Как растаможить автомобиль в России в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как растаможить автомобиль в России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Решили стать владельцем импортного автомобиля? Будьте готовы к тому, что первым делом вам придётся доказать свою платёжеспособность, положив гарантийную сумму на депозит. Если вы не знаете, как рассчитать стоимость растаможки авто, можно положить на счёт приблизительную сумму. В любом случае неиспользованные денежные средства будут возвращены таможней после полного прохождения пограничного контроля.
Сбор за таможенное оформление
Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.
Новые ставки таможенных сборов действуют с 1 августа 2020 года.
Стоимость автомобиля, руб. | Стоимость оформления, руб. |
---|---|
до 200 000 | 775 |
до 450 000 | 1 550 |
до 1 200 000 | 3 100 |
до 2 700 000 | 8 530 |
до 4 200 000 | 12 000 |
до 5 500 000 | 15 500 |
до 7 000 000 | 20 000 |
до 8 000 000 | 23 000 |
до 9 000 000 | 25 000 |
до 10 000 000 | 27 000 |
свыше 10 000 000 | 30 000 |
Стоимость растаможки электромобиля в 2023 году
Таможенная «очистка» импортного автомобиля с электрическим двигателем, осуществляемая при его ввозе на территорию РФ, в 2023 году будет требовать уплаты суммы, в которую войдут сразу пять обязательных платежей:
- Утилизационный сбор.
- Таможенный сбор.
- Таможенная пошлина.
- Акциз.
- Налог на добавленную стоимость (НДС).
Как формируется стоимость таможенного оформления ТС?
Затраты на растаможку автомобиля в России формируются исходя из следующих факторов:
- Возраст автомобиля. Для ТС не старше 3 лет цена растаможивания автомобиля составит 48-54% от рыночной стоимости. Для машин старше 3 лет стоимость будет формироваться, исходя из рабочего объема двигателя. Страна-производитель в данном случае значения иметь не будут.
- Методика прохождения процедуры растаможки. Если человек не желает самостоятельно вникать в бюрократические проволочки, он может обратиться в брокерское агентство. Тогда ко всем затратам добавится сумма в 10-15 тыс. руб. за оплату услуг (без учета расходов на доставку авто, они могут достигать нескольких тысяч евро).
- На кого регистрируется автомобиль. Если речь идет о физическом лице, то ставки будут стандартные. Для юридических лиц (ИП, ООО и т.д.) размеры пошлин и налогов будут значительно выше.
- Тип двигателя (гибридный, бензиновый, дизельный или электрический).
- Разновидность транспортного средства. Для грузовых ТС к общим затратам будут добавлены таможенные коэффициенты: акцизный сбор и добавочный налог.
- Утилизационный сбор. Если возраст автомобиля менее 3 лет, он составит 2000 рублей, для ТС старше — 3000 рублей.
Растаможка автомобилей не старше 3-х лет
Стоимость растаможки автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более трех лет, рассчитывается по таблице:
Стоимость автомобиля | Размер пошлины 1 |
Размер пошлины 2 |
до 8 500 евро | 54% | 2,5 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя |
от 8 500 до 16 700 евро | 48% | 3,5 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя |
от 16 700 до 42 300 евро | 48% | 5,5 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя |
от 42 300 до 84 500 евро | 48% | 7,5 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя |
от 84 500 до 169 000 евро | 48% | 15 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя |
от 169 000 евро | 48% | 20 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя |
Когда можно купить автомобиль за границей
Оцените причины такой покупки. Это сложная задача, которая связана с оформлением на таможне и требует знаний законодательства и опыта в подобной перевозке. Есть несколько причин, по которым покупка авто за рубежом является объективным решением:
-
Экономия при покупке иномарки, даже с учетом затрат на растаможивание, итоговая сумма оказывается меньше, чем стоимость аналогичной машины в России.
-
Надежность автомобиля, если приобрести машину напрямую у производителя, в другой стране, то есть возможность обеспечить большую стабильность работы машины в дальнейшем.
-
Покупка редкой модели, некоторых вариантов просто нет в России, приходится обратиться за приобретением в другие страны.
От чего зависит размер таможенной пошлины
При перевозе автомобиля через границу необходимо осуществлять оплату таможенной пошлины. В этом понятие входит множество разнообразных платежей. В частности, речь идет о самом таможенном оформлении, а также о пошлине, рассчитываемой исходя из конкретных особенностей груза. На машину учитывается и утилизационный сбор.
Стоимость в целом таможенной пошлины разная. В качестве основных моментов учитывается год выпуска автомобиля, мощность его двигателя, а также цена машины. При этом есть ряд обязательных платежей. Дополнительно важно учитывать таможенное обеспечение, которое оплачивается заранее. Оно выполняет роль залога, эти средства в дальнейшем будут возвращены на счет.
Растаможка автомобиля из стран, входящих в ЕАЭС
Для этих стран действуют особые условия. Это обеспечивается с помощью Евразийского экономического союза, зафиксирующего единую таможенную территорию.
При этом после ввоза из Белоруссии и Казахстана нужно лишь оборудовать ГЛОНАСС и заплатить сбор за утилизацию. Этим вариантом многие пользуются для экономии, ведь в Белоруси из-за близости к Европе есть модели редких авто, а растаможка оказывается из этого государства значительно дешевле.
Армения и Киргизия уже в отдалении, а также работают условия доплаты. Существует льготное оформление, но остаток суммы за него понадобиться заплатить, также сохраняются сборы утилизации и ГЛОНАСС. В итоге подобный вариант не отличается своей выгодностью.
Растаможка электромобилей в России
Налоги, уплачиваемые при растаможке электромобилей, немного отличаются от налогов, которые необходимо уплачивать для бензиновых и дизельных автомобилей.
С 1 января 2022 года отменены нулевые пошлины на ввоз электромобилей, которые действовали с 4 мая 2020 по 31 декабря 2021 года.
Итак, при растаможке электромобилей необходимо оплатить следующие налоги:
- Сбор за таможенное оформление. Размеры сбора приведены ниже.
- Таможенная пошлина
- Утилизационный сбор. Для всех автомобилей, в том числе автомобилей с электрическими двигателями, рассчитывается по единым ставкам. Расчет утилизационного сбора описан ниже.
- НДС. Платят юридические и физические лица. НДС составляет 20% от суммы: каталожная стоимость авто + таможенная пошлина + акциз.
- Акциз. Платят как физические, так и юридические лица.
Насколько значима возможная отмена таможенных пошлин?
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин с весны этого года продвигает идею отмены пошлины:
— Это единственный путь насытить наш дефицитный рынок и снизить цены, — убежден он. — Без этого шага мы рискуем превратиться в автомобильную Кубу, где одни автомобили разбирают, чтобы другие ездили.
Пока никакой конкретики в вопросе нет, поскольку потенциальная отмена пошлин прежде всего интенсифицирует ввоз автомобилей, представляющих конкуренцию для оставшихся местных производителей — АВТОВАЗ и УАЗ. Правительство же намерено поддерживать их, что видно, например, по возобновлению программы субсидированного кредитования, в которую попали только российские бренды. Кроме того, снижение сборов осложнит жизнь тем же китайским производителям, которые быстро осваивают российский рынок. На уровне деклараций правительство РФ поддерживает эти усилия.
При этом отмена пошлин и утилизационных сборов (аналога пошлин) сделала бы выгодным ввоз автомобилей из Японии, Эмиратов, Китая и даже Южной Кореи. Вот сравнение цен автомобилей в России и за границей с учетом пошлин и без них — разница более чем существенная.
Сегодня существует два вида растаможки:
- Серая (граничащая с законом).
Предполагает ввоз транспорта с нарушением действующего законодательства (неверный код товара, занижение цены товара и т.д.). Такие махинации призваны если не освободить от уплаты таможенных пошлин, то значительно их уменьшить.
- Белая.
Способ, который полностью соответствует действующему законодательству, уплата всех пошлин осуществляется в полном объеме. В ходе растаможки предоставляется достоверный пакет документов. Такое оформление как правило растягивается во времени и для ускорения процесса лучше обращаться за помощью к брокерам.
Преимуществом второго вида растаможки является отсутствие штрафных санкций и прочих мер ответственности к владельцу транспорта.
ОСОБЕННОСТИ РАСТАМОЖКИ В СТРАНАХ СНГ
Что касается самых близких и дружественных соседок – Беларуси и Казахстана, входящих в состав СНГ, то правила такие же как и в РФ.
Все потому что эти страны входят в состав ЕвроЗЭС, где с 16.07.2012 установлены единые правила и тарифы, что закреплено в решении Совета Евразийской экономической комиссии №54.
С 2018 года существенные изменении произошли в правилах растаможки транспорта в Украине. Все это обусловлено достигнутыми ЕС договоренностями о зоне свободной торговли. Так, текущий год является последним, когда акциз на ввозимое авто уплачивается на льготных условиях.
Сам расчет итоговой стоимости растаможки зависит фактически от тех.характеристик авто и его стоимости.
Какие остались схемы обхода?
В 90-е годы Япония и страны Европы смогли избавиться от большого количества устаревающих автомобилей, продав их в Россию. «Автохлам» (по меркам заграницы) везли в огромных количествах, и он составлял серьезную конкуренцию АвтоВАЗу и другим отечественным автопроизводителям. Со временем правила ввоза стали ужесточать, а посредники – придумывать все новые схемы обхода ограничений.
Самые популярные схемы уже неакутальны:
- «распил» или «конструктор» – когда автомобиль разбирали на части и буквально распиливали (хоть и очень аккуратно) кузов, чтобы ввезти в Россию как запчасти, которые под пошлины не попадали. Это опасная схема, потому что распиленный кузов даже после сварки теряет прочность;
- временный ввоз из Абхазии – в этой частично признанной республике очень низкие тарифы на растаможку авто, при этом в России на таком автомобиле можно ездить целый год (но лишь оформив авто на фирму в Абхазии). Похожие схемы действовали и с Арменией, но теперь она тоже входит в ЕАЭС и единое таможенное пространство с Россией;
- ввоз автомобиля по программе благотворительности – когда-то это было основанием для ввоза автомобиля в Россию без растаможки.
Сейчас эти схемы сильно ограничены – например, если раньше ГИБДД даже не могла выявлять иностранные госномера на дорогах через камеры, то теперь такая возможность есть. И при выезде за границу (например, по схеме временного ввоза авто) водителю предъявят все накопленные им штрафы. Кроме того, ввезенные через временную процедуру автомобили в России нельзя продать кому-то еще или посадить за руль другого человека.
Из более-менее легальных схем осталось следующее:
- ввоз на жителя Дальнего Востока. Каждый житель регионов ДФО вправе ввезти один подержанный праворульный автомобиль без обязательной установки терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Это не такая большая экономия (около 50 тысяч рублей), но сейчас намечается дефицит этих терминалов, а схему продлили до 3 декабря 2022 года;
- ввоз через жителя Белоруссии. В республике для ряда категорий населения есть право льготного ввоза автомобилей – со скидкой в 50% на таможенное оформление. На этом семьи строят целый бизнес, купленный через такого льготника автомобиль можно законно ввезти в Россию и за небольшие деньги (только установка системы ЭРА-ГЛОНАСС) переоформить уже на российские номера.
Правда, схема с Белоруссией постепенно закрывается – местные налоговики начали обращать на льготников особое внимание, и если те перепродают автомобили с выгодой, заставляют платить налог с нее.
Изменения в законодательстве по растаможке автомобилей
Прохождение таможенных процедур регулируется:
- Главой 12 таможенного кодекса ТС (содержит перечень необходимых документов, описание процедуры и требования к машине);
- Статьей 16 КоАП (описывает штрафы за нарушение порядка и сроков оформления);
- Технический регламент ТС (пятое приложение).
К ввозимым автомобилям предъявляются требования:
- Экологический класс машины не ниже ЕВРО-5;
- Оплата таможенных пошлин и сборов осуществляются в рублях (сколько стоит растаможка авто в России в каждом конкретном случае можно узнать с помощью калькулятора на специализированных сайтах);
- Физлицо для собственных нужд может приобретать за рубежом не больше 1 машины в год;
- Автомобиль должен быть оборудован приемником и передатчиком ЭРА-ГЛОНАСС.