Права и обязанности водителя управляющего транспортным средством

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности водителя управляющего транспортным средством». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Многие водители после требования дорожно-патрульной службы остановиться выходят из машины. Этого делать не нужно – вы имеете полное право оставаться в своем транспортном средстве, пока сотрудник ДПС подходит, представляется и объясняет причину остановки.

Права водителя при остановке ДПС

Важно! Водитель имеет полное право не останавливаться по требованию ДПС в темное время суток в неосвещенных малолюдных районах. Право также продолжает действовать, когда вас останавливает одиночный автомобиль без опознавательных знаков, который по вашему мнению не является дорожно-патрульным средством.

В данном случае необходимо сообщить о ситуации на ближайшем посту ГИБДД.

В случае остановки сотрудником ДПС, водитель имеет полное право записывать общение с инспектором на все доступные аудио- и видеоустройства, чтобы иметь возможность в случае необходимости доказать свою правоту.

При остановке вежливо поздоровайтесь с сотрудником ДПС и осведомитесь о причине остановки. В случае, если повод не был вам четко назван и сформулирован, вы имеете полное право продолжить движение, предварительно спросив разрешение.

Водитель имеет право потребовать от сотрудника ДПС предъявить его служебное удостоверение и сообщить о ситуации на пост ГИБДД в случае его отказа.

Права инспектора ГИБДД

Инспектор дорожно-патрульной службы имеет полное право остановить транспортное средство в таких случаях:

  • Безопасность дорожного движения нарушена, и этот факт зафиксирован при помощи специальных технических средств или визуально;
  • Имеются данные об участии данного средства в противоправных мероприятиях или об угоне;
  • Переданные ориентировки на задержание от других сотрудников ДПС или участников дорожного движения, подкрепленные визуальным наблюдением признаки причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП, преступления или любого другого правонарушения;
  • Необходимость опроса присутствующих в автомобиле людей, которые являются свидетелями ДТП;
  • В случае привлечения водителя или пассажиров в качестве понятых;
  • Необходимость эксплуатации транспортного средства в служебных целях в соответствии с абз.5 п.4 Административного регламента;
  • Потребность в остановке для оказания водителем помощи другим водителям, пассажирам, пешеходам или сотрудникам ДПС;
  • Специальных процедур контроля транспортных средств, перемещающихся в них лиц или грузов;
  • Проверки документации водителя, технического средства передвижения, присутствующих пассажиров или грузов.

Во всех этих случаях сотрудник ДПС обязан четко представиться и объяснить причину остановки водителю транспортного средства.

Техническое состояние ТС

Статья КоАП Нарушение Наказание
12.5 ч.1 Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация ТС запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 статьи 12.5 КоАП РФ Предупреждение или 500 руб.
12.5 ч.2 Управление ТС с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) 500 руб.
12.5 ч.3 Управление ТС, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Лишение прав на 6 — 12 месяцев, конфискация ТС
12.5 ч.3.1 Управление ТС, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных ТС 500 руб.
12.5 ч.4 Управление ТС, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) Лишение прав на — 18 месяцев, конфискация
12.5 ч.4.1 Управление ТС, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид» 5000 руб., конфискация
12.5 ч.5 Использование при движении ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения Лишение прав на 18 — 24 месяца, конфискация ТС
12.5 ч.6 Управление ТС, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб Лишение прав на 12 — 18 месяцев
12.5 ч.7 Управление ТС, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси 5000 руб.
12.31 ч.2 Выпуск на линию ТС, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения На граждан штраф не распространяется
12.31 ч.3 Выпуск на линию ТС с заведомо подложными государственными регистрационными знаками либо с установленными на передней его части световыми приборами с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета, а равно световыми приборами, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения На граждан штраф не распространяется
14.43 ч.1 Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 О техническом регулировании» 1000 — 2000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
14.43 ч.2 Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в статье 14.43 и статье 14.47 О техническом регулировании» 2000 — 4000 руб., конфискация (или без конфискации) (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
14.43 ч.3 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43. Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в статье 14.43 и статье 14.47 О техническом регулировании» 4000 — 5000 руб., конфискация (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
Статья КоАП Нарушение Наказание
12.6 Управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией ТС предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах 1000 руб.

Статья КоАП Нарушение Наказание
12.9 ч.2 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 20, но не более 40 километров в час 500 руб.
12.9 ч.3 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 40, но не более 60 километров в час 1000 — 1500 руб.
12.9 ч.4 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60, но не более 80 километров в час 2000 — 2500 руб. или лишение прав на 4- 6 месяцев
12.9 ч.5 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 80 километров в час 5000 руб. или лишение прав на 6 месяцев
12.9 ч.6 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.9 КоАП РФ 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
12.9 ч.7 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 12.9 КоАП РФ Лишение прав на 12 месяцев или 5000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

  • подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
  • испытание.
  1. «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
  2. Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
  • номер листа испытаний;
  • ФИО водителя;
  • дата и время прохождения, испытательный период;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • ФИО водителя-наставника;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
  • Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
  • 5.1. Пассажиры обязаны:
    — при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;
    — посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
    Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

    5.2. Пассажирам запрещается:
    — отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
    — при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
    — открывать двери транспортного средства во время его движения.

    12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.
    На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

    12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
    Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.
    Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

    Обязанности водителей автотранспортных средств

    В обязанности водителя входят нижеперечисленные действия:

    • Остановка автотранспорта по требованию уполномоченного сотрудника в указанном им месте. Права водителя перед ДПС не допускают отказ от выполнения этого действия.
    • При себе нужно иметь и давать для проверки по требованию уполномоченного сотрудника водительское удостоверение (права) или временное разрешение на вождение, а также иные регистрационные документы и страховой полис.
    • Необходимо быть пристегнутым ремнем безопасности, в том числе это касается пассажиров. Хотя это правило редко выполняется. Непристегнутых пассажиров перевозить запрещается. При управлении мотоциклом водитель и его спутник обязаны быть в застегнутом мотошлеме. Без выполнения этого требования перевозить кого-либо запрещено.
    • Проверить автотранспортное средство перед выездом и в процессе пути обеспечить его исправное технического состояние. В случае неисправности рулевого управления, не горящих или отсутствующих фар и задних габаритных огней в темное время суток, тормозной системы, у автопоезда сцепного устройства со стороны водителя, использовать его нельзя. Также в случае недействующего стеклоочистителя во время снега или дождя эксплуатация авто запрещается. Если в пути возникли иные неисправности, при которых запрещено использование транспорта, водитель должен своими силами устранить их. В случае, когда это сделать невозможно, лицо может проследовать к месту ремонта или стоянки с соблюдением требуемых мер предосторожности.
    • Водитель обязан предоставить свой транспорт сотрудникам полиции, представителям органов федеральной службы безопасности или охраны в предусмотренных законом случаях. А также это касается фармацевтических и медицинских работников. Этот закон предусмотрен для обеспечения перевозки в ближайшее лечебное учреждение граждан в угрожающих случаях для их жизни.
    Читайте также:  Срок давности по штрафам ГИБДД в 2023 году

    Комментарий к Разделу 2 Правил дорожного движения РФ

    2.1.1.1.

    Со 2 января 2020 года если водитель заключил со страховой компанией электронный договор ОСАГО, то он имеет право предъявить сотруднику ГИБДД для проверки полис ОСАГО в электронном виде, например, на экране смартфона. Сотрудник ГИБДД, в свою очередь, может проверить в автоматизированной системе ОСАГО заключал ли водитель такой договор или нет. Не запрещается возить с собой и предъявлять для проверки распечатанную копию полиса ОСАГО.

    2.1.2.

    До начала движения водитель обязан пристегнуться ремнями безопасности проверить, чтобы пристегнулись пассажиры.

    Мотошлем для мотоциклиста и его пассажира – это одно из основных средств пассивной безопасности. К таким средствам еще относится соответствующая экипировка с защитными накладками, но ПДД запрещают движение на мотоцикле именно без застегнутого мотошлема.

    2.3.1.

    ПДД подразделяют неисправности ТС на две подгруппы. Первая подгруппа включает неисправности, при которых запрещается движение ТС. Их пять, они перечислены в этом пункте ПДД. Стоим на месте (не начинаем и не продолжаем движение) при неисправности:

    — рабочей тормозной системы

    — рулевого управления

    — сцепного устройства (в составе автопоезда)

    — негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости

    — не работающим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

    К второй подгруппе относятся неисправности, при которых запрещается эксплуатация ТС. При возникновении этих неисправностей, движение ТС не запрещено. Двигаясь к месту ремонта, водитель обязан помнить, что в случае ДТП ответственность за управление неисправным автомобилем будет на нем.

    К мерам предосторожности, которые можно использовать при управлении ТС в данном случае, относятся: движение по крайней правой полосе с малой скоростью, включение аварийной сигнализации и другие действия в зависимости от возникшей неисправности.

    2.3.2.

    Водитель, в отношении которого имеются основания предположить, что он находится в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), подлежит отстранению от управления транспортным средством.

    В соответствии со ст. 27.12 КоАП. основаниями полагать, что водитель, управляющий ТС, находится в состоянии опьянения, являются:

    — характер движения ТС, вызывающий сомнение в способности водителя управлять им;

    — наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, изменение зрачков при соответствующем поведении);

    — заявления свидетелей об употреблении водителем спиртных напитков или наркотических средств.

    При наличии таких оснований сотрудники полиции в соответствии с действующим законодательством имеют право направлять (доставлять) этих лиц на медицинское освидетельствование, с целью установления состояния опьянения.

    2.4.

    По требованию водителя остановленного транспортного средства, лица, указанные в пункте 2.4, обязаны представиться и предъявить (показать) ему служебное удостоверение.

    Работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах, уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта также являются регулировщиками движения, но проверять документы у водителей не имеют права.

    Сотрудники военной автоинспекции имеют право проверять только транспорт Министерства обороны.

    2.6.

    Действия водителя, который причастен к ДТП, должны выполняться именно в той последовательности, как это изложено, и как можно быстрее. Если, кроме водителя, на месте ДТП есть пассажиры или другие лица, которые могут оказать помощь, их следует также при влечь, например, для вызова «скорой», сообщения о ДТП в полицию и т.д.

    Если необходимо зафиксировать следы ДТП, но при этом следует освободить проезжую часть, рекомендуется каким-либо острым предметом отметить на дороге расположение колес в районе осей транспортного средства, чтобы потом можно было предельно точно установить его недавнее местонахождение. Рисовать мелом нежелательно, так как такие следы вскоре могут быть стерты проходящим мимо транспортом.

    Следует обратить внимание на правильность составления протокола и схемы аварии, так как первичные документы имеют значительный «вес» при дальнейшем разборе происшествия в отделе ГИБДД. Можно будет дополнить написанное и подписанное ранее, но исправить первичные документы будет уже невозможно.

    2.6.1.

    Ожидать прибытия сотрудника ДПС к месту аварии иногда приходится очень долго (в условиях крупного города так случается часто). У водителей есть возможность оформить ДТП своими силами, но это можно сделать только, если в ДТП участвовало 2 автомобиля, имеющих ОСАГО, и вред причинен только автомобилям, т.е. пострадала только техника, без людских пострадавших.

    Прежде чем покидать место происшествия, следует грамотно все оформить: составить схему аварии, зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи положение транспортных средств по отношению друг к другу и к элементам дорожной инфраструктуры, указать свидетелей и виновника (если таковой имеется), текущее время и прочие обстоятельства, а также поставить под этим подписи всех участников ДТП.

    С 1 октября 2019 года можно оформить ДТП самостоятельно, без участия ГИБДД (по европротоколу), в т.ч. в случае, если между участниками имеются разногласия. Оформление ДТП при разногласиях должно быть зафиксировано с помощью ЭРА-ГЛОНАСС или специального мобильного приложения, одобренного союзом автостраховщиков.

    Самостоятельное оформление ДТП возможно при следующих условиях:

    1. В ДТП столкнулись только 2 автомобиля.

    2. У каждого из водителей есть ОСАГО.

    3. Вред причинен только автомобилям (пострадавших нет).

    Схема самостоятельного оформления с 1 октября 2019 года:

    — ДТП без разногласий водителей и с ущербом до 100 000 руб. оформляются по европротоколу.

    Читайте также:  Суточные при командировке: нормы 2023 года

    — ДТП с разногласиями водителей и с ущербом до 100 000 руб. оформляются только при наличии тревожной кнопки ЭРА-ГЛОАНСС или специального приложения.

    — ДТП без разногласий водителей и с ущербом до 400 000 руб. оформляются только при наличии тревожной кнопки ЭРА-ГЛОАНСС или специального приложения.

    Если у одного из участников ДТП нет ни ГЛОНАСС, ни специального приложения, то при наличии разногласий между собой самостоятельное оформление ДТП будет невозможно.

    В любом случае получить ответы на вопросы об оформлении ДТП можно позвонив по телефону в ГИБДД и сообщив обстоятельства ДТП. Важно: водители могут ехать для оформления на пост ГИБДД только после того, как сообщат о ДТП по телефону, и получат соответствующие инструкции.

    «Мне вынесли вердикт „не годен“, это можно оспорить?»

    Да, оспорить можно, также как и заключение любой другой медицинской комиссии. Основным вопросом будет критерий негодности — по одним основаниям, имеющим объективные критерии (например, зрение или электроэнцефалограмма) оспаривать легче, по другим (например, психиатрической диагноз), которые имеют больше оценочный характер суждений, оспаривать сложнее, но в любом случае это возможно.

    Кто подтверждает здоровье иностранных водителей, мигрантов — будут ли они тоже в базе?

    Иностранные водители должны подтверждать свои права, по сути, менять их на российские. Соответственно, они обязаны проходить все те же медицинские процедуры, что и российские автомобилисты, а значит они также будут в этой базе.

    Не будет ли возможности двояко толковать какие-то пункты и создавать поле для взяток за «хорошее» заключение?

    Возможности для коррупционных действий будут всегда, пока есть люди. И наличие базы ничего не изменит. Хотя проконтролировать, кто выдал подложный документ, станет легче. Только от социальной зрелости, подкрепленной ответственностью за подлог, и определяется выдача «правильных» заключений. Врача любой специальности можно заподозрить в этом, но, к счастью, это не столь распространенное явление.

    Срок действия временного разрешения

    Статья 27.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает следующий срок выдачи временного разрешения на право управления ТС – два месяца. Он может быть продлен решением суда или иного уполномоченного представителя. Если лицо, лишившееся прав, совершило правонарушение за пределами того региона, где он проживает, время разбирательств может увеличиться. Для продления действия временного разрешения водитель должен ходатайствовать об этом в государственную инспекцию.

    Временное разрешение на управление транспортным средством обойдется гражданину в пятьсот рублей, размер государственной пошлины при выдаче водительского удостоверения составляет восемьсот рублей.

    С 2013 года ситуация изменилась в связи с тем, что удостоверение до суда остается у водителя. Хотя при утере документа действует тот же порядок. Автолюбитель может испытывать некоторые неудобства во время пользования временным разрешением.

    Так аренда автомобиля становится недоступной. Для проверки этой информации даже не нужно проходить консультацию у юриста. Обращаясь за этой услугой человек должен предоставить не только паспорт, но и водительское удостоверение, которого, по понятным причинам, нет в наличии.

    Также лучше не пересекать границу с таким документом на руках. При остановке транспортного средства уполномоченным лицом другой страны могут возникнуть неприятности при предъявлении такого документа без фотографии.

    Плюсы электронного полиса неоспоримы:

    • не требует больших затрат времени на дорогу и оформление;
    • уплачиваются только обязательные услуги, без дополнительных, навязанных специалистом;
    • сохраняются льготы в случае безаварийной езды в связи с использованием единой базы;
    • печать на специальном бланке не требуется, в случае потери полиса его можно распечатать повторно;
    • информация о заключении договора страхования хранится в базе, нет необходимости иметь постоянно в наличии с собой определенный комплект документов на управление автомобилем.

    Несмотря на все преимущества, сохраняется риск стать клиентом компании, не имеющей права выдавать полис ОСАГО. В таком случае оформленный документ окажется недействительным. Распознать фальшивку можно по следующим чертам:

    1. Заниженная стоимость – сумма к выплате по страховке имеет единый принцип вычисления и регулируется Центральным банком России. Акции и специальные предложения могут выдать мошенника.
    2. Неизвестный сайт – существует множество ресурсов, не являющихся официальными страницами страховых компаний.

    Если все-таки не получилось избежать сотрудничества с мошенниками, можно заказать консультацию юриста, чтобы он помог найти выход из ситуации.

    Меры наказания за неправомерное управление автомобилем

    Согласно статье 12.37 Кодекса об административных правонарушениях за управление транспортным средством лицом, который не упомянут в страховке, может быть наложен штраф в размере пятисот рублей. Эта цифра увеличилась на двести рублей по сравнению с 2013 годом.

    Даже если владелец автомобиля находился рядом во время рассмотренного нарушения, наказания это не меняет и тем более не отменяет. Если же владелец автотранспортного средства не осуществил обязательное страхование своей ответственности, управлял машиной без полиса, он будет наказан на восемьсот рублей.

    Если произошло дорожно-транспортное происшествие с участием лица, которое не было оформлено в полисе страхования, компания, выдавшая его, возместит потерпевшим ущерб. Однако после она имеет право потребовать материальную компенсацию с незаконного водителя.

    Это право закреплено в ст. 24 Устава автомобильного транспорта. На практике это означает, что водитель не может препятствовать поездке пассажира, если в салоне есть свободные места, а пассажир не нарушает правила перевозки (например, на нем нет пачкающей одежды, он не отказывается платить, и так далее). Под «свободными местами» понимаются как сидячие, так и стоячие. Если возникают спорные ситуации, необходимо обратиться к техническим характеристикам автобуса, в них должно быть указано количество тех и других мест.

    Это правило особенно актуально для регионов, где работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *