Импорт, учет и использование дронов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Импорт, учет и использование дронов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если беспилотник безнаказанно летает над частной собственностью, то владельцы земли, как правило, хотят этому помешать. Но могут ли они его сбить? Ответ простой: в большинстве случаев нет. Давайте разберемся с этой ситуацией более подробно.
В. Какие беспилотники подлежат учёту в Российской Федерации?
О. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлётной массой от 0.15 килограмма до 30 килограммов, ввезённые в Российскую Федерацию или произведённые в Российской Федерации.
В. Как и в какие сроки необходимо регистрировать беспилотник с максимальной взлётной массой от 0.15 килограмма до 30 килограммов, ввезённый в Российскую Федерацию или произведённый в Российской Федерации?
О. Постановка на учёт БВС реализована посредством подачи владельцем заявления с необходимой информацией в Федеральное Агентство Воздушного Транспорта. Те кто уже имеет беспилотник должны подать заявление в течении 30 дней со дня вступления в силу настоящего постановления (27.09.2019г). Для тех кто станет владельцем беспилотника после этой даты, правила обязывают поставить его на учёт в течении 10 дней со дня приобретения/ввоза/изготовления.
В. Какую информацию необходимо указать в заявлении о постановке на учёт?
О. Заявление о постановки на учёт должно содержать:
- Фото беспилотного воздушного судна
- Тип (наименование, присвоенное изготовителем)
- Серийный (идентификационный) номер (при наличии)
- Количество установленных двигателей и их вид (электрический, газотурбинный, ДВС)
- Максимальная взлётная масса
- Наименование (если изготовитель юрлицо)
- Фамилия, Имя, Отчество (для индивидуального предпринимателя или физического лица, самостоятельно изготовившего беспилотное воздушное судно)
- Номер телефона (телефакса), адрес электронной почты
- Полное наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, адрес (для юридического лица)
- Фамилия, Имя, Отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места жительства (для индивидуального предпринимателя)
- Фамилия, Имя, Отчество, дата и место рождения, страховой номер индивидуального лицевого счёта, номер, серия и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства» (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
В. Каким способом можно отправить заявления о постановке на учёт в ФАВТ?
О. Отправить заявление можно почтой, через портал Госуслуг, либо посредством портала учёта БВС. По завершению процесса постановки на учёт, беспилотнику будет присвоен учётный номер, который подлежит нанесению на элементы конструкции БВС до начала выполнения им полётов.
В. Почему я обязан согласовывать и получать разрешение на полёт БВС у оперативных органов ЕС ОрВД РФ?
О. Потому что согласно действующим правилам использования воздушного пространства РФ для обеспечения безопасного перемещения воздушных судов необходима полная осведомлённость оперативных органов Единой системы управления полётом о их запуске и перемещении.
В. Почему я не могу запускать БВС где захочу?
О. Потому что на территории РФ, как и на территории любого другого государства, есть зоны в которых запрещается запуск/полёт БВС без разрешения владельца в распоряжении которого находится запретная зона.
Зарегистрировал дрон? Теперь получи разрешение на полет!
Для беспилотных самолетов, коптеров и авиамоделей с массой менее 30 кг не нужно проходить регистрацию для получения разрешения и предоставлять план полета в случае, если:
-
полет осуществляется в светлое время суток при условии хорошей погоды и при условии прямой видимости дрона;
-
относительная (ATL) максимальная высота полета БПЛА от водной или земной поверхности составляет не больше 150 метров;
-
маршрут устройства пролегает вне аэродромных диспетчерских зон, запретных или специальных территорий, зон проведения мероприятий с массовым скоплением людей, охранных территорий и находится от них на удалении не менее 5 км.
Ответственность за использование незарегистрированного дрона
Сам факт не предоставления данных для учета беспилотника, согласно действующим правилам, никаких последствий для собственника не несет.
Административным законодательством не предусмотрена ответственность за подобное правонарушение. Однако разрешение на полеты дрона получить без его регистрации не получится.
Игнорирование Федеральных правил использования воздушного пространства чревато штрафными санкциями:
- для физических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц эта сумма значительно больше, может составить от 250 до 300 тысяч рублей (либо деятельность приостановят сроком до трех месяцев, что естественно принесет дополнительные убытки).
И это только если не было преступного умысла, предусматривающего уголовное преследование и соответствующие меры наказания.
Например, запуск дронов в запрещенных зонах подпадает под квалификацию шпионажа, государственной измены с вытекающими для владельца беспилотника последствиями.
Если при наличии воздушного аппарата вы им не пользуетесь, волноваться о том, что он не поставлен на учет, нет повода.
Дрон летает над участком: что можно сделать
Любой гражданин имеет право применить силу в случае самообороны, но о самообороне речи в данном случае нет – дрон не нападает и не способен что-то украсть.
Кроме этого, гражданин имеет право защищать свою личную жизнь. Но в этом случае необходимо действовать аккуратно – если чужой квадрокоптер завис в воздухе в метре от вас и ведется съемка, то сначала следует зафиксировать данный факт (например, сфотографировать на телефон).
А вот стрелять с него с воздушного оружия не следует, так как полет беспилотника может быть согласован, и съемка ведется, например для картографии. Но, стоит отметить, что в этом случае квадрокоптер не будет летать в паре метров от земли, расстояние будет намного больше.
Кроме прочего, обратите внимание, что частная собственность – это земля и все то, что на ней. А вот воздушное пространство не является собственностью человека, оно принадлежит государству. Поэтому сбивать беспилотников, полеты которых не зарегистрированы, имеют право только государственные структуры.
Правила использование квадрокоптеров
Квадрокоптеры могут использовать как юридические лица и граждане, так и государственные органы. Причем порядок использования одинаков для всех.
Дроны для полетов используют воздушное пространство. Согласно статье 13 Воздушного кодекса РФ, все полеты, которые проводятся в воздушном пространстве, должны быть разрешены. Разрешение дается на основании траектории полета, погодных условий и технических характеристик беспилотника.
Но есть и исключения:
Но независимо от исключений законодатель предусмотрел запретные зоны для полетов любых дронов. Об этом более подробно рассказал юрист Роман Бархаев:
Все эти требования относятся к визуальным полетам. В законодательстве точно не прописано, относится ли фото- или видеосъемка к визуальным полетам. Поэтому точно нельзя сказать, могут ли владельцы квадрокоптеров снимать фото или видео. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть все тонкости.
В российском законодательстве предусмотрено право на неприкосновенность частной жизни. То есть владелец беспилотника не имеет право снимать частную жизнь кого-либо. Следовательно, владелец дрона не имеет право включать фото- и видеосъемку над городом или селом. А вот снимать лес или поле не запрещено.
Если владелец хочет записать видео с какой-либо жилой местности, то ему необходимо получить разрешение людей, проживающих на данной территории. На это не раз указывали судьи при рассмотрении дел.
Кроме этого, региональные власти имеют право устанавливать свои ограничения. На это обратила внимание Наталья Ковалева:
Как я регистрировал квадрокоптер, и чем все это закончилось
Марк Туллий Цицерон однажды сказал: “dura lex sed lex”, что означает “Закон суров, но это закон“. То есть каким бы суровым, глупым, нелепым, несправедливым ни был закон, его необходимо уважать и неукоснительно всем соблюдать и выполнять.
Этот тезис вроде бы всем давно известен, но вот к законам в нашей стране отношение традиционно довольно расслабленное. Кажется, даже события последних недель, когда неосторожный поступок или прогулка в неудачном месте могли принести большие неприятности, не в силах исправить ситуацию.
Буквально на днях (27.09.2019) спустя 120 дней после подписания, вступило в силу постановление Правительства РФ от 25.05.
2019 № 658 “Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации”.
С этого дня владелец любого беспилотника массой от 250 грамм обязан поставить его на учет в Федеральном агенстве по воздушному транспорту. На все дается 30 дней.
До последнего момента было совершенно неясно как проходить процедуру постановки на учет, а также согласования. Но недавно Федеральное агентство по воздушному транспорту выложило на своем сайте достаточно понятную инструкцию как все это осуществить.
Регистрация квадрокоптеров в других странах
Законодательство США озаботилось проблемой регулирования прав владельцев БПЛА гораздо раньше РФ. Так, в США права на эксплуатацию аппарата должны получить владельцы квадрокоптеров, вес которых варьируется от 0,55 до 55 фунтов. Заявитель отправляет полное имя и контактные данные по электронной почте, информацию вносят в базу, а владельцу присваивают личный номер. Регистрацию с этим номером заявитель получает ответным электронным письмом. Все последующие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) закрепляют за личным номером владельца. Стоимость регистрации квадрокоптера 5 долларов США.
Если речь идет о Канаде, то здесь разрешен запуск БПЛА на высоту, не превышающую 90 метров. Ограничение на управление дронами имеется в ЕС – единые нормативы отсутствуют, каждая страна устанавливает собственные законы.
Законодательно-правовая база
Если следовать всем предписанным нормам, то использование квадрокоптеров подпадает под совокупную юрисдикцию федеральных правил о квадрокоптерах; воздушного кодекса; общего административного кодекса и европейского кодекса о полете беспилотников (NPA 2017-05 A). В случае нарушения хотя бы одного из вышеперечисленных законодательных актов владелец может попасть еще и под действие уголовного кодекса.
Из всего этого выплывает, что постановка на учет обязательна. Официально это так, но на деле множество владельцев игнорирует описанные нормы. Хорошо это или плохо, но, к счастью, целенаправленного преследования владельцев дронов пока не наблюдается. Единственное о чем не стоит забывать – это то, что закон хоть и со скрипом, но все же работает. Даже полет в слабозаселенной местности могут нарушать законодательство, в случае соответствующей фиксации этого нарушения.
Новые правила регистрации и эксплуатации дронов в РФ
Важным моментом являются действия владельца в ситуации, когда квадрокоптер разбит, потерян или украден. В такой ситуации от владельца требуется в течение двух суток с момента данного события известить федеральное агентство соответствующим заявлением.
В заявке на отмену регистрации аппарата необходимо сообщить:
- свои паспортные данные;
- полные характеристики дрона;
- регистрационный номер;
- причину снятия устройства с государственного учета.
На данный момент закон не устанавливает размер штрафных санкций за эксплуатацию неучтенных дронов. Однако, в таких случаях возможно применение закона об административной ответственности за нарушение порядка использования воздушного пространства.
Размер штрафа равен 2 тысячам рублей. Кроме того, существуют территориальные ограничения для запуска беспилотников. Полеты таких устройств разрешаются за городской чертой, в удалении от аэродромов и иных объектов, где осуществляется особый контроль за эксплуатацией воздушного пространства.
Для полета над особыми зонами необходимо получить разрешение местных органов исполнительной власти или иных государственных структур. Подобные нарушения караются более серьезными штрафами.
Помимо этого, существует и наказание за незаконную съемку как в формате видео, так и фотосъемку. Предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей.
Разрешение, как показывает практика, может быть получено на срок в пределах одного календарного года.
В разработке проект закона об упрощении применения любительских беспилотников. Предполагается, что запускать их за пределами населенных пунктов на высоту до 150 метров разрешат без особых ограничений. Что касается объектов с особым режимом, то съемка их с воздуха категорически запрещена.
Причиной отказа в постановке коптера на государственный учет могут послужить:
- некорректное заполнение заявления с указанием ошибочных персональных данных;
- неверно внесенные в заявку технические характеристики устройства или его серийный номер;
- несоответствие заявленных характеристик заводским нормам.
Планируя обратиться в Росавиацию с заявкой о постановке дрона на учет, важно учесть, что обращения, переданные в общественную приемную или на официальный почтовый адрес электронной почты, агентством не принимаются к рассмотрению. Обращения рекомендуется отсылать на официальный почтовый адрес агентства в Москве.
Согласно постановлению № 658, требование о регистрации и учете распространяется на беспилотные гражданские воздушные суда, ввозимые на территорию РФ либо производимые в России. Масса регистрируемых беспилотников должна составлять от 0,25 до 30 кг.
Не нужно регистрировать беспилотники, временно ввозимые иностранцами на территорию РФ для участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту.
По итогам регистрации каждому беспилотнику присваивается уникальный учетный номер. Присвоенный учетный номер необходимо нанести на элементы конструкции до начала выполнения полетов.
Внесение изменений в учетную запись осуществляется в случаях:
- изменения сведений о владельце;
- перехода права владения (пользования);
- утери или хищения беспилотника;
- изменения данных о технических характеристиках судна.
Об этих изменениях нужно также подать заявление в Росавиацию. Снятие судна с учета осуществляется в случае разрушения или по просьбе владельца беспилотника. После снятия с учета эксплуатация устройства запрещается. Если такие факты будут установлены, беспилотник будет конфискован с наложением штрафа (сейчас в КоАП РФ разрабатываются соответствующие поправки).
Это все касается лишь дронов от 250 г до 30 кг.
Все что легче можно не регистрировать и летать смело в допустимых зонах ниже 150 м.
Обстановка накаляется
К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что на сегодняшний день расширяется задействование БПЛА и в преступных целях. Переброска наркотиков, коммерческий шпионаж, контрабанда – вот далеко не полный список незаконного применения дронов. Активно используют беспилотники и террористические организации.
На заре своего появления БПЛА применялись террористами не столько для разведки, сколько для съемки красивых агитационных видеороликов с высоты птичьего полета для пропаганды своих идей. Позже террористы стали задействовать квадрокоптеры и другие беспилотники для разведки и управления на поле боя, как, например, в Ираке и особенно в Сирии.
Беспилотные летательные аппараты террористов по выполняемым задачам можно разделить на несколько видов4:
- БПЛА-операторы, ведущие видеосъемку для создания пропагандистских фильмов;
- БПЛА-разведчики, ведущие с воздуха наблюдение и видеосъемку в разведывательных целях;
- БПЛА – корректировщики огня;
- БПЛА связи (используются для обмена информацией между группами МТО);
- ударные БПЛА (бомбардировщики), сбрасывающие взрывные устройства с воздуха;
- БПЛА-шахиды (дроны-камикадзе), используемые для поиска и уничтожения цели.
Вне зон вооруженных конфликтов особо опасно применение террористами дронов-камикадзе. Они несут, как правило, небольшое количество мелких поражающих элементов, которые приводят в основном к легким ранениям и контузиям. Этим достигается одна из фундаментальных целей террористов – не только вызвать человеческие жертвы, но и посеять страх и панику среди населения.
Приоритетные способы защиты
В настоящее время в странах, где разрабатываются беспилотные системы, активно ведутся работы по противодействию угрозам, исходящим от них. Если обобщить, то к способам защиты относят:
- превентивно-профилактические ограничения на полеты БПЛА;
- обнаружение и распознавание (идентификацию) БПЛА;
- локализацию беспилотного аппарата и его оператора;
- нейтрализацию (прекращение функционирования) БПЛА.
Как показывает наработанный опыт, в превентивно-профилактических способах обеспечения безопасности выделяются юридические, публично-информационные, административные и программные меры.
К юридической защите относится принятие законов об обязательной регистрации беспилотников, о правилах полетов и эксплуатации БПЛА, о зонах и территориях, закрытых для полетов, а также введение санкций для нарушителей.
Публично-информационные способы защиты включают в себя информирование общественности через СМИ о закрытых для беспилотников зонах, установку соответствующих знаков по периметру защищаемого объекта.
К административным мерам относится задержание лиц, пытающихся запускать дроны в неположенных местах, проведение с ними профилактических бесед, конфискация беспилотников.
Программная защита – это установка производителем в программах управления полетом геолокационных, скоростных, высотных и иных ограничений.
Следует отметить, что превентивно-профилактические способы защиты эффективны только в отношении законопослушных граждан. В остальных случаях они являются недостаточными. При таком варианте следующим рубежом обеспечения безопасности становится обнаружение и нейтрализация БПЛА.
Для обнаружения используются визуальные, акустические и специальные технические средства.
В число основных способов нейтрализации беспилотников входят:
- Зенитно-ракетный.
- Акустический.
- Лазерный.
- Микроволновый.
- Сетевой.
- С применением систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
В городских условиях и для защиты важных объектов инфраструктуры наиболее перспективными считаются системы РЭБ.
Закон о беспилотных летательных аппаратах в РФ, о квадрокоптерах и радиоуправляемых моделях
Закон о БПЛА в России был образован на базе ФЗ-60, и в 2017 году (июль) вступили в силу текущие правки. Законом устанавливается обязанность владельцев летательных аппаратов массой более 0,15 кг регистрировать свое имущество, а также получать разрешения на использование для съемки.
Кроме того, закон устанавливает правила и рекомендации касательно эксплуатации коптеров.
Отметим, что Россия приняла федеральный закон далеко не первой. Подобные нормативные акты действуют в странах Западной Европы, США и Канаде. Однако именно в России установлено наибольшее количество ограничений.
К примеру, для регистрации беспилотников в США достаточно посетить сайт, заплатить пошлину 5 Долларов и подождать пару дней.
В России же придется собрать внушительный пакет документов и встать на учет. Это объясняется попыткой предотвратить возможные террористические акты и нарушения прав частной собственности.
Лицензия на квадрокоптер
Лицензия на квадрокоптер является одним из основных документов, который должен иметь на руках любой собственник летательного устройства. В противном случае использование коптера признается незаконным, и нарушитель понесет ответственность.
Воздушный кодекс РФ гласит, что получение лицензии на летательные аппараты с беспилотным управлением является обязательной процедурой. Нарушения, связанные с отсутствием разрешения на квадрокоптер, влекут за собой штрафные санкции в отношении нарушителя (2-5 тыс. рублей для физ. лиц, до 20 тыс. рублей для юридических лиц).
Для получения лицензии пользователю предстоит собрать определенный пакет документов, включающий в себя:
- данные технических возможностей устройства;
- персональные сведения о владельце аппарата;
- удостоверение летной годности;
- разрешение на использование воздушного пространства;
- бумага, удостоверяющая допуск гражданина к управлению воздушным судном.
Принцип полета квадрокоптера
Квадрокоптер представляет собой летательное устройство, построенное по вертолетной схеме. Аппарат имеет три и более несущих винта (чаще всего четыре), которые играют важную роль в эксплуатации. Именно от винтов зависит маневренность агрегата, и то, как он будет управляться:
- команда ускорения всех винтов отвечает за подъем аппарата в воздух (пропеллер работает на максимуме возможностей);
- ускорение винтов с одной стороны и замедление с другой позволяет заставить коптер двигаться в торону;
- ускорение винтов, вращающихся по часовой стрелке, и замедление вращающихся в обратном направлении отвечает за поворот.
Принцип управления квадрокоптером осуществляется через специальные радиомодули или WI-FI (дистанционный режим). В первом случае коптер может улететь на расстояние от 150 до 200 м, во втором – максимум 100 м. Существуют и другие способы управления дронами (спутниковая связь), однако их используют только военные.