Изменения в Закон «Об аудиторской деятельности»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в Закон «Об аудиторской деятельности»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Новая обязанность – руководитель аудиторской группы

Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.

Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.

И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.

Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.

Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.

Также введены и определенные критерии, которым теперь должно соответствовать заключение. С 2023 года проверяющие субъекты обязаны в итоговом документе обязательно указать те обстоятельства, которые могут оказать влияние или оказали такое воздействие на достоверность сформированной финансовой отчетности.

Также раскрываются обстоятельства и события, которые могут повлечь неспособность объекта контроля и дальше продолжать свою деятельность.

Другие специфические нюансы:

  • руководителем аудита фирмы, которая не является общественно значимой, может быть сотрудник, работающий как в штате по основному месту работы, так и по совместительству;
  • руководителем аудита, который проводится в отношении общественно значимой организации, может быть только сотрудник, зачисленный в штат фирмы по основному месту работы.

И это также накладывает дополнительные обязательства к аудиторским фирмам. Нет в штате высококвалифицированного сотрудника, нет возможности осуществлять обязательный аудит. Тогда нужно менять условия труда, предлагать интересное сотрудничество, повышая зарплату. Задача – переманить сотрудника к себе на основное место работы.

Интересный момент и в отношении руководителей групп, которые проводят аудит для компаний финансового рынка. Такой руководитель не просто должен соответствовать требованиям, он ежегодно должен повышать свою квалификацию. И это косвенно затрагивает вопрос ценообразования.

Аудиторская компания с 2023 года должна:

  • предложить сотрудникам выгодные условия оплаты труда, которые будут конкурентными на рынке (дополнительные расходы для бизнеса);
  • обеспечить аудиторам ежегодное повышение квалификации (издержки на дополнительное обучение).

Если у бизнеса растут расходы, он повышает цены на предоставляемые услуги, кто, в первую очередь, ощутит такое повышение? Конечно, заказчики аудита.

Новые обязанности аудиторских фирм

Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.

И вот основные из них:

  • Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
  • Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
  • Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
  • Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
  • Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
  • Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.
Читайте также:  Государственная поддержка в обеспечении жильем молодых семей

Эксперты сходятся во мнении, что утверждённые обязанности и регламенты до 2023 года еще могут быть детализированы. Поскольку пока возникает ряд вопросов и по поводу взаимодействия, и по поводу алгоритмов работы. И, конечно, большинство из них будет решаться путем проб и ошибок.

Особое внимание стоит обратить, например, на активизацию обмена информацией между аудиторской компанией и Банком России.

  • Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
  • Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
  • Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
  • Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
  • Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
  • Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.

Комитеты Международной федерации бухгалтеров

 Наименование 
 Вид деятельности 
Комитет по 
международным
стандартам аудита и
подтверждения
достоверности
информации (IAASB)
Цель IAASB - усилить единообразие аудиторской 
практики и сопутствующих услуг по всему миру путем
разработки положений по разным вопросам аудита и
гарантии достоверности, а также содействия их
признанию во всем мире
Комитет по 
международным
стандартам
образования в
области финансового
учета и отчетности
(IAESB)
Комитет по международным стандартам образования 
разрабатывает правила, проводит исследования,
содействует обмену информацией для того, чтобы
профессиональные бухгалтеры имели адекватную
подготовку, чтобы соответствовать требованиям
общества и работодателей и вносить достойный вклад в
гармонизацию профессии по всему миру. Особое место в
деятельности Совета МФБ занимает содействие
развивающимся странам в области бухгалтерского
образования
Комитет по 
международным
стандартам этики
для представителей
бухгалтерской
профессии (IESBA)
Комитет по международным стандартам этики 
разрабатывает правила профессиональной этики и
содействует их пониманию и признанию членами МФБ.
Совет МФБ на постоянной основе проводит мониторинг и
содействует дискуссиям по целому ряду вопросов этики
с тем, чтобы правила отвечали ожиданиям бухгалтеров,
бизнеса, финансовых институтов и всех, кто связан с
бухгалтерской профессией
Комитет по 
международным
стандартам
финансового учета и
отчетности в
государственном
секторе (IPSASB)
Комитет делает акцент на бухгалтерском учете, 
аудите, финансовой отчетности для национальных,
региональных и местных правительств, соответствующих
правительственных органов, а следовательно, для
избирателей, для которых они работают. Комитет
разрабатывает правила, поддерживает образовательные
и исследовательские программы, содействует обмену
информацией между бухгалтерами, которые работают в
общественном секторе или связаны с ним

В новой статье 5.1 будут определены общественно-значимые организации. Таковыми будут:

  • ПАО;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к торгам, или отчетность которых включается в проспект;
  • кредитные организации, включая головные банковских групп, холдингов;
  • страховые;
  • профучастники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, НПФ, управляющие компании инвестфондов, ПИФов и НПФ;
  • госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании; организации с долей государства от 25%;
  • иные – которые представляют или раскрывают консолидированную отчетность.

ЦБ сможет забраковать АЗ

Оговаривается право Банка России устанавливать дополнительные (по отношению к стандартам) требования к раскрытию в АЗ (его разделе, отдельном отчете) результатов исполнения аудиторской организацией на финансовом рынке обязанностей, возложенных на нее законами.

Упраздняется перечень сведений, которые должно содержать АЗ, изложенный в части 2 статьи 6. Взамен оговаривается, что АЗ подписывается руководителем фирмы и руководителем аудита.

Вводится понятие ненадлежащего АЗ – это АЗ с ошибочным аудиторским мнением при существенно искаженной бухгалтерской отчетности, составленное с нарушением обязательных требований. Отбраковывать таким образом заключения будет ЦБ в порядке, который сам и установит. Обжаловать решение ЦБ можно будет только в суде.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Организация деятельности аудиторов в Российской Федерации происходит на основе опыта мировой практики и международных отношений. В ней выделяется две основные концепции ведения и управления аудиторской деятельностью.

Первая концепция получила широкое распространение в таких странах Европы, как Австрия, Испания, Германия и Франция, где деятельность аудиторов строго подконтрольна административной власти. Они на государственном уровне осуществляют контроль за функционированием аудиторских компаний.

Читайте также:  Жалоба в Роспотребнадзор — Нижний Новгород

Вторую концепцию чаще всего используют в США и Великобритания, где характерно в большей мере самостоятельное регулирование аудиторской деятельности, которая в основном ориентирована на требования инвесторов, кредиторов и акционеров. Она регулируется с помощью общественных аудиторских объединений.

В Российской Федерации система нормативно-правового регулирования деятельности аудиторов только начинает развиваться и формироваться. Из двух существующих концепций и механизмов управления самой подходящей является система нормативного регулирования деятельности аудиторов, состоящая из четырех уровней (таблица 1.3.1). В таблице эти самые уровни располагаются по порядку, и иллюстрируют уровни госрегулирования, виды и наименования нормативных документов, область регулирования и использования и, также, степень их разработанности.

Первый уровень состоит из Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ, одного из основных нормативно-правовых актов, определяющий роль аудиторской деятельности в финансово-хозяйственной отрасли, и являющаяся её необходимым равноправным элементом. В этой стране это считается очень важным, ведь исторически сложилось так, что контроль государства всегда имел верх над другими видами контроля и принятие такого закона дало шанс аудиторской деятельности на существование и функционирование на законных основаниях.

Таблица 1. Система нормативно-правового регулирования аудита в России

Уровни регулирования

Виды и наименования нормативных документов

Область регулирования и использования

Степень разработанности

I

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ΦЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе

Закон принят

II

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Федеральные стандарты (разработано и утверждено 34 правила (стандарта))

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Разработаны в соответствии с федеральным законодательством нормативные документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности и др.

III

Внутренние правила (стандарты) саморегулируемых аудиторских организаций

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне саморегулируемых аудиторских организаций

Разрабатываются саморегулируемыми аудиторскими организациями

Нормативные документы министерств и федеральных служб

Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский

Министерствами и федеральными службами принят и разрабатывается ряд документов по видам аудита

IV

Внутренние регламенты (аудиторские стандарты)

При проведении осязательного аудита и сопутствующих аудиту и прочих услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время своеобразным гарантом достоверности бухгалтерской отчетности является аудит. И согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2003 N 4-П бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Необходимо принять во внимание тот факт, что на сегодняшний день сфера аудиторской деятельности стоит на пути реформирования и инноваций, нормативно-правовая база расширяется, вносятся изменения в существующее законодательство.

Так, с 2017 года Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н (ред. от 30.11.2016) «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»[1], обязательными стандартами, регулирующими аудиторскую деятельности вместо применявшихся ранее ФП(С)АД, стали утвержденные Минфином МСА (международные стандарты аудита). Обязанность применения МСА в обязательном порядке аудиторскими организациями и частными аудиторами в своей деятельности установлена в статье 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об аудиторской деятельности».[2]

Помимо этого, еще можно указать, что аудиторская деятельность сопряжена в аудиторским и вообще с предпринимательским риском невыявления ошибки в бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Поэтому можно рассматривать правовое регулирование аудиторской деятельности и в сторону дополнения норм в отношении страхования ответственности аудитора. Более обширное исследование и изучение данной области, формирование понятий об аудиторской деятельности в сознании общества, о субъектах и целях этой предпринимательской деятельности является приоритетным.

Читайте также:  Что нужно проверить перед покупкой квартиры на вторичном рынке

Объект исследования — общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления аудита и сопутствующих аудиту услуг.

Предмет исследования — нормы правового регулирования аудиторской деятельности.

Цель данной работы — изучение и анализ правового регулирования аудиторской деятельности.

Внести в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 44, ст. 5631; № 52, ст. 6990; 2014, № 45, ст. 6154; 2017, № 30, ст. 4440; 2019, № 30, ст. 4149) следующие изменения:

1) в статье 7:

а) в абзаце первом части 4 слово «открытых» заменить словом «публичных»;

б) часть 7 изложить в следующей редакции:

«7. В случаях, установленных федеральными законами, в кредитных организациях, некредитных финансовых организациях, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентствах главный бухгалтер (лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) должен соответствовать требованиям, установленным законами, регулирующими деятельность таких организаций, и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.»;

2) в статье 21:

а) в пункте 5 части 3 слова «и некредитных финансовых организаций» заменить словами «, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств»;

б) в части 6 слова «и некредитных финансовых организаций» заменить словами «, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств».

Условия рынка и проблемные вопросы предполагаемой реформы

Совершенно очевидно, что рынок аудита в России нуждается в серьезных изменениях, призванных обеспечить повышение качественных характеристик аудиторской деятельности. Однако на сегодняшний день реализация требований Проекта Закона с одной стороны будет способствовать развитию аудита в России, с другой стороны — может вызвать большое количество проблем.

Обратим внимание на некоторые изменения понятийного аппарата Проекта Закона (Таблица 2).

Таблица 2. Характеристика понятийного аппарата Проекта Закона

В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РЕДАКЦИИ Закона № 307-ФЗ

В НОВОЙ РЕДАКЦИИ Закона № 307-ФЗ

Уполномоченный федеральный орган

Банк России

Совет по аудиторской деятельности

Банк России

Федеральный Закон “Об аудиторской деятельности”, стандарты аудиторской деятельности

Законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности

Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов

Реестр саморегулируемых организаций аудиторов

Внешняя проверка качества работы аудиторской организации

Контроль и надзор за деятельностью аудиторских организаций

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов

Контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов

Перечень общественно-значимых организаций

Статья 5.1 Федерального закона определяет так называемые ОЗО (или «общественно-значимые организации»), которые обязаны выбирать компанию-исполнителя для проведения обязательного аудита каждые пять лет. К ним относят:

  • Публичные акционерные общества;
  • Страховые и банковские группы;
  • Организации, профессионально торгующие ценными бумагами;
  • Корпорации и компании, доля государства в которых составляет более 25%;
  • Клиринговые учреждения, негосударственные пенсионные фонды;
  • Управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • Управляющие компании паевого инвестиционного фонда;
  • Прочие, которые предоставляют и/или раскрывают годовую отчётность.

Государственные и общественные организации, регулирующие аудиторскую деятельность

При рассмотрении аудиторской деятельности необходимо выделить основные принципы (независимости, компетентности, конфиденциальности и т. д.), нарушение которых приводит к невозможности составить аудиторское заключение.

В РФ в регулировании аудиторской деятельности можно выделить три уровня:

  • 1) государственное;
  • 2) общественного;
  • 3) общественно-государственное.

К документам второго уровня относятся распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, разъяснения Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, например:

  • — Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ»;
  • — Приказ Минфина РФ от 27.10.99 № 69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности».

Ответственность за непредставление аудиторского заключения

Как было указано выше, аудиторское заключение в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо сдать в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения в установленные сроки предусмотрены следующие штрафы (статья 19.7 КоАП РФ):

  • для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

В отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций и др. непредставление или нарушение порядка и сроков представления информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа (статья 15.19 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *