Контроль формирования финансового результата
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль формирования финансового результата». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во время ревизии устанавливается, как используются финансовые средства и куда направляются денежные потоки. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности определяет отсутствие нарушений по отмыванию денег, полученных преступным путем. Таким образом, анализируются не только исходящие, но и входящие денежные потоки. Также важно соблюдение безутратности денег и материальных ценностей.
Подготовка к проведению проверки
К моменту ревизии необходимо подготовить абсолютно все заключенные договора, бухгалтерские проводки и первичные документы. Это касается всех финансовых и хозяйственных операций. Также учитывается определенный период, в котором проводится проверка.
Ревизия материальных ценностей проводится путем полной инвентаризации. Результаты сверяются с соответствующими статьями баланса. Она проходит по месту нахождения имущества в присутствии материально ответственных лиц. Также инвентаризации подлежат финансовые обязательства, запасы, в том числе, иных предприятий, которые учитываются бухгалтером. Этот порядок распространяется также на имущество, которое не учтено в балансе.
Подготовка проводится также проверяющими. Ознакомительный этап проверки включает особое задание, изучить деятельность компании.
Оно поможет в дальнейшем правильно оценить проводимые операции и способы отражения их в бухучете. Также понимание деятельности повлияет на методы контроля и сами результаты ревизии, которые вносятся в отчет.
Подготовка к ревизии включает две важных задачи:
- сбор и изучение информации о праве собственности, управлении и проводимых сделках в компании, выяснение особенностей работы отрасли в целом;
- оценить достаточность предоставленного материала для проведения ревизии.
Финансовый контроль – проверка финансовых операций на соответствие нормам законодательства и интересам собственников. Проверяющий буквально разбирает компанию на винтики: ему доступны все документы, физические объекты предприятия и произведенные товары, общение с любым сотрудником.
Если документы были составлены с нарушением «норм законодательства», то ревизор обязательно это фиксирует. Если качество продукции не соответствует «интересам собственников» и ГОСТу, то он не может это игнорировать. Его принципы:
- законность. Финансовый контроль – регулируемая государством деятельность (Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»; Федеральный закон от 1 августа 2001 г. № П9-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и др.);
- объективность. Проверка осуществляется научными методами и строго по форме;
- независимость. Проверяющий не обслуживает интересы конкретного лица, он смотрит за общей законностью и эффективностью финансовой деятельности компании для участников;
- гласность. К результатам проверки должны получить доступ все заинтересованные лица.
Цель финансового контроля – удостоверится, что та или иная организация функционирует правильно. Для достижения этой цели ставится целый ряд задач, каждая из них отражает какой-то аспект деятельности компании. Например, «проверить, насколько работники следуют уставу и инструкции» или «оценить целесообразность выбора той или иной фирмы в качестве поставщика».
Финансовый контроль – это такой же этап check из цикла Деминга (plan – do – check – act). Его отличие от остальных видов проверки заключается в степени серьезности и нормированности. Сходство же в том, что оно совершенно необходимо для эффективной работы любой организации.
Виды контроля:
- Общегосударственный. Объект контроля: госпредприятия; имущество, которое государство передало в пользование, аренду, залог, ипотеку; приобретенные им акции. Субъект контроля: специально созданные государственные организации.
- Внутрихозяйственный. Объект контроля: любой экономический агент. Субъект контроля: он сам, его руководство. То есть вы как владелец компании проводите проверку «у себя дома», назначив ответственных лиц.
- Аудиторский. Объект контроля: любой экономический агент. Субъект контроля: внешняя организация, которая оказывает услуги по финансовому контролю. Конечно, за определенную плату. Также эта организация может не только определить проблему, но и помочь решить ее, разработав предложения по оптимизации хозяйственной деятельности. Однако это несколько выходит за рамки финансового контроля.
В ходе проверки состояния системы внутреннего контроля операций по учету формирования финансового результата и распределения прибыли выявляются ответы на следующие вопросы:
- проверка обоснованности цен и сроков реализации продукции по заключенным договорам;
- проверка наличия контроля главным бухгалтером правильности формирования себестоимости продукции;
- проверка осуществления сверки данных в регистрах аналитического и синтетического учета;
- проверка соблюдения учетной политики при осуществлении учета продаж, формировании финансового результата и использовании прибыли;
- проверка своевременности списания общехозяйственных и коммерческих расходов;
- проверка корректности отражения на счетах прочих доходов и расходов;
- соблюдение порядка закрытия финансово-результативных счетов;
- проверка правильности определения финансового результата;
- проверка корректности распределения прибыли в соответствии с положениями уставных документов.
Расчет уровня существенности при аудите финансовых результатов
Рассмотрим это на примере.
Например проведенная проверка показала наличие расхождений в учитываемых поступлениях и затратах, относимых к прочим доходам и расходам соответственно:
1. Недостачи поступлений выявлены в следующих размерах:
- в 2015 году – на сумму 17695 руб.;
- в 2016 году – на сумму 22971 руб.
2. Излишние суммы затрат выявлены в следующих размерах:
- в 2015 году – на сумму 18610 руб.;
- в 2016 году – на сумму 23140 руб.
Чаще всего такие искажения возникают при отсутствии корректно оформленных первичных документов, при фактически имевших место расходах.
При определении уровня существенности за основу принимаются базовые показатели бухгалтерской отчетности. Были использованы следующие показатели:
- балансовая прибыль предприятия,
- валовой объем реализации,
- валюта баланса,
- собственный капитал,
- общие затраты предприятия.
Уровень существенности рассчитывается в доле от базовых показателей.
В соответствии с требованиями стандарта единый показатель уровень существенности должен выражаться в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность. Определим уровень существенности на основе рекомендуемых стандартом показателей.
Применение аналитических процедур в аудиторской проверке
Цель аудиторской проверки
Метод аналитических процедур, нужен для сравнения финансовых показателей и информации. Сравнивать можно:
- показатели предыдущих периодов;
- прогнозирование;
- другие показатели организации, что относятся к одной хозяйственной деятельности
Благодаря такому методу, аудитор сможет выявить область, которая имеет значение для проведения аудита. Период на проведение аналитических процедур, объём информации и показатели, зависят от объёма данных бухгалтерской отчетности.
Заключение аудиторского вывода, состоит из правдивых финансовых и бухгалтерских отчетов, на основе которых формируется мнение и обосновываются на аудиторских доказательствах. Наличие достоверных аудиторских доказательств, формируют определенные выводы с учетом возможного аудиторского риска, и является основанием для создания аудиторского заключения. В случаях, когда аудитор находит какие-то отклонения, но они не подтверждены доказательствами, проверяющий должен исследовать подобные искажения и убедиться в объективности и правильности данных. Важную роль играют аналитические процедуры, как в теории, так и в практике, потому что от их использования, будет зависеть качество проверки и результата. Это объясняется тем, что в аудиторской проверке, много внимания уделяется особо «опасной» сфере деятельности, после чего, в дальнейшем можно предотвратить все возникшие проблемы и следующая проверка снизит издержки и сократит их объём. Аналитические процедуры необходимы аудитору для планирования, создания рамок общего объёма аудиторских процедур. Они помогают провести проверку, по существу, и охватить общий обзор проверки финансовой отчетности, при завершении проверки.
Такой подход подразумевает поиск в работе проверяемого лица неправильное или правильное отражение фактов в бухгалтерском учете и в финансовой деятельности, выявление причин найденных ошибок, рисков, которые требуют пристального внимания проверяющего. Применение аналитических процедур, может совершаться на любых этапах аудита:
- этап планирования, возможность оценить риски финансовой деятельности, возможные искажения в финансовой отчетности;
- проверка для получения аудиторских доказательств на основе финансовых документов;
- заключительный этап, где проводится оценка собранного материала и правдивости финансовой отчетности
Перед планированием аудита, и выбором метода, можно использовать аналитические процедуры, для точного понимания деятельности проверяемого объекта, а также его области, которые подвержены риску. По стандарту №20 «Аналитические процедуры», применение их при проверке позволит достичь поставленных целей, на основе профессионального суждения проверяющего. Каждый аудитор, проводя проверку, должен учитывать такие факторы:
- выполнение аналитических процедур и рассчитывать на их результат;
- особенности проверяемого лица, его информация и сведения;
- проверяющая документация, отчетность должна быть достоверной и уместной;
- полученные знания и навыки предыдущих проверок, может повлиять на итоговый результат или сопровождаться внесением корректив в финансовую отчетность
В процессе работы аудиторы полагаются на использование аналитических процедур, ближе к концу проверки. После чего формулируется аудиторский вывод на основе финансовой отчетности и мнению аудитора о работе сотрудников, их правильное ведение и отражение хозяйственных операций. Существует несколько задач, что могут повлиять на аналитические процедуры:
- характеристика работы проверяющего лица;
- общая оценка финансовой деятельности и ее непрерывная работа;
- возможность искажения данных в бухгалтерской и финансовой отчетности;
Аудиторская проверка, обычно происходит следующим образом: изначально определяются цели, далее выбирается вид и метод выполнения процедуры, затем осуществление самой процедуры, и в заключении проводится анализ всех результатов. Аудиторские доказательства основываются на основе применения аналитических процедур, при этом оценивается степень и надежность данных. Чтобы понять, что аудитор не сомневается в результатах, это определяется следующим образом:
- рассматриваются счета бухгалтерского учета и отдельные части финансовой отчетности;
- иные аудиторские процедуры, которые смогут дать тот же самый результат;
- точность, после применения аудиторских процедур;
- оценка возможности возникновения ситуации рисков
Как правило, очень часто, аудиторы не сомневаются в достоверности информации и данных, после проведения аналитических процедур, тем более, если все средства внутреннего контроля, проверяемого объекта, находится в непрерывном действии. Бывают случаи и отклонений или несовпадений результатов, после проведения аналитических процедур, возникает противоречие информации или ее отличие, от предполагаемых величин. Проверяющие расценивают подобные отличия, объяснением причин с руководящей стороны. Изучение возникших отклонений, исходит из запроса на проверку, ответ на который дает руководитель, поэтому все вопросы и ответы оцениваются как предмет правдивости. В случае, необходимости, могут быть использованы и применены другие аудиторские процедуры. Так же, во время проведения аудиторской проверки, аудитор может совершать анализ соотношения и закономерности на основе аналитических процедур. Аудитор изучает все причины возможных отклонений, ведет сравнительную характеристику всей предоставленной информации. Аудиторская проверка, профессионального уровня, прежде всего, заключается в правильном выборе процедур, а также способов их использования на практике. Существует несколько способов использования аналитического метода, их классифицируют за таким критериями:
Критерии сравнения | Информация |
Сравнение финансовых показателей | Сравниваются финансовые показатели и другая информация с предыдущими периодами; Результативность работы проверяемого лица; Получение информации о других организациях аналогичной деятельности; |
Взаимосвязь | Наличие образцов информации, после предыдущих аудиторских проверок; Бухгалтерские и финансовые данные; |
Проведение анализа | Сравнительная характеристика; Общий анализ с привлечением сложных методик статистики; |
Уровень анализируемых сведений | Финансовые отчеты других отраслей организации; Определение элементов финансовой информации; |
Стадии выполнения аудита с использованием аналитических процедур | Планирование работы аудитора, с учетом времени и объёма работы; Проведение аудиторской проверки по основным зонам деятельности, где использование аналитического метода сможет дать более эффективный результат, с минимальным риском; Заключительная стадия аудита и общий анализ финансовых показателей в отчетности |
Аналитические процедуры могут применяться к финансовым и не финансовым показателям. Кроме этого, исходя из таблицы, видно, что провести аналитические процедуры можно несколькими способами, но все же можно выделить и более популярные с их числа, это не количественные аналитические процедуры, обычное сравнение информации, особо сложный анализ, с использованием других аудиторских методик. Все результаты проверки, где наблюдалось отклонения, а также результаты с использованием аналитического метода, проверяющее лицо, должно отражать в рабочей документации. Позже они используются для получения аудиторских доказательств и для формирования аудиторского заключения. Информация по итогу составляется в письменной форме, и предоставляется заказчику. Аудитор так же, должен быть готов к тому, что даже при использовании аналитического метода процедур, по окончании проверки, могут возникнуть некоторые вопросы, которые требуют дополнительных процедур исследования.
№ |
Вид проверки |
|
Комплексная проверка |
Проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения за определенный период. |
|
Выборочная проверка |
Проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка. |
|
Тематическая (целевая) проверка |
Проверка в отношении конкретного направления или вида финансово-хозяйственных операций. Осуществляется по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу). |
Положение о внутреннем контроле в учреждении
В бюджетном учреждении должно быть разработано Положение о внутреннем контроле. Это один из определяющих документов по контролю деятельности организации.
Унифицированной формы Положения нет, учреждение разрабатывает его самостоятельно. Наша задача — помочь грамотно составить этот важный документ.
Положение о внутреннем контроле в учреждении должно содержать следующие разделы:
1. Общие положения:
- цели и задачи внутреннего контроля;
- принципы внутреннего контроля.
2. Организация системы внутреннего контроля.
3. Субъекты внутреннего контроля.
4. Функции и права службы внутреннего контроля.
5. Ответственность субъектов внутреннего контроля.
6. Оценка эффективности системы внутреннего контроля.
7. Заключительные положения.
Фрагмент Положения о внутреннем контроле
…
1. Общие положения
1.1. Положение о внутреннем контроле (далее — Положение) разработано в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения.
1.2. Настоящее Положение устанавливает единые цели, задачи и принципы проведения внутреннего контроля.
1.3. Внутренний контроль направлен на:
- соблюдение требований законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета, внутренних процедур составления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности;
- эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами (нормативами);
- соблюдение финансовой дисциплины;
- повышение качества ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности;
- повышение результативности использования субсидий и средств, полученных от приносящей доход деятельности.
1.4. Основные цели внутреннего контроля:
- подтверждение достоверности бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности учреждения;
- соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
1.5. Основные задачи внутреннего контроля:
- установление соответствия совершаемых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете требованиям нормативных правовых актов;
- установление соответствия проводимых операций регламентам и полномочиям сотрудников;
- анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.
1.6. Принципы внутреннего контроля учреждения:
- принцип законности — неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
- принцип объективности — внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
- принцип независимости — субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей не зависят от объектов внутреннего контроля;
- принцип системности — периодичная проверка всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления;
- принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих контрольных функций;
- принцип профессиональной компетентности и добросовестности — проверяющий должен владеть необходимым объемом знаний и навыками для проведения проверки.
1.7. Внутренний контроль осуществляют:
- сотрудники учреждения в соответствии с их полномочиями и функциями;
- служба внутреннего контроля, созданная приказом руководителя учреждения.
2. Организация системы внутреннего контроля
2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:
- точность и полноту документации бухгалтерского учета;
- соблюдение требований законодательства;
- своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
- предотвращение ошибок и искажений;
- исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
- выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- сохранность имущества учреждения.
2.2. Система внутреннего контроля дает возможность оценить эффективность работы структурных подразделений и отделов учреждения.
2.3. В учреждении используется три типа контрольных мероприятий: предварительный, текущий и последующий контроль.
2.3.1. Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственной операции. Он позволяет определить ее целесообразность и правомерность.
Цель предварительного контроля — предупредить нарушения на стадии планирования расходов и заключения договоров.
Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер, специалисты юридической службы и службы внутреннего контроля.
Основные методы предварительного контроля:
- проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.) руководителем, главным бухгалтером, их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
- проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
- предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая заместителем руководителя по административно-хозяйственной части, главным бухгалтером, руководителями подразделений, специалистами службы внутреннего контроля.
2.3.2. Текущий контроль производится путем повседневного анализа исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета, мониторинга расходования денежных средств по назначению.
Методы текущего внутреннего контроля:
- проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. д.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
- проверка наличия денежных средств в кассе;
- проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
- проверка у подотчетных лиц наличных денежных средств, полученных под отчет, и оправдательных документов;
- контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
- сверка аналитического учета с синтетическим счетом (оборотная ведомость);
- проверка фактического наличия материальных средств.
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами службы внутреннего контроля и бухгалтерии.
2.3.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения ревизий и иных необходимых процедур.
Цель последующего внутреннего контроля — обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств, вскрытие причин нарушений.
Методы последующего внутреннего контроля:
- внезапная проверка кассы;
- проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
- документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Для последующего контроля используются плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности.
Объекты плановой проверки:
- соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и норм учетной политики;
- правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;
- полнота и правильность документального оформления операций;
- своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
- достоверность отчетности.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
Проведение последующего контроля осуществляется специалистами службы по внутреннему контролю.
Проверка оформляется приказом (распоряжением) руководителя учреждения, в котором указывают:
- тему проверки;
- вид и форму проверки;
- проверяемый период;
- срок проведения проверки;
- состав комиссии по проведению внутреннего контроля.
2.4. Лица, ответственные за проведение проверки, анализируют выявленные нарушения, определяют причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
2.5. Результаты предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним может прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.
2.6. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать следующие сведения:
- характер и состояние систем бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;
- методы и приемы, применяемые при проведении контрольных мероприятий;
- анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
- выводы о результатах проведения контроля;
- описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.
2.7. Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, связанным с результатами проведения контроля.
2.8. По результатам проведения проверки специалистами службы внутреннего контроля разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.
По истечении установленного срока уполномоченный специалист службы внутреннего контроля незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.
3. Субъекты внутреннего контроля
3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:
- руководитель учреждения и его заместители;
- служба внутреннего контроля;
- руководители подразделений, отделов и работники учреждения.
3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.
Проверка учета формирования и использования финансовых результатов
Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности организации существенно отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации.
В процессе аудиторской проверки финансовых результатов деятельности организации используются следующие нормативные акты:
- • ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н;
- • ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн;
- • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н;
- • ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2006 г. № 154н;
- • Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н.
Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:
- методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
- рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
- предложения по корректировке отчетности компании;
- другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).
В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.
ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.
Сверка отчета о финансовых результатах с данными бухучета
Заполняя последовательно строки отчета о финансовых результатах, необходимо сверять его данные с данными по счетам бухучета за отчетный период. Данные по строкам будут равны:
- 2110 (выручка) — сумме выручки, отраженной по кредиту счета 90 за вычетом суммы НДС, попавшей в дебет этого же счета;
- 2120 (себестоимость) — сумме, попавшей в дебет счета 90 со счетов 20, 23, 41, 43;
- 2210 (коммерческие расходы) — сумме, поступившей в дебет счета 90 со счета 44;
- 2220 (управленческие расходы) — сумме, списанной в дебет счета 90 со счета 26;
- 2200 (прибыль или убыток от продаж) — сумме, списанной со счета 90 на счет 99;
- сумма по строкам 2310, 2320, 2340 (прочие доходы) — доходам, отраженным по кредиту счета 91, за вычетом НДС, если на нём есть доходы, облагаемые этим налогом;
- сумма по строкам 2330 и 2350 (прочие расходы) — расходам, показанным по дебету счета 91, за вычетом имеющегося среди них НДС, если этот налог начисляется по доходам, отраженным по дебету счета 91;
- разница между прочими доходами и расходами — сумме, списанной со счета 91 на счет 99;
- 2300 (прибыль или убыток до налогообложения) — результату, возникшему на счете 99 по суммам, поступившим туда со счетов 90 и 91;
- 2410 (налог на прибыль), 2411 (текущий налог на прибыль) и 2412 (отложенный налог на прибыль);
Порядок формирования строк 2410, 2411 и 2412 описан в пособии по годовой бухотчетности от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
- 2460 (прочее) — сумме иных данных, кроме вышеперечисленных, присутствующих на счете 99 (например, начисленные налоговые санкции);
- 2400 (чистая прибыль или убыток) — остатку на счете 99 до реформации баланса.
После реформации сальдо по счету 84 должно соответствовать сумме, попавшей в строку 1370 бухбаланса, с учетом фактического итога (прибыль или убыток). Если реформация не делается (отчетность не является годовой), то в эту строку бухбаланса попадет результат, который получился бы при закрытии итога счета 99 на счет 84.
Проверка порядка ведения кассовых операций
Ревизионная комиссия должна проверить, что ведение кассовых операций осуществляется в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций».
Ревизионная комиссия, анализируя Договор банковского счета, проверяет соблюдение организацией лимита остатка кассы, должен ли банк платить организации проценты за использование денежных средств, находящихся на расчетном счете.
Проверяет правильность оформления банковской карточки. Соответствуют ли данные по предоставлению права первой и второй подписи руководителя и бухгалтера требованиям банка.
Проверяет наличие Договора о полной материальной ответственности с кассиром в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.
Проверяет ведение кассовой книги, журнала учета приходных и расходных кассовых ордеров, расчеты наличными между юридическими лицами.
Ревизия кассы производится с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей , находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. По результатам ревизии комиссия составляет акт «О ревизии наличных денежных средств». При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.
Ревизия: понятие и виды
Под понятием ревизии подразумевают проверку финансово-экономических и хозяйственных показателей деятельности предприятия. В зависимости от цели проведения проверки ревизия может быть:
- комплексной. В таком случае проверке подлежат все показатели деятельности организации (доходы, расходы, остатки ТМЦ и ОС, наличность в кассе и т.п.);
- тематической. Такие проверки проводятся в направлении какой-либо деятельности (например, ревизия наличности в кассе, проверка наличия ТМЦ на складе и т.п.). Тематические ревизии проводятся, как правило, в случае необходимости проверки достоверности фактов хищения, укрытия доходов, фальсификации расходов и т.п.;
- плановой. Компания вправе проводить регулярные ревизии (как комплексные, так и тематические). Регламент проведения проверок, их периодичность и порядок документирования должен быть закреплен в учетной политике компании;
- внеплановой. Как правило, внеплановые ревизий проводятся с целью проверки одного из направлений деятельности. В данном случае ревизор не обязан уведомлять проверяемого о ревизии заранее.
Теоретические аспекты
Прежде чем на предприятии будет внедрена система регулярного ежедневного контроля за деятельностью компании, необходимо внутренними документами установить определения терминов, сопряженных с деятельностью ревизионной структуры.
Обязательно определение понятия «внутренний контроль». Можно сформулировать его следующим образом: контроль за всеми видами хозяйствования, финансовых операций организации, включая следование утвержденному плану, в разрезе подразделений, отделений, органов, имеющихся в структуре предприятия. Процедуры, из которых состоит такой контроль, не мешают собственно операциям, но позволяют находить из их числа нестандартные и проводить их с высокой эффективностью, без потерь. Внутренняя проверка финансово-хозяйственной деятельности — это еще и управление рисками.
Теоретические аспекты
Прежде чем на предприятии будет внедрена система регулярного ежедневного контроля за деятельностью компании, необходимо внутренними документами установить определения терминов, сопряженных с деятельностью ревизионной структуры.
Обязательно определение понятия «внутренний контроль». Можно сформулировать его следующим образом: контроль за всеми видами хозяйствования, финансовых операций организации, включая следование утвержденному плану, в разрезе подразделений, отделений, органов, имеющихся в структуре предприятия. Процедуры, из которых состоит такой контроль, не мешают собственно операциям, но позволяют находить из их числа нестандартные и проводить их с высокой эффективностью, без потерь. Внутренняя проверка финансово-хозяйственной деятельности — это еще и управление рисками.