КОММЕРЧЕСКИЕ УНИТАРНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КОММЕРЧЕСКИЕ УНИТАРНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Финансы организаций, относящихся к коммерческим – это главное звено финансовой системы. Ими охвачено большинство процессов, направленных на производство, распределение, использование ВВП в денежной оценке. Есть другое определение, по которому финансы предприятий представляют собой денежные или иные взаимоотношения, возникающие при осуществлении разных видов предпринимательства, в результате формирования личного капитала, целевых денежных фондов, их использования, дальнейшего перераспределения.
В соответствии с Гражданским кодексом некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью и могут извлекать прибыль, но такая деятельность может быть только неосновной, побочной и осуществляться лишь в той степени, в которой это необходимо для их уставных целей. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. 7
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и Учредительный договор. Некоммерческие юридические лица имеют ряд иных особенностей, не характерных для коммерческих организаций. Так, в отличие от коммерческих, некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом, но и другими законами. Другое отличие некоммерческих юридических лиц от коммерческих состоит в том, что их правоспособность является специальной, т.е. некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом.
Существенным различием является также то, что некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов) не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению суда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае же ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на цели, для достижения которых была создана организация. Исключение составляют потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данной организации. И коммерческие, и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. Но некоммерческим организациям запрещено распределять полученную прибыль между своими участниками, а для коммерческих организаций такого запрета нет8.
В отличие от коммерческих организаций, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Только в одном случае законодатель ограничивает некоммерческие организации в осуществлении предпринимательской деятельности: ассоциации коммерческих организаций сами являются организациями некоммерческими, и если по решению участников ассоциации на нее возлагается ведение предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, т.е. по организационно-правовой форме превращается в коммерческую организацию; но тогда уже приобретается и право делить прибыль между участниками.
К ассоциациям некоммерческих организаций требование преобразования не относится, и, следовательно, ведение предпринимательской деятельности им не запрещено. Позиция, в соответствии с которой законодатель разрешает всем некоммерческим юридическим лицам (с соблюдением установленных правил) осуществлять предпринимательскую деятельность, представляется совершенно обоснованной, поскольку определенно можно сказать, что в современных условиях ни одна организация, самостоятельно осуществляющая хозяйственную деятельность, не сможет долгое время существовать только на добровольные взносы своих учредителей и пожертвования меценатов. К тому же в отдельных случаях сама организационно-правовая форма некоммерческого юридического лица предполагает распределение полученной прибыли между его участниками (например, потребительский кооператив). 9
Правоспособность юридических лиц — некоммерческих организаций всегда является специальной. Объем специальной правоспособности определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в ее учредительных документах. Отдельно рассматриваются юридические лица, осуществляющие деятельность, регулируемую в соответствии с Законом «О товарных биржах и биржевой торговле» — по своей сути они являются некоммерческими, но в законе явно не оговорена организационно-правовая форма.
В связи с этим в практике встречаются биржи в формах ЗАО (Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская фьючерсная биржа), некоммерческого партнерства (Московская фондовая биржа, Фондовая биржа «Санкт-Петербург»). Биржи могут создаваться и в других организационно-правовых формах. Учреждение некоммерческой организации представляется весьма перспективным, учитывая возможность практически неограниченного использования прибыли, полученной от такой деятельности, на уставные цели, к тому же условия налогообложения некоммерческих организаций, даже осуществляющих хозяйственную деятельность, гораздо благоприятнее, чем порядок уплаты налогов, установленный для всех видов коммерческих юридических лиц. В настоящее время получила широкое распространение практика создания автономных некоммерческих организаций для ведения бизнеса в сфере оказания платных услуг10.
Так, на сегодняшний день зарегистрированы и функционируют множество частных школ, вузов, детских садов, активно создаются частные больницы, поликлиники, организации спортивного профиля, оздоровительные центры, юридические консультации и иные подобные юридические лица. При этом имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, а также приобретенное или произведенное ею впоследствии, является собственностью самой организации. Учредители не отвечают по долгам автономной некоммерческой организации, как и сама организация не отвечает по обязательствам учредителей.
Некоммерческие организации могут быть не только благотворительными организациями, но и благополучателями, то есть получать благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев. Благотворительные пожертвования могут осуществляться в следующих формах:
— бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами. Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).
Сходства коммерческих и некоммерческих организаций
Коммерческие и некоммерческие организации имеют ряд сходств друг с другом:
- Наличие органов управления. И в коммерческих и в некоммерческих сообществах есть лица, которые ими управляют. По-другому они просто не смогли бы существовать.
- Собственное имущество. У обоих типов объединений есть материальная база (имущество) с помощью которой они осуществляют собственную деятельность: техника, недвижимость, деньги, гранты и другое.
- Независимая гражданско-правовая ответственность. Этот пункт опирается на предыдущий (собственное имущество). И коммерческие и народные компании несут самостоятельную ответственность за свое имущество перед кредиторами.
- Возможность выступления от собственного имени. Любая организация имеет свое название, адрес. Исходя из этого, и частные и некоммерческие предприятия проводят все необходимые действия (заключение договора, выступление в суде и прочее) от своего имени.
- Возможность создания сообщества, его функционирования и завершения работы. Во время создания предприятия любого типа, сведения о нем обязательно заносятся в ЕГРЮЛ. При завершении работы, соответственно, компания из ЕГРЮЛ исключается. Данное правило действует как на коммерческие, так и на народные организации.
- Оплата налогов. Не смотря на некоторую облегченную систему налогообложения для НКО, любое сообщество обязано оплачивать налоги в соответствии с действующим законодательством.
- Бухгалтерия. Бухгалтерский учет ведут все организации, вне зависимости от типа.
1. Понятие учреждения как юридического лица
Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).
Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций, поскольку не имеют строго фиксированного участия. Это единственная разновидность некоммерческих организаций, которым имущество принадлежит не на праве собственности, а на праве оперативного управления (ст. 296 ГК). Они полностью или частично финансируются их учредителями-собственниками, имеют строго целевую правоспособность, в силу чего обладают весьма ограниченными возможностями самостоятельного участия в гражданских правоотношениях.
Как и унитарные предприятия, учреждения не свойственны развитому товарному обороту, а представляют собой остатки прежней социалистической системы. Однако опасность их участия в обороте для третьих лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника-учредителя по долгам созданного им учреждения. Поэтому закон сохранил данную конструкцию не только для публичных, но и для частных собственников.
Вместе с тем государство испытывает известные трудности в связи с необходимостью нести субсидиарную ответственность по долгам своих учреждений, тем более в условиях постоянного недостатка их бюджетного финансирования. В связи с этим имеются проекты определенного расширения возможностей госбюджетных учреждений по получению дополнительных доходов от собственной деятельности и установления их самостоятельной имущественной ответственности по собственным долгам (при исключении субсидиарной ответственности учредителя и одновременном запрете обращения взыскания кредиторов на находящееся у учреждений недвижимое и иное ценное имущество собственника).
Правоспособность учреждений носит узко специальный характер, в рамках которого законом или учредительными документами учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов приносящей доходы, т.е. предпринимательской деятельности. Как правило, речь идет о предоставлении платных услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения в сфере образования, воспитания, медицины, спорта, организации досуга, проведения научных исследований и пр. Учреждение не вправе самостоятельно создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника, если только речь не идет о доходах от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим (п. 2 ст. 298 ГК).
Учреждениями являются органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.), особенности правового положения которых во многих случаях устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от состава учредителей можно выделить публичные (государственные и муниципальные) учреждения, учредителями и собственниками имущества которых являются соответствующие публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования. Иные виды учреждений являются частными, поскольку создаются одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами.
Строго говоря, частным является также общественное учреждение, которое Закон определяет как не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного рода услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения (ст. 11 Закона об общественных объединениях). Согласно ст. 6 данного Закона участниками общественного учреждения признаются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного учреждения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без оформления условий своего участия. Очевидно, что такие участники ни при каких обстоятельствах не могут являться членами общественного учреждения, поскольку оно вообще не имеет членства.
2. Создание и управление учреждением
Учреждение создается по решению собственника либо уполномоченного им органа, а также нескольких собственников. Как правило, его учредительным документом является устав или положение, которое утверждается учредителями. Учреждение может действовать на основании общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида, например типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость. В учредительных документах собственник должен определить задачи и цели деятельности учреждения, поскольку оно имеет ограниченную, целевую правоспособность.
Решение собственника о создании учреждения не является его учредительным документом, как ошибочно указано в п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, отождествившего учредительные документы с документами, представляемыми для регистрации некоммерческой организации. Не требуется также заключения никаких договоров учредителя с созданным им учреждением, о чем по недоразумению говорится в п. п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст. 41 и п. 5 ст. 43 Закона об образовании, ибо собственник самостоятельно определяет условия использования своего имущества. Вместе с тем при создании учреждения несколькими собственниками они могут заключить между собой договор о совместной деятельности (простого товарищества), определяющий взаимоотношения учредителей в процессе создания и деятельности учреждения, в том числе по поводу его финансирования (ст. 1041 ГК). Данный договор также не относится к учредительным документам.
Обычно учреждение финансируется собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер сумм, выделяемых ему собственником. Поэтому права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (ст. 296 ГК), а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 ГК). Любые доходы учреждения, а также приобретенное за их счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК).
В отличие от других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная субсидиарная ответственность их учредителей-собственников (п. 2 ст. 120 ГК; п. 2 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому учреждения не могут быть объявлены банкротами.
Учреждение в принципе не может стать собственником своего имущества, поскольку это противоречило бы существу данной юридической конструкции. Иной подход, закрепленный нормами п. 7 ст. 39 Закона об образовании, п. 2 ст. 27 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, необоснованно расширяет рамки участия учреждений в обороте (ср. п. 2 ст. 47 Закона об образовании) и одновременно сужает условия ответственности их учредителей (п. 9 ст. 39 названного Закона), прямо превращая учреждения в подобие предприятий (ср. п. 4 ст. 47 названного Закона).
Виды коммерческих организаций
Виды коммерческих юридических лиц перечислены в §§2-4 главы 4 части 1 ГК РФ. К ним относятся:
- две разновидности товариществ – полные и на вере;
- крестьянские/фермерские хозяйства;
- ООО или общества с ограниченной ответственностью;
- АО или акционерные общества;
- производственные кооперативы;
- унитарные предприятия – государственные (ГУП) и муниципальные (МУП).
До 2014 года существовали в качестве отдельного вида коммерческих юрлиц ОДО или общества с дополнительной ответственностью. Правила работы других разновидностей также претерпевали существенные изменения, что находило отражение как в ГК РФ, так и в дополняющих его Федеральных законах.
Некоммерческие юридические лица
Общая характеристика некоммерческих юридических лиц заключается в следующем:
-
Некоммерческие юридические лица не имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, а так же не в праве распределять полученную прибыль между своими участниками.
- В этом и проявляется основное отличие от коммерческих организаций. Некоммерческие юридическое лицо создается, в первую очередь, для достижения благотворительных, социальных, образовательных, культурных, научных, управленческих целей, для развития физической культуры, спорта, удовлетворения потребностей духовного характера и так далее. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, вправе вести предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения своих главных целей.
КОРПОРАТИВНЫЕ |
||||
Потребительские кооперативы |
||||
потребительские общества |
жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы |
садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы |
||
общества взаимного страхования |
кредитные кооперативы |
сельскохозяйственные потребительские кооперативы |
||
Общественные организации |
||||
политические партии |
созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации) |
органы общественной самодеятельности |
территориальные общественные самоуправления |
|
Общественные движения |
||||
Общины коренных малочисленных народов РФ |
||||
Ассоциации и союзы |
||||
некоммерческие партнерства |
объединения работодателей |
объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций |
||
торгово-промышленные палаты |
саморегулируемые организации |
нотариальные палаты |
||
Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ |
||||
Товарищества собственников недвижимости |
||||
Адвокатские палаты |
||||
Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами |
||||
коллегии адвокатов |
адвокатские бюро |
юридические консультации |
||
УНИТАРНЫЕ |
||||
Фонды |
||||
государственные фонды развития промышленности |
общественные фонды |
благотворительные фонды |
||
фонды взаимного кредитования и фонды проката |
фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности |
негосударственные пенсионные фонды |
||
Учреждения |
||||
государственные (в том числе государственные академии наук): казенные, бюджетные, автономные |
муниципальные: казенные, бюджетные, автономные |
частные (в том числе общественные) |
||
Религиозные организации |
||||
Публично-правовые компании |
||||
Автономные некоммерческие организации |
||||
Государственные корпорации |
ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).
Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).
Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).
Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.
Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).
В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).
Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.
Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.
Особенности правового положения казенного, бюджетного учреждений и частного учреждения определены соответственно в нормах БК и Закона о некоммерческих организациях, автономного учреждения — Закона об автономных учреждениях. Кроме того, правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, определяется в многочисленных федеральных законах, в том числе не являющихся специальными Законами об учреждениях: «Об образовании в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.
Госслужба (НКО) — что это значит?
Как было упомянуто ранее, некоммерческая организация может функционировать, сохраняя полную автономность или взаимодействуя с государством. В последнем случае НКО получает регулярную материальную поддержку и гранты на осуществление деятельности в рамках принятого Устава; работа на такую организацию (при условии, что сотрудник получает за это вознаграждение) и является госслужбой в рамках НКО.
Как и во всех остальных случаях, некоммерческая организация, связанная с государственными структурами, не ставит основной целью извлечение прибыли; довольно часто в ней поддерживается то же соотношение: 1/5 от доходов, включая поддержку и гранты, уходит на заработную плату сотрудников, а остальные 4/5 — непосредственно на выполнение миссии.
Отличительные особенности некоммерческих организаций, связанных с государством:
- Сотрудники НКО, как и госслужащие, получают стабильную заработную плату, определённую в трудовом договоре и не зависящую в основной своей части от текущего результата работы. Премии и другие выплаты поощрительного и компенсационного характера также присутствуют.
- Оклад трудящегося в НКО такого типа ниже, чем в большинстве независимых организаций, являющихся работодателями, и коммерческих структур.
- Короче список должностных обязанностей сотрудника; обычно он подразумевает ряд конкретных действий организационного характера или непосредственное общение с представителями фокусной группы — без каких-либо творческих изысканий со стороны работника.
- Сотрудник НКО, связанной с государственными структурами, должен иметь навыки работы с людьми и если не испытывать от этого удовольствие, то хотя бы не воспринимать общение как неприятную обязанность — иначе, с учётом небольшого оклада и строгой регламентации действий, делать на такой работе нечего.
В соответствии с действующим законодательством некоммерческие организации создаются для удовлетворения духовных и иных потребностей граждан, их участники решают в рамках этих организаций социальные, благотворительные и другие общественно-значимые задачи.
Приведенный в ГК РФ перечень видов коммерческих организаций является закрытым, а некоммерческих — открытым. В то же время, перечень форм некоммерческих организаций ограничен ГК РФ и другими законами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций. Следовательно, до принятия нового законодательного акта, позволяющего говорить об открытом перечне, этот перечень тоже можно считать закрытым. Таким образом, коммерческая организация может быть создана только в одной из форм, предусмотренных ГК РФ, а некоммерческая — в одной из форм, предусмотренных ГК РФ или Законом № 7-ФЗ.
Возможные организационно-правовые формы некоммерческих организаций приведены и в ГК РФ (п. 3 ст. 50 ГК РФ)1, и в Законе № 7-ФЗ (п. 3 ст. 2)2 (см табл. 1):
— общественные и религиозные организации (объединения);
— потребительские кооперативы;
— фонды;
— государственные корпорации;
— учреждения;
— объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
— некоммерческие партнерства;
— автономные некоммерческие организации.
— общественный фонд (например, Фонд культуры, Фонд поддержки отечественного производства и управления, фонд содействия реабилитации, Фонд социальной адаптации и медицинского обеспечения детей, подростков, ветеранов военной службы и членов их семей, гуманитарный фонд «Знание» и т.п.);
— общественное учреждение (например, образовательное, медицинское и т.п.);
Таблица 1
Вид некоммерческой организации в зависимости от вида (цели) ее деятельности
№ п/п | Вид организации | Вид (цель) ее деятельности | Основание |
1 | Общественные объединения | Общественная организация создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан | ст. 117ГКРФ; ст. 8 Закона № 82-ФЗ |
Общественное движение преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения | ст. 117ГКРФ; ст. 9 Закона № 82-ФЗ | ||
Цель деятельности общественного фонда заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели | ст. 117ГКРФ; ст. 10 Закона № 82-ФЗ | ||
Общественное учреждение ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения | ст. 117ГКРФ; ст. 11 Закона № 82-ФЗ | ||
Целью органа общественной самодеятельности является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Решение этих проблем должно быть направлено на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания | ст. 117ГКРФ; ст. 12 Закона № 82-ФЗ | ||
Политическая партия создается в целях участия граждан России в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления | ст. 117 ГК РФ; п. 1 ст. 3 Федерального закона от 11. 07.2001 №95-ФЗ «0 политических партиях»; | ||
| Религиозные объединения |
| ст. 117ГКРФ; п. 1 ст. 6 Закона № 125-ФЗ; п. 1 ст. 18 Закона № 125-ФЗ; п. 2 ст. 18 Закона № 125-ФЗ; п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ |
Тесты Разработчик: доцент Воробьева Е. Г. Тема Некоммерческие организации в современной экономике
Тема 1. Некоммерческие организации в современной экономике.
1.Организация, созданная без образования юридического лица, может быть признана некоммерческой организацией:
2.Некоммерческая организация–это организация, ставящая максимизацию прибыли в качестве основной цели своей деятельности:
3.В соответствии с теорией «субсидий» некоммерческие организации возникают в результате:
а) решений органов государственной власти;
б) возможности получить льготное налогообложение;
в) отсутствия у потребителей информации о количественных и качественных характеристиках некоторых товаров и услуг;
г) несовершенств рынка.
4.Основной причиной существования некоммерческого сектора в рыночной экономике в соответствии с теорией «общественных благ»является возможность получения льгот при уплате налогов:
Тема 2. Некоммерческая организация: понятие и формы.
Какой признак не свойствен некоммерческой организации:
а) наличие юридического лица;
б) получение прибыли;
в) распределение прибыли между участниками организации.
2. Некоммерческая организация, не имеющая самостоятельного баланса или сметы, признается юридическим лицом:
3. Может ли некоммерческая организация вести предпринимательскую деятельность:
в) может, при соблюдении определенных условий.
Тема 3. Основные элементы хозяйственного механизма некоммерческой организации.
1.Некоммерческие организации могут использовать имущество для достижения любых целей:
2.Какая из следующих некоммерческих организаций не обладает правом собственности:
б) автономная некоммерческая организация;
в) некоммерческое партнерство;
Тема 4. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации.
1.Для какой некоммерческой организации обязательно наличие учредительного договора:
а) общественной организации4
2.Учредительные документы некоммерческой организации должны содержать информацию о размерах уставного фонда:
3.Реорганизация некоммерческой организации в виде разделения требует составления передаточного акта:
4. Преобразование некоммерческой организации в коммерческую возможно, если первая находится в форме:
а) некоммерческого партнерства;
б) автономной некоммерческой организации;
5. Какая из следующих некоммерческих организаций может быть ликвидирована принудительно на основе Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:
а) общественная организация;
г) автономная некоммерческая организация.
Тема 5. Деятельность некоммерческой организации.
1.Может ли не6коммерческая организация заниматься предпринимательской деятельностью вместо основной деятельности:
2.Некоммерческая организация ведет общий учет доходов и расходов по основной и предпринимательской деятельности:
3.Какой из следующих видов поступлений в некоммерческую организацию относится к регулярным поступлениям:
а) членские взносы
б) взносы в уставный фонд
в) всё предыдущее правильно
4.Некоммерческая организация может использовать государственные субсидии и субвенции на осуществление любых целей, связанных с основной деятельностью:
5.некоммерческая организация может иметь доход от приобретения и реализации ценных бумаг:
6.К целевым поступлениям некоммерческой организации относятся:
а) добровольные и имущественные взносы и пожертвования
б) доход от приобретения и реализации ценных бумаг
в) доход от сдачи в аренду земельного участка
7.Регулярные и единовременные поступления от учредителей направляются на:
а)ведение предпринимательской деятельности
б)покрытие административно-хозяйственных расходов
в)выполнение конкретных программ
8.Обязана ли некоммерческая организация иметь самостоятельный баланс или смету:
9.Статьи расходов средств, полученных от благотворительного фонда на выполнение конкретной программы, могут быть изменены самостоятельно некоммерческой организацией:
Тема 6. Налогообложение некоммерческих организаций.
1.Некоммерческая организация, не ведущая предпринимательскую деятельность, полностью освобождает от уплаты всех налогов:
2. Все утверждения неверны, за исключением:
а) некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, не являются плательщиками налога на прибыль с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами
б) некоммерческие организации имеют право при исчислении налоговой базы при уплате налога на прибыль организаций не учитывать целевые средства;
в) порядок исчисления налога на прибыль для некоммерческих организаций полностью аналогичен порядку, установленному для коммерческих организаций.
3. Некоммерческие организации как юридические лица являются плательщиками налога на имущество предприятий:
4.Имущество бюджетных учреждений облагается соответствующим налогом:
5.Некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог:
6.Если некоммерческая организация, освобожденная от уплаты земельного налога, сдает земельный участок в аренду, то с площади, передаваемой в аренду:
а) земельный налог не взимается;
б) земельный налог не взимается;
в) земельный налог взимается по льготной ставке.
7. Работники некоммерческих организаций являются плательщиками налога на доходы физических лиц:
б) порядок исчисления и уплаты налога осуществляется в общепринятой форме;
8.Некоммерческая организация, переведенная на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, является плательщиком единого социального налога (взноса):
9.Некоммерческая организация, ввозящая на таможенную территорию Российской Федерации товары на благотворительные цели по линии международной организации, уплачивает таможенную пошлину:
10.Гражданин, подаривший компьютер общеобразовательной школе, получает право на следующую льготу:
а) освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц полностью;
б) не имеет никаких льгот;
в) имеет право на получение социальных налоговых вычетов.
Тема 7. Маркетинг. Система управления в некоммерческих организациях.
1.Некоммерческий маркетинг нацелен на:
а) реализацию общественных проектов, идей;
б) максимизацию прибыли;
в) создание конкурентоспособных товаров.
2.Некоммерческая организация может осуществлять выплату денежного вознаграждения членам ее высшего органа управления:
3.Участник попечительского совета осуществляет свою деятельность на основе трудового договора:
Тема 8-9. Некоммерческие организации в России.
1.Общественное объединение – это объединение граждан, которое учреждается государством для реализации некоммерческих целей:
2. Некоммерческая организация, созданная в форме общественного объединения, может функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица:
3.Для создания общественного объединения число физических лиц должно быть:
в) пятнадцать человек.
Коммерческие и некоммерческие организации
В таблице представлены различия основных форм НКО.
Показатель | НП | АНО | Частное учреждение | Фонд | Общественная организация | Ассоциация |
Учредители | Физические и (или) юрлица | Гражданин или юрлицо | Граждане и (или) юрлица | Не менее 3 физлиц | Любые юрлица | |
Членство | Есть | нет | Есть | |||
Предпринимательство | Разрешено | Нет | ||||
Ответственность | Нет | Есть | Нет | Есть | ||
Публикация в СМИ | Нет | Есть | Нет |
Комментарий к статье 50 Гражданского Кодекса РФ
1. Согласно п. 1 комментируемой статьи и коммерческие, и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. Пункт 3 специально разрешает некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность, которая согласно определению, данному в ст. 2 ГК, есть деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Но некоммерческим организациям запрещено распределять полученную прибыль между своими участниками, а для коммерческих — такого запрета нет.
Когда извлечение прибыли является основной целью организации, а когда — побочной, в реальной жизни определить бывает довольно трудно; одна цель может специально прикрывать другую, поэтому данный признак остается малопригодным для отграничения некоммерческих организаций от коммерческих. С другой стороны, неясно, что может означать разрешение «осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям» (абз. 2 п. 3). Речь здесь, по-видимому, должна идти просто об ограничении свободы распоряжаться полученной прибылью и праве использовать ее только в соответствии с уставными целями некоммерческой организации. Таким образом, признаком, отличающим коммерческие организации от некоммерческих, по ГК практически остается право первых распределять полученную прибыль между своими участниками и отсутствие такого права у вторых.
2. Лишь в одном случае некоммерческой организации фактически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Согласно п. 1 ст. 121 ГК ассоциации коммерческих организаций сами являются организациями некоммерческими, и если по решению участников ассоциации на нее возлагается ведение предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, т.е. превращается в коммерческую организацию, но тогда уже приобретает и право делить прибыль между участниками.
К ассоциациям некоммерческих организаций требование преобразования не относится, и, следовательно, ведение предпринимательской деятельности им не запрещено.
3. Согласно комментируемой статье юридические лица могут создаваться только в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Законом. Этот неизвестный нашему законодательству до Основ ГЗ принцип замкнутого круга организационно-правовых форм юридических лиц, прямо противоположный принципу отсутствия замкнутого круга договоров и сделок вообще, является необходимым условием устойчивости оборота.
Для коммерческих организаций такой исчерпывающий перечень дал сам ГК в п. 2 комментируемой статьи. Что касается некоммерческих организаций, то они согласно п. 3 этой статьи могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных как самим ГК, так и другими законами.
В соответствии с этой нормой Законом о некоммерческих организациях предусмотрены новые, в ГК отсутствующие, организационно-правовые формы некоммерческих организаций — некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная некоммерческая корпорация. Особенность последней состоит в том, что она создается специальным федеральным законом, который заменяет для нее учредительные документы, предусмотренные ст. 52 ГК. Автономная некоммерческая организация идентична предусмотренному ст. 118 ГК фонду, и необходимость введения этой формы не вполне ясна. Относительно некоммерческого партнерства необходимо отметить, что Закон о некоммерческих организациях содержит правила, позволяющие обойти некоммерческий характер такого партнерства, поскольку оно вправе предусмотреть в своих учредительных документах, что в случае ликвидации (решение о которой может быть принято им самим — п. 3 ст. 29) все нажитое некоммерческим партнерством имущество распределяется между его членами (п. 3 ст. 8 и п. 2 ст. 20). Этот Закон содержит нормы о запрете выплаты вознаграждения участникам высшего органа управления автономной некоммерческой организации, о лимите участия в этом органе наемных работников, а также правила о т.н. конфликте интересов, по существу, относящиеся к любому юридическому лицу (ср. ст. 81 — 84 Закона об акционерных обществах). Он содержит также статью об экономической поддержке некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления и о контроле со стороны этих органов.
В качестве примера установленных отдельными законами специальных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц могут быть названы товарищество собственников жилья (Закон о товариществах собственников жилья), Торгово-промышленная палата (Закон РФ от 07.07.93 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» — Ведомости РФ, 1993, N 33, ст. 1309), некоммерческое товарищество в качестве формы садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан).
4. Пункт 4 комментируемой статьи допускает образование объединений как коммерческими, так и некоммерческими организациями — юридическими лицами и не исключает образования объединений, в которые входили бы и те и другие организации. Однако ст. 121 ГК заставляет решить этот вопрос иначе. Она говорит об объединениях коммерческих (п. 1) и некоммерческих (п. 2) организаций по отдельности и смешанных объединений, по-видимому, не допускает. Предпочтительным представляется решение, допускающее создание ассоциаций, включающих как коммерческие, так и некоммерческие организации, с тем, однако, что такие ассоциации (объединения) предпринимательской деятельностью заниматься не будут.
- И те и другие могут исполнять на рынке роли продавцов, покупателей, поставщиков или потребителей. То есть и те и другие могут вести деятельность в рыночных нишах.
- Оба варианта подходят, чтобы получать прибыль, заниматься инвестированием, управлением собственными финансовыми средствами.
- И в том, и в другом случае компании должны, чтобы оставаться на плаву получать больше средств, чем тратят.
- Бухгалтерский учёт — обязательное действие как для коммерческих, так и для некоммерческих фирм.
- После перечисления общих черт хочется спросить, а в чём собственно разница, раз всё настолько одинаково. Однако есть существенные различия, которые нужно понимать.
Особенности правового положения некоммерческих организаций отличают их от коммерческих структур:
- Ограниченная правоспособность. Ассоциации могут работать лишь в тех областях, которые указаны в их учредительных документах и соответствующих законах.
- Работа в общественных интересах. НКО не добиваются получения прибыли.
- Ведение предпринимательства. Коммерцией НКО может заниматься лишь в рамках достижения уставных задач. Члены доход не распределяют между собой.
- Большой выбор правовых форм (ОПФ). При разработке НКО пригодная ОПФ для определенных задач выбирается согласно законодательству.
- Не признаются банкротами (кроме фондов и кооперативов). Когда долг появляется перед кредиторами, суд не может объявить компанию банкротом. НКО может быть ликвидирована, и имущество использовано для покрытия долга.
- Выделение денежных средств. НКО получают активы от участников, а также пожертвования, добровольные платежи, дотации от государства и т. д.
- Для некоторых НКО муниципальная регистрация не требуется (социальные движения, любительские органы). Подобные ассоциации могут не владеть собственностью, правами в суде, счетами, печатями. При регистрации фонда должен существовать попечительский совет. Эта форма НКО быть может ликвидирована лишь по судебному постановлению.