Как формировать учетную политику для целей налогообложения по новым правилам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как формировать учетную политику для целей налогообложения по новым правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
Как вносить изменения в учетную политику
По правилам, если не указаны параметры учетной политики налогового учета, их надо сформировать, утвердить и применять в работе. Когда действующие правила есть, но в деятельности предприятия или в актуальных законах не произошло никаких изменений, то нет необходимости и в корректировке локального акта. Решение о том, чтобы изменить внутренние нормы по налогам, принимает только руководитель и только в определенных ситуациях. Налоговые нормативы организации корректируют:
- если меняется законодательное нормирование;
- если существенно меняются условия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
- если принимаются новые способы бухучета или другой налоговый режим.
Коррективы применяются с начала нового отчетного периода. Исключение — измененные законы. Локальная корректировка начнет действовать сразу после вступления в силу принятых изменений законодательства.
Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.
Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.
При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
- изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
- разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
- существенное изменение условий деятельности организации.
Не так просто вообразить ситуацию, когда кто-то решится пожертвовать что-то именно в профсоюзную организацию, но чего только в жизни не бывает. Бухгалтер профсоюза должен быть готов и к такой неожиданности.
Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться в том числе и НКО.
На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Юридическое лицо (в данном случае профсоюз), принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Если профсоюз использует полученный актив не для тех целей, на которые указал жертвователь, то имущество придется вернуть.
Как составить учетную политику организации на 2023 год
Нужно отразить изменения, которые вступят в силу. Вот основные новшества:
- в 2023 году будут действовать лимиты, позволяющие применять «упрощенку». По численности сотрудников — 130 человек, по величине доходов — 251,4 млн руб. (200 млн руб. х коэффициент-дефлятор 1,257). Если эти показатели не будут соблюдаться, следует заранее выбрать иную налоговую систему;
- в 2023 году вводится единый тариф страховых взносов: 30% для выплат: в пределах базы, 15,1%, сверх базы. Предельная база равна 1 917 тыс. руб. Для субъектов малого и среднего бизнеса продолжат действовать пониженные тарифы страховых взносов. Они применяются к части зарплаты, превышающей МРОТ. Тарифы влияют на размер резерва по отпускам;
- мобилизованных сотрудников не следует включать в график отпусков и учитывать их при составлении резерва по отпускам;
- если ООО отвечает критерям по численности работников, доходам, остаточной стоимости ОС и проч., то с января 2023 года перейти на автоматизированную УСН.
Важные аспекты учетной политики-2021
Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков. Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.
Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.
В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.
Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.
Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.
Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.
Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.
Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:
- полнота отражения фактов хозяйственной жизни
- своевременность отражения операций
- соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца
В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.
В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.
На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.
В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.
Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.
Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.
Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.
Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:
- для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
- для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
- для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)
Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:
- новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
- внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
- смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный
Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.
Бухгалтерский учёт.
УП можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
- Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
- Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.
Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.
Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.
Налоговый учёт.
Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:
- изменилось законодательства о налогах и сборах;
- компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).
Готовьтесь к изменениям вместе с сервисом «Моё дело»
С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.
Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.
С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:
- 6 % на обязательное пенсионное страхование;
- 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 0,1% на обязательное медицинское страхование.
Льгота по социальным взносам для МСБ. Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.
Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:
- Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
- Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
- Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.
Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.
Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ.
Штрафы — не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.
Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!
- В чем сложность формирования учетной политики-2021
- 5 универсальных правил для учетной политики-2021
- Когда учетная политика экономит деньги, а когда наоборот
- Как сделать учетную политику эффективным инструментом
Ошибка 1. По сути, утверждать УП каждый год можно, это не является нарушением. Но, поскольку такой обязанности не существует, то подобные действия являются ненужными, чрезмерными и необоснованными.
Предусмотрено, что с 2021 г. при утверждении УП издается отдельный приказ, который вводит соответствующие изменения. При этом фраза «УП утверждается на такой-то год» сюда не включается.
Ошибка 2. НДС на 2021 г. считается по-новому с учетом повышенной ставки 20% вне зависимости от того, что о нем прописано в договоре.
Например, в соглашении указано, что НДС отнесен к стоимости контракта: «118 руб., включая НДС 18 руб.». Перезаключить его нет возможность либо вторая сторона отказалась это сделать. Отсюда, калькуляция НДС производится так: 118*20/120 = 19,67 руб. Соответственно, стоимость товара равна 98,33 руб.
Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Но это не так. Если в деятельности, учете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно.
Следует пользоваться уже действующей. Если же произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определим только конкретные нововведения.
Также организация вправе отменить действие старой учетной политики и подготовить новый приказ.
[attention type=yellow]
Сроки утверждения, и внесения изменений в учетную политику определены на законодательном уровне:
[/attention]
Событие | Срок утверждения для БУ | Срок для налогового учета |
Создание новой организации | Утвердите учетную политику не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008). | Утвердите новую учетную политику не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). |
Внесение изменений | По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и п. 12 ПБУ 1/2008). | Если компания изменила методы ведения налогового учета или же были существенные изменения в деятельности, то применять изменения учетной политики следует с нового налогового периода (ст. 313 НК РФ).При изменении законодательных норм используйте нововведения учетной политики с даты вступления в силу законодательных нововведений. |
Внесение дополнений | На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008). | Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимыми для ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ). |
Обратите внимание, что дополнение и изменение — это абсолютно разные вещи.
Пример учетной политики на 2023г. для предприятия на общей системе налогообложения
Наша компания занимается торговлей и ей необходимо разработать свою учетную политику. Рассмотрим, какие пункты необходимо в ней отразить и как правильно составить приказ:
- Пропишите ссылки на нормативные документы
- Правила использования отчетных документов, какие используются бланки, какие самостоятельно разработаны
- Порядок начисления налога на прибыль и уплаты по нему авансов
- Что будет относиться к прямым и косвенным расходам
- Как учитываются основные средства, каким способом начисляется амортизация
- Правила ведения материально-производственных запасов
- Если у вас различные ставки по исчислению НДС, это так же необходимо отразить
Как составить приказ об изменении учетной политики на 2023 год
Изменения в учетку на 2023 год утвердите приказом руководителя. Дату надо поставить – не позднее 31 декабря 2022 года. Тогда он вступит в силу с 1 января 2023 года. Если дата будет 2023 годом, то приказ будет действовать только с 2024 года.
В приказе укажите только изменения в учетке. Переписывать всю учетную политику компании заново не нужно.
Общество с ограниченной ответственностью «Мореман»
Приказ № 12-у
о внесении изменений
в учетную политику для целей бухгалтерского учета
Краснодар 27.12.2022
1. В связи с изменениями законодательства РФ в отношении правил ведения бухгалтерского учета внести в учетную политику ООО «Мореман» изменения, указанные в приложении 1 к настоящему приказу.
2. Изменения внести в срок до 31 декабря 2022 года.
3. Установить, что изменения, внесенные настоящим приказом, вступают в действие с 1 января 2023 года.
4. Руководителю отдела кадров Гусевой Е.А. ознакомить всех заинтересованных лиц с настоящим приказом.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на главного бухгалтера ООО «Компания» Ивко В.Г.
Приложение:
1. Изменения учетной политики для целей бухгалтерского учета.
27 декабря 2022 года
Генеральный директор Булыкин /Булыкин И.А.
С приказом ознакомлены:
28 декабря 2022 года
Главный бухгалтер Ивко / Ивко В.Г.
Руководитель отдела кадров Гусева / Гусева Е.А.
Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета на 2021 год
- Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций
Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.
Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.
Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.
Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.
Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.
Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:
- увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
- увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
- введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
- принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
- уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
- введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.
Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:
- появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
- ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
- изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
- обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
- увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
- регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
- страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
- определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
- шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.
В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:
- скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
- с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС;
- дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
- на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
- изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
- покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
- ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.
О других изменениях 2018 года мы рассказывали здесь.
Изменения, вступившие в силу с 2019 года, оказались не менее значимыми, чем предшествовавшие этому году.
В части бухучета изменений не произошло. Исключение — бюджетные учреждения, которые с января 2019 года обязаны публиковать учетную политику на своих сайтах и подробно раскрывать ее положения в отчетности.
А в сфере налогового законодательства новшества есть. Среди значимых обновлений:
- увеличение ставки НДС с 18% до 20% — подробности см. здесь;
- спецрежимники на ЕСХН стали плательщиками НДС — подробности в этом материале;
- установлен норматив в 700 руб. по НДФЛ с полевого довольствия;
- отменен налог на движимое имущество — о нюансах читайте здесь.
О наиболее значимых налоговых обновлениях-2019 читайте здесь.
Работая над учетной политикой на 2020 год помимо вышеперечисленных нужно было учитывать также нововведения 2019 года, в т.ч.:
- введение нового ограничения на изменение метода амортизации ОС: переходить с линейного метода на нелинейный теперь тоже можно не чаще раза в 5 лет;
- продление действия 50%-ного ограничения на перенос убытков до 31.12.2021 включительно;
- возможность применять инвествычет к ОС восьмой — десятой амортизационных групп, кроме зданий, сооружений, передаточных устройств;
- многочисленные изменения по имущественным налогам и др.
Подробнее о налоговых изменениях с 2020 года мы рассказали в этой статье.
И конечно, не забывайте, что с 2020 года введены изменения в порядок сдачи бухгалтерской отчетности.
Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:
- тотальное введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС через онлайн-кассы;
- передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;
- приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;
Приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет переводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из компетенции самого предприятия. Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки. Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС. В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.
Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:
- Обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.
- Упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:
- Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.
- Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.
- Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы за некорректное ведение бухучета).
Подробнее о международных стандартах читайте в рубрике МСФО.
- Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны налогоплательщикам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например, выбора системы налогообложения).
Больше об управленческом учете читайте в рубрике «Управленческий учет».
Таковы тенденции. Будет ли реформация в учетной сфере идти по этому пути — покажет практика.
Проводим ревизию учетной политики: какие изменения нужно внести на 2021 год
Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ.
Штрафы — не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.
Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!
- В чем сложность формирования учетной политики-2021
- 5 универсальных правил для учетной политики-2021
- Когда учетная политика экономит деньги, а когда наоборот
- Как сделать учетную политику эффективным инструментом
Ошибка 1. По сути, утверждать УП каждый год можно, это не является нарушением. Но, поскольку такой обязанности не существует, то подобные действия являются ненужными, чрезмерными и необоснованными.
Предусмотрено, что с 2021 г. при утверждении УП издается отдельный приказ, который вводит соответствующие изменения. При этом фраза «УП утверждается на такой-то год» сюда не включается.
Ошибка 2. НДС на 2021 г. считается по-новому с учетом повышенной ставки 20% вне зависимости от того, что о нем прописано в договоре.
Например, в соглашении указано, что НДС отнесен к стоимости контракта: «118 руб., включая НДС 18 руб.». Перезаключить его нет возможность либо вторая сторона отказалась это сделать. Отсюда, калькуляция НДС производится так: 118*20/120 = 19,67 руб. Соответственно, стоимость товара равна 98,33 руб.
Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Но это не так. Если в деятельности, учете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно.
Следует пользоваться уже действующей. Если же произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определим только конкретные нововведения.
Также организация вправе отменить действие старой учетной политики и подготовить новый приказ.
[attention type=yellow]
Сроки утверждения, и внесения изменений в учетную политику определены на законодательном уровне:
[/attention]
Событие | Срок утверждения для БУ | Срок для налогового учета |
Создание новой организации | Утвердите учетную политику не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008). | Утвердите новую учетную политику не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). |
Внесение изменений | По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и п. 12 ПБУ 1/2008). | Если компания изменила методы ведения налогового учета или же были существенные изменения в деятельности, то применять изменения учетной политики следует с нового налогового периода (ст. 313 НК РФ).При изменении законодательных норм используйте нововведения учетной политики с даты вступления в силу законодательных нововведений. |
Внесение дополнений | На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008). | Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимыми для ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ). |
Обратите внимание, что дополнение и изменение — это абсолютно разные вещи.
В документе под названием учетная политика для целей бухгалтерского учета рассматриваются общие способы ведения учета и отраслевая специфика.
Новые разделы в политике
- резервы: по претензиям и искам, по убыточным договорным обязательствам, по реструктуризации и др. (стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н);
- непроизведенные активы, по которым прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала (стандарт «Непроизведенные активы», утв. приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н).
В отчетности за 2020 год бухгалтерам нужно будет указать сведения о юридических и физических лицах, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние, а также лицах, способных оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности, и об операциях со связанными сторонами (стандарт «Информация о связанных сторонах, утв. приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 277н).
К сожалению, в стандартах умалчивается о том, у кого и каким образом главный бухгалтер может получить необходимую информацию для отражения в бухучете соответствующих объектов учета, а также сведения для отражения в отчетности. Минфин не предлагает даже никаких форм первичных учетных документов для совершения операций с вводимыми объектами учета и для сбора сведений! При этом уже есть нерадостная для бухгалтеров судебная практика, например, решение Кировского краевого суда № 7Р-116/2019 от 14.03.2019. Согласно материалам дела главбух казенного учреждения была признана виновной в правонарушении по статье 15.15.6 КоАП. Суть правонарушения, совершенного главбухом, заключалось в том, что она не отразила на забалансовом счете 10 банковскую гарантию, предъявленную исполнителем по контракту на выполнение дорожных работ, и соответственно такая информация не попала в бюджетную отчетность. В свое оправдание главбух пыталась объяснить суду, что:
- ей никто не представил первичного учетного документа на бумажном носителе, являющегося основанием для отражения в учете банковской гарантии;
- что у нее нет обязанности осуществлять мониторинг Единой информационной системы в целях поиска размещенных в ней сведений о закупке.
Другими словами, главбух как раз пыталась донести суду мысль о том, что ей не было известно о наличии банковской гарантии, и она просто не могла знать о ней в силу отсутствия у нее такой обязанности. Однако суд все эти доводы отверг, и ей пришлось заплатить штраф в размере 10 000 рублей.
Чтобы не оказаться в такой ситуации главному бухгалтеру необходимо в самое ближайшее время провести среди сотрудников учреждения разъяснительную работу о требованиях федеральных стандартов, вступающих в силу с 1 января 2020 года. А затем в учетной политике на 2020 год предусмотреть, как минимум:
- порядок извещения сотрудниками учреждения главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета;
- разработать формы учетных документов;
- отразить в графике документооборота порядок представления в бухгалтерию соответствующих первичных учетных документов.
Учетная политика 2020: вносим изменения и готовимся к предельной открытости
Учетная политика организации — неотъемлемая часть ее жизни, в ней прописаны все правила игры, по которым компания ведет учет. Учетная политика регламентирована государством, которое вносит все новые и новые изменения в налоговые и бухгалтерские процедуры. Налицо стремление государства сделать отчетность компаний предельно полной и открытой. По некоторым смелым прогнозам, ситуация может прийти к тому, что налоговый учет полностью уйдет под крыло фискальных органов, то есть ФНС будет не только контролировать и собирать налоги, но и вести расчет налоговой базы предприятия. Что такое учетная политика организации и какие грядут ключевые изменения в учетную политику на 2020 год? Подробности в нашей статье.
Учетная политика (УП) – это своего рода перечень правил, по которым ведется учет на предприятии. Согласно определению, данному в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ, учетная политика — это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.
У каждого предприятия своя учетная политика, включающая набор выбранных способов и инструментов ведения учета. Учетная политика утверждается при создании компании, развивается вместе с компанией и прекращает существовать только в случае ее ликвидации.
Как часто корректировать учетную политику?
Если компания хочет что-то поменять в своем учете, она должна позаботиться об этом заранее и прежде внести описание изменений в документ Учетная политика. Изменения, внесенные в УП, должны действовать с начала следующего календарного года. Вносить поправки посередине календарного года возможно только при условии серьезных изменений в учете или деятельности фирмы, а также при корректировке государством законодательной базы, касающейся вопросов учета.
3 причины внеплановой корректировки УП:
- изменение законодательства РФ в вопросе учета,
- изменение способа ведения учета организацией,
- существенное изменение условий работы организации.
Учетная политика для целей налогообложения: нюансы по НДС
Собранные в следующей таблице элементы учета НДС включаются в учетную политику 2020 – 2021 годов при необходимости или по желанию, на перспективу.
Налог |
Элемент УП |
В каких случаях включается в УП |
НДС |
Порядок раздельного учета входного НДС, уровень существенности |
При совмещении налоговых режимов, наличии облагаемых и необлагаемых операций и операций, облагаемых по разным ставкам, ведении учета операций по совместной деятельности, исполнении функций доверительного управляющего |
Порядок предъявления входного НДС к вычету |
При осуществлении операций, облагаемых НДС по ставке 0% |
|
Порядок учета предоплаты за товары, работы, услуги с длительным производственным циклом |
При наличии таких операций |
|
Использование индекса обособленного подразделения |
При наличии таких подразделений |
Что нового в учетной политике на 2021 год?
Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:
- утверждает рабочий план счетов;
- определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
- определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.
Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.
Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.
Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.
Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.
Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
- Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
- Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.
Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.
Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.
Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:
- изменилось законодательства о налогах и сборах;
- компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).