Уклонение от уплаты таможенных платежей: способы, ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уклонение от уплаты таможенных платежей: способы, ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В области ВЭД законодательство сегодня достаточно сложное. С одной стороны, введены суровые меры по наказанию за отказ от своих обязательств, с другой стороны, существует целый ряд привилегий, исключений и послаблений для предпринимателей и частных лиц. Именно поэтому нередко возникают обвинения в умышленном искажении назначения груза, в занижении его стоимости, в искажении фактов о его происхождении. Все это действительно может стать причиной для обвинения, но не обязательно по статье 194 УК РФ.

Основные способы уклонения:

  • Занижение реальной стоимости товаров, чтобы снизить налогооблагаемую базу, как следствие — снизить общий размер таможенных пошлин.
  • Укрытие перемещаемого груза — человек может не указать в декларации некоторые товары и не уплатить за него таможенные пошлины.
  • Предоставление недостоверной информации с целью занижения налоговой базы или освобождения от уплаты тех или иных пошлин (например, алкогольные напитки могут быть указаны в декларации в качестве безалкогольных напитков — а значит, платить алкогольный акциз на них не придётся).

Фактически все противоправные действия, подпадающие под уклонение от уплаты таможенных платежей, связаны с прямым обманом — человек предоставляет работникам таможни поддельные документы с целью занижения налогооблагаемой базы либо для полного освобождения от уплаты налогов. Также человек может не обманывать таможенников напрямую, а просто не раскрывать всю правду (например, он может попытаться провезти через границу товар, которого нет в декларации).

Комментарий к статье 194 УК РФ

1. Предмет преступления — таможенные платежи. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми:

— занижение стоимости перемещаемых товаров;

— сокрытие товаров;

— неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.

3. Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды, то привлечение к ответственности по ст. 188 УК охватывает факт неуплаты таможенных платежей и дополнительной квалификации по ст. 194 при этом не требуется.

Платить ли пени в связи с необходимостью доплаты таможенных платежей?

На практике нередки ситуации, когда процедура определения таможенной стоимости товаров к моменту их декларирования не завершена по объективным причинам (окончательная цена товара зависит от котировок на бирже), в силу чего декларанты вынуждены исчислять и уплачивать таможенные платежи с «условной» таможенной стоимости.

Если в дальнейшем происходит корректировка таможенной стоимости в большую сторону, таможенный орган требует от декларанта не только доплатить таможенные платежи, но и уплатить соответствующие суммы пени. Но правомерны ли такие действия, учитывая невозможность определения окончательной таможенной стоимости в момент декларирования товара?
Согласно общему правилу, установленному ст.349 ТК РФ, пени уплачиваются при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный п.1 ст.329 ТК РФ срок (просрочке).

Для более детального уяснения сути данного вида платежей следует обратиться к НК РФ, нормы которого применяются к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей в силу последнего абзаца п.1 ст.3 ТК РФ.

В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, уплачиваемая в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Кроме того, следует отметить, что сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2 ст.75 НК РФ). Данное нормативное положение иллюстрирует отличия правовой природы пеней и штрафа, заключающиеся в следующем.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, что в равной мере относится и к таможенным платежам.

В целях обеспечения выполнения этой публичной обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Меры принуждения, используемые законодателем, подразделяются на правовосстановительные, обеспечивающие исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, и штрафные, применяемые к налогоплательщику в качестве мер ответственности (наказания).

Так, Конституционный Суд РФ в постановлении от 15.07.1999 г. № 11-П указал:

«…к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика — юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.

…иного рода меры, …а именно взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика».

Аналогичным образом Конституционный суд РФ трактует пени и в определениях от 03.04.2007 г. №334-О, от 27.12.2005 г. №503-О, от 12.05.2003 г. №175-О, что говорит о неизменности его позиции с течением времени.

Отсюда следует, что основанием для взыскания пени выступает не правонарушение, а недоимка — несвоевременно и не полностью уплаченная сумма налога; взыскание пени обусловлено исключительно просрочкой исполнения налоговой обязанности, независимо от того, является просрочка результатом правонарушения или нет.

Также следует отметить, что назначение пени преследует цель компенсировать потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Главная задача пени состоит в том, чтобы простимулировать нарушителя и добиться надлежащего исполнения налоговой обязанности, а не наказать его.

Яркой иллюстрацией данного довода служит постановление Конституционного суда РФ от 14.07.2005 г. №9-П, в котором он указал следующее:

«Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу ст.57 Конституции РФ, имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, — иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом».

Читайте также:  Как оформляется декрет в 2022 году

Другой особенностью пеней, обусловленной их правовой природой, является начисление пеней независимо от вины налогоплательщика, только лишь на основании факта просрочки внесения таможенных платежей.

В этом состоит еще одно принципиальное отличие пеней от штрафов, для применения которых доказывание вины (умысла или неосторожности) является обязательным.

Так, в п.18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 г. №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», специально подчеркивается, что «в силу статей 106, 108 и 109 Кодекса вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (статьи 72 и 75)».

Основные особенности пеней, рассмотренные выше, позволяют авторам сделать вывод о правомерности начисления декларанту пеней в случае корректировки таможенной стоимости товара в бОльшую сторону, а также о соответствии официальной позиции ГТК, отраженной в письмах от 31.05.2000 г. №01-06/14438, от 07.07.04г. №01-06/24875, действующему законодательству.

По данному вопросу имеется и устойчивая судебно-арбитражная практика, признающая законным начисление пеней на сумму неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, налогов, начисленных таможенным органом в связи с корректировкой таможенной стоимости (например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.08.2007 г. по делу №Ф03-А59/07-2/3274, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.04.2007 г. по делу №Ф03-А51/07-2/692, постановление ФАС Центрального округа от 11.07.2007 г. по делу №А14-15287-2006/722/14).

Что делать, если вас обвиняют в уклонении от таможенных платежей? Государственная система делает все возможное, чтобы наказывать тех, кто не уплачивает деньги в бюджет. Если вас подозревают в преступлении, первое, что необходимо сделать — обратиться к адвокату.

Ситуации бывают разные: умышленное нарушение закона, незнание таможенных правил, допущены ошибки в документах. Задача адвоката — выяснить, было ли в действительности совершено преступление, и обеспечить защиту ваших прав. Если же состава нет, но вас пытаются уличить, адвокат поможет собрать доказательства и добиться снятия обвинений.

  • Вы действительно нарушали закон, действуя из корыстных побуждений. Признание вины, правильно подобранная линия защиты, наличие смягчающих обстоятельств позволят снизить меру наказания. По итогу вместо лишения свободы можно получить только штраф.
  • Вы должностное лицо в организации, которая нарушила закон и вас обвиняют в преступлении. Здесь предстоит выяснить, насколько правомерны обвинения, действительно ли вы являетесь должностным лицом и при каких обстоятельствах нарушался закон. Нередко выясняется, что руководство стремится перенести ответственность на подчиненных, являясь в это время инициатором преступных деяний.
  • Деятельность компании рассматривается как работа организованной группы. По сути, каждый сотрудник просто выполнял работу, но со стороны правоохранительных органов это выглядит как преступление, совершенное организованной группой и квалифицироваться по 4-й части статьи.
  • Ошибки в заполнении документов. Необходимо выяснить наличие состава преступления и умысел. Ошибка может обойтись дорого, и чтобы обезопасить себя, обратитесь к адвокату.
  • Неграмотность, незнание закона. «Конкуренты сделали так, и мы так сделаем». Порой это стоит денег, репутации и свободы. Незнание закона не освобождает от ответственности. Если вам предлагают сомнительные способы ввоза товара в целях экономии, заранее проконсультируйтесь с юристом и изучите закон.

Чего может помочь добиться адвокат?

  • прекращения уголовного дела;
  • переквалификации преступления и смягчения наказания;
  • пересмотра дела и оправдания подзащитного;
  • назначения только основного наказания, без дополнительного;
  • назначения более мягкого наказания.

Комментарий к статье 194 УК РФ

Все таможенные обложения указаны в статье 70 ТК и ТС. Таможенным, Налоговым Кодексами Российской республики даётся разъяснение понятий о платежах(гл. 21 – 22 НК, раздел 2 ТК).

  1. Основание взносов.
  2. Срок.
  3. Плательщик.
  4. Правило выплат.

Гражданами выполняются указанные законодательством правила, чтобы в дальнейшем не попасть под уголовное преследование.

  • пошлина на импорт товара;
  • таможенные отчисления при экспорте продукции;
  • выплата НДС при ввозе предметов чрез кордон;
  • акцизное отчисление на доставку изделий чрез таможенную границу;
  • таможенное обложение.

Обязанности по отчислениям таможенного сбора, налога наступают после пересечения товаром таможенного кордона.

  1. Ввоза продукции.
  2. Вывоза изделий после разрешения таможенного органа на убывание с таможенных территорий.

Другой комментарий к ст. 194 Уголовного кодекса

В ст. 194 УК РФ комментарий указывает, предметом правонарушения может стать таможенный налог:

  1. Мытная пошлина на оплату импорта.
  2. Налог на вывоз.
  3. НДС, взимающийся за экспорт предметов чрез таможенные кордоны.
  4. Обязательный акцизный налог, берущийся на мытной территории.

Собирающиеся суммы относят к таможенным сборам. Исчисление налоговой пошлины происходит от мытной цены и численности продукции.

Сбор и налог оплачивает декларант, другие субъекты с полномочиями. Правонарушение характеризуется невнесением платежей в таможенный орган в больших объёмах, для физлиц сумма составляет 1млн руб., для организаций – 2 млн руб.

  1. Снижение цены перемещаемой продукции.
  2. Сокрытие предметов.
  3. Ложные сведения о мытном режиме.
  4. Неправдивые данные о стране-производителе товаров.

Бывают случаи, когда при полной или неполной оплате мытной пошлины, налога в указанную дату таможенная инстанция взыскивает их принудительно.

Данное действие производят не позже 10 дней после выявления факта невыплаты сборов. Соответствующими органами плательщику направляется требование о необходимости положенных выплат.

На исполнение этих требований даётся 20 дней с момента получения требования.

  • возбуждение уголовного дела;
  • принудительное взыскание.

Правонарушение считается оконченным с даты завершения срока, определённого для выплаты мытного платежа. К ответу за выплаты привлекаются декларанты и лица, декларирующие продукцию самостоятельно. Брокеры также отвечают за неверную оплату таможенной пошлины, налога.

Налоговые обязательства

В 2021 г. правоотношения по транспортировке объектов путем пересечения госграницы Российской Федерации координируются нормами Таможенного кодекса ЕЭС. Документ вступил в силу с начала года, полностью заменил прежнее законодательство по этой сфере международной деятельности. Основная цель нового регламента – минимизация бумажных документов, оцифровка данных и ведение документооборота в электронной форме. Такие действия позволят сократить время обмена информацией и ускорят процесс перевозки грузов.

Процедура исчисления таможенных пошлин, порядок их уплаты описаны главой 7 ТК ЕЭС. Согласно ст. 51 настоящего кодекса объектами обложения сборами являются все товары, перемещаемые через государственную границу участников Союза. Для определения суммы бюджетного платежа понадобится таможенная стоимость и физические характеристики перевозимых предметов и грузов.

В соответствии со статьей 54 вышеуказанного закона обязанность по уплате таможенных сборов возникает у предприятий и физических лиц. Различают пять видов пошлин, подлежащих обязательному перечислению в бюджет:

  • Сбор за ввоз и вывоз товарно-материальных ценностей.
  • НДС со стоимости объектов, ввозимых на территорию государств Союза.
  • Акцизный налог.
  • Таможенные взносы.

Лицо должно уплачивать таможенные пошлины при пересечении границы

Налог не уплачивается, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • Объект уничтожен в результате аварий, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий.
  • Продукция предназначена для использования федеральной структурой.
  • Стоимость перемещаемых грузов не превышает предельную величину.
  • Действует льготное налогообложение, освобождающее плательщика от уплаты бюджетного взноса.

Обязанность по перечислению таможенного платежа признается исполненной, когда подтверждены нижеперечисленные факты:

  • С банковского счета плательщика списана необходимая сумма.
  • Кассой таможенного органа приняты наличные денежные средства.
  • Ранее излишне перечисленные пошлины зачтены в счет погашения текущих обязательств по инициативе получателя груза или контролирующего органа.
  • При перечислении средств посредником по договорам поручительства, банковской гарантии, залога, страхования.
  • Покрытие задолженности стоимостью товаров, по которым предусмотрена уплата пошлины.

Методика расследования

Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, необходимо доказать факт совершения преступления. Когда речь заходит об уклонении от уплаты таможенных платежей, возникает немало проблем с расследованием. Например, для этого по закону предоставляется только 15 дней.

В течение этого времени необходимо проверить большое количество документов и совершить иные следственные мероприятия. Что касается документов, то это не только налоговая декларация, но и другие официальны бумаги, черновики, блокноты и т. д. Естественно, 15 дней мало, особенно если действует группа лиц и нужно определить личности всех преступников.

Читайте также:  Новые выплаты многодетным семьям в 2023 году от 200 тыс. до 1 млн. рублей

Таможенные органы могут самостоятельно проводить дознание. Но только в том случае, когда подозреваемое лицо уже установлено. На практике большая часть следственных мероприятий, осуществляемых сотрудниками таможни, проводятся без реального подозреваемого.

Во время следствия необходимо выяснить следующее:

  • установление места, времени и субъекта, который переместил товар через границу;
  • определение размера неуплаченной суммы;
  • определение способа, с помощью которого злоумышленник нарушил закон.

После этого возможно изъятие товара и преодоление вмешательства нарушителя в расследование.

Справка: что касается проблем с привлечением лица к ответственности, то к ним относится несовершенство процедуры поимки нарушителя, длительные судебные разбирательства и т. д.

Методы отказа от уплаты сбора

Несомненно, таможенные пошлины существенно увеличивают конечную стоимость поставляемых товаров. Поэтому многие перевозчики прибегают к различным хитростям и уловкам, чтобы снизить размер бюджетного сбора или полностью избавиться от него. Один момент – когда плательщик использует законные льготы, а другой – невыплата на противозаконных основаниях.

Любой из способов уклонения от уплаты пошлины наказуем

На практике выделяют три основных способа ухода от уплаты пошлины за ввоз и вывоз товаров через государственную границу:

  1. Уменьшение фактической стоимости продукции – за счет падения налогооблагаемой базы минимизируется величина сбора.
  2. Сокрытие информации о перевозимом грузе – очень часто мелкогабаритные объекты прячут в пространстве между другими предметами, надеясь провезти их незамеченными.
  3. Подлог номенклатуры – в таможенную документацию вписываются названия продуктов, имеющих пониженную ставку налогов (например, безалкогольные напитки вместо крепких спиртных позволят значительно снизить сумму платежа за счет отсутствия акцизы).

Фактически любое из вышеуказанных действий является уклонением от уплаты таможенных платежей и подлежит наказанию в соответствии с УК РФ. Обман фиксируется по недостоверной информации в документации, сокрытии информации об объектах. То есть плательщик намеренно обманывает работника контролирующего органа, наделенного соответствующими полномочиями.

Стоит отметить, что невнесение данных равноценно указу заведомо ложной информации. Наказание ожидает любого нарушителя, независимо от пола, религиозной принадлежности, гражданства и вида предпринимательской деятельности.

Другой комментарий к статье 194 УК РФ

1. Предмет преступления — таможенные платежи. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми:

— занижение стоимости перемещаемых товаров;

— сокрытие товаров;

— неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.

3. Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды, то привлечение к ответственности по ст. 188 УК охватывает факт неуплаты таможенных платежей и дополнительной квалификации по ст. 194 при этом не требуется.

В качестве субъекта, который может привлекаться к ответственности, вступает лицо, на которое возлагается обязанность совершить таможенные платежи (налоги и пошлины). По 79-й статье ТК ТС им является декларант. Понятие этого субъекта раскрывается в п. 1 четвертой статьи указанного кодекса. Если декларирование осуществляет таможенный представитель, то, соответственно, обязанным лицом становится он. Перечень ответственных субъектов за отчисление сбора определяется в ст. 79 в зависимости от его вида.

Кроме этого, по смыслу рассматриваемой нормы к ответственности может привлекаться и должностное лицо, которое воспользовалось служебным статусом для совершения преступления. Вместе с этим виновные могут состоять в группе, организованной в том числе. В нее входят как обычные граждане, так и должностные лица. Преступление будет в таких случаях рассматриваться как соисполнительство, без отсылки к статье 33 УК. Использование служебного статуса должно вменяться не только должностным лицам, но и прочим участникам группы, если обстоятельства были охвачены их умыслом. Это обусловливается повышенной опасностью деяния каждого такого субъекта.

Возникновение таможенного обложения на территории России: функции таможенных пошлин и их правовая природа

Пошлины (сборы) с продаваемых предметов издавна взимались на Руси. История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. Тем не менее, в III веке до нашей эры в г. Тарифа (в нынешней Андалусии), в провинции Кадис на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлин (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товара) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города — тариф.

Что касается нашего государства, то организация таможенно-пошлинного обложения была известна ещё в Древней Руси. Дошедшие до нас договоры киевских князей с греками, Византией (907, 911, 945, 971 гг.) упоминают таможенные обычаи как издавна бытовавшие на Руси явления. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт, или мыто — сбор за провоз товаров через заставы. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках «мытник» или «мытчик» -сборщик пошлин. В Русской правде, мытник-сборщик рассматривается как законный свидетель в случае возникновения спора по поводу проданной вещи.

Таможенные пошлины существовали и в Киевской Руси. Однако, каждый феодал создавал свою собственную границу и в пределах своих владений изобретал собственную систему таможенных пошлин, которая была подчинена целям личного обогащения. Таможенные сборы той поры выполняли преимущественно фискальную функцию, являясь основным, если не единственным, источником доходов местных князей и правителей.

Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие, торговые, за обслуживание и штрафные. Первоначально они взимались с известного количества товаров — с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества4.

Всего взималось до 40 различного рода и наименования пошлин. Важнейшими из них были тамга, явка, осмничее и некоторые другие, имевшие ярко выраженный фискальный характер и взимавшиеся «во имя права князя требовать известных платежей от подданных». Не существовало различий в обложении товаров отечественного и иностранного происхождения. Всё внимание государственной власти при установлении пошлин было сосредоточено на субъекте торговли.

Таким образом, можно утверждать о сложившейся в удельное время сложной и запутанной системе таможенных сборов как государственного, так и частноправового характера. Один и тот же товар, предназначавшийся для продажи, облагался несколькими видами сборов, которые взыскивались независимо друг от друга. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон, в энциклопедическом словаре «Россия», характеризуя таможенные сборы и платежи на ранних стадиях развития Российского государства отмечали, что: «… внутренние таможенные сборы России состояли из чрезвычайно запутанной и сложной массы разнообразных платежей, взимавшихся на каждом шагу движения товаров от производителей к потребителям: при провозе товаров по дорогам и рекам, при ввозе их в города, при складе в амбарах и гостиных дворах, при взвешивании, при продаже и т.п.» .

Вместе с тем, несмотря на многосложность и запутанность, эта система взимания таможенных пошлин не была лишена смысла, так как пошлины взимались с товара, соизмерялись с количеством и другими его характеристиками, увеличивающими или уменьшающими сумму налога, дифференцировались в зависимости от плательщиков и т.д.

Таким образом, государство искало новые пути и способы взимания таможенных пошлин для поддержки российского купечества и развития отечественного производства.

Завоевание русских земель татаро-монгольскими племенами привело к закреплению в русском языке термина «тамга», означавшего в переводе с тюркского знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на имуществе, принадлежавшем роду. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал называться у русских «тамгой». Вскоре так стали именовать пошлины, взимавшиеся при торговле на рынках и ярмарках. От слова «тамга был образован глагол «тамжить», то есть облагать товар пошлиной, а место, где товар «тамжили», стало называться таможней. Служилый человек, в прошлом называвшийся мытником или пятенщиком, стал называться «таможенником». Таким образом, к XII в. многие историки относят возникновение таможен на Руси.

Читайте также:  Забирают ли служить в армию с заочного отделения ВУЗов?

Первым нормативным актом, регулирующим таможенное обложение в России, можно считать Судебник 1550 г., которым предусматривались таможенные сборы за клеймение лошадей, поскольку коневодство в условиях феодального государства было важнейшей отраслью хозяйства. Однако существовавшие в то время таможенные органы не были еще государственными. Взимание пошлин было отдано на откуп частным лицам, что вызывало большое недовольство со стороны купцов и торговых людей.

В середине XVII в. заметно повышается роль купечества, верхушка которого по поручению правительства торговала за границей пушниной и различным сырьем, закупала продовольствие для армии, подряжалась на строительные работы, собирала налоги, таможенные и кабацкие деньги. В предписаниях Соборного Уложения 1649 г. дворяне, дети боярские, иноземцы и всякие служивые люди, а также их прислуга и припасы освобождались от уплаты внутренних таможенных платежей: мыта, перевозов, мостовщины.

Подобной же привилегией пользовались государевы гонцы, посланные по службе. Купцам такой привилегии не дали. Кроме того, иностранные торговцы уравнивались в правах с русскими, и таможенную пошлину иностранные купцы платили большую, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.

Пестрота таможенных пошлин сохранялась до середины XVII в., когда в России объективно назревали таможенные реформы. Дифференциальные таможенные пошлины замедляли экономическое развитие государства.

В 1653 г. 25 октября Алексеем Михайловичем был подписан Именной Указ (в историографии таможенного дела он рассматривается как Таможенный устав 1653 г.) с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров» . Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени более сорока), вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины.

Согласно Указу, пошлины с иноземцев были несколько повышены, также определялись ставки сборов за различные товары, отменялись некоторые продажные пошлины, сохранялись сборы на гостиных дворах и при перевозках через большие реки.

Комментарий к статье 195 УК РФ

1. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки банкротства имеют место, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены должником в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Если должником является гражданин (индивидуальный предприниматель), то сумма его обязательств должна к тому же превышать стоимость принадлежащего ему имущества. В отношении должника, являющегося кредитной организацией, предусмотрен 14-дневный срок неисполнения соответствующих обязательств и условия недостаточности стоимости его имущества (активов) для погашения соответствующей задолженности.

2. Предметом преступления является имущество несостоятельного должника.

3. Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 195) включает в себя деяние (сокрытие, передачу, отчуждение или уничтожение имущества должника, а также сокрытие, уничтожение, фальсификацию бухгалтерских и иных учетных документов), совершенное при наличии признаков банкротства (см. п. 1 комментария), и последствие этого деяния, выраженное в причинении крупного ущерба (свыше 1 млн. 500 тыс. руб.). Между деянием и последствием должна существовать причинная связь.

4. Субъект преступления – лицо, которое фактически или на основании правового акта вправе выполнять соответствующие действия:

– индивидуальный предприниматель;

– руководитель организации-должника;

– учредитель (участник) юридического лица – должника;

– лицо, входящее в состав временной администрации, назначенное судом в целях проведения различных процедур банкротства;

– арбитражный управляющий, а также различные управленческие работники организации-должника.

5. Объективная сторона преступления по ч. 2 комментируемой статьи включает в себя деяние, выраженное в неправомерном удовлетворении имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим кредиторам, совершенное при наличии признаков банкротства. Указанное деяние заключается в нарушении правил и очередности удовлетворения требований кредиторов, установленных законодательством.

6. Преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба.

7. Субъект преступления (ч. 2 ст. 195) специальный: руководитель юридического лица, его учредитель (участник) либо индивидуальный предприниматель.

8. Объективная сторона преступления по ч. 3 ст. 195 характеризуется воспрепятствованием деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации или иной финансовой организации, совершенным в определенной обстановке несостоятельности (когда функции руководителя возложены на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации). Последствия преступления выражаются в причинении крупного ущерба.

9. В отношении кредитной организации или иной финансовой организации (страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов) сфера применения ч. 3 комментируемой статьи является более широкой. Это объясняется тем, что функции руководителя могут быть возложены на руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации еще в преддверии появления признаков банкротства.

10. В комментируемой статье не указаны все возможные виды действий (бездействия), которые образуют объективную сторону, преступлением следует признавать любые действия (бездействие), если они мешают арбитражному управляющему или руководителю временной администрации кредитной или иной финансовой организации выполнять возложенные на них законом обязанности, что повлекло последствие в виде крупного ущерба. Уклонение или отказ от передачи документов или имущества упомянуты в законе как разновидность воспрепятствования деятельности арбитражного управляющего или руководителя временной администрации.

11. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

12. Субъектом преступления по ч. 3 ст. 195 может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Второй комментарий к Ст. 194 УК РФ

1. Предметом выступают таможенные платежи, к которым относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

5) таможенные сборы (ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

2. Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере.

3. Уклонение состоит в умышленной неуплате таможенных платежей по истечении установленных сроков; формы уклонения могут быть различными: занижение таможенной стоимости товаров, прямой отказ от уплаты, перемена места жительства и т.д.

Крупный размер есть тогда, когда сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей.

4. Состав — формальный.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

6. Субъект — как физические лица, так и представители (руководители и главные бухгалтеры) организаций, обязанные уплачивать таможенные платежи.

7. В ч. 2—4 ст. 194 УК предусмотрены квалифицирующие признаки.

Неуплата таможенных платежей — не выход из ситуации

В области ВЭД законодательство сегодня достаточно сложное. С одной стороны, введены суровые меры по наказанию за отказ от своих обязательств, с другой стороны, существует целый ряд привилегий, исключений и послаблений для предпринимателей и частных лиц. Именно поэтому нередко возникают обвинения в умышленном искажении назначения груза, в занижении его стоимости, в искажении фактов о его происхождении. Все это действительно может стать причиной для обвинения, но не обязательно по статье 194 УК РФ.

Также при возникновении подобной неприятной ситуации необходимо помнить, что существуют различные способы уплаты таможенных платежей, есть вероятность договориться с получателем сборов об отсрочке или рассрочке. Содействие юриста нашей компании в подобных делах позволит получить максимально выгодные условия даже в самых сложных случаях. Пишите в комментариях свой вопрос и мы поможем найти решение: профессионально и в срок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *