Порядок изъятия земельного участка у собственника в связи с неиспользованием
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок изъятия земельного участка у собственника в связи с неиспользованием». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Основания, по которым Росреестр может запустить процедуру изъятия земельного участка у собственника или расторгнуть с ним договор аренды, указаны в Гражданском и Земельном кодексах. Среди них:
- неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение трех лет;
- использование земельного участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
С даты выдачи предписания действует запрет на передачу в залог и переход/прекращение права собственности.
При невыполнении предписания и привлечении к ответственности ставится отметка в ЕГРН о невозможности регистрационных действий.
То есть запрет на совершение сделок на передачу в залог и на переход/прекращение права собственности начинает действовать еще до направления заявления в Росреестр. Однако до внесения в ЕГРН отметки о запрете регистрационных действий собственник сможет, например, зарегистрировать аренду.
Сокращены сроки рассмотрения судами дел об изъятии земли и проведения публичных торгов. Закон № 507-ФЗ внес также изменения в АПК и ГПК по срокам рассмотрения споров об изъятии земельных участков СХН. Такие дела должны будут рассматривать в срок, не превышающий месяц со дня поступления заявления в суд (абз. 2 ч. 1 ст. 152 АПК, ч. 2 ст. 154 ГПК).
Публичные торги по продаже изъятого участка должны будут провести в течение 4 месяцев (до изменений – в течение 6 месяцев) со дня вступления в законную силу решения суда (п. 6 ст. 6 Закона № 101-ФЗ).
Увеличился минимальный срок аренды публичного участка СХН. Теперь он составляет 5 лет (а не 3 года, как было раньше). Максимальный срок аренды не изменился, он составляет 49 лет (п. 3 ст. 9 Закона № 101-ФЗ).
Другой комментарий к статье 284 Гражданского Кодекса РФ
1. В связи с ограничительным количеством земельных участков как объектов гражданского оборота, а также с их особой важностью и ценностью для жизни общества особое значение имеет вопрос их эффективного использования.
В частности, поскольку земельный участок является специфическим, особо ценным объектом имущественных отношений, у участников гражданского оборота зачастую возникает интерес в приобретении прав на земельные участки не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств с учетом возможности последующей перепродажи таких участков по более высокой цене. В определенных случаях это приводит к ухудшению состояния земли, например к зарастанию сорняками или кустарником, ухудшает качество земель сельскохозяйственного назначения, и в последующем могут потребоваться дополнительные серьезные усилия, чтобы привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по назначению.
Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», —
влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Своевременное использование земельного участка
В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.
Таким образом, законодатель не обязывает землепользователя приступать к освоению участка в определенное время, однако предполагает возможность собственника участка оговаривать такую возможность.
Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.
Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.
Наказание за использование земельного участка не по целевому назначению
Санкции за неиспользование земельного участка и использование его не по целевому назначению оговорены ст. 8.8 КоАП РФ. Так, использование участка не по назначению в течение трех лет может повлечь наложение штрафа в размере:
- для физлиц: 0,5 — 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10 тыс. руб.;
- для чиновников: 1 — 1,5% стоимости, минимум 20 тыс. руб.;
- на организации: 1,5 — 2% стоимости, минимум 100 тыс. руб.
За неиспользование участка устанавливаются такие штрафы:
- для физлиц: 0,3 — 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тыс. руб.;
- для чиновников: 0,5 — 1,5% стоимости, минимум 50 тыс. руб.;
- на организации: 2 — 10% стоимости, минимум 200 тыс. руб.
В ряде случаев размер санкций за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения может быть иным. На случай, если кадастровая стоимость участка в ГКН не оговорена, штрафы взыскиваются в стандартном, специально установленном размере.
Наказание за использование земельного участка не по целевому назначению
Санкции за неиспользование земельного участка и использование его не по целевому назначению оговорены ст. 8.8 КоАП РФ. Так, использование участка не по назначению в течение трех лет может повлечь наложение штрафа в размере:
- для физлиц: 0,5 — 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10 тыс. руб.;
- для чиновников: 1 — 1,5% стоимости, минимум 20 тыс. руб.;
- на организации: 1,5 — 2% стоимости, минимум 100 тыс. руб.
За неиспользование участка устанавливаются такие штрафы:
- для физлиц: 0,3 — 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тыс. руб.;
- для чиновников: 0,5 — 1,5% стоимости, минимум 50 тыс. руб.;
- на организации: 2 — 10% стоимости, минимум 200 тыс. руб.
В ряде случаев размер санкций за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения может быть иным. На случай, если кадастровая стоимость участка в ГКН не оговорена, штрафы взыскиваются в стандартном, специально установленном размере.
Факт взыскания штрафа не препятствует уполномоченному орган взыскивать с правонарушителя причиненные убытки в размере, рассчитанном согласно природоохранных такс, а если такие для конкретного случая не установлены, то в размере стоимости восстановительных работ.
Нецелевое использование земель: нарушения и их последствия
Эксперты Кадастровой палаты по Московской области помогают разобраться, что такое целевое использование земельного участка и какие меры могут быть приняты в отношении лица, нарушившего правила целевого использования земельного участка.
Целевое назначение земельного участка – это разделение земельных участков по категориям (например, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и др.) и видам разрешенного использования (для ведения сельского хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства, для размещения жилых помещений и др.). Категория земли зависит от цели ее использования и устанавливается законодательством. Согласно Земельному кодексу РФ, собственник земельного участка может выбрать самостоятельно один или несколько видов разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Виды разрешенного использования не привязаны к конкретным категориям земель, поэтому могут встречаться в одной и той же категории. Например, земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения могут иметь вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Также отметим, что все земельные участки независимо от их категории и вида необходимо использовать так, чтобы не наносить вред окружающей среде.
Если собственник использует свой земельный участок не по назначению, это является правонарушением. Нарушителями могут быть как граждане, так и юридические лица.
Примером нецелевого использования земельного участка может быть ситуация, когда земельный участок имеет вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но на земельном участке собственник открыл магазин – это нарушение.
Факты нецелевого использования земельных участков выявляются в ходе проверок должностными лицами Управлений Росреестра по регионам Российской Федерации, а также при рассмотрении обращений заинтересованных лиц. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое физическое или юридическое лицо в Управление Росреестра по региону по месту расположения объекта недвижимости.
Помимо ненадлежащего использования основанием для принудительного изъятия земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства, может также являться неиспользование земельного участка для заявленной цели в течение трех лет.
В случае если земельный участок находится в аренде, с арендатора, помимо возмещения вреда, причиненного нецелевым использованием, могут быть взысканы иные убытки, например, расходы собственника на снос (демонтаж) незаконно возведенных объектов, а также недополученная прибыль правообладателя земельного участка из-за невозможности его использования.
Как найти собственника участка
Судя по тому, что участок выделен давно, я вообще не уверен, что он выделен на основании права собственности. Возможно, он был выделен на основании права пожизненного наследуемого владения, которое надо было переоформлять, но его не переоформили. Если сведений в Росреестре об этом нет, значит, его не переоформили. Это сложный вопрос, и в этой статье я не буду в него углубляться.
Если земельный участок все же в собственности и поставлен на кадастровый учет, проще всего его найти на публичной кадастровой карте. Если не знаете номер, найдите свой участок на карте и посмотрите соседние. Когда обнаружите нужный, запишите его кадастровый номер. Если номера нет, достаточно адреса участка.
По кадастровому номеру или адресу участка можно обратиться в любой МФЦ, в котором оказывают услуги Росреестра, за выпиской по земельному участку. Там должен быть указан собственник. Росреестр не может отказать, если вы подали официальный запрос: они должны или дать сведения, или указать, что сведения о собственнике в реестре не зарегистрированы.
Судя по тому, что предыдущий владелец продавал участок по договору купли-продажи, а переход права собственности у нас регистрируется, участок должен быть на кадастровом учете. Система регистрации прав действует около 20 лет. Если участок продан больше чем 20 лет назад, сведений о нем может и не быть.
Если в Росреестре сведений нет, значит, нужно обращаться за архивными документами в местную администрацию. До того как стали вести единый реестр, учет вели именно они. Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.
При этом я допускаю, что, если земля находится в небольшом сельском поселении, за 20 лет администрация могла потерять все архивы и не хочет в этом сознаваться. Там будут пытаться переложить все на Росреестр, у которого нет документов за тот срок. В этом случае вряд ли удастся найти собственника.
На мой взгляд, в вашем случае шанс на успех — это или если местная администрация захочет изъять землю, или если вы лично найдете собственника и предложите купить у него участок. Сами вы не можете инициировать процедуру изъятия земли, но можете замучить письмами местную администрацию и прокуратуру с требованием изъять участок. Напишите, что он заброшен, не используется десятилетиями, что сухостой представляет пожарную опасность, неосвоение участка мешает развитию поселения и вообще есть желающие его выкупить.
Никаких гарантий, что это подействует, нет, но попробовать можно.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Устанавливается следующая последовательность действий при изъятии:
- Уполномоченный орган осуществляет контроль находящихся в ведении земельных наделов.
- По результатам проверок правообладатель получает квитанции на оплату штрафа и предписание об устранении нарушений.
- По истечении установленного в предписании срока проводится повторная проверка.
- Если собственник игнорирует требования властей, местный орган власти готовит иск в районный суд.
- В случае положительного решения участок изымается и реализуется на торгах.
- Вырученная сумма передается уже бывшему собственнику.
Можно ли доказать невиновность и как это сделать?
Если к собственнику или арендатору пришла административная комиссия для составления акта, ему нужно срочно принять меры для исправления сложившейся ситуации:
- выполоть сорняки;
- навести порядок;
- подготовить площадку для начала строительства.
Об этом следует сообщить в земельный отдел (департамент) администрации ещё до вынесения административного предписания. Если всё же такое предписание будет вынесено – в течение 10 дней подать иск в суд по месту расположения ЗУ, чтобы обжаловать решение административной комиссии.
В суд предъявить вместе с выданным предписанием:
- копии правоустанавливающего и правоудостоверяющего документа на ЗУ;
- доказательства того, что нарушение исправлено до вынесения решения;
- квитанцию об уплате госпошлины – 300 рублей.
К доказательствам можно отнести:
- свидетельские показания;
- фото отчёт о проделанной работе;
- договор услуг, если приглашалась бригада рабочих.
В исковом заявлении указать причины, по которым земля не была приведена в порядок вовремя и факт исправления ситуации и оповещения о приведении ЗУ в порядок администрации населённого пункта.
Другой комментарий к статье 284 ГК РФ
Комментируемая статья регламентирует одно из оснований принудительного изъятия у собственника земельного участка, не предусмотренное общей статьей о принудительном изъятии (см. коммент. к ст. 235, 239): ненадлежащее использование земли — неиспользование земельного участка по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Касается это двух категорий земель — предназначенных для сельхозпроизводства и под любую разновидность строительства.
Заниматься сельхозпроизводством, возводить жилые дома, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием является правом собственника, землевладельца, землепользователя (см. ст. 40 Земельного кодекса, коммент. к ст. 260). Однако неиспользование земли в соответствии с ее назначением противоречит закону, в соответствии с которым заинтересованные лица просят выделить земельные участки. Эти лица обязаны своевременно приступить к использованию земли в случаях, если сроки освоения участков предусмотрены договорами (см. ст. 42 Земельного кодекса).
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления своих прав является в данном случае нарушением земельных обязанностей, имеющих важное народнохозяйственное и социальное значение.
Поэтому законодатель в соответствии с ГК (ст. 9) отступил от установленного принципа свободы по своему усмотрению осуществлять принадлежащие гражданам и юридическим лицам права и ввел ответственность за неисполнение обязательств с учетом их вины, поскольку статья исключает периоды, когда земельный участок объективно не мог быть использован по назначению.
Комментарий к статье 8.8 КоАП РФ
1. Цель данной статьи состоит в обеспечении охраны земли как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими -водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром. Сфера применения норм данной статьи охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных, строительных, транспортных и других предприятий и организаций, частных предпринимателей и граждан, как использующих землю в процессе производства, так и оказывающих на нее антропогенное воздействие.
2. Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства. Объем законодательства и нормативных предписаний весьма велик. Основными актами являются: Земельный кодекс РФ (см. гл. I.1 «Земельные участки»); Федеральные законы от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп.); от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»; от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».
3. Комментируемая статья содержит составы административных правонарушений, различающиеся по объективной стороне. Объектом всех правонарушений являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).
4. Использованием земель не по целевому назначению, т.е. не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта, и т.п.
5. Часть 2 данной статьи определяет состав административного правонарушения, объективную сторону которого составляет невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства в течение срока, установленного федеральным законом, — противоправное деяние в виде бездействия. Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении собственником, арендатором или владельцем земельного участка принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию такого участка в предназначенных целях и в установленный законом срок. При этом необходимо учитывать признак обязательности цели использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции, иная деятельность, связанная с этим производством, а также временной признак, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока.
6. Субъективная сторона — вина в форме умысла или неосторожности.
7. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
8. С 1 июля 2011 г. вступает в силу ч. 1.1 комментируемой статьи, предусматривающая административную ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по его целевому назначению — для ведения сельскохозяйственного производства или иной деятельности, связанной с этим производством. Имеется в виду земельный участок, на который распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Доказать право собственности на землю, узнать кадастровую стоимость и подтвердить правомерное использование участка проще всего при помощи опытного адвоката или нотариуса.
Опытный юрист сможет лично вас проконсультировать, подготовит исковое заявление и при необходимости представит ваши интересы в суде, поможет собрать доказательства и примет участие в заседании.
Также в его обязанности входит обжалование решения в судебном порядке или отслеживание его исполнения.
К юристу можно обращаться по таким вопросам, как:
- Признание права собственности.
- Определение порядка эксплуатации участка.
- Оспаривание отказа в регистрации права собственности или соглашений земельного типа.
- Урегулирование споров между соседями при межевании.
- Изъятие земли, если незаконное владение ей будет доказано.
- Признание сервитута или права использования в бессрочном режиме.
Определение и законодательная база
Использование ЗУ не по целевому назначению – это нарушение правообладателем участка регламента его использования, который устанавливается для всех земель в соответствии с установленной на неё категорией. Для физических лиц правообладателей ЗУ, категории могут быть следующими:
- земли поселений;
- земли сельскохозяйственного назначения.
Юридические лица могут стать ответственными за несанкционированное использование земель промышленности . Остальные категории земельных массивов управляются муниципалитетом или государством, не допуская указанного нарушения.
Неиспользование ЗУ – это нарушение, связанное с оформлением земель, после которого не следует никаких мероприятий по их обработке. Выявляется на основании признаков отсутствия следов человеческой конструктивной деятельности, когда участок выглядит заброшенным и бесхозным.
Кроме перечисленных выше, могут возникнуть иные виды нарушений:
- самозахват земель;
- несанкционированное использование прилегающей территории;
- неуплата земельного налога;
- не исполнение обязательных мероприятий по улучшению земель.
Источники законодательства, которые регулируют нормы целевого использования, следующие:
- Земельный кодекс: статья 7 – категории земель, статья 42 – использование земель по назначению.
- Ответственность за использование не по целевому назначению: статья 8.8 КоАП РФ.
- Ответственность за самострой (самозахват) – статья 7.1 КоАП РФ.
- ФЗ № 101-ФЗ от 16.07.98 г. – о государственном урегулировании сельхоз земель.
- Приказ Минэконоразвития №540 от 2014 года – перечень объектов, возводимых в соответствии с целевым назначением.
Справка: При застройке населённых пунктов также применяются нормы Градостроительного Кодекса РФ.
Что делать, если пришел штраф ?
После получения такого штрафа землепользователь должен оплатить его в течение 2 месяцев и устранить нарушения, т.е. начать строительство, засеять поля или другим образом использовать участок согласно его категории и назначению.
Также закон допускает перевод земли из одной категории в другую. Т.е. если, например, на участке для сельскохозяйственного использования построен завод по производству моющих средств, то следует изменить назначение на «Земли промышленности».
Однако, даже если вы устраните нарушения любым способом, то оплатить штраф все равно придется. Иначе он увеличится в 2 раза, и вместо 10 тысяч будет 20 тыс. рублей.
Если предписание уполномоченного органа было проигнорировано, то участок могут изъять. И не важно каким образом он был получен – куплен, приватизирован или унаследован. Если не по назначению используется арендованная земля, то договор аренды расторгается досрочно.