полис при любом ДТП, неважно европротокол или обычный.
Дальше нужно обратиться к страховой, в которой зарегистрировались. Сообщите им о страховом случае. Убедитесь, что другие водители также были застрахованы и обратились к своим страховым компаниям.
Соберите всех участников ДТП, в том числе виновника, и поезжайте в ближайший пункт ДПС или отделение полиции, чтобы там зафиксировали происшествие. На месте фиксации аварии, участникам будет выдан протокол о правонарушении административного порядка. Также могут выдать постановление или определение что в возбуждении дела отказано.
Какой ущерб покрывает страховка
Страховая дтп компенсирует убытки от попадания в аварию не в полном масштабе. По крайней мере не всегда. Когда речь об ОСАГО и вы являетесь виновником, страховка возмещает убытки пострадавшему, но сумма будет не больше 400 тыс. рублей. А если в аварии кто-то пострадал физически или погиб, тогда компенсация достигает 500 тыс. рублей. Но пострадавшие могут обратиться в суд, чтобы взыскать сумму поверх той, что не достает со страховки.
Иногда виновники ДТП оформляют полис ДОСАГО. В его рамках лимиты выше, но и они зависят от того, на каких условиях составлен договор. А если хотите чтобы страховка покрывала ремонт и вашего автомобиля, тогда рекомендуется дополнительно оформить КАСКО.
Кстати, учтите, что оформляяевропротокол, возмещение небольшое – максимум 100 тыс. рублей. Но для аварий, что произошли в Москве (области), Питере (области), и участники не имеют разногласий по поводу происшествия, вернут до 400 тыс. рублей.
Получить юридическую помощь по вопросам ДТП можно на нашем сайте.
Что делать, если в ДТП нет виновника?
Исходя из сказанного можно понять логику Верховного суда, который в Постановлении от 26 мая 2011 г. по делу № 81-АД11-2 указал следующее:
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, инспектор ОГИБДД УВД г. Кемерово в определении от 8 мая 2009 года указал, что Чесноков С.А. нарушил пункт 10.1 Правил дорожного движения РФ, однако ответственность за данное нарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена. Между тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности обсуждения вопросов о нарушении лицом Правил дорожного движения Российской Федерации и совершении дорожно-транспортного происшествия при отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В деле, которое рассматривал Верховный суд, участвовали два водителя: Чесноков и Сосков. Исходя из сказанного суд постановил исключить из ранее вынесенных по делу судебных актов выводы о нарушении Чесноковым С.А. пункта 10.1 ПДД, то есть снял с него обвинение в виновности. Этой же практики придерживаются и нижестоящие суды.
Что же из этого следует? Из Постановления Верховного Суда не ясно, нарушил ли второй участник ДТП Правила. Если нарушил, то он признан нижестоящими инстанциями виновным и Верховный суд своим Постановлением не только освободил Чеснокова от административной ответственности (которой, как мы знаем, он и так не подлежал), но и исключил участие ГИБДД в рассмотрении вопроса об ответственности за причинённый в результате ДТП вред.
Если предположить, что второй участник действительно виновен, то этому можно только порадоваться: справедливость восторжествовала (в качестве примера можно привести Решение Кировского районного суда г. Волгограда от 8 апреля 2014 г. по делу № 12-57/2014).
Однако выше я привёл два примера, когда потерпевшая сторона вообще ничего не нарушала, поэтому говорить об её виновности нет смысла, а правоприменителю (ГИБДД и судам) Верховный суд запретил это делать в отношении и второго участника тоже.
Вот мы и пришли к тому, что вынесено в заголовок статьи. Получается, что в обоих рассмотренных выше случаях ГИБДД нарушила закон и вынесенные по делу постановления могли быть обжалованы по указанным выше основаниям. И даже если они не обжалованы, то в таких случаях, когда виновник не определён, страховые компании выплачивают участникам по 50 % от суммы возмещения каждому. Это следует из положений статьи 22 закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:
В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.
Получается, что в обоих рассмотренных выше случаях ГИБДД, вынеся столь странные с точки зрения потерпевших водителей отказные определения, в действительности оказала им большую услугу, «мимоходом» указав нарушителя ПДД.
Обыватель, который привык только ругать «гаишников», должен быть сильно удивлён, прочитав эту статью. Правда, тут возникает ещё один вопрос: а на основании чего в подобных случаях ГИБДД должна выносить отказное определение? Как они это обоснуют, если не определят факта нарушения ПДД либо отсутствия оного всеми участниками?
То есть никто ничего не нарушал, а ДТП случилось по божьему повелению? Либо мы знаем, в чём причина, но не скажем, поскольку нам не дано такого права?
Очень интересные вопросы, которые следовало бы задать законодателю. Пока что скажем спасибо инспекторам ДПС, исправляющим эту юридическую коллизию явочным порядком.
Что же делать в таком случае потерпевшему в ДТП, если ему попадётся инспектор ДПС, строго соблюдающий закон? Автор, как уже сказано выше, не представляет себе, как будет сформулировано в этом случае отказное определение, но всё-таки…
Ответ тут один, и его даже косвенно даёт приведённая выше цитата из закона об ОСАГО: обращаться в суд с гражданским иском к тому, кого он считает виновником.
Только с чем он пойдёт в суд, с какими доказательствами? Ведь единственный компетентный и независимый свидетель — инспектор ДПС, оформлявший ДТП — не вправе определять виновника. Хотя, конечно, обстоятельства дела как частное лицо он изложить может, это не будет нарушением закона, но вряд ли он в этот суд явится. Да и в суд надо согласно ГПК РФ обращаться по месту жительства ответчика или по месту регистрации организации — владельца транспортного средства. А если эти места находятся за тысячи километров или даже за границей?
Вот и вынужден потерпевший либо смириться с формулой «50 на 50», либо заранее застраховать не только свою гражданскую ответственность, но и приобрести полис КАСКО. А это в любом случае означает для него финансовые потери. Либо (уже в порядке шутки) вообще не выезжать на дорогу, где причинитель ДТП может оказаться ни в чём не виноватым.
Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.
Последовательность действий пострадавшего при ДТП по ОСАГО
Первым делом после аварии следует вызвать Госавтоинспекцию. Её сотрудники обязаны составить протокол. Автотранспортное средство до их приезда запрещается перемещать. Место аварии и все причинённые повреждения следует сфотографировать либо записать видео. У виновного водителя необходимо получить контактную информацию его страховщика. Пострадавший имеет право потребовать от инспектора ГИБДД направить виновного автомобилиста на медосвидетельствование с целью определения вероятного опьянения: алкогольного либо другого.
Федеральный закон «Об ОСАГО» в статье 11 устанавливает общую последовательность действий после дорожного инцидента. Наиболее значимыми этапами являются следующие:
- Следует связаться со страховщиком нарушителя и сообщить об инциденте на дороге, в случае надобности нужно ответить на имеющиеся вопросы.
- Подача заявления о возмещении убытков и предоставить его страховой. Представитель организации должен осмотреть автотранспорт, данная процедура должна проводиться в присутствии виновника ДТП (если он не явится в указанное место в назначенное время, осмотр может проводиться без него). При серьёзных повреждениях автотранспорта потребуется организовать экспертизу.
- Сделать копии документов по ДТП, которые необходимо направить страховщику (лучше всего сделать это по предварительной описи). Важно позаботиться, чтобы на документе была обозначена дата принятия, именно она влияет на дату выплаты.
- Получение выплаты. Страховщик обязан на протяжение 20 дней после получения комплекта документации. За каждые сутки превышения срока организация обязана заплатить неустойку.
- Восстановление автотранспорта.
Страховая выплата не во всех случаях позволяет окупить восстановительные работы. Это связано с тем, что при компенсации выполняются приблизительные расчёты. В ситуации, когда совокупная цена восстановления авто не укладывается в заданный лимит, необходимо сберечь чеки на недостающие денежные средства, а потом направить их страховой организации виновного водителя.
Важно! Если во время восстановительных работ будут обнаружены скрытые повреждения, потребуется провести дополнительную экспертизу. Она должна осуществляться в присутствии представителя страховщика.
Можно ли получить возмещение при ДТП по ОСАГО, если авария произошла во дворе либо на паркинге
Транспортное средство может быть повреждено не только в ДТП. Далеко не каждый водитель знает, что делать при небольших повреждениях автомобиля на автостоянке либо во дворе. Если оно произошло из-за столкновения с другим автотранспортом, случай является страховым, а на него распространяется ОСАГО. В случаях, когда повреждение было вызвано действием пешеходов, посторонних предметов (ветка дерева, сосулька и т.п.), а также действий своего хозяина, страховое возмещение не осуществляется.
При дорожно-транспортном происшествии по автогражданке возмещение положено лишь пострадавшим лицам. Для этого они обязаны зафиксировать факт инцидента. Для этого можно использовать упрощённую процедуру европротокол либо путём вызова инспектора ГИБДД. Документы по аварии должны быть направлены страховщику виноватого водителя, закон отводит организации 20 дней на выполнение возмещения. Законодательство устанавливает максимальные ограничения по величине компенсации. Если нарушитель откажется признать собственную вину, другая сторона должна обратиться в дорожную полицию либо в суд.
Оформление документов о ДТП
Любой участник аварии (по «Правилам ОСАГО», пункт 38) обязан сообщить остальным участникам (которые собираются заявлять о компенсации ущерба) следующие данные: номер полиса и данные о договоре обязательного страхования, название страховой фирмы, ее адрес и телефон.
Своему страховщику о произошедшей аварии должен сообщить каждый из ее участников.
Сведения об обстоятельствах произошедшего и нанесенном ущербе могут вноситься в документы о ДТП в присутствии сотрудника страховой фирмы («Правила ОСАГО», пункт 40). Их вызывает на место происшествия (по телефону или иным возможным способом) водитель-участник ДТП, который рассчитывает получить страховку. Он должен сообщить место, время аварии и обрисовать в целом ситуацию. Страховая компания решает, целесообразно ли отправлять к месту ДТП своего представителя.
Заполнение извещения о ДТП обязательно вне зависимости от того, какая произошла авария и каков характер нанесенного вреда (пострадала машина, водитель, пассажиры, иные лица или их имущество).
Какие могут понадобиться экспертизы?
Если водитель покинул место ДТП или его в этом обвиняют, возможно проведение экспертизы, которая подтвердит или опровергнет этот факт. Если на кузове вашей машины есть повреждения, может возникнуть необходимость доказать, что они возникли не в результате того ДТП, в котором вас обвиняют. В этом поможет трасологическая экспертиза. Эксперты изучат состояние кузова и ЛКП, определят дефекты и их происхождение. Они также могут сравнить толщину краски и грунта на разных деталях, чтобы выяснить, какие детали подвергались возможному ремонту и когда это происходило.
Результаты этой экспертизы смогут подтвердить вашу правоту и свидетельствовать о вашей невиновности в предполагаемом ДТП.
Важно! Если вы стали участником ДТП, строго следуйте правилам поведения в такой ситуации. Ни в коем случае не стоит поддаваться на уговоры, которые нарушают законодательство. Возможно, это действия мошенников. Всегда лучше дождаться ГИБДД и зафиксировать реальную ситуацию.
Как определяется вина водителя в ДТП
Виновность в происшествии имеет место тогда, когда водитель проигнорировал требования правил дорожного движения. В серьезных авариях одновременно нарушается сразу несколько разных пунктов ПДД.
Чтобы картина была полной, необходимо установить причинно-следственную связь между несоблюдением нормативных предписаний и наступившими последствиями.
Сказанное применимо вне зависимости от того, какая ответственность дальше ожидает водителя: административная или уголовная. Для назначения наказания существенное значение имеет степень виновности в аварии.
Условия, влияющие на меру вины:
- состояние водителя, был ли он пьяным или трезвым;
- действия остальных участников инцидента, включая пешеходов;
- освещенность участка магистрали, на котором произошла авария, сопутствующие погодные условия;
- качество дорожного покрытия, правильность нанесения разметки и установки знаков;
- исправность самого транспортного средства.
Первые действия при попадании в ДТП
Авария – это всегда неприятно, ведь помимо материального ущерба, предстоит еще бумажная волокита и общение с сотрудниками полиции. Однако, алгоритм порядка действий при ДТП может быть существенно упрощен, когда в инциденте нет пострадавших. Уже по этому критерию вам серьезно повезло.
Прежде всего, рекомендуется успокоиться и для начала выполнить ряд технических моментов:
- остановиться, убедиться в устойчивости автомобиля, понять, можно ли оставить включенным двигатель (вообще правильно было бы заглушить мотор, но ожидание оформления в минус 30 без печки может быть чревато);
- перевести ручник в рабочее положение;
- включить аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других участников движения;
- поставить специальный аварийный знак в виде треугольника, который предупреждает о вынужденной остановке (по правилам ПДД он устанавливается за 15 метров от машины в населенных пунктах и за 30 метров – за их пределами).
Оформление ДТП по европротоколу
Этот вариант считается наиболее упрощенной формой того, что делать при аварии. В случае, когда риски обеих сторон защищены страховыми полисами и имеется четкое понимание того, кто прав, а кто виноват – европротокол существенно сэкономит время и нервные клетки. Необходимые условия для этой системы:
- два участника;
- ущерб только в отношении машин;
- отсутствуют пострадавшие;
- нет ущерба госимуществу;
- у всех есть актуальные полисы ОСАГО;
- нет разногласий;
- ущерб до 400 тысяч рублей при оформлении через приложение или наличии ГЛОНАСС (до 100 тысяч рублей при оформлении по старинке).
Следует отметить, что нет отдельного специального документа с таким названием, при регистрации происшествия таким образом используют форму «Извещения о дорожно-транспортном происшествии», который составляется водителями совместно. Принципиальные пункты:
- место, дата;
- наличие освидетельствований;
- материальный ущерб;
- свидетели;
- участвовали ли сотрудники ГАИ;
- информация о ТС А;
- информация о ТС В;
- обстоятельства ДТП, место удара и характер повреждений;
- схема ДТП (картинка);
- подписи сторон;
- обстоятельства ДТП в свободной форме;
- повреждения, выявленные в ходе первичного осмотра;
- примечания.
После составления бумаги, можно покинуть место происшествия и обратиться в страховую компанию. В течение двух недель нельзя ремонтировать машину. Как показывает практика, этот вариант не только быстрее, но и дешевле. Так не придется платить штраф за нарушение правил, который обязательно выпишет сотрудник органов.