Понятие и формы монополистической деятельности на товарном рынке
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и формы монополистической деятельности на товарном рынке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.
Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках
Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.
Таким образом. монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.
1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов
Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Правовое положение антимонопольного органа
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время функции по контролю и надзору в области антимонопольной политики и поддержки предпринимательства возложены на Федеральную антимонопольную службу РФ.
Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Судебный порядок защиты от монополистов
В рамках судебного способа защиты можно выделить споры, связанные с оспариванием решений и предписаний антимонопольных органов. В данном случае споры будут рассматриваться по правилам главы 24 АПК РФ. Кроме того, возможно рассмотрение споров в общем исковом порядке:
- иски о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу;
- иски с требованиями о понуждении к заключению договора;
- иски о признании договора недействительным и применении последствий недействительности;
- иски о признании действий правообладателя актом недобросовестной конкуренции.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.
По определению, рынок — это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение — это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Конкуренция — это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Законом «О защите конкуренции» предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. ст. 36, 37).
Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38).
Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующее:
заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий;
неоднократное злоупотребление доминированием, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольной цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.
Понятие и виды монополистической деятельности
Под монополистической деятельностью- злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:
1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; — разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
Техническое регулирование
техническое регулирование — «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».
Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках
Цель данной темы – раскрыть особенности монополии. Задачи:
|
ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.
Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:
-
установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;
-
значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
-
укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;
-
политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Характерные черты монополии заключаются в следующем:
-
вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;
-
компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;
-
производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;
-
производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;
-
покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.
На практике выделяют следующие виды монополий:
-
естественная монополия;
-
искусственная монополия;
-
открытая монополия;
-
государственная (закрытая) монополия.
Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.
При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.
Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.
Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.
При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:
-
ценовое маневрирование;
-
хозяйственный бойкот;
-
демпинг цен;
-
промышленный шпионаж;
-
спекуляция ценными бумагами.
Действующее российское законодательство о защите конкуренции прошло несколько этапов своего развития. Переход российского государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
В июле 1991 года практически одновременно с принятием вышеупомянутого закона был создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, впоследствии Государственный антимонопольный комитет, а в 2003 году Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства преобразовано в Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России). Компетенция этих антимонопольных органов была непосредственно определена Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в том же году, гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержку конкуренции. Таким образом, нормативно-правовой акт высшей юридической силы закрепил правовые основы регулирования конкуренции, заложил правовые основы формирования цивилизованного рынка. Кроме того, достаточно быстро накопленный опыт рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства показал, что действующий Закон о конкуренции 1991 года не был полностью адаптирован к экономическим процессам в России, и уже в 1993 году возникла необходимость его существенного обновления и дополнения. очевидно. С этого момента начался второй этап развития антимонопольного законодательства Российской Федерации, этап формирования конституционных основ антимонопольного законодательства.
Третий этап развития отечественного антимонопольного законодательства начался в 1994 году в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, часть 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Изменения в конституционном и гражданском законодательстве потребовали внесения дополнительных поправок в Закон о конкуренции 1991 года.
Четвертый этап создание новых направлений Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а именно цены и реклама. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, которое в настоящее время осуществляется в основном в рамках регулирования деятельности естественных монополий на основе Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» , а также специальные законы (например, Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»). В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения недопустимой рекламы в 1995 году был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
Пятым этапом развития антимонопольного законодательства является формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковские, страховые и другие юридические и физические лица, связанные с денежными средствами).
Существенные поправки к Закону о конкуренции 1991 года были введены в 2002 году и в значительной степени вывели малые и средние предприятия из-под стражи чиновников.
На современном этапе разработка антимонопольного законодательства увенчана Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» явился основой для формирования антимонопольного законодательства в Российской Федерации, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.
К этим документам относятся Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом ПКАП России от 12 мая 1994 г. № 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса РСФСР и Кодекс РСФСР. административных правонарушений.
Отдельный блок состоит из актов о Государственном реестре предприятий-монополистов и об особом регулировании их деятельности. Правовые основы антимонопольного законодательства содержатся в Законах о предприятиях и предпринимательстве, об арбитражном суде, арбитражном процессе, нормативных документах, регулирующих процесс приватизации.
Для определения предприятия-монополиста важно установить не только его долю на рынке (понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке» и «предприятие, занимающее монопольное положение на рынке» используются в законодательстве в качестве синонимов), но также выявить наличие признаков, позволяющих охарактеризовать поведение предпринимателя как монополиста.
ГКАП России в соответствии с предоставленным Законом правом устанавливать лимит на долю, достижение которой позволяет нам рассматривать положение компании как доминирующее, определило два условия, которые позволяют охарактеризовать позицию компании. хозяйствующий субъект как доминирующий: его рыночная доля и способность ограничивать конкуренцию.
Включение предприятия в Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов означает признание предприятия монополистом. Составление и утверждение Государственного реестра поручено СКАП России.
При составлении реестра использовался только один из признаков доли рынка, тогда как понятие «доминирующее положение» требует установления в каждом случае наличия каких-либо признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.
Порядок формирования государственного реестра, виды реестров, порядок исключения из реестра определяются приказами Государственной комиссии по гражданским делам Российской Федерации № 60 от 10 октября 1991 г. и № 45. от 20 февраля 1992 г. Предусмотрена процедура уведомления предприятий-монополистов о включении в Реестр, обязательной публикации Реестра в средствах массовой информации («Экономическая газета», «Финансовая газета», журнал «Законодательство и экономика»).
ГКАП России обеспечил формирование региональных регистров для своих территориальных администраций. Включение в Реестр зависит от географического рынка, на котором доминирует предприятие, и не зависит от формы собственности. Реестр содержит три раздела товаров народного потребления, услуг и товаров промышленного назначения.
Включение и исключение из Реестра предприятий, признанных монополистами, постоянный мониторинг цен и продукции осуществляется Государственным комитетом по гражданскому процессу России, Комитетом по ценам.
Основой российского антимонопольного законодательства является Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (далее Закон). Монополистическая деятельность, согласно ст. 4 Закона действия (бездействие) субъектов хозяйствования или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на предупреждение, ограничение или устранение конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству.
Раздел II Закона посвящен формам монополистической деятельности. Он состоит из пяти статей, предусматривающих регулирование злоупотребления доминирующим положением на рынке, вертикальных и горизонтальных (картельных) монополистических соглашений, деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые ограничивают конкуренцию, и недопустимости действий правительственных чиновников и правительства. должностные лица для участия в предпринимательской деятельности.
В пункте 1 ст. Статья 5 Закона устанавливает общий запрет на злоупотребление экономическим объектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Доминирующим положением является позиция экономического субъекта, чья рыночная доля определенного продукта (т. е. не имеющего замещающего или взаимозаменяемого товара) составляет 65% или более, если только экономический субъект не докажет, что, несмотря на превышение указанного значения, его позиция рынок не является доминирующим.
Примерные формы проявления злоупотребления доминирующим положением указаны в ст. 5 Закона о конкуренции, следующее:
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которых является создание или поддержание дефицита на рынке или повышение цен;
- навязывание контрагенту условий договора, которые ему не выгодны или которые не связаны с предметом договора (необоснованные требования по передаче финансовых активов, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и т. д.);
- включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
- согласие на заключение договора только при условии введения положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
- создание препятствий для доступа к рынку (выхода из рынка) другим субъектам хозяйствования;
- нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными актами;
- установление монопольно высоких (низких) цен;
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые есть спрос или заказы потребителей в случае безубыточности их производства;
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), если есть возможность изготовить или поставить соответствующий товар.
Согласно ст. 6 Закона, антиконкурентные соглашения (согласованные действия) являются наиболее опасной и часто встречающейся формой монополистической деятельности в рыночной экономике.
Пункт 1 этой статьи относится к так называемым горизонтальным (картельным) соглашениям, то есть соглашениям между субъектами предпринимательской деятельности одного уровня. Таким образом, соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), обладающих в совокупности или частично более 35% рыночной доли конкретного продукта в целом или частично, если такие соглашения могут привести к ограничению конкуренции, запрещены и признаются недействительными.
Пункт 2 ст. 6 Закона посвящена вертикальным антиконкурентным заговорам. Таким образом, соглашения (согласованные действия) неконкурентных хозяйствующих субъектов, заключенные в любой форме, запрещены, одна из которых доминирует, а другая является ее поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют или могут привести к ограничению конкуренции.
Статьи 7 и 8 Закона направлены против монополистической деятельности в сфере управления экономикой на период перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Следует отметить, что эти положения не присущи законодательству промышленно развитых стран; они чаще встречаются в странах с переходной экономикой.
Согласно пункту 1 ст. 7 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) принимать меры, ограничивающие независимость хозяйствующих субъектов, создавать дискриминационные или, наоборот, благоприятные условия деятельности отдельных субъектов хозяйствования, если такие действия или действия имеют или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов субъектов хозяйствования или граждан.
При слиянии, создании, присоединении к коммерческим организациям возможны различные проявления антиконкурентных последствий. Статьи 17 и 18 Закона регулируют контроль следующих видов экономической концентрации:
Закон устанавливает формы недобросовестной конкуренции:
- распространение ложной, неточной или искаженной информации, которая может привести к потере другого субъекта предпринимательской деятельности или нанести ущерб его деловой репутации, ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества продукции;
- неправильное сравнение субъектом хозяйствования товаров, произведенных или проданных им, с товарами других субъектов хозяйствования;
- продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и эквивалентных средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научной, технической, промышленной или торговой информации, включая коммерческую тайну, без согласия их владельца (статья 10 Закона о конкуренции).
Государственная политика по продвижению товарных рынков и конкуренции, предотвращению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (с 1998 года Министерством антимонопольной политики).
Монополистическая деятельность на товарном рынке — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды
1. Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях. (в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
2. Центральный банк Российской Федерации обязан представлять в федеральный антимонопольный орган по письменному запросу этого органа принятые Центральным банком Российской Федерации нормативные акты, а также информацию (за исключением информации, составляющей банковскую тайну), необходимую для проведения федеральным антимонопольным органом анализа состояния конкуренции на рынке услуг, оказываемых поднадзорными Центральному банку Российской Федерации финансовыми организациями, и осуществления контроля за состоянием конкуренции. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
3. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
1. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
2. За разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
3. Вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате разглашения антимонопольным органом либо его должностными лицами информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках
Среди признаков, наличие которых признают монополистическими, выделяют следующие:
- Доля выпускаемой одной компанией продукции на рынке не меньше 50%.
- Часть товара не превышает 50%, но доминирующее положение юридического лица на рынке установлено антимонопольным органом (т. е. компанию включили в реестр монополистов).
- Доля производимого товара 3-мя компаниями превысила 50%.
- Совокупная часть производимой продукции 5-ти компаний составила не менее 70%. Данное положение действует, если доля хотя бы одной из фирм в объединении составляет не меньше 8%.
Долгое время доли хозяйствующих субъектов не подвергались серьезным изменениям, при этом доступ на рынок остальным компаниям был ограничен.
Доминирующее положение
Доминирующим положением на рынке товаров (для финансовых рынков действуют иные правила) является положение предпринимателя:
- обладающего более чем 50-процентной долей конкретной товарной позиции на рынке;
- обладающего менее чем 50-процентной долей (но не меньше 35%) конкретной товарной позиции на рынке, прямо признанного в качестве такового ФАС;
- входящего в группу из 3 предпринимателей, совместно имеющих более чем 50-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%);
- входящего в группу из 5 предпринимателей, совместно имеющих более чем 70-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%).
Обратите внимание! Во 2-м случае нижнее пороговое значение доминирующего положения может быть снижено законом. Например, законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ оно установлено равным 25-процентной доле.
В 3-м и 4-м случаях доминирующее положение предпринимателя фиксируется только при условии малой изменчивости указанных долей в срок не менее 1 года (если товар новый, то берется полный срок существования его на рынке, и этот срок может быть менее 1 года) и при условии невозможности замены этого товара иным для потребителя. При этом доминирующее положение предпринимателя не фиксируется, если его выручка при реализации товаров за истекший календарный год не была больше 400 000 000 руб., но при условии, что:
- участники юрлица только физлица (если участник один, то им может быть и ИП);
- предприниматель не является естественной монополией.
Субъекты монополистической деятельности
Различают 2 вида субъектов МД:
- предприниматель в единственном числе;
- группа предпринимателей.
В число субъектов МД закон № 135-ФЗ (п. 5 ст. 4) включает:
- коммерческую организацию;
- некоммерческую организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью;
- физлицо, осуществляющее прибыльную деятельность без регистрации ИП.
Группа предпринимателей (именуемая в законе картелем) может объединиться и заключить негласное соглашение о манипулировании рынком определенного товара. Подобные объединения и соглашения запрещены законом. К такого рода соглашениям закон относит договоренности:
- о манипулировании ценами;
- о территориальном разделе рынка;
- о снижении (до полного прекращения) выпуска товаров;
- о незаключении договоров с определенными поставщиками и потребителями и другие подобного рода соглашения.
Поскольку доказать наличие таких соглашений бывает часто затруднительно, закон также запрещает согласованные действия, указанные в приведенном выше перечне.
Важно! Законом также запрещены так называемые вертикальные соглашения. Под ними понимаются соглашения между поставщиком и покупателем, направленные на ограничение конкуренции. Исключение сделано для соглашений, в которых доля каждого из контрагентов ниже 20 процентов на рынке товара. Под запретом также находятся соглашения между участниками и заказчиками торгов, если они могут привести к ограничению конкуренции.
Подведем итоги и ответим на вопрос, вынесенный в заглавие статьи. Если ФАС не может констатировать:
- наличие любых запрещенных законом № 135-ФЗ деяний;
- доминирующее положение предпринимателя, сопряженного с запрещенными деяниями,
- то признаков МД у предпринимателя не наблюдается.
Основополагающие начала конкурентной политики России закреплены в Конституции РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ закрепляет такие принципы рыночной экономики, как ϲʙᴏбода экономической деятельности, поддержка конкуренции, а ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Пункт 1 ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ провозглашают также единство экономического пространства и ϲʙᴏбодное перемещение на всей территории России товаров, услуг, финансовых средств. Перечисленные принципы развиваются в текущем законодательстве, в частности, в следующих нормативно-правовых актах:
- Гражданский кодекс РФ;
- Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
- Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»;
- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
- Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-93 «О рекламе»;
- Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и др.
Законодательное определение конкуренции сформулировано в отношении товарных рынков и рынка финансовых услуг.
Правовое положение антимонопольного органа
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время функции по контролю и надзору в области антимонопольной политики и поддержки предпринимательства возложены на Федеральную антимонопольную службу РФ.
Федеральный антимонопольный орган для осуществления ϲʙᴏих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих должностных лиц.
Важность документирования преступных действий в монополистической сфере
Монополистическая деятельность на рынке является одним из проявлений преступной экономики, которая нарушает основы конкуренции. В такой сфере, особенности рекламы принимают форму продвижения товара путем подавления конкурентов и создания монополии.
Одним из важных вопросов в такой области является документирование преступной деятельности и ее последствий. Изучение этих документов способно предоставить информацию о нарушениях конкуренции на рынке и нечестной практике монополистического предприятия.
Документирование преступных действий в монополистической сфере позволяет обнаружить и выявить схемы и приемы, которые используются монополистами для подавления конкуренции. Также, этот процесс может помочь в отслеживании и расследовании различных нарушений правил рынка, таких как незаконное влияние на стоимость товара или неправомерные действия в области ценообразования.
Документирование преступных действий в монополистической сфере является важным инструментом для борьбы с недобросовестными монополистами и защиты интересов потребителей. Информация, полученная из документов, может быть использована в судебных процессах и служить доказательством нарушений конкуренции и законов о монополистической деятельности.
Таким образом, документирование преступных действий в монополистической сфере является неотъемлемой частью борьбы за честную конкуренцию на рынке и защиты прав потребителей. Это помогает предотвратить и пресечь незаконные практики монополистов и обеспечить справедливую и равноправную среду на рынке.