Как перевозить детей в автомобиле

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перевозить детей в автомобиле». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Применение удерживающего устройства для детей в автомобиле обусловлено главным образом мерами безопасности. Дело в том, что неокрепший организм малыша подвержен повышенной опасности при резких движениях, а также воздействии высоких скоростей автомобиля. Хотя все машины оборудуются штатными ремнями безопасности, они не предназначены для использования их детьми. Конструктивно, ремни безопасности предназначаются для людей, чей рост выше полутора метров.

Правила дорожного движения 2018

Основным юридическим документом, определяющим правила и нормы поведения водителя на дороге (ПДД), пунктом 22.9 описаны требования к перевозке детей.

«Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX*, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка».

На что обращать внимание при выборе автокресла

  • Детское автокресло должно соответствовать стандартам безопасности. Сегодня главные из них — европейские ЕСЕ 44, ЕСЕ 129 (i-Size) и российский ГОСТ Р 41.44-05.
  • Перед покупкой примерьте кресло в автомобиле, чтобы оно встало правильно, а длины штатных ремней хватало для крепления. Заранее проверьте, есть ли в вашем автомобиле система ISOFIX.
  • Выбирайте автокресло, которое соответствует росту, весу и возрасту ребенка. Кресло не должно быть большим или слишком маленьким.
  • Старайтесь избегать покупки подержанных автокресел. Проверить историю устройства — было оно в аварии или нет, почти невозможно.

Для сохранения жизни и здоровья юных автопассажиров детские удерживающие устройства следует устанавливать согласно определенным правилам:

  • автолюльку на переднем сиденье нужно фиксировать строго против хода. Автокресла для тех, кто постарше, разрешено повернуть по вектору передвижения. Важно: любая конструкция для удержания ребёнка непременно должна быть пропорциональна его весу. Иначе страховочная система не сможет выполнить свои защитные функции при возникновении аварийной ситуации;
  • при монтаже ДУУ на сиденье, расположенное около водителя, подушку безопасности надо непременно отключить. Иначе при автопроисшествии она раскроется и станет причиной тяжелых травм, возможно, смертельных. Примечание: при нахождении на переднем кресле подростков от 12 лет без каких-либо приспособлений, подушку необходимо привести в рабочее состояние;
  • размещать детское удерживающее устройство в автомобиле разрешено на любом пассажирском автокресле, кроме откидного. Автоэксперты считают, что наиболее безопасное место в легковушке — сиденье в центре позади шофера. К сведению: продукцию с ISOFIX возможно закрепить лишь на боковых местах сзади;
  • установку нужно выполнять в строгом согласии с прилагаемой к нему инструкцией от компании-изготовителя. Пользователи отмечают, что системы с ISOFIX устанавливать проще и быстрее;
  • люфт установленного изделия не должен превышать 2 см, если люфт больше, то необходима переустановка.

Законодательные основы

Обязательное применение детских удерживающих устройств в автомобиле закреплено на уровне российского законодательства. Согласно пункту 22.9 правил дорожного движения, перевозка детей в возрасте до 7 лет в легковом автомобиле или кабине грузового транспорта должна осуществляться с использованием ДУУ, соответствующих росту и весу ребенка.

Маленьких пассажиров в возрасте от 7 до 12 лет Правила дорожного движения разрешают перевозить без удерживающих устройств, пристегнув штатным ремнем безопасности. Однако перевозка при этом должна осуществляться только на заднем сиденье автомобиля. Если ребенок находится на переднем сиденье, применение ДУУ остается обязательным.

Сертификат соответствия

Выбирая автокресло для своего ребенка, родители должны обратить внимание на наличие сертификата соответствия, подтверждающего соответствие ДУУ нормам стандарта ЕЭК ООН N 44-04 (ГОСТ Р 41.44-2005).

Маркировка соответствия обычно наносится на само автокресло. Кроме того, при приобретении устройства копия подтверждающего документа выдается вместе с автокреслом.

Наличие сертификата соответствия говорит о том, что приобретаемое детское удерживающее устройство действительно способно обеспечить безопасность ребенка во время поездки и в случае аварийной ситуации.

Преимущества и недостатки бустеров и адаптеров ремня

Если вопросов о выборе ДУУ для перевозки маленьких пассажиров в возрасте до 4-5 лет обычно не возникает, то родители детей постарше уже могут выбирать, какое устройство лучше использовать: автокресло, бустер или адаптер ремня.

  • Не стоит относиться к выбору детского удерживающего устройства формально, ставя перед собой цель просто соответствовать требованиям ПДД, и не иметь проблем при проверке авто сотрудниками ГИБДД.
  • Благодаря новым изменения ПДД у автомобилистов появилась возможность перевозить детей в возрасте от 7 до 12 лет, вообще, без каких-либо специальных удерживающих устройств, достаточно посадить ребенка на заднее сидение авто и пристегнуть обычным ремнем безопасности.
  • Но все же следует помнить, что автомобиль считается источником повышенной опасности и, отправляясь в дорогу с ребенком, следует в первую очередь позаботиться о безопасности малолетнего пассажира и здесь без соответствующих удерживающих устройств не обойтись.

Первое, что нужно делать при выборе кресла для ребенка в автомобиль, — это выбирать вместе с ним. Это обусловлено тем, что все дети развиваются по-разному, по этой причине устройство нужно примерять. Нельзя брать приспособление на вырост, потому что в аварийной ситуации такая экономия может сыграть злую шутку.

Во время покупки нужно попросить продавца предъявить сертификат качества. Также с него можно сделать копию для того, чтобы предъявлять на дорогах сотрудникам дорожно-постовой службы. Даже если инспектор выпишет штраф в то время, когда сертификат на руках, это легко можно оспорить через суд.

Что же касается адаптера, то при его выборе нужно учитывать существенные недостатки такого устройства. Это:

  1. Нет защиты от ударов вбок.
  2. Ребенок может скользить по сидению машины, потому что нет четкой фиксации.
  3. Если скорость машины резко изменяется, то дети могут выпасть из-под поясничной рамки. Это происходит по причине того, что рост ребенка не позволяет ему упереться в пол.
  4. Треугольная накладка удержит от падения, но есть вероятность того, что она врежется в живот ребенка.
  5. При резкой остановке ребенок может удариться головой о переднее сидение.

То есть адаптер спасет от штрафа, но не спасет в экстремальной ситуации.

Как сотрудник ДПС проверяет присутствие в машине ребенка

Для того чтобы заметить ребенка, не нужно никаких приспособлений. Для сотрудника будет достаточно осмотра салона через стекло или в случае тонировки после того, как водитель стекло опустит.

Но несмотря на широкие полномочия, есть то, что инспектор делать не вправе. Он не может самолично открыть дверь машины, чтобы проверить пристегнуты ли в ней люди (в том числе и дети). Такое действие считается законным, только если происходит в присутствии понятых или фиксируется видеокамерой, но и то сначала нужно составить протокол.

Когда нет нарушений со стороны водителя, то лучше исполнить просьбу и открыть дверь машины или опустить стекло. Потому что гораздо больше времени уйдет на проведение досмотра согласно законодательству, чем такое простое действие.

Со стороны госавтоинспекции часто проводятся профилактические мероприятия. Их цель выявить нарушителей правил по перевозке детей и провести с ними беседу. Чаще всего сотрудники ДПС выбирают места вблизи детских садов и школ.

Детские удерживающие устройства в автомобиле

Рекомендации по выбору и приобретению ДУУ:

  • покупать устройства необходимо в специализированных торговых точках, имеющих подлинные сертификаты соответствия изделий и обученный персонал, способный оказать качественную помощь в выборе подходящей модели;
  • устройство должно маркироваться знаком соответствия ECE R44/04;
  • ДУУ должно соответствовать автомобилю по типу крепления, размерам и пр.;
  • ДУУ должно максимально соответствовать физиологическим параметрам ребенка. Нельзя покупать изделие «на вырост», такой образец не гарантирует необходимый уровень безопасности ребенка в случае попадания в ДТП;
  • ДУУ для малышей должно иметь возможность его наклона в нескольких положениях для обеспечения комфортных условий сна;
  • обивка устройства должна легко отстегиваться или сниматься для проведения с нею необходимых гигиенических процедур;
  • материал обивки ДУУ должен обладать хорошей воздухопроницаемостью для обеспечения вентиляции и недопущения перегрева тела ребенка.

Основные правила эксплуатации ДУУ:

  • для каждого ребенка в автомобиле должно быть предусмотрено индивидуальное ДУУ;
  • перед началом движения необходимо обязательно проверять надежность крепления ДУУ;
  • применять устройства надо во всех случаях перевозки детей, потому что обязательность использования ДУУ никак не зависит от длительности поездки;
  • при использовании штатных автомобильных ремней фиксации необходимо следить, чтобы они проходили строго через плечо и по поясу ребенка;
  • необходимо своевременно производить подгонку и изменять настройки ДУУ при взрослении ребенка или заменять устройство на новое.

Во всем мире к проблеме обеспечения детской безопасности в ТС приковано повышенное внимание. Действующий стандарт, к сожалению, не обеспечивает в полной мере защиту маленьких пассажиров при различных видах ДТП (особенно при боковых столкновениях). Поэтому комитет экспертов под эгидой ООН разработал и приготовил к внедрению новый стандарт i-Size, состоящий из трех составных частей: ECE R129 (требования к ДУУ), ECE R16 (требования к фиксирующим ремням и устройствам ISOFIX, ECE R14 (требования к якорному устройству и элементам пола машины).

В стандарте i-Size акцент сделан на решении проблем неправильного использования ДУУ, защиты при боковых столкновениях и задании новых условий проведения краш-тестов.
Внедрение регламента i-Size на ДУУ позволит сделать транспортировку детей автомобилями более безопасной не только за счет технических усовершенствований самих устройств, но и путем строгой регламентации их изготовления и использования в машинах.

  • Детское удерживающее устройство: что это?
  • Автокресло
  • Бустер
  • Бескаркасное автокресло
  • Адаптеры
  • Какое удерживающее устройство лучше использовать для перевозки ребенка?
Читайте также:  Выплаты пенсионерам МВД на детей: сумма и условия получения

Согласно правилам дорожного движения «перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих росту и весу ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств».

При нарушении данного пункта ПДД водитель привлекается к административной ответственности по статье 12.23 КоАП РФ.

Что подразумевается под определением «детское удерживающее устройство»? В это категорию входят:

  • автокресло,
  • бустер,
  • бескаркасное автокресло.

Наличие детского удерживающего устройства в автомобиле – это не просто формальность, а гарантия безопасности вашего малыша. Давайте разберемся, почему ребенка до 12 лет нельзя пристегать как взрослого пассажира.

Штатный ремень безопасности является трехточечным. Он имеет два отдела: поясничный и плечевой. Минимальный рост пассажира, на который он рассчитан – 150 см. Если пристегнуть им ребенка ростом ниже 150 см, лямка ремня ляжет неправильно – верхняя сползет к шее, а нижняя ляжет на бедро. В случае аварии ремень может повредить хрупкую шею и нанести серьезные травмы органам брюшной полости.

Также недопустимо держать ребенка на руках во время движения и усаживать его на колени ко взрослому. Дело в том, что даже при столкновении на малой скорости сила инерции увеличивает вес тела пассажира в десятки раз. Удержать на руках малыша не сможет даже настоящий силач. При таком раскладе ребенок либо вылетает вперед, либо оказывается придавленным телом взрослого человека.

Какие общие требования по ПДД?

В общем, выше в таблице изменений мы привели основные принципы требований Правил к перевозке детей в 2021 году. Давайте в закрепление темы приведём официальную трактовку действующего пункта 22.9 ПДД:

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств».

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка.

Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).

Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

Правила перевозки детей (изменения законодательства, что такое детское удерживающее устройство (ДУУ), категории ДУУ)?

12 июля 2017 года вступили в законную силу поправки в ПДД, определяющие новые правила перевозки детей в автомобиле. Согласно изменениям перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности, либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Самое важное изменение заключается в том, что из текста ПДД убрали строчку, которая допускала использование «иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства». К иным средствам относится адаптер ремня безопасности «ФЭСТ», который не входит в детскую удерживающую систему (устройство). «ФЭСТ» не относится к детским удерживающим системам в соответствии с правилами Европейской Экономической Комиссии ООН, так как система – совокупность элементов, чем «ФЭСТ» не является.

Вместе с тем, до настоящего времени проходят судебные разбирательства по факту запрета продажи устройств «ФЭСТ». Дело в том, что Росстандарт запретил продажу этих устройств, поскольку были нарушены требования техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

В настоящий момент сотрудники УГИБДД рекомендуют не использовать адаптеры ремня безопасности «ФЭСТ», так как различные испытания и исследования показывают, что при использовании устройств данного вида, ребенку причиняется больший вред здоровью, чем при использовании автокресла.

Существует 5 групп детских удерживающих устройств: «0», «0+», «1», «2», «3».

К группе «0» относятся устройства, предназначенные для детей от рождения и до 6 месяцев, весом до 10 кг. Располагаются исключительно боком по направлению движения. Часто такие устройства называют автолюльками. Помимо внутренних привязных ремней имеют мягкую обивку, которая в основном и поглощает нежелательную энергию удара.

Читайте также:  Льготы на проезд в электричках в 2023 году

Группа «0+» предназначена для детей до года и весом в 13 кг и гораздо больше похожа на сиденье. Может быть установлена только спиной по ходу движения.

Устройства «1» группы считаются уже вполне полноценными сиденьями и позволяют посадить малыша лицом вперед и предназначена для детей от года до 4 лет весом 9-18 кг.

Устройства « группы пересекаются с «1» и отличаются только весом (15-25 кг) и возрастом (3-7 лет) детей перевозимых в них. Кресла данной группы предусматривают переход от применения внутренних ремней детских кресел к использованию штатных ремней транспортного средства.

Устройства «1» и «2» группы имеют возможность регулировки сидения из положения полулежа в положение «бодрствования».

Преимущества и недостатки бустеров и адаптеров ремня

Если вопросов о выборе ДУУ для перевозки маленьких пассажиров в возрасте до 4-5 лет обычно не возникает, то родители детей постарше уже могут выбирать, какое устройство лучше использовать: автокресло, бустер или адаптер ремня.

Конечно, бустер или адаптер гораздо удобнее автокресла. Они не занимают много места, их легко можно взять с собой, чтобы использовать, например, во время поездки в такси. Однако и бустер, и адаптер ремня имеют самый важный недостаток – меньший уровень безопасности:

  • эти устройства не защищают от бокового удара;
  • они используются только со штатным ремнем безопасности, в то время как пятиточечный ремень, применяемый в автокреслах, гораздо надежнее фиксирует ребенка.

Правила дорожного движения 2021

Основным юридическим документом, определяющим правила и нормы поведения водителя на дороге (ПДД), пунктом 22.9 описаны требования к перевозке детей.

«Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX*, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка».

Первый абзац пункта определяет необходимость пользоваться удерживающим устройством всем детям, которым не исполнилось 7 лет. Но тут есть одна оговорка, которая гласит: «конструкцией которых предусмотрены…». То есть, если в транспорте ремни безопасности или специальная система изофикс отсутствуют, то детей можно перевозить без ДУУ. Это касается тракторов и другой специализированной техники.

Естественно, любой здравомыслящий родитель не позволит своему чаду ездить на тракторе или комбайне.

Во втором абзаце также есть один нюанс. Законодатель оставляет на усмотрение родителей, дети которых старше 7 лет, пользоваться или нет ДУУ. Но это не значит, что в целях экономии можно не покупать устройство безопасности. В вопросах сохранения жизни и здоровья нет места денежных сбережений. Родители, в первую очередь должны исходить из физиологических особенностей своего ребёнка. Если он старше 7 лет, но его рост составляет менее 150 сантиметров, то тогда лучше использовать ДУУ, во избежание негативных последствий.

Бескаркасные автокресла

В продаже также можно встретить и так называемое бескаркасное автокресло – тряпичное приспособление без какого-либо жесткого каркаса.

Крепится данное устройство за спинку заднего автомобильного кресла при помощи вшитых ремешков и фиксирует сидящего ребенка как своими ремнями, наподобие стандартного детского автокресла, так и благодаря обычному ремню безопасности, который продевается в предусмотренный конструкцией отсек и пристегивается обычным способом.

Низкая цена и компактность размещения в салоне авто – основные преимущества данного устройства.

Недостаток бескаркасного автокресла полностью перекрывает все плюсы – устройство не обеспечивает безопасность ребенка при попадании автомобиля в аварию.

Просмотрите короткое видео о результатах прохождения краш-тестов так называемыми иными удерживающими устройствами:

Выбирая удерживающее устройство, следует понимать, что использование устройств непрошедших краш-тесты не только не уберегут ребенка от травм в случае ДТП, но и сами могут послужить источником дополнительных серьезных увечий. Помните, экономия может стоить жизни ребенку!

Что говорят другие нормативные акты?

Кроме ПДД, об устройстве ДУУ говорится в кодексах РФ. Так, в КоАП определены штрафы для водителей, которые не используют устройства безопасности для детей.

Указанный в предыдущем разделе ГОСТ 41.44, разработан на основе международного стандарта «ЕЭК ООН N 44-04», и содержит полный список разрешённых к продаже ДУУ. Данный классификатор полностью определяет весь перечень элементов, которые могут использоваться при перевозке детей на автомобильном транспорте. Кроме того, пункты документа указывают правила испытаний, сертификации, а также маркировки ДУУ. Несоблюдение данных норм, подделка ДУУ преследуется по закону.

Законодательный орган нашей страны чётко регулирует все нормы, касающиеся использования ДУУ.

Кроме того, уголовный кодекс предусматривает наказание юридическим лицам, занимающимся производством и реализацией фальшивых устройствам безопасности, не прошедших экспертизы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *