Профессиональный стандарт руководитель образовательной организации 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональный стандарт руководитель образовательной организации 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хотя профстандарты и становятся обязательными с 1 июля 2016 года, к профессиональному стандарту руководителя образовательной организации это пока не относится. Проект документа, разработанный еще в 2013 году, пока не принят и не имеет обязательного статуса, хотя первоначально его, как и все остальные, относящиеся к работникам образования, планировалось ввести в действие еще в 2015 году. Однако после консультации с организациями работников образования было решено сначала провести апробацию стандартов в реальной практике школ и других учебных заведений.
Характеристика отдельных трудовых функций
Этот раздел содержит в себе описание отдельных действий, которые должен совершать руководитель для выполнения каждой отдельной функции. Характеризуются они достаточно подробно: в тексте проекта расшифровка каждой из описанных выше функций занимает не менее 8 страниц машинописного текста.
Кроме того, в этом же разделе указываются требования к образованию и практическому опыту, который должен иметь руководитель, занимающий соответствующую должность. К примеру, для выполнения такой функции, как непосредственное руководство организацией, требуется:
- высшее образование;
- профессиональная переподготовка;
- дополнительное обучение в процессе работы по профессиональным программам (не реже чем раз в 3 года);
- наличие ученой степени и звания (для ректоров вузов).
Для руководителя любого уровня требуется, чтобы перед назначением на должность он проработал на руководящих или педагогических должностях не менее 3 лет. Кроме того, есть и некоторые ограничения. Например, к этой работе не допускаются лица, лишенные по закону права заниматься педагогической деятельностью.
Наконец, в этом разделе закрепляются официальные наименования руководителей в области образования. По проекту профстандарта допускаются 4 названия для их должностей:
- ректор;
- директор;
- заведующий;
- начальник.
Вопрос о том, допустимы ли иные названия, пока не решен. По-видимому, эти 4 перекрывают весь спектр возможных образовательных учреждений, включая различные гимназии, колледжи и академии.
Также необходимо отметить, что в профстандарте прямо указано, что отдельные обозначенные в нем функции могут возлагаться на заместителей, проректоров, заведующих производственной практикой и т. д. Возложение должно происходить в порядке делегирования полномочий и надлежащим образом оформляться внутренними документами учебной организации. Причем на случаи с заместителями не распространяются требования, касающиеся 3-летнего стажа руководящей деятельности. Для лиц же, которым передаются только хозяйственные функции, не действует и требование, касающееся опыта педагогической деятельности.
Что входит в понятие профессионального стандарта
Применение образовательных стандартов призвано перевести учебный процесс на новый уровень. Повышение стандартов преследует цель изменить ситуацию в стране в области образования. Работодатели обязаны сформировать блоки критериев по специальностям для педагогов. Планируется создать методики, направленные на повышение качества образования. Региональные особенности обязательно должны быть учтены.
Профстандарт в образовании содержит в себе перечень требований к работникам сферы образования. Они касаются как профессиональных, так и личностных качеств. Стандарт применяется ко всем трудящимся в образовательной сфере по всей территории РФ. Руководители образовательных учреждений – детских садов, школ и других заведений должны в своей работе применять ориентиры, описанные в стандартах, чтобы формировать кадровую политику. А педагоги, в свою очередь, с помощью стандартов обучения могут повышать собственный уровень профессионализма и ответственности.
Наличие стандартизованного подхода помогает организовывать обучение и аттестацию сотрудников, заключать трудовые договора, составлять должностные инструкции, устанавливать систему оплаты труда.
Соответствие педагога профессиональному стандарту
Профессиональный стандарт для учителя может расцениваться как набор квалификационных навыков. На них может равняться как начинающий педагог, так и опытный специалист. Работодатель обращает внимание на квалификацию по стандарту, когда принимает соискателя на работу. Тот претендент, который не соответствует требованиям стандарта, не будет принят на работу. Уже трудоустроенным сотрудникам будет сложнее подстроиться под новые стандарты, чтобы их деятельность оставалась актуальной и востребованной.
Профессиональные стандарты в области обучения внедряются с целью того, чтобы проводить аттестации и совершать контроль над уровнем компетенции педагогов. Если они не соответствуют заявленным требованиям, то таких специалистов необходимо направлять на обучение. По собственному желанию учителя могут проходить курсы повышения квалификации.
Преимущества для пользователей клиентов
- Формирование/подтверждение собственной позиции по практическим вопросам на основе самостоятельно найденной в КонсультантПлюс информации с обоснованием судебной практикой и финансовыми консультациями для принятия решений, обсуждения с сотрудниками, планирования и контроля выполнения стратегических решений;
- В решающий момент системы и сервис не подведут: нужная информация будет найдена оперативно;
- Минимизация рисков – работа с системой позволяет избежать ошибок и штрафов, грамотно подготовиться сотрудникам к сдаче отчетности и обоснованию финансовых предложений;
- Знание изменений в нормативных актах, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения, применения льгот и использование с выгодой для компании, в том числе при стратегическом планировании;
- Обеспечение конфиденциальности информации о бизнесе;
- Экономия затрат и времени на информационно-правовое обслуживание
Общие сведения о должности
В зависимости от того, в какой организации будет выполнять свои обязанности руководитель, требования к сотрудникам могут несколько отличаться. В частности, отдельно выделяются различные категории учреждений:
- дошкольное образование (детские садики);
- начальное, среднее и основное общее, общее среднее (школы);
- профессиональное;
- бакалавриат и специалитет;
- магистратура;
- подготовка специалистов высших квалификаций;
- обучение проф. характера;
- дополнительное для граждан любого возраста.
В положении о профессиональном стандарте указываются также возможные наименования должностей, которые могут занимать руководители:
- ректор;
- директор;
- заведующий;
- начальник.
Обязанности педагога, директора школы, дефектолога и других специалистов
Должность | Образование, стаж | Особенность деятельности |
Учитель дефектолог | Высшее дефектологическое образование, без предъявления требований к трудовому стажу по профилю. | Осуществляет работу, направленную на коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников). |
Директор школы | Высшее образование по направлениям: «Управление персоналом», «Менеджмент» или «Государственное и муниципальное образование». Стаж от 5 лет на любой педагогической должности. | Управление кадрами; получение образовательным учреждением необходимых лицензий, аккредитация, аттестация); контроль бюджета. |
Учитель начальных классов | Высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к трудовому стажу. | Первичная социализация ребенка в школе; закладка основ, на которых строится получение среднего образования. |
Социальный педагог | Высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы. | Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками) и образовательным учреждением, семьей, специалистами различных социальных служб; принимает меры по социальной защите и социальной помощи детям. |
Педагог-психолог | Высшее профессиональное образование, без предъявления требований к трудовому стажу. | Работа с обучающимися по проблемам самопознания, личностным конфликтам, взаимоотношений с окружающими и пр. |
Педагог дополнительного образования | Высшее или среднее профессиональное образование, переподготовка по предмету, который преподает. Без предъявления требований к трудовому стажу. | Пропагандирует детское творчество; выявляет творческие или спортивные способности; осуществляет профессиональную ориентацию; организует работу кружков и секций и т.д. |
Педагог-организатор | Высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к трудовому стажу. Возможно трудоустройство кандидата, не имеющего педагогическое образование, но обладающего знаниями и опытом работы, позволяющими исполнять обязанности педагога-организатора. | Занимается организацией свободного времени учащихся: кружки, мероприятия, походы на выставки и пр. |
Классный руководитель | Высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы. | Организация жизнедеятельности классного коллектива. Объединяет в себе обязанности учителя-предметника, психолога, социального педагога, организатора и т.п. |
Методист | Высшее профессиональное образование и стаж педагогической деятельности от 2 лет или в должности методиста (инструктора-методиста) не менее 1 года, или квалификационная категория (II, I, высшую). | Готовит методическую работу образовательных учреждений; помогает преподавателям в организации образовательного процесса; участвует в разработке учебных пособий и пр. |
Воспитатель ДОУ | Высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы. | Осуществляет помощь в первичной социализации детей; способствует развитию коммуникативных и познавательных способностей малышей. |
Инструкция описывает должностные обязанности, права и ответственность педагога. Создается администрацией учебного заведения или сотрудниками отдела образования. Документ разрабатывается однотипно, но дополняется в зависимости от профессионального профиля педагога.
Комментарии к должности
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).
Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации на 2020 год
Руководство образовательной организацией | |||
---|---|---|---|
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | ||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | |||
Обеспечение развития и эффективной деятельности образовательной организации, повышения качества оказания образовательных услуг | |||
Группа занятий: | |||
1120 | Руководители учреждений, организаций и предприятий | — | — |
(код ОКЗ*(1)) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности: | |||
85.11 | Образование дошкольное | ||
85.12 | Образование начальное общее | ||
85.13 | Образование основное общее | ||
85.14 | Образование среднее общее | ||
85.21 | Образование профессиональное среднее | ||
85.22.1 | Образование высшее — бакалавриат | ||
85.22.2 | Образование высшее — специалитет | ||
85.22.3 | Образование высшее — магистратура | ||
85.23 | Подготовка кадров высшей квалификации | ||
85.30 | Обучение профессиональное | ||
85.41 | Образование дополнительное детей и взрослых | ||
85.42 | Образование профессиональное дополнительное |
Профстандарт «Руководитель образовательной организации»
1) Разенкова Надежда Ефимовна: Может ли работать в высшей школе преподаватель, имеющий высшее образование по укрупненной группе специальностей и переподготовку по профилю преподаваемой дисциплины?
— Может. Простой пример: преподаватель английского языка работает в вузе. Есть институты, где преподают бакалавры, прошедшие переподготовку. По профстандартам такого уровня образования достаточно. Но это не значит, что каждый университет возьмёт на работу бакалавра. Многое зависит от амбиций вуза. Кадровая политика определяется ректоратом.
2) Салдина Зинаида Петровна: Как быть воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые имеют большой стаж работы, но не имеют педагогического образования?
Достаточно профессиональной подготовки, это записано в профессиональных стандартах. Необходимо найти небольшие курсы и пройти их. Это формальное требование.
Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2021 года переходный период для всех профстандартов.
- педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
- педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
- педагогов-психологов.
Несколько лет пытаются ввести в работу профстандарт для педагогов общего образования, но дата постоянно переносится. И в этом году дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года. Профстандарт «Педагог» относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения. Не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.
— Новая система квалификации слишком сложна для быстрого введения, — считает Владимир Блинов. — С одной стороны, это плохо – резать хвост по частям, но с другой стороны, давайте отнесёмся с пониманием к переносу сроков. Из-за не доработанных до конца стандартов, могли пострадать люди. (Для руководителей предусмотрены штрафные санкции за отказ от профстандартов). С остальными профстандартами далеко не всё понятно. Думаю и разработка, и введение их затянется. Наверно это правильно, что принимается решение о пролонгации сроков.
Кроме профстандартов для рядовых сотрудников, рассматривается введение профстандарта руководителя. В этом случае требования к деятельности ректора или директора тоже будут подробно описаны.
— Этот стандарт – необычный, он отличается от остальных, — прокомментировал эксперт. – Предполагалось, что он будет направлен на руководство учреждения в целом, а его разработали применительно только к директору (ректору). В этом профстандарте все жёстко привязывается к первому лицу организации.
О сроках введения стандарта для руководителей пока ничего не говорится.
- Пономарева Юлия Сергеевна, Лобода Юлия Геннадиевна: Когда будет принят профстандарт педагога дошкольной образовательной организации?
— Нет отдельного стандарта для педагогов ДОУ. Есть стандарт для педагогов общего образования. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года.
- Мороко Наталья Юрьевна: Каков путь карьерного роста воспитателя ДОУ при введении профстандартов? Возможно ли доработать перечень должностей в определенной организации, например, перечень должностей в дошкольной организации?
— Честно скажу, мне тоже он непонятен. В общей схеме профстандартов есть тупики. Если бы были прописаны профстандарты для методистов, можно было бы уходить на более высокую должность в этом направлении. Сейчас карьерный путь педагога ДОУ – либо уходить в руководство, либо менять род деятельности. Отвечаю на вторую часть вопроса: новые должности ввести можно, но необходимо помнить, что льготы прописаны государством для определённых должностей, вводя новое название, Вы можете лишить их работника.
- Салдина Зинаида Петровна: Если внедрение профстандарта пролонгировано до 2019 года, какая подготовительная работа должна проводиться в образовательной организации на данный момент?
Этот раздел содержит в себе описание отдельных действий, которые должен совершать руководитель для выполнения каждой отдельной функции. Характеризуются они достаточно подробно: в тексте проекта расшифровка каждой из описанных выше функций занимает не менее 8 страниц машинописного текста.
Кроме того, в этом же разделе указываются требования к образованию и практическому опыту, который должен иметь руководитель, занимающий соответствующую должность. К примеру, для выполнения такой функции, как непосредственное руководство организацией, требуется:
- высшее образование;
- профессиональная переподготовка;
- дополнительное обучение в процессе работы по профессиональным программам (не реже чем раз в 3 года);
- наличие ученой степени и звания (для ректоров вузов).
Для руководителя любого уровня требуется, чтобы перед назначением на должность он проработал на руководящих или педагогических должностях не менее 3 лет. Кроме того, есть и некоторые ограничения. Например, к этой работе не допускаются лица, лишенные по закону права заниматься педагогической деятельностью.
В связи с внедрением нового профстандарта возникает вопрос: что делать, если какой-то из руководителей окажется не соответствующим профстандарту по уровню своей квалификации? Действующий ТК РФ такого основания для увольнения, как несоответствие профессиональному стандарту, не предусматривает. Более того, нормы законодательства о профстандартах не имеют обратной силы.
Отсюда можно сделать вывод: если не соответствующий стандарту руководитель уже занимает свою должность на тот момент, когда новый документ вступает в законную силу, причин для его увольнения нет, поэтому он продолжит занимать свою должность. Однако это не значит, что низкоквалифицированные руководители могут расслабиться. Дело в том, что есть такая возможность для увольнения, как несоответствие должности по причине недостаточной квалификации. Для подтверждения/опровержения этого факта потребуется прохождение аттестации — и вот она-то будет проводиться как раз исходя из требований, закрепленных в профстандарте.
Именно поэтому в оставшееся до внедрения профстандарта время руководителям образовательных организаций стоит подумать о том, как повысить уровень своей квалификации (если, конечно, они хотят сохранить за собой занимаемые должности). В противном случае им надо будет готовиться либо к переводу на другую должность, либо к увольнению.
Профессиональные стандарты лежат в основе определения требований к будущему работнику. Они используются работодателем для правильного названия должности и определения формулы расчета заработной платы.
Знать профстандарты нужно также и соискателям:
- Представители некоторых профессий могут рассчитывать на льготы и компенсации. Они, в свою очередь, назначаются, если наименование занимаемой должности полностью соответствует названию из профессионального стандарта или квалификационного справочника. При этом сам работник должен соответствовать установленным требованиям.
- Стандарты также определяют ограничения. К примеру, женщины не могут работать по некоторым специальностям: им запрещено быть матросами на грузовых и пассажирских судах (всего насчитывается 456 подобных профессий, и такой перечень утвержден Правительством РФ). Также в профстандартах прописаны возрастные ограничения: некоторые виды работ не могут выполняться лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Документ определяет и требования к образованию: человек не может устроиться врачом, если у него нет высшего медицинского образования.
- Профессиональные стандарты позволяют объективно оценить свои возможности. Человек может понять, хватит ли у него знаний и умений, чтобы справляться с работой, на которую претендует.
К сожалению, стандарты разработаны не для всех профессий. Есть такие сферы деятельности, в которых постоянно происходят изменения, из-за чего составить и согласовать перечень основных требований к работникам не представляется возможным.
Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку. Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.
ФИРО и Минобрнауки обсудили профстандарт руководителя организацией ДПО
Поскольку профессиональный стандарт руководителя пока что не утвержден, на данный момент он существует в шаблонной форме, утвержденную в соответствии с приказом Минтруда РФ №147н. от 12.04.2013 года. После его принятия проект не был отредактирован, и в настоящее время имеет тот же вид и структуру.
В соответствии с приказом Минтруда, стандарт должен содержать в себе несколько ключевых частей:
- Общие данные. Здесь указывается классификация профессии по кодам ОКЗ и ОКВЭД, а также определяется конкретный вид профессиональной деятельности;
- Основной функционал. В данной части указываются конкретные функции, которые должны выполняться руководителями, однако данный перечень имеет обобщенный вид;
- Характеристика функций руководителя. Данный раздел является своеобразным продолжением вышеупомянутого пункта, однако тут в более расширенной и уточненной версии указываются конкретные требования к ключевым функциям должностного лица;
- Сведения относительно тех организаций, институтов и структур, которые занимались непосредственной разработкой документа, до того момента, как на него обратили внимание на высшем законодательном уровне и утвердили в качестве проектного документа по приказу Минтруда № 147н. от 12.04.2013 года.
Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года.
Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.
В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы:
- Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
- Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
- Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
- Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
- Способствование развитию российского образования.
- Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
- Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.
По состоянию на август 2020 года уже действует ряд профессиональных стандартов, которые могут применяться и к заместителям директоров. К таким стандартам относятся:
- профстандарт специалиста в области закупок (№ 558);
- профстандарт специалиста по управлению персоналом (№ 559);
- профстандарт менеджера по информационным технологиям (№ 149);
- профстандарт специалиста по техконтролю качества продукции (№ 31);
- профстандарт специалиста по управлению качеством в авиастроении (№ 802);
- профстандарт специалиста по управлению цепью поставок в авиастроении (№ 704);
- профстандарт руководителя организации, ведущей деятельность в области физкультуры и спорта (№ 581).
Легко заметить, что поскольку профстандарты охватывают самые разные сферы, они касаются не просто заместителей директоров, а именно тех замов, которые занимаются определенным направлением деятельности организации.
https://профстандартпедагога.рф/ Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»от «18» октября 2013 г.
Профстандарт заместителя директора
/ / 21 декабря 2020 0 Поделиться «Профстандарт заместитель директора» — такой поисковый запрос с июля 2020 года часто вводится в строки интернет-поисковиков. С чем это связано и какие именно профессиональные стандарты могут относиться к должности заместителя директора, вы узнаете из нашей статьи.
С июля 2020 года в России становится обязательным использование профессиональных стандартов. Эти документы призваны официально закрепить требования к уровню квалификации работников, перечень выполняемых ими функций, а также возможные названия должностей.
Однако отдельного профстандарта для заместителя директора среди них нет.
Профстандарт 2020 года
Профстандарт педагога — список требований, предъявляемых к квалификации учителя или воспитателя, на основании которых работник получает право осуществлять свои обязанности. Утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. В 2020 году документ определяет следующие требования к кандидату и его деятельности:
- наличие высшего или средне-профессионального образования, учителям-предметикам желательно иметь образование по профилю, по которому они преподают (Письмо от 28 марта 2020 г. № ТС-817/08);
- отсутствие факторов в биографии преподавателя, которые могут угрожать жизни, здоровью и развитию школьников (например, психологическое нездоровье кандидата, наличие судимости и пр.).
Внедрение нового профстандарта в школе
Закон предусматривает изменение квалификационных требований для учителей, однако порядок перехода со старых правил на измененные остается на усмотрение администрации. Так, введение в профстандарт педагога должна осуществлять специальная комиссия. В ее состав входят представители местной администрации (от образовательного учреждения) и профсоюзов.
Обязанностью комиссии является поэтапное приведение штата сотрудников в соответствие с новыми требованиями. Таким образом должен происходить переход на новый профстандарт педагога. Функции комиссии могут быть следующими:
- Проверка и сравнение текущих обязанностей и компетенций каждого сотрудника с положенными по новым нормам. Отражение результатов в специальном отчете (протоколе).
- Изучение организационной документации, включая трудовые договоры. Внесение изменений, если это необходимо. Например, новый профстандарт подразумевает профильное образование у педагога либо наличие диплома о переподготовке.
- Проверка коллектива на соответствие занимаемым должностям согласно последним изменениям в образовательном законодательстве. При необходимости переаттестация.
Профстандарт руководителя образовательного учреждения 2021
- Пожарная безопасность в школе
- Инструктажи по ПБ в школе
- Видео пожарной безопасности
- Перечень инструкций по ПБ
- Должностные инструкции для пришкольного лагеря
- Инструкции по охране труда для пришкольного лагеря
- Инструкции школьного лагеря
- Инструкции для детей лагеря
- Инструктажи для детей
- Положения ДОУ
- Документация по коронавирусу
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ в ДОУ
- Нормативные документы ОТ
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.