Земли запаса в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли запаса в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно нормативно-правовому акту действующего Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся участки, которые значатся в собственности государства или муниципальных органов. Они находятся в резерве и не принадлежат юридическим или физическим лицам.

Чтобы использовать участки по назначению, следует присвоить им статус, такой как земля промышленности или земля сельскохозяйственного назначения. Категория земли запаса означает, что участок еще не отнесен к какой-либо категории.

Основные крупные территории, на которых расположены земли запаса, сосредоточены на малоосвоенных участках Сибири и Дальнего Востока. То есть, это пустующие земли, выделенные государством, как резерв. Небольшие участки имеются также во многих городах России.

Что значит неиспользуемые земли запаса? Некоторые участки получают такой статус из-за отсутствия целевого назначения земель. В соответствии с законом, использовать земельный участок можно только с целевым назначением.

Изменение категории земель

Если земли запаса находятся в собственности государства или муниципалитета продолжительное время, это значит, что найти им максимально эффективное применение не получается.

Однако все может быстро поменяться. Например, в крупных населенных пунктах часто не хватает места для постройки жилых домов, в связи с чем приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить жителей и объекты инфраструктуры.

Процесс изменения категории земель занимает много времени. Потребуется немало исследований, экспертиз и согласований прежде чем власти примут решение о необходимости определения целевого назначения территории.

Один из важнейших документов в этом процессе – заключение государственной экологической инспекции РФ, допускающее смену категории земли и гарантирующее отсутствие негативных последствий этого решения.

Окончательное решение принимает муниципалитет или орган федеральной власти, в ведении которого находится участок.

Рекомендуем более детально ознакомиться с тем, какие существуют категории земель в РФ.

Что такое зоны земель запаса и возможет ли их перевод?

К территориям запаса относят те наделы, которые находятся в муниципальной либо госсобственности и не принадлежат третьим лицам (физическим, юридическим).

Исключение составляют наделы, входящие в состав перераспределительного фонда. Перевод земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения возможен практически во всех случаях, кроме тех, когда они входят в состав охотничьих угодий, и других ситуациях, прописанных законодательно.

Порядок процедуры перевода земель запаса в земли иной категории:

Перевод земель запаса в земли населенных пунктов и т.д. осуществляется в соответствие с положениями земельного законодательства. Переход возможен при:

  • создании охраняемых природных зон государственного значения.
  • установлении, изменении границ поселений (села, поселки городского типа, города, пр.).
  • размещении объектов государственного значения в том случае, если других способов их установки не имеется.
  • иное основание.

При этом перевод земель запаса в сельскохозяйственные (к примеру) проводится только после составления акта о переводе. Документ оформляется в соответствие с установленными нормами с учетом целей применения надела.

Правовой режим земель запаса

Вопросы использования и распределения земель запаса регулируются Земельным кодексом РФ, ФЗ № 172 «О переводе земель из одной категории в другую» и нормативными актами субъектов федерации.

Территории, принадлежащие к землям запаса, запрещено использовать до момента изменения категории. Дело в том, что они не имеют целевого назначения и, можно сказать, находятся в резерве.

Земли запаса не являются частью участков, принадлежащих к другой категории. В ряде случаев они могут быть исключены из другой группы земель.

Земли запаса нельзя считать бесхозными. Такие участки всегда принадлежат государству или муниципалитету и прошли процедуру постановки на кадастровый учет. Они не могут предоставляться в пользование физических лиц или организаций до изменения категории.

Помимо земель запаса, есть похожая категория – законсервированные земли. Можно подумать, что эти группы аналогичны. Однако в отличие от земель запаса законсервированные участки не могут быть предоставлены в пользование.

Они требуются для обеспечения экологической безопасности страны или служат другим целям.

Земельный участки из запаса часто включаются в различные фонды и в дальнейшем передаются гражданам в пользование на правах долгосрочной аренды с целью создания крестьянско-фермерских хозяйств. Также допускается выкуп территорий в рамках проведения торгов.

Изменение категории и вида разрешенного использования

Наиболее частая причина для начала процесса изменения вида разрешенного использования участка из запаса – освобождение места для строительства в тех случаях, когда имеющейся территории населенных пунктов недостаточно. Переводом участка в другую категорию занимаются опытные юристы.

Разрешение на изменение категории выдается в муниципалитете или органах государственной власти. Нужно понимать, что в результате смены категории земле будет присвоено конкретное целевое назначение, при нарушении которого наступят штрафные санкции.

Земли запаса могут быть переведены в одну из следующих категорий:

  • сельскохозяйственные – предназначены для сельскохозяйственных нужд;
  • населенные пункты – используются для застройки жилыми и вспомогательными объектами;
  • промышленные – находятся за пределами населенных пунктов и используются промышленными предприятиями для целей производства и строительства производственных объектов;
  • охраняемые территории – наиболее значимые земельные участки, имеющие особую ценность;
  • лесной и водный фонд.

Для изменения категории необходимо подготовить документы и оформить ходатайство о намерении перевода участка для последующей передачи в муниципалитет. В заявлении необходимо указать:

  • данные заявителя;
  • идентификационную информацию о земельном участке – адрес местоположения, площадь, кадастровый номер и т.д.;
  • существующую категорию;
  • желаемую категорию;
  • причину необходимости перевода.

К заявлению прикладываются:

  • общегражданский паспорт для физических лиц и учредительные документы для организаций;
  • выписка из ЕГРН с информацией о текущей категории, к которой принадлежит надел, а также о том, что он никому не принадлежит;
  • заключение экологической экспертизы.

Общее описание и правовые аспекты

В Земельном Кодексе Российской Федерации есть термин, что такое земля запаса. Пункт 1 статьи 103 дает описание данного юридического понятия. Говоря простыми словами, это площади, принадлежащие государству, не имеющие законных владельцев и не предназначенные для эксплуатации. Они являются резервными территориями. Согласно правовому режиму, такие области не могут использоваться под строительство, промышленность, аграрные или сельские работы. При этом на таком пространстве разрешено проведение геодезических, кадастровых, землеустроительных и иных работ. Участки, оставшиеся бесхозными, могут быть преобразованы в группу резервных территорий, если факт их бесхозности будет отражен в кадастровом паспорте. В таком случае они передаются муниципалитету и могут эксплуатироваться по его усмотрению. Допускается добровольный отказ физических или юридических лиц от права собственности, пользования и распоряжения участками. Такое решение не зависит от причин, побудивших к отказу. Для этого необходимо подать заявление в уполномоченное ведомство. Право собственности прекращается с момента государственной регистрации. После этого обязанность по уплате соответствующих налогов ложится на муниципалитет. А также в класс резерва преобразовывают области, подвергшиеся химическому или радиоактивному воздействию. Они переходят в разряд земель на консервации. Эти наделы могут сохраняться за прежним собственником или перейти во владение государства. При этом разрабатывается регламент землеустройства, где указывается срок консервации, процедуры по восстановлению, присваивается очередность и высчитывается стоимость. Ответственность за очищение и улучшение таких территорий лежит на муниципальных органах власти. Они же и инициируют перевод участков в иную разновидность. Органы местного самоуправления имеют право поставить владения на кадастровый учет и впоследствии предоставить людям для ведения хозяйства или в других целях путем проведения аукциона или конкурса.

Читайте также:  Продажа квартиры с прописанным несовершеннолетним ребенком

Что требуется для перевода

Вне зависимости от того, как планируется использовать территорию, и в какую категорию перевести, алгоритм будет одинаков:

  1. Составление прошения о переводе. Оно должно отражать:
  • планы инициатора по освоению земли;
  • аргументы в поддержку идеи;
  • кадастровый номер требуемого участка;
  • его размеры;
  • текущую категорию (земли запаса) и ту, в которую участок нужно перевести.
  1. Составление пакета документов:
  • для физических лиц – паспорт;
  • для юридических лиц – сведения о юрлице из ЕГРП;
  • заключение эксперта от экологической комиссии о возможности эксплуатировать землю планируемым способом;
  • заключение кадастрового инженера о межевании;
  • план построек на территории, подробное описание каждого объекта.
  1. Документы и прошение подать в ведомство, к которому относится надел:
  • для федеральных земель – Правительство РФ;
  • для региональных – исполнительный орган субъекта;
  • для муниципальных – органы местного самоуправления.

Подача документов осуществляется в двух экземплярах, на одном из них принимающая сторона проставляет входящий номер и дату. Эта отметка – гарант того, что прошение будет рассмотрено в ходе специальной проверки.

  1. Дождаться решения:
  • положительное – в виде Постановления о назначении земле специальной категории;
  • отрицательное – акт с отказом. Его можно обжаловать в суде.

Основаниями для отказа могут быть:

  • отсутствие у заявителя права получить землю в пользование или права подать прошение;
  • неполный пакет документов, оформленный с ошибками или недостоверными сведениями;
  • цель недостаточно аргументирована, идея заявителя не нашла поддержки у государства;
  • цели нарушают градостроительный регламент: неправильно выбранные размеры, планы по освоению, земли находятся в особом статусе и т.д.

В соответствии с ЗК РФ земли запаса запрещено:

  • передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);
  • использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
  • предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.

Законодательство разрешает:

  • использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;
  • на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
  • через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
  • сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.

Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:

  • проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
  • исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
  • проводить обучение и научно-исследовательские работы.

В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):

  1. гражданин не является членом колхоза;
  2. он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
  3. он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.

Порядок изменения категории земель

Изменение производится по инициативе определённых государственных органов. Но граждане могут обратиться с соответствующим прошением. Так, процесс будет проходить в несколько этапов:

  1. Определить, кто является собственником территории. Сделать это можно, заказав выписку из ЕГРН, а определить реквизиты поможет публичная кадастровая карта, доступная онлайн.
  2. Определить конкретный орган, который вправе распоряжаться земельным наделом. Если собственником выступает организация, заявление подаётся в Правительство РФ, если муниципальное образование, то в его администрацию.
  3. Подать ходатайство об изменении назначения участка.

В заявлении обязательно должны содержаться следующие сведения:

  • кадастровые сведения, в первую очередь – кадастровый номер участка;
  • категория, которая присвоена земле на момент обращения и та, в которую его стоит перевести;
  • причины, по которым такое изменение необходимо.

Что такое земли запаса на кадастровой карте

В кадастровом паспорте и кадастровой выписке имеется запись «Характер сведений государственного кадастрового учета (статус о записи земельного участка)». Статусы о записи земельного участка бывают «временные», «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные». И каждый в себе несет определенную информацию о земельном участке.

Когда и при каких условиях изменяется статус земельного участка?

Поэтому, если на кадастровом учете стоит земельный участок со статусом «временный», процедуру его оформления необходимо продолжить, а именно зарегистрировать права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). В противном случае, по истечении 5 лет земельный участок автоматически снимается с кадастрового учета и приобретает статус «аннулированный». После чего весь процесс по его постановке на кадастровый учет придется начинать заново.

Итак, «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный» в случае:
— истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и не поступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него;
— представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют «временный» статус.

«Временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный» с момента государственной регистрации права на образованный объект недвижимости либо с момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

«Ранее учтенные» земельные участки – это земельные участки, на которые возникли и не прекращены права (собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, право аренды) до 1 марта 2008 года. Если участок не проходил процедуру кадастровых работ (межевания), то в ГКН земельный участок будет учтен без границ. Для внесения сведений о границах необходимо провести кадастровые работы в отношении ранее учтенного земельного участка.

В отношении преобразуемых объектов недвижимости «учтенный» либо «ранее учтенный» статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях изменяется на «архивный» без заявления при государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости либо, если такими объектами недвижимости являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности до ее разграничения, государственной регистрации аренды хотя бы на один из образованных из таких земельных участков земельный участок.

Как проверить статус земельного участка?

Собираемся покупать землю. В публичной кадастровой карте в разрешенном использовании.

Собираемся покупать землю. В публичной кадастровой карте в разрешенном использовании указывается как земли запаса (неиспользуемые), в категории земель – земли сель. Хоз назначения и по документу под садоводо огородническое использование и дачное хозяйство. Стоит ли покупать такую землю и возможно ли ее вывести из земель запаса. На данный момент она в собственности.

Читайте также:  Открытие обособленного подразделения в 2023 году

Не факт что выведите. Это решение должно приниматься на уровне государства, а не Вами лично. Собственник таких полномочий не имеет. Тут все зависит от того что на земле планируете делать. Если строиться, то разрешение могут не дать (ст. 51 ГСК РФ)

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, земли запаса принадлежат государству или муниципалитету.

Вопросы использования и распределения земель запаса регулируются Земельным кодексом РФ, ФЗ № 172 «О переводе земель из одной категории в другую» и нормативными актами субъектов федерации.

Перевод в другую категорию возможен только в случае его рациональности.

Что требуется для перевода

Вне зависимости от того, как планируется использовать территорию, и в какую категорию перевести, алгоритм будет одинаков:

  1. Составление прошения о переводе. Оно должно отражать:
  • планы инициатора по освоению земли;
  • аргументы в поддержку идеи;
  • кадастровый номер требуемого участка;
  • его размеры;
  • текущую категорию (земли запаса) и ту, в которую участок нужно перевести.
  1. Составление пакета документов:
  • для физических лиц – паспорт;
  • для юридических лиц – сведения о юрлице из ЕГРП;
  • заключение эксперта от экологической комиссии о возможности эксплуатировать землю планируемым способом;
  • заключение кадастрового инженера о межевании;
  • план построек на территории, подробное описание каждого объекта.
  1. Документы и прошение подать в ведомство, к которому относится надел:
  • для федеральных земель – Правительство РФ;
  • для региональных – исполнительный орган субъекта;
  • для муниципальных – органы местного самоуправления.

Подача документов осуществляется в двух экземплярах, на одном из них принимающая сторона проставляет входящий номер и дату. Эта отметка – гарант того, что прошение будет рассмотрено в ходе специальной проверки.

  1. Дождаться решения:
  • положительное – в виде Постановления о назначении земле специальной категории;
  • отрицательное – акт с отказом. Его можно обжаловать в суде.

Основаниями для отказа могут быть:

  • отсутствие у заявителя права получить землю в пользование или права подать прошение;
  • неполный пакет документов, оформленный с ошибками или недостоверными сведениями;
  • цель недостаточно аргументирована, идея заявителя не нашла поддержки у государства;
  • цели нарушают градостроительный регламент: неправильно выбранные размеры, планы по освоению, земли находятся в особом статусе и т.д.

Понятие «земли
запаса» и их правовой режим

Землями запаса
являются все земли, находящиеся в
государственной или муниципальной
собственности и не предоставленные
гражданам и юридическим лицам, за
исключением земель фонда перераспределения
земель, формируемого для сельскохозяйственного
производства (ст. 103 ЗК РФ).

Такое понятие дает
нам основание подразделять земли запаса
прежде всего на государственные и
муниципальные, а государственные земли
запаса в свою очередь можно подразделять
на земли федерального запаса и земли
запаса субъектов Российской Федерации.
Такое подразделение объясняется фактом
реального существования земель запаса
на территориях, находящихся в ведении
Российской Федерации, ее субъектов и
даже на поселенческих территориях,
отнесенных к ведению муниципальных
образований.

Понятие «земли
запаса», сформулированное в ст. 103 ЗК,
содержит двусмысленную оговорку, «за
исключением земель фонда перераспределения,
формируемого в соответствии со ст. 80
настоящего Кодекса». Становится не
вполне ясно, откуда исключается фонд
перераспределения, из земель запаса
или из земель, не предоставленных
гражданам и юридическим лицам.

Регулирование
фонда перераспределения в самостоятельной
статье Земельного кодекса РФ и
исчерпывающий перечень оснований для
его формирования только из земель
сельскохозяйственного назначения
свидетельствуют о самостоятельности
фонда перераспределения земель как
правовой категории, которую не следует
отождествлять с землями запаса. Этот
фонд имеет самостоятельный правовой
режим, определяющий, в частности, правила
его использования.

В
отличие от фонда перераспределения,
который может использоваться только
для ведения сельскохозяйственного
производства, создания защитных
насаждений, научно-исследовательских,
учебных и иных, связанных с
сельскохозяйственным производством
целей (ст. 78 3К РФ),использование
земель запаса допускается после перевода
их в другую категорию
.

Значительное
количество земель запаса сосредоточено
в отдаленных, малоосвоенных районах
Российской Федерации (на Дальнем Востоке,
в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса
имеются также во всех районах европейской
части России.

Они могут переводиться
во все предусмотренные земельным
законодательством категории для
использования в целях развития разных
отраслей экономики и предоставляться
гражданам и юридическим лицам в порядке,
установленном земельным законодательством.

Как правило, земли
запаса — это территории земельной
поверхности, в силу каких-либо обстоятельств
не использующиеся в хозяйственной
деятельности.

Нахождение в запасе —
это «время ожидания своего часа», которое
наступит, когда обществу для его
многоцелевых нужд станут необходимы
свободные земли. Территориальное
размещение земель запаса является
переменной категорией.

Площадь земель
запаса в силу различных оснований
периодически уменьшается либо иногда
возрастает.

Будучи
временно невостребованными для
хозяйственной деятельности либо
гражданского оборота, земли запаса не
могут считаться ничейными, бросовыми
.

У них имеется собственник — Российское
государство в целом либо отдельный
субъект Федерации или муниципальное
образование.

Это означает, что данные
земли граждане и юридические лица не
могут занимать без надлежащих правовых
оснований, т.е. самоуправно.

Между тем на
практике земли запаса нередко используются
временно, случайными пользователями,
например гражданами, проживающими на
соответствующей территории.

Местные
органы власти мирятся с этим, поскольку
земельные участки не используются под
капитальные сооружения. Огороды же,
которые на них традиционно располагаются,
не создают у местных органов каких- либо
хозяйственных проблем.

Если земельный
участок потребуется для государственных
или муниципальных нужд, то он занимается
без возмещения затрат нелегальным
пользователям.

Фактическое занятие
и использование земель по законодательству
признается административным правонарушением
и не может рассматриваться как основание
для правообладания земельным участком.

Нарушители, помимо привлечения к
установленным видам юридической
ответственности, не приобретают права
на возмещение затрат, произведенных в
результате самовольного использования
земель запаса (п. 2 ст.

76 ЗК РФ).

Земли запаса,
являясь государственной или муниципальной
собственностью, подлежат государственному
земельному учету. Сведения о них заносятся
в кадастровую документацию. С заявлением
об их учете должны обращаться
государственные или муниципальные
органы, в введении которых находятся
названные земли.

Не могут считаться
землями запаса участки, собственники
или законные пользователи которых
оставили их без надзора и использования,
продолжая являться законными
правообладателями по земельно-кадастровой
документации. Лишь после того как в
названную документацию будут внесены
соответствующие изменения об отказе
от земельного участка, он может быть
зачислен в состав земель запаса.

Земли запаса как
временно не используемые для хозяйственной
деятельности участки по этому признаку
сходны с землями, исключенными из
хозяйственного оборота в целях их
консервации. Но этим их сходство
исчерпывается.

Консервация земель,
или их временное исключение из
хозяйственного оборота, осуществляется
для предотвращения развития и устранения
процессов деградации почв, восстановления
их плодородия и реабилитации загрязненных
территорий.

Однако земли, выведенные
из хозяйственного оборота в результате
консервации, сохраняются за их
собственниками, землепользователями,
землевладельцами (при создании ими
необходимых условий для восстановления
деградированных сельскохозяйственных
угодий и загрязненных земель) либо
переводятся в запас (Положение о
консервации земель с изъятием из оборота,
утвержденное постановлением Правительства
РФ от 2 октября 2002 г. № 830). Недеградированные
земли запаса имеют иную судьбу.

Читайте также:  Как правильно учесть новогодние подарки и не переплатить налоги

Земли запаса
находятся в ведении местных органов
самоуправления.

Они ведут учет земель
данной категории, следят за их охраной,
предупреждают местных жителей о сроках
перевода земель запаса в другие категории
земель в целях интенсивного использования
для государственных и муниципальных
нужд.

С этого момента решается вопрос
о переводе земель запаса в соответствии
с их разрешенным использованием в другую
категорию по правилам земельного
законодательства (ст. 8 ЗК РФ).

  • Земли запаса
  • К землям
    запаса
    относятся
    земли, находящиеся в государственной
    или муниципальной собственности и не
    предоставленные гражданам или юридическим
    лицам, за исключением земель фонда
    перераспределения земель, формируемого
    в соответствии со статьей 80 Земельного
    кодекса.
  • Использование
    земель запаса допускается после перевода
    их в другую категорию, за исключением
    случаев, если земли запаса включены в
    границы охотничьих угодий, и иных
    предусмотренных федеральными законами
    случаев.

Правовой режим
земель запаса принципиально отличается
от правового режима земель иных категорий.

В отличие от земель сельскохозяйственного
назначения, поселений, промышленности
и иного специального назначения и других
есть земли, которые никому не предоставлены
для использования. Это земли, целевое
назначение которых еще не определено.

Это один из критериев определения земель
данной категории. Такими землями являются
земли запаса, которые земельное
законодательство выделяет в качестве
отдельной категории земель.

Будучи исключенными
из сферы хозяйственной эксплуатации и
оборота, данные земли не могут считаться
ничейными, бесхозными и т. п., поскольку:

1) они продолжают
числиться в земельно-кадастровой
документации, где относительно объективно
закреплена вся необходимая правовая,
экономическая и хозяйственная информация
о них;

2) земли запаса
недопустимо самовольно занимать,
совершать с ними сделки, которые законны
лишь при наличии регистрации их в местной
администрации;

3) в отношении этих
земель, как и земель, находящихся в
собственности, пользовании, обороте и
т. д., государственные органы планируют
и составляют программы повышения
плодородия, охраны и иные мероприятия,
осуществляемые в любом цивилизованном
государстве.

  1. Государственные
    органы (местная администрация) обязаны
    держать на учете эти земли, как перспективу
    обеспечения людей, желающих вести
    хозяйство на земле, и для организаций,
    нуждающихся в получении земли для других
    целей.
  2. В определенной
    мере правовой статус земель запаса
    имеет сходство с землями консервируемыми,
    а также исключенными из хозяйственного
    оборота.
  3. Однако при глубоком
    сравнении оказывается, что правовой
    статус этих земель различен, поскольку:
  4. 1) под землями
    запаса подразумеваются земельные
    участки, пригодные для использования
    по целевому назначению, в то время как
    деградированные и исключенные из
    сельхозоборота земли для использования
    не пригодны;
  5. 2) земли запаса
    находятся в ведении местных администраций,
    в то время как законсервированные и
    деградированные земли находятся под
    дополнительным контролем со стороны
    государственных органов, ответственных
    за экологическую безопасность государства;
  6. 3) для включения
    законсервированных и деградированных
    земель в хозяйственный оборот необходимо
    проведение специальных мероприятий,
    возможно, длительное время, в то время
    как для земель запаса подобных мероприятий
    не требуется.

Не могут считаться
землями запаса и бросовые земли,
собственники (да и другие пользователи
земель) которых остаются еще по кадастровой
документации титульными владельцами
этих земель.

Лишь после того, как в
документацию будут внесены изменения
и произойдет фактическая сдача угодий
представителю местной администрации,
данные угодья можно относить к числу
земель запаса, распространяя на них
режим свободного хозяйственного оборота.

Что такое «категория земли»

Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):

Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.

При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.

К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.

Перевод земли из одной категории в другую

Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.

Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.

Комментарий юриста

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).

Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *