Инвентаризационные формы в бюджетном учреждении в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризационные формы в бюджетном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Регистр 0504087 необходим для фиксации результатов проведенной в бюджетном учреждении инвентаризации нефинансовых активов. В конце статьи вы увидите, как выглядит заполненная инвентаризационная опись ф 0504087, пример заполнения для бюджетного учреждения можно скачать бесплатно.

Инструкция по заполнению

В описи подлежат заполнению следующие разделы:

  • вводная часть;
  • расписка;
  • табличная часть.

В вводной части в обязательном порядке указывается место, где осуществлялась инвентаризация, реквизиты документа-основания проведения инвентарных процедур (приказ, распоряжение), их сроки, а также перечень ответственных лиц.

После введения сведений в заголовок исполнителю необходимо заполнить расписку, в которой отмечается, что к началу проведения инвентаризационных процедур в бухгалтерию предоставлена вся необходимая документация, подтверждающая приход и расход нематериальных активов. Важно помнить, что перед началом процедуры в учреждении не должно быть активов, не принятых к учету или не списанных в расход.

Далее заполняется табличная часть. В обновленном регистре таблица дополнилась новыми графами — 8, 9, 10, 17, 18. На страницах 2 и 3 формы 0504087 заполняются следующие столбцы:

  1. Указывается номер фонда по порядку.
  2. Вводится наименование нефинансового актива.
  3. Отмечается его инвентарный номер (для инвентарных объектов) или код (заводской номер или сведения о серии, партии).
  4. Вносится единица измерения.
  5. В графах 5–7 определяется оценочная стоимость или цена инвентарного объекта, а также его количество.
  6. В новых графах 8 и 9 указываются статус объекта учета (состояние имущественного фонда на момент инвентарных процедур) и целевая функция (способы вовлечения его в финансово-хозяйственную деятельность учреждения).
  7. В столбец 10 вносится номер счет бухучета, в 11 — количество, а в 12 — балансовая стоимость объекта.
  8. В графах с 13 по 16 определяются количественные и денежные показатели отклонений — недостач и излишков.
  9. В новых столбцах 17 и 18 записываются сведения о несоответствующих критериям признания активами объектах — их количество (17) и сумма (18). Суммарная величина определяется следующим образом:

гр. 18 = гр.17 × (гр. 12 / гр. 11).

  1. В столбце 19 указываются примечания — данные, которые не подпадают под значение предыдущих ячеек таблицы.

В обновленную форму 0504087 добавилась страница № 4, в которой ответственные лица соглашаются с результатами проведенной инвентарной процедуры и приводят свои заключения по итогам проверки. Также на четвертой странице отмечаются причины обнаруженных расхождений.

Срок хранения инвентаризационной описи в бюджетном учреждении составляет не менее пяти лет.

Порядок проведения инвентаризации в 2024 году

Для обеспечения эффективного учета и контроля объектов основных средств в казенном учреждении и проведения инвентаризации в 2024 году необходимо следовать определенному порядку:

  1. Подготовка к инвентаризации:
  • Создание рабочей группы, ответственной за проведение инвентаризации;
  • Назначение руководителя группы;
  • Ознакомление сотрудников с правилами и процедурами инвентаризации;
  • Уточнение перечня объектов основных средств, подлежащих учету.
  • Подготовка документации:
    • Разработка плана инвентаризации;
    • Оформление приказа о проведении инвентаризации;
    • Составление актов описи имущества;
    • Составление актов сверки бухгалтерских данных с фактическим наличием объектов.
  • Проведение инвентаризации:
    • Обеспечение доступа к объектам основных средств;
    • Осуществление физического учета имущества;
    • Фиксация всех изменений, выявленных при инвентаризации;
    • Заполнение актов описи и сверки данных.
  • Анализ результатов инвентаризации:
    • Проверка соответствия фактического наличия объектов данным учета;
    • Выявление и учет обнаруженных расхождений;
    • Составление отчета о результатах инвентаризации;
    • Принятие мер по устранению выявленных проблем.

    Проведение инвентаризации основных средств в 2024 году является задачей ответственных сотрудников, назначенных руководством казенного учреждения. Безопасность, аккуратность и точность при проведении инвентаризации имеют большое значение для поддержания надлежащего учета и транспарентности деятельности организации.

    Отражаем результаты инвентаризации

    Факт проведения годовой инвентаризации отражается в текстовой части разд. 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).

    Результаты инвентаризации в части выявленных расхождений отражаются в таблице 6 пояснительной записки. При этом при отсутствии расхождений по результатам инвентаризации, проведенной в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской отчетности, таблица 6 не заполняется.

    По суммам убытка от обесценения актива, признанного или восстановленного в течение отчетного периода, в пояснениях (в текстовой части пояснительной записки) раскрывается следующая информация (п. 32 ФСБУ «Обесценение активов»):

    • события и обстоятельства, которые привели к признанию или восстановлению убытка от обесценения актива;

    • сумма признанного или восстановленного убытка от обесценения актива;

    • группа, к которой относится актив, если предоставление такой информации предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    • методы, использованные для определения справедливой стоимости при проведении теста на обесценение.

    Читайте также:  Как переоформить земельный участок на другого человека

    Также раскрытию в бухгалтерской отчетности подлежит информация об объектах основных средств, не соответствующих критериям признания их активами (п. 8 ФСБУ «Основные средства»).

    Выявлена недостача материалов: проводки

    В свою очередь, недостача может быть связана:

    • с потерями того или иного количества объектов учета при наличии виновных лиц;
    • потерями без виновных лиц.

    Важный критерий учета недостачи в случае, если рассматриваемые активы представлены материально-производственными запасами, — ее величина в сравнении с нормативами по естественной убыли, установленными для того или иного объекта учета. Если в результате инвентаризации выявлена недостача материалов, проводки, при условии что недостача не превышает нормативы (вне зависимости от наличия или отсутствия виновных лиц), будут оформлены следующие:

    • Дт 94 Кт 10 (или соответствующий иному активу счет, например 41 или 43);
    • Дт 20 (или иной, характеризующий конкретный бизнес-процесс, в котором используется актив) Кт 94.

    Расчеты по ущербу и иным доходам

    А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

    В частности, уменьшение суммы ущерба, выявленного в связи с недостачей нефинансовых активов, по сравнению с их балансовой стоимостью могло произойти в результате снижения рыночных цен на аналогичные товары. В такой ситуации учреждению необходимо обосновать причины снижения текущей восстановительной (текущей оценочной) стоимости материальных ценностей.

    В 2021 году в Инструкцию № 157н внесены изменения приказом Минфина России от 28.12.2021 № 298н (далее – Приказ № 298н). Инструкции N 157н выбытие материальных запасов по основанию их списания в результате хищений, недостач, потерь производится с отражением стоимости материальных ценностей на уменьшение финансового результата текущего финансового года с одновременным предъявлением к виновным лицам сумм причиненных ущербов.

    В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников.

    Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.

    Возможные основания для дифференциации:

    • Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
    • Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.

    Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

    Чтобы быстрее провести инвентаризацию:

    • сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
    • оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.

    Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.

    Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:

    • например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.​

    Как составить приказ о проведении инвентаризации

    Обычно распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии. Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.

    В бюджетных организациях посредством инвентаризации становится возможным проверить наличие и состояние имущества. Сличить данные об имуществе со времени последней проверки с результатами на текущую дату, выявить характер и причины возможных несоответствий. И уже на основании полученных данных оценить правильность и соответствие бухгалтерского учета, осуществляемого на предприятии. В целом причины и процедура инвентаризации в бюджетной и коммерческой организации примерно одинаковы.

    Читайте также:  Что входит в стаж для ветерана труда в Карелии в 2024 году с 1 января

    Положение об инвентаризации в бюджетном учреждении 2022

    Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны инвентаризировать свои активы и обязательства. Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные. Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале.

    Так называется процедура проверки количественных и качественных характеристик имущества учреждения и состояний ее финансовых обязательств на установленную дату, обеспечивающая контроль за сохранностью объектов основных средств. Производится данное действие путем сверки фактических данных с регистрами бухгалтерского учета, а в процессе составляется образец приказа о проведении годовой инвентаризации года. Сроки инвентаризационного контроля учреждение устанавливает самостоятельно либо в учетной политике, либо отдельными распоряжениями руководства. Так, точно понадобится образец приказа на инвентаризацию года. По общему правилу опись проводится ежегодно, но не ранее 1 ноября регламент для основных средств.

    Сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении

    Согласно Положению о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в бюджетном учреждении, утвержденному Приказом Минфина России от 21 ноября 2011 года № 149н, инвентаризация должна проводиться один раз в год. Конкретная дата проведения инвентаризации определяется руководством учреждения.

    Перед проведением инвентаризации следует подготовиться, составив план проведения инвентаризации и ознакомив все подразделения с правилами и порядком ее проведения. План проведения инвентаризации должен быть утвержден руководителем учреждения и содержать информацию о сроках проведения процедуры.

    Важно отметить, что наличие актуальной информации о состоянии имущества и его перемещениях в учреждении является залогом успешной инвентаризации. Поэтому, необходимо вести учет имущества и обновлять данные по его движению регулярно.

    В случае выявления расхождений между реальным наличием имущества и данными бухгалтерского учета, необходимо принять меры по выяснению причин расхождений и приведению учета в соответствие с фактическими данными.

    Таким образом, проведение инвентаризации в бюджетном учреждении является важным этапом контроля имущества и его сохранности. Следование установленным срокам и правилам проведения инвентаризации позволит учреждению более эффективно управлять своим имуществом и предотвратить возможные злоупотребления.

    Документальное оформление инвентаризации по новым правилам

    С введением нового стандарта ФСБУ 28/2023 требования к документации при проведении инвентаризации были усилены и детализированы.

    Одно из ключевых изменений – необходимость составления плана инвентаризации. План должен содержать информацию о целях и задачах инвентаризации, перечне объектов, подлежащих учету, а также порядке и сроках проведения процедуры. Это позволяет обеспечить структурированный подход к выполнению инвентаризационных работ.

    Следующим важным аспектом является формирование акта инвентаризации. В новых правилах акт должен содержать детальную информацию о каждом объекте учета:

    • наименование;
    • характеристики;
    • состояние и прочие данные.

    Ответственность за неправильное оформление инвентаризации

    Основной ответственностью за правильное оформление инвентаризации обычно является главный бухгалтер или ответственный сотрудник в бюджетном учреждении. Они должны быть хорошо ознакомлены с требованиями и правилами, установленными законодательством страны.

    Неправильное оформление инвентаризации может привести к следующим последствиям:

    1. Правовые последствия. Нарушения в оформлении инвентаризации могут привести к юридическим последствиям для бюджетного учреждения. Это может включать штрафные санкции, административные наказания или даже судебные разбирательства.

    2. Финансовые потери. Неправильное оформление инвентаризации может привести к финансовым потерям для бюджетного учреждения. Ошибки в учете и списание объектов неправильно могут отразиться на финансовом состоянии учреждения.

    3. Потеря доверия. Неправильное оформление инвентаризации может привести к потере доверия со стороны государственных органов или контролирующих инстанций. Это может повлиять на репутацию бюджетного учреждения и создать трудности в будущем с получением государственных средств или других поддержек.

    Результаты инвентаризации

    Результаты инвентаризации Способ оценки Способ признания

    Излишки объектов инвентаризации

    Справедливая стоимость/Балансовая стоимость/Балансовая стоимость аналогичных активов

    Относится на доходы экономического субъекта

    Недостача активов, включая испорченные (поврежденные) активы

    Балансовая стоимость активов

    Относится на виновных и (или) иных лиц (при наличии оснований для ее возмещения, в том числе намерения экономического субъекта предъявить требование такого возмещения) или на расходы экономического субъекта (при отсутствии оснований для ее возмещения) с особенностями признания недостач активов, для которых экономическим субъектом установлены нормы естественной убыли (пункт 14 ФСБУ 28/2023)

    Возможность получения экономических выгод от использования или продажи испорченных активов

    Сумма обесценения активов определяется в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета

    Стоимость активов корректируется на сумму их обесценения

    Пересортица активов

    Балансовая стоимость активов

    Зачет допускается в исключительных случаях за один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении активов одного и того же наименования и в тождественных количествах.

    Остающаяся после зачета разница отражается аналогично недостачам

    Наличие оснований для возмещения недостачи активов экономическому субъекту, для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной, для списания обязательств, для доначисления или досписания иных объектов бухгалтерского учета

    Расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств – в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами/
    расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств – в суммах, вытекающих из документов, подтверждающих эти задолженности, обязательства и признаваемых правильными экономическим субъектом

    Списываются (досписываются) или доначисляются в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета

    Читайте также:  Льготы инвалидам Чернобыльцам 3 группы в 2024 году

    Необходимые документы и формы для оформления инвентаризации

    Для проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2024 году необходимо предоставить следующие документы:

    1. Список основных средств, имущества и оборудования учреждения
    2. Акт о приеме и передаче основных средств, имущества и оборудования
    3. Отчет о движении и использовании основных средств, имущества и оборудования
    4. Заверенные копии документов, подтверждающих право собственности или пользования имуществом
    5. Протоколы проверки наличия основных средств, имущества и оборудования

    Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства и содержать полную и достоверную информацию о каждом объекте инвентаризации.

    Для удобства работы с документами и ведения инвентаризационного учета рекомендуется использовать специальные формы:

    • Форма акта о приеме и передаче основных средств, имущества и оборудования
    • Форма отчета о движении и использовании основных средств, имущества и оборудования
    • Форма протокола проверки наличия основных средств, имущества и оборудования

    Такое оформление позволит упростить процесс инвентаризации, обеспечить единообразие документов и уменьшить возможность ошибок при заполнении.

    Шаг 1. Подготовка к инвентаризации

    Перед началом инвентаризации необходимо выполнить ряд подготовительных работ, которые помогут сделать процесс более эффективным и результативным:

    • Составление плана инвентаризации. Этот план должен содержать информацию о целях и задачах инвентаризации, сроках и месте проведения, а также указывать ответственных лиц.
    • Составление перечня имущества. Необходимо собрать информацию о всех объектах, подлежащих инвентаризации, и составить подробный перечень. Важно учесть все виды активов — движимое и недвижимое имущество, долги и обязательства.
    • Подготовка документации. Для проведения инвентаризации необходимо подготовить несколько важных документов, таких как акт организации инвентаризации, акт сверки бухгалтерии, данные о движении имущества и другие.

    Важно уделить должное внимание этим подготовительным мероприятиям, так как они помогут сделать весь процесс более организованным и структурированным. Переход к следующим шагам инвентаризации будет происходить после успешного выполнения всех подготовительных задач.

    Шаг 4. Проведение инвентаризации

    Приступая к проведению инвентаризации в бюджетном учреждении, необходимо соблюдать ряд требований и рекомендаций. В этом шаге мы рассмотрим основные этапы процесса проведения инвентаризации.

    1. Подготовка к проведению инвентаризации: перед началом инвентаризации необходимо обеспечить наличие необходимых инвентарных карточек, перечня основных средств и списков материалов, а также организовать команду, которая будет заниматься проведением инвентаризации. Важно также учесть все особенности каждого подразделения учреждения и разработать индивидуальный план проведения инвентаризации.

    2. Сбор и обработка информации: на этом этапе необходимо провести фактический инвентарный учет имущества учреждения, фиксируя наличие каждого объекта инвентаря в соответствии с документацией. Для этого используются инвентарные карточки, на которых указывается информация о каждом предмете инвентаря, его характеристиках, местонахождении и т.д. Полученная информация должна быть проверена и обработана, чтобы исключить возможные ошибки и учесть все имеющиеся объекты инвентаря.

    3. Составление отчета: по результатам проведения инвентаризации составляется отчет, в котором указывается информация о каждом объекте инвентаря, его стоимости, характеристиках, состоянии и запасах. Также в отчете могут быть указаны рекомендации по дальнейшему учету и управлению имуществом учреждения. Составленный отчет должен быть проверен и утвержден ответственным лицом, после чего передается для дальнейшего использования и анализа.

    Шаг 6. Анализ и использование результатов инвентаризации

    Проведение инвентаризации в бюджетном учреждении важный этап, который позволяет осуществить контроль за имуществом организации и оценить его состояние. После завершения инвентаризации необходимо проанализировать полученные результаты и использовать их для принятия управленческих решений.

    Анализ результатов инвентаризации позволяет выявить возможные расхождения между фактическим и учетным остатками, а также определить причины этих расхождений. На основании этого анализа можно принять меры по исправлению ошибок в учете, улучшению системы контроля и предотвращению возможных хищений или потерь имущества.

    Полученные результаты инвентаризации могут быть использованы для более точного планирования и бюджетирования, а также для принятия решений по оптимизации использования имущества организации. Например, если в результате инвентаризации выявлено, что определенное оборудование или материалы редко используются, можно принять решение о их продаже или утилизации.

    Важно также обратить внимание на факторы, которые могут повлиять на результаты инвентаризации. Например, изменения в законодательстве или внутренних процедурах могут привести к изменению требований к учету и проведению инвентаризации. Поэтому рекомендуется регулярно обновлять методики и правила проведения этой процедуры.

    Что проверяют при инвентаризации?

    При пересчете рассматривается все имущество и финансовые обязательства (договоры о кредитах, займах и т.д.) предприятия:

    1. Основные средства
    1. Производственные запасы
    1. Материальные активы
    1. Нематериальные активы
    1. Товары
    1. Финансовые вложения
    1. Резервы
    1. Деньги, денежные документы и бланки строгой отчетности
    1. Кредиторская задолженность и прочие обязательства
    1. Любые материальные и нематериальные ценности


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *