Налоговые нарушения и преступления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые нарушения и преступления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Уголовные преступления

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения

Нарушение

Административная ответственность

Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции.
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности.
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя.
Грубое нарушение требований к бухучету К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности.

Виды налоговых правонарушений

В Налоговом кодексе РФ впервые дается систематизированный перечень налоговых правонарушений, за совершение которых предусмотрена налоговая ответственность.

Нарушение срока постановки научет вналоговом органе (ст. 116 НК РФ)

Если налогоплательщик не встал на учет в налоговом органе в установленные законом сроки, с него взыскивается штраф в размере пяти тыс. руб. Если налогоплательщик просрочил срок подачи заявления о постановке на учет более чем на 90 дней, с него взыскивается штраф в размере 10 тыс. руб.

Уклонение от постановки научет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ)

Под уклонением от постановки на учет понимается деятельность организации или предпринимателя без постановки на учет в налоговом органе, что ведет к взысканию штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение названного времени, но не менее 20 тыс. руб. То же деяние, совершаемое более трех месяцев, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в данный период.

Нарушение срока представления сведений оботкрытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ)

В случае нарушения налогоплательщиком сроков представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке он наказывается штрафом в размере пяти тыс. руб.

Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)

Представление налоговой декларации в налоговый орган является важнейшей обязанностью налогоплательщика. Невыполнение данной обязанности в период до 180 дней со дня наступления даты представления налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц, но не более тридцати процентов от указанной суммы и не менее ста руб.

Непредставление декларации в течение более чем 180 дней по истечении срока представления названной декларации влечет взыскание штрафа в размере тридцати процентов суммы налога, подлежащего уплате, и 10 процентов суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Грубое нарушение правил учета доходов ирасходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ)

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения законодатель понимает отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Если данное грубое нарушение было совершено в течение одного налогового периода, это влечет взыскание штрафа в размере пяти тыс. руб.

Если эти грубые нарушения были совершены в течение более чем одного налогового периода, они наказываются штрафом в размере 15 тыс. руб.

Если те же деяния повлекли занижение дохода, взимается штраф в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Данным составом правонарушения охватываются и нарушения правил составления налоговой декларации, выразившиеся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Эти действия наказываются штрафом в размере трех тыс. руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ)

Если выездная налоговая проверка налогового органа выявила, что в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода налог не был уплачен или уплачен не полностью, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Если те же действия были совершены умышленно, это влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ)

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или)распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ)

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в волгограде

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Если непредставление сведений выразилось в отказе предоставить требуемые документы или организация иным образом уклонилась от представления документов, либо документы были представлены с заведомо недостоверными сведениями, взыскивается штраф в размере пяти тыс. руб.

К налоговым правонарушениям относятся противоправные деяния, совершенные не только налогоплательщиками, но и иными лицами. К такого рода правонарушениям отнесены следующие.

Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ)

Ответственность свидетеля наступает в следующих случаях: а) неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, — влечет взыскание штрафа в размере тысячи руб.; б) неправо — мерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний — влекуг штраф в размере трех тыс. руб. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ)

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. и одной тыс. руб. соответственно.

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу. (ст. 129.1 НК РФ)

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу, если это деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК, влечет взыскание штрафа в размере одной тыс. руб. За повторные деяния налагается штраф в размере пяти тыс. руб.

Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НКРФ)

Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику заключается в открытии банком счета налогоплательщику без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также в открытии счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ)

Нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере одной стопятиде- сятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

Виды и порядок применения санкций за нарушение налогового законодательства

Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответственности за совершенное налоговое правонарушение. Налоговый кодекс устанавливает налоговые санкции только в виде такой меры имущественного характера, как штраф. В определении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. указано, что штрафы, взимаемые налоговыми органами с налогоплатель- щиков за нарушения ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения). Таким образом, Конституционный Суд РФ признал административно-правовую природу налоговых санкций и отсутствие налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

В зависимости от характера совершенного налогового правонарушения Кодексом установлены штрафы в твердой денежной сумме или в процентах от суммы налога, подлежащей уплате. Так, например, при несообщении либо несвоевременном сообщении налогоплательщиком налоговому органу об открытии банковского счета размер штрафа составляет пять тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). Неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).

Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующими статьями Кодекса за совершение налогового правонарушения. К смягчающим обстоятельствам относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Иные обстоятельства могут быть признаны смягчающими судом.

При наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100 процентов. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющегося предпринимателем. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104 НК).

Досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности является обязательной. Налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании санкций только в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.

Кодекс не содержит положений о форме соответствующего требования. Оно может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска.

Указанные выше правила применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

После удовлетворения судом исковых требований налогового органа реальное взыскание сумм штрафов производится в общем порядке путем исполнительного (Производства.

Статья 115 НК РФ предусматривает важную гарантию прав налогоплательщиков — срок давности взыскания санкции. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Этот срок является пресекатель- ным, т.е. не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска налоговым органом. Исчисление данного срока осуществляется либо со дня составления акта выездной налоговой проверки, либо со дня обнаружения налогового правонарушения при осуществлении иных форм налогового контроля.

Нарушение правил составления налоговой декларации

Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Минфином России, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случае нарушения правил юридическим лицом ответственность наступает в соответствии с п.4 ст.120 НК РФ.

Нарушение должно быть выражено в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Согласно данной норме ответственность наступает в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.

В случае совершения нарушения физическим лицом ответственность наступает в соответствии со ст.121 НК РФ.

Если физическое лицо обязано подавать декларацию, оно должно собрать прежде всего все документы, подтверждающие полученные доходы и произведенные расходы, связанные с их получением, право на уменьшение совокупного дохода и право на льготы по подоходному налогообложению. Следует иметь в виду, что при декларировании учитываются и принимаются налоговыми органами не любые расходы, а только те, что предусмотрены законодательством о подоходном налогообложении.

Субъектом нарушений правил составления налоговой декларации является физическое лицо, обязанное сдавать налоговую декларацию.

Форма вины может быть как умышленная, так и неосторожная.

Признаками нарушения правил составления налоговой декларации является неотражение или неполное отражение доходов (расходов), а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате.

Вышеуказанные деяния влекут взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Те, кто не платят налоги, могут стать обвиняемыми по следующим статьям УК РФ:

  • 198 – уклонение от уплаты налогов физическим лицом;
  • 199 – уклонение от уплаты налогов и сборов представителями юридического лица;
  • 199.1 – неперечисление удержаний в пользу государства налоговым агентом.

За указанные деяния допускается привлечение к уголовной ответственности лица, которому более 16 лет. Впрочем, судебная практика не знает примеров осуждения несовершеннолетних граждан по данным статьям уголовного закона.

Налоговая ответственность за неуплату налогов может наступить по решению налогового органа. И для уголовного дела решение ИФНС тоже необходимо. Вообще инспекция обязана направлять информацию о выявленной неуплате в следственные органы, если соблюдены одновременно четыре условия:

  1. решение о привлечении к налоговой ответственности принято и вступило в законную силу;
  2. налогоплательщика уведомили об обязанности уплаты налога с пенями в установленный срок;
  3. после истечения срока, установленного в уведомлении, прошло 2 месяца;
  4. установлен крупный или особо крупный размер неоплаченной суммы.

Инспекция обязана направить сведения в течение 10 суток со дня выявления нарушений. После чего следственный комитет выносит постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении. Это зависит от наличия/отсутствия состава преступления.

Читайте также:  Как проиндексируют возмещение вреда чернобыльцам в 2023 году

Понятие налогов и налоговой ответственности

Определение 1

Налоги являются признаком государства, а взимание перечня обязательных платежей – это элемент правового статуса его суверенитета. Нарушениями в налоговой сфере в первую очередь затрагиваются публичные интересы страны.

Принудительным изъятием части собственности (в денежном эквиваленте) у налогоплательщиков вызывается подсознательная готовность к тому, чтобы скрывать доходы или совершать иные неправомерные деяния, которые обеспечивают возможность использования и распоряжения полученными доходами в полном объеме, не учитывая суверенное право страны на какую-либо часть этого дохода. Тому, что нарушаются фискальные права страны, также может способствовать высокая налоговая ставка или пониженный уровень жизни населения. Данные факторы вместе могут создать предпосылки для того, чтобы совершалось еще больше налоговых правонарушений и вследствие этого, реагирование государства в рамках защиты имущественных интересов.

Правовое регулирование ответственности в случае нарушения порядка того, как реализуются налоговые отношения является объектом законодательства о налогах и сборах и составляет в совокупности институт налогового права. В Налоговом кодексе термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налогового преступления» могут использоваться в качестве равнозначных.

Пример 1

К примеру, пунктом 2 101 статьи Налогового кодекса устанавливается, что по результатам того, как были рассмотрены материалы проверки, руководителем (его заместителем) налоговых органов может быть вынесено решение относительно привлечения налогоплательщиков к положению налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений; статьей 107 предусматривается возможность того, что могут быть привлечены организации и физические лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Учитывая систему финансового права и то, что в нее входит налоговое право, стоит отметить, что налоговая ответственность является разновидностью финансово-правовой ответственности.

Определение 2

Понятие налоговой ответственности является одной из главных категорий в налоговом праве, ее конструкцией определяется место и роль правового регулирования налоговых отношений в праве.

Правовая природа ответственности за нарушение законов о налогах и сборах является неразрывно связанной с финансово-правовой ответственностью и ее местом в системе юридической ответственности.

Тому состоянию, в котором на сегодняшний день находится наука финансового права, свойственны определенные проблемы в том, как исследуется ответственность за нарушение финансово-правовых норм. На сегодняшний день начать изучать отраслевую правовую ответственность со стороны науки финансового права может быть затруднительным по той причине, что определение финансовой правовой ответственности (ответственности, которая наступает в случае нарушения финансового законодательства), которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не может существовать из-за отсутствия единого кодификационного акта, которые оформлял бы основы правового регулирования отношений в финансовой деятельности. Финансовая правовая ответсвенность может формироваться в соответствии с институциональным признаком – «снизу вверх», так как, к примеру, происходит более детальная разработка налоговая ответственность и существенные перспективы развития есть у ответственности, предусмотренной в случае нарушения бюджетного законодательства.

Определение 3

Налоговая ответственность в рамках своей природы, предмета и метода регулирования – это составная часть финансово-правовой ответственности и может быть реализована в государственных властных отношениях, которые складываются по отношению к установлению и взиманию обязательных платежей. То, что налоговая ответственность относится к разновидности финансово-правовой может быть подтверждено тем, что налоговое право входит в финансовое как подотрасль.

Функции и цели налоговой ответственности

Цели налоговой ответственности могут быть реализованы в функциях. Функциями отражается предназначение налоговой ответственности, по этой причине они тесно связан с применением налоговых санкций и социальными последствиями того, как их применяют. В правовом регулировании налоговых отношений налоговой ответственностью выполняется юридическая и социальная функции.

Замечание 8

Юридические функции могут проявляться в нескольких аспектах: правовосстановительный (компенсационный) и штрафной (карательный).

Правовосстановительный характер налоговой ответственности обусловливается имущественными отношениями публичных и частных субъектов, объект которых – это налог. Ответственность налогоплательщиков за нарушение своих обязанностей, связанных со своевременной и полной уплатой налогов преследует цель восстановления имущественных интересов государства и компенсацию казне причиненных убытков.

Сущность штрафного характера налоговой ответственность заключается в неблагоприятных имущественных лишениях, которые претерпевает нарушитель налогового законодательства. При помощи того, что реализуется штрафная функция может быть создан режим имущественного урона, заключающийся в применении санкций к субъектам налоговых правонарушений.

Социальная функция налоговой ответственности может быть выражена в том, что осуществляется общее предупреждение налоговых правонарушений при помощи побуждения субъектов налогового права к соблюдение норма налогового права. Реализация социальных функций при помощи общей и частной превенции совершения налоговых преступлений.

Замечание 9

Общей превенцией преследуется цель предотвращения того, чтобы совершались налоговые правонарушения в лице всех субъектов налогового права.

Частная превенция направлена к индивидуально-определенным субъектам налогового права и заключается в том, что предотвращает совершение ими правонарушений в области налогового законодательства. Способ реализации частной превенции – это претерпевание режима имущественного урона и угроза того, что могут быть увеличены санкции на 100%, если лицо совершит аналогичное налоговое правонарушение, как указано в пункте 4 114 статьи Налогового кодекса Российской Федерации.

Определение 7

Основным предназначением функции налоговой ответственности является обеспечение правильной работы механизма правового регулирования в сфере законодательства по налогам и сборам.

Налоговая ответственность является обязанностью лица, которое виновно в том, совершило налоговое правонарушение, на претерпевание мер государственно-властного принуждения, которые предусматриваются на основании санкций Налогового кодекса РФ и состоят в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяются в лице компетентных органов установленном процессуальном порядке.

Если в НК РФ в качестве объективной стороны нарушения указана неуплата налога вследствие занижения базы для расчетов (случайно или намеренно) или других неправомерных действий, то УК РФ акцентирует внимание на том, что преступление совершается умышленно. Это логично: по смыслу законодательства уголовные преступления наиболее опасны для общества и наказание за них предусмотрено более суровое. Уклонение от уплаты налогов выражается в умышленных деяниях, направленных на уменьшение размера сборов и повлекших их непоступление в казну, согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 64. Уклонение от уплаты налогов физическими лицами составляет преступление только в том случае, если совершено в крупном или особо крупном размере, согласно ст. 198 — 199 УК РФ. Понятие крупного и особо крупного размера дается в примечаниях к статьям.

Административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена ст. ст. 15.3 — 15.6, 15.11 КоАП РФ.

Субъектами административной ответственности являются должностные лица организации в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом организации понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). Административная ответственность, установленная ст. ст. 15.3 — 15.9, 15.11 КоАП РФ, не применяется к индивидуальным предпринимателям (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ). Это объясняется тем, что лицо не может быть привлечено к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Поскольку составы правонарушений схожи с установленными НК РФ, предприниматель может быть привлечен только по НК РФ. Что касается организаций, то сами организации, как указано выше, могут быть привлечены за нарушение законодательства о налогах и сборах по НК РФ, а их должностные лица — по КоАП РФ.

Судебная практика. Для целей административного законодательства под должностным лицом понимается не только генеральный директор организации или главный бухгалтер. Это может быть и другой сотрудник, если обязанность по представлению налоговой отчетности возложена на него должностной инструкцией, приказом, распоряжением, иным локальным нормативным актом — иными словами, лицо, в чьи должностные обязанности входит осуществление данной функции (ст. 2.4 КоАП РФ). На это обстоятельство обращают внимание и суды, исследуя вопрос о законности привлечения к административной ответственности руководителя организации-налогоплательщика. Примером тому является в том числе Постановление Московского городского суда от 13.03.2009 N 4а-452/09.

Кроме того, КоАП РФ не относит к субъектам данного правонарушения индивидуальных предпринимателей (граждан).

Административная ответственность за налоговые правонарушения, кто будет нести ответственность, ответственность бухгалтера за правонарушения, сколько составляет срок давности преступления

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей. 1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Читайте также:  Госпошлина постановка на учет автомобиля 2023 для юридических лиц

2. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. 2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. 3. Исключен. Федеральный закон от 09.

07. 1999 N 154-ФЗ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18. 01. 2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. 4. Исключен.

Федеральный закон от 09. 07. 1999 N 154-ФЗ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18. 01. 2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). 2. Утратил силу. Таможенный кодекс РФ от 28.

05. 2003 N 61-ФЗ.3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. 2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135. 1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. 3. Утратил силу.

Федеральный закон от 30. 12. 2001 N 196-ФЗ. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» части первой НК РФ посвящен правовому описанию сущности понятия «налоговое правонарушение» и регламентации системы санкций за совершение налоговых правонарушений.

Элементы налогового правонарушения

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное, противоправное (совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Элемены налогового правонарушения
Элемент налогового правонарушения Определение, структура
1. Объект налогового правонарушения

Урегулированные и защищенные законом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием (бездействием). Его составные части:

установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;

порядок осуществления налоговой отчетности;

порядок учета налогоплательщиков;

порядок осуществления налогового контроля

2. Объективная сторона Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного правопорядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними
3. Субъективная сторона Юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности
4. Субъект Лицо, совершившее правонарушение: налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент, лица, способствующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист и пр.)

Рассмотрим подробно основные принципы ответственности за совершение налоговых правонарушений, которые представлены на рисунке.

Виды налоговых правонарушений

Виды налоговых правонарушений, что доказывают умышленное виновное деяние или такое, как совершенное по неосторожности:

  • Несоблюдение срока постановки на учет.
  • Уклонение от регистрации в территориальной ИНС.
  • Срыв сроков по подаче сведений об открытии и закрытии банковского счета.
  • Не подача обязательных деклараций.
  • Нарушение объектом учета доходной и расходной части ведения деятельности.
  • Полная неуплата налогов или частичная (заниженная).
  • Невыполнение правил по проведению налоговых удержаний.
  • Отказ от дачи показаний в ходе проверки либо ложное свидетельствование сотрудникам службы контроля.
  • Непредставление необходимых сведений по запросу инспектора.
  • Несанкционированный доступ, пользование или распоряжение арестованным имуществом.
  • Фиксация невыполнения порядка открытия объекта игорного бизнеса.

ВАЖНО Налоговая проверка (камеральная или выездная) может охватывать период не более чем за три предыдущих года деятельности. На протяжении одного календарного года по аналогичной направленности повторная (вторая) проверка не допускается. Исключением является случай с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика.

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Правонарушения » Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

Сегодня субъектами налоговых правоотношений могут быть физические лица и организации.

Перечень лиц, привлекаемых к налоговой ответственности, определен статьей 107 НК РФ с опорой на 15, 16, 18 главы Кодекса. Рассмотрим список лиц, совершающих налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Статья 107 НК РФ свидетельствует о том, что ответственность по законодательству несут только организации и физические лица. Иные субъекты, такие как подразделения юридических лиц, не являются ответственными налогоплательщиками, а значит не могут быть привлечены к принудительной оплате налогов.

К ответственности могут быть привлечены лица старше 16 лет, исключая следующие случаи:

  • повторное привлечение к ответственности, несмотря на отягчающие обстоятельства;
  • привлечение без установления факта совершения правонарушения и без наличия решения налогового органа о предстоящем взыскании;
  • привлечение к ответственности, если оплата уже произведена.

Ответственность может возникать по следующим основаниям:

  • если налогоплательщик не в состоянии оплатить всю налоговую задолженность либо уклоняется от уплаты налогов по соответствующей налоговой системе;
  • если плательщик нарушает сроки и механизм учета расходов и доходов организации;
  • если лица уклоняются от осуществления налогового учета;
  • непредставление налоговой декларации либо неправильно заполненная декларация.

Данные нарушения регулируются статьями 116-129 НК РФ и предусматривают ответственность в виде штрафов, пеней в размере от 40% от суммы неуплаченных налогов.

Налоговая ответственность за правонарушения может возникать одновременно с уголовной, гражданской, административной ответственностью в рамках российского законодательства.

Привлечение налогоплательщиков к ответственности не снимает с них обязанности полностью выплатить налоговую задолженность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *