Приватизация МУП: пошаговая инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация МУП: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Более того, по результатам проведенных Росимуществом совещаний с 55 федеральными органами исполнительной власти, в которых также принимали участие представители Экспертного совета при Правительстве РФ, были консолидированы предложения ФОИВ по целевым функциям для 100% ФГУП. Однако при этом министерства и ведомства настаивают на сохранении 155 предприятий в форме ФГУП. Более того, количество предприятий, которые отраслевые ведомства предлагают преобразовать в бюджетные учреждения и казённые предприятия, за прошедший год возросло с 79 до 247, а в отношении 194 предприятий, уже включённых в программу приватизации, предлагается принять иные решения.

  • При проведении приватизации будет проведена ревизия всего имущества, принадлежащего унитарному предприятию. Акт, сформированный по итогам проведения ревизии, должен пройти аудиторскую проверку. Соответственно, совершение этих действий будет исключать возможность хищения муниципального имущества, и предприятие пройдет многоуровневую проверку до смены организационно-правой формы.
  • При преобразовании МУП в ООО, вновь создаваемое общество с ограниченной ответственностью может соответствовать требованиям закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором определены критерии отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства. Это или количество его сотрудников, или прибыль за последние 3 года, или остаточная стоимость его средств. Таким образом, ООО может претендовать на меры государственной поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства, как то: получение микрофинансовых займов, субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в банках, информирование и консультирование по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности.
  • Вновь созданное ООО имеет возможность привлекать дополнительные средства для развития своей деятельности, это прежде всего инвестиционные средства.
  • ООО может перейти на упрощенную систему налогообложения, соответственно, снизить налоговую нагрузку, направив средства на свое развитие. Кроме того, при переходе на «упрощенку» становится менее сложным взаимодействие с проверяющими органами – сокращается количество отчетных документов, направляемых в различные инстанции.
  • В случае если общество с ограниченной ответственностью не применяет специальный налоговый режим, у него имеется возможность уменьшать налог на прибыль за счет списания убытков прошлых лет текущими доходами.

О необходимости приватизации Муниципальных предприятий ЖКХ

— осуществлением дополнительных видов деятельности, доходы от которой (на схеме обозначены Д1) позволят покрыть разницу между доходами и расходами по основным видам деятельности. Следует отметить, что для выполнения данных мероприятий перед муниципальными предприятиями встает значительное количество препятствий. Например, МУП ЖКХ, расположенное в сельской местности, преимущественно занимается предоставлением коммунальных услуг. Рост доходов по данным видам деятельности возможен за счет увеличения тарифа или количества потребителей. В связи с тем, что количество потребителей имеет тенденцию скорее к сокращению за счет перехода на автономные источники, а тарифы утверждаются преимущественно на прежнем уровне, с небольшим увеличением до предельного уровня один раз в год, рост доходов по основным видам деятельности представляется маловероятным.

Нельзя не отметить ограничений, препятствующих дальнейшему развитию муниципальных предприятий как эффективной формы хозяйствования. Муниципальные унитарные предприятия в ЖКХ создаются для решения социальных задач — обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами по минимальным ценам. Виды деятельности, которыми они могут заниматься, строго ограничены уставом предприятий (это так называемая специальная правоспо­собность). Имущество, которое может находиться на праве хозяйственного ведения у муниципальных предприятий, строго ограничено. Если свести воедино все указанные ограничения, то получается, что МУП в ЖКХ может обслуживать жилищный фонд, а также оказывать коммунальные услуги, соответс­вующие полномочиям муниципального образования (муниципальный район – электро- и газоснабжение; поселения — электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом) по минимальным (регулируемым) це­нам. Очевидно, что финансовый результат в этом случае вряд ли окажется положительным, особенно если учитывать практику утверждения тарифов на коммунальные услу­ги ниже себестоимости, которая, в свою очередь, формируется в отсутствие стимула предприятия к снижению затрат.

Способы приватизации имущества предприятий в России

  1. Акционирование – это комплекс экономических и юридических мероприятий по предобразованию государственного предприятия в открытое акционерное общество. Первым делом при проведении этого вида приватизации определяют количество акций, которое должны отчуждаться частным лицам, с дальнейшим указанием удельного веса каждого владельца в процентном и стоимостном выражении, а также количества акций, и их распределение между государственной и частной собственностью.
  2. Выкуп арендованного у государства имущества. Такие способы приватизации были распространены в девяностых годах в России на заре приватизации.
  3. Банкротство. Один из способов приватизации, осуществляемый с помощью ликвидации государственных предприятий неэффективного использования. Осуществляется, как правило, с последующей продажей новому собственнику всего имущества. Цель такой приватизации состоит в защите кредиторов от недобросовестных должников, в лице государственных предприятий. Механизм состоит в ликвидации неэффективного собственника, до того момента, пока он не растратил все имущество.
  4. Залоговая приватизация.
  5. Коммерческий конкурс с социальными или инвестиционными условиями – это приватизация на конкурентной основе, при условии которого претендент на приобретение государственной собственности предлагает не только самую высокую цену, а еще и берет на себя заранее оговоренные инвестиционные и социальные обязательства.
  6. Продажа на аукционе. Этот способ приватизации заключается в первоочередном приобретении права на покупку государственного имущества или акций, без указаний дополнительных условий, а только за счет предложения наивысшей цены. Аукционы по приватизации собственности бывают открытыми и закрытыми.

Ведущими мировыми экономистами уже давно доказано, что приватизация государственной или муниципальной собственности является средством придания экономике страны эффективного развития и становится надежным и действенным оплотом к закладке нового экономического общества. Государству в данном случае не приходится производить дополнительные траты из бюджета страны, как правило, и так находящегося не лучшем виде. Все расходы по процессу приватизации берет на себя потенциальный собственник. Единственное, что требуется от государственных органов в это время, так своевременная разработка четкого и понятного механизма приватизации, где будут с правовой точки зрения оговорены все способы приватизации, доступные в данный момент будущим собственникам.

Бухгалтерский учет и отчетность

Как было отмечено выше, особенности учетных процессов при приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий закреплены в Письме N 117. Вместе с тем сотрудники финансового ведомства предостерегают : Письмо N 117 следует использовать лишь в той его части, которая не противоречит действующему законодательству в области бухгалтерского учета. Давайте посмотрим, сколько таких «частей, не противоречащих действующему законодательству» в указанном Письме и можно ли ими воспользоваться на практике. Кроме того, возникает вопрос: как разрешить те ситуации, которые в Письме N 117 описаны с позиций, противоречащих современному бухгалтерскому законодательству? Возьмем на себя смелость предположить, что в условиях информационного вакуума приватизируемым предприятиям и приватизированным обществам придется воспользоваться Методическими указаниями , несмотря на то что их положения не применяются в отношении хозяйственных операций, связанных с приватизацией государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 1 Методических указаний). Компиляция двух документов — Письма N 117 и Методических указаний может помочь правильно составить бухгалтерскую отчетность и сформировать ее показатели.

Письма от 19.01.2007 N 07-05-10/07 и от 18.04.2007 N 07-05-06/102.
Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н.

Отчетный год приватизируемого предприятия

Прежде чем сформулировать основные принципы составления бухгалтерской отчетности при преобразовании унитарного предприятия в ОАО, нужно ответить на очень важный вопрос: прерывается ли текущий отчетный год по причине преобразования предприятия в другую организационно-правовую форму? Однозначного ответа на него нет ни в Письме Минфина России от 23.12.1992 N 117, ни в Методических указаниях. По нашему мнению, отчетный год прерывается. Укажем на факты, косвенно это подтверждающие. Во-первых, согласно п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (ОАО). Преобразуемое юридическое лицо (унитарное предприятие) с этого момента считается прекратившим свою деятельность. Таким образом, до и после совершения регистрационных действий мы имеем дело с двумя разными юридическими лицами, хотя одно из них (ОАО) и является правопреемником другого (ГУП, МУП). Во-вторых, в силу п. 6.1 Письма N 117 приватизируемое предприятие (ГУП, МУП) на дату регистрации (дату завершения приватизации) составляет бухгалтерскую отчетность в объеме форм годового отчета за отчетный период с 1 января по 1-е число месяца регистрации. Эта отчетность представляется всем пользователям согласно законодательству о бухгалтерском учете, в частности ст. 15 Закона о бухгалтерском учете . С даты регистрации (даты завершения приватизации) преобразованное предприятие (ОАО) составляет бухгалтерскую отчетность как новое юридическое лицо за период с 1-го числа месяца регистрации по 31 декабря включительно.

Читайте также:  27.12.2022 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

В-третьих, исходя из ст. 14 Закона о бухгалтерском учете, отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Однако для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года.

На основании приведенных норм можно прийти к выводу, что у приватизируемого предприятия (ГУП, МУП) отчетный год начинается 1 января, а заканчивается за день до завершения реорганизации (даты регистрации ОАО). Следовательно, у вновь созданного в процессе преобразования акционерного общества отчетный год — с даты государственной регистрации по 31 декабря текущего года (или следующего, если регистрация предприятия произошла после 1 октября).

Преобразование муп в ооо пошаговая инструкция 2019

При этом передаточный акт должен содержать также: – расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия; – сведения о размере уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия.

Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия.

Расчет балансовой стоимости Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

✅ Способы приватизации

Передача государственного и муниципального имущества в частное владение может происходить несколькими путями. В расчет берутся тип имущества и характер процедуры.

Выделяют следующие способы приватизации:

  • переход имущества собранию акционеров;
  • передача имущества в собственность ООО (при отсутствии акций);
  • аукцион государственного или муниципального имущества;
  • реализация части акций на торгах;
  • перепродажа акций при управлении предприятием третьими лицами по доверенности;
  • проведение биржевых торгов;
  • вклады в акционерное общество (АО) с целью стратегического развития;
  • иные способы.

Кого не изменения коснутся

Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2017), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:

  • субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
  • организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
  • предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
  • ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
  • ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
  • структуры, которые работают за пределами РФ.

Этот перечень правительство вправе дополнять.

Ответственность государственных и муниципальных унитарных предприятий

Организация осуществляет коммерческую деятельность согласно уставу унитарного предприятия. Ответственность вытекает из главной особенности — зарабатывать прибыль в пользу государственной казны, используя госимущество.

Так как капитал формируется из бюджетных активов, за каждое свое действие компания отвечает перед бюджетом. В остальном, УП осуществляет деятельность согласно действующему законодательству Российской Федерации, а также Гражданскому Кодексу, независимо от разновидностей госпредприятий.

Если речь идет о гражданско-правовой или иной ответственности не перед бюджетом, а перед юридическими или физическими лицами, то в данном случае применяются основные положения закона для конкретного вида обязательства. Например, если будут нарушены положения о закупках, то УП будет нести ответственность в рамках заключенного контракта.

Читайте также:  Начисление и выплата выходного пособия при увольнении

Примеры унитарных предприятий в России

ГУП осуществляют свою деятельность в совершенно различных отраслях. Перед их созданием правительство проверяет право от той или иной структуры на создание УП. Например в транспортной сфере: дорожные организации, которые занимаются укладкой и обслуживанием дорог, придорожных зон.

В сфере муниципальных организаций — жилищно-коммунальные хозяйства и иные обслуживающие предприятия.

Заводы и фабрики — отдельная сфера применения указанной формы собственности. Здесь весь ее потенциал проявляется максимально. Так как, данные предприятия перерабатывают сырье, производят различные товары, в том числе товары стратегического назначения, а также обслуживают население.

Наиболее известными унитарными предприятиями в России являются ФГУП «Почта России», ФГУП «Мосфильм», ФГУП «Гознак»

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

«Мы уже нахлебались, и достаточно много раз, когда приходил частник. Надеялись на то, что сейчас вот он починит все теплотрассы и водопроводы. Нет! Частник приходит с одной целью — извлечь прибыль. Там, где мы продали все котельные, — там тепла уже давно нет. Собственников нет. Все брошено на произвол судьбы. Больше всего пострадают муниципалитеты, у которых и так ничего нет, а у них отбирают последнее — воду, канализацию, электроэнергию», — негодует первый зампред думского комитета по экономической политике Николай Арефьев.

Плюсы и минусы ИП и ООО

ООО, в отличие от ИП не рискует собственным имуществом, а только тем, которое входит в рамки уставного капитала, и ответственность за неверно принятое управленческое решение несёт не один собственник, а все учредители. ООО может открывать свои филиалы в других городах и странах, а также освобождается от уплаты налогов, поскольку не ведёт коммерческой деятельности. При желании, вы вольны продать свой бизнес, или купить такое же предприятие, перерегистрировав его на себя и таким образом, расширив свой бизнес. Для того, чтобы купить или продать ООО – нужно заключить договор в присутствии нотариуса. Однако регистрация ООО занимает куда больше времени, нежели ИП, и также это касается и расходов на открытие компании, поскольку госпошлина превышает сумму в разы. Налогов уплачивается гораздо больше, чем в случае с ИП. Бухгалтерская отчётность ведётся не только для налоговой, но и для органов статистики. Процесс закрытия ООО очень долгий и тяжёлый, растягивается на месяцы.

Плюсы и минусы ИП и ООО в 2022 году остались неизменными, ведь, как и раньше, индивидуальны предприниматель рискует личным имуществом, а учредители ООО рискуют потерять только уставной капитал предприятия. ИП может потерять жильё и личный транспорт, и любое другое имущество, в случае провала бизнеса.

Реформа унитарных предприятий: проблемы и предложения

Однако на практике зачастую складывается обратная ситуация, когда отраслевые органы власти заинтересованы в как можно более долгом сохранении подведомственных им ФГУПов и не только не способствуют, но и саботируют процедуры акционирования предприятий. Так, например, из направленных в 2022 году Росимуществом предписаний в 34 отраслевых органа исполнительной власти в отношении 254 ФГУПов меры дисциплинарной ответственности были применены только 3 органами власти к руководителям 21 предприятия.

Второй, более интенсивный сценарий предполагает признание с определённой даты, например с 1 января 2022 года, утратившими силу законодательных актов об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. Основные риски такого сценария — сохраняющаяся возможность хищений и утраты имущества и потери управляемости в отдельных социально значимых отраслях или на локальных рынках. Однако в случае выбора этого сценария до указанной даты возможно будет реализовать мероприятия, направленные на учёт прав на имущество и преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества или учреждения, указывают эксперты. Кроме того, к реализации такого сценария можно и нужно будет привлечь различные контролирующие и правоохранительные органы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *