Что делать при задержке рейса на 7 часов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при задержке рейса на 7 часов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если в планах пассажира, международный рейс которого отменили, сделать так, чтобы была получена компенсация за задержкурейса самолета, важно убедиться, что причина подобной проблемы входит в список компенсируемых. Обычно все причины, по которым самолет не смог покинуть аэропорт можно разделить на две большие группы. В первую входят причины, которые возникли по вине авиаперевозчика, а вторые являются следствием независимых причин. Чтобы определить, какая из них действует, важно разобраться в каждой категории подробнее.
Компенсация при внутренней перевозке (по России)
или международной, в страны, не входящие в Евросоюз
В этом случае размер компенсации установлен ст. 120 Воздушного кодекса РФ и составляет 25 % от МРОТ за каждый час задержки рейса, но не более 50 % от стоимости билета.
Чтобы получить компенсацию вам необходимо в течение 6 месяцев со дня задержки рейса обратиться в авиакомпанию с письменной претензией (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ), в которой надо указать следующее:
- наименование перевозчика (юридического лица), фирменное название авиакомпании, ваши Ф.И.О., адрес проживания, контактный телефон, электронный адрес;
- суть ситуации (номер рейса, город и аэропорт вылета, указанное в билете время вылета, фактическое время вылета, количество часов задержки);
- требование о выплате компенсации и размер с расчетом (со ссылкой на ст. 120 ВК РФ);
- перечень приложенных документов (копии авиабилета, посадочного талона, справки о задержке рейса);
- ваша подпись, Ф.И.О. и дата.
Компенсация за задержку рейса в России
Компенсация за задержку рейса в России на 2022 год имеет немало отличий, по сравнению с предложениями, которые есть от авиакомпаний Европы и мира. Первое отличие, на которое следует обратить внимание – это способ расчета, что отличается от принятых в других странах правил. В России пассажиру предлагают всего 25 рублей компенсация за час ожидания посадки. Причем это цена исключительно за полный час ожидания. Если прождете, например, 55 минут, на этот неполный час не компенсируют даже указанные 25 рублей.
Авиакомпания предлагают возможность получить неустойку в размере 3% от цены билета. Но 3% также высчитываются за каждый час прострочки. Расчет может компенсации за несостоявшийся полет самолета показаться сложным, потому как правильно высчитывать размеркомпенсации можно на примере конкретного случая. Для образца возьмем задержку рейса «Челябинск-Москва», стоимость билета которого составляет 5 тыс. рублей, а задержка составила 4 полных часа. Имея рассматриваемые данные можно провести следующий расчет:
(25 руб.*4 часа) + (3%*5000)*4 =» 100 руб. + «600 руб. =» 700 рублей.
Но даже чтобы получить рассматриваемые деньги, следует пройти специальную процедуру, как минимум, написать и отправить претензию.
Какие требования можно выдвигать
Люди, международный рейс которых отменили, иногда попросту не могут отказаться от билета и использовать какой-то другой способ передвижения. Потому они вынуждены ждать возможности совершить перелет. Но в любом случае пассажиры могут требовать компенсировать им потерянное время и пережитые неудобства. Самые распространенные требования, дать деньги за оплату номера в гостинице, где вы поселились, чтобы дождаться международного рейса. При условии если вылет перенесли на следующий день. Но важно сохранить чеки и другие подтверждения расходов, иначе деньги вам не вернут.
Оплатить другие убытки. Для примера, если человек спешил на концерт, но не попал на самолет. Это же касается стоимости билетов на другой транспорт и т.п. Бесплатные услуги по хранению багажа также учитываются. Если вещи остаются в камере хранения дольше предусмотренного пассажиром срока из-за задержки международного рейса, аэропорт не может требовать с него денег за рассматриваемую услугу.
Компенсации морального ущерба. Особенно если длительное ожидание помешало человеку успеть на какое-то важное событие, и это стало причиной серьезного дискомфорта. Например, опоздание на лечение и т.п. Причем фиксированной компенсации морального ущерба нет. Каждый случай индивидуальный. Если задержка представляет дискомфорт для пассажира, он имеет право требовать возмещение за это, помимо компенсирования стоимости билета.
Что делать в случае задержки рейса
Не спешите паниковать и ругаться с работниками аэропорта (они тут явно ни при чём). Гневные комментарии в социальных сетях тоже не принесут желаемого результата, хотя и доставят огромное удовольствие. Поэтому облегчим жизнь всем пассажирам и предложим пошаговую инструкцию: что делать, если задержали рейс на самолёт.
- Найти представителя авиакомпании. Зачастую его можно встретить у стойки регистрации, на кассе в аэропорту или у вашего гейта. Если не получилось найти — всегда можно позвонить или написать в авиакомпанию или спросить у работников аэропорта.
- Поставьте отметку о задержке рейса. Она ставится у представителя авиакомпании или сотрудника аэропорта. Очень важно подойти и попросить поставить отметку лично. Потому что, к сожалению, никто не будет подходить к вам самостоятельно.
Важно, что отметку ставят на маршрутную квитанцию (о да, это тот случай, когда распечатанный документ пригодился!). Сюда же ставят печати о выдаче напитков и питания.
- Получите талон на питание/напитки/гостиницу в зависимости от того, на какой срок задержали рейс.
- Ну и уточните у сотрудника авиакомпании, что произошло. Лишним не будет.
Скрасить время в аэропорту можно несколькими способами: прогуляться по авиагавани или отдохнуть в зоне вылета за просмотром любимого сериала или чтением интересной книги. Помимо duty free, во многих аэропортах есть магазины с брендовыми вещами и сувенирами. В крайнем случае всегда можно остановиться на перекус в кафе или ресторане.
Условия получения возмещения
Условия компенсации за перенос рейса S7 зависят еще и от периода, когда пассажиры были проинформированы о накладке. Если перевозчик сообщил об отмененном рейсе при помощи СМС-сообщения не меньше чем за 2 недели до вылета, компенсация не выплачивается. Но пассажирам предоставляется возможность сдать либо обменять авиабилет. Если пассажиру стало известно о произошедших изменениях позже или уже в аэропорту, он имеет полное право претендовать на возмещение.
Если авиарейс задерживается больше 2-х часов, пассажирам должны быть бесплатно предоставлены напитки и по 2 телефонных звонка. По прошествии 4-х часов перевозчиком должно быть организовано полноценное питание. Для пассажиров, ожидающих вылета больше 6 часов в ночное время или 8 часов днем, предусматривается бесплатное размещение в отеле с доставкой.
Чтобы получить компенсационные выплаты, нужно обратиться к сотрудникам S7, присутствующим в аэропорту. Это необходимо для:
- Выяснения причин задержки или переноса авиарейса.
- Подтверждения факта присутствия пассажира у терминала в запланированное время вылета.
- Получения печати на билете об отмене либо задержке полета.
Что делать, если рейс задержали в Казахстане
Права казахстанских пассажиров защищает закон Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации». Задержкам посвящена статья 86 этого закона.
- Если вы ждёте рейс больше 2 часов, то имеете право на бесплатные прохладительные напитки и на 2 телефонных звонка (включая международные направления) до 5 минут — или на отправку 2 сообщений по электронной почте;
- Если рейс задерживают более 4 часов, то авиакомпания обязана обеспечивать вас горячим питанием каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов — в ночное;
- Если ожидание затянулось на 6 часов ночью или 8 часов днем, то вас обязаны разместить в гостинице и доставить туда от аэропорта и обратно.
- А если рейс задержали на 10 часов, то перевозчик не только обязан предоставить все эти услуги, но и обеспечить вам перелёт ближайшим рейсом другой авиакомпании до места назначения или полностью возместить стоимость билета.
Всё это авиакомпания обязана делать бесплатно. Если она вдруг отказывается предоставлять эти услуги, то на неё можно пожаловаться — в Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан и в Комитет гражданской авиации МИР РК. Но сначала стоит всё-таки обратиться на горячую линию перевозчика — он может решить эту проблему быстрее.
Пассажирский «джокер» — вынужденный отказ
Вынужденный отказ — это возможность вернуть билет и получить его полную стоимость (даже если он был невозвратным), в случае задержки или отмены вылета.
Оформить возврат можно, даже если вы успели пообедать и переночевать в гостинице за счет перевозчика — он не вправе требовать с вас деньги.
Это право работает в России в любой ситуации, в Европе — после 5 часов ожидания, а в остальных странах зависит от местных законов и правил перевозчика.
Чтобы получить компенсацию за вынужденный возврат, нужно соблюсти несколько правил:
- Предупредите о возврате представителя авиакомпании. Иначе они посчитают, что вы просто не явились на рейс и ничего не вернут.
- Соберите доказательства задержки рейса — например, сфотографируйте табло вылетов в аэропорту (только так, чтобы статус вашего рейса был виден) или сделайте скриншот онлайн-табло на сайте аэропорта.
- Подайте заявление на вынужденный возврат — лично у представителя авиакомпании в аэропорту или на сайте перевозчика. Второй вариант лучше дополнить звонком в авиакомпанию — на случай, если ваше обращение потеряют.
- Дождитесь возврата денег. Это может занять от нескольких дней до пары месяцев — зависит от страны.
Что делать, если отменен авиарейс
Каждый пассажир в случае отмены авиарейса имеет свои права, а каждая авиакомпания – свои обязанности. Все европейские рейсы регулируются директивой EU 261. Под широким понятием «европейские рейсы» имеются в виду те авиарейсы, которые доставляют пассажиров в Европу, увозят их из Европы, перевозят на территории Европы, транспортируют через территорию Европы.
Для начала поговорим о том, каковы условия отмены авиарейсов.
Существует 2 варианта развития событий.
Вариант А. Рейс отменен за 14 дней до даты отправления, и авиакомпания официально уведомила об этом.
В этом случае никакой компенсации пассажир не получит, поскольку у него есть достаточный запас времени, чтобы выбрать другой авиарейс, либо воспользоваться услугами другой авиакомпании.
Вариант Б. Рейс отменен менее чем за 14 дней до даты отправления.
В данном случае пассажир вправе потребовать от авиакомпании некоторую компенсацию.
1. Каждый пассажир имеет право на возврат денег при отмене рейса самолета. Также если у него была запланирована серия перелетов, все билеты были куплены у этой же авиакомпании, но турне сорвалось из-за отмены рейса, то пассажир имеет право потребовать компенсацию за все неиспользованные билеты. Также он имеет право потребовать выдать ему бесплатный билет в точку отправления (домой).
2. Каждый пассажир имеет право получить бесплатный авиабилет на следующий авиарейс, вылетающий в том же направлении, либо он может потребовать отправить его в пункт назначения другим путем. При этом пассажир может попросить изменить время вылета на более удобное, но не больше. Говоря «удобное время» следует понимать, что это определение должно укладываться в рамки здравого смысла. Авиакомпания-перевозчик не будет отправлять пассажира в пункт назначения через месяц.
3. Каждый пассажир имеет право на бесплатное питание. Если в случае задержки рейса питание зависит от времени ожидания, то при отмене рейса питание должно быть полноценным.
4. Каждый пассажир имеет право сделать два бесплатных звонка, отправить бесплатно два электронных письма, либо выслать бесплатно два факса.
5. Каждый пассажир имеет право на бесплатное проживание. Этот пункт «включается в действие» в тех случаях, когда из-за отмены авиарейса пассажиру приходится провести ночь в городе. Соответственно, авиакомпания обязана взять на себя транспортировку пассажира, его заселение и обеспечение его пищей.
5. Каждый пассажир имеет право на строго определенную денежную компенсацию. Получить ее можно только через иск к авиакомпании-перевозчику и только в том случае, если в отмене рейса виновата сама авиакомпания.
Если ее представители смогут доказать, что отмена рейсов самолетов произошла из-за погодных условий или непреодолимых трудностей, то компенсация не будет выплачена. Под понятие «непреодолимые трудности» не попадают причины вроде технической неисправности самолета или отсутствия экипажа. Судебная практика показывает, что в таких случаях приговор выносится в пользу пассажира, поскольку виной этим причинам служит халатность работников авиакомпании.
Если же представители авиакомпании-перевозчика не сумеют доказать, что была нелетная погода, либо были непреодолимые трудности, то пассажиру положена такая же компенсация за отмену авиарейса, как и при задержке рейса:
— 200 евро, когда пассажир летит менее чем на 1500 км;
— 400 евро, когда пассажир летит в пределах Европы более чем на 1500 км либо когда пассажир летит от 1500 до 3000 км;
— 600 евро, когда пассажир не попадает под две первых категории.
Однако следует помнить, что если авиакомпания предлагает следующий рейс и он прибывает не позднее 4 часов после отмененного рейса, то сумма компенсации будет сокращена вдвое.
Рассмотрим все вышесказанное на конкретном примере.
Некий пассажир летит из Москвы в Лондон через Рим компанией British Airlines. Прибыв в Рим он узнает, что из-за технической неисправности самолета рейс Рим – Лондон был отменен. Наш пассажир имеет несколько вариантов:
— продолжать свою деловую поездку, подождав следующий самолет и получив компенсацию в размере 200 или 100 евро;
— продолжать свою деловую поездку, полетев в Лондон через Париж и получив компенсацию от авиакомпании British Airlines;
— отказаться от деловой поездки, получив деньги за билет из Рима в Лондон и получив бесплатный билет назад в Москву.
Далее хочется сказать о конкретных шагах, которые стоит предпринять пассажиру, попавшему в такую неприятную ситуацию, как отмена рейса.
Вариант №1: Пассажир использует прямой рейс из пункта отправления в пункт назначения.
Прежде всего, необходимо узнать, где расположен багаж.
Если он был сдан до отмены рейса, то необходимо получить его обратно, либо попросить перерегистрировать на следующий авиарейс. Чтобы сделать это следует прийти в пункт регистрации и попросить диспетчера снять багаж с авиарейса. Далее багаж пассажира будет транспортирован в зону получения багажа, где его можно будет забрать под присмотром охраны, либо он будет отправлен в службу потерянного багажа, сотрудники которой сами найдут пассажира и принесут ему все личные вещи. После получения багажа пассажир может выбрать удобный для него вариант ожидания следующего авиарейса. Можно отправиться домой, можно потребовать бесплатный отель либо питание, можно переждать в зоне вылетов. Важно помнить, что если пассажиру отказывают в бесплатном питании и проживании, то он может потратить свои личные деньги, которые впоследствие будут возмещены с помощью искового заявления. Однако при этом пассажир обязан сохранить все чеки и помнить про «разумную необходимость». Отель должен быть недорогим, а купленная пища – обычной.
Если багаж не был сдан и находится у пассажира, то ему необходимо подойти к стойке регистрации авиакомпании-перевозчика и уточнить следующие данные:
-
По какой причина был отменен авиарейс;
-
Когда авиакомпания-перевозчик сможет предоставить другой самолет;
-
Предоставляет ли авиакомпания-перевозчик бесплатное питание, бесплатную связь (телефонную связь, факсы, электронную почту), проезд до места проживания и само место проживания.
Если время отправки следующего самолета устраивает пассажира, то он имеет право попросить перерегистрировать его билет на следующий авиарейс. Если время отправки следующего самолета не устраивает пассажира, то он имеет право потребовать вернуть деньги за билет.
Вариант №2: Пассажир использует транзитный авиарейс и остановился в аэропорту транзита.
Прежде всего, пассажиру необходимо пройти в транзитный зал и лично убедиться, что его авиарейс был отменен. Если он лично убедился, что это правда, то первоочередная задача – срочно найти официального представителя своей авиакомпании-перевозчика. В случае отмены авиарейса он должен быть где-то рядом с выходом. Если его не видно, то необходимо проверить следующие места:
-
стационарные стойки (они присутствуют в подавляющем большинстве крупных аэропортов);
-
выход отмененного авиарейса (если он известен);
-
выход любого другого авиарейса той авиакомпании, у которой пассажир купил билет;
-
Lounge или VIP-зал авиакомпании-перевозчика.
Если представитель авиакомпании-перевозчика до сих пор не обнаружен, то пассажиру нужно подойти к любому работнику аэропорта (предпочтительнее всего обращаться к представителям службы безопасности) и попросить его помочь найти представителя авиакомпании-перевозчика.
Когда представитель будет найден, необходимо уточнить у него все данные и попросить помочь:
-
когда будет следующий рейс;
-
как пройти в зону для получения багажа;
-
получить личные вещи, либо узнать, что с ними;
-
выйти в город, пройти к стойке регистрации и перерегистрировать билет, либо отказаться от дальнейшего полета;
-
если багаж все еще не получен, то попросить перерегистрировать его на новый авиарейс;
-
узнать всю информацию о бесплатном питании, транспорте и проживании (если следующий авиарейс состоится на следующий день);
-
прибыть в отель.
Рейс отменен или перенесен заранее
В первую очередь авиакомпания вместе с сообщением об отмене рейса должна предложить вам альтернативный рейс, причем осуществлять его может как ваш изначальный перевозчик, так и сторонний, а даты рейсов могут отличаться от даты вашего рейса или предусматривать пересадку.
Помимо альтернативного перелета, авиакомпания может предложить вам возврат стоимости авиабилета в полном объеме в связи с вынужденным отказом. Такие правила установлены пунктом 227 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее по тексту «Федеральные авиационные правила»).
Помните: если вы приобрели один билет на рейс с пересадкой, то можете рассчитывать на возмещение стоимости всего маршрута. Если же билетов было два, и отменили/заменили лишь первый рейс, вернуть получится только сумму за отмененный перелет. Билет за второй перелет придется сдавать согласно тарифу. Если отмена или замена коснулась второй части перелета, и авиакомпания не предоставила альтернативных вариантов, перевозчик обязан вернуть вам деньги за указанный билет и обеспечить бесплатный возврат в Россию.
Что касается билетов «туда и обратно», вернуть их полную стоимость при отмене/замене рейса можно, только если они приобретены одновременно (оба билета на одном бланке).
Возврата денег за билет можно требовать и в случаях, когда предложенный авиаперевозчиком альтернативный вариант перелета вас не устроил.
Права при задержке рейса
При задержке рейса пассажиру необходимо обратиться к сотрудникам авиакомпании с требованием о проставлении в билете отметки о задержке.
Согласно Федеральным авиационным правилам, в случае задержки рейса в зависимости от срока ожидания пассажир вправе рассчитывать на:
- бесплатное хранение багажа и предоставление комнаты матери и ребенка детям до 7 лет и сопровождающим лицам;
- 2 бесплатных телефонных звонка или 2 отправки сообщений электронной почтой, а также прохладительные напитки при задержке от 2 часов;
- бесплатное горячее питание при задержке рейса от 4 часов (питание организуется каждые 6 часов в случае длительной задержки);
- бесплатное размещение в гостинице при задержке более 8 часов (более 6 часов в ночное время);
- бесплатный трансфер в гостиницу и обратно в аэропорт.
Какие законы учитывают права пассажиров?
Запомните вот эти документы, которые помогут вам рассудить кто прав, кто виноват с юридической точки зрения:
- Монреальская конвенция (Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок) – главный документ, регламентирующий права пассажиров, вылетающих из украинских аэропортов и пользующихся услугами национальных перевозчиков.
- «Повітряний кодекс України», приказ «Про затвердження Правил повітряних перевезень пасажирів і багажу» и правила украинских авиакомпаний (включают основные положения Монреальской конвенции);
- Регламент EC № 261/2004 (статья 4-9) – для рейсов внутри ЕС, вылетающих из и прилетающих в ЕС.
Все претензии — к авиаперевозчику
В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности» туроператор несет ответственность за действия поставщиков, которые оказывают услуги, входящие в туристский продукт. Вместе с тем, в соответствии с этой же статьей, туроператор не несет ответственности за действия поставщиков услуг, если есть специальные правовые акты, прямо предусматривающие их ответственность. В данном случае такие акты есть — это Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила, где предусмотрено, что в случае задержки рейса ответственность за весь имущественный и моральный вред, причиненный пассажиру, несет авиаперевозчик.
Важно помнить, что действие Воздушного кодекса распространяется на все типы рейсов — и на регулярные, и на чартерные. Авиакомпания в любом случае обязана предоставить пассажирам установленный законодательством набор услуг, а в отдельных случаях выплатить денежную компенсацию.
При любой задержке вылета авиационный перевозчик согласно требованиям пункта 99. ФАП обязан бесплатно организовать для пассажиров следующие услуги:
• предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
• организовать хранение багажа.
Если задержка рейса более двух часов:
• 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте;
• прохладительные напитки.
Если задержка рейса более четырех часов:
• горячее питание, при этом кормить горячим должны каждые 6 часов днем и каждые 8 часов — в ночное время.
Если задержка рейса более шести часов:
• разместить в гостинице (при ожидании вылета более 6 часов ночью и более 8 часов днем);
• организовать доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно.
В случае просрочки доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик обязан выплачивать штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы. Правда, если причиной непунктуальности стали обстоятельства непреодолимой силы: метеорологические условия или технические неполадки, угрожающие безопасности пассажиров, — компенсацию получить не удастся.
Впрочем, по словам юристов, сумма, на которую в данном случае может претендовать турист, вряд ли будет столь значительной, чтобы тратить свои время и нервы. Кроме того, по словам юриста Евгения Албула, в данном случае все упирается в стоимость авиабилета, которую туроператор, как правило, не разглашает, поскольку условия его сотрудничества с перевозчиком — это их коммерческая тайна.
Да и надеяться на то, что удастся без проблем реализовать свое право на питание и размещение в гостинице, тоже удается не всегда.
Если турист настаивает, можно попробовать доказать, что его права были ущемлены. Для этого необходимо сформировать комплекс «улик»:
• авиабилет с отметкой о задержке рейса (или его отмене);
• справку с указанием причины задержки вылета;
• документальное подтверждение всех самостоятельных затрат: чеки, счета и т. д.;
• билет, который пришлось покупать из-за опоздания на запланированный стыковочный рейс.
После чего в письменном виде предъявить авиакомпании претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих право на компенсацию. Если обращение было проигнорировано или виновники отказались компенсировать расходы, можно подавать на них в суд.
Чартер не задерживается, чартер переносится…
«Пунктуальность» чартерных рейсов — это головная боль турагентов. В разгар сезона до 80% жалоб и претензий со стороны туристов связаны именно с чартерной перевозкой, констатируют опрошенные эксперты.
Дело в том, что, приобретая билет на чартер в составе турпакета, турист соглашается с вероятностью изменения времени и даже даты вылета за несколько дней до отправления.
Как правило, последние корректировки в расписание вносятся за 3-4 дня до вылета, когда выписывается основная часть электронных билетов. И, к сожалению, нередки случаи злоупотребления такой свободой, отмечают эксперты. Например, в системе бронирования стоят удобные слоты: ранние вылеты, поздние возвраты. А за неделю до отправления рейс переносится на поздний вечер, что, конечно, не может не огорчать туристов, теряющих, по сути, день отдыха.
Подобная практика встречается, отмечают юристы, — чартерная перевозка толком не урегулирована законом. Отсюда множество неожиданностей, с которыми приходится сталкиваться путешественникам: от переноса времени до объединения рейсов.
Но кто ответит перед туристом, если, например, из-за позднего вылета он фактически потерял целый день оплаченного отдыха?
Согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ» сроки тура — неотъемлемая часть договора. И любое изменение дат поездки должно быть обязательно согласовано с туристом. Так что можно отправлять туроператору претензию — скорее всего, она будет удовлетворена. Но и здесь есть свои нюансы. Время нахождения в путешествии согласовывается датами, а не часами. И если турист прибывает на место отдыха не утром, как рассчитывал, а вечером — потеряв световую часть дня, но все же в ту дату, которая указана в договоре, — получить компенсацию не удастся.
Как утверждает Дмитрий Сарафанов, специалист по авиаперевозке, директор турагентства Toursale турист, покупая турпродукт со включенным авиаперелетом, оформляет сделку рядом документов. Одним из этих документов является договор между ним и авиаперевозчиком (билет), которым и регламентируются все аспекты оказания услуги по авиаперевозке. В нем сказано, что ответственность за любую задержку рейсов несет авиакомпания. Такое же положение прописано и в регламентирующем документе по задержкам рейсов — Федеральных авиационных правилах, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82.
Однако, существует Постановление пленума верховного суда РФ от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», которое разъяснило ответственность перевозчика и оператора за предоставляемые ими услуги:
п. 50 Применяя законодательство защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени оператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).
В связи с этим обратить внимание судов на то, что, например, по делам и спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиков и исполнителем договора перевозки с потребителем, признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.
«Таким образом, новое постановление фактически разделило ответственность между перевозчиком и туроператором за разные виды перевозки, — комментирует Илья Тугуев, адвокат. — За регулярную перевозку ответственен перевозчик, как это предусмотрено Воздушным и Гражданским кодексами. А вот чартерная находится в ведении туроператора и предъявлять претензии теперь надо будет к нему, как сказано во втором абзаце [п.50 Постановления]». Эксперт утверждает, что пока сложно сказать, как будет выглядеть практика судебных разрешений такого рода споров, однако на основе принятого Постановления можно предположить, что по вопросам недостатков чартерной перевозки все претензии будут направляться туроператору, а он в порядке регресса будет предъявлять их перевозчику.
В связи с этим возникает вопрос: а кто тогда будет нести ответственность за обеспечение надлежащих условий пассажирам во время ожидания вылета задержанного рейса? «Обязанность предоставлять размещение и горячее питание пассажирам лежит на авиаперевозчике согласно Федеральным авиационным правилам, и ее с него никто не снимал и вряд ли снимет. Эту функцию перевозчик по-прежнему выполняет, а отвечать перед туристом будет оператор, поскольку чартерная перевозка входит в состав турпродукта», — считает Илья Тугуев.
Правда, из этого правила бывают исключения, говорят специалисты. Как утверждает Дмитрий Сарафанов, существуют нюансы договорных отношений между перевозчиком и оператором, которые могут напрямую повлиять на их ответственность за задержку рейса. У авиакомпании может быть заключен более детализированный договор с туроператором, по которому операторская компания будет нести какую-то долю ответственности за задержку рейса. То есть она может оплачивать питание или проживание туристов, однако такие случаи сейчас редки, поскольку почти все стремятся перейти на систему отношений «авиакомпания — турист».
Что полагается пассажиру при задержке рейса?
При задержке рейса, в зависимости от длительности накладки и дальности планируемого перелета, пассажир может рассчитывать на такую поддержку и компенсацию со стороны авиакомпании:
-
предоставление средств связи с близкими;
-
напитки и питание в аэропорту;
-
номер в гостинице и проезд до места ночлега и обратно к аэропорту;
-
возмещение трат, которые пассажир вынужденно понес по причине задержки, например, покупка вещей первой необходимости;
-
финансовая компенсация за задержку.
Компания может предложить перелет другим рейсом до того же пункта назначения. Если перелет планировался с пересадкой и пассажир опоздал на нее, авиакомпания должна обеспечить перелет непосредственно до конечного пункта с учетом пересадки.
Пассажир также вправе отказаться от перелета и потребовать возвращения неиспользованной стоимости билета. Авиакомпания вправе предложить подождать рейса или совершить перелет на более выгодных условиях. Вы можете согласиться на условия компании, но помните, что при этом не стоит подписывать никакие документы и принимать ваучеры. Они автоматически могут лишить вас возможности получить финансовую компенсацию.
Ваучеры в качестве компенсации за задержку рейса
В случае задержки рейса авиакомпания может предложить вам ваучеры на авиабилеты в качестве компенсации. Разумеется, когда вы устали, вам все надоело и тут кто-то предлагает ваучер на новый перелёт, отказаться очень тяжело.
Тем не менее в таком случае вы должны проверить, что, принимая ваучер, вы не отказываетесь от своего права претендовать на компенсацию, которая полагается вам по закону. Положения законодательства ЕС прямо устанавливают, что компенсация должна быть выплачена наличным или безналичным платежом или в форме чека, за исключением тех случаев, когда пассажир соглашается вместо этого на ваучеры.
По большому счёту, решение о том, принять ваучер от авиакомпании или нет, остаётся за вами. Согласно имеющимся данным, большинство людей соглашаются на ваучеры.
Однако следует помнить о том, что иногда стоит узнать, на что вы можете претендовать в том случае, если вы откажетесь от предложения авиакомпании и будете настаивать на финансовой компенсации.
Большинство людей не знает своих прав относительно того, какая компенсация им полагается.