ПДД и штрафы для велосипедистов в вопросах и ответах
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПДД и штрафы для велосипедистов в вопросах и ответах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.
Где можно ездить велосипедисту
- По правилам взрослым велосипедистам можно кататься по тротуару только в том случае, если рядом нет велосипедной дорожки или велополосы. Таким образом, велосипедная или велопешеходная дорожка — приоритетное место для езды на велосипеде.
- Если дорожки рядом нет или ехать по ней невозможно — полагается ехать по правому краю проезжей части.
- Если по проезжей части двигаться невозможно, например, там стоят машины или ведутся дорожные работы — можно ехать по обочине, в направлении движения автомобилей.
- И если все перечисленные варианты невозможны, допускается движение по тротуару.
ПДД для велосипедистов до 14 лет
Отдельно выделим правила, которые касаются детей и тех, кто ездит вместе с ними:
- Дети младше 7 должны кататься только по пешеходным дорожкам, вместе с родителями.
- Велосипедисты от 7 до 14 лет, на ряду с тротуарами и пешеходными зонами, могут пользоваться велосипедной инфраструктурой: вело и велопешеходным дорожкам.
- Выезжать на проезжую часть, обочины и выделенные велосипедные полосы детям до 14 лет запрещено.
- Перевозить детей на взрослом велосипеде можно только на специальном детском велокресле или велоколяске.
- Взрослый человек вместе с ребенком до 7 лет, может ехать по тротуару, даже если рядом есть велодорожка.
Можно ли ездить пьяным?
Нет. Это запрещено всем водителям, независимо от статуса – велосипедист или водитель автолюбитель. Это нарушение пункта 2.7 ПДД:
2.7. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения….
По всем действующим нормам 2023 года инспектор ГИБДД обязан привлечь к наказанию пьяного велосипедиста, а также провести освидетельствование, равно как и водителей механических ТС, так как состояние опьянения должно быть установлено.
Распространенные нарушения правил водителями велосипедов
Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.
Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).
Кроме того, учитывая тот факт, что велосипед может без проблем развивать скорость до 30 — 40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части весьма стремительно и неожиданно. Управляя автомобилем в теплое время года необходимо внимательно следить за передвижениями велосипедистов по дороге и прилегающим к ней территориям.
Как вести себя при ДТП
Алгоритм действий описан в статье 2.5-2.6 ПДД. Если велосипедист все же стал участником ДТП, то ему следует:
- Убедиться, что остался цел и нет серьезных ран; если пострадал кто-то другой – вызвать скорую помощь по номеру 103 или 112;
- Если столкнулся с автомобилем, то водитель должен выставить знак аварийной остановки и включить аварийный сигнал;
- Не трогать велосипед – пусть лежит там, где упал;
- Если нужно получить компенсацию за ремонт своего транспорта, вызывать сотрудников ГИБДД по номеру 102;
- Пока едет инспектор, достать смартфон и сфотографировать велосипед и другого участника аварии – это поможет прибывшему сотруднику ГИБДД восстановить картину событий;
- Как только все фотографии сделаны, велосипед можно убирать с дороги, если он мешает движению;
- Как только приедет машина ГИБДД сообщить свою версию событий и добиться, чтобы она была корректно отражена в протоколе;
- Инспектор должен составить протокол и его копию со справкой о ДТП отдать участникам аварии. Эти бумаги понадобятся, если дело дойдет до суда.
В России, где велодорожки начали появляться совсем недавно, езда по густонаселенному городу может оказаться тем еще приключением и точно соблюдать правила не всегда удается. Вряд ли кто-то будет реально наказывать штрафами, если велосипедист поедет не с той стороны дороги. Но держать в голове законодательные нормы важно и нужно при возникновении спорных ситуаций и для защиты своих прав.
Велосипедистам запрещается
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
ВОДИТЕЛЯМ ВЕЛОСИПЕДА ЗАПРЕЩАЕТСЯ
п. 24.8 ПДД для велосипедистов:
- ездить навстречу движению транспорта по левой полосе;
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- ездить по дорогам, обозначенным знаками 5.1 (автомагистраль), 5.3 (дорога для автомобилей);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?
Многие велосипедисты ошибочно полагают, что вождение велосипеда не несет за собой никакой ответственности. Не смотря на то, что со стороны контролирующих органов внимание велосипедистам уделено минимально, законом все равно предусмотрена ответственность за управление в состоянии алкогольного опьянения. В начале статьи мы отметили, что велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — водитель.
Правила прямо запрещают управлять любыми транспортными средствами в алкогольном опьянении.
2.7. Водителю запрещается:
- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?
Многие велосипедисты ошибочно полагают, что езда на велосипеде не связана с ответственностью. Несмотря на то, что велосипедисты пользуются минимальным вниманием со стороны властей, закон по-прежнему предусматривает ответственность за вождение в нетрезвом виде. В начале этой статьи мы указали, что велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — водитель.
Закон прямо запрещает управление любым транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
2.7 Водителю запрещается:
- управлять автомобилем в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарств, ухудшающих реакцию и внимание, в состоянии болезни или усталости, угрожающем безопасности движения;
Средства индивидуальной мобильности или СИМ
В ПДД внесли новый тип средств передвижения, а именно – средства индивидуальной мобильности или СИМ. Формулировка дополнения правил звучит так:
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Обратите внимание СИМ – это не механические транспортные средства!
Согласно новым поправка водительское удостоверение для эксплуатации СИМ не требуется, однако, автоинспекторы имеют права останавливать, проверять и при необходимости отправлять водителей любых транспортных средств (в том числе и СИМ) на медицинское освидетельствование, если вдруг у него появятся подозрения, что водитель находится в состоянии опьянения. И если это подтвердится будет грозит соответствующее жесткое наказание.
Нужны ли права на электровелосипед
Сегодня популярность электровелосипедов стремительно набирает обороты. Мощные и быстрые они стали неплохим аналогом мотоциклов и автомобилей.
На них ездят по пешеходным дорожкам, паркам, лесным тропинкам и даже по проезжей части.
В связи с этим часто возникает вопрос: а нужно ли проходить обучение и получать специальные документы, чтобы при использовании не нарушить закон? Ответ на это узнаете дальше.
В магазинах встречаются разные электрические велосипеды: детские, двух- и трехколесные, для спокойной езды и сравнимые с настоящим городским транспортом. В нашей статье мы рассмотрим особенности использования электровелосипедов с точки зрения правила дорожного движения, расскажем, нужны ли на них права и нуждаются ли они в регистрации.
Как и когда нельзя ездить на велосипеде?
К езде на велосипеде относятся все запреты на управление автомобилями (нетрезвое состояние, нарушение режима отдыха, разговоры по телефону и тд) + нельзя:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
- Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
- Велосипедисту запрещено ездить по автомагистралям.
Ещё раз подчеркну, что запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
Очень важным является пункт про запрет поворота налево на дорогах, где больше двух полос для движения в одном направлении. Если всё-таки нужно повернуть налево, то это делается так: велосипедист доезжает до перекрёстка, слазит с велосипеда (в этот момент он становится пешеходом с велосипедом) и по пешеходному переходу перевозит велосипед в нужную сторону.
Распространенные нарушения правил водителями велосипедов
Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.
Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).
Кроме того, учитывая тот факт, что велосипед может без проблем развивать скорость до 30 — 40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части весьма стремительно и неожиданно. Управляя автомобилем в теплое время года необходимо внимательно следить за передвижениями велосипедистов по дороге и прилегающим к ней территориям.
Как вести себя при ДТП
Алгоритм действий описан в статье 2.5-2.6 ПДД. Если велосипедист все же стал участником ДТП, то ему следует:
- Убедиться, что остался цел и нет серьезных ран; если пострадал кто-то другой – вызвать скорую помощь по номеру 103 или 112;
- Если столкнулся с автомобилем, то водитель должен выставить знак аварийной остановки и включить аварийный сигнал;
- Не трогать велосипед – пусть лежит там, где упал;
- Если нужно получить компенсацию за ремонт своего транспорта, вызывать сотрудников ГИБДД по номеру 102;
- Пока едет инспектор, достать смартфон и сфотографировать велосипед и другого участника аварии – это поможет прибывшему сотруднику ГИБДД восстановить картину событий;
- Как только все фотографии сделаны, велосипед можно убирать с дороги, если он мешает движению;
- Как только приедет машина ГИБДД сообщить свою версию событий и добиться, чтобы она была корректно отражена в протоколе;
- Инспектор должен составить протокол и его копию со справкой о ДТП отдать участникам аварии. Эти бумаги понадобятся, если дело дойдет до суда.
В России, где велодорожки начали появляться совсем недавно, езда по густонаселенному городу может оказаться тем еще приключением и точно соблюдать правила не всегда удается. Вряд ли кто-то будет реально наказывать штрафами, если велосипедист поедет не с той стороны дороги. Но держать в голове законодательные нормы важно и нужно при возникновении спорных ситуаций и для защиты своих прав.
Требования для велосипедистов
– двигаться на велосипеде по проезжей части разрешается только по достижении водителем 14 лет.
– водители велосипедов должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
– допускается движение по обочине, тротуарам и пешеходным дорожкам, если это не создает помех другим участникам дорожного движения.
Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.
Стоит отметить,в соответствии с Российским законодательством, штраф для велосипедистов может быть наложен только с 16 летнего возраста.