ФСБУ 6/2020: начисление амортизации ОС с даты признания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФСБУ 6/2020: начисление амортизации ОС с даты признания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
153410020 Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) 310.29.10.4 Средства автотранспортные грузовые

К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?

Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.

Группа

СПИ (лет)

Вид грузового автомобиля

Код действующего ОКОФ

Третья

3-5

Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.111

Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.111

Четвертая

5-7

Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.4

Пятая

7-10

Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум

Актуальное значение 310.29.10.41.112

Дизельный транспорт более 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.113

Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.112

Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.113

Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.5

Автогидроподъемники

Актуальное значение 310.29.10.59.270

Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)

Актуальное значение 310.29.10.59.390

Изменение первоначальной стоимости имущества

 Дата изменения¦Основание¦Увеличение¦ Стоимость¦ Изменение ¦ Конечный срок
(модернизации)¦ ¦ стоимости¦имущества,¦ срока ¦использования,
¦ ¦ ¦ руб. ¦использования¦ мес.
---------------+---------+----------+----------+-------------+---------------
- ¦ - ¦ - ¦ 540 000 ¦ - ¦ 72

2. Регистр начисления амортизации имущества.

 Наименование ¦ Метод ¦ Налоговая¦ Эксплуатация ¦ Оставшийся
амортизируемого¦ начисления¦ стоимость+---------T---------+ срок
имущества ¦амортизации¦имущества,¦ Срок, ¦ Сумма, ¦ полезного
¦ ¦ руб. ¦ мес. ¦ руб. ¦использования,
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мес.
----------------+-----------+----------+---------+---------+---------------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6
----------------+-----------+----------+---------+---------+---------------
Грузовой ¦ Линейный ¦ 540 000 ¦ 36 ¦ 270 000 ¦ 36
автомобиль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

Поясним информацию, приведенную в указанных регистрах. В частности, амортизационная премия по объекту будет равна 231 429 руб. (771 429 руб. x 30%). Налоговая стоимость после вычета премии составит 540 000 руб. (771 429 — 231 429). Сумма ежемесячной амортизации по грузовому автомобилю — 7500 руб. (540 000 / 72). Через три года эксплуатации сумма накопленной амортизации составила 270 000 руб., оставшийся срок полезного использования — 36 месяцев.

Предположим, что через три года эксплуатации принято решение продать грузовой автомобиль по цене 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.). Расходы, связанные с реализацией, включают только остаточную стоимость, которая выше цены продажи имущества. Тогда нам потребуется еще один налоговый регистр, в котором будет реализовано специальное правило учета убытка, прописанное в п. 3 ст. 268 НК РФ.

К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?

Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.

Группа

СПИ (лет)

Вид грузового автомобиля

Код действующего ОКОФ

Третья

Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.111

Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.111

Четвертая

Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.4

Пятая

Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум

Актуальное значение 310.29.10.41.112

Дизельный транспорт более 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.113

Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.112

Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.113

Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.5

Автогидроподъемники

Актуальное значение 310.29.10.59.270

Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)

Актуальное значение 310.29.10.59.390

Амортизационная группа тягач седельный

Автотранспортное движимое имущество – легковые и грузовые машины, автобусы, спецтранспорт можно включить в состав основных средств, что влечет за собой обязательное установления для них амортизационной группы в налоговом учете.

В соответствии с определенной группой выбирается необходимый срок эксплуатации, в течение которого будет начисляться амортизация.

Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2021 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2021 г., не требуется.

Читайте также:  ДДУ – на что обратить внимание

К примеру, в июне 2021 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.

Амортизационные группы для различных категорий автомобилей

Согласно Классификации легковые автомобили отнесены к третьей амортизационной группе (код 15 3410010). Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно. Большинство легковых автомобилей относятся именно к этой группе. Исключение составляют:

— автомобили легковые малого класса для инвалидов (код по Классификации 15 3410114). Они включены в четвертую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно;

— автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3, 5 л) и высшего класса (коды по Классификации 15 3410130 — 15 3410141). Они отнесены к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно.

Грузовые автомобили отнесены в Классификации к следующим амортизационным группам:

— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0, 5 т (код 15 3410191) включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно;

— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 0, 5 т, но не более 5 т (код по Классификации 15 3410020) отнесены к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно;

— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (коды по Классификации 1510197) включены в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно.

К пятой же амортизационной группе отнесены тягачи седельные (коды по Классификации 15 3410210 — 15 3410216).

Дорожные тягачи для полуприцепов, фургоны, автомобили-тягачи и автомобили-самосвалы включены в четвертую амортизационную группу.

Правильность набора амортизационных групп к коду можно подтвердить с помощью ссылок в информационно-правовой системе ГАРАНТ, размещенных в соответствующем столбце таблицы.

Курсивом выделены амортизационные группы, не определенные коду напрямую в Постановлении, а унаследованные от кода более высокого уровня, согласно иерархической структуре классификатора.

Классификация основных средств, включаемых в аморти­за­цион­ные группы

(утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 ян­варя 2002г. №1 (в редакции постановлений Правительства РФ от 09. 07. 2003г. №415, от 08. 08. 2003г. №476))

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону доб. 504 (консультация бесплатно)

Какая амортизационная группа у автомобиля в 2020 году

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

    Для расчета используется формула:
    среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

  • Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

    Для проведения расчетов используется следующая формула:
    остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

    Для расчетов применяется следующая формула:
    начальная стоимость ТС * норма амортизации.

    Расчеты производятся по следующему алгоритму:

    1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
    2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
    3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
    4. Выполнение расчетов.

    Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

    ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

    Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:

    • 2007 год: 5/15*300 тысяч = 100 тысяч. Месячная амортизация: 100 тысяч/12 = 8 333 рубля.
    • 2008 год: 4/15*300 тысяч = 80 тысяч. Месячная амортизация: 80 тысяч/12 = 6 667 рублей.
    • 2009 год: 3/15*300 тысяч = 60 тысяч. Месячная амортизация: 60 тысяч/12 = 5 000 рублей.

    Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.

    Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).

    Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1).

    № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица. Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина.

    Ресурс маленьких автомобилей меньший, чем у крупногабаритной техники, поэтому ТС с меньшими параметрами включается в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования. Согласно п.20 Правил а 6/01 срок полезного использования зависит от нескольких факторов:

    1. период, который будет использоваться машина исходя из ее технических характеристик;
    2. степень физического износа ТС, которая прогнозируется исходя из планируемого режима использования машины (автобуса, тягача, грузовика).

    Срок полезного использования для:

    1. группы № 4 колеблется от 5 до 7 лет;
    2. группы № 5 составляет минимум 7 и максимум 10 лет со дня постановки ТС на баланс.
    3. третьей амортизационной группы составляет от 3 до 5 лет;

    Важно знать, что если фирма приобрела машину, которая уже была в употреблении, то СПИ стоит считать с даты покупки ТС прежним владельцем, так как он уже начал использовать машину.

    Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию.

    № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет.

    А вот финансисты недавно высказались на этот счет. Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД.

    Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство.

    Главным критерием для отнесения легкового транспортного средства к соответствующему классу является объем его двигателя:

    1. 3-й класс — средний класс автомобилей (объем двигателя 1,8-3,5 литров);
    2. 5-й класс — высший класс автомобиля, используемый в представительских целях, объем двигателя для этого класса автомобилей не имеет значения.
    3. 2-й класс — автомобили малого класса (объем двигателя 1,2-1,8 литра);
    4. 4-й класс — легковые автотранспортные средства большого класса (объем двигателя более 3,5 литров);
    5. 1-й класс — автомобили особо малого класса (объем двигателя до 1,2 литра);

    О том, имеется ли срок годности у автомобильного моторного масла, узнайте из нашей статьи. Срок полезного использования по классам По установленному классификатору основных средств, подавляющее число автомобилей в зависимости от их класса относятся к двум амортизационным группам, которыми устанавливается срок их полезного использования.

    Пример Определяем срок полезного использования нежилого кирпичного здания.

    Выяснили, что здание относится к 9-й амортизационной группе.

    Соответственно, мы вправе установить срок полезного использования здания в интервале от 25 лет и 1 месяц, до 30 лет. Пример Для 7-й амортизационной группы можно установить СПИ от 15 лет и 1 месяца и до 20 лет включительно.

    Высчитывается по легкой формуле.

    Рассмотрим на примере — компания приобрела транспортное средство стоимостью 500 000 рублей со сроком службы 10 лет. 500 тысяч поделить на 10, выходит 50 000.

    Амортизация вычисляется в таких случаях:

    1. при использовании личного автомобиля на работе;
    2. во время передачи в лизинг.
    3. при оценке страховиками реальной стоимости транспортного средства;
    4. если частный предприниматель или юридическое лицо подает документацию в налоговую службу;

    Амортизационные отчисления бывают нескольких типов – физический и моральный.

    Согласно абз.

    3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку.

    Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?

    Следующей ступенью после выбора метода расчета амортизации будет установление срока полезного использования автомобильного транспорта. Под ним следует понимать время, на протяжении которого хозяйствующий субъект будет списывать стоимость имущества через износ. Организациям предоставляется право определять его на свое усмотрение. Причем это право распространяется не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет.

    Чтобы максимально приблизить налоговый и бухгалтерский учет, субъектам хозяйствования рекомендуется для определения срока полезного использования автотранспорта руководствоваться Классификацией основных средств, которая определена обязательным документом в целях налогового учета.

    По Классификации автотранспорт (легковые, грузовые машины, автобусы) включается в разные группы. Следовательно, срок полезного использования зависит от технических характеристик и того, в какую группу Классификации включен конкретный вид автотранспорта.

    Группа по Классификации Срок полезного использования
    III От 3 до 5
    IV От 5до7
    V От 7до 10

    Большинство легковых автомобилей и микроавтобусы включаются в третью группу. К четвертой можно отнести легковой транспорт малого класса, а к пятой – большого и высшего класса.

    Амортизационная группа транспортных средств

    Установление СПИ любого автомобиля зависит от его технических характеристик. В большинстве случаев это назначение транспорта, грузоподъемность, тип двигателя. Требуемые данные указаны в ПТС модели (строки 2-4) или руководстве по эксплуатации. Чтобы в учете организации амортизация транспортных средств начислялась правильно, необходимо, прежде всего, установить группу по Классификатору ОС , утвержденному в Постановлении № 1 от 01.01.02 г. Этот справочник был обновлен с 01.01.17 г. с введением в силу Постановления № 640 от 07.07.16 г.

    Применять новые требования необходимо по тем транспортным средствам, которые были введены в эксплуатацию уже в 2017 г. Если же имущество начали использовать ранее указанной даты, следует рассчитывать износ в прежнем порядке. Согласно Классификации, почти все легковые автомобили (1-3 класса) относятся к 3 группе с СПИ от 3 до 5 лет. (код 310.29.10.2). Точнее установить группу можно по классу транспорта – малому, особо малому, среднему или большому в зависимости от объема двигателя.

    Но если легковой автомобиль отнесен к 4 классу, то есть предназначен для управления инвалидом (код 310.29.10.24), устанавливается 4 группа с СПИ от 5 до 7 лет. А дорогостоящие легковые средства 5 класса амортизируются еще дольше – от 7 до 10 лет и для них утверждена 5 группа. Высший класс – это, по разъяснениям чиновников, представительские модели, к примеру, Mercedes-Benz CLS, Lexus, Jaguar, SAAB и пр.

    Как установить срок полезного использования транспортных средств

    Исходя из норм ст. 258 НК, срок полезного использования транспортных средств – это предполагаемый период эксплуатации объекта. Для того, чтобы ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо в пределах сроков по Классификатору установить СПИ и указать его в акте по форме ОС-1 . При это имейте в виду, что:

    • 1 особо малый класс легкового автотранспорта – это машины с объемом двигателя не более 1,2 л.
    • 2 малый класс – не более 1,8 л.
    • 3 средний класс – не более 3,5 л.
    • 4 большой класс – более 3,5 л.
    • 5 высший класс – представительский (в соответствии с разъяснениями Таможенного Комитета в Письме № 04-30/3515 от 26.02.97 г.).

    Определяем амортизационную группу легкового авто

    Амортизационная группа легкового автомобиля зависит не только от рабочего объема его двигателя, но и от его класса.

    Объем двигателя автомобиля Класс легкового автомобиля Срок полезного использовани я Амортизационная груп-п апп. 1, 3 ст. 258 НК РФ
    До 1,2 л включительно Особо малый 3-я
    Свыше 1,2 л до 1,8 л включительно Малый
    Свыше 1,8 до 3,5 л включительно Средний
    Свыше 3,5 л Большой 5-я
    Не имеет значения ВысшийВ высший класс могут попасть и авто с небольшим объемом двигателя

    Как видим, если объем двигателя вашей новой машины превышает 3,5 л, то его амортизационная группа — однозначно 5-я. Также не возникнет сложностей в определении группы для недорогих малолитражных автомобилей: бюджетные легковушки никак не могут попасть в высший класс. Скорее всего, они попадут в 3-ю амортизационную группу.

    Предприятие приобрело FordTransit по цене 1,685 млн руб. (за вычетом НДС). Срок использования ТС — 5 лет (60 мес.). Амортизация автомобиля будет рассчитываться по такому алгоритму:

    1. Определяется сумма числа лет: 1+2+3+4+5 = 15.
    2. А = порядковый номер (с конца) : 1 х стоимость ТС.
    Год Расчет Отчисления (тыс. руб.)
    1 5 : 15 х 1,685 561,67
    2 4 : 15 х 1,685 449,33
    3 3 : 15 х 1,685 337
    4 2 : 15 х 1,685 224,67
    5 1 : 15 х 1,685 112,33

    В первый год списывается самая большая сумма, а в последний – самая маленькая.

    Амортизация предмета лизинга на балансе лизингодателя

    Порядок амортизации имущества (например, автомобиля), в лизинге на балансе собственника, описывается следующими бухгалтерскими проводками:

    Дт Кт Операция
    08 50 Затраты на покупку предмета лизинга у продавца
    19 60 Учет НДС на уплаченную сумму
    60 51 Оплата предмета
    03-1 08 Предмет принят на баланс
    68-1 19 Принятие НДС к налоговому вычету
    03-2 03-1 Передача предмета лизингополучателю
    20 02-1 Начисление амортизации при лизинге за прошедший месяц

    Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.

    Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.

    Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.

    Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.

    Читать также

    20.11.2019

    Порядок применения новой редакции Классификатора ОС

    Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2021 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2021 г., не требуется.

    К примеру, в июне 2021 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

    Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

    Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *