Об утверждении Правил пользования электрической энергией
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об утверждении Правил пользования электрической энергией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С¾ÃÂÃÂðòûÃÂõÃÂÃÂàôþóþòþàþ ÿÃÂõôþÃÂÃÂðòûõýøø ÃÂÃÂûÃÂó àÃÂÿÃÂðòûÃÂÃÂÃÂõù úþüÿðýøõù àÿÃÂþÿøÃÂðýýÃÂüø ÿÃÂðòðüø ø þñÃÂ÷ðýýþÃÂÃÂÃÂüø úðöôþù ø÷ ÃÂÃÂþÃÂþý.
Допуск к эксплуатации электрических установок
22. Все вновь вводимые или реконструируемые электрические установки должны быть выполнены в соответствии с нормативными документами по строительству и устройству электрических установок, обеспечены проектной документацией, согласованной в установленном порядке и технической приемо-сдаточной документацией.
23. До пуска электрических установок в эксплуатацию новые и реконструированные электрические установки должны пройти приемо-сдаточные испытания и быть приняты владельцем от монтажно-наладочной организации по акту. После этого владелец при участии генерального подрядчика предоставляет уполномоченному государственному органу Кыргызской Республики по контролю и надзору за производством, передачей, распределением и потреблением электрической энергии необходимую проектную и техническую приемо-сдаточную документацию, документацию по результатам испытаний и измерений, а также возможность технического осмотра электрической установки. Осмотр электрических установок оформляется актом и при отсутствии нарушений выдается разрешение на допуск к эксплуатации, который оформляется в виде наряда на подключение.
24. Разрешение на допуск в эксплуатацию электрооборудования выдается уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики по контролю и надзору за производством, передачей, распределением и потреблением электрической энергии при наличии у заказчика лица, ответственного за электрическое хозяйство, и, при необходимости, соответствующего электротехнического персонала или Договора на обслуживание электрических установок владельца специализированной организацией, имеющей на это право.
25. Наряд на подключение вновь вводимых (реконструируемых) электрических установок выдается уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики по контролю и надзору за производством, передачей, распределением и потреблением электрической энергии после заключения Договора с организацией, к электрическим сетям которой производится подключение.
26. В процессе строительства кабельной линии, заказчик должен предъявить инспектору уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики по контролю и надзору за производством, передачей, распределением и потреблением электрической энергии разрешительные документы на прокладку кабеля, и получить разрешение на:
1) приемку траншеи в раскатку;
2) приемку проложенного кабеля перед засыпкой.
27. Лицензиаты и субъекты хозяйственной деятельности, уставы которых предусматривают проведение испытаний электрооборудования электротехническими лабораториями для контроля за собственным оборудованием или для проведения таких работ у других владельцев, должны получить разрешение в уполномоченном государственном органе Кыргызской Республики по контролю и надзору за производством, передачей, распределением и потреблением электрической энергии на допуск персонала к таким работам.
28. При выявлении в электроустановках потребителей и лицензиатов недостатков в монтаже, отступлений от выданных ТУ, отклонений от проектной документации, нормативных документов по строительству и устройству электроустановок или при отсутствии подготовленного персонала для обслуживания этих установок, допуск электроустановок в эксплуатацию до устранения обнаруженных недостатков запрещается.
Запрещается допуск в эксплуатацию автономных источников электроснабжения, схема подключения которых не предусматривает автоматическое или ручное устройство (перекидной рубильник), исключающее подачу напряжения во внешнюю сеть.
29. Порядок допуска в эксплуатацию распространяется на вновь вводимые и реконструируемые электроустановки на всех потребителей и лицензиатов напряжением до и выше 1000 В.
30. Электроустановки потребителя с временным характером работы, после их отключения вводятся в работу по наряду на подключение. Потребитель предъявляет представителю уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики по контролю и надзору за производством, передачей, распределением и потреблением электрической энергии протоколы испытаний, измерений и электроустановку для осмотра.
31. Подключение электроустановки должно быть выполнено персоналом организации, к электрическим сетям которой производится подключение на основании наряда на подключение, в течение 5 дней с даты его выдачи.
32. Уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики по контролю и надзору за производством, передачей, распределением и потреблением электрической энергии не несет ответственности за повреждение электроустановок во время их эксплуатации потребителем.
Установка и эксплуатация технических средств учета и управления электропотреблением
56. Электроустановки потребителей и (или) лицензиата должны быть обеспечены необходимыми средствами коммерческого учета или АСКУЭ, техническими средствами контроля и управления электропотреблением, а также регистрирующими приборами контроля качества электрической энергии, которые устанавливаются в соответствии с требованиями нормативных документов по устройству электроустановок и других нормативных документов.
Электроустановки потребителей и (или) лицензиатов с разрешенной в точке подключения мощностью 500 кВт и выше должны быть оснащены средствами коммерческого учета и контрольными средствами коммерческого учета.
Для учета перетоков электрической энергии в качестве средств коммерческого учета следует устанавливать счетчики прямого и обратного направления тока.
Все индукционные электросчетчики, применяемые в качестве средств коммерческого учета, должны быть оснащены стопором, исключающим обратное вращение диска.
57. Присоединение к электрическим сетям лицензиата электроустановок потребителя, не имеющих средств коммерческого учета, запрещено.
58. Для расчетов за потребленную электрическую энергию и мощность между потребителем и лицензиатом должны применяться средства коммерческого учета или АСКУЭ, соответствующие характеру работы электрических приемников, занесенные в Государственный реестр средств измерений и допущенные к использованию при расчетах в Кыргызской Республике, при этом для небытовых потребителей для расчетов за потребленную электрическую энергию должны использоваться АСКУЭ.
Средства коммерческого учета и измерительные трансформаторы, применяемые в схемах средств коммерческого учета или АСКУЭ, должны соответствовать нормативным документам по устройству электроустановок по классу точности и нормативным документам метрологии — по сроку государственной поверки.
Средства коммерческого учета перед их установкой у потребителя должны пройти государственную поверку в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «Об обеспечении единства измерений», с обязательным навешиванием пломб с индивидуальным номером.
В процессе эксплуатации средства коммерческого учета электрической энергии должны проходить периодическую поверку со сроком, установленным вышеуказанным Законом Кыргызской Республики.
Для потребителей, электроустановки которых создают мгновенные, часто повторяющиеся нагрузки (сварочное оборудование), в качестве расчетных средств коммерческого учета допускается применять только электронные счетчики электрической энергии.
Для схем коммерческого учета, в которых используются высоковольтные измерительные трансформаторы, конструктивные особенности которых предусматривают применение предохранителей (или устройств, выполняющих аналогичную функцию) на высоком напряжении, применяемые средства коммерческого учета должны иметь устройства регистрации событий.
АСКУЭ должна использовать лицензионную программу и быть обеспечена паролем, устанавливаемым лицензиатом, исключающим несанкционированный доступ.
Средства коммерческого учета активной (реактивной) электрической энергии и мощности устанавливаются в соответствии, с требованиями нормативных документов по устройству электроустановок и должны им отвечать.
(В редакции постановления Правительства КР 23 декабря 2015 года № 870)
59. Учет электрической энергии осуществляется в соответствии с действующими тарифами на электроэнергию.
60. Для каждой тарифной группы потребителя должны быть установлены отдельные средства коммерческого учета. Потребители, рассчитывающиеся по дифференцированному тарифу, должны иметь многотарифные средства коммерческого учета.
61. Приобретение, установка, государственная поверка и аттестация средств коммерческого учета, АСКУЭ, технических средств контроля и управления электропотреблением, приборов контроля качества электрической энергии, устройств для передачи информации лицензиату производится для:
1) бытовых потребителей, подключенных к электрическим сетям лицензиата — за счет средств лицензиата;
2) бытовых потребителей, проживающих на правах найма в ведомственных или муниципальных домах, — за счет владельца дома;
3) небытовых потребителей – за счет собственных средств.
(В редакции постановления Правительства КР от 28 марта 2014 года № 184)
62. Ответственность за сохранность, целостность средств коммерческого учета или АСКУЭ, а также пломб возлагается:
1) за техническое состояние средств коммерческого учета или АСКУЭ — на организацию, в собственности которой они находятся;
2) за сохранность средств коммерческого учета или АСКУЭ — на организацию, в электроустановке которой они установлены;
3) для электросчетчиков, по которым осуществляется учет потребленной электрической энергии общедомовыми нуждами (коридорное освещение) в многоквартирных жилых домах — на организацию, обязанную осуществлять эксплуатацию электрооборудования общедомовых нужд.
63. Для технического учета электрической энергии (контроль над соблюдением установленных норм расхода электрической энергии) дополнительно устанавливаются средства учета в отдельных цехах, на энергоемких агрегатах, технологических линиях. Такие средства учета относятся к техническим средствам учета электрической энергии.
64. Технические средства учета электрической энергии находятся на балансе потребителя. Их обслуживание осуществляется потребителем или иной организацией по Договору.
65. В жилых домах и квартирах, в том числе принадлежащих гражданам на правах частной собственности, устанавливается одно расчетное средство коммерческого учета для каждого бытового потребителя.
Учет отпуска электрической энергии на освещение лестничных клеток, работу лифтов, насосов и т.п. производится раздельно для каждой тарифной группы.
66. Периодическая поверка средств коммерческого учета и АСКУЭ производится с периодичностью, установленной нормативными документами по метрологии.
Компенсация реактивной мощности
121. Нормативное требование к компенсации реактивной мощности распространяется на всех потребителей электрической энергии, кроме бытовых, и является обязательным для лицензиатов и организаций, проектирующих электроустановки, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
122. Потребителю при выдаче ТУ лицензиатом задается степень компенсации реактивной мощности.
123. Установка компенсирующих устройств у потребителя должна обеспечивать степень компенсации реактивной мощности в пределах 0.9, при этом лицензиату предоставляется право изменять (в меньшую сторону) значение нормируемой степени компенсации в зависимости от режима работы энергетической системы.
124. Выбор компенсирующих устройств должен производиться исходя из условий, обеспечивающих оптимальный режим работы Национальной энергетической системы, а их установка — с учетом возможности максимального приближения к электрическим приемникам, потребляющим большую реактивную мощность.
125. Компенсирующие устройства должны обеспечивать выполнение требований по компенсации реактивной мощности, а также следующие технические условия нормальной работы электрических сетей и электрических приемников:
1) допустимые режимы напряжения в питающих и распределительных электрических сетях;
2) допустимые токовые нагрузки всех элементов электрических сетей;
3) допустимые режимы работы источников реактивной мощности энергетической системы и потребителей электрической энергии;
4) статическая и динамическая устойчивость работы электрических сетей и электрических приемников.
126. Компенсирующие устройства, устанавливаемые у потребителя и в Национальной энергетической системе, должны располагать средствами регулирования мощности с целью обеспечения требуемой степени компенсации в зависимости от режима потребления реактивной мощности. Суммарная мощность нерегулируемых компенсирующих устройств не должна превышать величину наименьшей потребляемой реактивной нагрузки.
127. Установка и демонтаж у потребителя компенсирующих устройств должны производиться по согласованию с лицензиатом.
В случае аварийного выхода из строя или вывода компенсирующих устройств в ремонт потребители обязаны оповестить об этом электроснабжающую организацию.
128. Контроль за фактическим потреблением реактивной мощности (энергии) должен осуществляться специальными приборами учета.
129. Тариф на реактивную энергию и мощность определяется лицензиатом на основании относительной величины, утвержденной уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области энергетики, и должен соответствовать в стоимостном выражении потерям активной энергии, обусловленным протеканием реактивного тока по электрическим сетям.
1.1.1. Настоящие «Правила пользования электрической энергией», издаваемые на основании Постановления Совета Министров СССР от 29 июля 1967 г. N 726 и согласованные с Госпланом СССР, Госстроем СССР и Государственным комитетом СССР по ценам в отношении условий расчета за электрическую энергию, определяют взаимоотношения энергоснабжающих организаций Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерств энергетики и электрификации Украинской ССР, Казахской ССР, Узбекской ССР, Молдглавэнерго с потребителями электроэнергии.
Настоящие Правила обязательны как для энергоснабжающих организаций, так и для потребителей электроэнергии независимо от их ведомственной принадлежности.
1.1.2. Пользование электрической энергией допускается только на основании договора, заключаемого между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом)*, электроустановки которого непосредственно присоединены к сетям энергоснабжающей организации.
К договору прилагается акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Договоры на пользование электрической энергией заключаются в соответствии с типовыми договорами, прилагаемыми к настоящим Правилам.
Примечания:
1. В отношении условий расчетов эти Правила не распространяются на электростанции (не являющиеся блок-станциями) министерств и ведомств.
2. Порядок оформления бытовых потребителей (населения) абонентами энергоснабжающих организаций изложен в разд.5 настоящих Правил.
1.1.3. Субабоненты заключают договор на пользование электроэнергией с абонентами.
В договоре между абонентом и энергоснабжающей организацией или в приложении к договору указываются данные о присоединенных к сети абонента субабонентах (наименование, мощность, электропотребление, расчетные электросчетчики, тарифы и другие данные).
1.1.4. Увеличение абонентом установленной или разрешенной к использованию мощности сверх значений, указанных в договоре, ввод в эксплуатацию новых электроустановок, а также подключение новых субабонентов допускается только с разрешения энергоснабжающей организации после внесения соответствующих изменений в договор на пользование электроэнергией.
Абонент может присоединять к принадлежащим ему сетям электроустановки напряжением до 1000 В в пределах мощности, указанной в договоре, без дополнительного разрешения энергоснабжающей организации, за исключением случаев, специально оговоренных в Правилах или других директивных документах, а свыше 1000 В — только с разрешения энергоснабжающей организации.
1.1.5. Отпуск электрической энергии как вида промышленной продукции осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и заключенным между Энергоснабжающей организацией и Абонентом договором.
1.1.6. Договор на пользование электрической энергией заключается на 1 — 5 лет или иной период. По вопросам, связанным с заключением, изменением, расторжением или продлением договора, стороны руководствуются действующим законодательством и Правилами пользования электрической энергией.
1.1.7. Организации, перепродающие электрическую энергию — (оптовые потребители-перепродавцы, блок-станции, основные Абоненты) заключают с Энергоснабжающей организацией договор на общее (суммарное) количество перепродаваемой электроэнергии с учетом электропотребления населением, которое определяется на основе анализа среднемноголетнего прироста потребления.
Взаимоотношения организаций, перепродающих электрическую энергию, с субабонентами, в том числе их взаимная ответственность, регулируется заключаемым между ними договором на отпуск электрической энергии.
1.1.8. На стадии формирования договорных величин потребления электрической энергии и мощности стороны учитывают предложения органов Госэнергонадзора по изменению договорных величин, исходя из выявленных указанными органами факторов нерационального использования электрической энергии на данном предприятии.
1.1.9. При необходимости, в договор между Энергоснабжающей организацией и Абонентом могут быть включены дополнительные условия, не противоречащие действующему законодательству и Правилам пользования электрической энергией.
1.9.1. Подача электрической энергии производится непрерывно, если заключенным с потребителем договором не предусмотрен перерыв в ее подаче.
Ограничения в потреблении электроэнергии, а также осуществление мероприятий по регулированию графиков нагрузки потребителей производятся в порядке, установленном специальными инструкциями.
1.9.2. Энергоснабжающая организация имеет право, предварительно предупредив потребителя, прекратить полностью или частично подачу ему электроэнергии в случаях:
а) неудовлетворительного состояния электроустановок потребителя, угрожающего аварией, пожаром и создающего угрозу жизни обслуживающего персонала, населения или сельскохозяйственных животных, и невыполнения требований энергоснабжающей организации по устранению недостатков в электроустановках;
б) расхода электроэнергии сверх установленных планов электропотребления или нарушения установленного режима электропотребления;
в) пользования электрической энергией без плана (лимита) электропотребления;
г) расточительного расходования электрической энергии;
д) самовольного присоединения токоприемников к сети энергоснабжающей организации или увеличения мощности сверх значения, обусловленного договором;
е) присоединения токоприемников помимо счетчика или нарушения схем учета электроэнергии;
ж) отсутствия персонала для обслуживания электроустановок;
з) снижения показателей качества электроэнергии по вине потребителя до значений, нарушающих нормальное функционирование электроустановок энергоснабжающей организации и других потребителей;
и) недопущения должностного лица энергетического надзора к электроустановкам потребителя или к приборам учета электроэнергии;
к) неоплаты платежного документа за электроэнергию в установленные сроки.
1.9.3. При отсутствии резервного питания для проведения плановых работ по ремонту оборудования и подключения новых потребителей энергоснабжающая организация должна в договоре на пользование электроэнергией обусловливать количество и продолжительность отключений абонентов для этих целей.
Энергоснабжающая организация обязана предупредить потребителя о предстоящем отключении не позднее чем за 10 дней для согласования с ним точной даты (дня и часа) перерыва в подаче электроэнергии.
Если в 5-дневный срок после получения предупреждения потребитель не согласует время перерыва в подаче электроэнергии, энергоснабжающая организация вправе самостоятельно установить это время. Перерыв в подаче электроэнергии должен быть произведен по возможности в нерабочее время абонента с предупреждением его об этом не менее чем за 24 ч до отключения.
1.9.4. Для принятия неотложных мер по предупреждению или ликвидации аварии энергоснабжающая организация имеет право отключить электроустановку потребителя с последующим сообщением абоненту о причинах отключения.
1.9.5. В целях обеспечения устойчивой работы энергетических систем при возможном недостатке электрической мощности или энергии энергоснабжающие организации обязаны иметь и при необходимости вводить в действие графики ограничений или отключений потребителей.
1.9.6. В случае перерасхода потребителем суточного плана электропотребления энергоснабжающая организация имеет право принудительно ограничивать отпуск электроэнергии в последующие дни в размере не более 25% установленного плана на сутки до полной компенсации допущенного перерасхода энергии.
В случае превышения потребителем установленного лимита мощности или мощности, разрешенной к использованию по договору, в течение 30 мин и более в часы максимума энергосистемы энергоснабжающая организация имеет право потребовать от потребителя снижения нагрузки до установленного лимитом или договором значения.
Требование энергоснабжающей организации о снижении нагрузки до уровня, установленного лимитом, или заданного ограничения должно быть выполнено потребителем безоговорочно и немедленно. При невыполнении требования энергоснабжающей организации о снижении нагрузки в течение 10 мин энергоснабжающая организация может после предупреждения произвести частичное или полное отключение потребителя от сети.
Не допускается полное отключение тех предприятий, которые не терпят даже кратковременных перерывов в подаче электроэнергии (взрывоопасные, пожароопасные и т.п.).
Какие новые документы нужно разработать для работы с ПТЭЭП-2023
➤ Подготовьте проекты приказов по ответственном. Уже сейчас вы должны разработать проекты приказов, в которых будут определены лица:
- имеющие право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров;
- имеющие право подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств в составе электроустановок;
- имеющие право единоличного осмотра электроустановок;
- имеющие право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, выдавать разрешения на подготовку рабочего места и допуск к производству работ в электроустановках, выполнять обязанности допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего.
- допущенные к проверке подземных сооружений на загазованность (при наличии у потребителя таких сооружений);
- имеющие право производства специальных работ в электроустановках (при определенной потребителем необходимости выполнения таких работ).
Приказы необходимо издать 9 января, ознакомить с ними работников, а также заранее разработать должностные инструкции и определить, в каких случаях ответственного руководителя работ «прикрывает» его заместитель. Вы можете использовать в приказе такую формулировку: «на время нетрудоспособности, командировки, отгула и т.п.». Образцы пяти самых главных приказов, которые вы должны датировать 9 января, скачайте в конце статьи.
Лайфхак от эксперта. Назначайте несколько ответственных, чтобы был резерв. Был известен случай, когда в результате новогоднего корпоратива в филиале на Крайнем Севере из строя были выведены и производитель работ, и ответственный руководитель работ, и выдающий наряд, и, как назло, под Новый год, произошла крупная авария, при которой требуется выдача наряда-допуска. Пришлось назначать таких лиц из головной организации в Москве. Так себе командировка.
➤ Подготовьте проект приказов в энергоснабжающую организацию. У компаний появилась новая обязанность по передаче сведений в энергоснабжающую организацию, пункт 12 ПТЭЭП. Форма предоставления сведений зависит от такой организации. Возможно, будет достаточно предъявить копию приказа о назначении и выписки из протокола проверки знаний правил работы в электроустановках. Ростехнадзор оказывает такую услугу. Сведения подаются ежегодно до 1 января и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках.
1.2.11. При проектировании систем электроснабжения и реконструкции электроустановок должны рассматриваться следующие вопросы:
- перспектива развития энергосистем и систем электроснабжения с учетом рационального сочетания вновь сооружаемых электрических сетей с действующими и вновь сооружаемыми сетями других классов напряжения;
- обеспечение комплексного централизованного электроснабжения всех потребителей электрической энергии, расположенных в зоне действия электрических сетей, независимо от их принадлежности;
- ограничение токов КЗ предельными уровнями, определяемыми на перспективу;
- снижение потерь электрической энергии;
- соответствие принимаемых решений условиям охраны окружающей среды.
При этом должны рассматриваться в комплексе внешнее и внутреннее электроснабжение с учетом возможностей и экономической целесообразности технологического резервирования.
При решении вопросов резервирования следует учитывать перегрузочную способность элементов электроустановок, а также наличие резерва в технологическом оборудовании.
1.2.12. При решении вопросов развития систем электроснабжения следует учитывать ремонтные, аварийные и послеаварийные режимы.
1.2.13. При выборе независимых взаимно резервирующих источников питания, являющихся объектами энергосистемы, следует учитывать вероятность одновременного зависимого кратковременного снижения или полного исчезновения напряжения на время действия релейной защиты и автоматики при повреждениях в электрической части энергосистемы, а также одновременного длительного исчезновения напряжения на этих источниках питания при тяжелых системных авариях.
1.2.14. Требования 1.2.11-1.2.13 должны быть учтены на всех промежуточных этапах развития энергосистем и систем электроснабжения.
1.2.15. Проектирование электрических сетей должно осуществляться с учетом вида их обслуживания (постоянное дежурство, дежурство на дому, выездные бригады и др.).
1.2.16. Работа электрических сетей напряжением 2-35 кВ может предусматриваться как с изолированной нейтралью, так и с нейтралью, заземленной через дугогасящий реактор или резистор.
Компенсация емкостного тока замыкания на землю должна применяться при значениях этого тока в нормальных режимах:
- в сетях напряжением 3-20 кВ, имеющих железобетонные и металлические опоры на воздушных линиях электропередачи, и во всех сетях напряжением 35 кВ — более 10 А;
- в сетях, не имеющих железобетонных и металлических опор на воздушных линиях электропередачи:
- более 30 А при напряжении 3-6 кВ;
- более 20 А при напряжении 10 кВ;
- более 15 А при напряжении 15-20 кВ;
в схемах генераторного напряжения 6-20 кВ блоков генератор-трансформатор — более 5А.
Работа электрических сетей напряжением 110 кВ может предусматриваться как с глухозаземленной, так и с эффективно заземленной нейтралью.
Электрические сети напряжением 220 кВ и выше должны работать только с глухозаземленной нейтралью.
3. Электроснабжение потребителей осуществляется:
1) на оптовом рынке электрической энергии на основании договоров купли-продажи электрической энергии и сделок, заключенных на централизованных торгах между участниками оптового рынка.
Обеспечение доставки (транспортировки) купленной по договору электроэнергии до потребителя осуществляется, если иное не установлено соглашением сторон, энергопередающей организацией;
2) на розничном рынке продажу электроэнергии по договору осуществляет энергоснабжающая организация. При этом энергоснабжающая организация заключает договор передачи электроэнергии с энергопередающими организациями. Потребители со среднесуточной мощностью электропотребления, превышающей порог доступа на оптовый рынок, и, покупающие электроэнергию у энергопроизводящих организаций, заключают договор на услуги по передаче электроэнергии с энергопередающими организациями;
3) договор на электроснабжение заключается в письменной форме. К нему прилагаются: акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон; акт экспертной организации по обследованию технического состояния электроустановок потребителя, при необходимости акт аварийной и (или) акт технологической брони, а также иные документы, составленные в установленном порядке энергоснабжающей (энергопередающей) организацией;
4) договор на передачу электрической энергии заключается в письменной форме. К нему прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, при необходимости акт аварийной и (или) акт технологической брони и иные документы, составленные в установленном порядке;
5) обеспечение свободного доступа участников рынка электроэнергии к электрическим сетям регионального и (или) местного уровней и регулирование отношений, возникающих между субъектами рынка при совершении ими сделок по передаче электроэнергии по указанным сетям, регламентируется Электросетевыми Правилами Республики Казахстан, утвержденными Приказом Министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 24 декабря 2001 года N№214 и зарегистрированными в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за N 1708 от 28 декабря 2001 года (далее — ЭСП), и иными нормативными правовыми актами;
6) обеспечение доступа участников рынка к сетям межрегионального уровня (национальной энергопередающей организации) регулируется отношениями, возникающими между сторонами при совершении сделок по передаче электрической энергии по указанным сетям, и регламентируется ЭСП и действующими нормативными правовыми актами.
4. Разногласия, возникающие между субъектами рынка электрической энергии, решаются в установленном законодательством порядке.
5. Акт аварийной брони (далее — ААБ) электроснабжения составляется совместно потребителем и энергоснабжающей организацией. В случаях возникновения разногласий по ААБ стороны обращаются к экспертной организации для разрешения спора.
Энергоснабжающая и (или) энергопередающая организации обеспечивают непрерывное электроснабжение объектов, включенных в перечень аварийной и (или) технологической брони, при условии выполнения потребителем гарантии оплаты за электрическую энергию по аварийной и (или) технологической брони.
Техническую возможность непрерывного электроснабжения объектов потребителей, включенных в перечень аварийной и (или) технологической брони, определяет и согласовывает экспертная организация по договору.
6. Увеличение потребителем потребляемой им электрической мощности сверх значений, указанных в договоре (в пределах мощности по техническим условиям), а также подключение новых субпотребителей допускается только с согласия энергопередающей и энергоснабжающей организаций после внесения соответствующих изменений в договоры.
7. Потребитель может присоединять к принадлежащим ему сетям собственные электроустановки в пределах мощности, указанной в договорах, без дополнительного разрешения энергоснабжающей и энергопередающей организаций, а свыше этой мощности — независимо от присоединяемой мощности, только с разрешения энергопередающей организации.
18. Все вновь присоединяемые и реконструируемые электроустановки потребителей должны быть выполнены в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, обеспечены проектной и технической приемо-сдаточной документацией.
19. До пуска в эксплуатацию электроустановки должны пройти приемо-сдаточные испытания и быть приняты потребителем от монтажно-наладочной организации по акту.
Энергопередающая организация присоединяет к своим электрическим сетям для постоянной эксплуатации электроустановки после устранения потребителем выявленных недостатков и получения заключения экспертной организации и разрешения органа государственного энергетического надзора (далее — Госэнергонадзор).
Энергопередающая организация может присоединить к своим электрическим сетям электроустановки потребителей напряжением до 1000 В, с установленной мощностью до 100 кВт после получения положительного заключения экспертной организации.
20. Экспертная организация перед вводом в эксплуатацию энергопотребляющего оборудования проводит его экспертизу на соответствие требованиям государственных стандартов, действующим нормативным правовым актам и проектным данным, а также в установленные сроки в соответствии с нормативными правовыми актами дает экспертную оценку по показателям энергоэффективности действующим и строящимся объектам.
По результатам экспертизы Госэнергонадзор или энергопередающая организация в соответствии с пунктом 19 Правил принимает решение о вводе в эксплуатацию энергопотребляющего оборудования.
21. Подача напряжения на электроустановки с сезонным характером потребления электроэнергии производится после предоставления потребителем энергоснабжающей организации акта технического освидетельствования электроустановок потребителя экспертной организацией.
22. Порядок допуска электроустановок в эксплуатацию распространяется на вновь смонтированные и реконструированные электроустановки потребителей (субпотребителей), а также при изменении владельца электроустановок.
23. Допуск электроустановок в эксплуатацию возможен только при наличии у потребителя, независимо от формы собственности, электротехнического персонала соответствующей квалификации и лица, ответственного за надежную, безопасную работу электроустановок, либо договора на обслуживание электроустановки с организацией, имеющей лицензию на право заниматься этим видом деятельности.
При сдаче объекта (помещений) в имущественный найм (аренду), включая лизинг, доверительное управление и иные виды пользования, ответственность за надежную, безопасную работу электроустановок несет арендодатель, если иное не предусмотрено договором.
24. При обнаружении в электроустановках потребителей недостатков в монтаже, отступлений от выданных технических условий на присоединение и требований нормативно-технических документов, отсутствия обслуживающего электротехнического персонала с соответствующей профессиональной квалификацией, а также лица, ответственного за надежную, безопасную работу электроустановок, допуск их в эксплуатацию запрещается.
Организационные вопросы
При эксплуатации и обслуживании электроустановок большое значение придаётся следующим организационным вопросам, включённым в требования ПТЭ:
- Порядок разделения так называемых «границ ответственности» между данным объектом и соседними территориями, на которых распоряжения его руководителя уже не действуют;
Обратите внимание! Это разделение касается не только прокладываемых линейных трасс; оно также распространяет своё действие на отдельные хозяйственные и территориальные единицы (целые энергосистемы, участки, цеха и корпуса).
- Подготовка перечня должностных инструкций, которыми должен руководствоваться персонал, обслуживающий каждый объект конкретного подразделения.
В части документа, посвящённой организационным мероприятиям, обязательно оговариваются вопросы обеспечения безопасности при работе со специальным оборудованием подстанций и релейных цепей. Для выполнения этих требований рабочий и обслуживающий персонал подстанций и линейных объектов должен руководствоваться основными положениями действующих нормативов (включая ПУЭ). В связи с этим он обязан:
- Контролировать текущее состояние подстанций с расположенным на них стационарным и линейным оборудованием;
- Поддерживать качество подаваемого на объекты напряжения (его форму, частоту и номинал) на требуемом уровне;
- Выполнять все указания оперативного и диспетчерского руководства;
- Осваивать современные методы обслуживания электрических сетей, позволяющие повысить эффективность их работы и достичь плановых показателей энергосбережения;
- Соблюдать действующие в этой отрасли правила пожарной безопасности и требования по охране труда.
Помимо этого, рабочий персонал подстанций обязан постоянно совершенствовать качество обслуживания данного объекта и вместе с тем снижать его влияние на экологическую обстановку в районе расположения.
Вопросы повышения квалификации
Расчет электрических цепей
Согласно требованиям СО 153-34.20.501, в целях совершенствования методов работы с энергетическим оборудованием с персоналом подстанций должны проводиться регулярные теоретические занятия.
Обратите внимание! Учебный процесс, организуемый в рамках курса по повышению квалификации, ставит своей целью освоение новых методов и приёмов эксплуатации внедряемых в производство образцов техники.
По окончании обучения должна производиться аттестация специалистов по всему изученному ранее материалу с последующим присвоением каждому из них соответствующей категории и оформлением допуска к работе на электроустановках.
Такой подход к обучающему процессу позволяет подготовить обслуживающий персонал к перспективам технического перевооружения производства энергоносителя, осуществляемого с одновременным обновлением всего парка задействованного в работе электрооборудования.
Как должен выглядеть знак заземления?
Все энергетические объекты, вырабатывающие и поставляющие электроэнергию к конкретным потребителям, а также распределяющие и преобразующие её по нагрузкам должны находиться под ведомственным надзором специальных органов.
Кроме того, для них обязательно регулярное техническое освидетельствование, проводимое в отношении электрооборудования и закрепляемое отметкой в соответствующем учётном документе.
Порядок проведения такого освидетельствования может быть представлен следующим образом:
- Организация и проведение приёмо-сдаточных испытаний, производимых с участием членов специально назначаемой комиссии;
- Проверка состояния станционного оборудования, заключающаяся в его визуальном осмотре, а также изучение всей сопровождающей технической документации;
- Испытания оборудования на предмет соблюдения техники безопасности, включая оценку состояния систем заземления и измерения переходного сопротивления соответствующих контуров.
Результаты проведённых комиссией работ обязательно фиксируются в техническом паспорте отдельного узла или агрегата.
1.1.1. Настоящие Правила распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации, и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.
1.1. 2. На каждом энергообъекте должны быть распределены границы и функции по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций между производственными подразделениями (цехами, участками, лабораториями и т.д.), а также определены должностные функции персонала.
1.1.3. Безопасная эксплуатация оборудования, зданий и сооружений обеспечивается положениями инструкций и других нормативно-технических документов.
1 .1 .4. Каждый работник отрасли в пределах своих функций должен обеспечивать соответствие устройства и эксплуатации оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей правилам техники безопасности и пожарной безопасности.
1 .1 .5. Основной задачей электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей является производство, преобразование, распределение и отпуск электрической энергии и тепла потребителям (далее — энергопроизводство).
1 .1 .6. Основным технологическим звеном энергопроизводства является энергосистема, представляющая собой совокупность электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей (далее — энергообъекты), связанных общностью режима работы и имеющих централизованное оперативно-диспетчерское управление.
1.1. 7. Работники энергообъектов обязаны:
под д ерживать качество отпускаемой энергии — нормированную частоту и напряжение электрического тока, давление и температуру теплоносителя;
соблюдать оперативно-диспетчерскую дисциплину;
содержать оборудование, здания и сооружения в состоянии эксплуатационной готовности;
обеспечивать максимальную экономичность и надежность энергопроизводства;
соблюдать правила промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений;
выполнять правила охраны труда;
снижать вредное влияние производства на людей и окружающую среду;
обеспечивать единство измерений при производстве, передаче и распределении энергии;
использовать достижения научно-технического прогресса в целях повышения экономичности, надежности и безопасности, улучшения экологии энергообъекта и окружающей среды.
1.1. 8. На каждом энергообъекте между структурными подразделениями должны быть распределены функции и границы по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций.
1.1. 9. Энергосистемы должны осуществлять:
развитие производства для удовлетворения потребностей в электрической энергии и тепле;
эффективную работу электростанций и сетей путем снижения производственных затрат, повышения эффективности использования мощности установленного оборудования, выполнения мероприятий по энергосбережению и использованию вторичных энергоресурсов;
повышение надежности и безопасности работы оборудования, зданий, сооружений, устройств, систем управления, коммуникаций;
обновление основных производственных фондов путем технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей, модернизации оборудования;
внедрение и освоение новой техники, технологии эксплуатации и ремонта, эффективных и безопасных методов организации производства и труда;
повышение квалификации персонала, распространение передовых методов производства.
Организации, осуществляющие проектирование, наладку, эксплуатацию энергообъектов, связанных с повышенной промышленной опасностью, должны иметь разрешения (лицензии), выданные в установленном порядке.
1 .1.1 0. Надзор за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание оборудования и сооружений, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляют органы государственного контроля и надзора.
1.7 .1 . На каждом энергообъекте должны быть следующие документы:
акты отвода земельных участков;
генеральный план участка с нанесенными зданиями и сооружениями, включая подземное хозяйство;
геологические, гидрогеологические и другие данные о территории с результатами испытаний грунтов и анализа грунтовых вод;
акты заложения фундаментов с разрезами шурфов;
акты приемки скрытых работ;
первичные акты об осадках зданий, сооружений и фундаментов под оборудование;
первичные акты испытания устройств, обеспечивающих взр ы вобезопасность, пожаробезопасность, молниезащиту и противокоррозионную защиту сооружений;
первичные акты испытаний внутренних и наружных систем водоснабжения, пожарного водопровода, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, отопления и вентиляции;
первичные акты индивидуального опробования и испытаний оборудования и технологических трубопроводов;
акты государственной и рабочих приемочных комиссий;
утвержденная проектная документация со всеми последующими изменениями;
технические паспорта зданий, сооружений, технологических узлов и оборудования;
исполнительные рабочие чертежи оборудования и сооружений, чертежи всего подземного хозяйства;
исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений;
исполнительные рабочие технологические схемы;
чертежи запасных частей к оборудованию;
оперативный план пожаротушения;
документация в соответствии с требованиями органов государственного контроля и надзора;
комплект действующих и отмененных инструкций по эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, должностных инструкций для всех категорий специалистов и для рабочих, относящихся к дежурному персоналу, и инструкций по охране труда.
Комплект указанной выше документации должен храниться в техническом архиве энергообъекта.
1. 7.2. На каждом энергообъекте, в производственных службах энергосистем должен быть установлен перечень необходимых инструкций, положений, технологических и оперативных схем для каждого цеха, подстанции, района, участка, лаборатории и службы. Перечень утверждается техническим руководителем энергообъекта (энергосистемы).
1. 7.3. На основном и вспомогательном оборудовании электростанций, котельных и подстанций должны быть установлены таблички с номинальными данными согласно государственному стандарту на это оборудование.
1. 7.4. Все основное и вспомогательное оборудование, в том числе трубопроводы, системы и секции шин, а также арматура, шиберы газо- и воздухопроводов, должно быть пронумеровано. При наличии избирательной системы управления (ИСУ) нумерация арматуры по месту и на исполнительных схемах должна быть выполнена двойной с указанием номера, соответствующего оперативной схеме, и номера по ИСУ. Основное оборудование должно иметь порядковые номера, а вспомогательное — тот же номер, что и основное, с добавлением букв А, Б, В и т.д. Нумерация оборудования должна производиться от постоянного торца здания и от ряда А. На дубль-блоках каждому котлу должен присваиваться номер блока с добавлением букв А и Б. Отдельные звенья системы топливоподачи должны быть пронумерованы последовательно и в направлении движения топлива, а параллельные звенья — с добавлением к этим номерам букв А и Б по ходу топлива слева направо.
1.7.5. Все изменения в энергоустановках, выполненные в процессе эксплуатации, должны быть внесены в инструкции, схемы и чертежи до ввода в работу за подписью уполномоченного лица с указанием его должности и даты внесения изменения.
Информация об изменениях в инструкциях, схемах и чертежах должна доводиться до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих инструкций, схем и чертежей.
1.7.6. Исполнительные технологические схемы (чертежи) и исполнительные схемы первичных электрических соединений должны проверяться на их соответствие фактическим эксплуатационным не реже 1 раза в 3 года с отметкой на них о проверке.
В эти же сроки пересматриваются инструкции и перечни необходимых инструкций и исполнительных рабочих схем (чертежей).
1.7.7. Комплекты необходимых схем должны находиться в органах диспетчерского управления соответствующего уровня, у диспетчера энергосистемы, тепловой и электрической сети, у начальников смены электростанции, начальника смены каждого цеха и энергоблока, дежурного подстанции, района тепловой и электрической сети и мастера оперативно-выездной бригады.
Форма хранения схем должна определяться местными условиями.
1.7.8. Все рабочие места должны быть снабжены необходимыми инструкциями.
1. 7.9. У дежурного персонала должна находиться оперативная документация, объем которой представлен в табл. 1.1.
В зависимости от местных условий объем оперативной документации может быть изменен по решению технического руководителя энергообъекта или энергосистемы.
1.7 .1 0. На рабочих местах оперативно-диспетчерского персонала в цехах электростанции, на щитах управления с постоянным дежурством персонала, на диспетчерских пунктах должны вестись суточные ведомости.
1.7.11. Административно-технический персонал в соответствии с установленными графиками осмотров и обходов оборудов ания должен проверять оперативную документацию и принимать необходимые меры к устранению дефектов и нарушений в работе оборудования и персонала.
Таблица 1.1
Дежурный персонал |
Документ |
||||||
Диспетчер энергосистемы (объединенной энергосистемы) |
Оперативная исполнительная схема (схема-макет) |
Оперативный журнал |
Журнал или картотека заявок на вывод из работы оборудования, находящегося в управлении и ведении диспетчера |
Журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики |
Карты установок релейной защиты и автоматики |
Журнал распоряжений |
|
Начальник смены электростанции |
Суточная оперативная исполнительная схема или схема-макет |
Т о ж е |
Журнал или картотека заявок диспетчеру на вывод из работы оборудования, находящегося в ведении диспетчера |
Журнал заявок техническому руководителю на вывод из работы оборудования, не находящегося в ведении диспетчера |
Журнал распоряжений |
||
Начальник смены электроцеха |
Т о ж е |
-« — |
Журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики |
Карты установок релейной защиты и автоматики |
Т о ж е |
Журнал учета работы по нарядам и распоряжениям |
Журнал или картотека дефектов и неполадок с оборудованием |
Начальники смен тепловых цехов |
Оперативная исполнительная схема основных трубопроводов |
-« — |
Журнал распоряжений |
Журнал учета работы по нарядам и распоряжениям |
Журнал или картотека дефектов и неполадок с оборудованием |
— |
— |
Начальник смены цеха тепловой автоматики |
Оперативный журнал |
Журнал технологических защит и автоматики и журнал технических средств АСУ |
Карта установок технологических защит и сигнализации и карты заданий авторегуляторам |
Журнал распоряжений |
Журнал учета работы по нарядам и распоряжениям |
Журнал или картотека дефектов и неполадок с оборудованием |
— |
Начальник смены химического цеха |
Оперативная исполнительная схема х и мводоочистки |
Оперативный журнал |
Журнал распоряжений |
Журнал учета работы по нарядам и распоряжениям |
Журнал или картотека дефектов и неполадок с оборудованием |
— |
— |
Диспетчер электросети |
Суточная оперативная исполнительная схема (схема-макет) |
Оперативный журнал |
Журнал или картотека заявок на вывод из работы оборудования, находящегося в управлении и ведении диспетчера энергосистемы |
Журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики |
Карты установок релейной защиты и автоматики |
Журнал распоряжений |
— |
Дежурный подстанци и с постоянным дежурством, диспетчер районной сети |
Суточная оперативная исполнительная схема или схема-макет |
То же |
Журнал заявок на вывод из работы оборудования |
Т о ж е |
Т о ж е |
Т о ж е |
Журнал дефектов и неполадок с оборудованием |
Диспетчер теплосети |
Оперативная исполнительная схема трубопроводов |
Оперативный журнал |
Журнал заявок на вывод из работы оборудования |
Тем п ерату рны е и пьезометрические графики работы сетей |
Журнал распоряжений |
Журнал дефектов и неполадок с оборудованием |
— |
Дежурный инженер района тепловой сети |
Суточная оперативная исполнительная схема |
-« — |
— « — |
— |
— |
То же |
Журнал учета работ по нарядам и распоряжениям |
1.12.1. При работе энергоустановок должны приниматься меры для предупреждения или ограничения вредного воздействия на окружающую среду выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов в водные объекты, шума, вибрации, электрических и магнитных полей и иных вредных физических воздействий, а также по сокращению безвозвратных потерь и объемов потребления воды.
1.12.2. Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не должно превышать норм предельно допустимых выбросов (лимитов), сбросов загрязняющих веществ в водные объекты — норм предельно допустимых или временно согласованных сбросов, установленных для каждого энергообъекта специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Напряженность электрического и магнитного полей не должна превышать предельно допустимых уровней этих факторов, шумовое воздействие — норм звуковой мощности оборудования, установленных соответствующими санитарными нормами и стандартами.
1.12.3. Каждая тепловая электростанция и отопительная котельная должна иметь план мероприятий по снижению вредных выбросов в атмосферу при объявлении особо неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с региональными природоохранными органами.
1.12.4. На каждом энергообъекте должны быть разработаны мероприятия по предотвращению аварийных и иных залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
1.12.5. Энергообъекты, на которых образуются токсичные отходы, должны обеспечивать их своевременную утилизацию, обезвреживание и захоронение на специализированных полигонах, имеющихся в распоряжении местной или региональной администрации.
Складирование или захоронение отходов на территории энергообъекта не допускается.
1.12.6. Эксплуатация энергоустановок с устройствами, не обеспечивающими соблюдение установленных санитарных норм и природоохранных требований, запрещается.
1.12.7. При эксплуатации основного и вспомогательного оборудования энергоустановок в цепях охраны водных объектов от загрязнения необходимо руководствоваться: законом РФ «Об охране окружающей природной среды»; государственными и отраслевыми стандартами по охране водных объектов от загрязнения; «Инструкцией о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование»; «Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами»; «Типовой инструкцией по обслуживанию установок очистки производственных сточных вод тепловых электростанций»; «Рекомендациями по выбору схем и оборудования для бессточных систем золоудаления тепловых электростанций»; «Рекомендациями по приемке, пуску и наладке установок очистки производственных сточных вод»; «Правилами эксплуатации водохранилищ»; инструкциями, составленными на основании таловых применительно к местным условиям.
1.12.8. Установки для очистки и обработки загрязненных сточных вод должны быть приняты в эксплуатацию до начала предпусковой очистки теплоэнергетического оборудования.
1.12.9. При эксплуатации газоочистного и пылеулавливающего оборудования электростанций и отопительных котельных необходимо руководствоваться: законом РФ «Об охране окружающей природной среды»; государственными и отраслевыми стандартами, регламентирующими загрязнение атмосферы; «Правилами организации контроля выбросов в атмосферу на тепловых электростанциях и в котельных»; «Типовым положением об организации контроля за выбросами в атмосферу на тепловых электростанциях»; «Правилами эксплуатации установок очистки газа»; «Положением об организации эксплуатации золоулавливающих установок на тепловых электростанциях»; «Положением о планово-предупредительном ремонте золоуловителей»; типовыми инструкциями по эксплуатации электрофильтров, сухих инерционных золоуловителей, золоуловителей с трубой Вентури типа МВ; «Инструкцией по расследованию и учету нарушений в работе электростанций, сетей, энергосистем и энергообъединений»; инструкциями, составленными на основании типовых применительно к местным условиям.
1.12.10. При эксплуатации электрических сетей и подстанций необходимо руководствоваться «Санитарными нормами и правилами защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока» и «Методическими рекомендациями по обеспечению экологических нормативов при проектировании, строительстве и эксплуатации линий электропередачи и подстанций».
1.12.11. Энергообъекты обязаны контролировать и учитывать выбросы и сбросы загрязняющих. веществ, объемы воды, забираемые и сбрасываемые в водные источники, а также контролировать напряженность электрического и магнитного полей в санитарно-защитной зоне воздушных линий электропередачи.
1.12.12. Для контроля за выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, объемами забираемой и сбрасываемой воды каждый энергообъект должен быть оснащен постоянно действующими автоматическими приборами, а при их отсутствии или невозможности применения должны использоваться прямые периодические измерения и расчетные методы. Электрические сети должны быть оснащены приборами измерения напряженности электрического и магнитного полей.
2.2.1. Производственные здания и сооружения энергообъекта должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем длительное надежное использование их по назначению, соблюдение требований санитарно-технических норм и безопасности труда персонала.
2.2.2. На энергообъектах должно быть организовано систематическое наблюдение за зданиями и сооружениями в процессе эксплуатации в объеме, определяемом местной инструкцией.
Наряду с систематическим наблюдением 2 раза в год (весной и осенью) должен проводиться осмотр зданий и сооружений для выявления дефектов и повреждений, а после стихийных бедствий (ураганных ветров, больших ливней или снегопадов, пожаров, землетрясений силой 5 баллов и выше и т.д.) или аварий — внеочередной осмотр.
Строительные конструкции основных производственных зданий и сооружений по перечню, утвержденному руководителем энергообъекта, согласованному с генпроектировщиком, один раз в 5 лет должны подвергаться техническому освидетельствованию специализированной организацией.
2.2.3. При весеннем осмотре должны быть уточнены объемы работ по ремонту зданий, сооружений и санитарно-технических систем, предусматриваемому на летний период, и выявлены объемы работ по капитальному ремонту для включения их в план следующего года.
При осеннем осмотре должна быть проверена подготовка зданий и сооружений к зиме.
2.2.4. На электростанциях должны был» организованы наблюдения за осадками фундаментов зданий, сооружений и оборудования: в первый год эксплуатации — 3 раза, во второй — 2 раза, в дальнейшем до стабилизации осадок фундаментов — 1 раз в год, после стабилизации осадок (1 мм в год и менее) — не реже 1 раза в 5 лет.
2.2.5. Наблюдения за осадками фундаментов, деформациями строительных конструкций, обследования зданий и сооружений, возведенных на подработанных подземными горными выработками территориях, грунтах, подверженных динамическому уплотнению от действующего оборудования, просадочных грунтах, в карстовых зонах, районах многолетней мерзлоты, в районах с сейсмичностью 7 баллов и выше должны проводиться по специальным программам в сроки, предусмотренные местной инструкцией, но не реже 1 раза в три года.
2.2.6. Дымовые трубы электростанций и газоходы должны подвергаться наружному осмотру 1 раз в год (весной). Внутреннее обследование дымовых труб должно производиться через 5 лет после их ввода в эксплуатацию, а в дальнейшем по мере необходимости, но не реже 1 раза в 15 лет. Внутреннее обследование труб с кирпичной и монолитной футеровкой может быть заменено тепловизионным с частотой обследований не реже 1 раза в пять лет.
2.2.7. При наблюдениях за зданиями, сооружениями и фундаментами оборудования должно контролироваться состояние подвижных опор, температурных швов, сварных, клепаных и болтовых соединений металлоконструкций, стыков и закладных деталей сборных железобетонных конструкций, арматуры и бетона железобетонных конструкций (при появлении коррозии или деформации), подкрановых конструкций и участков, подверженных динамическим и термическим нагрузкам и воздействиям.
2.2.8. В помещениях водоподготовительных установок должны контролироваться и поддерживаться в исправном состоянии дренажные каналы, лотки, приямки, стенки солевых ячеек и ячеек мокрого хранения коагулянта, полы в помещениях мерников кислоты и щелочи.
2.2.9. При обнаружении в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями должно быть установлено наблюдение с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений. Сведения об обнаруженных дефектах должны заноситься в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов.
2.2.10. Пробивка отверстий, устройство проемов в несущих и ограждающих конструкциях, установка, подвеска и крепление к строительным конструкциям технологического оборудования, транспортных средств, трубопроводов и других устройств для подъема грузов при монтаже, демонтаже и ремонте оборудования, вырезка связей каркаса без согласования с проектной организацией и лицом, ответственным за эксплуатацию здания (сооружения), а также хранение резервного оборудования и других изделий и материалов в неустановленных местах, запрещается.
Для каждого участка перекрытий на основе проектных данных должны быть определены предельные нагрузки и указаны на табличках, устанавливаемых на видных местах.
При изменении (снижении) несущей способности перекрытий в процессе эксплуатации допустимые нагрузки должны корректироваться с учетом технического состояния, выявленного обследованием и поверочными расчетами.
2.2.11. Кровли зданий и сооружений должны очищаться от мусора, золовых отложений и строительных материалов, система сброса ливневых вод должна очищаться, ее работоспособность должна проверяться.
2.2.12. Металлические конструкции зданий и сооружений должны быть защищены от коррозии; должен быть установлен контроль за эффективностью антикоррозионной защиты.
2.2.13. Окраска помещений и оборудования энергообьектов должна удовлетворять требованиям промышленной эстетики, санитарии, инструкции по отличительной окраске трубопроводов.
Все отступления от проектных решений фасадов зданий, интерьеров основных помещений должны согласовываться с проектной организацией.
2.2.14. Строительные конструкции, фундаменты зданий, сооружений и оборудования должны быть защищены от попадания минеральных масел, кислот, щелочей, пара и воды.
2.2.15. Техническое состояние систем отопления и вентиляции и режимы их работы должны обеспечивать нормируемые параметры воздушной среды, надежность работы энергетического оборудования и долговечность ограждающих конструкций. Эксплуатация систем должна осуществляться в соответствии с местными инструкциями.
2.2.16. Площадки, конструкции и транспортные переходы зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном состоянии и чистоте. В помещениях и на оборудовании не должно допускаться скопление пыли.
Гидроуборка тракта топливоподачи должна быть организована в соответствии с требованиями настоящих Правил.