Отсутствие отметки о медосмотре в путевом листе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отсутствие отметки о медосмотре в путевом листе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Организация вправе выписывать путевки не каждый день, а например, на неделю или несколько дней. Но не более одного месяца. Как быть с медицинскими осмотрами в такой ситуации, разберемся на конкретном примере.

Проведение обязательных медицинских осмотров

Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Существует 2 варианта проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:

  • Нанять медицинского работника в штат. Данный вариант подходит для больших организаций.
  • Привлекать медицинских работников, работающих в других учреждениях. Этот вариант подходит для небольших фирм.

Путевой лист на неделю, как ставить медосмотр

Допустим, водителя направляют в длительную командировку на две недели. Перед выездом в рейс он проходит медосмотр в установленном порядке. На выписанной путевке врач делает соответствующую визу, что работник допущен к управлению транспортом. По возвращению водитель проходит послерейсовый осмотр, о чем врач делает соответствующую запись. Такой документ дает полное право совершать водителю длительные командировки (Определение ВАС РФ от 30.06.2009 № ВАС-7619/09, Постановления Верховного суда РФ от 05.10.2012 № 46-АД12-18, Самарского областного суда от 29.04.2013 № 4а-231/2013).

Следовательно, в длительном рейсе, когда путевка выписана на несколько дней, достаточно пройти осмотр перед выездом и по возвращению. В пути никакие дополнительные освидетельствования и осмотры не требуются. Однако руководство организации может предусмотреть прохождение медосмотра по месту прибытия, заключив с принимающей стороной соответствующий договор на оказание медуслуг. Таким образом водитель пройдет четыре осмотра: один — перед отправлением, второй — по прибытию в место назначения, третий — при отправлении в обратный путь и четвертый — по возвращению на основное место работы.

Обратите внимание, что данный алгоритм не обязателен. Вполне достаточно двух осмотров: перед отправлением в командировку и по прибытию.

Срок действия путевого листа

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов.

Продолжительность рейса Когда оформлять Срок действия

В день делается один или несколько рейсов в течение смены

До старта первого рейса

В течение дня

Рейс продолжается больше одной смены

До начала рейса

На срок рейса или на число календарных дней, на которые приходится смена

Какой форме должен соответствовать бланк путевого листа на месяц

Российское законодательство не классифицирует бланки путевых листов на какие-либо разновидности в зависимости от срока их заполнения. В качестве таких бланков российскими организациями и ИП, как правило, используются либо разработанные самостоятельно формы, либо утвержденные законодательно — постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Общими требованиями к ним является наличие обязательных реквизитов и соблюдение порядка заполнения.

Читайте также:  Новости Республики Коми / Комиинформ

Эти реквизиты вместе с порядком оформления приведены в приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152. Унифицированные формы имеют важное свойство — они полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к обязательным реквизитам. Причем это соответствие сохранилось даже после обновления перечня (приказ Минтранса России от 18.01. 2021 № 17, вступивший в силу 26.02.2017, и приказ Минтранса от 07.11.2017 № 476, вступивший в действие с 15.12.2017).

Подробнее о том, как обновились обязательные реквизиты, читайте в материалах:

  • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа»;
  • «С 15.12.2017 путевой лист оформляем по новой форме».

Вопросы оформления путевого листа с учетом последних изменений мы обсуждаем в нашей группе в «ВК». Присоединяйтесь!

Предрейсовый (послерейсовый) медицинский и технический осмотр в такси (ИП)

Почему легально? Службы такси в 2021 году подвергаются реформам: водителю выгоднее осуществить технический и медосмотр, чем подделывать штампик техника и врача.

Для справки. По статистике одни из самых «опасных» видов транспорта: маршрутки, автобусы и такси. Если общие показатели по ДТП в России снижаются, то по пассажирским перевозкам только за прошлый год возросли на 25 %. Поэтому государство постоянно усиливает контроль за исполнением требований, обеспечивающих безопасность пассажиров.

С целью повышения безопасности дорожного движения государство и дальше будет ужесточать требования к такси. «Скупой платит дважды» — поэтому в итоге дешевле будет сделать все по закону.

Как мы организуем предрейсовые осмотры:

Заключаете договор на 3 месяца с лицензированной медицинской организацией, у которой в штате есть сертифицированный механик.

Стоимость договора на 3 месяца 6000 рублей. Это всего лишь 2000 ₽ в месяц за легальные действия.

Оплата производится с расчетного счета ИП и платежное поручение прикладывается к договору. Это необходимо для доказательства в МАДИ, в случае ареста автомобиля.

Также ведутся и хранятся журналы о прохождении осмотра, за подписью должностных лиц. Журналы являются доказательством реальности прохождения медицинского и технического осмотров. Поэтому в вопросе путевых листов и осмотров — вы защищены со всех сторон.

Какие штрафы предусмотрены за выход на рейс без путевки

По статье 12.31.1. КоАП РФ, ИП и крупные предприятия могут быть привлечены к административной ответственности из-за отсутствия прохождения предрейсового технического и медицинского осмотра.

Нарушение по статье 12.31.1. КоАП РФ

Сумма штрафа для юридического лица

Отсутствие отметок о прохождении предрейсового медосмотра водителя

30000 рублей

Отсутствие отметок о прохождении предрейсового техосмотра транспорта

30000 рублей

Перед подписью протокола об административном нарушении внимательно прочтите, по какой статье вынесено наказание. При статье 12.31.1. необходимо не согласиться с обвинением (это будет означать, что путёвка была получена, но оказалась потеряна или забыта, при этом в Журнале учета предприятия об этом есть отметка). В этом случае есть возможность попасть под статью 12.3. КоАП РФ со смягченной ответственностью.

Штраф за отсутствие путевки для такси

Такси является особым видом транспорта, поскольку водитель отвечает за жизнь и безопасность пассажиров. По этой причине меры по безопасности для таких автомобилей увеличены, а перевозка людей без путевого листа запрещена.

Если владелец транспорта является водителем, при перемещениях для собственных целей путевка не нужна. Чтобы доказать сотруднику ГИБДД, что водитель не совершает коммерческую перевозку, нужно выполнить следующие действия:

  • Снять знаки, обозначающие авто как такси;
  • Перемещаться только в общем потоке;
  • Не принимать заказы диспетчеров таксопарка;
  • Не попадать под камеры при высадке или подборе пассажиров.

Если инспектором всё же был вынесен факт административного правонарушения, необходимо не согласиться с обвинениями. Когда протокол составляется совместно с МАДИ, транспорт могут отправить на штрафную стоянку. В этом случае придется потратить время и деньги на возвращение авто, поэтому лучше иметь путевой лист на руках.

Читайте также:  Размеры пособий с 1 февраля 2023 года: какие выплаты увеличились и на сколько?

Как фиксируется нарушение

Работник ГАИ может выявить нарушение при стандартной проверке документов.

Эта проверка может быть целенаправленная, чаще касается коммерческих грузовых автомобилей.

В связи с подписанием Приказа Минтранса России №141 от 06.04.2017 г. «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» ГИБДД изредка организует специальные рейды по путевым листам.

Проверка может быть и сопутствующая, то есть вопрос о путевом листе может подняться в дополнение к другим нарушениям.

Факт непредъявления водителем этого документа достаточен для привлечения к ответственности.

Также основанием для оформления нарушения является некорректный путевой лист. Он считается составленным с нарушением если:

  • нет подписи и штампа медицинского работника о прохождении медосмотра. При этом медик должен иметь соответствующее разрешение;
  • нет отметки лица контролирующего техсостояние ТС. Это лицо не просто механик на предприятии, а специалист имеющий соответствующую квалификацию (профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или профподготовку с присвоением квалификации «Контролер технического состояния автомобильного транспорта»);
  • не заполнены основные реквизиты ПЛ;
  • нет подписи и штампа предприятия-собственника (арендатора) ТС и другие.

Когда путевой лист не нужен?

Закон предполагает всего несколько ситуаций, когда водитель может управлять транспортным средством без путевого листа:

  • Перегон, когда предприятие направляет водителя, чтобы забрать автомобиль у продавца или после проведения длительного ремонта. Путевой лист в этом случае не только не нужен — его невозможно правильно заполнить.
  • Служебный легковой автомобиль. Директор предприятия или сотрудник, использующий служебный автомобиль, должен заключить с предприятием договор аренды автомобиля. Договор, конечно, должен быть у него на руках.
  • Перевозка сотрудников на личном автомобиле. Когда руководитель подвозит на своем автомобиле сотрудников, ставить отметку в своем путевом листе необязательно.

Как правильно оформить путевой лист с медосмотром

Как правильно заполнить путевой лист, подробно расписано в Приказе Минтранса России № 152.

Предлагаем также для ознакомления образец заполнения путевого листа для легкового автомобиля с печатью медосмотра. А здесь – штамп предрейсового медосмотра, который можно заказать в компании, оказывающей услуги по производству печатей.

У владельцев компаний, занимающихся автоперевозками или же просто имеющих на балансе предприятия автомобиль, зачастую возникает вопрос, обязателен ли медицинский осмотр водителя перед каждым выездом и в какой ситуации его можно избежать.

Обратимся к Федеральному закону № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Ст. 24 данного документа гласит, что для определенных профессий в целях сохранения здоровья и способности выполнять трудовую функцию работники должны проходить обязательное медицинское освидетельствование.

Когда путевой лист обязателен

Путевой лист необходим всегда, когда стоит задача списать на расходы ГСМ, а также если есть необходимость подтвердить, что водитель за рулем находится при исполнении служебных обязанностей. То есть при перевозке грузов и пассажиров – всегда. Если же вы сами (директор) или кто-то из ваших сотрудников использует служебный транспорт просто для рабочих поездок (например, для встреч с клиентами) или постоянно пользуется служебным автомобилем для рабочих и личных целей – ежедневные путевые листы оформлять необязательно. Но при этом списывать ГСМ в расходы нельзя. Если же пользователь авто заправляет его на свои средства, а компания компенсирует такие затраты путем прибавки к заработной плате – такие перечисления закон расценивает как доход сотрудника. Соответственно, с них нужно отчислить взносы в ПФР и ФСС, а также 13% НДФЛ. Какой способ выбрать – определяет каждая компания для себя в учетной политике.

Когда путевой лист обязателен

Путевой лист необходим всегда, когда стоит задача списать на расходы ГСМ, а также если есть необходимость подтвердить, что водитель за рулем находится при исполнении служебных обязанностей. То есть при перевозке грузов и пассажиров – всегда. Если же вы сами (директор) или кто-то из ваших сотрудников использует служебный транспорт просто для рабочих поездок (например, для встреч с клиентами) или постоянно пользуется служебным автомобилем для рабочих и личных целей – ежедневные путевые листы оформлять необязательно. Но при этом списывать ГСМ в расходы нельзя. Если же пользователь авто заправляет его на свои средства, а ]компенсирует такие затраты[/anchor] путем прибавки к заработной плате – такие перечисления закон расценивает как доход сотрудника. Соответственно, с них нужно отчислить взносы в ПФР и ФСС, а также 13% НДФЛ. Какой способ выбрать – определяет каждая компания для себя в учетной политике.

Предрейсовые медосмотры необходимы для того, чтобы следить за состоянием здоровья водителей и своевременно выявлять вредные факторы, влияющие на сотрудников. Организацией таких обследований занимается работодатель. Об этом четко говорится в действующих нормативно-правовых актах.

Проводят медосмотры исключительно медики, у которых имеются на руках сертификаты, подтверждающие квалификацию. Медсестра может работать как в штате, так и в сторонней клинике, имеющей лицензию.

При проведении предрейсового осмотра доктор:

  • интересуется, нет ли у водителя жалоб на самочувствие;
  • осматривает кожные покровы и слизистые оболочки пациента;
  • измеряет следующие показатели: артериальное давление, пульс, температура;
  • выявляет признаки отравления, а также алкогольного или наркотического опьянения.

По результатам осмотра врач либо допускает водителя к управлению транспортным средством, либо нет. Если сотрудник пьян или плохо себя чувствует, то его необходимо направить в больницу для прохождения дальнейшего обследования.

Внимание! Если медсестра оказывает работнику первую помощь, то она должна обязательно написать об этом в направлении.

Помимо предрейсовых, существуют и послерейсовые осмотры. Вторые должны проходить только те водители, которые занимаются перевозкой опасных грузов и пассажиров. К ОГ относятся:

  • взрывоопасные вещества;
  • радиоактивные материалы;
  • коррозионные вещества;
  • окисляющие вещества;
  • газы;
  • легковоспламеняющиеся жидкости;
  • яды и токсины.

Обязательные реквизиты

В Разделе 2 Приказа сказано про обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в документе.

Основные реквизиты представлены в ч. 3 Приказа:

  • наименование документа, его номер;
  • срок действия;
  • информация о юрлице или ИП, в собственности которого находится ТС;
  • информация о ТС и о водителе.

Информация о собственнике ТС включает в себя:

Юрлица Наименование, правовая форма, адрес нахождения, телефон, ОГРН
Предприниматели ФИО, адрес, номер телефона, ОГРН

Особенности оформления и использования

Относительно необходимости наличия путевого листа законом определяются следующие моменты:

  • Необходимость такого листа определена законодательными актами для транспортных средств, осуществляющих перевозки для ИП и юридических лиц;
  • Форма документа допустима к использованию свободная, но при этом сам ПЛ должен содержать весь перечень требуемой законом информации;
  • Относительно подобной документации существует такое понятие, как обязательный срок хранения. Минимально время, в течение которого следует обеспечивать целостность путевых листов, составляет 5 лет. При необходимости согласно внутреннему порядку организации подобный срок может быть дополнительно увеличен;
  • Отдельно определяется и продолжительность использования одного путевого листа. В том случае, если деятельность организации не относится к услугам автотранспорта, то выписывать путевой лист можно на любое количество дней вплоть до одного месяца. Если же деятельность имеет прямое отношение к автоперевозкам, то такой документ подлежит оформлению буквально каждый день. Исключением могут являться ситуации, при которых сотрудник для выполнения работ, связанных с деятельностью организации или ИП, направляется в командировку (при наличии правильно оформленного командировочного удостоверения);
  • Использование личного транспорта в собственных целях не требует при себе наличия путевого листа. Отдельно рассматриваются моменты, когда фактически транспортное средство оформлено на юр. лицо или ИП, но водитель также использует машину в личных целях. В подобных ситуациях сотрудники автоинспекции имеют право потребовать предъявления ПЛ, но в отдельных случаях доказать свою правоту и избежать положенного наказания все же удается.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *