Таксисты не смогут задирать цены из-за повышенного спроса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таксисты не смогут задирать цены из-за повышенного спроса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одной из наиболее ожидаемых рынком норм является возможность работать в такси самозанятым водителям. Сейчас 67% выручки на рынке приходится на легальных водителей, 8,2% из них выбирают налоговый режим самозанятости. Но есть нюанс.

Требования к водителям и автомобилям

Новый законопроект предлагает несколько запретов, направленных на ужесточение требований к водителям: например, в такси не смогут работать те, у кого более трех неуплаченных штрафов за административные правонарушения (например, проезд на красный свет или обгон в неположенном месте), есть повторный административный арест или лишение прав менее чем через год после окончания аналогичного наказания. Также смежным законом в отрасли вводится требование по отсутствию непогашенной судимости по ряду статей УК РФ.

С принятием законопроекта могут ужесточиться требования и к автомобилям. В частности, документ предусматривает оснащение таксомоторов устройствами контроля за вниманием и сонливостью. Минтранс выходил с подобным предложением еще в прошлом году.

Штраф за установку «шашек» такси

Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:

2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.

Размеры штрафов в данном случае:

  • за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
  • за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.

Штраф за отсутствие шашек на такси

Статья 11.141 КоАП предусматривает штраф за использование в качестве такси автомобиля, на котором не установлены фонарь такси или наклейки в виде шашек:

3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.

Штраф за отсутствие фонаря или «шашек» составляет 3 000 рублей.

Примечание. В отличие от рассмотренных выше штрафов, данный штраф накладывается только 1 раз. То есть если на машине нет ни фонаря, ни цветографических схем, то будет наложен только 1 штраф в размере 3 000 рублей.

Еще одна особенность данного штрафа — он накладывается не сотрудниками ГИБДД, а сотрудниками органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Штрафы такси в 2022 году.

Перед началом работы в такси, следует изучить требования к перевозчикам, которые устанавливает законодатель, так как их неисполнение приведёт к назначению штрафных санкций.

Работу в сфере пассажирских перевозок регулируют три действующих нормативных документа:

  • ФЗ № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  • ФЗ № 69 «О такси».
  • ФЗ № 54 «Об онлайн-кассах».

Водители обязаны соблюдать все требования правил. По ПДД такси может двигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта на основании п. 18.2.

Но не всегда это возможно на практике. Например, в Москве и некоторых других городах въезд на полосу для общественного транспорта ограничен знаком 3.1. Таксисты в такой ситуации не могут ехать по выделенному ряду.

Водители такси не имеют право становиться в местах, где остановка запрещена знаком 3.27. Отступать от требования этого знака может только маршрутный транспорт.

Также водители обязаны соблюдать требования по перевозке детей в специальных удерживающих устройствах. Если такого элемента нет, водитель обязан отказаться от поездки.

Общие положения закона

Федеральный закон №69 был создан с целью внесения изменений в отдельные законодательные акты. Он вступил в силу 21 апреля 2011 года. Конкретного же Федерального закона «О такси» нет.

Федеральный закон о такси № 69 в окончательном варианте гласит о том, что для получения лицензии маршрутному транспортному средству потребуется 4 документа. Следовательно, порядок получения лицензии был упрощен. Одно разрешение предоставляется на одно транспортное средство.

Чтобы получить лицензию, потребуются следующие 4 документа:

  • Заявление, которое составляется согласно шаблону;
  • Копия паспорта таксиста-гражданина Российской Федерации;
  • Копия бумаги о постановке ТС в налоговых органах на учет;
  • Копия свидетельства о госрегистрации транспортного средства.

Какие требования будут предъявлять к машинам такси?

Закон устанавливает правила как для внешнего вида такси, так и для внутреннего оснащения.

Так, машина должна иметь на кузове характерные «шашечки», а на крыше — оранжевый фонарь. Расцветка авто тоже должна быть характерной для службы такси, а конкретные параметры определят в каждом регионе отдельно.

В салоне на видном месте должен быть указан госномер автомобиля, наименование перевозчика, порядковый номер в реестре перевозчиков, а также данные о разрешении на осуществление перевозок.

Кроме того, пассажир должен иметь доступ к информации о водителе (ФИО) и номеру телефона перевозчика на случай возникших жалоб.

Также в машине у таксиста должна быть информация о действующих тарифах. Эти данные он обязан предоставлять пассажирам, если те этого требуют.

Что изменит законопроект

Сейчас есть три ключевых проблемы, говорит Гладких. Это нелегальные водители, высокий уровень аварийности, непрозрачность отношений участников отрасли. Законопроект, по мнению депутата, способен в корне изменить ситуацию.

В документе предусматривается возможность получения лицензии на работу в такси самозанятыми при условии заключения договора со службой заказа легкового такси. Сейчас это невозможно. Замруководителя департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ Павел Разов подчеркнул, что каждый пятый самозанятый в стране – работник сферы перевозок, то есть нелегал.

Также авторы инициативы предлагают ввести ограничения: водитель не может быть таксистом до истечения одного года со дня окончания срока лишения его права управления автомобилем. Нельзя управлять авто таксисту, имеющему за период, предшествующий дню перевозки, более трех неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД.

Документом предусмотрено создание государственной информационной системы реестров легкового такси. Предлагается установить три таких перечня: региональный реестр агрегаторов, региональный реестр перевозчиков и региональный реестр легковых такси, куда будут включены сведения о транспортных средствах, которые перевозчик вправе использовать.

Читайте также:  Как обжаловать административный штраф?

Ответственность такси-сервисов

Из опубликованного документа следует, что сервисы заказа такси будут нести ответственность за передачу заказа перевозчику без соответствующего разрешения — в случае, если пассажиру или его имуществу был причинен вред во время поездки на такси. Предполагается, что ответственность будет солидарной с ответственностью перевозчика.

Сведения о перевозчиках и статусе их разрешений можно будет проверить через региональный реестр перевозчиков легковых такси, тогда как сведения о транспортных средствах, которые перевозчик вправе использовать — через региональный реестр легковых такси.

При этом ответственность не будет распространяться на такси-сервисы, которые вовремя уведомили уполномоченный орган об отсутствии технической возможности получения актуальных сведений из реестров, а уполномоченный орган не передал эти сведения другим способом не позднее чем за сутки до дня, в который был причинен вред.

Солидарную ответственность с перевозчиком служба заказа такси будет нести и в случае причинения вреда пассажиру, если водителем такси имеет статус самозанятого, однако его ОСАГО не смогло покрыть реальный ущерб от инцидента.

В обоих этих случаях сервис заказа такси вправе в дальнейшем взыскать сумму, выплаченную за причинение указанного вреда, в полном объеме непосредственно с лица, причинившего вред.

Полную ответственность перед пассажиром за вред, причиненный в результате поездки на такси, сервис заказа такси будет нести в том случае, если заказчик не был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика, или если данные были предоставлены корректно, однако в реестрах нет всех разрешающих статусов водителя.

Также для агрегаторов предлагается ввести ответственность за передачу заказов перевозчикам, игнорирующим нормы времени управления транспортным средством и отдыха.

Предпринимателям федеральный закон о такси 2021 предписывает условия, согласно которым вести деятельность разрешается не только имея собственный транспорт, но и используя арендованный автомобиль, машину, оформленную в лизинг. Неизменным остается требование о водительском стаже от трех лет. ТО автомобиля нужно проходить с той же регулярностью, что и при владении личным транспортным средством. Также для допуска к работе необходимо соблюсти следующие требования:

  • оформление кузова (оно регламентируется местными компетентными органами, может предусматривать различные варианты)
  • установка таксометра
  • специальная лампа на крыше (фирменный треугольник с подсветкой и надписью

Принят закон о такси 2021, и теперь, если хотя бы одно из требований не соблюдено, то штраф составляет для водителей 3 000 рублей, для должностных лиц 10 000 и для коммерческих юридических фирм 50000 руб. Когда водитель не имеет при себе лицензии, дополнительный штраф составит ещё 5 000 руб. Также обязательна отчётность перед потребителем в виде квитанции или чека. Их отсутствие подразумевают штраф от 1 000 до 30 000 рублей (для юридических лиц).

Размер штрафа за отсутствие разрешения на такси в 2022

Размер штрафа за отсутствие разрешения такси указан в п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Нарушение

Наказание

Гражданин

Должностное лицо

Юрлицо

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно

Штраф

2 000 – 2 500 руб.

с

возможной конфискацией автотранспорта

Штраф

4 000 – 5 000 руб.

с

возможной конфискацией автотранспорта

Штраф

40 000 – 50 000 руб.

с

возможной конфискацией автотранспорта

Порядок назначения штрафа за перевозку пассажиров без лицензии

Водители такси достаточно часто проверяются сотрудниками ГИБДД на дороге. Проверяют наличие документов, в том числе разрешения на работу такси.

Кроме сотрудников ГИБДД правом проверять водителей и перевозчиков наделены государственные транспортные инспекторы — должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (Ространснадзор).

Рейды проводятся регулярно и часто бывают совместными.

Если проверяющий обнаружил нарушение и начал составлять протокол, водитель вправе
— вносить в него свои пояснения и (или) возражения,
— вносить в протокол ходатайства (например, о рассмотрении дела по месту жительства).

Обычно протокол составляется сразу, но если приходится искать паспортные данные владельца, то в течение 2 суток с момента выявления нарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).

Правила перевозки пассажиров в такси и требования к таксистам

Понятие легкового такси закреплено в постановлении Правительства РФ № 112 от 14.02.2009 г. Это автомобиль категории М1, используемый для перевозки людей и их багажа по публичному договору.

Правила перевозки закреплены в разделе 4 документа. Пассажир не имеет права вносить свои правки в договор фрахтования, так как отдельное соглашение не заключается. При заказе он соглашается с действующими условиями.

Клиента информируют о подаче машины. В салоне должна быть информация о:

  • наименовании перевозчика
  • правилах пользования транспортом;
  • тарифах;
  • водителе (Ф.И.О., фото и т.д.);
  • сведения о госоргане, контролирующем перевозки такси.

Лицензирование такси, как получить лицензию, процедура по шагам

Перевозка пассажиров не подлежит лицензированию. Заинтересованному лицу требуется только разрешение на работу. Его выдают организациям или ИП в органе, который на уровне субъекта федерации занимается регулированием отношений в сфере транспорта.

Потребуются следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт гражданина (или уставные документы организации);
  • свидетельство о регистрации машины;
  • копия договора аренды или иного соглашения, если автомобиль не в собственности заявителя.

В заявлении должны быть следующие данные:

  • Ф.И.О. ИП или наименование организации;
  • юридический адрес;
  • ИНН;
  • контактные данные (телефон, электронная почта).

Государственные органы обязаны выдавать разрешения всем заявителям, которые имеют в собственности или в пользовании легковые автомобили.

Физлицам могут разрешить оказывать услуги такси с 1 января

?

Новый законопроект абсолютно не решает проблемы, существующие на рынке такси, считает директор по развитию «Петербургского такси 068» (такси полного цикла) Виктор Соловьев. «Вас должно было насторожить, что агрегаторы с радостью восприняли эту редакцию», — отметил он. Основная его претензия к проекту — не прописана ответственность агрегаторов за выпуск автомобилей, которая есть у перевозчиков, «за медицинский контроль, за то, чтобы водители не перерабатывали, не уставали, не засыпали за рулем, не употребляли наркотики и так далее». По мнению Соловьева, надо определиться: если агрегатор позиционирует себя как информационная площадка, то он не должен устанавливать тарифы. В ином случае он должен нести ответственность как перевозчик. Еще один важный момент, считает он, закон не учитывает. Это отсутствие системы допуска водителей, в результате в такси может работать почти кто угодно. Поэтому нужно выдавать разрешение не на автомобиль такси, а на водителя.

Коммерческий директор «Старого такси» Алексей Щербак считает, что проблема качества перевозок во многом связана с появлением агрегаторов, которые не имеют материальных обязательств по перевозке и при этом опускают цены. В результате водители, чтобы отбить затраты на бензин, комиссию и аренду автомобиля, вынуждены работать по 12 часов. Они устают и чаще попадают в аварии. Опытные таксисты уходят, а их место занимают иностранцы, которые зачастую не знают города и русского языка. Щербак тоже говорит о необходимости выдачи разрешений водителям, а не на машину. «Сейчас у водителя ничего не должно быть, кроме прав. Никто не отслеживает по факту прохождение медкомиссии и техосмотров. Люди ездят с пачкой липовых путевых листов, и никто этим не занимается. Мне кажется, что существующий подход со стороны государства в сфере контроля качества немного неправильный, и агрегаторы этим пользуются», — говорит он.

?

Директор института экономики транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин называет законопроект конфликтным. В нем, по его словам, отражена дискуссия, которая ведется по всему миру, связанная со статусом агрегаторов. «Агрегатор везде говорит: я информационная доска, я ни за что не отвечаю. А бизнес и профсоюзы говорят: ты работодатель и должен взять на себя все его обязанности. Обе точки зрения имеют право на существование», — говорит он и добавляет, что возможны разные варианты распределения полномочий между агрегаторами и другими участниками рынка, и какой из них окажется в итоговом проекте, пока неясно. Важным пунктом законопроекта, по его мнению, должно стать ужесточение допуска в профессию, так как на рынке полно водителей, не имеющих национального водительского удостоверения, не знающих языка. В США, например, это невозможно.

Читайте также:  Благодарности клиентов АО «СК БИТЭКС»

Законопроект в целом «намного лучше», чем предыдущие версии, считает председатель комитета Московской ТПП по развитию таксомоторных перевозок Богдан Коношенко. Вопросы вызывает пункт об ограничении числа разрешений (нужно уточнить, что учитываются только действующие, а не все) и о необходимости аттестации на знание города (если речь идет об основных достопримечательностях, это допустимо, а если о расположении улиц, то современные средства навигации вполне с этим справляются). Также он считает, что не совсем справедливо налагать ответственность за последствия ДТП на агрегатора, если он передал заказ перевозчику, который действует по закону. А в ином случае его и так накажут — оштрафуют на 100–200 тыс. рублей, что должно отбить желание работать с нелегальными перевозчиками.

По мнению председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, концептуально предложенный законопроект гораздо лучше, чем предыдущий, и его нужно принимать в первом чтении, а потом уже дорабатывать. В частности, он считает важным прописать право государства устанавливать тарифы или понятные правила их формирования, «потому что во время праздников или каких-то форс-мажорных ситуаций тарифы вырастают в разы». Также, уверен он, нужно выдавать разрешения на водителя и создать единый федеральный реестр автомобилей такси, чтобы пассажиры, чьи права нарушены, могли вносить водителей в черный список.

В конце декабря 2017 года сообщалось, что таксистам планируют разрешить работать на основе патента. Тогда о этом рассказал министр финансов Джамшид Кучкаров, который сообщил, что предложение разработано в целях повышения уровня легализации доходов.

Уточнялось, что нововведение планируется распространить на транспорт, в котором не больше четырех пассажирских мест.

В январе 2018 года стало известно, что предложение разрешить частникам оказывать услуги такси на основе патента было раскритиковано (кем именно не уточнялось).

Отмечалось, что «в этой ситуации жизнь пассажиров и водителей остается под угрозой, и в целом нет единого подхода ко всем аспектам».

В первую очередь здесь имеются в виду междугородние перевозчики и отчасти те таксисты, что работают, не будучи членами определенных объединений:

«Безусловно, эта услуга нуждается в патентовании, но если сейчас трезво оценивать ситуацию, то очевидно, что мы в 2018 году к таким изменениям не готовы», — сказал тогда заместитель министра финансов Ахадбек Хайдаров.

Замминистра отметил, что «в общем счете и не ожидалось, что патентование этой услуги приведет к большому потоку финансовых поступлений».

В апреле был опубликован проект указа президента «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса», где было предусмотрено разрешение ИП оказывать услуги такси, а также отмена требований по установке в линейных такси контрольно-кассовых машин и средств радиосвязи.

Однако в окончательную редакцию указа, подписанную главой государства, эти предложения не вошли.

В Министерстве юстиции это объяснили тем, что на основе поступивших от пользователей предложений в проект указа были внесены правки.

«Что же касается пункта о предоставлении ИП права оказывать услуги такси, то он не попал в окончательную редакцию, так как было принято решение еще раз дополнительно изучить этот вопрос», — отмечали в ведомстве.

В Минюсте обращали внимание на пункт №7 окончательной редакции указа, где говорится, что министерствам, ведомствам и организациям поручено продолжить работу по кардинальному улучшению условий для ведения бизнеса, в том числе, с учетом зарубежного опыта и на основе опроса целевой аудитории.

«То есть, работы в этом направлении продолжаются», — говорилось в сообщении ведомства.

Представители рынка критикуют тот факт, что оказывать услуги такси можно только юрлицам:

«На сегодняшний день выдано около 4000 лицензий на не маршрутное такси по Узбекистану. Около 70 тысяч машин таксуют на дорогах Узбекистана. 94,3% из них таксует без лицензий. 4000 тысяч машин платят налог 2,7 млрд сумов в год. При переходе на патентную систему от 70 тысяч водителей (по 1 МРЗП) государство будет получать 43 трлн сумов в год (на 159 000% больше). Это десятки тысяч новых рабочих мест», — говорил сооснователь MyTaxi Акмаль Пайзиев.

Пайзиев отмечал, что все водители с удовольствием начали бы принимать карты UzCard через Click и Payme. Что касается контроля, о котором шла речь выше, то сделать это можно используя технологии.

«Пусть позовут нас, объясним и покажем, как это делается», — говорил Пайзиев.

Рустам Шамурадов, основатель и руководитель Taxi.uz, отмечал, что если ИП разрешат оказывать заниматься частным извозом, вырастет количество легальных такси и поступление денежных средств в бюджет. По мнению экспертов, в Ташкенте ежедневно около 15 тыс. водителей таксуют без лицензии.

«Работа такси на основе патента позволит уменьшить безработицу и увеличить сумму пенсии. Сейчас огромная армия нелегальных таксистов социально не защищена. Если сектор выйдет из тени, бывшие бомбилы будут проходить медицинский осмотр, а их автомобили — техосмотр, это плюс к безопасности пассажиров. Кроме того, в случае нарушения при перевозке пассажиров водителя такси можно будет найти и привлечь к ответственности», — говорил Шамурадов.

Предприниматель отмечал, что, в целом, качество обслуживания улучшится, сервис станет привлекательнее, в том числе для туристов. Сумма поездки будет фиксирована. Отрасль начнет подниматься с колен.

Такси без шашечек объявлены вне закона

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Читайте также:  О дееспособности несовершеннолетних

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Лицензия выдается региональным Министерством транспорта или Департаментом дорожного хозяйства и транспорта. Либо другим ведомством, отвечающим за транспорт в регионе.

Для получения лицензии нужно подать заявление в этот орган письменно или через госуслуги.

К заявлению приложить копии:

  • паспорта;
  • СТС автомобилей, на которых планируется возить пассажиров;
  • договора лизинга или аренды авто, заверенные заявителем, либо нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством.

Разрешение выдается на каждую машину сроком на 5 лет. Документ всегда должен быть в машине, чтобы можно было показать его проверяющему или пассажиру.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *