Что лучше открыть для грузоперевозок в 2023 году — ИП или ООО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что лучше открыть для грузоперевозок в 2023 году — ИП или ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.

Какая система налогообложения выгоднее для грузоперевозок

Сравним условия и выгоду каждого вида налогообложения на конкретном примере.

ИП Васильев Петров Петрович занимается грузоперевозками в Москве на 3 транспортерах грузоподъёмностью до 3,5 тонн. У него работают 5 сотрудников с зарплатой 40 000 рублей. Финансовый аспект его деятельности выглядит так:

  • Доход в год — 15 000 000 рублей.
  • Расходы в год (в том числе зарплаты, бензин, ремонт, страхование и так далее) — 7 000 000 рублей в год.
  • Взносы за работников — 720 000 рублей в год (уже входят в расходы).
  • Взносы за самого себя — 40 874 рубля + процент от дохода, превышающего 300 000 рублей. Величина взноса будет зависеть от условий налогового режима. Так, например, при УСН Доходы доход сверх лимита облагается налогом в 1 %, а при патентной системе его рассчитывают не от фактической, а от потенциальной прибыли.

Как отражать в бухучёте расчёты по агентскому договору?

При любом варианте агентского договора товар фактически реализует сам продавец за свой счёт, а маркетплейс лишь занимается посредничеством. Поэтому, у бизнесмена будут стандартные проводки по реализации. Разница с продажей напрямую будет только в том, что после передачи товара продавцом на склад маркетплейса и до момента реализации его себестоимость будет отражаться на счете 45 «Товары отгруженные».

Пример 1: Продавец и маркетплейс используют общую налоговую систему (ОСНО), цена товара —120 рублей с НДС, себестоимость — 60 рублей с НДС, комиссия маркетплейса — 10%.

  • ДТ 45 — КТ 41 (50 руб.) — товар передан маркетплейсу для последующей реализации по себестоимости без НДС.

  • ДТ 62 — КТ 90 (120 руб.) — начислена выручка от реализации товара на основании отчёта маркетплейса.

  • ДТ 90 — КТ 45 (50 руб.) — списана себестоимость проданного товара без НДС.

  • ДТ 90 — КТ 68 (20 руб.) — начислен НДС, так как продавец использует ОСНО.

Расчёты с маркетплейсом по перечислению денег за товары и вознаграждению за посредничество удобно вести через счёт 76. Чтобы разделить разные виды платежей, лучше открыть отдельные субсчета, например:76.1 — «Расчёты с агентом за товары».76.2 — «Расчёты с агентом по вознаграждению».Тогда проводки в нашем примере будут такими:

  • ДТ 76.1 — КТ 62 (120 руб.) — начислена задолженность агента по перечислению выручки, поступившей от покупателей.

  • ДТ 51 — КТ 76.1 (120 руб.) — агент перевёл деньги продавцу.

  • ДТ 20 (26, 44) — КТ 76.2 (10 руб.) — начислено вознаграждение маркетплейса.

  • ДТ 19 — КТ 76.2 (2 руб.) — входной НДС у продавца с вознаграждения агента.

  • ДТ 76.2 — КТ 51 (12 руб.) — перечислено вознаграждение агенту.

Если маркетплейс сразу удерживает свое вознаграждение при переводе средств продавцу, то проводки по расчётам с агентом изменятся:

  • ДТ 51 — КТ 76.1 (108 руб.) — агент перевёл деньги продавцу за вычетом вознаграждения.ДТ 76.2 — КТ 76.1 (12 руб.) — проведён взаимозачёт.

Налоговый учёт расчётов с маркетплейсами при ОСНО.

При общей налоговой системе доходы юридических лиц облагаются налогом на прибыль. Если же ОСНО использует предприниматель, то он должен платить НДФЛ. Также бизнесмены на ОСНО, вне зависимости от организационно-правовой формы, платят НДС.

Пример 2: Воспользуемся условиями примера 1. Торговая компания на ОСНО купила товар за 60 рублей с НДС и продала его через маркетплейс за 120 рублей с НДС. Маркетплейс удержал комиссию 10%, т.е. 12 рублей.

Начисленный НДС с реализации:

  • НДСн = 120 / 120% х 20% = 20 руб.

НДС к возмещению со стоимости закупа товара:

  • НДСз = 60 / 120% х 20% = 10 руб.

НДС к возмещению с комиссии маркетплейса:

  • НДСк = 12 / 120% х 20% = 2 руб.

НДС к уплате по сделке:

  • НДСу = НДСн — НДСз — НДСк = 20 — 10 — 2 = 8 руб.

Выручка без НДС для налога на прибыль:

  1. В = 120 — 20 = 100 руб.

Стоимость закупа товара без НДС:

  • З = 60 — 10 = 50 руб.

Комиссия маркетплейса без НДС:

  • К = 12 — 2 = 10 руб.

База для налога на прибыль:

  • Б = В — З — К = 100 — 50 — 10 = 40 руб.

Налог на прибыль по сделке:

  • НП = 40×20% = 8 руб.
Читайте также:  Проверка штрафов ГИБДД по номеру Постановления (УИН)

Общая налоговая нагрузка по сделке для компании на ОСНО составит:

  • ННк = НДС + НП = 8 + 8 = 16 руб.

Для ИП принцип расчёта будет в целом таким же. Разница только в том, что предприниматель платит вместо налога на прибыль НДФЛ по ставке 13%. Поэтому его налоговая нагрузка будет меньше:

  • ННип = НДС + НДФЛ = 8 + 40×13% = 13,2 руб.

Оплата за грузоперевозки с НДС или без

Ставка НДС для ИП (индивидуальных предпринимателей) и организаций может рассчитываться по тарифам в 0,10 или 20%. Применение конкретной ставки зависит от того, какой груз провозится, каким транспортом, откуда, какое место назначения и т.д.

К примеру, по нулевому тарифу может облагаться международная перевозка, а также за пределами РФ с посадкой в России, транзитные операции. Право на применение нулевого процента требуется подтвердить, представив документацию. Иногда можно отказаться от использования этого тарифа. Ставка в 20% используется в тех случаях, когда не получается применить нулевой процент или тариф в 10%.

Чтобы подтвердить наличие льготы, нужно представить документы. Их перечень может различаться в зависимости от типа операции. Если осуществлялись международные перевозки, потребуется контракт на оказание услуг, транспортные документы. Если перевозка была с использованием воздушного судна с посадкой в РФ и последующим вылетом, нужен реестр перевозочных документов.

При выполнении операции транзита нужен контракт на оказание услуги, ТД, товаросопроводительные документы. При несвоевременной подаче документации потребуется заплатить тариф, который составляет 20%.

Кто такие налоговые агенты по НДС

Мы сказали, что НДС платят компании, которые работают на общей системе. Но есть одно исключение. Платить НДС обязаны все компании, если становятся налоговыми агентами. Вот несколько примеров, когда придется это сделать.

Купили товар или услугу на территории России у иностранных фирм, не состоящих на налоговом учете. Например, приобрели оборудование в России у иностранной компании.

Купили металлолом, макулатуру или сырые шкуры животных у продавцов — плательщиков НДС.

Продали товары, имущество или услуги иностранца по договору комиссии, поручения или агентскому договору. Например, помогли продать квартиру иностранцу и взяли за это комиссию с продажи, а расчеты проходили через ваш счет.

Арендуете государственное или муниципальное имущество. Например, сняли помещение напрямую у комитета по управлению городским имуществом.

Занимаетесь продажей конфискованного имущества. Если государство уполномочило продавать конфискованное имущество, надо будет уплатить с цены продажи НДС.

Купили или получили государственное имущество. При этом имущество не должно быть закреплено за государственными или муниципальными учреждениями.

Выбираем систему налогообложения

Решив, что нужно открыть ИП для грузоперевозки, а не ООО и не зарегистрироваться в качестве самозанятого, нужно сразу выбрать режим налогообложения. Это – ответственное решение, так как изменить режим можно только с нового календарного года, за исключением приобретения патента. Если не указать при открытии выбранную систему налогообложения, то по умолчанию ИП должен отчитываться по ОСНО, а это – самый сложный вид отчетности и самые большие налоги.

Чтобы не ошибиться с выбором, лучше просчитать, какую сумму на разных режимах ИП должен будет уплатить, получив один и тот же ожидаемый доход. По результатам расчета выбирается наиболее выгодная система налогообложения.

Также надо учесть, что при разных режимах налогообложения необходимо ведение бухгалтерии, оформление и сдача отчетности в разном объеме. Одинаково для всех кадровое делопроизводство, если в транспортной компании работают наемные водители.

Обратите внимание

При изменении налогообложения, с предыдущего ИП не снимается автоматически, так как можно отчитываться одновременно по двум режимам. Если предприниматель хочет вести деятельность только на новом, обязательно нужно написать соответствующее заявление в ФНС.

Плюсы и минусы для ИП в переходе на новый налог

Преимущество налога на профдоход в том, что в него включены взносы в ФСЗН, дополнительно платить их не придется. Плательщику не нужно вести бухучет, подавать декларации — это тоже должно упростить жизнь.

— Нюанс по сравнению с оформлением ИП — налог на профдоход уплачивается каждый месяц, а не раз в квартал, как привыкли «ипэшники». Если при ведении бизнеса много затрат, то при уплате налога на профдоход их нельзя учесть, а при общей системе налогообложения для ИП можно.

Важно учесть, что при самозанятости и уплате налога на профдоход не может быть наемных работников.

Если планируется не работать одному, а привлекать работников по договору подряда, трудовому договору, тогда налог на профдоход и самозанятость не подойдут, нужно рассматривать ИП или юрлицо. ИП может нанимать до трех человек в целом по договору подряда и трудовому договору. Если бизнес крупный и трех сотрудников мало, нужно оформлять юрлицо.

Перевозки с НДС: в чем выгода?

Грузоперевозки с включенным в стоимость налогом 20% выгодны всем участникам сделки. Для транспортной компании это открывает возможности для сотрудничества с крупными организациями, ведь именно они являются основным потребителем услуг с НДС. Многие корпорации и холдинги работают исключительно с подрядчиками, использующими данный налоговый режим.

Для заказчиков — юридических лиц перевозки с НДС выгодны по следующим причинам:

  • Гарантия надежности транспортной компании. Сегодня законодательство требует наличие собственного автопарка в количестве не менее 20 грузовых машин для работы с налогом на добавочную стоимость;
  • Правильно построенная система бухгалтерского учета у подрядчика;
  • Тщательная проверка всей первичной документации;
  • Декларации, которые своевременно подаются транспортной компанией в контролирующие органы;
  • Готовность к любым налоговым проверкам;
  • Современный электронный документооборот;
  • Страхование ответственности транспортной компании.
Читайте также:  Как проводить инвентаризацию кассы по правилам 2022 года

Грузоперевозки с НДС сегодня всё больше востребованы, ведь их главное преимущество – возможность заказчика возместить уплаченный налог.

Транспортные услуги на общем режиме

Общий режим налогообложения является самым сложным. На этой системе предприниматель должен платить НДФЛ, НДС, имущественные налоги. По каждому налогу нужно сдавать декларацию. Для того чтобы выполнить все налоговые обязанности и обязательства (исчисление и уплата налога, подготовка и сдача отчетности), предпринимателю не обойтись без услуг бухгалтера.

Кроме того, ведя деятельность в общем режиме предпринимателю нужно будет соблюдать все правила кассовой дисциплины (установить лимит остатка кассы, оформлять кассовые операции, вести кассовую книгу).

Таким образом, общий режим для предпринимателей достаточно обременителен. На ИП лежит большая налоговая нагрузка, ИП должен выполнять много требований по соблюдению кассовой дисциплины и составлению отчетности.

Преимуществом работы на общем режиме может быть сотрудничество с контрагентами, которые работают с НДС. Для таких контрагентов будет иметь значение, какой режим использует ИП, так как от этого будет зависеть их право на вычет по НДС.

Транспортные услуги ИП на упрощенной системе

Упрощенная система выглядит более привлекательно для ИП. Вместо НДС и НДФЛ здесь можно платить единый налог по ставке 6 % (с дохода ИП) или 15 % (с дохода за вычетом расходов). Вместо деклараций (по НДС, НДФЛ) на общем режиме предпринимателю достаточно раз в год подавать декларацию УСН.

Кроме того, у предпринимателя есть возможность не устанавливать лимит остатка кассы, работать без оформления кассовых ордеров и кассовой книги, если предприниматель ведет книгу учета доходов и расходов. Еще одним плюсом УСНО является возможность уменьшить единый налог на сумму уплаченных страховых взносов за предпринимателя и его работников.

К минусам этой системы следует отнести возможность отказа контрагентов от сотрудничества с предпринимателем в связи с его освобождением от уплаты НДС.

Применять УСН можно при наличии ряда условий, в том числе:

  • численность сотрудников — не более 100 человек;
  • размер доходов от деятельности на УСН — не более 150 млн руб. в отчетном или налоговом периоде.

При превышении данных показателей право на применение УСН предприниматель утратит.

Особенности приобретения патента

Для участия в патентной системе налогообложения патент необходимо приобрести по месту регистрации бизнеса. Он приобретается на срок от 1 месяца до 1 года. Условия, которым должен отвечать ИП для возможности приобретения патента:

  • количество работников в части ПСН – до 15 человек;
  • общая выручка за период ведения деятельности на патенте – до 60 млн рублей;
  • площадь помещения, которое занимает бизнес, – не более 50 м2.

Особенности ПСН:

  • невозможность снизить стоимость платежа;
  • необходимость вести учет по КУДиР отдельно по каждому направлению;
  • по каждому направлению деятельности нужен отдельный патент.

Подоходный налог в Армении – 20%

Плательщиками подоходного налога в Армении (аналог НДФЛ) являются физические лица, как налоговые резиденты Армении, которые уплачивают налог с доходов от источников в Армении, так и с мировых доходов (например доходов ИП в РФ) так и налоговые нерезиденты Армении, которые уплачивают налог только с доходов от источников в Армении.

В том числе, подоходный налог уплачивается работодателями (налоговыми агентами) за сотрудников в рамках трудовых отношений в РА и бенефициарами юридических лиц в Армении с полученных дивидендов, но в размере 5%, ставка подоходного налога для резидентов и нерезидентов не отличается.

ИП в Армении, применяющие специальный режим налогообложения «Налог с оборота» или общий режим налогообложения «Налог на прибыль» как и в РФ освобождаются от уплаты подоходного налога, в части доходов полученных от предпринимательской деятельности.

Что лучше выбрать вместо ЕНВД для грузоперевозок

Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.

Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.

Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.

Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

Читайте также:  Порядок уплаты и взыскания алиментов в 2023

Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.

Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…

Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

УСН – доходы

Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

УСН – доходы минус расходы

Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

  • УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.

У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

Для этого нужно документировать все покупки и траты.

Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

  • Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
  • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?

Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *