В чем разница между беженцами и временным убежищем
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница между беженцами и временным убежищем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новая форма отчетности, о которой напомнил Росстат, предписывает органам МВД передавать информацию о мигрантах в органы статистики. Иными словами, была создана нормативно-правовая база и учет стал более полным, пояснила РБК заведующая лабораторией экономики народонаселения экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских.
Названо число беженцев в России
Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики , на 1 января 2021 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом (2021-м) году количество жителей сократилось на 93,5 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны. По сравнению с 2021-м, в 2021 году миграционный прирост в России снизился на 41,1%.
Главные районы миграции, лидирующие по притоку переселенцев, – страны Северной Америки и Европы. Больше всего мигрантов проживают в США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании. В последние годы наблюдается тенденция роста трудовой миграции в странах со средним уровнем дохода. Это такие государства, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия и Китай.
Переселение по такой программе происходит легче и быстрее: приехав в Россию, переселенец может сразу оформить РВП, которое выдается помимо квот, и получает право на официальное трудоустройство.В результате определенного экономического роста, который происходил в РФ в 2000 годах, в страну прибыло немало мигрантов из государств, которые входили в состав СССР.
Статистика эмиграции из России
Среди основных целей мигрантов практически все касаются нормализации уровня жизни:
- Личная безопасность и безопасность семьи;
- Медицинское обслуживание в доступной форме;
- Возможность получения образования;
- Наличие работы и средств к существованию;
- Наличие жилья или возможность его приобретения;
- Доступность необходимых для качественного питания продуктов.
Кстати. Уровень развития разных стран различен. Из многих государств за всем этим мигранты едут в Россию. Многие эмигрируют за тем же из России в более успешные государства.
Сегодня прогнозируется некоторый иммиграционный спад, но это лишь в сравнении с насыщенными событиями 2013-2014 годов. По сравнению с 2019, 2018 и 2017 в нынешнем году в РФ иммигрировало большее количество человек.
Узбекистан уже несколько лет лидирует по количеству мигрантов, отправившихся в Российскую Федерацию. В нынешнем году тенденция продолжается.
Кстати. За три квартала 2021 года из этой республики въехало в федерацию более 3,5 миллионов человек. Из них почти полтора миллиона – с рабочими целями (согласно миграционным карточкам).
Разумеется, не всем удалось найти работу: кто-то вернулся обратно, кого-то выслали из страны за нарушения, но в целом узбекские работники по численности потеснили таджикских и заняли прочные лидирующие позиции.
В октябре этого года мэр Москвы, озвучивая доходы города от легальной трудовой миграции, назвал цифру 16 миллиардов рублей.
Разумеется, нелегальная миграция нежелательна государству, и оно борется с данным явлением строгими карательными мерами.
Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.
В 2019 году вступил в силу ряд обновленных законов и правил, незнание которых не освобождает иностранцев от ответственности:
- Повысилась стоимость трудовых патентов (минимум – 2 023 рубля, максимум – 8354 рубля);
- Сократилась почти вдвое квота выдачи РВП;
- На 20% снизилась квота для иностранных работников;
- Стал обязательным полис ДМС;
- Регионы получили разрешение ограничивать прием мигрантов на свое усмотрение;
- Сахалин и Якутия не разрешают чужестранцам работать в охранных ведомствах, на добыче золота, в здравоохранении, образовании;
- В 39 сфер деятельности не принимает мигрантов Новосибирск;
- Повысились штрафы работодателям за несвоевременное заключение контрактов с работниками-иммигрантами.
Все эти меры направлены на легализацию труда иностранцев и их скрупулезный учет.
Сегодня наблюдается всплеск оттока граждан из страны и постепенное уменьшение притока мигрантов. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем? Существуют аналитические прогнозы ООН, основанные на статистических данных. Они говорят о том, что такая тенденция сохранится как минимум до 2050 года. Причем отток населения прогнозируется не только для России, но и для всех стран СНГ.
Также увеличение числа мигрантов за январь-апрель 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло за счет тех, кто получил в России временную регистрацию, тогда как миграция в пределах страны, напротив, сократилась, сообщил Росстат. Большая часть из временно зарегистрированных в России получили регистрацию на срок от девяти до 12 месяцев, поэтому к концу 2021 — началу 2021 года можно ожидать роста числа тех, кто Россию покинет, указывает ведомство. А за январь—май 2021 года ситуация с числом мигрантов по сравнению с прошлым годом осталась без изменений, добавили в ведомстве.
Новая форма отчетности, о которой напомнил Росстат, предписывает органам МВД передавать информацию о мигрантах в органы статистики. Иными словами, была создана нормативно-правовая база и учет стал более полным, пояснила РБК заведующая лабораторией экономики народонаселения экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских.
Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики , на 1 января 2021 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом (2021-м) году количество жителей сократилось на 93,5 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны. По сравнению с 2021-м, в 2021 году миграционный прирост в России снизился на 41,1%.
Главные районы миграции, лидирующие по притоку переселенцев, – страны Северной Америки и Европы. Больше всего мигрантов проживают в США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании. В последние годы наблюдается тенденция роста трудовой миграции в странах со средним уровнем дохода. Это такие государства, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия и Китай.
Большинство международных мигрантов перемещаются между странами, расположенными в одном регионе. Большинство международных мигрантов в странах Африки к югу от Сахары (89%), Восточной и Юго-Восточной Азии (83%), Латинской Америки и Карибского бассейна (73%), а также Центральной и Южной Азии (63%) прибыли из регионов, в которых они проживают.
Вынужденные перемещения через международные границы продолжают расти. В период с 2021 по 2021 гг. глобальное число беженцев и лиц, ищущих убежища, увеличилось примерно на 13 млн, что составило почти четверть увеличения числа всех международных мигрантов. Северная Африка и Западная Азия приняли около 46% от общего числа беженцев и лиц, ищущих убежище, а затем страны Африки к югу от Сахары (21%).
- Иные документы, в том числе, справки, выдаваемые управлениями федеральной миграционной службы, подтверждающие подачу заявления для получения статуса беженца и законное пребывание на территории РФ до рассмотрения заявления, не являются основанием для получения полиса ОМС.
Статистика трудовой миграции в мире демонстрирует изменение самой структуры – если раньше в поисках лучшей жизни родину оставляли простые люди, не имеющие квалификации, то сегодня в другие страны отбывают высококлассные специалисты, ученые. Глобальный процесс переселения, как отмечает статистика миграции в России, охватил и нашу страну.
Frankfurter Allgemeine Zeitung13.10.2021Новое время страны03.10.2021Die Welt13.10.2021Estadao08.10.2021В Петербург мигранты также едут, причем их приток на протяжении десятилетий сопровождался естественной убылью населения. Ситуация стала улучшаться в 2021 году с ростом количества переселенцев: если в 2021 году население составляло 4 миллиона 879 тысяч человек, то в 2021-ом — уже 5 миллионов 222 тысяч.
Основной прирост населения страны обеспечивает трудовая миграция в США. Статистика свидетельствует, что за 2000–2021 года в страну прибыло свыше 14 млн. человек. Большинство из них выходцы из Мексики или Юго-Восточной Азии.
Статистика: за 2020 год беженцами в России признали всего 28 человек
Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики, на 1 января 2021 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом году количество жителей сократилось на 316 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны в связи с эпидемией COVID-19.
Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2021 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.
C 1 августа пенсионеры в РФ получат прибавку около 200 рублей, сообщили в Пенсионном фонде России. Речь идет о работающих пенсионерах или около 14,3 миллиона человек. Также ПФР отчитался о среднем размере пенсий в 2016 году: он составил 13170 рублей. В реальном выражении размер пенсий снижается из-за инфляции, признают в Минэкономразвития РФ. Что можно купить на среднюю российскую пенсию?
13170 рублей — это около 165 килограммов яблок или 37 килограммов говядины. Однако столько можно купить, если потратить всю сумму сразу и только на один товар. В реальности, после оплаты ЖКХ и иных расходов, на мясопродукты российским пенсионерам хватает уже не всегда. Так, у ряда магазинов в российских регионах есть благотворительные инициативы по раздаче бесплатного хлеба и других продуктов.
Чтобы съездить на отдых, копить пенсионеру придется дольше: около 2,5 месяца. Этого хватит на путевку в Турцию в трехзвездочный отель на одну неделю. Но в реальности путешествия остаются для пенсионеров непозволительной роскошью. По данным «Левада-центра» за 2016 год, у 72 процентов россиян вообще нет загранпаспорта. И лишь 5 процентов выезжают из страны раз в год.
Решили власти бороться и с тем, что некоторые иностранцы, которые планируют трудиться в России, банально не могут говорить на русском. Поэтому теперь все граждане сдают экзамены по языку, истории и основам права. Экзамены проходят в виде тестов, и действительно бывали случаи, когда из-за низкой оценки человеку не давали разрешение на работу. Чтобы их сдать, нужно уплатить пошлину (3500 рублей).
Миграция для России – процесс естественный. Уже никого не удивишь гражданами другой национальности, которые выполняют ремонтные работы, трудятся в сфере услуг или просто торгуют на рынке. Объяснить это просто: даже несмотря на кризис во всем мире, наша страна входит в пятерку государств, которые больше всего привлекают мигрантов.
Последний отток российских граждан, начало которому было положено в 2012 году, многие связывают с третьим президентским сроком, когда стало понятно, что особых изменений в стране ожидать не приходится.
С началом событий в Украине, которые повлекли за собой различного рода экономические санкции со стороны стран Запада, а также отсутствие доступа к иностранным капиталам, данный процесс активизировался с удвоенной силой.
Задавая вопрос о том, сколько мигрантов в России, нужно уточнить важный момент: кого именно мы так называем? Дело в том, что в российской правовой системе нет четкого определения этого понятия. В Конституции РФ употребляются исключительно термины «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». Однако и в СМИ, и в юридической, и в бюрократической сфере именно слово «мигрант» чаще всего фигурирует для обозначения иностранных работников, длительное время находящихся в России.
Нынешнюю ситуацию осложняет положение неправительственных организаций в России, которые во всем мире играют важнейшую роль в оказании помощи мигрантам и беженцам. Хотя российские НПО (например, Форум переселенческих организаций) оказывают серьезное содействие мигрантам, ряд зарубежных и международных НПО в последние годы столкнулись с ограничениями, а российские организации, получающие иностранное финансирование, теперь должны регистрироваться в качестве «иностранных агентов». Невелика в этой сфере и роль церковных организаций. Между тем в США, например, церкви, играют ключевую роль в оказании помощи мигрантам и беженцам.
Это не только сокращает спектр услуг, предоставляемых этим категориям граждан, но и создает дополнительную нагрузку на бюджет и государственные структуры. Поэтому изучение и применение зарубежного опыта было бы весьма важно. В условиях резкого сокращения потока беженцев важна и переориентация с этнических критериев предоставления этого статуса на гуманитарные.
Пока же российские правительственные структуры на всех уровнях и население в принимающих районах весьма скептически относятся к проблемам мигрантов и беженцев. Слабость гражданского общества и ксенофобия, широко распространенная среди населения, в государственном аппарате и в прессе, препятствуют пониманию серьезности и важности миграционной тематики, затмевают человеческую составляющую проблемы беженцев.
Таким образом, необходима целенаправленная работа общественных организаций и средств массовой информации, направленная на широкое освещение этой проблемы, донесение ее важности до представителей власти и широких слоев населения. Немаловажно вовлечение в работу с беженцами новых российских и международных акторов – как государственных, так и неправительственных, включая религиозные организации. Международный опыт показывает, что без создания широкой коалиции участников данного процесса и последовательного обучения в духе терпимости и сострадания к вынужденным мигрантам как политических элит, так и населения в целом, проблемы беженцев в принимающих странах не только не будут решены, но и могут привести к росту ксенофобии и нарастанию социальной и политической напряженности.
1. А. Г. Вишневский. ред, Население России 1996: Четвертый ежегодный демографический доклад (Москва: Центр демографии и экологии человека. Институт Народнохозяйственного прогнозирования РАН, 1997), 6, 13.
2. А. Г. Вишневский. ред, Население России 1996: Четвертый ежегодный демографический доклад (Москва: Центр демографии и экологии человека. Институт Народнохозяйственного прогнозирования РАН, 1997), 6, 13., А. Г. Вишневский. ред, Население России 2009: Семнадцатый ежегодный демографический доклад (Москва: Высшая школа экономики, 2011), 11-12.
3. Pew Hispanic Center. «A Nation of Immigrants: A Portrait of the 40 Million, Including 11 Million Illegals».
4. Статья 38 Советской Конституции 1977 г. декларировала, что «СССР предоставляет убежище иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, прогрессивную социально-политическую, научную и иную творческую деятельность».
5. А. Г. Вишневский. ред, Население России 2003-2004: Одиннадцатый-двенадцатый ежегодный демографический доклад (Москва: Наука, 2006), 325.
6. Joppke, Christian. Trends in European Immigration Policies. In: J. Peter Burgess and Serge Gutwirth, eds. A Threat Against Europe? Security, Migration and Integration. Brussels: VUBPress, 2011, 17. Европейские эксперты различают также «желательную» (высококвалифицированную трудовую) и «нежелательную» (трудовую низкоквалифицированную миграцию, связанную с воссоединением семей, а также включающую и потоки беженцев). В рамках «нежелательной» группы выделяются также «неизбежные» (по сути, нелегальные) и «принимаемые вынужденно» мигранты – как те, кто пользуется правом на воссоединение семей, так и те, кто просит убежища (Carling, Jorgen.The European Paradox of Unwanted Immigration.In: J. Peter Burgess and Serge Gutwirth, eds. A Threat Against Europe?Security, Migration and Integration. Brussels: VUBPress, 2011, 134-35).
7. Joppke, Christian. Trends in European Immigration Policies. In: J. Peter Burgess and Serge Gutwirth, eds. A Threat Against Europe? Security, Migration and Integration. Brussels: VUBPress, 2011, 18.
8. См. Консульский информационный портал МИД РФ. Информация по странам.
9. Так, в 2001 г. насчитывалось 422 тысячи человек, вынужденных покинуть свои дома в Чеченской Республике (Irina Ivakhnyuk and Vladimir Iontsev. The Integration of Refugees, Asylum Seekers, and IDPs in the Russian Federation. Consortium for Applied Research on International Migration. CARIM-East Explanatory Note13/119, 4.
- Санкт-Петербург и Ленинградская область — 7 132
- Краснодарский край — 3 718
- Самарская область — 3 501
- Москва и Московская область — 3 137
- Ставропольский край — 2 960
- Нижегородская область — 2 159
- Калужская область — 2 144
- Воронежская область — 1 839
Нет, число беженцев в мире непрерывно растет. В прошлом году УВКБ ООН насчитало рекордные 71 млн человек, которые покинули свои дома из-за войн и преследований. Из них 26 млн вынуждены были бежать из родных стран. Никогда после Второй мировой войны в мире не было так много беженцев.
Кто такие вынужденные переселенцы
Согласно ст. 1 ФЗ «О вынужденных переселенцах», таковыми законодатель признает граждан РФ, которые покинули свое вследствие насилия или преследования на расовой, национальной, этнической, языковой, религиозной и иной почве, что стало почвой для массовых беспорядков и проведения враждебных кампаний. При этом вынужденными переселенцами признаются россияне, которые покинули место своего проживания не только внутри страны или внутри субъекта федерации, но и за рубежом, переселившись после этого на территорию РФ.
Указанный статус не присваивается автоматически: для его получения субъекту необходимо обратиться в миграционные органы с соответствующим ходатайством. К ходатайству прикладывается перечень документов, указанных в ч. 1.1 ст. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах».
При положительном результате рассмотрения лицо и члены его семьи признаются вынужденными переселенцами, им предоставляются установленные законом гарантии и права в соответствии со статусом.
Предлагаем узнать больше о том, как получить .
Предоставление помещений из фонда
Предоставление жилья для организации временного переселения указаны в статье 108 ЖК РФ. Закон устанавливает, что процедура предоставления жилищных условий соответствующим категориям определяется законами федерального уровня и правовыми актами регионов РФ.
Закон гласит, что предоставление жилищных прав производится по постановке на очередь в определенный срок. Орган УФМС устанавливает очередь, перечень условий и сущность процедуры. Условия предоставления и улучшения жилищных условий регламентируются следующими документами:
- Положением о жилищном обустройстве переселенцев в РФ;
- Положением о фонде жилья для временного жилищного поселения лиц, признанных беженцами.
Несмотря на то, что данные правовые акты были приняты в разное время, они регулируют вопросы предоставления жилья беженцам и вынужденным переселенцам. Законодательные нормы практически идентичны в отношении создания жилого фонда и предоставления условий для проживания.
Согласно вышеуказанным документам, жилье предоставляется физическим лицам, имеющим конституционный статус вынужденного переселенца и беженца, в определенный срок и по установленным основаниям:
- лицо не может установить постоянное место проживания в сроки;
- по факту отсутствует место жительства по договору социального найма;
- отсутствует приватизированное место жительства или невозможно его получение.
После завершения срока действия договора лицо должно освободить жилье. В противном случае выселение может быть проведено в принудительном порядке. Учет вынужденных переселенцев и беженцев может быть произведен комиссией территориального подразделения Министерства по распределению жилья по местонахождению лиц, намеренных встать на учет вынужденных переселенцев.
Отличие беженца от вынужденного переселенца — процедура получения статуса
Также имеется разница в статусах беженца и вынужденного переселенца, связанная с процессом оформления свидетельства о присвоении соответствующего статуса:
Получение статуса беженца | Получение статуса вынужденного переселенца |
Личное обращение в ГУВМ МВД, Консульство или пограничную службу. Подача документов через представителя в случае, если сам беженец имеет слабое здоровье.
Придется предоставить документы, подать ходатайство, пройти личное собеседование, заполнить опросный лист и анкету, пройти медицинский осмотр, позволить провести дактилоскопию, сфотографироваться. Тщательное изучение обстоятельств дела и причин беженства с отправкой запросов в компетентные органы и изучением вопроса в несколько этапов. |
Личное обращение в ГУВМ МВД, отправка ходатайства и копий документов заказным письмом по почте, отправка электронного запроса через портал Госуслуг.
Достаточно собрать требуемые документы и составить ходатайство о присвоении статуса. Формальное изучение обстоятельств переселения. |
Отличие беженца от вынужденного переселенца — срок действия статуса
Еще одно различие между статусом беженца и вынужденного переселенца заключается во времени действия присвоенного статуса:
Срок действия статуса беженца | Срок действия статуса переселенца |
Статус присваивается бессрочно, обязательно являться на повторный учет каждые 1,5 года. | Свидетельство о присвоении статуса действительно на протяжении 5 лет. Если имеются основания для продления статуса, он может продлеваться неограниченное количество раз. |
Статус беженца недееспособному лицу
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 4528-I правовое положение лица, прибывшего на территорию Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем, признанного недееспособным, определяется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми документами РФ.
Согласно пункту 1 статьи 29 Гражданского кодекса РФ, психическое расстройство является основанием для признания гражданина недееспособным. Даже если он понимает смысл своих действий, но не может управлять ими.
Только суд может признать гражданина недееспособным на основании судебно-психиатрической экспертизы, это является гарантией охраны его прав. Если суд вынес решение о признании лица недееспособным, то ему назначается опекун. И теперь опекун является его законным представителем во всех инстанциях и действует от имени лица, признанного неспособным к каким-либо действиям. Ходатайство на предоставление статуса беженца недееспособному лицу подается законным представителем (опекуном), на таком заявлении миграционная служба делает соответствующую запись.
Кому не дадут статус беженца в РФ
Согласно статье 5 закона «О беженцах», не каждый переселенец может получить этот статус беженца.
В России таковыми не могут быть признаны:
- Лицо, подающее ходатайство, совершило преступление против человечества, мира, военное или тяжкое неполитическое злодеяние и даже те, кто подозревается в злоупотреблении законом.
- Человек совершил действия, не совпадающие с целями и принципами ООН.
- Гражданин, за которым компетентные органы государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства (призыв в армию, неуплаченные налоги, долги по кредитам).
- Человек, незаконно пересекший российскую границу и вовремя не обратившийся в миграционную службу в течение длительного времени, чтобы зафиксировать свое пребывание на территории РФ.
- Граждане, которые оставили свое место жительство по экономическим причинам (эпидемия, голод, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера).
- Лица, которые в настоящее время пользуются защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Кроме того, ходатайство о признании беженцем отклоняется, если лицо, его подающее, имеет близких родственников на территории РФ (включая супругов), получивших ВНЖ, РВП или разрешение на работу.
Кто может получить статус беженца
Не все заинтересованные лица знают, каковы основания для признания лица беженцем и с чего начинать данную процедуру. Чтобы получить статус беженца, нужно подать прошение и представить доказательства, подтверждающие, что человек испытывал притеснения, подвергался действиям, опасным для жизни, претерпел гонения со стороны властей как его самого, так и членов его семьи. Поэтому он не может либо не желает жить в своей стране из-за страха за свою жизнь и здоровье. Это проявляется в том, что человек, несмотря на все попытки обрести помощь и защиту со стороны государства своей гражданской принадлежности, ее так и не получил. Все это должно быть подтверждено документальным фактическим материалом. Признание в установленном порядке лица беженцем осуществляется в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации на законных основаниях.
Временное убежище может быть предоставлено:
- если лицо имеет все основания получить статус беженца, но довольствуется только заявлением в письменной форме с прошением о предоставлении возможности временно присутствовать на территории РФ. Тогда территориальный орган миграционной службы своим решением предоставляет им временное убежище;
- если лицо не имеет прав для признания беженцем по причинам, предусмотренным законом РФ, но из сострадания, гуманного отношения не может быть изгнано (депортировано) за пределы территории Российской Федерации. Тогда ГУВМ МВД РФ рассматривает заявление о предоставлении временного убежища, оценивает наличие или отсутствие обстоятельств, по которым указанному лицу можно предоставить дополнительную защиту.
Кому не дадут статус беженца в РФ
Согласно статье 5 закона «О беженцах», не каждый переселенец может получить этот статус беженца.
В России таковыми не могут быть признаны:
- Лицо, подающее ходатайство, совершило преступление против человечества, мира, военное или тяжкое неполитическое злодеяние и даже те, кто подозревается в злоупотреблении законом.
- Человек совершил действия, не совпадающие с целями и принципами ООН.
- Гражданин, за которым компетентные органы государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства (призыв в армию, неуплаченные налоги, долги по кредитам).
- Человек, незаконно пересекший российскую границу и вовремя не обратившийся в миграционную службу в течение длительного времени, чтобы зафиксировать свое пребывание на территории РФ.
- Граждане, которые оставили свое место жительство по экономическим причинам (эпидемия, голод, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера).
- Лица, которые в настоящее время пользуются защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Кроме того, ходатайство о признании беженцем отклоняется, если лицо, его подающее, имеет близких родственников на территории РФ (включая супругов), получивших ВНЖ, РВП или разрешение на работу.
Любая страна, в том числе и Россия, сталкивается с проблемой миграции. Переселение людей из других стран в РФ связано в основном с распадом бывшего Советского Союза и возникшими в связи с этим межнациональными конфликтами, а также гонениями по религиозным и политическим причинам. Попробуем разобраться, кто такие беженцы в России, что означает этот статус, как его получить и какие нужно собрать документы для оформления.
Чтобы как-то легализовать местонахождения таких людей, законодательство РФ закрепляет два правовых статуса: вынужденный переселенец и беженец. В чем разница между этими двумя положениями? Главное отличие – это гражданская принадлежность этих лиц.
Вынужденные переселенцы – люди, которые являются гражданами РФ, которым по каким-либо причинам пришлось перебраться из одного региона страны в другой. Теперь поговорим о том, какой смысл несет понятие «беженец»: это лицо, которое не имеет российского гражданства, но прибыло или хочет прибыть на территорию РФ и желает обратиться к органам государственной власти с просьбой о предоставлении убежища.
В правовом аспекте разница между вынужденными переселенцами и беженцами огромна: переселенец не теряет гражданский статус в своей стране, а беженцу приходится свое гражданское положение подтверждать, чтобы впоследствии оформить ВНЖ.
При этом не каждый человек может получить данный статус.
Какими юридическими документами регламентирован порядок получения статуса беженца? Данный вопрос остро возник сразу после окончания Первой мировой войны, когда большое количество людей в поисках защиты себя и своих близких вынуждены были искать убежища в других государствах, менее пострадавших от боевых действий. Но юридическое осознание и начало процесса формирования правовой базы началось уже после окончания Второй мировой войны.
Основной нормативной базой получения статуса беженца являются международные правовые акты: (Женева, 28 июля 1951 г.), Протокол, касающийся статуса беженцев (1967 г.), Нью-йоркский протокол к Конвенции (1975 г.), Устав УВКБ ООН, регламентирующие понятие «беженец» и определяющие условия предоставления убежища.
В большинстве стран приняты свои законодательные акты о беженцах, но они только дополняют международные протоколы, которые являются обязательными к использованию странами, подписавшими их. Также в каждом государстве, которое присоединилось к Женевской конвенции, существуют свои внутренние нормативные документы.
В России для регулирования вопросов, связанных с проблемой мигрантов, используют:
- Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (ред. от 30.12.2015), в котором зафиксированы основные положения, определяющие статус вынужденных переселенцев, гарантии прав и законных интересов;
- Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (ред. от 22.12.2014), где установлены основания и порядок признания беженцем на территории России, а также определены гарантии прав и законных интересов мигрантов.
Статус беженца несовершеннолетнему
Обращаться письменно в официальные органы власти имеет право только совершеннолетний гражданин. То есть тому, кто ходатайствует о признании себя беженцем, должно быть не менее 18 лет. Если у человека есть дети, то они заносятся в анкету родителей или опекунов, которые их сопровождают. Каждого члена одной семьи, который старше 18-летнего возраста, признают беженцами отдельно. Это значит, что каждый человек обращается с просьбой о предоставлении статуса к государству лично. Только дети, которым не исполнилось 18 лет, рассматриваются в прошении вместе с родителями. Что же касается человека, не достигшего совершеннолетия и прибывшего на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, то признание его беженцем либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом его интересов в соответствии с законом «О беженцах» и другими нормативными правовыми актами РФ после получения сведений о родителях или опекунах данного лица (ред. от 22.12.2014).
Поводом для отказа может быть несоответствие критериям для предоставления подобного статуса:
- Выше указывалось, что беженцем может быть признано то лицо, которое подвергается опасности и преследуется по мотивам политической, расовой, национальной или социальной розни и не может найти защиту в своем государстве. Конфликт на Донбассе не подпадает под действие этого закона — формально переселенцы могут переехать в другие регионы Украины и не подвергать свою жизнь опасности. А таким лицам отечественное законодательство отказывает в предоставлении статуса беженца;
- Второй момент — вышеуказанный закон действует тогда, когда имеется персонифицированная опасность для лица или членов его семьи. Доказать, что военные действия представляют опасность для конкретного человека, практически невозможно.
Поэтому большинству лиц, бежавших от военного конфликта на Донбассе, отказывают в предоставлении статуса, так как формально они не подходят под действие закона. Однако они вправе рассчитывать на временное убежище на территории РФ.
Статус беженца не предоставляется следующим категориям лиц:
- Военным преступникам и преступникам против человечности;
- Совершившим тяжкое преступление;
- Покинувшим страну убытия по причине голода, эпидемий, катастроф и т. д.;
- Если ранее им было отказано в беженстве в РФ или в стране, подписавшей Женевскую конвенцию;
- Уже получившим подобный статус в любом государстве;
- Экономическим переселенцам;
- Состоящим в браке с гражданином РФ;
- Не предоставившим сведения о себе.
По современному отечественному законодательству в области миграции становиться беженцами может крайне ограниченный круг граждан Украины. Подтверждает это и статистика. Поэтому украинцам, бежавшим из страны из-за военного конфликта или из-за политических преследований, следует подавать на предоставление временного убежища. Несмотря на то, что оно не дает таких широких прав, как статус беженца, оформить его гораздо проще.
Чем отличается беженец от вынужденного переселенца
Нормы закона, а также теоретические сведения, отраженные в литературе, предполагают существование принципиальных различий между рассматриваемыми статусами. Чаще всего представляются отличия беженцев от вынужденных переселенцев в таблицах — для наглядности сравнения указанных понятий.
Определяется несколько критериев, по которым можно разграничить беженцев и вынужденных переселенцев:
- Гражданство. Беженцы — всегда люди, которые являются гражданами иностранных государств или не имеют такового, а родиной переселенцев выступает Россия.
- Процедура оформления. Для иностранцев она априори сложнее и предполагает более громоздкий порядок действий. Кроме того, вынужденные переселенцы не нуждаются в оформлении гражданства, что упрощает их жизнь на территории России. Беженцам же необходимо такое оформление, чтобы в дальнейшем можно было изменить свой статус.
- Срок действия. Беженцы могут пользоваться своим положением бессрочно, однако им требуется регулярно, каждые полтора года, проходить переучет. Вынужденные переселенцы являются таковыми только пять лет, но возможность продления статуса допускается по ходатайству и при условии повторного прохождения необходимой процедуры.
- Документация. Несмотря на общий перечень бумаг, нередко иностранцам достаточно предъявить паспорт, в то время как российские переселенцы должны подготовить большое количество дополнительной информации.