Получение гражданства РФ при заключении брака
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение гражданства РФ при заключении брака». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России правила заключения и расторжения брака содержатся в СК РФ. Кодекс позволяет россиянам становиться супругами с гражданами всех государств либо с людьми без гражданства вовсе. Но при этом потребуется соблюдать установленные требования.
Фиктивный брак с иностранцем
Под фиктивным браком понимают союз, построенный не на любви, а на получении выгоды (получение гражданства, ВНЖ и т. д.).
Согласно положениям СК РФ, брак признается недействительным, если один из супругов:
- был под принуждением;
- недееспособный;
- не знал о том, что вступил в брак.
Если брак фиктивный, то супруг с иностранным гражданством может претендовать на получение российского паспорта после 3 лет заключения брака. Когда иностранец получает гражданство, фиктивный брак расторгается.
Однако в России доказать наличие фиктивного брака сложно, в отличие от других стран, где требования более серьезные.
Если действия государственных органов привели к ожидаемому результату (то есть стало известно о фиктивном браке), тогда:
- гражданство или ВНЖ иностранца аннулируется;
- иностранный гражданин покидает РФ в течение 15 дней с момента признания союза недействительным;
- сделки, заключенные в браке, становятся недействительными;
- иногда к иностранцу применяются меры Уголовного кодекса.
Какие документы необходимы для подачи заявления?
При подаче заявления о заключении брака иностранный гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность, и справку о своем семейном положении (документ, подтверждающий отсутствие препятствий для заключения брака). Справку о семейном положении можно получить в официальном органе, представляющем иностранное государство (например, в консульстве).
!
Документы необходимо перевести на русский язык и заверить их подлинность у нотариуса.
Комментарии к ст. 156 СК РФ
1. Форма и порядок заключения браков определяются на территории Российской Федерации законодательством Российской Федерации независимо от гражданства обоих супругов. В соответствии с законодательством Российской Федерации признаются и порождают правовые последствия браки, заключенные только в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 10 СК РФ). Браки, совершенные по религиозным обрядам или на основе обычаев, не порождают правовых последствий. Исключение предусмотрено семейным законодательством в ретроспективном плане лишь для браков, совершенных по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на территориях органов записи актов гражданского состояния (п. 7 ст. 169 СК РФ). В соответствии со ст. ст. 25 и 27 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак, в их личном присутствии по истечении месяца со дня подачи ими заявления о вступлении в брак. Этот порядок заключения браков на территории Российской Федерации применяется не только при заключении брака между российскими гражданами, но и тогда, когда один или оба будущих супруга — иностранные граждане.
В договорах Российской Федерации о правовой помощи форма заключения брака подчиняется обычно законодательству государства, на территории которого он заключается. Например, в силу ст. 26 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, «форма заключения брака определяется законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак» . Аналогичные положения закреплены в двусторонних договорах о правовой помощи и правовых отношениях, заключенных Российской Федерацией и Эстонской Республикой , Азербайджанской Республикой , Республикой Кыргызстан и другими государствами как ближнего, так и дальнего зарубежья .
———————————
Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенный в г. Риге 3 февраля 1993 г. Ратифицирован Федеральным законом от 17 декабря 1994 г. N 66-ФЗ. Вступил в силу 29 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1932.
Договор подписан 26 января 1993 г. в г. Москве. Ратифицирован Федеральным законом от 5 августа 1994 г. N 20-ФЗ. Вступил в силу 20 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 229.
Договор подписан 22 декабря 1992 г. в г. Москве. Ратифицирован Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 15-ФЗ. Вступил в силу 20 января 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1598.
Договор подписан 14 сентября 1992 г. в г. Бишкеке. Ратифицирован Постановлением Верховного Совета РФ от 14 января 1993 г. N 4294-1. Вступил в силу 25 февраля 1994 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 5. Ст. 156.
См., напр.: ст. 24 Договора между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам. Договор подписан 23 сентября 1997 г. в г. Москве. Ратифицирован Федеральным законом от 11 июня 2002 г. N 64-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2250.
2. При определении материальных условий вступления в брак доктрина исходит из применения личного закона будущих супругов. Российское законодательство придерживается господствующего доктринального подхода: условия заключения браков с иностранными гражданами на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является. Так, при заключении брака российского гражданина с гражданкой Франции в отношении последней должны быть соблюдены требования французского законодательства о брачном возрасте, препятствиях к браку, а в отношении российского гражданина — требования ст. ст. 12 — 15 СК РФ. Несмотря на то что в России брачный возраст как для мужчины, так и для женщины установлен с 18 лет, во Франции для женщины он равен 15 годам, для мужчины — 18 лет. В силу ст. ст. 144 — 145 Французского гражданского кодекса (далее — ФГК) мужчина до достижения полных 18 лет, женщина — до достижения полных 15 лет не могут заключить брак. Однако прокурор Республики по месту заключения брака, в силу серьезных мотивов, может дать разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста. Несовершеннолетние не могут вступить в брак без согласия их отца и матери (ст. 148 ФГК). В силу ст. 146 ФГК — нет брака, если нет согласия. Кроме того, ст. 146.1 ФГК предусматривает требование обязательного присутствия: брак француза, заключенный за границей, требует его присутствия . Соответственно при отсутствии препятствий, предусмотренных ст. 14 СК РФ, брак 15-летней француженки и 18-летнего россиянина может быть заключен.
———————————
Французский гражданский кодекс / Науч. ред. и предисловие канд. юрид. наук Д.Г. Лаврова; пер. с фр. А.А. Жуковой, Г.А. Пашковской. СПб., 2004.
Если в России заключается брак двух иностранных граждан, к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого лицо является. Если одно из лиц, вступающих в брак, имеет гражданство двух государств, к нему применяется законодательство одного из государств по его выбору. Если лицо имеет двойное гражданство, в том числе гражданство Российской Федерации, к нему применяются положения законодательства Российской Федерации. Иными словами, способность лица к вступлению в брак регулируется законодательством страны, гражданином которой оно является или на территории которого имеет постоянное место жительства. На основании законодательства страны, гражданином которой является лицо, вступающее в брак, определяются требования к брачному возрасту, возможности его снижения, запрещенные степени родства и т.д.
Наряду с применением законодательства страны гражданства лица, вступающего в брак, комментируемый пункт предписывает в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства соблюдение требований и российского законодательства в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака, предусмотренных в ст. 14 СК РФ. Вступающие в брак на территории Российской Федерации не должны состоять в запрещенных степенях родства, являться по отношению друг к другу усыновителем и усыновленным, состоять в нерасторгнутом браке, быть признанными судом недееспособными. Например, при заключении в России брака между российским гражданином и французской гражданкой условия заключения брака для российского гражданина будут определяться по ст. ст. 12 — 15 СК РФ, а для француженки — по французскому законодательству, включая соблюдение требований ст. 14 СК РФ об отсутствии препятствий к заключению брака.
В силу ст. 14 СК РФ на территории Российской Федерации запрещены браки между родителями и детьми, бабушками, дедушками и внуками, внучками, полнородными (имеющими общих как отца, так и мать) и неполнородными братьями и сестрами (имеющими только одного общего родителя). Законодательство всех стран знает запрет на брак между лицами, находящимися в близкой кровной степени родства. Так, запрещены браки между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Боковое родство в зависимости от его степени может служить препятствием к заключению брака. Во Франции, ряде штатов США, Швейцарии, Германии, Италии запреты касаются лиц, находящихся в третьей степени родства, т.е. запрещены браки между дядей и племянницей, тетей и племянником. В других странах запреты доходят до четвертой, шестой и даже восьмой степени родства. Например, в Англии, Болгарии, ряде штатов США запрет установлен в отношении браков между двоюродными братьями и сестрами . Во Франции запрещены браки между свойственниками (ст. 161 ФГК), однако президенту Республики предоставлено право отменять такое запрещение, если лицо, создавшее свойство, умерло (ст. 164 ФГК).
Регистрация брака с иностранцем за границей
Ситуации, когда граждане РФ регистрируют свой брак за границей, сегодня встречаются достаточно часто. Право на такой брак предоставляется практически всеми странами, при условии соблюдения законов того государства, где планируется бракосочетание. При этом, самым сложным в процессе регистрации брака за границей является сбор документов для российских граждан, поскольку чтобы получить свадебную визу, в посольство иностранного государства нужно предоставить все документы, необходимые для оформления брака, в числе которых «брачное приглашение». Кроме того, указанные выше требования не отменяют предоставления стандартного пакета документов, необходимого для оформления брака за границей. Разные страны устанавливают свой список документов, но большинство из них соответствует следующему перечню:
- документ, удостоверяющий личность, как правило, это паспорт;
- регистрация;
- справка о семейном положении, которая должна быть выдана Посольством РФ на языке той страны, где будет оформляться брак;
- свидетельство о рождении;
- справка о составе семьи;
- справка о разводе или решение суда, если заявитель состоял в браке;
- свидетельство о предыдущем браке (требуется в некоторых странах);
- справка о состоянии здоровья (требуется в США);
- справка о несудимости (требуется в некоторых странах);
- при выезде за границу с ребенком требуется разрешение второго родителя на вывоз, а также свидетельство о рождении ребенка.
Интернациональный брак: плюсы и минусы
Брачные отношения с иностранным гражданином имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Многое, конечно, зависит от гражданства супруга. Гражданство США или Франции представляет больше возможностей, нежели Ганы или Монголии. Помимо эмоционально-чувственных моментов во взаимоотношениях к положительным факторам можно отнести:
- свободное передвижение по РФ и стране проживания супруга;
- право на трудоустройство, медобслуживание, двойной налоговый вычет в браке с иностранцем и участие в социальных программах;
- возможность овладевать новыми языками, знаниями, культурой;
- расширение жизненных возможностей для будущих детей.
Среди негативных моментов следует назвать:
- разницу в национальных характерах;
- несовпадение ожиданий и реальности;
- незнание чужого языка, законов, традиций и обычаев, образа жизни в чужой стране;
- ностальгию по родине.
Таким образом, каждый гражданин вправе самостоятельно оценивать, чего больше принесет интернациональный брак — плюсов или минусов – и принимать соответствующее решение. Если же при этом присутствует любовь, она поможет сгладить весь негатив и усилит положительные стороны союза.
Порядок действий для получения подданства
Итак, вступление иностранного лица в отношения с российским гражданином упрощает процедуру получения им паспорта РФ.
Процедура заключается в следующем:
- легальный въезд в страну;
- оформление права проживания и ВНЖ;
- регистрация союза;
- формирование прошения с целью получение нового подданства;
- приобретение статуса.
Въезд в страну порой относят к самой сложной задаче из обозначенных этапов. Визу чаще всего получают через приглашение. Вместе с тем иногда она вообще не требуется:
- для граждан Молдавии;
- для граждан Беларуси;
- для граждан Казахстана;
- для граждан Узбекистана.
После пересечения границы человеку потребуется заполнить специальную миграционную карточку, куда ставится штамп. Внутри страны учет осуществляется органами УФМС.
Пара вправе подать заявление на брак посредством личного визита в ЗАГС или отправив заявку посредством интернета. Помимо самого заявления, потребуются:
- паспорт;
- свидетельство отсутствия преград для регистрации отношений. Подойдет документ, подтверждающий то, что стороны не имеют отношений с третьими лицами;
- виза;
- оплата госпошлины;
- миграционная карточка.
Очень популярной практикой получения подданства не только в России, но и во всем мире является регистрация взаимовыгодного брака. По сути, он представляет собой возмездное соглашение между сторонами.
В некоторых случаях сумма, которую получает супруг, имеющий гражданство, достигает 150 тыс. рублей. Российское законодательство не относит подобные отношения к преступлению. Однако сегодня активно обсуждается вопрос о введении меры ответственности за подобные действия лиц. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать появления законопроектов, направленных на решение обозначенной проблемы.
Если в ходе пребывания сторон в зарегистрированных отношениях удалось установить, что брак между супругами был заключен на взаимовыгодных началах, то он аннулируется, равно как и гражданство РФ, приобретенное на упрощенных условиях, иные регистрационные документы.
Стоит заметить, что выявление подобных случаев осложняется невозможностью доказать, истинные намерения сторон при вступлении в союз. Именно поэтому отправной точкой для отмены регистрации становится исковое заявление, поданное одним из партнеров в суд.
Российское семейное законодательство и нормы международного права
Источниками семейного права России наряду с нормативными правовыми актами Российской Федерации являются международные договоры, в которых участвует Российская Федерация.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» под общепризнанными принципами международного права рекомендуется понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства
Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом. Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.
Положения ст. ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей. Из этого следует, что вне зависимости от гражданства детей, оставшихся без попечения родителей, их выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.
Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. ст. 10 и 11 Конвенции ООН о правах ребенка).
Понятие «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.
Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения.
В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.
Во всех случаях последствием усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями. Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (ратифицирован в 2009 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.
В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление, как и его отмена, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.
Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. ст. 124 — 126, 127 (за исключением подп. 7 п. 1), 128 и 129, 130 (за исключением абзаца пятого), 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.
Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации.
1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства в п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия:
1) невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников;
2) истечение 12 месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).
В этих целях ст. 11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора.
При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан Российской Федерации или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 272 ГПК).
Шаг 5. Соблюдайте процедуру в ЗАГС
- Пригласите переводчика. Как говорилось выше, на регистрации брака должен присутствовать переводчик с дипломом и специальным разрешением. Конечно, это правило не применяется к гражданам Украины, Белоруссии. А вот гражданин Германии или США должен понимать каждое слово, чтобы потом не возникло проблем.
- Документы подают в любой ЗАГС на территории нашей страны. Если отказываются брать заявление — пишите жалобу на действия сотрудников или обращайтесь в суд.
- Оба супруга приходят с паспортами. У них спросят — готовы ли вступить в брак, является ли решение добровольным.
- Позаботьтесь о гражданстве. После заключения брака у вас не поменяется гражданство, помните об этом.
- В стране иностранца брак может не обладать юридической силой. Перепроверьте — все ли требования соблюдены. Для дополнительной подстраховки обратитесь к юристу. В некоторых странах требуется получать дополнительное разрешение на регистрацию отношений.
-
Помните, что США трепетно относится к бракам в других странах. Фиктивный брак грозит серьезными последствиями, вплоть до уголовного наказания. Если у властей будут подозрения — второго супруга могут даже не впустить в страну и не выдадут визу.
Возможно, в вашей ситуации проще зарегистрировать в стране избранника, а потом легализовать в России. Для легализации брака (признания законным), он должен отвечать всем требованиям российского законодательства.
- Некоторые государства высылают специальное приглашение для регистрации отношений официально. Перед этим делают проверку по базам, чтобы убедиться в искренности намерений.
- Соблюдайте закон обеих стран. Если после регистрации брака пара будет жить в России, тогда оба супруга должны исполнять требования нашего законодательства.
- Если рождается ребенок, гражданство присваивается по законам страны где он родился. В то же время будет учитываться и мнение родителей.
Шаг 7. Узнайте плюсы и минусы брака с иностранцем
К очевидным плюсам зарегистрировать отношения с иностранцем относятся:
- Появляется возможность получить гражданство или право жить в стране второй половинки.
- Если появятся дети — можно дать им два гражданства.
- Во многих странах уровень жизни и зарплат выше.
- Возможно, супруг из страны с хорошим климатом — этого так не хватает на большинстве территории нашей страны.
- Появится шанс лучше изучить другую культуру, язык. Расширится круг общения и знакомств.
- Контракты с людьми из других стран помогут расширить бизнес или создать новый.
- Будет возможность получить иностранное образование.
- Дети смогут выучить разные языки с рождения.
Есть и минусы, которые нужно учесть:
- Можете не привыкнуть к традициям другой страны.
- Могут возникнуть трудности с изучением языка.
- В другой стране будет непривычный климат.
- Могут регулярно проверять на фиктивность отношений.
- В некоторых странах можно оказаться не единственной женой (запрещено по законам РФ, но узнаете это, когда переедете).
- Есть вероятность, что права не будут защищены так же хорошо, как у граждан этой страны.
- Если родится ребенок — могут запретить его вывозить без согласия второго супруга, особенно при разводе.
Получение гражданства РФ по браку и детям, условия предоставления
В миграционном законодательстве РФ существуют исключения из правил, позволяющие получить гражданство РФ по льготным основаниям. Одно из них – это нахождение в браке с гражданином(-кой) РФ и наличие общих детей, т.е., получение гражданства РФ по браку и получение гражданства РФ по детям. Рассмотрим эти нюансы.
- Находящийся в браке с гражданином(-кой) РФ иностранец(-ка), имеющие общих детей, должен(-на) на получение гражданства РФ по детям или на получение гражданства РФ по браку оформить один из статусов: РВП или ВНЖ. Сначала нужно сделать РВП. Так как эти иностранные граждане претендуют на получение гражданства РФ по упрощенному варианту, то делать ВНЖ уже не нужно. Если все-таки вы получили ВНЖ по незнанию, то ничего страшного: подаете с ВНЖ. Одним словом, главное условие на получение гражданства РФ по браку, наличие одного из статусов.
- Не имеет значения дата заключения брака. Важно наличие у семьи общих детей. При наличии ребенка гражданин-иностранец не ждет положенные три года, а осуществляет подачу на получение гражданства РФ по ребенку в 2021 практически сразу после рождения ребенка.
- Обязательно наличие у супруга-россиянина постоянная регистрация. В паспорте должен стоять штамп с пропиской. Временная регистрация не пройдет, это не входит в основания на упрощенное получение гражданства РФ по браку.
- На получение гражданства РФ по ребенку в 2021 количество детей в семье не влияет. Главное, чтобы дети были общие.
- Детям иностранца не нужно быть гражданами России. Подача прошения все равно происходит. Но все же главным условием остается тот факт, что дети должны быть общими.
Нужно ли подтверждать брак в стране иностранного супруга?
Заключенный в России брак нередко приходится легализовывать за рубежом. Без этого в своей стране женщина будет считаться незамужней, а мужчина – холостым.
Иногда браки, по иностранному Семейному кодексу и легализованные в другой стране, в РФ признаются недействительными. Это касается однополых союзов, а также обрядов венчания в католической церкви. Бывают и противоположные ситуации, при которых российские браки не хотят признавать за границей. Поэтому и требуется легализация свидетельства о браке в РФ. Только при этом условии документ будет обладать законной силой за рубежом.
Иностранные документы нужно обязательно легализовать, чтобы они были действительными в РФ. Эта область регулируется Гаагской конвенцией 1961 г., Минской 1993 г., отдельными договорами России с иными странами. Участнику Гаагской конвенции можно просто проставить апостиль, или особую отметку. В остальных ситуациях процедура усложняется, предполагается заверение в МИД РФ.
Также возможна консульская легализация. Она заключается в переводе и заверении документов в юстиции и МИД РФ, а позже – в консульстве страны супруга. Такая легализация распространяется исключительно на государство второго супруга.
Граждане стран бывшего СССР, присоединившихся к Минской конвенции, не обязаны проводить узаконение документов. Если они изначально написаны не по-русски, потребуется только заверенный перевод.
Латвия, Литва и Эстония к Минской конвенции не присоединились, но с ними у РФ подписаны специальные соглашения. Соответственно, их гражданам тоже нет необходимости легализовать документы.
В другом государстве могут потребовать еще какие-то документы, включая свидетельство о рождении, подтверждение несудимости. Сам процесс легализации нередко затягивается. Так, в Израиле на это требуется до 5 лет.
Население и его состав, гражданство
Под населением понимается совокупность лиц, проживающих на территории какого-либо государства. Население государства состоит из граждан данного государства, а также проживающих в стране иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов) и лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов).
Правовое положение населения государства регламентируется, прежде всего, нормами национального права страны, в которой оно проживает. Однако значительную роль в регулировании прав и свобод индивида играет и международное право. Нормы международного права, в частности, во многом определяют правовое положение иностранцев, регулируют правоотношения с иностранным элементом и т.п.
В одних случаях нормы международного права устанавливают стандарты правового статуса индивида, в других — являются непосредственным основанием для возникновения субъективных прав и обязанностей человека. Форма воздействия международно-правовых норм на правовое положение населения в каждом конкретном государстве зависит от принятой концепции соотношения международного и внутригосударственного права.
Основу правового статуса индивида образует правоотношение гражданства. Под гражданством понимается постоянная устойчивая политико-правовая связь индивида с соответствующим лицом, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения этой связи применяется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления используется понятие «подданство».
Проживание гражданина за пределами своего государства не влечет прекращения гражданства; гражданин, находящийся за границей, пользуется защитой и покровительством своего государства. Так, Конституция РФ «гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами» (ст. 61). Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей само по себе не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение или расторжение брака с иностранным гражданином.
Способы приобретения, изменения и утраты гражданства устанавливаются национальным законодательством соответствующего государства в соответствии с нормами и общепризнанными принципами международного права.
Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и т.д.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и без- гражданства). В числе первых — Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Ко второй группе относятся двусторонние соглашения о предотвращении возникновения двойного гражданства, Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. и т.д.
В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются прежде всего Конституцией РФ и Федеральным законом от 1 июля 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».
Различают способы приобретения гражданства в общем порядке (по рождению и натурализация) и в исключительном порядке (оптация).
При решении вопроса о приобретении гражданства по рождению применяются два принципа: национальный (принцип «права крови») и территориальный (принцип «права почвы»). В соответствии с принципом права крови ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство государств, в том числе Российская Федерация. Согласно ринципу права почвы, ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства его родителей. Принципу почвы следуют в основном латиноамериканские государства.
Однако чаще всего государства руководствуются обоими этими принципами. Так, в соответствии с Федеральным законом № 151-ФЗ от 11 ноября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 г.) ребенок получает российское гражданство при обстоятельствах поступления заявления от одного из родителей (гражданина РФ) и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства России. Вместе с тем такого согласия в случае фактического проживания ребенка на территории Российской Федерации не требуется (п. 6 ст. 14).
Вторым по значению способом приобретения гражданства является натурализация (укоренение), т.е. прием в гражданство иностранца или лица без гражданства по их просьбе. Условия натурализации определяются самим государством. Некоторые страны в своем законодательстве закрепляют различные оговорки, чтобы воспрепятствовать приобретению гражданства лицам, неугодным данному государству. Сотрудники дипломатических представительств и члены их семей, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., не могут приобретать гражданство того государства, где они находятся, в том порядке, который установлен в этом государстве.
Отдельные вопросы приобретения гражданства могут регулироваться международными договорами. Так, Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. устанавливает, что ни заключение, ни расторжение брака между гражданином какого-либо государства и иностранцем, «ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены» (ст.1).
Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. В Российской Федерации, например, отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, которые:
выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.
Приобретение гражданства в исключительном порядке имеет место в следующих случаях. Осуществляется через институт оптации, когда гражданин сам выбирает себе гражданство как следствие двойного гражданства.
В параметрах России две процедуры приема в гражданство РФ: в обычном порядке (ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г.) и в упрощенном порядке (ст. 14 Закона). Основным критерием различия является факт наличия гражданства СССР или проживания в государствах, входящих в состав СССР. Применительно к лицам, не имевшим гражданства СССР и не проживавшим на территории СССР, устанавливается требование проживания на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство России в течение пяти лет. К лицам, имевшим гражданство СССР и проживавшим в государствах, входивших в состав СССР, требование о пятилетнем сроке проживания на территории РФ не предъявляется, в отношении их прием в гражданство Российской Федерации осуществляется в упрощенном порядке.
Гражданство прекращается: вследствие выхода из гражданства. Выход из гражданства Российской Федерации, в частности, не допускается, если гражданин России привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, а также при обстоятельствах наличия в отношении его вступившего в силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда (ст. 18, 19 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.).
Двойное гражданство (bipatrid) — это правовое состояние физического лица, когда оно является гражданином двух или более государств одновременно. Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах.
Конституция РФ устанавливает, что гражданин Российской Федерации «может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации…» (ч. 1 ст. 62). При этом наличие у гражданина Российской, Федерации двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ч. 2 ст. 62).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 г.) гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. При этом приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.
В настоящее время заключены:
Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.);
Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.).
Так, на основании Соглашения между Российской Федерацей и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. договаривающиеся стороны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой стороны и урегулировали конкретные вопросы приобретения второго гражданства.
Основными источниками возникновения двойного гражданства являются:
- рождение ребенка от родителей, проживающих на территории государства, которое применяет принцип «права почвы», при этом родители являются гражданами государства, которое применяет принцип «права крови»;
- вступление женщины в брак с иностранцем, если при этом законодательство ее страны не предусматривает автоматического лишения ее гражданства при вступлении в брак с иностранцем, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей свое гражданство;
- натурализация, когда физическое лицо добровольно приобретает гражданство другого государства, не теряя прежнего гражданства.
По общему правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той страны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает.
Однако правовое положение лица с двойным гражданством осложняется тем, что каждое государство, считающее его своим гражданином, может требовать от него выполнения гражданских обязанностей. Может возникнуть такое положение, когда лицо, имеющее двойное гражданство, подлежит призыву на военную службу в государствах, гражданином которых оно является.
При этом, конечно, оно будет проходить службу только в одном государстве. Другое государство вправе (когда это лицо окажется на его территории) привлечь его к ответственности за прохождение службы в иностранном государстве (или за уклонение от призыва на военную службу в «своем» государстве). Вопрос в подобных случаях может быть решен либо путем непосредственных переговоров, либо путем заключения соглашения о прохождении военной службы лицами с двойным гражданством.
§ Фиктивный, деловой брак в Германии
В целях эмиграции в Германию, некоторые иностранцы (также из России, Казахстана, Украины и других стран СНГ) стремятся заключить фиктивный брак (нем. Scheinehe) с гражданином Германии, часто это делается на платной основе. Прежде чем решиться на такой шаг, нужно принять во внимание следующие пункты:
- Когда государству становится известно о заключении фиктивного брака, он аннулируется государством и иностранец теряет право на пребывание в стране;
- Фиктивный брак, а точнее предоставление недостоверных данных для заключения брака, в Германии является нарушением законодательства и уголовным преступлением, которое наказывается денежными штрафами и лишением свободы;
- Заключая фиктивный брак, человек может стать жертвой шантажа со стороны тех, кто знает об этом и может сообщить о заключении фиктивного брака в полицию;
- При подозрении на заключение фиктивного брака с иностранцем, Ведомство по делам иностранцев (нем. Ausländerbehörde) может провести одновременный опрос жениха и невесты отдельно друг от друга, а также использовать другие средства контроля и выяснения обстоятельств;