ПДД для велосипедистов: требования и обязанности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПДД для велосипедистов: требования и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.
Где можно ездить велосипедисту
- По правилам взрослым велосипедистам можно кататься по тротуару только в том случае, если рядом нет велосипедной дорожки или велополосы. Таким образом, велосипедная или велопешеходная дорожка — приоритетное место для езды на велосипеде.
- Если дорожки рядом нет или ехать по ней невозможно — полагается ехать по правому краю проезжей части.
- Если по проезжей части двигаться невозможно, например, там стоят машины или ведутся дорожные работы — можно ехать по обочине, в направлении движения автомобилей.
- И если все перечисленные варианты невозможны, допускается движение по тротуару.
Распространенные нарушения правил водителями велосипедов
Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.
Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).
Кроме того, учитывая тот факт, что велосипед может без проблем развивать скорость до 30 — 40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части весьма стремительно и неожиданно. Управляя автомобилем в теплое время года необходимо внимательно следить за передвижениями велосипедистов по дороге и прилегающим к ней территориям.
Проезд перекрестков и пересечение проезжей части
Ехать на велосипеде по пешеходному переходу нельзя6. Вы должны остановиться, сойти с велосипеда и перейти дорогу, катя велосипед рядом с собой.
Переезжать проезжую часть можно только если на дороге есть разметка, обозначающая пересечение с велосипедной дорожкой7. Если в этом месте нет светофора, то в большинстве случаев сначала едут автомобили, потом вы (кроме случаев, когда автомобиль поворачивает направо или налево).
Если перед вами пешеходный переход и рядом с ним нет разметки, которая обозначает пересечение велодорожки с проезжей частью, или знака «велосипедная дорожка», вы должны сойти с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.
Несовершенство Правил
Действующие ПДД достались Беларуси в наследство от СССР, и многое в них устарело, а многое — не предусмотрено.
Например, в Правилах нет упоминания таких видов транспорта, как электровелосипеды и электросамокаты, хотя они способны развивать приличную скорость и на улицах городов их все больше с каждым годом. Люди на роликах, скейтах, гироскутерах, сигвеях, моноколесах считаются пешеходами, и по Правилам должны ездить по пешеходным, а не велодорожкам.
Как обезопасить себя и детей на дорогах
- Переходите проезжую часть с детьми только на пешеходных переходах, при этом держите ребенка за руку и убедитесь, что транспорт уступает вам дорогу.
- В местах, где нет пешеходных переходов, переходите там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
- При движении вдоль дороги, где нет тротуаров, двигайтесь по обочине, навстречу движению транспорта.
- При движении в темное время суток на неосвещенных дорогах нужно обозначить себя и ребенка световозвращающими элементами или использовать одежду, обувь которые имеют световозвращающие вставки.
- Не оставляйте детей без присмотра рядом с дорогой.
- Во время прогулок с детьми обращайте их внимание на работу светофоров, объясняйте значение дорожных знаков, разметки и учите их наблюдать за дорогой и предвидеть опасность.
- При приближении автобуса к остановке, до полного прекращения его движения, к нему подходить запрещено.
- При выходе из общественного транспорта первыми рекомендуется выходить взрослым и помогать выйти детям или принимать маленьких детей.
- Если при переходе улицы Вы держите ребенка на руках, будьте осторожны, он закрывает вам обзор улицы.
Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?
Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.
Велосипед — лёгкое транспортное средство с 2~4 колесами. Движется за счет мускульной энергии лица, которое им управляет, задействуя руль и педали. Электровелосипед (не являясь мопедом) может быть снабжен электрическим двигателем мощностью до 25 Вт, который автоматически отключается при превышении скорости 25 км/час.
Велосипедист — управляющая велосипедом личность, достигшая 14-летнего возраста (для детей младше 14 лет перемещение на велотранспорте ограничено).
Пешеход (помимо обычных пеших людей) — человек, который идёт по пешеходной тропинке, по краю проезжей дороги или велотрассы, и ведёт велотранспорт рядом (так велосипедист переходит в категорию пешеходов).
Велосипедная дорожка — обособленный элемент дороги, отделённый конструктивно от пешеходной и проезжей части. Выделяется знаком 4.4.1, предназначается для проезда велосипедистов, включая детей 7–14 лет (желательно, в сопровождении взрослых).
ВОДИТЕЛЯМ ВЕЛОСИПЕДА ЗАПРЕЩАЕТСЯ
п. 24.8 ПДД для велосипедистов:
- ездить навстречу движению транспорта по левой полосе;
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- ездить по дорогам, обозначенным знаками 5.1 (автомагистраль), 5.3 (дорога для автомобилей);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Велосипедист, как и иные участники дорожного движения, обязаны своевременно подавать сигналы относительно запланированных маневров.
Если рюкзак или рама не оборудуются новомодными габаритами и поворотниками, велосипедисту рекомендуется использовать популярные в этом случае знаки руками.
Вот несколько самых главных из них:
- Перед поворотом направо и перестроением – правая рука вытягивается в сторону или согнутая в локте левая рука.
- При перестроении или повороте налево – вытягивается левая рука или правая, согнутая в локте.
- При желании остановиться, просто любая рука поднимается вверх.
Казалось бы, даже маленький ребенок знает ответ на вопрос «Что такое велосипед?», однако нас интересует формулировка понятия велосипеда из пункта 1.2 Правил дорожного движения:
«Велосипед — это транспортное средство, за исключением инвалидной коляски, которое имеет по меньшей мере два колеса и приводится в движение обычно за счет мускульной энергии водителя, в частности, с помощью педалей или шатунов, и может быть оснащено электродвигателем с номинальной максимальной непрерывной мощностью не более 0,25 кВт, который автоматически отключается, когда скорость превышает 25 км/ч».
В данном параграфе нас в первую очередь интересует фраза «транспортное средство», поскольку она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, применимы и к велосипедам.
Я также хотел бы обратить ваше внимание на то, что в 2023 году велосипедам будет разрешено иметь небольшой электродвигатель (до 0,25 кВт), который автоматически отключается при скорости 25 км/ч.
Второе понятие, рассматриваемое в данной статье, — пешеход:
«Пешеход» означает лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге или на пешеходной или велосипедной/пешеходной дорожке, которое не работает на ней. Пешеходами считаются инвалиды-колясочники, те, кто передвигается на велосипеде, мопеде, мотоцикле, санках, коляске или инвалидном кресле, а также те, кто использует для передвижения роликовые коньки, самокаты или другие подобные средства.
Важно помнить, что человек, управляющий велосипедом, не является пешеходом во время движения. С другой стороны, человек, управляющий велосипедом, является пешеходом.
Это создает довольно интересную возможность для владельцев велосипедов. При необходимости любой велосипедист может без труда стать пешеходом и наоборот.
Таким образом, при необходимости велосипедист может сойти с велосипеда и следовать правилам для пешеходов (например, пересечь проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу).
Распространенные нарушения правил водителями велосипедов
Наиболее частыми нарушениями правил дорожного движения водителями велосипедов являются примыкание к транспортному потоку и въезд на пешеходный переход на велосипеде. В таких ситуациях велосипедисты просто не осознают, что они стали водителями и в душе остаются пешеходами.
Оба эти маневра чрезвычайно опасны, но особенно это касается тех случаев, когда велосипедист пересекает дорогу по пешеходному переходу. Очень часто в таких ситуациях гибнут дети, и водители автомобилей не виноваты (они должны пропускать только пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).
Кроме того, учитывая, что велосипеды легко развивают скорость до 30-40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части очень быстро и неожиданно. Во время движения в теплое время года внимательно следите за велосипедистами на дороге и вблизи нее.
Разбор основных ситуаций на дорогах
Выезжая на дорогу с большим количеством участников, нужно знать и уметь применять основные положения, регулирующие действия велосипедиста:
- Маневрирование осложнено отсутствием свободного обзора, который имеет автомобилист с помощью зеркал заднего вида. Чтобы быть уверенным в безопасности маневра, водитель обязан осторожно обернуться, сохраняя прежний курс движения.
- Обгон на проезжей части не запрещен, если впереди едет ТС с меньшей скоростью. Автомобилист, обгоняющий двухколесное средство, может двигаться с велосипедистом двумя рядами, если обстоятельства допускают это.
- Перемещение по перекресткам более сложно, так как приходится контролировать ситуацию со всех сторон. Велосипедист обязан соблюдать основные дорожные знаки, регулирующие приоритетность пересечения перекрестка и иные правила. Если автомобиль поворачивает направо и находится параллельно велосипеду, требуется уступить дорогу, если последний продолжает движение прямо. Велосипедист уступает ТС, едущим справа. Поворот налево регулируется теми же положениями, что и для авто или мототехники.
- При поездках в местах ограниченного обзора, тоннелей, зарослей, препятствий, для безопасности следует производить предупреждающий звуковой сигнал, говорящий другим участникам движения о приближении двухколесного транспорта.
- Согласно пункту 14.1. водитель пропускает пешеходов в местах организованного наземного перехода, выделенного дорожным знаком и разметкой. При наличии впереди транспортной остановки, необходимо беспрепятственно пропустить пассажиров, намеренных зайти или выти из общественного транспорта. Приближаясь к пешеходному переходу, водитель снижает скорость до минимальной, либо останавливается, чтобы дать возможность пешеходам перейти дорогу.
При совершении маневров автомобиль предупреждает других участников о планах повернуть направо или налево путем включения поворотных сигналов. Ввиду особенностей средства, подобные знаки на велосипеде не предусмотрены.
Предупредить о своих маневрах можно определенными ПДД жестами:
- перестроение или поворот направо – вытянутая правая рука в направлении поворота, либо согнутая левая рука;
- маневр в левую сторону – вытянутая левая рука, либо согнутая правая;
- планируемая остановка – поднятие руки вверх.
Как ехать по тротуару
По правилам велосипедист может ехать по тротуару, только если на улице нет специально отведенных полос, вдоль тротуара ехать нет возможности, например, из-за припаркованных автомобилей, ДТП или односторонней полосы в противоположную сторону. То есть пешеходная зона и тротуар должны использоваться велосипедистом только в крайнем случае, когда другие места для движения недоступны. Исключение — если велосипедист везет ребенка до 7 лет или сопровождает другого велосипедиста до 14 лет.
Велосипедист обязан заботиться о безопасности пешеходов и не должен создавать помехи для их движения. Если это невозможно, велосипедист обязан спешиться. А также слезать с велосипеда он должен, когда переходит пешеходный переход. В противном случае водитель может не успеть остановиться.
Нужно ли велосипедисту показывать сигналы поворота?
Да.
Вот что говорится по этому поводу в ПДД:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Казалось бы ответ на вопрос «что такое велосипед?» знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2 правил дорожного движения:
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
В данном пункте нас в первую очередь интересует фраза «транспортное средство«, т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.
Также хочу обратить Ваше внимание, что в 2019 году велосипеды могут обладать электродвигателем небольшой мощности (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся при скорости 25 км/ч.
Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи — пешеход:
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является.
В связи с этим у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность. При желании любой велосипедист может без особых усилий стать пешеходом и наоборот.
Так что в случае необходимости велосипедист может слезть с велосипеда и руководствоваться пунктами правил, предназначенными для пешеходов (например, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу).
Штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов
Для начала хочу отметить, что в отличие от действующих правил дорожного движения, в главе 12 кодекса об административных правонарушениях велосипед не рассматривается как транспортное средство. Об этом свидетельствует примечание к статье 12.1:
Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В соответствии с этим примечанием к велосипедистам не могут быть применены положения статей главы 12, относящиеся к транспортным средствам.
В проекте изменений к ПДД предпринята попытка узаконить новые средства, которые используются для передвижения: моноколеса, электросамокаты, гироскутеры и так далее.
«К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием приспособлений (кроме велосипедов), имеющих электродвигатель и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч» (проект изменений в ПДД)
— У меня есть вопрос по поводу терминологии, — задумывается Юрий Краснов. — Что такое «средство персональной мобильности» (СПМ)? Как его понимать? Очевидно, авторы правок решили объединить все, что едет чуть быстрее пешехода и перевозит только одного человека. Но позвольте, велосипед с электродвигателем под это определение не попадает? А автомобиль?
Понятия «Велосипед», «Мопед»
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
У водителя велосипеда или скутера всегда есть возможность превратиться на время в пешехода: к пешеходам приравниваются лица, ведущие велосипед, мопед.