ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Финансовый университет при правительстве предложил реформировать механизм распределения средств между бюджетами. Высокая централизация налоговых полномочий и доходов и перекладывание расходных обязательств на регионы усиливает территориальное неравенство.

Неравенство территорий

Расходные обязательства регионов с 2004 года выросли более чем вдвое, число переложенных на них федеральных полномочий практически утроилось. При этом число региональных налогов сократилось с семи до трех, а местных — с пяти до трех с 2005 года, указали экономисты.

Собственные доходы регионов в среднем лишь на 70% покрывают расходы. Без дотаций около четверти регионов не смогут финансировать даже зарплаты бюджетникам и социальные выплаты, оценил Финансовый университет.

После радикального роста в 2020-м (предварительно на 45%) трансферты регионам резко сократятся в 2021 году. По мнению Финансового университета, помощь из центра снижает стимулы регионов увеличивать собственную налоговую базу, вызывая бюджетное иждивенчество.

Необходимость софинансировать расходы на нацпроекты и госпрограммы привела к росту расходов регионов на 15–20%, привел Финансовый университет экспертную оценку Минфина. Чтобы выполнить обязательства, регионы будут вынуждены наращивать заимствования, причем преимущественно у коммерческих банков. Госдолг регионов вырос на 1,8% к 1 сентября и превысил 2,1 трлн руб. Аналогичная ситуация наблюдалась после кризисов 2009–2010 и 2014–2015 годов.

Финансовый университет предложил отказаться от единых нормативов распределения доходов между бюджетами и разделить регионы на группы (по объему валового регионального продукта (ВРП) или расходов бюджета, объему товарооборота на душу населения и т.д.). Дополнительно, по мнению экономистов, нужно уточнить инструменты обеспечения сбалансированности региональных бюджетов: регионам с низкой долговой устойчивостью предоставлять целевую финансовую помощь, другим — долгосрочные бюджетные кредиты сроком до десяти лет.

Анализ рентабельности активов

По какой формуле вычислять. В отличие от двух предыдущих показателей тут само название «рентабельность активов» подсказывает, что будет в знаменателе. Это среднегодовые активы компании. В числитель поставим какую-нибудь прибыль. Давайте остановимся на чистой. Тогда формула окажется следующей:

Рентабельность активов =
= Чистая прибыль ÷ (½ × Активы н.г. + ½ × Активы к.г.) = 2400 ОФР ÷ (½ × 1600 ББ н.г. + ½ × 1600 ББ к.г.)

где н.г., к.г. – начало и конец года.

Как посчитать по данным отчетности. Заметьте, что исходные данные для ROAберутся не только из отчета о финансовых результатах, но и из баланса. Посчитаем значение коэффициента для АО «Янтарьэнерго».

Таблица 4. Определяем рентабельность активов

Показатель

2020

2021

Темп прироста, %

1

2

3

4 [(3 – 2) ÷ 2 × 100]

Исходные данные, млн. руб.:

– активы на начало года

27 864,5

29 777,1

6,9

– активы на конец года

29 777,1

30 324,9

1,8

– чистая прибыль

39,4

851,5

2 058,5

Расчетное значение, %:

– рентабельность активов

0,14

2,83

1 970,1

= 39,4 ÷ (½ × 27 864,5 + ½ × 29 777,1) × 100

= 851,5 ÷ (½ × 29 777,1 + ½ × 30 324,9) × 100

×

Экономические причины изменения

Основным признаком, влияющим на степень заинтересованности, является стоимость, ее корректировка, актуальность, а также платежеспособность покупателя. То есть это переменная величина, которая зависит от:

  • объема, где переменной является только актуальные расценки на продукцию;
  • характера, который может меняться при смене внешних условий, имевших ранее постоянное значение.

Для объяснения причин изменения спроса необходимо определить, от каких факторов он зависит:

  • здравый смысл покупателя и наблюдение. То есть при снижении размера среднего чека на некоторые вещи востребованность в них возрастает. Цена для покупателя — своеобразный барьер, который становится препятствием для приобретения желаемого. Проще говоря, высокие ценники отбивают всякое желание тратить деньги на товары/услуги, даже если они желанны;
  • в рассматриваемый период времени каждый последующий аналогичный продукт принесет меньше удовлетворения или выгоды от единицы. То есть второй, третий и каждый последующий торт уже не будет столь желанным, как первый;
  • эффект замещения бюджетными аналогами. Сегодня покупатель всегда ищет выгоду и покупает дешевые варианты с идентичными свойствами у конкурента.

Налоги и другие способы финансирования правительства

В случае, когда правительство может финансировать расходы вне налогообложения, мы видим следующее:

  • Производительность снижается по мере увеличения налоговой ставки, поскольку люди предпочитают работать меньше. Чем выше ставка налога, тем больше времени люди тратят на уклонение от уплаты налогов и тем меньше времени они тратят на более продуктивную деятельность. Таким образом, чем ниже ставка налога, тем выше стоимость всех произведенных товаров и услуг.
  • Государственные налоговые поступления не обязательно увеличиваются по мере увеличения ставки налога. Правительство будет получать больше налоговых доходов по ставке 1%, чем при 0%, но они не будут зарабатывать больше при 100%, чем при 10%, из-за сдерживающих факторов, вызывающих высокие ставки налога. Таким образом, существует пиковая ставка налога, при которой доходы правительства самые высокие. Связь между ставками подоходного налога и государственными доходами может быть построена на Кривая Лаффера.

Соотнесите понятия (1-4) с правильными определениями (А-D). Каждому понятию соответствует только одно определение

Перетащите соответствующий вариант из левого столбца в правый

1 Кэшбэк

2 Грейс-период

3 Овердрафт

4 Кредитный лимит

A Сумма, в пределах которой банк готов предоставить клиенту кредит для оплаты товаров и снятия наличных

В Вид потребительского кредита, представляющий собой, по сути, перерасход по дебетовой карте

С Период беспроцентного пользования денежными средствами по кредитной карте клиента при условии полного погашения задолженности в установленные банком сроки

D Возврат части денег, которые вы потратили при оплате покупки банковской картой

Ответ:

Кредитный лимит

A Сумма, в пределах которой банк готов предоставить клиенту кредит для оплаты товаров и снятия наличных

Овердрафт

В Вид потребительского кредита, представляющий собой, по сути, перерасход по дебетовой карте

Грейс-период

С Период беспроцентного пользования денежными средствами по кредитной карте клиента при условии полного погашения задолженности в установленные банком сроки

Кэшбэк

D Возврат части денег, которые вы потратили при оплате покупки банковской картой

Защита прав потребителей финансовых услуг — Что делать, если ваши права нарушены 3 вопроса

II. От единообразных к дифференцированным ставкам налогов

Отмечая инициативу Минфина в возможном снижении ставки НДС с 2009 года на три процента, все-таки сложно понять какую стимулирующую «нагрузку» возлагает Минфин на НДС. Может быть, это демонстрация опережающего налогового послабления в русле задуманных, но не формализованных в программы, реформ? Вряд ли кто-либо вникал в смысл фразы «благоприятные налоговые условия для финансирования…», которые использует Минфин в законопроектах. Конечно, благоприятные условия несут широкую гамму смысловой нагрузки как для человека, так и для бизнеса. Но может ли «…платеж, взимаемый … в форме отчуждения…» (статья 8 НК РФ) быть благоприятным?

Снижение или повышение налоговых ставок может иметь только прагматический смысл: для государства — доход и стимул, для бизнеса — расчет выгоды.

Развивая далее тему налогового стимулирования и изучая значение НДС, как косвенного налога, и налога на прибыль в экономическом хозяйствовании нашего государства, хотелось бы высказаться не о том, что данные налоги являются одними из основных источников дохода бюджетной системы государства, и в этом, в основном, видится их традиционное предназначение. Есть необходимость обозначить большую значимость этим налогам в качестве экономического инструмента, чем он определен в Налоговом кодексе РФ.

Возможность снижения ставки налога как стимулирующего условия развития каких-либо экономических процессов, в том числе и развития производства, практически никто не удосуживается доказывать. Принимается некая аксиоматическая данность, что снижение НДС стимулирует товаропроизводителя либо дает некие финансовые преференции развитию желаемой деятельности, например, инновационной. Во-первых, особо не замечено, чтобы снижение НДС приводило к снижению цен. Во-вторых, действительно надо разобраться, какова стимулирующая природа НДС; где в цене дополнительный финансово-экономический источник, образующийся при общем снижение ставки или его льготном применении в какой-нибудь деятельности?

Когда утверждают, что снижение ставки НДС стимулирует производство, то действующая в государстве налоговая идеология в своем практическом применении делает это утверждение в корне неверным. Размер ставки НДС, в принципе, не имеет того существенного практического значения, которое ему придают (в рамках действующего НК) в качестве стимула развития.

Конечно, при неизменности цены товара при снижении ставки увеличивается объем прибыли в цене товара. Происходит скрытый (невидимый на прилавке) рост цен. Если в этот период «отсечь» НДС от цен всех продаваемых товаров, то рост будет наглядно виден. Но, при этом, сумма прироста прибыли частично уменьшается на сумму прироста издержек: закупаемые сырье, комплектующие изделия и т.п., в свою очередь, тоже выросли в цене по той же причине, из-за снижения ставки НДС. Простой расчет, на примере строительной деятельности с использованием статистических данных по материальным затратам отрасли свидетельствует, что снижение ставки НДС на 3% может дать прирост чистой прибыли около 1%. Это доказывает, что в целом экономический эффект от трехпроцентного снижения ставки НДС минимальный, даже не произойдет снижения инфляции. Он может только сдержать инфляцию на некоторое время, так как при неизменности цен при одновременном снижении ставки НДС уже автоматически происходит рост цен товаропроизводителей (без учета НДС).

На самом деле, если цена моего (условного) товара реализуется (имеет сбыт) со ставкой НДС, например, 40%, 20% или 15%, то какая мне разница, какая сегодня действует ставка НДС. Если цена товара, без учета НДС, обеспечивает мне необходимую прибыль и покрывает издержки на его (товара) изготовление и имеет высокий спрос, то, опять-таки, пусть хоть 90% будет ставка НДС. Просто к цене добавлю 90%. И все товаропроизводители добавят 90% к ценам. Произойдет общее повышение цен. Пример, конечно, гипотетический. Но очевидно, что ставка НДС, в таком ее (единообразном) применении никакого отношения к экономике предприятия не имеет.

Читайте также:  Как считать неустойку по договору?

Читатель может сказать, что если уменьшить цену товара за счет снижения издержек (себестоимости) или снижения прибыли товаропроизводителя, то при действующей ставке НДС цена на рынке тоже уменьшится. Тогда другой производитель товара с такими же потребительскими свойствами, но не снизивший издержки, окажется в проигрыше, так как у него цена выше. И совершенно правильно скажет читатель. Потому что товары одинакового свойства конкурируют между собой издержками производства и нормой прибыли на издержки, которая, в свою очередь, зависит от цены товара доминирующего на рынке производителя или сбытовика.

Но если, скажете вы, товары одинакового свойства, например, копченая колбаса, производятся одним предприятием (условно) в Подмосковье, а другим предприятием в Нижневартовске, то у них совершенно различная стоимость издержек ввиду различных условий производства. Действительно, в Нижневартовске издержки производства выше: природно-климатические условия северной территории предполагают дополнительные коммунальные и энергетические затраты; районный коэффициент к оплате труда предполагает дополнительный ФОТ и дополнительные социальные платежи, привозное сырье дороже, чем в Подмосковье. Ремонты и капитальные затраты также обходятся дороже. Соответственно, должны возникнуть трудности со сбытом из-за высокой цены ввиду высоких издержек и низкой рентабельностью, сниженной для поддержания конкурентной цены на потребительском рынке. К этому добавьте дополнительные транспортные расходы для реализации в крупных городах, так как спрос местного (нижневартовского) рынка не может поглотить (условно) объем произведенной колбасной продукции. Издержки производства настолько «на пределе», что у предприятия нет возможности осуществлять конкурентное (гибкое) ценообразование на рынке для поддержания сбыта. Вряд ли на прилавках в подмосковных магазинах находится колбаса, произведенная в Нижневартовске.

Производство колбасы в Подмосковье имеет более низкие издержки производства, которые могут позволить производителю или сбытовой компании завоевать рынок Нижневартовска более низкой ценой и, наверное, еще дополнительно получить ценовую премию. В таком случае производство в Нижневартовске вынуждено будет разориться, так как его продукция по цене не конкурентная, либо должна дотироваться из бюджета. Модернизация технологии производства колбасы, в принципе, не даст того конкурентного эффекта: капитальные вложения более дорогие на севере и при их освоении скажутся на дополнительном объеме начисляемой амортизации (рост издержек).

Краткий анализ данных конкурентных условий свидетельствует о неоднозначности понимания и использования конкуренции. Есть ли необходимость производства колбасы в Нижневартовске, если ее можно завести хоть откуда и предложений достаточно для обеспечения местного спроса? Во-вторых, при наличии уже действующего производства, каково значение конкуренции, если она ведет к неэффективности местного производства или меньшей эффективности по издержкам и прибыли, порождает безработных, бездеятельность и приводит работоспособных граждан к дискомфортной жизни? Очевидно, что смысл такого рыночного хозяйствования (при одном уровне налогообложении), как стимулирующего механизма, не достигает равнозначного эффекта на всей территории государства по независящим от способа хозяйствования причинам.

Возможно, этот пример обнаруживает противоречие между развитием конкуренции — рыночным инструментом хозяйствования, и необходимостью рационального размещения местного и регионального значения производств, которые заранее не имеют конкурентных ценовых показателей, но являются основой трудозанятости населения.

Это противоречие проявляется в неоднозначном влиянии рыночных механизмов на развитие экономики территорий. Скорее это воздействие, не только стимулирующее всякое законное хозяйствование, но и сдерживающее развитие местного производства продукции (не услуг).

Экономический рост: факторы, показатели, темпы в России

Такое влияние является наиболее важным макроэкономическим эффектом. Учитывая актуальность проблемы экономического роста, исследования этого эффекта проводились представителями разных школ экономической мысли.

Традиционная неоклассическая модель (Р. Солоу) предусматривает, что налоги, как бы они ни деформировали краткосрочный экономический рост, не влияют на его долгосрочные темпы (хотя могут отражаться на долгосрочном объеме производства). В этой модели изменения в налогообложении могут влиять на темпы экономического роста только в течение периода перехода к стабильному состоянию экономики. В дальнейшем экономический рост будет зависеть лишь от внешних факторов — роста населения и скорости технического прогресса [1] .

Теория эндогенного роста центральную роль в обеспечении экономического роста отводит накоплению и распространению знаний. В отличие от модели Солоу, исходными предпосылками которой были убывающая производительность капитала и постоянная отдача от масштаба, теория эндогенного роста основывается на постоянной или растущей производительности капитала (постоянном или увеличивающемся предельном доходе с капитала) и растущей отдаче от масштаба. Капиталом, производительность которого возрастает, является человеческий ка- [2]

питал (он противопоставляется физическому капиталу, характеризующемуся убывающей производительностью). А условием увеличения его производительности является обеспечение свободного доступа к увеличивающейся массе знаний. Благодаря тому что использование общедоступных знаний в экономике непосредственно не оплачивается, но приносит доход (порождает положительные внешние эффекты), инвестиции в НИОКР, науку и образование создают растущий эффект дохода (отдачу) от масштаба, а потому оказывают решающее влияние на экономический рост. С учетом этого налогообложение окажет положительное влияние на долгосрочные темпы экономического роста, если налоговые поступления будут использованы для государственной поддержки тех видов деятельности, которые создают положительные внешние эффекты. Следовательно, в теории эндогенного роста влияние налогов на экономическую динамику рассматривается во взаимосвязи с направлениями использования аккумулированных с помощью налогов средств, т.е. со структурой государственных расходов.

Посредством налоговой политики можно обеспечить экономический рост, контроль над инфляцией. Каким образом? За счет снижения тех налогов, которые способствуют увеличению объёма производства продукции.

Для повышения конкурентоспособности российской экономики, борьба с инфляцией, обеспечение экономического роста необходимы действенные меры в области косвенного налогообложения от снижения ставок налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и НДС НДС (налог на добавленную стоимость) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. до совершенствования порядка взимания НДС.

Экономический рост немыслим без высокоэффективной налоговой политики.

Рациональное распределение установленной налоговой нагрузки между различными налогоплательщиками предполагает выравнивание налогового потенциала. В мировой практике действуют две классические схемы его вертикального выравнивания. В соответствии с американской моделью доходная часть бюджета всех уровней формируется в основном за счет собственных источников. В частности, федеральные налоги преимущественно поступают в федеральный бюджет, штатовские налоги — в бюджет штатов, местные — в местные бюджеты. В германской модели доходная часть бюджетов всех уровней формируется преимущественно за счет законодательно определённых отчислений (долей) от единых налогов.

Налоговая нагрузка оказывает решающее воздействие на финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта, и как следствие — в конечном итоге влияет на темпы экономического роста государства, что является на современном этапе приоритетным направлением развития экономики страны.

Мы можем предполагать, что снижение налоговых ставок может привести к росту ВВП.

В частности, автор статьи «Налог о двух концах» (Российская газета от 6 марта 2007 года) дает возможность подискутировать о налогах и стимулах роста. В статье интервьюируется директор ассоциации «Налоги России» Игорь Трущаков: «Снижать НДС необходимо: сегодня он не стимулирует производство, а изымает из него оборотные средства. Реально он стимулирует только экспортеров. Поскольку при высоких ценах на природные ресурсы именно они имеют прибыли от продаж, а НДС не платят, а только возмещают из бюджета».

Данное высказывание, в моем понимании, вводит читателей и специалистов в заблуждение. Поясню.

Во-первых, налог на добавленную стоимость (НДС) и оборотные средства предприятия имеют различную экономическую природу. Ни повышение, ни понижение ставки НДС к оборотным средствам, их изъятию или пополнению, отношения не имеет. Обсуждаемое снижение ставки НДС с 18 до 15 процентов и соответствующее уменьшение доходной части бюджета не означает, что трехпроцентная разница ставок НДС, умноженная на сумму цен произведенных в стране товаров, будет источником пополнения оборотных средств. Прирост оборотных средств имеет другие экономические источники.

Оборотные денежные средства в хозяйственной практике могут временно отвлекаться из производственного оборота на уплату каких-либо налогов в случаях несбалансированного бюджета компании по поступлениям, оплате счетов и иным платежам, в том числе по заработной плате, несвоевременным банковским подкреплением бюджетно-финансовых расходов и т.п. к срокам уплаты налогов. И, «с таким же успехом», у компании в обороте могут временно находиться и денежные суммы для оплаты налогов, полученные в выручке, но сроки оплаты по которым еще не наступили. Это обычная и известная финансистам и экономистам практика хозяйствования.

Существует, конечно, и такое хозяйствование, когда компании годами накапливают задолженность по налоговым платежам, пеням, различным санкциям. Причины такого накопления различны: и субъективные — плохое управление компанией, например, и объективные причины — состояние рынков сбыта, государственная экономическая политика, нерациональное налоговое администрирование и т.д. И если компания не наращивает объемы продаж и, соответственно, прибыли, объема которой недостаточно для погашения накопившейся налоговой задолженности, и у компании нет структурных реформ и внешних инвестиций, чтобы изменить ситуацию, то тогда и происходит изъятие собственных оборотных средств для погашения такой задолженности. Но, как правило, это приводит к банкротству таких компаний. К НДС же это никакого отношения не имеет.

Во-вторых, снижение НДС не стимулирует экспорт и, вообще, отношение к этому не имеет, если существуют межгосударственные соглашения об избежании двойного налогообложения. На самом деле, конкурируют на внешних рынках уровни издержек производства одинакового свойства (конкурирующих) товаров. Плюс норма прибыли на издержки, которая обычно должна быть выше, чем на внутреннем рынке, но не всегда: смотря каково состояние конкурентной среды на внутреннем рынке для экспортируемого товара. При этом желательно знать, каково налогообложение в стране-импортере данного товара и, конечно, учитывать величины экспортных пошлин и тарифов, применяемых при экспорте. Поэтому внутренний НДС здесь ни при чем. Я здесь специально, для ясного понимания излагаемой темы, не рассматриваю экспорт «неконкурентных» товаров (например, газ и нефть на европейский рынок), где имеется своя специфика ценообразования или других востребованных российских товаров при отсутствии других поставщиков на европейский или азиатский рынок.

Читайте также:  Условия перевозки детей в автомобиле в 2023 году

Неверно и то, что экспортеры не платят НДС. Они платят НДС, который учтен в ценах поставщиков и подрядчиков за сырье, материалы и комплектующие для производства экспортной продукции. Этот входящий НДС как раз и возмещается из бюджета.

Как налоги на прибыль влияют на экономический рост — 2021

Для того, чтобы ускорить темпы экономического роста страны нужна низкая инфляция. Важность вопроса низкой инфляции подтверждает то, что Банк России направляет почти все свои ресурсы для снижения инфляционного значения. Благодаря его усилиям за три года Россия смогла снизить уровень инфляции с двузначного показателя до четырёх процентов.

Низкие инфляционные показатели являются гарантией возвратности вложений. Люди могут спланировать свои долгосрочные инвестиции и сбережения. Они не пытаются как можно скорее потратить деньги, чтобы их не «съела» инфляция. Это приводит к эффективному финансовому планированию, увеличению инвестиционных потоков в различные сферы жизни, в том числе и науку. В результате это способствует экономическому росту страны.

Сравнение ВВП разных стран

ВВП страны принято измерять в ее денежной единице. Но этот метод не подойдет, если надо сравнивать валовый продукт двух и более государств, где используются разные валюты. В этом случае ВВП каждой страны переводят в доллары США и потом сравнивают их.

Перевод в доллары производится двумя способами:

  1. С использованием обменных курсов, действующих на валютном рынке.

  2. С использованием обменных курсов на основе ППС – паритета покупательной способности. То есть валюту одного государства надо перевести в валюту другого, чтобы купить одинаковое количество товара в каждой стране.

Факторный анализ прибыли от продаж: практический пример

Что необходимо для того, чтобы успешно внедрить бюджетирование на предприятии, в случае, если эта задача не ставилась ранее? Прежде всего — решение руководителя, основанное на желании обеспечить устойчивость функционирования компании и стремлении к ее развитию.

Итак, решение принято. Что нужно предпринять для того, чтобы система бюджетирования была успешно внедрена и в дальнейшем стала одним из важнейших условий выхода предприятия из кризиса? В первую очередь — определить, в чьи обязанности будет входить организация системы бюджетирования на предприятии, кто будет составлять бюджеты, анализировать их, какие сотрудники предприятия и в какие сроки должны будут предоставлять информацию, необходимую для их формирования.

Безусловно, в интернет-ресурсах и в периодической литературе можно найти массу информации о теории и практике организации бюджетирования на предприятиях. Однако значительная часть этих рекомендаций предназначена для крупных и стабильных компаний, достаточно успешно осуществляющих деятельность в своем сегменте рынка.

Так, например, в целях постановки бюджетирования на предприятии рекомендуется формировать бюджетный комитет, в который будут входить представители различных подразделений и руководство предприятия, их функции — разработка регламента, установление финансовой ответственности и адаптация системы бюджетирования на предприятии. Кроме того, обычно в обязанность бюджетному комитету вменяется контроль актуальности и достоверности сформированных бюджетов.

Безусловно, на благополучных предприятиях, где штат, как правило, полностью укомплектован квалифицированными высокооплачиваемыми специалистами, которые могут решать любые задачи, поставленные перед предприятием, сотрудники отделов и производственных подразделений имеют возможность отвлекаться от своих прямых обязанностей на решение проблем, связанных с бюджетированием.

Но в организации бюджетирования в большей степени нуждаются как раз менее стабильные предприятия и компании, стоящие на грани банкротства. Однако тяжелое финансовое положение этих предприятий приводит к необходимости сокращения штата, а также к высокой текучести кадров из-за низких зарплат и их постоянных задержек. Поэтому руководители и сотрудники отделов, служб и цехов в большинстве случаев занимаются только своими прямыми должностными обязанностями. Как правило, на это уходит все их рабочее, а зачастую и часть нерабочего времени.

Кроме того, постановка бюджетирования и контроль своевременности и правильности формирования бюджетов требует не только больших затрат времени, но и экономической грамотности и финансовой компетентности.

В связи с этим чаще всего ответственность за внедрение и реализацию бюджетирования на предприятиях ложится на финансового директора и экономический отдел, а иногда даже на экономиста в единственном числе. Но при этом сразу встает вопрос: если экономический отдел и будет формировать бюджеты, то сможет ли он в полной мере контролировать их достоверность? Безусловно, все зависит от уровня квалификации экономистов отдела, а также от наличия времени для проверок бюджетов у финансового директора.

Но если организация бюджетирования на предприятии необходима, стоит подстраховаться и создать отдельное контролирующее подразделение.

На многих предприятиях в этих целях организуется Служба внутреннего контроля (СВК). Обычно она контролирует не только правильность предоставляемых руководству бюджетов и другой управленческой отчетности, но и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на предмет соответствия нормативно-правовым актам РФ, а также вскрывает факты хищений или случаи нерационального расхода ресурсов и другие нарушения производственной дисциплины.

Важно!

СВК должна подчиняться финансовому директору и руководителю предприятия, иметь широкие полномочия и доступ ко всем программным продуктам, используемым на предприятии, а также к документам первичного учета. В штате Службы должны быть квалифицированные специалисты с высшим образованием: экономист, бухгалтер, а также технолог по профилю предприятия.

Безусловно, увеличение штата влечет за собой дополнительные расходы, но, как правило, при эффективной системе мотивации они себя оправдывают.

Основные функции планово-экономического отдела — планирование и анализ производственно-хозяйственной деятельности, расчет себестоимости продукции и ценообразование, а также учет и анализ фактического выпуска продукции.

Поговорим о том, с чего начинать работу по организации бюджетирования экономическому отделу, если на него возложена задача наладить на предприятии бюджетирование.

Чтобы система бюджетирования заработала, необходимо проделать определенную работу: разъяснить сотрудникам, что такое бюджетирование, обосновать необходимость его внедрения. На предприятии необходимо создать единый, доступный для понимания каждого сотрудника документ, в котором кратко описать весь процесс бюджетирования. Такой документ обычно называется Положением о системе бюджетирования. Это обязательный для исполнения внутренний документ, который утверждается приказом руководителя предприятия.

В Положении о бюджетировании должны быть установлены не только ответственные и сроки предоставления информации для формирования бюджетов, но возложена персональная финансовая ответственность на руководителей подразделений как за правильность переданных данных, так и за достигнутые подразделением финансово-экономические результаты. При этом не следует перегружать документ общими фразами, длительным перечислением прав и обязанностей руководителей и сотрудников предприятия, а также малоизвестными терминами. Нужно понимать, что от того, насколько понятно, емко, но лаконично будет составлен документ, зависит то, настолько успешно будет внедрено и реализовано бюджетирование.

Антикризисная программа и методы формирования бюджетов на предприятии

Конечные цели организации бюджетирования на предприятии — увеличение прибыли и повышение стабильности деятельности предприятия.

Чтобы повысить прибыльность компании, необходимо увеличивать доходы и снижать затраты. Однако несмотря на знание этой аксиомы экономики, многие предприятия работают в убыток и в конечном итоге закрываются. Что же нужно делать в случае, если предприятие убыточно или прибыль его постоянно снижается? Как мы уже писали, необходимо установить и устранить факторы, негативно влияющие на прибыль, и найти эффективные способы увеличить ее. Способ увеличения прибыли и должен стать основой разработки антикризисных мер и метода формирования бюджета предприятия.

При этом отметим, что бесполезно искать значительные резервы экономии затрат там, где их нет, и регулярно планировать рост объемов реализации в условиях невозможности их увеличить — это отдаляет разработку по-настоящему эффективной антикризисной программы, имеющей чаще всего единственно верное направление — удар по кризису растопыренными пальцами.

Рассмотрим основные причины низкой прибыли предприятия и определим их признаки, в результате анализа которых определим направления антикризисной программы и метод формирования плановых бюджетов доходов и расходов.

Причина 1. Слишком высокий уровень затрат предприятия: завышенные нормы расхода сырья, материалов, расценки оплаты труда рабочих, расточительный расход энергоресурсов, неоправданно высокие общецеховые, общезаводские и коммерческие расходы в условиях сложности или невозможности увеличения объемов реализации и (или) объемов производства (не позволяют производственные мощности).

Здесь можно выделить три признака:

1) прямые затраты или полная себестоимость продукции равна или больше рыночной цены без НДС;

2) неблагоприятные условия внешней среды, препятствующие увеличению объемов продаж, снижение объемов реализации в динамике (в том числе у конкурентов);

3) у предприятий-конкурентов достаточная прибыль, норма рентабельности в пределах среднеотраслевой.

Причина 2. Неправильное ценообразование.

Если цены высокие, снижаются объемы продаж и прибыль. Кроме того, реализация продукции по заниженным ценам может не покрывать расходы предприятия.

Как узнать, что на предприятии проблемы с ценообразованием? Промониторить рыночные цены и проанализировать их. Если обнаружатся значительные отклонения цен предприятия от цен конкурентов — выяснить, в чем причина.

Причина 3. Низкие объемы реализации продукции вследствие слабой работы отдела продаж и неэффективной системы мотивации менеджеров, неработающая реклама.

Определяется по трем признакам:

1) у предприятий-конкурентов достаточная выручка и прибыль от реализации;

2) благоприятная внешняя среда для увеличения объемов;

3) цены предприятия соответствуют рыночным.

Причина 4. Низкие объемы производства и реализации продукции вследствие негативного влияния внешней среды предприятия. При этом цены на продукцию предприятия соответствуют рыночным, а резервов для снижению расходов практически нет.

В этом случае подавляющее большинство предприятий-конкурентов находится в тяжелом финансовом положении.

Причина 5. Высокий уровень затрат, низкий уровень реализации.

При этом:

1) нет ограничений для увеличения реализации, внешняя среда благоприятствует увеличению объемов;

2) прямые затраты или полная себестоимость продукции равна или больше рыночной цены;

3) финансовое состояние предприятий-конкурентов благополучное.

Порядок анализа внешней среды предприятия для определения причин низкой прибыли:

1. Отбор факторов внешней среды, влияющих на предприятие.

Читайте также:  Штраф 5 тысяч или лишение: водителям напомнили о вредной привычке

2. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения факторов внешней среды.

3. Изучение влияния и прогноз изменений в Налоговый кодекс РФ.

4. Изучение влияния и прогноз изменений других нормативно-правовых актов РФ.

5. Анализ социально-экономической ситуации в стране и ее влияние на спрос и ��отребление продукции предприятия.

Рассмотрим методы формирования бюджетов, поговорим о том, как выбрать оптимальный в зависимости от причины кризисного положения предприятия и результатов разработанной антикризисной программы.

Метод 1. Планирование объемов производства и реализации с учетом сохранения достигнутого уровня, но с условием сокращения расходов по результатам разработанной антикризисной программы.

Этот метод обычно применяется в случае, если невозможно увеличить объемы производства и клиентскую базу предприятия, в условиях стабильно низкого спроса на продукцию.

Снижение расходной части бюджета в этом случае подразумевает обязательную предварительную разработку мероприятий по оптимизации всех расходов предприятия и расчет экономического эффекта от ее внедрения. Оптимизация расходов включает в себя доработку и оправданное снижение норм расхода сырья и энергоресурсов на единицу производимой продукции, сокращение доли прямой оплаты труда в себестоимости, обусловленное повышением производительности, экономию общецеховых и общезаводских расходов.

Если предприятия находится в тяжелом финансовом положении, чтобы выйти из кризиса, могут потребоваться и радикальные меры, такие как сокращение штата, продажа и (или) сдача в аренду площадей, реализация неиспользуемой части материалов и основных средств и т. д. Кроме того, необходим жесткий контроль расходов на всех уровнях и соответствующая система мотивации. За перерасход ресурсов виновные должны нести материальное наказание.

Обратите внимание!

Метод целесообразно применять только в том случае, если есть резервы для снижения расходов предприятия.

Пример формирования бюджета по методу 1 представлен в табл. 1.

1.1. Понятия «экономический рост» и «качество экономического роста»

1.2. Типы экономического роста

1.3. Факторы экономического роста. Кривая производственных возможностей

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Экономический рост можно определить как стабильное увеличение производительных сил экономики. Это отражается в увеличении реального дохода в экономике (ВНП, ВВП или НД), а также в росте реального выпуска в расчете на душу населения.

Модели экономического роста

Модель экономического роста, разработанная в 1928 г. американским экономистом П. Дугласом совместно с математиком Ч. Коббом, раскрывает функциональную зависимость между национальным производством (объемом продукции) и двумя независимыми, но взаимосвязанными переменными — затратами капитала и труда.

Эта модель была составлена на основе изучения данных за 24 года (1899—1922) в обрабатывающей промышленности США.

Предполагалось, что объем продукции является функцией только двух факторов — капитала и труда (взаимосвязанных и взаимозаменяемых), что это однородная функция первой степени, т. е. увеличение каждого из факторов в п раз увеличивает функцию во столько же раз. В связи с этим можно утверждать, что:

1) эффективность производственных факторов не зависит от масштабов производства и 2) производительность труда и отдача капитала в этот период постоянны. Отсюда, они предложили следующее уравнение:

Y = A Kα Lβ,

где Y — объем продукции;

К — капитал;

L — труд;

α, β — коэффициенты эластичности (параметры функции);

А — коэффициент пропорциональности, или масштабности.

Параметры, характеризующие влияние труда и капитала на объем продукции, были определены методом наименьших квадратов. В результате расчета было установлено, что за исследуемый период значение А равно 1,01; α = 1/4; β = 3/4.

Отсюда конкретный вид функции:

Y = 1,01 K1/4 L3/4,

Данная функция показывает, что при изменении величины рабочей силы на 1% объем продукции изменится на 0,75%, или 3/4, а при изменении капитала на 1% она изменится на 0,25%, или 1/4 (при прочих постоянных условиях). Это означает:

1) если α + β = 1, то пропорциональному приросту рабочей силы и капитала соответствует и пропорциональный прирост продукции.

Иначе говоря, если оба фактора возрастают на 1%, то и прирост продукции возрастает на 1%. Эта предпосылка линейной однородности функции означает независимость эффективности от масштабов производства;

2) если же α + β > 1 или

Модель А. Тинбергена. Дальнейшее развитие этой функции пошло в направлении введения фактора, отражающего научно-технический прогресс. Впервые это сделал голландский экономист А. Тинберген, введя в модель Кобба-Дугласа дополнительный множитель еп. Производственная функция приняла вид:

Y = AKαLβrt,

где rt — темп роста производства в результате НТП.

Именно этот тип производственной функции получил широкое распространение в экономической науке и практике. Ее назначение состоит в том, чтобы доказать справедливость существующего распределения национального дохода: одну часть национального дохода «вменяют» труду, другую часть — капиталу, третью — техническому прогрессу.

Однако не следует забывать, что макроэкономические модели могут дать лишь количественную оценку экономических взаимосвязей, но не могут полностью отразить социальные изменения, которые не поддаются непосредственной количественной оценке. Поэтому анализ экономического развития на базе производственных функций должен быть дополнен другими методами — социальными.

Известны и другие модели экономического роста. Модель Харрода-Домара описывает динамику дохода. Доход Y(t) рассматривается как сумма потребления C(t) и инвестиций I(t). Экономика считается закрытой, поэтому чистый экспорт равен нулю, а государственные расходы в модели не выделяются. Основная предпосылка модели роста — взаимосвязь между инвестициями и скоростью роста дохода.

Предполагается, что скорость роста дохода пропорциональна инвестициям:

I(t) = B dY/dt,

где В — коэффициент капиталоемкости прироста дохода.

В модель включаются следующие предпосылки:

1) инвестиционный лаг равен нулю, т. е. инвестиции мгновенно переходят в прирост капитала Формально это означает, что АК(t) = l(t), где AK(t) — непрерывная функция прироста капитала во времени;

2) выбытие капитала отсутствует;

3) производственная функция в модели линейна: это вытекает из пропорциональности прироста дохода приросту капитала:

dY(t) = -dK(t)dt — В.

Линейная производственная функция имеет следующий вид:

Y(t) = aL(t) + bK(t) + c, где b = — 1/В.

Перечисленные предпосылки, конечно, существенно огрубляют описание динамики реальных макроэкономических процессов, делают затруднительным применение данной модели, например, для непосредственного расчета или прогноза величины совокупного выпуска или дохода. Однако данная модель и не предназначена для этого, в то же время ее относительная простота позволяет более глубоко изучить взаимосвязь динамики инвестиций и роста выпуска, получить точные формулы траекторий рассматриваемых параметров при сделанных предпосылках.

Зависимость, связывающая между собой во времени показатели инвестиций и уровень выпуска (дохода), является базовой во всех моделях макроэкономической динамики Кроме того, в этих моделях необходимо определить принципы формирования структуры выпуска (дохода), распределения его между составляющими, прежде всего — между потреблением и сбережением (накоплением).

Эти принципы могут основываться на оптимизационном подходе (обычно это максимизация совокупных объемов потребления в той или иной форме), экстраполяционном, равновесном и др.

В рассматриваемой модели предполагается, что динамика объема потребления C(t) задается экзогенно. Этот показатель может считаться постоянным во времени, расти с заданным постоянным темпом или иметь какую-либо другую динамику.

Модель Р. Солоу. В его модели считаются постоянными норма сбережений и норма выбытия капитала, инвестиционные лаги отсутствуют, а производственная функция имеет постоянную отдачу от масштаба. Кроме того, на начальном уровне анализа модели ищутся не траектории изменения всех ее показателей (как в модели Харрода-Домара), а характеристики состояний устойчивого равновесия, к которым система выходит в долгосрочном периоде. С формальной точки зрения это представляет собой существенно более простую задачу.

В заключение можно сказать, что отправным пунктом в современных экономических моделях является воздействие на экономическое развитие НТП. Научно-технический прогресс является важным фактором экономического роста. По существу, он является двигателем экономического прогресса. Скорость внедрения технических изобретений и обновления капитала во многом зависит от соотношения цены капитального оборудования и заработной платы рабочих, труд которых замещает этот капитал.

На протяжении последних 50 лет в развитых странах заработная плата, как правило, росла сравнительно быстрее издержек, связанных с приобретением оборудования. Предприятия замещали труд капиталом и темпы технического прогресса заметно ускорились во многих отраслях, что на своих рабочих местах почувствовали и сельскохозяйственный рабочий, и грузчик, и транспортный рабочий, и докер, и шахтер.

НТП означает не только совершенно новое оборудование, но также и новые формы управления и организации производства, т. е. все то, что позволяет по-новому комбинировать ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции.

Заметим, что все вышерассмотренные модели имеют практическое значение.

Кроме НТП большую роль в экономическом росте играет государство.

Рост индивидуальных налогов вызывает

Выберите вер­ные суж­де­ния о на­ло­го­об­ло­же­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Пропорциональное на­ло­го­об­ло­же­ние означает, что ставка налога за­ви­сит от ве­ли­чи­ны дохода.

2) При про­пор­ци­о­наль­ном на­ло­го­об­ло­же­нии с вы­со­ких до­хо­дов взи­ма­ет­ся боль­ший процент, чем с низких.

3) При про­грес­сив­ной си­сте­ме по мере воз­рас­та­ния до­хо­да уве­ли­чи­ва­ет­ся став­ка налога.

4) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии семья с мень­ши­ми до­хо­да­ми пла­тит боль­ший про­цент от своих доходов, чем семья с вы­со­ки­ми доходами.

5) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии могут взи­мать­ся оди­на­ко­вые ставки на­ло­га со всех налогоплательщиков.

1) Про­пор­ци­о­наль­ное на­ло­го­об­ло­же­ние озна­ча­ет, что став­ка на­ло­га за­ви­сит от ве­ли­чи­ны до­хо­да — нет, не­вер­но.

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя

В 2000 году в России была проведена реформа подоходного налога, или налога на доходы физических лиц, как он именуется в новой редакции соответствующей главы Налогового кодекса РФ, важнейшим элементом которой стало установление единой плоской ставки налога на уровне 13 %.

Основной целью реформы было снижение номинального налогового бремени (предельной ставки налогообложения доходов) с целью сокращения масштабов уклонения от уплаты налога.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *